Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Работа №102524

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы173
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию повседневности 30
1.1. Повседневность как предметная область философии культуры: основные
проблемы культурфилософского анализа повседневности 31
1.2. Основные понятия и методологические основания интерпретации
повседневности в социальной феноменологии А. Шюца 41
1.3. Режимы ценности и формы вовлеченности в прагматической теории Л.
Болтански и Л. Тевено 64
Глава 2. Проблематизация отношений между кинематографом и повседневностью в контексте феноменологического подхода 82
2.1. Феноменологический подход к исследованию проблемы репрезентации
повседневности в кино 83
2.2. Определение процедур репрезентации и конструирования повседневности в
кинематографе 106
Глава 3. Репрезентация повседневности в кинематографе как практика осмысления социокультурной реальности 115
3.1. Анализ стратегий репрезентации повседневности в кинематографе 116
3.2. Отношения между повседневностью и идеологией в советском кинематографе
1920-х годов 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158

Актуальность исследования продиктована проблемными ситуациями в двух, важных для понимания современности, областях культуры: повседневности и кинематографе.
Первый ряд актуальных значений относится к ситуации в теории и философии кино. Для ситуации в кинопроцессе характерно противоречие между стремительными трансформациями языка кино, технологий производства и потребления и отстающим уровнем философской рефлексии этих изменений. Кинематограф с самого своего появления стремится осмыслить повседневность различными способами. Несмотря на это, на сегодняшний день тема повседневности в кино не стала предметом анализа в рамках культурно-философского объяснения. Актуальность, таким образом, связана с необходимостью разработки философско - культурологических методов для анализа репрезентации и конструирования повседневности в кино и выработке концептуальных схем и понятийного аппарата для проведения процедур такого анализа.
Симптомом масштабной актуализации интереса кинематографа к повседневности в конце XX - начале XXI века стало появление многочисленных «новых волн» в кинематографе. Как правило, этот интерес фокусирован на национальных, региональных, этнических, - локальных - версиях кинематографической и культурной реальности. Специфика этих многочисленных локальностей репрезентируется, прежде всего, сквозь призму пристального внимания к «местной» повседневности. Например, это демонстрирует вторая волна популярности азиатского кинематографа, которая началась в 1990 -х гг. (режиссеры Апичатпонг Верасетакул (Тайланд), Лав Диас (Филлипины), Хон Сан Су (Южная Корея), Цай Минлян (Тайвань), Хоу Сяо Сян (Тайвань) и т. п.). Также в этот период получило широкую известность независимое румынское кино (Кристи Пую, Кристиана Муджиу, Корнелио Порумбою и др.). В России в 2000-е годы выделились в целое направление, получившее название «новая русская волна» (А. Звягинцев, Б. Хлебников, В. Сигарев, Н. Хомерики и др.). Тема повседневности стала центральной для целого ряда направлений кинематографа: современный неореализм (Э. Хиттман, Братья Дарденн), поэтический кинематограф (О. Иоселиани, Р. Андерсон, Д. Джармуш и др.), британская новая волна, постдокументальный кинематограф. Смещение взгляда кино в сторону жизненного мира, то есть частной и социальной жизни «обычных» людей, можно обозначить термином «антропологизация», который, в данном случае, предполагает исследование особенностей человеческого существования в повседневности кинематографическими средствами.
Испытав на себе влияние социальной феноменологии, многочисленные прагматически ориентированные, микросоциологические теории начинают проблематизировать повседневность как основу социальной реальности. Среди таких теорий наибольшее влияние оказали такие направления как: теория фреймов И. Гофмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, акторно-сетевая теория Б. Латура.
Для решения задач нашего исследования мы уделяем особое внимание рассмотрению прагматического подхода в социологии. Наиболее влиятельными исследователями в рамках прагматической социологии являются Л. Болтански и Л. Тевено . Определенная систематизация теорий и концептов повседневности в рамках прагматической социологии была сделана учеными Европейского университета , а также социологами В. Вахштайном и О. В. Ковеневой . Специфика этого подхода заключается в том, что прагматисты находятся в полемике с критическим подходом в структуралистской социологии, наиболее известным представителем которой является П. Бурдье. Теория полей Бурдье предписывает агентам социального взаимодействия зависимость их практик, суждений и представлений от какого-либо вида внешних структур или специфического капитала. Такой подход, как считают сторонники прагматистской социологии, характеризуется невниманием к самоописанию акторов, что отличает его от прагматической социологии и некоторых видов антропологических исследований, которые, наоборот, следуют за самими акторами, учитывая их действия и суждения о самих себе. Многие элементы прагматической теории пересекаются с тезисами культур-философского исследования повседневности М. де Серто. Болтански и Тевено описывают социальные механизмы как гетерономные, нередуцируемые к универсальным процедурам классификации и всякий раз обладающие ситуативным «ценностным» контекстом действия.
В конце XX века в области исследования культуры происходит поворот в сторону антропологии, который привносит существенное разнообразие методов и значительно расширяет предметную область дисциплин, занимающихся культурой, в которую начинают входить повседневные явления (предметный мир, совокупность практик и ритуалов, повседневная мифология и т. п.). Появление интереса к исследованию повседневности в философской антропологии, философии культуры, культурологии, по мнению П. Бёрка, является следствием культурального и антропологического поворотов. «Культура» начинает пониматься как довольно широкое целостное явление, включающее в себя большой «диапазон артефактов (изображения, орудия, дома) и практик (разговор, чтение, игры)» .
Кинематограф обладает преимуществами в репрезентации повседневности. Многочисленные подходы к концептуализации понятия репрезентация были предприняты в философии постструктурализма такими авторами как Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрийяр и другими. Репрезентация понимается нами как процесс кинематографической фиксации, который основан на принципе эквивалентности кинематографического образа и реальности. Процедура репрезентации, таким образом, исходит из постулирования онтологического статуса изображения и основана на выстраивании строгой внутренней системы релевантностей, основывающейся на адекватности элементов кинореальности по отношению друг другу и внешней системе релевантностей зрителя и создателей фильма. Процесс конструирования подразумевает выстраивание определенным образом по отношению друг к другу различных репрезентаций (пространственных, временных, предметных), характеризуется наличием выраженной художественной произвольности.
Кинематографическая реальность, которая характеризуется особым статусом внутри- и вненаходимости, ближе к феноменологическим характеристикам жизненного мира, чем художественная реальность других видов искусства. В связи с этим для нас важен круг работ, посвященных философскому анализу художественной реальности, представленный в исследованиях А. Ф. Еремеева, Л. А. Закса, которые трактуют художественную реальность, отталкиваясь от исследований М. Бахтина как «идеально-феноменологическое существование художественного образа (художественно-образной информации) в качестве особой действительности и способа бытия субъекта» . Для авторов этого круга характерно различение художественной реальности, основанной на диалектике внутри и вненаходимости, с другими типами реальности, в том числе и повседневной.
