Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Художественное воплощение проблемы чиновничье-иерархической системы России в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя…………….....6
1.1. Особенности композиции цикла…6
1.2. Чин и человек в повести «Невский проспект» ……… 10
Глава 2. Развитие темы чина в повестях петербургского цикла Н.В. Гоголя…14
2.1. Гротескное изображение чиномании в повести Н.В. Гоголя «Нос»…14
2.2. Мотив подмены человека чином в повестях Н.В. Гоголя «Шинель», «Записки сумасшедшего»……......17
Заключение…………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………... 24
Повести Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего» были опубликованы в разное время. Писатель никогда не объединял их в цикл наподобие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или «Миргорода». Например, в третьем томе собрания его сочинений 1842 г. они соседствуют с повестями «Коляска» и «Рим». Тем не менее пять названных повестей Гоголя вошли в отечественную литературу как «петербургские».
Достоевскому приписывают фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли он действительно эти слова, мы достоверно не знаем. Но, как бы то ни было, крылатыми они стали не случайно. В «Шинели», других петербургских повестях Гоголя кроются истоки многих произведений русских писателей последующего времени. Эти повести не только о Петербурге и петербургских жителях, они дают символические образы большого обобщения и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Н.В. Гоголь – исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни.
Отечественное гоголеведение представлено огромным количеством исследований. Среди них фундаментальные труды М.Б. Храпченко, Г.А. Гуковского, С.И. Машинского, Н.Л. Степанова, Ю.В. Манна. Обстоятельно изучен реализм Гоголя, его влияние на последующую литературу, созданы ценные работы о гоголевской поэтике, языке, стиле. Однако ряд сложных вопросов творчества Гоголя до сих пор остается недостаточно исследованным и продолжает вызывать споры. Например, дискуссионной является проблема творческого метода Гоголя, соотношение романтизма и реализма в его произведениях. К характеру и роли гротеска в творчестве Гоголя обращались в своих исследованиях В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Ю.В. Манн, Г.А. Гуковский, Д.П. Николаев. М.М. Бахтин, рассматривая природу смеха Гоголя, выдвинул тезис о том, что это «карнавальный смех», который «универсален» и «амбивалентен». Он называет творческий метод Гоголя «гротескным реализмом»1. Д.П. Николаев не соглашается с подобным определением, так как считает, что из концепции М.М. Бахтина фактически выпадает такой важнейший момент, как социальная направленность смеха. М.М. Бахтин, по мнению Д.П. Николаева, «стремится противопоставить карнавальному смеху смех сатирический», так как «карнавальный смех он всячески возвышает, а социальный принижает», ошибочно считая, что сатирический смех – это «смех только отрицающий»2.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней выявлена и рассмотрена парадигма сюжетов, мотивов и образов, связанных с проблемой чина в произведениях Гоголя. Подобного комплексного сопоставительного исследования на сегодняшний день не существует, мы попытались восполнить этот пробел.
По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является «самой загадочной фигурой в русской литературе».
Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь.
Цель работы – рассмотреть, как раскрывается тема чина в творчестве Н.В. Гоголя. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные критические и литературоведческие работы, посвященные исследованию темы чина в произведениях Гоголя;
• установить, в чем состоит своеобразие осмысления темы чина в произведениях Н.В. Гоголя;
• проследить, как развивается тема чина в цикле «Петербургские повести»;
• рассмотреть особенности художественного воплощения темы чина в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Объектом данного исследования является цикл произведений Гоголя – «Петербургские повести», предметом – тема чина в этих произведениях.
Цели и задачи исследования определили сочетание описательно-теоретического, сравнительно-типологического, структурно-семантического и интертекстуального методов анализа.
Практическое значение работы состоит в возможности использования основных ее положений и выводов в школьном и вузовском преподавании истории русской литературы XIX-XX веков, при проведении спецсеминаров и спецкурсов по проблемам творчества Н.В. Гоголя.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 40 источников.
Гоголь во многих своих произведениях, затрагивая тему чина и богатства, показал нам разные стороны общественной жизни своего времени, как влияло наличие звания на самого человека, имевшего его, и каким было положение его в обществе благодаря чину. Понятно, что отношение к человеку с высоким чином намного отличается от человека, имевшему чин даже на «одну ступеньку» ниже, несмотря на то, что, возможно он заслуживает большего уважения. Наверное, именно это и высмеивает Н.В. Гоголь.
«Петербургские повести» явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.
«Петербургские повести» знаменуют обращение писателя от мелко- и среднепоместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.
