Исследование современного состояния музыкальной журналистики в контексте массовых коммуникаций представляется актуальным потому, что в своей новейшей истории музыкальные медиа выступали порой в авангарде тех явлений, которые затем формировали облик современной журналистики. Еще в начале 2000-х годов, задолго до становления политической блогосферы, выхода СМИ в социальные сети, тотальной дигитализации массовой культуры, в музыкальной индустрии началась системная перестройка согласно принципам сетевого общества и его конвергентной культуры. Вертикальная структура коммуникаций между субъектами музыкального поля (авторами, производителями, распространителями, критиками и слушателями) сменилась горизонтальной (обменом сообщениями разных видов между узлами сети), и музыка как продукт уступила место музыке как сервису: вместо произведения на физическом носителе слушатель приобретает право доступа к цифровому потоку. Раньше многих других сфер музыка выявила возможности интернета как «нового формообразующего начала современной реальности», по выражению М. А. Мясниковой.
Для теории и практики медиа в сфере культуры особенно значимым становится вопрос о том, как трансформировалась рецензия (письменный разбор первичного произведения) - аналитический жанр, который всегда служил основным инструментом оперативного осмысления произведений.
Имея в виду собственный опыт работы в музыкальной журналистике (прежде всего в сегментах популярной, экспериментальной и академической музыки), в том числе опыт музыкального рецензирования, автор диссертации был свидетелем многих стремительных изменений в профессии - от исчезновения печатных версий музыкальных журналов до появления автоматически генерируемых персональных плей-листов в музыкальных агрегаторах. Необходимость в изменившихся условиях пересмотреть роль жанра рецензии, теоретически осмыслить собственный профессиональный опыт и стала первоначально импульсом к изучению темы.
Музыкальная критика и музыкальные медиа достаточно полно освещены в современных исследованиях. В книгах С. Рейнольдса, Дж. Сибурка, Х. У. Обриста, А. К. Троицкого зафиксированы особенности перехода индустрии поп-музыки из XX в XXI век. Принципиально новые сетевые механизмы в отношениях между музыкантами, слушателями, лейблами, промоутерами, журналистами рассматривают в своих статьях и монографиях Г. Д. Гольденцвайг, Ю. В. Стракович, Дж. Рокс, Д. Ардити и др.
В отечественной научной литературе дискурс музыкальной журналистики также изучен весьма подробно. Жанровым особенностям рецензии посвящена монография Е. А. Набиевой; образу автора текстов об академической музыке - кандидатская диссертация А. Э. Семеновой; состоянию современной музыкальной критики - кандидатская диссертация А. В. Украинской; музыке в структуре медиатекста - докторская диссертация Т. Ф. Шак. Специфика музыкальных медиа, в том числе с позиций лингвистики, теории СМИ, стилистики русского языка, детально исследована статьях, а также в учебных пособиях Т. А. Курышевой, Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой, Т. С. Сергеевой, Е. Ю. Коломийцевой, А. В. Полонского, Г. П. Андриевской.
Однако вопросы, связанные с конвергентным характером медиасреды, в которой функционирует рецензия сегодня, до сих пор осмыслены недостаточно. Вне поля зрения исследователей остается тот обширный массив рецензий, которые публикуются в блогах, на стриминговых сервисах, в мессенджерах и на медиаплатформах других видов, со второй половины 2010-х годов особенно значимых для массовой коммуникации в сфере музыкальной культуры. По-прежнему не вполне признана идея о том, что экосистемы таких ресурсов с их интерактивными компонентами можно рассматривать как фактор трансформации жанра рецензии. Наконец, в глазах многих ученых музыкальный журналист эпохи Spotify и Apple Music остается в роли профессионала, просветителя, источника смыслов, а не участника потоковой, достаточно хаотичной коммуникации.
Новизна нашей работы заключается в проблематизации конвергентного характера музыкальной рецензии. Делая акцент на полиформатности и полистиличности сетевой среды, мы решили заострить вопрос, который, на наш взгляд, поставлен в исследовательской литературе недостаточно радикально: может ли рецензия в принципе придавать смыслы музыкальным произведениям в условиях их потокового создания и восприятия, и если да, то как в этом случае осознается фигура музыканта?