Многие исследователи кино, как современные, так и те, чьи работы признаны классическими: Жиль Делез, Олег Аронсон, Андре Базен, Зигфрид Кракауэр, Т. Эльзессер и М. Хагенер - в связи с развитием кинематографа ставят вопрос о появлении новой субъективности и способа восприятия. Феноменологический подход выявляет перцептивно-аффективную природу кино, которая осуществляется в качестве образа-переживания, напоминающего по своим особенностям работу
повседневного, некритического восприятия. В рамках феноменологии кино следует упомянуть работы М. Мерло-Понти, работающего над феноменологией
восприятия. В современной теории подобное феноменологическое рассмотрение кинематографа мы обнаруживаем в работах В. Собчак, Л. Маркс, Дж. Баркер. Собчак развивает идеи М. Мерло-Понти, и рассматривает кинематограф как средство чувственного выражения непосредственного чувственно-телесного, целостного зрительно-слухового опыта при помощи переноса перцептивного кинообраза в сферу переживания зрителя. Обобщение особенностей конструирования кинореальности и методология её анализа представлены в работах «Эстетика фильма» , в работе О. Аронсона «Метакино» и в работе Г. Корте «Введение в системный киноанализ», где разрабатываются методы анализа кинопроизведений Для философии культуры идея повседневности задает точку отсчета в изучении ценностей, норм, поведения и порядков в том или ином типе или периоде культуры.
Исходя из вышеописанной теоретической ситуации в диссертации обосновывается следующая логика и структура: в первой главе исследование двигается от анализа повседневности как социокультурной реальности (в дальнейшем мы будем ее называть «социокультурной повседневностью») и методов ее анализа (социальной феноменологии и прагматической социальной теории) к поиску адекватных ее природе способов репрезентации в кинематографе; во второй главе исследование исходит из специфики кино как медиа и осуществляет поиск структур повседневности внутри самого кинематографа (будет именоваться «кинематографической повседневностью»). Таким образом, в работе осуществляется непростая попытка диалога двух феноменологий: социальной феноменологии, исследующей социокультурную повседневность, и феноменологии кино, трактующей природу кино как наиболее адекватную и полную репрезентацию жизненного мира.
Объект исследования: кинематографическая репрезентация повседневности. Предмет исследования: методологические основания анализа репрезентации повседневности в кинематографе и ее специфика. Цель исследования: анализ и осмысление отношений сходства (эквивалентности) повседневности и кинематографа, обеспечивающих особый, присущий этому медиа и виду искусства эффект художественной репрезентации повседневности.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Выявить и описать основные теоретические проблемы, связанные с исследованием повседневности как автономной предметной области философии культуры.
2. Определить основные понятия и методологические основания анализа репрезентации повседневности в кинематографе на основании социально-феноменологической трактовки жизненного мира А. Шюца.
3. Проанализировать концепцию повседневности, сформированную в рамках прагматической социологии, в качестве методологического основания анализа репрезентации ценностных режимов в кинематографе и множественных форм вовлеченности человека в мир.
4. Опираясь на феноменологический подход в теории кино, определить особенности кинематографа как медиа и репрезентативной системы культуры, обладающей преимуществом в осмыслении повседневности перед другими видами искусства.
5. Исследовать проблему теоретического разграничения процедур репрезентации и конструирования повседневности в кинематографе.
6. Сформулировать и проанализировать на конкретном материале основные стратегии репрезентации повседневности в кинематографе.
7. Исследовать отношения между повседневностью и другими уровнями социокультурной действительности на примере репрезентации взаимоотношений идеологии и повседневности в советском кинематографе 1920-х гг.
Научная новизна исследования заключается в применении культурфилософски осмысленного методологического аппарата социальной феноменологии и прагматической социальной теории к таким феноменам культуры как повседневность и кинематограф. Это позволило по-новому прояснить связь кинематографа как медиа с повседневностью, её социокультурными и индивидуальными измерениями. Новым является применение социальной феноменологии к исследованиям кинореальности, так как в этом ракурсе определяются условия адекватного видения повседневного порядка. Между повседневностью, осмысленной как порождение культуры и особая, не сводимая к другим сфера социокультурной реальности, и художественно-образной кинореальностью установлены отношения подобия, что позволило выявить репрезентативные ресурсы кинематографа.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:
1) Новым является основной концептуальный ход: построена программа
исследования как перекрестного применения методов феноменологии и прагматистской социальной теории в двух предметных областях: в анализе социокультурной повседневности и в анализе кинореальности (кинематографической повседневности).
2) Исходя из того, что процедуры репрезентации предполагают наличие соответствия между двумя системами, разными по своей природе (принцип эквивалентности), исследование пошло по пути поиска этих соответствий. Специфика кинореальности была сопоставлена с основными параметрами повседневности, выявленными и осмысленными посредством категориального аппарата социальной феноменологии. В результате зафиксированы следующие существенные совпадения в проявлении киноопыта и повседневности: неразличение пространственно-временной картины как объекта репрезентации и акта созерцания; эффект «не тронутой» интерпретациями реальности; работа кинокамеры, снимающей различия между субъективным взглядом отдельного человека и «объективным» всеобщим (интерсубъективным) взглядом; аффективность и аттрактивность кинорецепции (высокий уровень погружения реципиента в конструируемую кинематографом реальность). Все эти особенности киноопыта изоморфны повседневным состояниям как нерефлексивным и погруженным в поток обстоятельств и действий. При таком подходе повседневность предстает как универсальная характеристика любого кинематографического опыта в силу того, что природа кино включает в себя целостные параметры жизненного мира.
3) Анализ отношений повседневности и кинореальности в системе категорий феноменологии по-новому представил проблему дистанции в повседневном опыте - так как дистанцирование является условием феноменологической процедуры, - и, соответственно, отношения повседневных значений с неповседневными. Разнообразные стратегии репрезентации в кино имеют результатом открытие повседневности, делание ее видимой, аутентичной и переживаемой. Но в то же время процедуры кинорепрезентации освобождают реципиента от власти повседневности.
4) Констатирован парадокс репрезентации повседневности: условием глубокого погружения в реальность становится имитационная дистанция между «Я» и миром. Диалектика внутри-/вненаходимости, спонтанного/рефлексивного, естественной установки/проблематизации характерна как для повседневности в ее социокультурном модусе, так и для кинематографической репрезентации. Это позволяет увидеть в кинематографе не только способы художественного преображения или духовного преодоления повседневности, но и стратегии обнаружения в повседневности истоков новых нетривиальных значений.
5) Подробно исследовано влияние повседневности как области интереса кинематографа на генерирование формальных приемов, трансформацию киноязыка, разработку новых типов повествования.
6) Раскрыт сложный многоуровневый характер репрезентации повседневности в кинематографе: единство гаптического (телесного) и оптического, диегезиса (уровень сообщения) и мимезиса (уровень отражения), фигуративного и нефигуративного.
7) На основании анализа социально-феноменологической теории жизненного мира А. Щюца обосновывается применимость для интерпретации кинематографической повседневности таких концептов, как: типизация, система релевантности, метафора фигуры и фона. Данные понятия в работе рассматриваются в качестве базовых схем для исследования кинематографической повседневности и определения основных стратегий её репрезентации: нарушение (проблематизация) /воспроизведение (натурализация) типизаций; приостановка, переключение, проблематизация систем релевантности; динамическая реконфигурация фигуры и фона; процедуры дистанцирования и сближения, ускорения и замедления.
8) Обосновывается возможность применения концептов «миры/грады оправдания», «режим вовлеченности», «режим ценностей», «режим координации действий», «испытание социального порядка» (разработанных в прагматической социологии Л. Болтански и Л. Тевено) в качестве инструментов анализа кинематографической реальности.
