Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)

Работа №102546

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы23
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Исследование современного состояния музыкальной журналистики в контексте массовых коммуникаций представляется актуальным потому, что в своей новейшей истории музыкальные медиа выступали порой в авангарде тех явлений, которые затем формировали облик современной журналистики. Еще в начале 2000-х годов, задолго до становления политической блогосферы, выхода СМИ в социальные сети, тотальной дигитализации массовой культуры, в музыкальной индустрии началась системная перестройка согласно принципам сетевого общества и его конвергентной культуры. Вертикальная структура коммуникаций между субъектами музыкального поля (авторами, производителями, распространителями, критиками и слушателями) сменилась горизонтальной (обменом сообщениями разных видов между узлами сети), и музыка как продукт уступила место музыке как сервису: вместо произведения на физическом носителе слушатель приобретает право доступа к цифровому потоку. Раньше многих других сфер музыка выявила возможности интернета как «нового формообразующего начала современной реальности», по выражению М. А. Мясниковой.
Для теории и практики медиа в сфере культуры особенно значимым становится вопрос о том, как трансформировалась рецензия (письменный разбор первичного произведения) - аналитический жанр, который всегда служил основным инструментом оперативного осмысления произведений.
Имея в виду собственный опыт работы в музыкальной журналистике (прежде всего в сегментах популярной, экспериментальной и академической музыки), в том числе опыт музыкального рецензирования, автор диссертации был свидетелем многих стремительных изменений в профессии - от исчезновения печатных версий музыкальных журналов до появления автоматически генерируемых персональных плей-листов в музыкальных агрегаторах. Необходимость в изменившихся условиях пересмотреть роль жанра рецензии, теоретически осмыслить собственный профессиональный опыт и стала первоначально импульсом к изучению темы.
Музыкальная критика и музыкальные медиа достаточно полно освещены в современных исследованиях. В книгах С. Рейнольдса, Дж. Сибурка, Х. У. Обриста, А. К. Троицкого зафиксированы особенности перехода индустрии поп-музыки из XX в XXI век. Принципиально новые сетевые механизмы в отношениях между музыкантами, слушателями, лейблами, промоутерами, журналистами рассматривают в своих статьях и монографиях Г. Д. Гольденцвайг, Ю. В. Стракович, Дж. Рокс, Д. Ардити и др.
В отечественной научной литературе дискурс музыкальной журналистики также изучен весьма подробно. Жанровым особенностям рецензии посвящена монография Е. А. Набиевой; образу автора текстов об академической музыке - кандидатская диссертация А. Э. Семеновой; состоянию современной музыкальной критики - кандидатская диссертация А. В. Украинской; музыке в структуре медиатекста - докторская диссертация Т. Ф. Шак. Специфика музыкальных медиа, в том числе с позиций лингвистики, теории СМИ, стилистики русского языка, детально исследована статьях, а также в учебных пособиях Т. А. Курышевой, Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой, Т. С. Сергеевой, Е. Ю. Коломийцевой, А. В. Полонского, Г. П. Андриевской.
Однако вопросы, связанные с конвергентным характером медиасреды, в которой функционирует рецензия сегодня, до сих пор осмыслены недостаточно. Вне поля зрения исследователей остается тот обширный массив рецензий, которые публикуются в блогах, на стриминговых сервисах, в мессенджерах и на медиаплатформах других видов, со второй половины 2010-х годов особенно значимых для массовой коммуникации в сфере музыкальной культуры. По-прежнему не вполне признана идея о том, что экосистемы таких ресурсов с их интерактивными компонентами можно рассматривать как фактор трансформации жанра рецензии. Наконец, в глазах многих ученых музыкальный журналист эпохи Spotify и Apple Music остается в роли профессионала, просветителя, источника смыслов, а не участника потоковой, достаточно хаотичной коммуникации.
Новизна нашей работы заключается в проблематизации конвергентного характера музыкальной рецензии. Делая акцент на полиформатности и полистиличности сетевой среды, мы решили заострить вопрос, который, на наш взгляд, поставлен в исследовательской литературе недостаточно радикально: может ли рецензия в принципе придавать смыслы музыкальным произведениям в условиях их потокового создания и восприятия, и если да, то как в этом случае осознается фигура музыканта?