Рассмотреть эту проблему мы решили в свете категории мифа - фундаментальной для гуманитарного знания, разработав на этой основе собственную методику анализа критического медиатекста. Иными словами, диссертация направлена не столько на погружение в индивидуально-авторские стили музыкальных обозревателей, сколько на обоснование иного подхода к жанру. Впервые в отечественном дискурсе музыкальная рецензия рассматривается в свете категории мифа с применением классификаций когнитивных искажений, или смещений. Под когнитивными смещениями в этом случае мы понимаем обусловленный психофизиологией человека механизм иррационального принятия решений в ситуации неопределенности. Подчеркнем, что, рассматривая механизмы творческого восприятия в исследовании, мы употребляем термин искажения без каких-либо негативных коннотаций, имея в виду именно эффекты смещения восприятия под воздействием рецензий. Кроме того, пожалуй, впервые с точки зрения жанра мы намеренно трактуем саму рецензию более широко, чем это принято в практике исследований: не только как традиционный аналитический текст, но и как, в частности, запись, состоящую всего из нескольких фраз в экспертном телеграм-канале.
Объектом исследования выбран имидж исполнителя, представленный в конвергентной музыкальной онлайн-рецензии, функционирующей, в свою очередь, в контексте глобального медиаландшафта. Поэтому большей частью мы рассматриваем рецензии на произведения популярной музыки, доминирующей в современной музыкальной индустрии, но не исключаем из области нашего научного интереса тексты об академической, электронной, экспериментальной музыке.
Под конвергентной музыкальной рецензией мы имеем в виду такую музыкальную онлайн-рецензию, которая несет в себе как традиционные элементы жанра (существовавшие и до распространения интернета), так и черты новых медиасистем. Набор таких новых особенностей широк - от гипертекстовых ссылок или видео внутри рецензии до интеграции материала со стриминговыми сервисами или распространения в форме поста на Facebook, т. е. интеграции с внешней информационной средой.
Современные российские авторы уделяют особое внимание тому, как в условиях конвергенции меняется язык медиа; новые подходы к анализу креолизованных текстов, формулируемые М. В. Загидуллиной, Е. Ф. Олешко, К. В. Киуру, стали значимым элементом методологии нашей работы.
Предмет исследования - стратегии и тактики мифологизации имиджей исполнителей, реализованные в музыкальных рецензиях. За основу мы принимаем трактовку мифологизации в работах Р. Барта, согласно которой миф - это «похищенное и возвращенное слово», т. е. продукт вторичного означивания в сфере уже существующих мифологий. В данном случае он направлен на создание имиджа музыканта. При этом каждую отдельно взятую рецензию мы рассматриваем как основу появления в ее рамках мифа посредством определенных общих коммуникативных стратегий и частных тактик, а поле массовой коммуникации - как среду дальнейшего стихийного развития мифа. В этом случае имидж музыканта субъективно интерпретируется журналистом, но получает развитие и утверждается в коллективном сознании читателя.
Таким образом, целью исследования становится рассмотрение стратегий и тактик мифологизации имиджей музыкантов на материале репрезентативного массива конвергентных рецензий. Мы предполагаем, что планомерное использование стратегий и тактик способно создать имидж с заранее заданными параметрами, запрограммировать восприятие читателя на определенное видение музыканта.
В рамках достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести обзор состояния современной музыкальной журналистики и отобрать материал для анализа;
2) выявить специфику создания мифов в современной, в том числе музыкальной, культуре в условиях сетевого общества;
3) проанализировать существующие системы стратегий и тактик персонального брендинга / мифологизации имиджа;
4) разработать методику анализа конвергентных музыкальных рецензий;
5) провести эксперимент по моделированию суггестивного воздействия рецензии посредством системы стратегий и тактик на реальную аудиторию.
Материал исследования представлен массивом рецензий, опубликованных в действующих русскоязычных и англоязычных интернет- медиа: всего около 200 текстов из 67 ресурсов разных типов - как в специализированных музыкальных СМИ (в том числе принадлежащих конкретным жанровым нишам), так и в общественно-политических изданиях, блогах, влогах, подкастах, группах в соцсетях, каналах в мессенджерах и т. д.