Теоретическая значимость работы заключается, во-первых, в прояснении и расширении круга культурфилософских оснований для анализа кинематографической повседневности; во-вторых, в разработке теоретической модели, объясняющей механизмы рождения-воссоздания и проблематизации повседневности в кинематографической реальности конкретных фильмов; в- третьих, в философском анализе и осмыслении отношений сходства (эквивалентности) повседневности и кинематографа, обеспечивающих особый, присущий этому медиа и виду искусства эффект художественной репрезентации повседневности. На основе выявленного сходства между структурами социокультурной повседневности, ее ценностными режимами и порядками вовлеченности, с одной стороны, и природой кинореальности, с другой, разработаны теоретико-методологические основания для анализа кинематографической повседневности как существенного атрибута киноопыта, благодаря чему кинематограф получает особое место и роль в культуре как уникальный по аутентичности способ репрезентации и освоения повседневной жизни людей.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что понятийный аппарат, материалы и результаты исследования являются применимыми для дальнейшего осмысления проблемы повседневности в рамках философии культуры. Методологические стратегии, предложенные в работе, являются полезными для развития теории повседневности, поскольку демонстрируется их практическая применимость для рассмотрения структурно-функциональных связей повседневности и других, важных сфер социокультурной действительности при помощи обращения к анализу фильмов. Таким образом, результаты диссертации могут быть использованы как для дальнейшего анализа кинематографической повседневности, так и для широкой сферы исследований, посвященных философско-культурологическому анализу повседневности. Материалы
исследования могут быть использованы в практике работы художественных институций, учреждений культуры и образовательных учреждений при разработке специальных курсов по философии культуры, теории медиа, истории и теории кино. Примеры анализа кинематографической повседневности, приведенные в диссертации, могут послужить предпосылкой для дальнейшего составления ретроспективы из отдельных фильмов и кинематографических направлений, обеспечивающих наглядную историю культуры повседневности и историю трансформации кинематографических способов осмысления повседневности.
Методология и методы исследования. Общая методологическая позиция по отношению ко всем аспектам рассматриваемой проблемы заключается в попытке рассмотрения принципов и категорий ряда социологических, культурологических, киноведческих и философских концепций сквозь призму культурфилосфской оптики. Это означает, во-первых, что отношения по-разному осмысляемых в социогуманитарных науках повседневности и искусства кино рассматриваются в системе (контексте, горизонте) культуры, как взаимоотношения ее особых автономных компонентов, в то же время специфически реализующих ее системные цели. Во-вторых, культурфилософская «рамка», общий знаменатель и концептуальная доминанта работы означает, что исследование двигала установка на открытие в процедурах и структурах кинематографической репрезентации повседневности особой культурно-жизненной (бытийной, экзистенциальной) логики и культурных смыслов обоих компонентов культуры, которые иным способом остались бы скрытыми и для научного сознания, и, что еще более важно, для самих людей. Теоретико-методологической основой для выстраивания связей между различными предметно-смысловыми сферами культуры - кинематографом и повседневностью, - выступает феноменологический подход. На основании анализа работ А. Щюца мы описываем структуры жизненного мира и выделяем основные понятия, применимые для анализа кинематографической реальности. Помимо анализа феноменологической теории повседневности мы обращаемся к исследованию основных методологических положений, представленных в прагматической социологии Л. Болтански и Л. Тевено. Социальная феноменология является теоретико-методологической базой анализа, так как предлагает понятийный аппарат для описания повседневной реальности, реальности жизненного мира, работы повседневного восприятия, сознания и коммуникации. Прагматическая социология Л. Болтански и Л. Тевено не противоречит социально-феноменологическому подходу А. Щюца, дополняя его и демонстрируя новые процедуры описания и анализа различных форм вовлеченности человека в мир на основании ценностных режимов. Что позволяет построить методологию анализа, избежав эклектики. На этой основе в работе разрабатывается концептуальная модель анализа репрезентации повседневности в кинематографе.
Для выявления изоморфизма между реальностью повседневности и кинематографической реальностью во второй главе мы рассматриваем феноменологическую теорию кино, и в процессе анализа киноматериала применяем понятия, описанные в первой главе. Применение подходов социальной феноменологии и прагматической социологии к анализу кинематографа позволяет ответить на вопросы: как формальные особенности кинематографа, процесс восприятия, зрительский опыт выражают социокультурные, исторические особенности повседневной действительности; как кинематографическая реальность работает с повседневными системами конфигурации восприятия, познания и мышления.
Для определения места, статуса и ценности (социальной, культурной, экзистенциальной, эстетической) концепта повседневности в культуре ХХ и XXI века необходимо собрать материал из истории кино, кинотеории и кинокритики, чтобы разобраться с историческими версиями трактовок повседневности в кино, так как в разные времена повседневность как предмет репрезентации понималась по - разному, порождая различные приемы киноязыка и дискурсы. Для этого в исследовании мы проводим краткий анализ особенностей осмысления повседневности в советском кинематографе 1920-х гг. и в некоторых современных фильмах.
На примере анализа конкретных фильмов мы устанавливаем связь между повседневностью и другими порядками социокультурной действительности, используя в качестве методологического основания метафору фигуры и фона, понятия хронотоп, типизация, проблематизация, режим вовлеченности, релевантность и др.
Чтобы выявить комплекс значений повседневности в современной культуре и разнообразие способов кинематографического выражения этих значений, мы задействуем анализ прецедентных кинотекстов, используя герменевтический подход для интерпретации содержания отдельных фильмов, описания конструируемой в них кинореальности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Повседневность является значимой предметной областью для философии культуры. Она не может быть теоретически ограничена процедурами универсализации, поскольку является гетерогенной, динамической, децентрированной системой. Повседневность как предметная область значима не только в контексте выявления выходов из нее (преодоления повседневности) в другие метафизические, универсальные - надповседневные области смыслов, - но и как область конечных значений, как исток и финал всех социокультурных процессов. В этом плане исследование повседневности позволяет выявлять механизмы функционирования социокультурной реальности на её базовом, исходном уровне, который не только испытывает на себе влияние доминирующих культурных значений, но и производит переосмысление и изобретение новых.
2. В качестве основной методологии, дающей ключ к познанию
социокультурной повседневности, выбрана социальная феноменология, исходя из того, что эта концепция обнаруживает скрытые для других подходов смыслопорождающие структуры. Структура повседневного опыта, подразделяемая Шюцем на три уровня (актуальный, реконструируемый и потенциальный) соотносится со структурой кинематографической реальности. Анализ репрезентации повседневности в кинематографе на основании понятий Шюца, описывающих когнитивные процессы повседневного сознания: типизация, система релевантности, горизонт и тема (реконфигурация фигуры и фона), позволяет обнаружить различные приемы и стратегии, при помощи которых кинематограф осмысляет повседневность, её уровни и связи повседневного и неповседневного уровней значения. Социальная феноменология выявляет условия видимости повседневного порядка: переключение естественной установки, проблематизацию типического, дистанцирование, отстраненный взгляд. В связи с этим, в качестве основных стратегий репрезентации повседневности мы выделяем различные способы проблематизации привычного порядка: дистанцирование - сближение, реконфигурация фигуры и фона, замедление и ускорение. Последние напрямую связаны с пространственно-темпоральными характеристиками кинематографической репрезентации повседневности.