Рассмотреть эту проблему мы решили в свете категории мифа - фундаментальной для гуманитарного знания, разработав на этой основе собственную методику анализа критического медиатекста. Иными словами, диссертация направлена не столько на погружение в индивидуально-авторские стили музыкальных обозревателей, сколько на обоснование иного подхода к жанру. Впервые в отечественном дискурсе музыкальная рецензия рассматривается в свете категории мифа с применением классификаций когнитивных искажений, или смещений. Под когнитивными смещениями в этом случае мы понимаем обусловленный психофизиологией человека механизм иррационального принятия решений в ситуации неопределенности. Подчеркнем, что, рассматривая механизмы творческого восприятия в исследовании, мы употребляем термин искажения без каких-либо негативных коннотаций, имея в виду именно эффекты смещения восприятия под воздействием рецензий. Кроме того, пожалуй, впервые с точки зрения жанра мы намеренно трактуем саму рецензию более широко, чем это принято в практике исследований: не только как традиционный аналитический текст, но и как, в частности, запись, состоящую всего из нескольких фраз в экспертном телеграм-канале.
Объектом исследования выбран имидж исполнителя, представленный в конвергентной музыкальной онлайн-рецензии, функционирующей, в свою очередь, в контексте глобального медиаландшафта. Поэтому большей частью мы рассматриваем рецензии на произведения популярной музыки, доминирующей в современной музыкальной индустрии, но не исключаем из области нашего научного интереса тексты об академической, электронной, экспериментальной музыке.
Под конвергентной музыкальной рецензией мы имеем в виду такую музыкальную онлайн-рецензию, которая несет в себе как традиционные элементы жанра (существовавшие и до распространения интернета), так и черты новых медиасистем. Набор таких новых особенностей широк - от гипертекстовых ссылок или видео внутри рецензии до интеграции материала со стриминговыми сервисами или распространения в форме поста на Facebook, т. е. интеграции с внешней информационной средой.
Современные российские авторы уделяют особое внимание тому, как в условиях конвергенции меняется язык медиа; новые подходы к анализу креолизованных текстов, формулируемые М. В. Загидуллиной, Е. Ф. Олешко, К. В. Киуру, стали значимым элементом методологии нашей работы.
Предмет исследования - стратегии и тактики мифологизации имиджей исполнителей, реализованные в музыкальных рецензиях. За основу мы принимаем трактовку мифологизации в работах Р. Барта, согласно которой миф - это «похищенное и возвращенное слово», т. е. продукт вторичного означивания в сфере уже существующих мифологий. В данном случае он направлен на создание имиджа музыканта. При этом каждую отдельно взятую рецензию мы рассматриваем как основу появления в ее рамках мифа посредством определенных общих коммуникативных стратегий и частных тактик, а поле массовой коммуникации - как среду дальнейшего стихийного развития мифа. В этом случае имидж музыканта субъективно интерпретируется журналистом, но получает развитие и утверждается в коллективном сознании читателя.
Таким образом, целью исследования становится рассмотрение стратегий и тактик мифологизации имиджей музыкантов на материале репрезентативного массива конвергентных рецензий. Мы предполагаем, что планомерное использование стратегий и тактик способно создать имидж с заранее заданными параметрами, запрограммировать восприятие читателя на определенное видение музыканта.
В рамках достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести обзор состояния современной музыкальной журналистики и отобрать материал для анализа;
2) выявить специфику создания мифов в современной, в том числе музыкальной, культуре в условиях сетевого общества;
3) проанализировать существующие системы стратегий и тактик персонального брендинга / мифологизации имиджа;
4) разработать методику анализа конвергентных музыкальных рецензий;
5) провести эксперимент по моделированию суггестивного воздействия рецензии посредством системы стратегий и тактик на реальную аудиторию.
Материал исследования представлен массивом рецензий, опубликованных в действующих русскоязычных и англоязычных интернет- медиа: всего около 200 текстов из 67 ресурсов разных типов - как в специализированных музыкальных СМИ (в том числе принадлежащих конкретным жанровым нишам), так и в общественно-политических изданиях, блогах, влогах, подкастах, группах в соцсетях, каналах в мессенджерах и т. д.