Для детализированного демонстрационного разбора стратегий и тактик мифологизации имиджей музыкантов были отобраны 7 рецензий. Критериями для отбора стали качество этих материалов, их вес в медиаландшафте и востребованность среди читателей, а также их репрезентативность с точки зрения тем, стилей и форматов. Анализ этого массива рецензий послужил базой для классификации и определения общих тенденций развития жанра.
Мы рассмотрели публикации в русскоязычных ресурсах: в блоге с любительскими рецензиями о современной музыке «Сторона» (сайт и одноименное сообщество «ВКонтакте»), в интернет-журнале о современной культуре Colta. Особое внимание мы уделили записи в блоге «Новая музыка. Максимально коротко», который известный журналист, музыкальный критик Александр Горбачев ведет в мессенджере Telegram .
Англоязычная часть исследовательского материала представлена рецензиями в авторитетном американском интернет-журнале Pitchfork, ориентированном, главным образом, на современную популярную и экспериментальную музыку, в блоге Brooklyn Vegan о жизни Нью-Йорка и актуальной культурной повестке. В этом ряду оказалась также публикация в FACT Magazine - первоначально сетевой версии печатного журнала, а теперь исключительно сетевом журнале преимущественно о хип-хопе, электронной, экспериментальной и поп-музыке. Наконец, мы проанализировали рецензию в AllMusic, одной из старейших музыкальных онлайн-энциклопедий.
Таким образом, в фокусе исследования оказались принципиально не похожие друг на друга по формату и стилю материалы, посвященные преимущественно произведениям современной популярной музыки и опубликованные в течение в последних 6 лет, т. е. в тот период, когда новая модель музыкальной индустрии сформировалась и активно функционировала. Такой временной интервал призван отражать если не изменчивую рыночную конъюнктуру, то по крайней мере лежащие в ее основе системы отношений между субъектами музыкальной индустрии.
В теоретико-методологическом отношении диссертационная работа базируется на принципах междисциплинарного подхода, что предполагает взаимодополняющее сочетание филологических, культурологических и собственно теоретико-журналистских знаний, практик и методов. Методы диссертационного исследования систематизированы следующим образом. Для формирования собственной классификации музыкальных интернет-медиа использован типологический подход. Интегративный подход (предполагающий изучение жанра рецензии во взаимосвязи внешних исторических, художественных, технологических, социокультурных и других процессов) в сочетании с институциональным подходом (рассматривающим рецензию в контексте внутренних процессов музыкальной индустрии) очерчивают пространство применения конкретных методов. Опора на такие общенаучные методы, как наблюдение, сравнение и описание, помогала классификации и систематизации полученных данных, их анализу, обобщению и интерпретации. В диссертации использован также эксперимент по моделированию журналистского текста с заданными характеристиками.
Ключевой для методологии настоящего исследования является категория мифа. В стремлении установить более объемную и сбалансированную исследовательскую оптику мы обращаемся к широкому спектру концепций - от фиксирующихся на эволюции человеческого мышления текстов Л. Леви-Брюля, Э. Дюркгейма, Б. Малиновского до «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева и развивающих его идеи работ, от«Мифологий» Р. Барта в русле структуралистского дискурса до феноменологических опытов Г. Дженкинса. Для понимания и анализа особенностей функционирования мифа в современной медиасреде значительную поддержку нам оказали работы Н. Б. Кирилловой.
Теоретическая значимость работы вытекает из связи обширного и подвижного, непрерывно обновляющегося объекта и укорененного в истории гуманитарного знания метода. К насыщенной, разнородной, подвижной и потому несколько хаотичной области современных СМК мы применяем фундаментальную категорию мифа. Учитывая, что эффекты конвергенции в пределах конкретного жанра можно экстраполировать на сферу массмедиа в целом, следует сказать, что при анализе музыкальной рецензии мы входим в сферу современной проблематики журналистских текстов в целом.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленная в ней классификация музыкальных медиа, выявленные стратегии и тактики мифологизации, разработанная методика анализа рецензий могут представлять ценность как для частных задач профессионалов музыкальной индустрии, так и для разработки специальных учебных курсов по журналистике.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальные медиа исторически оказались в авангарде тех изменений, которые впоследствии распространились на всю сферу массовой коммуникации. В итоге особенно быстро созревшую внутри них модель стриминга - концепцию и технологию «потокового» распространения в сети дигитализированного контента - сегодня можно смело назвать ведущей для глобальной медиасреды.