3. Предлагаемая прагматической социологией теоретическая позиция сосредоточена на ценностных порядках, «привязанных» к переменным параметрам. Понятие «градов» и «режимов вовлеченности» по-новому и продуктивно позволяет снять оппозицию высокого-низкого в исследованиях повседневности. Эта теория переносит вопрос о ценностях из метафизической плоскости в прагматическую. Репрезентация повседневности в кинематографе осмысляет коммуникативные и сюжетные ситуации, в которых обнаруживается противоречие между различными градами. Специфика репрезентации повседневности часто выражается в сопоставлении, столкновении и комбинации различных градов. Концепты «режим вовлеченности» и «режим оправдания» наряду с классификацией систем релевантности следует рассматривать как рабочие методологические схемы для интерпретации взаимодействия в кинематографе повседневности и других уровней социокультурной реальности (идеологией, политикой, экономикой и т. п.).
4. Кинематограф как вид искусства, сформировавшийся в эпоху распространения и утверждения неклассической парадигмы культуры, и как универсальное медиа является такой формой единства субъекта и объекта, видимого мира и смотрящего адресата, которая в наибольшей степени изоморфна устройству жизненного мира, его пространственно-временной и телесной целостности. Именно с этим его качеством связано то, что тема повседневности особенно актуальна для изучения кино. «Смотреть кино» — значит пребывать в особом состоянии сознания на основании спонтанного механизма восприятия, которое включается в двумерное изображение, достраивая реальность за его пределами. Это особая перцептивная процедура, во многом изоморфная естественной установке сознания, также «достраивающего» те элементы действительности (горизонт жизненного мира), которые не являются непосредственно данными, но подразумеваются как таковые. Преимущества кинематографа в осмыслении повседневности заключается в эффекте «присутствия», аффективно-перцептивной характеристике кинообразности и целостности кинематографической реальности, которая по характеру своего развертывания напоминает естественные механизмы восприятия, работающие по принципу реконфигурации фигуры и фона.
5. Специфика кино как универсального медиа наиболее полно и адекватно исследуется в рамках феноменологического метода. Это позволяет построить теоретически непротиворечивый диалог между исследованиями социокультурной повседневности в рамках социальной феноменологии и прагматистской социологии культуры, и феноменологической теорией кино. Такая исследовательская стратегия дает основания утверждать, что кино совмещает в себе и репрезентативные процедуры «онтологической», реалистической фиксации, и процедуры художественного конструирования. В разных фильмах они могут быть выражены в различной степени, но никогда не могут существовать отдельно друг от друга. Понятие репрезентации следует использовать для выявления и описания общих кинематографических стратегий фиксации повседневной жизни, тогда как понятие конструирования позволяет произвести аналитический разбор особенностей кинематографической репрезентации повседневности как художественной целостности. Репрезентация повседневности - процедура, основанная на аудиовизуальном соответствии и адекватности кинематографической реальности повседневному порядку, на выстраивании пространственно-временной структуры повседневности и её соответствия повседневным системам релевантности. Конструирование основывается на позиции вненаходимости, выстраивании связей между элементами репрезентации, следуя художественной целесообразности.
6. Повседневность как область интереса влияет на формальные приемы, нарратив и актуализацию определенных типов сюжета, рассказывающих об обычных людях в обычных для конкретного социокультурного контекста обстоятельствах. Проведенный нами анализ стратегий репрезентации повседневности в кинематографе основан на рассмотрении пространственных, темпоральных и сюжетных элементов кинематографической образности. Описание приемов репрезентации повседневности на основании социально¬феноменологической теории жизненного мира и феноменологической концептуализации особенностей кинематографа, позволяет нам сделать вывод, что основными концептуальными схемами для анализа репрезентации и конструирования повседневности в кинематографе являются различные стратегии проблематизации: стратегии дистанцирования и сближения (пространственные характеристики образа), замедления и ускорения (темпоральные характеристики образа), сюжетные сопоставления повседневного и неповседневного (нарративные характеристики образа). Данные стратегии являются практическими инструментами для анализа кинематографической повседневности, её пространственно-временных и сюжетных приемов. Однако, следует заметить, что список предложенных стратегий, вероятно, не является исчерпывающим, но создает концептуальные основания для более подробного анализа репрезентации повседневности в конкретных фильмах, в которых можно обнаружить всевозможные уникальные подходы к концептуализации такого сложного и многогранного предмета как повседневность. Описанные примеры осмысления повседневности в кинематографе доказывают гипотезу, согласно которой кино в процессе освоения повседневности руководствуется принципом исследования множественной и разноуровневой вовлеченности человека в мир: от наиболее «близкой», интимной к наиболее «публичной» и обобщенной областям социокультурной действительности.
7. В трактовке повседневности советским кинематографом 1920-х гг. выявлен принцип противоречия: чтобы создать новую повседневность, ее необходимо постоянно подвергать слому, делать неустойчивой. Линейное время истории, вторгаясь в дома и квартиры, нарушает цикличность и инерцию повседневного времени. В рассмотренных фильмах мы обнаруживаем открытую направленность на пропаганду идеологических постулатов, а также фиксируем противоречия и парадоксы разных и спорящих друг с другом режимов вовлеченности: индивидуалистического, мещанского, коллективистского, социалистического. Ориентация на горизонт социальных и коллективных ценностных установок репрезентируется как необходимое условие для движения в будущее, для выхода за рамки быта, который необходимо «преодолеть» как мещанский и несостоятельный. Однако, одновременно с этим, фильмы выявляют внешний, или даже «чуждый» характер социалистической повседневности по отношению к порядку частной, повседневной жизни. Это связано с тем, что в фильмах прочитывается парадоксальная идея, согласно которой для преобразования повседневной жизни необходимо выйти за её пределы или расширить саму повседневность до исторических масштабов.
Степень достоверности результатов исследований определяется обоснованностью теоретических положений, применением философских концепций и их применением в процессе анализа конкретных фильмов; системным характером исследования феномена повседневности о её репрезентации в кинематографе; высоким уровнем знакомства с наиболее влиятельными теориями повседневности и теориями кино.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения исследования были представлены в качестве доклада на международных и всероссийских научных конференциях: «Традиции и новации в гуманитарном и социально-экономическом исследовании: проблемы, методы, практики»:
Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского фонда; Молодежный конвент 2017: Пятый международный конвент «Модернизация обществ и множественные модерности». 28-29 апреля 2017 г.; Пространство документации: режимы существования кинематографических свидетельств»: Международная научно-практическая конференция. 5 декабря 2018 года; «Творческая личность-2018: жизнь в горизонте массовой культуры»: VII международная научно-практическая конференция, ЯГПУ, Ярославль; Международная научная конференция «Мания/магия истории: прошлое вместо настоящего и будущего». УрФУ, г. Екатеринбург, 2019 г.; Международная научная конференция «Внутри и за пределами искусства: генеология, партнеры, практики и контенты» (Четвертые Еремеевские чтения). УрФУ, г. Екатеринбург, 2019 г; Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Практики воспроизводства ценностей: гуманитарный, социальный и экономический аспекты», Екатеринбург, 2019 г.; Международная научно-практическая конференция «Эффект художественной достоверности» (XVI Международный фестиваль-практикум киношкол «КиноПроба»), УрФУ, г. Екатеринбург, 2019 г; Международная научная конференция ««Время вперёд!»: Время философии и философия времени», РГПУ им. А. И. Герцена, 2020 г.; Научная конференция «Путешествия во времени: время в структуре художественного произведения», 2021 г. РГГУ, Москва.
