Тема чина в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (Сахалинский государственный университет)
|
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Художественное воплощение проблемы чиновничье-иерархической системы России в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя…………….....6
1.1. Особенности композиции цикла…6
1.2. Чин и человек в повести «Невский проспект» ……… 10
Глава 2. Развитие темы чина в повестях петербургского цикла Н.В. Гоголя…14
2.1. Гротескное изображение чиномании в повести Н.В. Гоголя «Нос»…14
2.2. Мотив подмены человека чином в повестях Н.В. Гоголя «Шинель», «Записки сумасшедшего»……......17
Заключение…………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………... 24
Глава 1. Художественное воплощение проблемы чиновничье-иерархической системы России в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя…………….....6
1.1. Особенности композиции цикла…6
1.2. Чин и человек в повести «Невский проспект» ……… 10
Глава 2. Развитие темы чина в повестях петербургского цикла Н.В. Гоголя…14
2.1. Гротескное изображение чиномании в повести Н.В. Гоголя «Нос»…14
2.2. Мотив подмены человека чином в повестях Н.В. Гоголя «Шинель», «Записки сумасшедшего»……......17
Заключение…………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………... 24
Повести Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего» были опубликованы в разное время. Писатель никогда не объединял их в цикл наподобие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или «Миргорода». Например, в третьем томе собрания его сочинений 1842 г. они соседствуют с повестями «Коляска» и «Рим». Тем не менее пять названных повестей Гоголя вошли в отечественную литературу как «петербургские».
Достоевскому приписывают фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли он действительно эти слова, мы достоверно не знаем. Но, как бы то ни было, крылатыми они стали не случайно. В «Шинели», других петербургских повестях Гоголя кроются истоки многих произведений русских писателей последующего времени. Эти повести не только о Петербурге и петербургских жителях, они дают символические образы большого обобщения и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Н.В. Гоголь – исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни.
Отечественное гоголеведение представлено огромным количеством исследований. Среди них фундаментальные труды М.Б. Храпченко, Г.А. Гуковского, С.И. Машинского, Н.Л. Степанова, Ю.В. Манна. Обстоятельно изучен реализм Гоголя, его влияние на последующую литературу, созданы ценные работы о гоголевской поэтике, языке, стиле. Однако ряд сложных вопросов творчества Гоголя до сих пор остается недостаточно исследованным и продолжает вызывать споры. Например, дискуссионной является проблема творческого метода Гоголя, соотношение романтизма и реализма в его произведениях. К характеру и роли гротеска в творчестве Гоголя обращались в своих исследованиях В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Ю.В. Манн, Г.А. Гуковский, Д.П. Николаев. М.М. Бахтин, рассматривая природу смеха Гоголя, выдвинул тезис о том, что это «карнавальный смех», который «универсален» и «амбивалентен». Он называет творческий метод Гоголя «гротескным реализмом»1. Д.П. Николаев не соглашается с подобным определением, так как считает, что из концепции М.М. Бахтина фактически выпадает такой важнейший момент, как социальная направленность смеха. М.М. Бахтин, по мнению Д.П. Николаева, «стремится противопоставить карнавальному смеху смех сатирический», так как «карнавальный смех он всячески возвышает, а социальный принижает», ошибочно считая, что сатирический смех – это «смех только отрицающий»2.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней выявлена и рассмотрена парадигма сюжетов, мотивов и образов, связанных с проблемой чина в произведениях Гоголя. Подобного комплексного сопоставительного исследования на сегодняшний день не существует, мы попытались восполнить этот пробел.
По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является «самой загадочной фигурой в русской литературе».
Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь.
Цель работы – рассмотреть, как раскрывается тема чина в творчестве Н.В. Гоголя. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные критические и литературоведческие работы, посвященные исследованию темы чина в произведениях Гоголя;
• установить, в чем состоит своеобразие осмысления темы чина в произведениях Н.В. Гоголя;
• проследить, как развивается тема чина в цикле «Петербургские повести»;
• рассмотреть особенности художественного воплощения темы чина в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Объектом данного исследования является цикл произведений Гоголя – «Петербургские повести», предметом – тема чина в этих произведениях.
Цели и задачи исследования определили сочетание описательно-теоретического, сравнительно-типологического, структурно-семантического и интертекстуального методов анализа.
Практическое значение работы состоит в возможности использования основных ее положений и выводов в школьном и вузовском преподавании истории русской литературы XIX-XX веков, при проведении спецсеминаров и спецкурсов по проблемам творчества Н.В. Гоголя.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 40 источников.
Достоевскому приписывают фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли он действительно эти слова, мы достоверно не знаем. Но, как бы то ни было, крылатыми они стали не случайно. В «Шинели», других петербургских повестях Гоголя кроются истоки многих произведений русских писателей последующего времени. Эти повести не только о Петербурге и петербургских жителях, они дают символические образы большого обобщения и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Н.В. Гоголь – исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни.
