Проблемы оценки эффективности государственных программ РФ
|
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 5
1.1 Понятие, сущность, правовые основы реализации и реализации государственных программ Российской Федерации 5
1.2.Методы и критерии оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 7
2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1 Анализ реализации государственных программ Российской Федерации 10
2.2.Оценка эффективности государственных программ Российской Федерации 19
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
3.1 Актуальные проблемы оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 22
3.2.Рекомендации по совершенствованию методов оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 5
1.1 Понятие, сущность, правовые основы реализации и реализации государственных программ Российской Федерации 5
1.2.Методы и критерии оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 7
2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1 Анализ реализации государственных программ Российской Федерации 10
2.2.Оценка эффективности государственных программ Российской Федерации 19
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
3.1 Актуальные проблемы оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 22
3.2.Рекомендации по совершенствованию методов оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В профессиональном сообществе складывается консенсус по вопросу о недостаточной эффективности реализации государственных программ. Государственные программы требуют привлечения существенных инвестиционных ресурсов, не дают мгновенного эффекта, который к тому же далеко не всегда можно выразить в денежной форме. Но они тем не менее остаются признанным в мировой практике механизмом концентрации ограниченных ресурсов для решения приоритетных проблем, стоящих перед государством, особенно в тех случаях, когда возможности привлечения ресурсов негосударственного сектора экономики исчезающе малы.
Актуальность темы исследования основана на том, что одной из основных причин острой критики института государственных программ являются серьезные недостатки в действующих методиках обоснования эффективности их реализации. Эти недостатки увязаны с действующей на федеральном и региональном уровнях управления практикой предоставления функционально ответственным исполнителям государственных программ избыточных полномочий при утверждении таких методик; применением нерепрезентативных оценок уровня достижения плановых значений целевых показателей государственных программ; доминированием формальных критериев оценки качества управления государственными программами в различии от подходов, апробированных во всемирной практической деятельности и направленных преимущественно на содержательный анализ конечных результатов деятельности менеджмента; использованием алгоритмов расчета показателей эффективности, зачастую приводящих к логически противоречивым итогам.
Очевидно, сформировавшаяся практика разработки и реализации государственных программ является не идеальной. Соответствующая правовая база не отличается стабильностью; количество программ, инициируемых государственными заказчиками, не соответствует реальным возможностям их финансирования; слабо прорабатываются альтернативные варианты достижения целей государственных программ и возможности привлечения внебюджетных источников финансирования; выбор целевых индикаторов часто является недостаточно обоснованным; качество контроля за ходом реализации программ со стороны государственных заказчиков оставляет желать лучшего; применяемые методики оценки эффективности государственных программ зачастую уязвимы для критики и т. д. Разработка научно обоснованных подходов к устранению каждого из этих недостатков, приведенный перечень которых не является исчерпывающим, заслуживает отдельного исследования.
Объектом исследования являются индикаторы оценки государственных программ.
Предмет настоящего исследования – проблемы оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Цель исследования – разработать направления решения проблем оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения оценки эффективности государственных программ;
2. Охарактеризовать проблемы оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации;
3. Выявить направления совершенствования оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих авторов: А. Ю. Дорохина, С. В. Калинина, А. А. Морукова, А. Д. Мухаметова, Б. Г. Преображенский и др.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, исследование, обобщение и т.д.
Структура работы соответствует цели и задачам – она состоит из настоящего введения, трех глав основной части, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Актуальность темы исследования основана на том, что одной из основных причин острой критики института государственных программ являются серьезные недостатки в действующих методиках обоснования эффективности их реализации. Эти недостатки увязаны с действующей на федеральном и региональном уровнях управления практикой предоставления функционально ответственным исполнителям государственных программ избыточных полномочий при утверждении таких методик; применением нерепрезентативных оценок уровня достижения плановых значений целевых показателей государственных программ; доминированием формальных критериев оценки качества управления государственными программами в различии от подходов, апробированных во всемирной практической деятельности и направленных преимущественно на содержательный анализ конечных результатов деятельности менеджмента; использованием алгоритмов расчета показателей эффективности, зачастую приводящих к логически противоречивым итогам.
Очевидно, сформировавшаяся практика разработки и реализации государственных программ является не идеальной. Соответствующая правовая база не отличается стабильностью; количество программ, инициируемых государственными заказчиками, не соответствует реальным возможностям их финансирования; слабо прорабатываются альтернативные варианты достижения целей государственных программ и возможности привлечения внебюджетных источников финансирования; выбор целевых индикаторов часто является недостаточно обоснованным; качество контроля за ходом реализации программ со стороны государственных заказчиков оставляет желать лучшего; применяемые методики оценки эффективности государственных программ зачастую уязвимы для критики и т. д. Разработка научно обоснованных подходов к устранению каждого из этих недостатков, приведенный перечень которых не является исчерпывающим, заслуживает отдельного исследования.