Содержание исследования отражено в 14 публикациях: 7 - изданиях, определенных ВАК РФ, 1 глава в коллективной монографии, 6 статей в изданиях РИНЦ. Общий объем в п. л. 7,83.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итоги выполненного исследования. Для решения проблемы репрезентации повседневности в кинематографе была разработана исследовательская стратегия. Она состояла в координировании нескольких подходов и в результате в создании культурфилософской модели анализа кинофильмов как репрезентантов различных типов повседневности и этапов ее существования в истории культуры. Выбор подходов был обусловлен задачей поиска методологии, релевантной как природе кинематографа, так и специфике повседневности как определенным образом представленной культуры.
Выбор социальной феноменологии А. Шюца и его концепции повседневности был следствием ряда важных посылок. Его концепция опирается на фундаментальную философскую систему, основателем которой был Э. Гуссерль, что сразу придает проблеме повседневности философский статус. Опора на концепцию Шюца, на наш взгляд, выводит обсуждение проблемы репрезентации повседневности сразу на очень высокий уровень, так как размещает ее исследование в рамках такой синтетической категории как «жизненный мир». Категория «жизненного мира» культурологически нагружена, так как включает в себя аксиологические, праксиологические и символические составляющие индивидуальной и социальной жизни. Такой взгляд реабилитирует повседневность как значимую область не только для феноменологии, социологии, истории, но также и для философии культуры.
Выбор в качестве другой методологии прагматической социологии обусловлен ее интересом к ценностям и мотивам акторов, а также тем, что концепты «режимы вовлеченности» объясняют динамичный характер повседневности, не сводящейся только к повторению и трансляции уже известного и опробованного. Важно было найти такие теории, которые выявляют активность повседневных действий в производстве новых смыслов.
Рассмотрение повседневной коммуникации, деятельности, предметов, времени и пространства как элементов кинематографической реальности позволило обнаружить способы, при помощи которых кино способно осмыслять и репрезентировать повседневность, в которой представлены ключевые особенности разных культур, режимы функционирования ценностей и механизмов их оправдания. С точки зрения феноменологической теории кинематограф обладает «онтологическим», или феноменологическим, преимуществом в репрезентации повседневности.
В процессе исследования доказано, что повседневная реальность играет значительную роль в конструировании реальности кинематографической. На базовом медиальном уровне кинематограф оказывается изоморфным структурам повседневного опыта. Кино, понятое как перцептивно-аффективный пространственно-временной образ реальности, демонстрирует способности направлять, структурировать восприятие, процесс идентификации зрителя с камерой, персонажем или тем, что происходит на экране. Кинематограф впервые позволяет осуществить процедуру дистанцирования от разворачивающейся на экране реальности, освобождая личную, биографическую перспективу взгляда человека. Кинематографическая реальность, обладая собственными характеристиками внутринаходимости и вненаходимости, отличается от художественной реальности других видов искусства, поскольку задействует механизмы спонтанной способности восприятия и системы конфигурации, на которых основано «естественное», повседневное восприятие.
В процессе исследования выявлено, что повседневность является автономной и значимой предметной областью для философии культуры. Она не может быть теоретически ограничена процедурами универсализации и упрощения, поскольку является гетерогенной, динамической, децентрированной системой. Исследования повседневности позволяют выявлять механизмы функционирования социокультурной реальности на её базовом, исходном уровне, не только испытывающем на себе влияние доминирующих культурных значений, но в рамках которого возможны противостояние, переосмысление, неподчинение, изобретение и появление новых культурных значений.
Программу исследования мы выстроили как перекрестное применение методов феноменологии и прагматистской социальной теории в двух предметных областях: в анализе социокультурной повседневности и в анализе кинореальности (кинематографической повседневности). Анализ репрезентации повседневности в кинематографе на основе понятий Шюца, описывающих когнитивные процессы повседневного сознания, такие, как типизация, система релевантности, горизонт и тема (реконфигурация фигуры и фона), позволяет обнаружить различные приемы и стратегии, при помощи которых кинематограф осмысляет повседневность, различные её уровни и связь в рамках конкретного фильма повседневного и не повседневного уровней значения.
Исходя из того, что процедуры репрезентации предполагают наличие соответствия между двумя системами, разными по своей природе (принцип эквивалентности), исследование пошло по пути поиска этих соответствий. Феноменологическая трактовка кинореальности была сопоставлена с основными параметрами повседневности, заданными категориальным аппаратом социальной феноменологии. В результате сопоставления выявлены совпадения в проявлении киноопыта и повседневности: неразличение пространственно -временной картины как объекта репрезентации и акта созерцания; эффект «не тронутой» интерпретациями реальности; работа кинокамеры, снимающей различия между субъективным взглядом отдельного человека и «объективным» всеобщим (интерсубъективным) взглядом; аффективность и аттрактивность кинорецепции (высокий уровень погружения реципиента в конструируемую кинематографом реальность) изоморфна различным модусам естественной установки сознания в повседневности как нерефлексивным и погруженным в поток обстоятельств и действий. При таком подходе повседневность предстает как универсальная характеристика любого кинематографического опыта в силу того, что природа кино включает в себя целостные параметры жизненного мира.
В работе обосновывается возможность применения концептов «миры/грады оправдания», «режим вовлеченности», «режим ценностей», «режим координации действий», «испытание социального порядка» (разработанных в прагматической социологии Л. Болтански и Л. Тевено) в качестве инструментов анализа кинематографической реальности. Предлагаемая прагматической социологией теоретическая позиция позволяет избежать релятивизма и культурологического фундаментализма, в исследования повседневности, поскольку сосредоточена на ценностных порядках, которые направлены на всеобщность и значимость для всего человечества. Понятие «градов» и «режимов вовлеченности» по-новому и очень продуктивно позволяет снять оппозицию высокого-низкого в исследованиях повседневности. Эта теория переносит вопрос о справедливости из метафизической плоскости в прагматическую. Репрезентация повседневности в кинематографе осмысляет коммуникативные и сюжетные ситуации, в которых обнаруживается противоречие между различными градами. Специфика репрезентации повседневности часто выражается в сопоставлении, столкновении и комбинации различных градов. Концепты «режим вовлеченности» и «режим оправдания» наряду с классификацией систем релевантности следует рассматривать как рабочие методологические схемы для интерпретации взаимодействия в кинематографе повседневности и других уровней социокультурной реальности (культурой, политикой, экономикой и т. п.).
Анализ отношений повседневности и кинореальности в системе категорий феноменологии по-новому представил проблему дистанции в повседневном опыте — так как дистанцирование является условием феноменологической процедуры — и, соответственно, отношения системы повседневных значений с неповседневными. Разнообразные стратегии репрезентации в кино имеют результатом открытие повседневности, делание ее видимой в поле переживания, релевантной самой себе. Но в то же время процедуры репрезентации освобождают реципиента от власти повседневности.
В исследовании констатирован парадокс репрезентации повседневности, вытекающий из ее природы: условием глубокого погружения в реальность становится имитационная дистанция между «Я» и миром. Диалектика внутри/вненаходимости, спонтанного/рефлексивного, естественной установки/проблематизации характерна как для повседневности в ее социокультурном модусе, так и для кинематографической репрезентации. Это позволяет увидеть в кинематографе не только способы художественного преображения или духовного преодоления повседневности, но и стратегии обнаружения в повседневности истоков новых нетривиальных значений.