Отечественное гоголеведение представлено огромным количеством исследований. Среди них фундаментальные труды М.Б. Храпченко, Г.А. Гуковского, С.И. Машинского, Н.Л. Степанова, Ю.В. Манна. Обстоятельно изучен реализм Гоголя, его влияние на последующую литературу, созданы ценные работы о гоголевской поэтике, языке, стиле. Однако ряд сложных вопросов творчества Гоголя до сих пор остается недостаточно исследованным и продолжает вызывать споры. Например, дискуссионной является проблема творческого метода Гоголя, соотношение романтизма и реализма в его произведениях. К характеру и роли гротеска в творчестве Гоголя обращались в своих исследованиях В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Ю.В. Манн, Г.А. Гуковский, Д.П. Николаев. М.М. Бахтин, рассматривая природу смеха Гоголя, выдвинул тезис о том, что это «карнавальный смех», который «универсален» и «амбивалентен». Он называет творческий метод Гоголя «гротескным реализмом»1. Д.П. Николаев не соглашается с подобным определением, так как считает, что из концепции М.М. Бахтина фактически выпадает такой важнейший момент, как социальная направленность смеха. М.М. Бахтин, по мнению Д.П. Николаева, «стремится противопоставить карнавальному смеху смех сатирический», так как «карнавальный смех он всячески возвышает, а социальный принижает», ошибочно считая, что сатирический смех – это «смех только отрицающий»2.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней выявлена и рассмотрена парадигма сюжетов, мотивов и образов, связанных с проблемой чина в произведениях Гоголя. Подобного комплексного сопоставительного исследования на сегодняшний день не существует, мы попытались восполнить этот пробел.
По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является «самой загадочной фигурой в русской литературе».
Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь.
Цель работы – рассмотреть, как раскрывается тема чина в творчестве Н.В. Гоголя. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные критические и литературоведческие работы, посвященные исследованию темы чина в произведениях Гоголя;
• установить, в чем состоит своеобразие осмысления темы чина в произведениях Н.В. Гоголя;
• проследить, как развивается тема чина в цикле «Петербургские повести»;
• рассмотреть особенности художественного воплощения темы чина в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Объектом данного исследования является цикл произведений Гоголя – «Петербургские повести», предметом – тема чина в этих произведениях.
Цели и задачи исследования определили сочетание описательно-теоретического, сравнительно-типологического, структурно-семантического и интертекстуального методов анализа.
Практическое значение работы состоит в возможности использования основных ее положений и выводов в школьном и вузовском преподавании истории русской литературы XIX-XX веков, при проведении спецсеминаров и спецкурсов по проблемам творчества Н.В. Гоголя.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 40 источников.
Гоголь во многих своих произведениях, затрагивая тему чина и богатства, показал нам разные стороны общественной жизни своего времени, как влияло наличие звания на самого человека, имевшего его, и каким было положение его в обществе благодаря чину. Понятно, что отношение к человеку с высоким чином намного отличается от человека, имевшему чин даже на «одну ступеньку» ниже, несмотря на то, что, возможно он заслуживает большего уважения. Наверное, именно это и высмеивает Н.В. Гоголь.
«Петербургские повести» явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.
«Петербургские повести» знаменуют обращение писателя от мелко- и среднепоместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.
Потерпели крушение мечтания о полезной государственной службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аксаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Тема чина прослеживается во всех произведениях Н.В. Гоголя и играет огромную роль.
Понятия чина и богатства часто пересекаются в произведениях писателя, так как на примерах жизни героев Н.В. Гоголя мы видим, «чем выше чин человека, тем больше власти и богатства».
Гоголь во многих своих произведениях, затрагивая тему чина, показал нам разные стороны общественной жизни своего времени и то, как влияло наличие звания на самого человека, имевшего его, и каким было положение человека в обществе благодаря чину.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик – реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей.
Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться»6, – считал Н.Г. Чернышевский. Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать «вперед свою нацию».
Тема чина в литературе актуальна и по сей день, поэтому остаются актуальными и произведения Н.В. Гоголя. Традиции, созданные им, используют в своих сочинениях писатели XX века – от Е. Замятина и М. Булгакова до наших современников.
«Петербургские повести» явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.
«Петербургские повести» знаменуют обращение писателя от мелко- и среднепоместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.
Потерпели крушение мечтания о полезной государственной службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аксаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Тема чина прослеживается во всех произведениях Н.В. Гоголя и играет огромную роль.
Понятия чина и богатства часто пересекаются в произведениях писателя, так как на примерах жизни героев Н.В. Гоголя мы видим, «чем выше чин человека, тем больше власти и богатства».
Гоголь во многих своих произведениях, затрагивая тему чина, показал нам разные стороны общественной жизни своего времени и то, как влияло наличие звания на самого человека, имевшего его, и каким было положение человека в обществе благодаря чину.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик – реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей.
Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться»6, – считал Н.Г. Чернышевский. Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать «вперед свою нацию».
Тема чина в литературе актуальна и по сей день, поэтому остаются актуальными и произведения Н.В. Гоголя. Традиции, созданные им, используют в своих сочинениях писатели XX века – от Е. Замятина и М. Булгакова до наших современников.