Потерпели крушение мечтания о полезной государственной службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аксаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Тема чина прослеживается во всех произведениях Н.В. Гоголя и играет огромную роль.
Понятия чина и богатства часто пересекаются в произведениях писателя, так как на примерах жизни героев Н.В. Гоголя мы видим, «чем выше чин человека, тем больше власти и богатства».
Гоголь во многих своих произведениях, затрагивая тему чина, показал нам разные стороны общественной жизни своего времени и то, как влияло наличие звания на самого человека, имевшего его, и каким было положение человека в обществе благодаря чину.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик – реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей.
Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться»6, – считал Н.Г. Чернышевский. Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать «вперед свою нацию».
Тема чина в литературе актуальна и по сей день, поэтому остаются актуальными и произведения Н.В. Гоголя. Традиции, созданные им, используют в своих сочинениях писатели XX века – от Е. Замятина и М. Булгакова до наших современников.
1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. I – XIII / В.Г. Белинский. – М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.
2. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб., 1998. – 702 с.
3. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / В.В. Набоков. – М., 1998.
4. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста / Л.А. Новиков. – Л.: Эхо, 1984. – 158 с.
5. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. – 4 изд, испр и доп. – М.: Высшая школа, 2005.
6. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пяти томах. Т 3. Литературная критика. – М.: Правда, 1974.
II. Научная литература и критика по творчеству писателя
7. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя / И. Анненский. – М.: Наука, 1979.
8. Белый А. Мастерство Гоголя / А. Белый. – М.- Л.: Изд. АН СССР, 1934.
9. Бурков И.А. Николай Гоголь / И.А. Бурков. – М.: Просвещение, 1989. – 549 с.
10. Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания / И.А. Виноградов. – М.: Наследие, 2000.
11. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество / В.А. Воропаев. – М.: МГУ, 2002.
12. Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока / В.В. Гипиус. – М., 1966.
13. Гоголь и мировая литература. Сб. статей. Отв. ред. Ю.В. Манн. – М.: АН СССР, Институт мировой литературы им. Горького, 1988.
14. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М.-Л.: Гослитиздат, 1959.
15. Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе / И.П. Золотусский. – М.: Советский писатель, 1987.
16. Золотусский И.П. Гоголь / И.П. Золотусский. 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1998.
17. Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1997. – С.694-712.
18. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
19. Малиновская И.Р. Слово классика. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202 с.
20. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – 2-е изд., доп. / Ю.В. Манн. – М.: Художественная литература, 1988.
21. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю.В. Манн. – М., 1996.
22. Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни: 1809 –1845 / Ю. В. Манн. – М., 2004.
23. Маркович В. М. Петербургские повести Н.В. Гоголя / В.М. Маркович. – Л.: Художественная литература, 1989.
24. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский. – М.: Просвещение, 1979.
25. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках / С.И. Машинский. – М.: Просвещение, 2005. – 367 с.
26. Мережковский Д.С. Гоголь и черт (Исследование) // Мережковский Д.С. В тихом омуте / Д.С. Мережковский. – М., 1991.
27. Мильдон В.И. Эстетика Гоголя / В.И. Мильдон. – М., 1998.
28. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К.В. Мочульский. – М.: Республика, 1995.
29. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692 с.
30. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь. – М.: Высшая школа, 2000. – 197 с.
31. Фридлендер Г.М. Гоголь и современность // Русская литература / Г.М. Фридлендер. – 1984. – №2. – С.34-42.
32. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя / М.Б. Храпченко. – М.: Советский писатель, 1954.
33. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя / М.Б. Храпченко. – М.: Современник, 1984.
34. Штильман С. «О своеобразии гоголевского «реализма» / С. Штильман. Издательский дом «Первое сентября» // Литература – 2002. – № 9. – С.7-13.
III. Энциклопедии, словари, справочники
35. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 2002.
36. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. –751 с.
37. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия (Серия: Русские писатели) / Б.В. Соколов. – М.: Алгоритм, 2003.
IV. Художественная и мемуарная литература
38. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. Под общ. Ред. С.И. Машинского и М.Б. Храпченко / Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1976-1979.
39. Гоголь Н.В. Статьи и материалы. Ред. колл.: М. П. Алексеев [и др.] / Н.В. Гоголь. – Л.: Изд. ЛГУ, 1952.
40. Гоголь в воспоминаниях современников / Под ред. В.Е. Трелова. – М.: Книга, 1952.