Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ЯЗЫКЕ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «ГАЗЕТА.РУ»)

Работа №102490

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы229
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Общие проблемы теории текста 11
1.1.1. Основные подходы к изучению текста в лингвистике 11
1.1.2. Основные категории и свойства текста 23
1.1.3. Язык СМИ; особенности газетного текста 28
1.2. Вопросы теории метафоры 46
1.2.1. Основные аспекты анализа метафоры 46
1.2.2. Роль концептуальной метафоры в тексте 55
Выводы 67
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ
НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТЕКСТА 70
2.1. Пространственная метафора и тема-рематическая структура как средства
образования текста 70
2.2. Метафорические проекции как текстообразующее средство 83
2.3. Взаимосвязи импликаций метафоры при построении текста 95
2.4. Интеграция метафоры и неметафорического окружения в пространстве
газетного текста 117
2.5. Общая характеристика материала исследования 139
Выводы 145
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТООБРАЗУЮЩИХ
МЕХАНИЗМОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ 148
3.1. Анализ текста «образцовой» структуры 148
3.2. Анализ текста «проблемной» модели 160
3.3. Анализ текста с разрушением метафоры 168
3.4. Анализ текста с чередованием концептуальных метафор 176
Выводы 184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187
Библиографический список 193
Список словарей, справочников, энциклопедий 215
Источник материала 216
Приложение. Тексты, проанализированные в главе 3


Язык медиатекста, средств массовой информации (СМИ) в системе разновидностей современного русского языка является одним из самых активно развивающихся компонентов. В нем быстрее всего проявляются все действующие в языке тенденции, воплощаются все направления языкового развития. Он - отражение живого русского языка, языковой продукт, сочетающий элементы устной и письменной речи и в течение последних десятилетий значительно влияющий на носителей русского языка, которые являются его активными реципиентами.
Каждое языковое явление, развивающееся в рамках языка СМИ, заслуживает внимательного изучения. Концептуальная метафора среди этих явлений приобретает особое значение. Этот когнитивный механизм, устанавливающий образные связи между концептами и являющийся результатом мыслительной деятельности индивида, в языке СМИ становится инструментом языкового и когнитивного взаимодействия и воздействия.
Концептуальная метафора, входя в текст как его органичная составляющая, начинает выполнять в нем текстообразующую, текстоформирующую функцию.
Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение функционирования концептуальных метафор в медиатексте и определение специфики их текстообразующих функций способствует более глубокому проникновению в когнитивный процесс текстообразования, более точному осмыслению сути метафоры как языкового явления и речевого средства, более внимательному постижению речевых намерений автора, включающего когнитивные метафоры в медиатекст.
Степень разработанности темы диссертации. Проблеме анализа концептуальных метафор посвятили исследования Н.Д. Арутюнова, B. В. Виноградов, В.Г. Гак, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, C. Д. Кацнельсон, Дж. Лакофф, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Э. МакКормак, Н.Г. Мещанова, Т.В. Молодцова, Е.В. Падучева, Е.В. Рахилина, Г.Н. Скляревская, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.К. Харченко, А. Ченки, Д.Н. Шмелев, Zhao Yanfang и другие ученые. Проблему текстообразующего потенциала метафоры затрагивают Л.С. Билоус, Н.Г. Шехтман, К.С. Шиляев, Feng Xiaohu. В последние время появились исследования, ориентированные на изучение проблемы использования концептуальных метафор в медиатекстах; это работы таких исследователей, как А.А. Артамонова, К.С. Иордан, Ю.В. Калугина, Е.А. Медведева, И.С. Парахина, Я.А. Посохова, В.Р. Циммерман и др.
Проблема реализации текстообразующего потенциала концептуальной метафоры применительно к журналистике осмысливается в диссертационном исследовании К.С. Филатова, в работах Л.В. Быковой и А.Н. Таджибовой,
З.А. Дубинец и некоторых других ученых, однако далеко не все проблемы метафорического развертывания в тексте СМИ в настоящий момент рассмотрены, что и определяет актуальность настоящего исследования. Среди лакун, которые необходимо заполнить, особенно выделяются вопросы функционирования концептуальной метафоры в тексте СМИ как текстообразующего средства, определяющего структуру публикации, диктующего определенные законы соотношения метафоры и неметафорического окружения, устанавливающего закономерности в соотношении частей текста.
Объектом данного исследования являются концептуальные метафоры, используемые в текстах современных российских СМИ.
Предмет исследования - текстообразующие механизмы концептуальных метафор в медиатекстах.
Цель работы заключается в установлении и описании текстообразующих механизмов концептуальных метафор, закономерностей их реализации в тексте СМИ и разработке способов метафорического текстопорождения.