2. Конвергентная рецензия как жанр, построенный на субъективной аналитике непонятийного языка музыки, неизбежно задействует мифы - вторичные семиологические системы. Особенно отчетливо процессы мифологизации проявляются в отношении имиджей самих музыкантов и именно в условиях многоуровневой конвергенции медиасреды.
3. Мифологизация имиджа осуществляется как номинация, т. е. придание музыканту имени средствами мультимедийного языка - ёмкого, символически значимого образа. Такое мифологическое определение осуществляется с использованием двух возможных стратегий: номинации проекта-идеи и номинации проекта-героя. В рамках каждой из этих стратегий может действовать набор общеупотребительных и специфических коммуникативных тактик.
Апробация промежуточных результатов работы осуществлялась на международной научно-практической конференции «Мировая журналистика: единство многообразия» (Москва, РУДН, 2018 г.), международной научно-практической конференции «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследования» (Челябинск, ЧелГУ, 2018 г.), международной научно-практической конференции «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы» (Челябинск, ЧелГУ, 2019 г.).
Кроме того, исследовательские компетенции автора диссертации подкреплены его профессиональным опытом как практика музыкальных медиа: работой в жанрах новости, интервью, репортажа и, конечно, рецензии в российской версии журнала Rolling Stone, сетевых и печатных изданиях Modemrock, «Независимая газета», «Новый компаньон». В активе автора также работа с мультимедийным контекстом в PR-отделах крупных российских музыкальных театров - Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Мариинского театра.
Представленная работа соответствует Паспорту специальностей ВАК 10.01.10 («Журналистика») и отрасли «Филологические науки» (10.00.00) Паспорта специальностей ВАК по следующим направлениям исследований: Журналистика в системе массовой коммуникации (п. 19); Информационные потоки: источники, субъекты формирования.
Структурирование информационных потоков (п. 31); Формирование жанров журналистики и их развитие (п. 46).
Объем и структура
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения, списка литературы и раздела Приложения.
1. Kataev P. Survivorship Biases: Studies Of The Suggestive Potential Of Mass Media Contnent // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. PMMIS. 2019. EpSBS. Vol. LXVI. P. 609 - 616. (0,5 п. л.). (WoS).
2. Катаев П. В. Музыкальные медиа в сетевом обществе: возможности и вызовы функционального многообразия // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10, вып. 1. С. 104 - 116. (1 п. л.).
3. Катаев П. В. Суггестивность как фактор мифологизации образа артиста: на матер. мультимедийных текстов музыкальных рецензий // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). С. 109 - 116. (0,8 п. л.).
4. Катаев П. В. Особенности рецензирования музыкальных произведений в конвергентной журналистике // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12, вып. 3. С. 140 -148. (0,9 п. л.).
5. Катаев П. В. Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста: на матер. мультимедийных музыкальных рецензий // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 119 - 128. (0,6 п. л.).
Монография
6. Катаев П. В. Музыкальные интернет-медиа: роль в практиках межкультурной коммуникации. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 68 с. (4 п. л.).
Другие публикации:
7. Катаев П. В. «Фейковые новости» как средство мифологизации артистических образов в современной музыкальной индустрии // Мировая журналистика: единство многообразия: сб. науч. статей. Т. 1. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2018. С. 319 - 328. (0,45 п. л.).
8. Катаев П. В. Текст в квадрате: инстаграм-аккаунт нового городского медиа как формат визуальной коммуникации // Город и медиа: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Новые городские медиа в медиаландшафте России», г. Пермь, 1-2 июня 2018 г. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2018. С. 123 - 136. (0,6 п. л.).
9. Катаев П. В. Ошибки выживших: к вопросу об оценке суггестивного потенциала текстов масс-медиа // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы: сб. матер. III конф. PMMIS (Post mass media in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 г. / под общ. ред. М. В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. С. 143 - 146. (0,1 п. л.).