Объектом исследования являются индикаторы оценки государственных программ.
Предмет настоящего исследования – проблемы оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Цель исследования – разработать направления решения проблем оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения оценки эффективности государственных программ;
2. Охарактеризовать проблемы оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации;
3. Выявить направления совершенствования оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих авторов: А. Ю. Дорохина, С. В. Калинина, А. А. Морукова, А. Д. Мухаметова, Б. Г. Преображенский и др.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, исследование, обобщение и т.д.
Структура работы соответствует цели и задачам – она состоит из настоящего введения, трех глав основной части, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Существующая на федеральном и региональном уровнях управления практика предоставления ответственным исполнителям государственных программ широких полномочий при утверждении методик оценки эффективности их реализации приводит к избыточной диверсификации подходов к разработке таких методик и недостаточно обоснованным выводам при их практическом применении.
Выполненный анализ указывает на существование значительных недостатков в разработанных в России различных методиках оценки эффективности и результативности государственных программ, применяемых как на федеральном, так и на региональном уровнях управления.
В их числе:
1) получение нерепрезентативных оценок степени достижения плановых значений целевых индикаторов государственных программ вследствие распространенной практики принятия допущений о равнозначности используемых индикаторов; включение в государственные программы дублирующих индикаторов с высоким уровнем корреляции их значений между собой; отсутствие учета значений целевых индикаторов на момент начала реализации государственных программ;
2) акцент на формальные характеристики оценки качества управления программой в отличие от подходов, апробированных в мировой практике и ориентированных на содержательный анализ результатов деятельности ответственного исполнителя;
3) использование алгоритмов оценки эффективности, зачастую приводящих к логически противоречивым результатам, в том числе из-за смешения дискретного (выполнено или не выполнено) и непрерывного (соотношение фактического и планового значений индикатора) методов оценки степени достижения целей программы
Рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности реализации государственных программ состоят в использовании пошагового алгоритма, основными элементами которого являются:
– применение модифицированного метода PART (modified Program Assessment Rating Tool method) для оценки степени достижения целей программы. В различии от классического метода PART, выработанного ранее в США, рекомендуется ограничиться тремя частными рейтинговыми оценками «целесообразность продолжения реализации государственной программы», «управление государственной программой» и «конечные результаты реализации государственной программы»;
– показатель «конечные итоги реализации государственной программы» определяется на основании алгоритма, который берет в учет неравнозначность целевых показателей подпрограмм, самих подпрограмм и ключевых целевых показателей государственной программы;
– оценка эффективности государственной программы за определенный календарный год вычисляется с помощью корректировки интегральной оценки конечных результатов исполнения программы с учетом соотношения фактического и планового объемов ее финансового обеспечения и тенденции изменения оценок эффективности за весь предыдущий период реализации государственной программы.
Выполненный анализ указывает на существование значительных недостатков в разработанных в России различных методиках оценки эффективности и результативности государственных программ, применяемых как на федеральном, так и на региональном уровнях управления.
В их числе:
1) получение нерепрезентативных оценок степени достижения плановых значений целевых индикаторов государственных программ вследствие распространенной практики принятия допущений о равнозначности используемых индикаторов; включение в государственные программы дублирующих индикаторов с высоким уровнем корреляции их значений между собой; отсутствие учета значений целевых индикаторов на момент начала реализации государственных программ;
2) акцент на формальные характеристики оценки качества управления программой в отличие от подходов, апробированных в мировой практике и ориентированных на содержательный анализ результатов деятельности ответственного исполнителя;
3) использование алгоритмов оценки эффективности, зачастую приводящих к логически противоречивым результатам, в том числе из-за смешения дискретного (выполнено или не выполнено) и непрерывного (соотношение фактического и планового значений индикатора) методов оценки степени достижения целей программы
Рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности реализации государственных программ состоят в использовании пошагового алгоритма, основными элементами которого являются:
– применение модифицированного метода PART (modified Program Assessment Rating Tool method) для оценки степени достижения целей программы. В различии от классического метода PART, выработанного ранее в США, рекомендуется ограничиться тремя частными рейтинговыми оценками «целесообразность продолжения реализации государственной программы», «управление государственной программой» и «конечные результаты реализации государственной программы»;
– показатель «конечные итоги реализации государственной программы» определяется на основании алгоритма, который берет в учет неравнозначность целевых показателей подпрограмм, самих подпрограмм и ключевых целевых показателей государственной программы;
– оценка эффективности государственной программы за определенный календарный год вычисляется с помощью корректировки интегральной оценки конечных результатов исполнения программы с учетом соотношения фактического и планового объемов ее финансового обеспечения и тенденции изменения оценок эффективности за весь предыдущий период реализации государственной программы.