В процессе осмысления темы диссертационного исследования мы выдвинули следующую гипотезу:
Концептуальная метафора является одним из важнейших текстообразующих элементов в тексте СМИ: на ее основе выстраиваются тема- рематические структуры; с ее помощью обеспечивается связность и цельность текста. На построение медиатекста влияют метафорические модели, взаимосвязи импликаций метафоры и различные способы интеграции метафоры и неметафорического окружения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты темы: общие проблемы теории текста и основные вопросы теории метафоры.
2. Обозначить специфику функционирования метафоры в тексте СМИ и медиадискурсе.
3. Проанализировать способы репрезентации концептуальных метафор в тема-рематических структурах предложения. Обратить внимание на взаимодействие тема-рематических структур и пространственной метафоры.
4. Выявить закономерности построения метафорических проекций в структуре текста СМИ.
5. Проанализировать различные взаимосвязи импликаций
концептуальной метафоры при текстопостроении.
6. Выявить способы интеграции метафоры и неметафорического окружения в современном медиатексте.
Материалом для анализа послужили более тысячи фрагментов текста, взятых из источников российских общественно-политических СМИ 2016¬2020 гг., представленных в электронном издании «Газета.ру»
(https: //www.gazeta.ru/).
Несмотря на то, что при проведении исследования использовался метод сплошной выборки, тексты для анализа были отобраны таким образом, чтобы продемонстрировать способы текстопостроения рассматриваемых концептуальных метафор в наиболее наглядном и концентрированном виде.
Методологическую базу исследования составили труды в области когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова и др.); лингвопрагматики (Д.В. Антошина, Е.И. Беглова, Д.Г. Богушевич, И.М. Кобозева и др.); лингвистики текста (Л.Г. Бабенко, Р. Барт, Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.И. Зильберман, Л.Г. Кайда, Н.С. Поспелов, К.А. Филиппов, F. Danes и др.); актуального членения предложения (Г.А. Золотова, И.И. Ковтунова, К.Г. Крушельницкая, В. Матезиус, И.П. Распопов и др.); стилистики (И.В. Арнольд, Ю.А. Бельчиков, A. Н. Васильева, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Горшков, М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, О.Б. Сиротинина, Д.Н. Шмелев и др.); теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, М. Бирдсли, М. Блэк, Э.В. Будаев, В.Г. Гак, О.И. Глазунова, Ю.Н. Караулов, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Е.В. Падучева, Дж. Серль, Г.Н. Скляревская, Ю.Д. Степанов, В.Н. Телия, Д.Н. Шмелев, А.П. Чудинов, Р. Якобсон и др.); языка и текста СМИ (М.Н. Володина, Э.Х. Гаглоева, А.П. Горбунов, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, Б.А. Зильберт, Е.В. Какорина, Н.И. Клушина, В.И. Коньков, В.Г. Костомаров,
B В. Кочетков, Б.В. Кривенко, О.А. Лаптева, Л.М. Майданова, А.А. Негрышев, И.А. Нефляшева, Е.В. Покровская, Г.Я. Солганик, Н.М. Шанский, A. Белл и др.).
Методы, использованные для достижения цели диссертации и решения поставленных задач:
1. Метод сплошной выборки при подборе языкового материала из новостного интернет-источника.
2. Методы анализа и синтеза для исследования структуры метафоры, ее составных компонентов, экспликаций и импликаций.
3. Методы анализа коммуникативной организации предложения.
4. Методы синтаксического анализа сверхфразовых единств.
5. Методика выделения области-источника и области-цели метафоры.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринимается попытка применения комплексного разноаспектного подхода к концептуальным метафорам в тексте СМИ и их роли как инструмента текстопостроения. Метафоры понимаются как языковые средства, служащие способами развертывания текста на всех его структурных уровнях; как структуры, объединяющие когнитивную, образную и содержательную составляющие с целью их репрезентации в тексте; выявляется их значимость в системе средств, участвующих в процессах текстопорождения и смыслообразования.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она заполняет пробелы в исследовании концептуальной метафоры в тексте СМИ с точки зрения ее текстообразующих механизмов, а также в аспекте изучения законов построения текста в целом. Теоретическое обоснование полифункционального характера когнитивной метафоры позволило определить ее уникальный статус как средства языковой выразительности, как прагматического механизма, как когнитивного инструмента и как одного из ключевых приемов текстообразования. Результаты, полученные в итоге комплексного многоаспектного анализа функционирования концептуальных метафор в медиатексте, могут быть применены с целью дальнейшего разноаспектного изучения концептуальных метафор как когнитивных инструментов текстообразования на материале различных языков и различных типов текстов.
Практическая ценность диссертации. Результаты осуществленного исследования могут найти применение в преподавании соответствующих дисциплин, например, в курсах по теории метафоры, лингвистике текста, когнитивной лингвистике, а также в курсах и спецкурсах по языку масс-медиа, его структуре и средствам выразительности, в организации научно-исследовательской работы студентов по анализу языка и текста, в том числе текста СМИ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Текстообразующие механизмы концептуальных метафор проявляются как способность модифицировать, трансформировать образное соотношение между концептами в процессе создания текста. Концептуальная метафора в тексте становится семантическим, содержательным, структурным и композиционным элементом его построения и оказывает влияние на разворачивание всех элементов структуры текста.