Для детализированного демонстрационного разбора стратегий и тактик мифологизации имиджей музыкантов были отобраны 7 рецензий. Критериями для отбора стали качество этих материалов, их вес в медиаландшафте и востребованность среди читателей, а также их репрезентативность с точки зрения тем, стилей и форматов. Анализ этого массива рецензий послужил базой для классификации и определения общих тенденций развития жанра.
Мы рассмотрели публикации в русскоязычных ресурсах: в блоге с любительскими рецензиями о современной музыке «Сторона» (сайт и одноименное сообщество «ВКонтакте»), в интернет-журнале о современной культуре Colta. Особое внимание мы уделили записи в блоге «Новая музыка. Максимально коротко», который известный журналист, музыкальный критик Александр Горбачев ведет в мессенджере Telegram .
Англоязычная часть исследовательского материала представлена рецензиями в авторитетном американском интернет-журнале Pitchfork, ориентированном, главным образом, на современную популярную и экспериментальную музыку, в блоге Brooklyn Vegan о жизни Нью-Йорка и актуальной культурной повестке. В этом ряду оказалась также публикация в FACT Magazine - первоначально сетевой версии печатного журнала, а теперь исключительно сетевом журнале преимущественно о хип-хопе, электронной, экспериментальной и поп-музыке. Наконец, мы проанализировали рецензию в AllMusic, одной из старейших музыкальных онлайн-энциклопедий.
Таким образом, в фокусе исследования оказались принципиально не похожие друг на друга по формату и стилю материалы, посвященные преимущественно произведениям современной популярной музыки и опубликованные в течение в последних 6 лет, т. е. в тот период, когда новая модель музыкальной индустрии сформировалась и активно функционировала. Такой временной интервал призван отражать если не изменчивую рыночную конъюнктуру, то по крайней мере лежащие в ее основе системы отношений между субъектами музыкальной индустрии.
В теоретико-методологическом отношении диссертационная работа базируется на принципах междисциплинарного подхода, что предполагает взаимодополняющее сочетание филологических, культурологических и собственно теоретико-журналистских знаний, практик и методов. Методы диссертационного исследования систематизированы следующим образом. Для формирования собственной классификации музыкальных интернет-медиа использован типологический подход. Интегративный подход (предполагающий изучение жанра рецензии во взаимосвязи внешних исторических, художественных, технологических, социокультурных и других процессов) в сочетании с институциональным подходом (рассматривающим рецензию в контексте внутренних процессов музыкальной индустрии) очерчивают пространство применения конкретных методов. Опора на такие общенаучные методы, как наблюдение, сравнение и описание, помогала классификации и систематизации полученных данных, их анализу, обобщению и интерпретации. В диссертации использован также эксперимент по моделированию журналистского текста с заданными характеристиками.
Ключевой для методологии настоящего исследования является категория мифа. В стремлении установить более объемную и сбалансированную исследовательскую оптику мы обращаемся к широкому спектру концепций - от фиксирующихся на эволюции человеческого мышления текстов Л. Леви-Брюля, Э. Дюркгейма, Б. Малиновского до «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева и развивающих его идеи работ, от«Мифологий» Р. Барта в русле структуралистского дискурса до феноменологических опытов Г. Дженкинса. Для понимания и анализа особенностей функционирования мифа в современной медиасреде значительную поддержку нам оказали работы Н. Б. Кирилловой.
Теоретическая значимость работы вытекает из связи обширного и подвижного, непрерывно обновляющегося объекта и укорененного в истории гуманитарного знания метода. К насыщенной, разнородной, подвижной и потому несколько хаотичной области современных СМК мы применяем фундаментальную категорию мифа. Учитывая, что эффекты конвергенции в пределах конкретного жанра можно экстраполировать на сферу массмедиа в целом, следует сказать, что при анализе музыкальной рецензии мы входим в сферу современной проблематики журналистских текстов в целом.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленная в ней классификация музыкальных медиа, выявленные стратегии и тактики мифологизации, разработанная методика анализа рецензий могут представлять ценность как для частных задач профессионалов музыкальной индустрии, так и для разработки специальных учебных курсов по журналистике.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальные медиа исторически оказались в авангарде тех изменений, которые впоследствии распространились на всю сферу массовой коммуникации. В итоге особенно быстро созревшую внутри них модель стриминга - концепцию и технологию «потокового» распространения в сети дигитализированного контента - сегодня можно смело назвать ведущей для глобальной медиасреды.