В исследовании раскрыт сложный многоуровневый характер репрезентации повседневности в кинематографе: единство гаптического (телесного) и оптического, диегезиса (уровень сообщения) и мимезиса (уровень отражения), фигуративного и нефигуративного. Учитывая развитие теории и опираясь на различные источники, мы доказываем, что кино совмещает в себе и репрезентативные процедуры «онтологической», реалистической фиксации, и процедуры художественного конструирования. В разных фильмах они могут быть выражены в различной степени, но никогда не могут существовать отдельно друг от друга. Понятие репрезентация следует использовать для выявления и описания общих кинематографических стратегий фиксации повседневной жизни, тогда как понятие конструирование позволяет произвести аналитический разбор особенностей кинематографической репрезентации повседневности как художественной целостности. Репрезентация повседневности - процедура, основанная на аудиовизуальном соответствии и адекватности кинематографической реальности повседневному порядку, на выстраивании пространственно-временной структуры повседневности и её соответствии повседневным системам релевантности. Конструирование основывается на выстраивании связей между элементами репрезентации на основании художественной целесообразности, создавая условия для принятия позиции вненаходимости (являющейся условием доступа к интерпретации, пониманию и считыванию символического и культурного содержания).
Подробно исследовано влияние повседневности как области интереса кинематографа на генерирование формальных приемов, трансформацию языка, разработку новых типов повествования.
На основании анализа социально-феноменологической теории жизненного мира А. Щюца обосновывается применимость для интерпретации кинематографической повседневности концептов: типизация, система релевантности, метафора фигуры и фона. Данные понятия в работе рассматриваются в качестве базовых схем для исследования кинематографической повседневности и определения основных стратегий её репрезентации: нарушение (проблематизация) /воспроизведение (натурализация) типизаций; приостановка, переключение, проблематизация систем релевантности; динамическая реконфигурация фигуры и фона, процедуры дистанцирования и сближения, ускорения и замедления. Проведенный нами анализ стратегий репрезентации повседневности в кинематографе основан на рассмотрении пространственных, темпоральных и сюжетных элементов кинематографической образности.
Основными концептуальными схемами для анализа репрезентации и конструирования повседневности в кинематографе являются различные стратегии проблематизации: стратегии дистанцирования и сближения (пространственные характеристики образа), замедления и ускорения (темпоральные характеристики образа), сюжетные сопоставления повседневного и неповседневного (нарративные характеристики образа). Данные стратегии являются практическими инструментами для анализа кинематографической повседневности, её пространственно-временных и сюжетных приемов. Однако, следует заметить, что список предложенных стратегий, вероятно, не является исчерпывающим, но создает концептуальные основания для более подробного анализа репрезентации повседневности в конкретных фильмах, в которых можно обнаружить всевозможные уникальные подходы к концептуализации такого сложного и многогранного предмета как повседневность. Также описанные нами примеры осмысления повседневности в кинематографе доказывают гипотезу, согласно которой кино в процессе освоения повседневности руководствуется принципом исследования множественной и разноуровневой вовлеченности человека в мир: от наиболее «близкой», интимной к наиболее «публичной» и обобщенной в область социокультурной действительности.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы. Дальнейшие исследования могут быть направлены на подробное изучение феномена повседневности в культурфилософском ракурсе с акцентом на гетерогенном характере повседневности, обусловленной сложной сетью социокультурных связей между различными её элементами. Кроме того, дальнейшие исследования репрезентации и конструирования повседневности в кинематографе могут быть рассмотрены с упором на изучение уникальных характеристик повседневности в различных региональных и локальных модусах кинематографа и киноиндустрии в целом.
Помимо этого, актуальной и пока не разработанной остается тема репрезентации повседневности в различных типах и жанрах кинематографа. Существует культурфилософская и кино-теоретическая необходимость исследовать отличия в способах осмысления повседневности в документальном, постдокументальном и псевдодокументальном кинематографе, сериалах, массовом и авторском кинематографе и других типах кинематографического и видео искусства


1. Абдулаева, З. Изо дня в день/ З. Абдулаева // Искусство кино. - 2002. - №6.
2. Абдуллаева, З. «Никогда, редко иногда всегда»: важное кино про выбор женщин // Искусство кино № 3 / 4, 2019. - URL:https://kinoart.ru/reviews/nikogda-redko-inogda-vsegda-vazhnyy-i-modnyy-film-ob-abortah(Дата обращения: 15.07.2021).
3. Абдуллаева, З. Мимолетности. Портрет Отара Иоселиани. / З. Абдуллаева //
Искусство кино. - 2014. - №2. - URL:
http://www.kinoart.ru/archive/2014/02/mimoletnosti(Дата обращения 7.05.2018).
4. Абдуллаева, З. Постдок. Игровое/неигровое / З. Абдуллаева. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 480 с.
5. Айснер, Л. Демонический экран / Л. Айснер. - М.: Rosebud Publishing; Пост Модерн Текнолоджи, 2010. - 240 с.
6. Александров, Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая
половина XX в. / Е. В. Александров // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 4. - С. 127-140.
7. Аронсон, О. В. Аффект в координатах нефилософии / О. В. Аронсон // Философский журнал. Т. 8. № 1, 2015.
8. Аронсон, О. Кино не является искусством: Олег Аронсон о преимуществе
восприятия над пониманием // расшифровка лекции [Электронный журнал «Теории и практики»]. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8489-cinema no art(Дата
обращения 29.04.2018).
9. Аронсон, О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). / О. Аронсон. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 384 с.
10. Аронсон, О. Метакино/ О. Аронсон. - М/ad marginem, 2003. - 261 с.
11. Аронсон, О. Повседневность /О. Аронсон // Искусство кино. - 2000. - № 7. - С. 43-56.
12. Ассман, А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. / А. Ассман - М.: Новое литературное обозрение, 2017. -272 с.
13. Аффект / Философская антропология: Актуальные понятия: учебное пособие: / Е. С. Черепанова и др. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. С. 35-42.
14. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей / А. Базен. — М.: Искусство, 1972. — 382 с.
15. Банникова, Е. В. Критерии повседневности: теоретико-методологические основы истории повседневной жизни / Е. В. Банникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7 (13): в 3-х ч. Ч. II. - С. 21-24.
16. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: «Прогресс», 1989. - 616 с.
17. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания/ П Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. - 323с.
19. Бёрк, П. Что такое культуральная история? / П. Бёрк. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 240 с.
20. Бланшо, М. Язык будней / М. Бланшо // Искусство кино. - 1995. - №10.
21. Богданова, Н. М. Феноменология видения: М. Мерло-Понти о соотношении «видимого» и «невидимого» / Н. М. Богданова, И. В. Демин // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 5 (116). - С. 9-14
22. Бодри, Ж.-Л. Идеологические эффекты базового кинематографического аппарата / Ж.-Л. Бодри // сшейс1е. - 2017. - №. 23 ПРЕ:https://cineticle.com/23-0-jean-Ьшз-ЬаибгуЛбеоЬдюаЕеНц^з/(Дата обращения: 15.03.2021).
23. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. — М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
24. Бодрийяр, Ж. Злой демон образов / Ж. Бодрийяр // Искусство кино.- 1992. - № 10. - С. 64-70
25. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
26. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
27. Бойм, С. Общие места: Мифология повседневной жизни. / С. Бойм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 320 с.
28. Болтански, Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов / Л. Болтански, Л. Тевено. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 576 с.
29. Болтански, Л. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.
30. Болтански, Л. Социология критической способности / Л. Болтански, Л. Тевено // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Т. 3, № 3. - С. 66¬83.
31. Бориславов, Р. «О законах кино» В. Шкловского / Р. Бориславов // Новое
литературное обозрение. - № 128. - URL:
https://www.nlobooks.rU/magazines/novoe literaturnoe obozrenie/128 nlo 4 2014/article/11026/(Дата обращения: 15. 05. 2021).