2. Конвергентная рецензия как жанр, построенный на субъективной аналитике непонятийного языка музыки, неизбежно задействует мифы - вторичные семиологические системы. Особенно отчетливо процессы мифологизации проявляются в отношении имиджей самих музыкантов и именно в условиях многоуровневой конвергенции медиасреды.
3. Мифологизация имиджа осуществляется как номинация, т. е. придание музыканту имени средствами мультимедийного языка - ёмкого, символически значимого образа. Такое мифологическое определение осуществляется с использованием двух возможных стратегий: номинации проекта-идеи и номинации проекта-героя. В рамках каждой из этих стратегий может действовать набор общеупотребительных и специфических коммуникативных тактик.
Апробация промежуточных результатов работы осуществлялась на международной научно-практической конференции «Мировая журналистика: единство многообразия» (Москва, РУДН, 2018 г.), международной научно-практической конференции «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследования» (Челябинск, ЧелГУ, 2018 г.), международной научно-практической конференции «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы» (Челябинск, ЧелГУ, 2019 г.).
Кроме того, исследовательские компетенции автора диссертации подкреплены его профессиональным опытом как практика музыкальных медиа: работой в жанрах новости, интервью, репортажа и, конечно, рецензии в российской версии журнала Rolling Stone, сетевых и печатных изданиях Modemrock, «Независимая газета», «Новый компаньон». В активе автора также работа с мультимедийным контекстом в PR-отделах крупных российских музыкальных театров - Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Мариинского театра.
Представленная работа соответствует Паспорту специальностей ВАК 10.01.10 («Журналистика») и отрасли «Филологические науки» (10.00.00) Паспорта специальностей ВАК по следующим направлениям исследований: Журналистика в системе массовой коммуникации (п. 19); Информационные потоки: источники, субъекты формирования.
Структурирование информационных потоков (п. 31); Формирование жанров журналистики и их развитие (п. 46).
Объем и структура
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения, списка литературы и раздела Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Kataev P. Survivorship Biases: Studies Of The Suggestive Potential Of Mass Media Contnent // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. PMMIS. 2019. EpSBS. Vol. LXVI. P. 609 - 616. (0,5 п. л.). (WoS).
2. Катаев П. В. Музыкальные медиа в сетевом обществе: возможности и вызовы функционального многообразия // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10, вып. 1. С. 104 - 116. (1 п. л.).
3. Катаев П. В. Суггестивность как фактор мифологизации образа артиста: на матер. мультимедийных текстов музыкальных рецензий // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). С. 109 - 116. (0,8 п. л.).
4. Катаев П. В. Особенности рецензирования музыкальных произведений в конвергентной журналистике // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12, вып. 3. С. 140 -148. (0,9 п. л.).
5. Катаев П. В. Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста: на матер. мультимедийных музыкальных рецензий // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 119 - 128. (0,6 п. л.).
Монография
6. Катаев П. В. Музыкальные интернет-медиа: роль в практиках межкультурной коммуникации. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 68 с. (4 п. л.).
Другие публикации:
7. Катаев П. В. «Фейковые новости» как средство мифологизации артистических образов в современной музыкальной индустрии // Мировая журналистика: единство многообразия: сб. науч. статей. Т. 1. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2018. С. 319 - 328. (0,45 п. л.).
8. Катаев П. В. Текст в квадрате: инстаграм-аккаунт нового городского медиа как формат визуальной коммуникации // Город и медиа: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Новые городские медиа в медиаландшафте России», г. Пермь, 1-2 июня 2018 г. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2018. С. 123 - 136. (0,6 п. л.).
9. Катаев П. В. Ошибки выживших: к вопросу об оценке суггестивного потенциала текстов масс-медиа // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы: сб. матер. III конф. PMMIS (Post mass media in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 г. / под общ. ред. М. В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. С. 143 - 146. (0,1 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