32. Булгакова, О. Советский слухоглаз: Кино и его органы чувств / О. Булгакова. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 320 с.
33. Бурдье, П. Исторический генезис чистой эстетики / П. Бурдье // НЛО. - 2003. - №62. - С. 17-29.
34. Бурдье, П. Поле литературы / П. Бурдье // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 45. — С. 22-87.
35. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
36. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии
и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, вып. 2. - URL:
http://www.old.jourssa.rU/1998/2/4bourd.html#n1(Дата обращения: 10.02.2020).
37. Бычков, В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков. — М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
38. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности/ Б. Вальденфельс // Социо-Логос: Пер.сангл., нем., фр. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
39. Вахштайн, В. С. «Практика» vs «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира / В. С. Вахштайн // Социологическое обозрение. - 2008. - Т. 7, № 1. - С. 65-95.
40. Вахштайн, В. С. Социология повседневности и теория фреймов / В. С. Вахштайн. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 334 с.
41. Вебер, М. Город / М. Вебер. - М.: Strelka Press, 2018. - 252 с.
42. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
43. Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы / Д. Вертов. — М.: Искусство, 1966.
- 778 с.
44. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. научных статей / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. - Саратов: Научная книга, 2007. - 526 с.
45. Волков, В. Теория практик / В. Волков, О. Харходин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
46. Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий / Г. Гарфинкель // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2, № 1. - С. 42¬70.
47. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. / Г. Гарфинкель. - СПб.: Питер, 2007. - 335 с.
48. Гофман, И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. - М.: Институт социологии РАН: ФОМ, 2003. - 752 с.
49. Грей, Г. Кино: визуальная антропология/ Гордон Грей. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 208 с.
50. Гройс, Б. Экранизация философии / Б. Гройс // Искусство кино. - 2000. - № 6. - С.158-176.
51. Гудков, Л. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии / Л. Гудков // Гудков Л. Абортивная модернизация. - М.: РОССПЭН, 2011.
- 630 с. - С.413-458.
52. Гуревич, П. Философия культуры: Учеб. для высшей школы / П. С. Гуревич. — М.: NOTA BENE, 2001.— 352 с.
53. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. — СПб.: Владимир Даль, 2004. - 405 с.
54. Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования.
Исследования по феноменологии и теории познания / Э. Гуссерль. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 471 с.
55. Дебор, Ги Общество спектакля = La Société du Spectacle / Г. Дебор. - М.: Логос: Радек, 2000. - 184 с.
56. Делез, Ж. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / Ж. Делез. - М.: Ad Marginem, 2004. - 622 с.
57. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж Делёз. - СПб.: «Петрополис», 1998. - 384 с.
58. Деррида, Ж. Голос и феномен, и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
59. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: Ad Marginem, 2000. - 511 с.
60. Дземидок, Б. Вступительная статья Богдана Дземидока /Американская философия искусства, 1997 С. 221-243.
61. Дземидок, Б. Перцептуализм (аналитический эмпиризм) / Б. Дземидок // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: Антология. — Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга: Одиссей, 1997. - С. 127-154.
62. Долин, А. Джим Джармуш. Стихи и музыка / А. Долин. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 224 с.
63. Дроздова, А. В. Визуализация повседневности в современной
медиакультуре: дис. д-ра культурологии: 24.00.01 - теория и история культуры / А. В. Дроздова. - М.: РГГУ, 2018. - с URL:
http://www2.rsuh.ru/binary/object 7.1511168787.47376.pdf(Дата обращения 5.03.2020).
64. Еремеев, А. Ф. Художественная реальность [Электронный образовательный ресурс]. - Екатеринбург: УрФУ. - URL:http://media.ls.urfu.ru/182/540/1217/1484/386/.(Дата обращения 7.04.2018).
65. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.:
«Художественный журнал», 1999. - 235 с.
66. Закс, Л. А. К исследованию онтологии художественной вненаходимости // Онтология искусства: сборник научных статей. — Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2005. — 268 с.
67. Закс, Л. А. К исследованию феномена художественной реальности / Л. А. Закс [Электронный образовательный ресурс]. - Екатеринбург: УрФУ. - URL: http://media.ls.urfu.ru/182/540/1217/1484/387/(Дата обращения: 4.04.2018).
68. Закс, Л. А. Проблемные поля онтологии искусства // Онтология искусства : сборник научных. — Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2005. — 268 с.
69. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель. - М.: Strelka Press, 2018. - 112 с.
70. Зиммель, Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.:
Юрист. - 607 с.
71. Изволов, Н. А. Феномен кино: история и теория / Н. А. Изволов. - Москва: Материк, 2005. - 164 с.
72. Иоселиани, О. Сочинение фильма / О. Иоселиани // Искусство кино. - 1994. - №4. - С. 134-143.
73. Камю, А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула / А. Камю. - М.: Издательство АСТ, 2015. - 381 с.
74. Карнаух, В. К эстетике «медленного» в современном кинематографе // Cineticle. - 2010. - № 4. - URL:https://cineticle.com/magazine/issue-4/k-estetike-шей1епподос(Дата обращения 7.03.2021).
75. Касавин, И. Т. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. - М.: Канон, 2004. - 432 с.
76. Ковенева, О. В. Грани опыта в свете американского прагматизма и французской прагматической социологии / О. В. Ковенева // Южно-российский журнал социальных наук. - 2007. - №4. - С. 39-63.
77. Ковенева, О. В. Французская прагматическая социология: от модели «градов» к теории «множественных режимов вовлеченности» / О. В. Ковенева // Социологический журнал. - 2008. - № 1. - С. 5-21.
78. Корнев, В. В. Проблематизация категории «повседневность» / В. В. Корнев // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - №2. - С. 85-90.
79. Корте, Г. Введение в системный киноанализ / Г. Корте, П. Дрекслер, Г. -П. Роденберг, Й. Тиле, М. Юдсон. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. - 360 с.
80. Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино / З. Кракауэр. - М.: Искусство, 1977. - 320 с.
81. Кракауэр, З. Природа фильма / З Кракауэр. - М: «Искусство», 1974. - 207 с.
82. Кривцун, О. А. Эстетика: учебник / О. А. Кривцун. - М.: Аспект пресс, 2000. - 434 с.
83. Круглова, Т. А. Постимперская ситуация в советской России в культурных стратегиях художников: эстетическое и политическое, националистическое и имперское / Т. А. Круглова // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2017. - № 4 (39). - С. 136-147.
84. Круглова, Т. А. Советский мир: конформизм и конформисты // Т. А. Круглова, М. А. Литовская // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2015. - № 3(30). - С. 67 - 73.
85. Круглова, Т. А. Теоретический ресурс концепта «культурные практики повседневности» для понимания социальной реальности / Т. А. Круглова // Практики повседневности: Матер. Всерос. научн.-методич. семинара с междун. участием (г. Екатеринбург, 26 февраля 2011 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 6-10.
86. Кушнарева, И. «Странный случай Алена Бадью» / И. Кушнарева // Cineticle.
- 2017. - № 23. - URL:https://cineticle.com/magazine/issue-23/23-0-badiou-et-cinema(Дата обращения 7.03.2021).
87. Латур, Б. «Об интеробъективности» / Б. Латур // Социологическое обозрение. - 2007. - №2. - С.79-98.
88. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ), 1997. - 320 с.
89. Лелеко, В.Д. Открытие повседневности: живопись малых голландцев / В.Д. Лелеко // Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. 27-29 апр. 2005 г. - Киров, 2005. - С. 327-344.
90. Лиотар, Ж-Ф. Постмодерн в изложении для детей. Письма 1982-1985 / Ж.-
Ф. Лиотар. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2008. -
145 с.
91. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
92. Лиотар, Ж.-Ф. Е’аетёша. Пер. Т. Осипова / Ж.-Ф. Лиотар // Стейс1е. - 2020.
- № 26. - ПВЬ:https://cinetic1e.com/magazine/issue-26/1acinema-jean-francois-1votard
(Дата обращения 15.02.2021).
93. Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2002. - 768 с.
94. Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.: «Искусство - СПБ», 2005. - 704 с.
95. Любутин, К.Н. Диалектика повседневности: методологический подход / К. Н. Любутин, П. Н. Кондрашов. - Екатеринбург: УрГУ-ИФиП УрО РАН-РФО, 2007. - 295 с.
96. Людтке, А. История повседневности в Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти / А. Людтке. - М.: РОССПЭН; Германский исторический институт в Москве, 2010. - 272 с.
97. Людтке, А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в. Германии / А. Людтке // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. - М.: РОССПЭН, 1999. - 454 с.
98. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Геперборея; Кучково поле, 2007. - 464 с.
99. Мамулия, Д. Инфляция реальности / Д. Мамулия // СЕАНС. - 2007. - № 31.
- С. 3-13. -
URL: https://web.archive.Org/web/20080610002833/http://www.seance.ru/blog/new issues/(Дата обращения 15.10.2020).
100. Марголит, Е. Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. (Краткий очерк истории художественного кино) / Е. Я. Марголит // Киноведческие записки - 2004. - № 66.
101. Маркс, Л. Кожа фильма (отрывок из книги). Пер. М. Селезнев / Л. Маркс // Cineticle. - 2018. - № 24. - URL:https://cineticle.com/magazine/issue-24/laura-marks-the-skin-of-the-film(Дата обращения: 4.04.2021).
102. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: Рефл-бук, 1994. - 368 с.
103. Махлина, С. Т. Семиотика культуры повседневности / С. Т. Махлина. - Санкт-Петербург: Издательство Алетейя, 2009. - 232 с.
104. Мерло-Понти, М. Кино и новая психология / М. Мерло-Понти //
Киноведческие записки. - 1992. - № 16. - URL:
https://www.psychology.ru/library/00038.shtml(Дата обращения: 10.03.2021).
105. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента, 1999. - 603 с.
106. Метц, К. Воображающее означаемое. Психоанализ и кино. / К. Метц. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. - 336 с.
107. Мыльников, Д. Ю. «Кино-глаз»: концепция условности в документалистике Дзиги Вертова / Д. Ю. Мыльникова // Вестник ВГИК. - 2017. - № 2(32). - С. 34 - 44.
108. Неменко Е. П. Французская социология искусства о конформизме: от
критики к прагматике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-sotsiologiya-iskusstva-o-
konformizme-ot-kritiki-k-pragmatike (дата обращения: 11.10.2020).
109. Немченко, Л. М. Мокьюментари: семантика и прагматика (на материале фильмов А. Федорченко и М. Местецкого) / Л. М. Немченко // Филологический класс. - 2018. - №1(51). - С. 136-141.
110. Немченко, Л. М. Репрезентация насилия (на материале кинематографа Ульриха Зайдля) / Л. М. Немченко, А. С. Темлякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2015. — № 1 (137). — С. 67-73.
111. Никитин, С. А. Социальная феноменология: [учебное пособие] / С. А. Никитин. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 142 с.
112. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Институт философии РАН. - 2007-2010. - URL:http://iph.ras.ru/elib/2346.html(дата обращения: 4.04.2016).
113. Образ художественный // Философский словарь [Электронный ресурс]. - URL:http://mirslovarei.com/content fil/OBRAZ-XUDOZHESTVENNYJ-7704.html(дата обращения: 3.05.2018).
114. Омон, Ж. Эстетика фильма/ Ж. Омон, А. Бергала, М. Мари, М. Верне; пер. с французского И. И. Челышевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 248 с.
115. Орлов, И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И. Б. Орлов. - М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 317 с.
116. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.
117. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. - 704 с.
118. Папастериадис, Н. Пространственная эстетика: искусство, место и повседневность. / Н. Папастериадис // Теория и Практика: сетевой журнал. - 2015. - URL:http://special.theoryandpractice.ru/page76206.html. (дата обращения: 18.01.2016).
119. Пивоваров, Д. В. Основные категории онтологии: Учеб. пособие. - 2-е изд. / Д. В. Пивоваров. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. - 268 с.
120. Поликарпова, Д. А. "Что такое кино?": проблема медиаэссенциализма в теории Ноэля Кэрролла / Д. А. Поликарпова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6-1(80). - С. 131-137.
121. Поликарпова, Д. Кино не как искусство / Д. Поликарпова // Terra Aestheticae. - 2019. - №2 (4). - С. 154-183.
122. Пронин, А. А. Дзига Вертов: от «слышу» к «вижу» / А. А. Пронин // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2020. - № 63. - С. 282-291.
123. Пронин, А. А. Mass-док: презумпция нарративности / А. А. Пронин. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2017. - 244 с.
124. Рансьер, Ж. Эмансипированный зритель / Ж. Рансьер. - Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. - 128 с.
125. Рикёр, П. Седьмой очерк. Метафора и референция / П. Рикёр // Живая метафора. Пер. Ф Станжевский, ред. Г. Вдовина [Электронный ресурс]. - URL: http://cvberleninka.ru/article/n/zhivava-metafora-sedmov-ocherk-metafora-i-referentsiva-perevod-f-stanzhevskogo-red-g-vdovina.pdf(Дата обращения 4.04.2017).
126. Рогожина, Е. В. Взаимодействие искусства и повседневности как механизм
трансформации культурных парадигм / Е. В. Рогожина // Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. - Самара, 2002. - URL:
http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-iskusstva-i-povsednevnosti-kak-mekhanizm-transformatsii-kulturnykh-paradigm(Дата обращения 18.04.2016).
127. Рошаль, Л. М. Дзига Вертов / Л. М. Рошаль. - М.: Искусство, 1982. - 264 с.
128. Руднев, В. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1999. — 382 с.
129. Рыклин, М. Жиль Делёз: «Кино в свете философии» / М. Рыклин // Искусство кино. - 1997. - № 4. - URL:http://www.kinoart.ru/archive/1997/04/n4-article23(Дата обращения: 4.04.2018).
130. Сартр, Ж-П. Что такое литература? = Qu'est-ce que la littérature? / Ж. П. Сартр; Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. — СПб. : Алетейя, 2000 .— 467 с.
131. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
132. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. - С. 319-344.
133. Семенчук, С. А. Деконструкция героизма: революция и ее экранное воплощение в творчестве режиссера Бориса Барнета / С. А. Семенчук // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2017. - №4. - С. 153-167.
134. Серто, Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Мишель де Серто. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2013. - 330 с.
135. Скрылева, Е. В. «Документальность» как один из методов моделирования художественного пространства в современном игровом кино / Е. В. Скрылева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 3 (35). - С. 244-248.
136. Соболева, М. Е. Время как смысл и смысл как время: о трансцендентальных основаниях времени / М. Е. Соболева // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. - 2019. - № 3 (191). - С. 52-63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