2. Концептуальная метафора реализуется в тексте в процессе развертывания его тема-рематической структуры. При этом формируются различные тема-рематические схемы - модель цепи, контейнера, параллельная и комплексная модели, в которых метафора, как правило, занимает позицию ремы, заключая в себе и транслируя читателю новую информацию.
3. Механизмы концептуальной метафоры в построении текста СМИ проявляются посредством выстраивания в тексте различных метафорических проекций, разного типа соотношений между областью источника и областью цели. Выделяются такие метафорические модели, как модель экспансии, модель сокращения и модель чередования. С их помощью концептуальная метафора входит в текстовое пространство, становится его неотъемлемой частью и организующим его механизмом.
4. В структуре концептуальной метафоры выделяются две разновидности импликаций - связанные с областью источника метафоры и связанные с областью ее цели, они по-разному представлены в тексте и становятся средствами взаимосвязи текстовых фрагментов. Вербально реализуемые и подразумеваемые импликации концептуальных метафор, относящиеся как к области источника концептуальных метафор, так и к области цели, входят в содержательное, структурное и оценочное поля текста, объединяя их и обеспечивая структурное текстовое единство.
5. Концептуальная метафора интегрируется в пространство текста и связывается в нем с неметафорическим окружением (контекстом). При этом между метафорой и неметафорическим окружением устанавливаются различные соотношения - равноправие и противопоставление (противоречие). Данные соотношения служат не только развертыванию текста, но и выражению в нем прагматических смыслов.
Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием научных источников, которые послужили теоретико-методологической базой исследования, комплексным подходом к анализу текстового материала, применением современных методов, соответствующим цели и задачам работы. Результаты и выводы, полученные на разных этапах исследования, представлены с помощью схем и диаграмм.
Апробация работы проводилась в ходе докладов на научных и научно-практических конференциях: Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 28 апреля 2016 г.); Международной научной конференции «Когнитивные технологии в теоретической и прикладной лингвистике» (Тюмень, 22-24 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Новая Россия: традиции и инновации вязыке и науке о языке» (Екатеринбург, 28-30 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Россия в поисках мирного решения социальных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов: Тенденции обновления политического дискурса, отражающие доминантные идеологемы российской официальной дипломатии и пропагандистской деятельности политических партий конца XX - начала XXI в.» (Магнитогорск, 23-25 ноября 2017 г.); Всероссийском научно-теоретическом семинаре с международным участием «Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: Словарь. Дискурс. Корпус» (Екатеринбург, 29-30 октября 2019 г.).
Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения (ранее - кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики) в 2016-2020 годах. Материалы диссертации отражены в 8 публикациях общим объемом 2,48 п. л., в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Изложенную стратегию исследования отражает структура диссертации, которая включает введение, три главы, заключение и приложение, в котором приведены тексты статей, ставшие объектом комплексного анализа.
В первой главе раскрывается понятие текста, рассматриваются его основные категории, анализируются основные подходы к изучению текста в современной лингвистике, освещается специфика медиатекста. Здесь же рассматривается понятие метафоры с семантических, лингвопрагматических и когнитивных позиций, понятие концептуальной метафоры; выявляется ее роль в тексте.
Во второй главе произведен разноаспектный анализ реализации текстообразующих механизмов когнитивной метафоры в языке современных СМИ на материале текстов интернет-издания «Газета.ру». Обращено внимание на реализацию концептуальных метафор в тема-рематических моделях; выстраивание с их помощью метафорических проекций; представленность в структуре текста импликаций метафоры; способы текстовой интеграции метафоры и неметафорического окружения.
Третья глава посвящена комплексному анализу текстообразующей роли концептуальной метафоры в исследуемых текстах. В ней обращено внимание на разные типы текста с точки зрения репрезентации в нем концептуальной метафоры.
В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического и практического исследования, определяются его перспективы.
Библиография содержит 243 наименования и включает научные работы российских и зарубежных авторов, а также список словарей и энциклопедий из 20 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной лингвистике исследование языка медиатекстов - одна из актуальнейших задач, с решением которых связана и данная диссертационная работа. Особенно важно рассмотреть те языковые инструменты, которые придают языку СМИ убедительность и позволяют журналистам достигать своих коммуникативных целей - оказывать воздействие на объект коммуникации. К числу таких инструментов относятся метафоры, среди которых выделяются концептуальные - связанные с мышлением человека, отражающие закрепленные в сознании индивида и в общественном опыте народа соотношения между концептами.
Концептуальные метафоры помогают говорящему апеллировать к имеющимся у человека фоновым знаниям, к его культурному коду и актуализировать этот код, задействовать его в процессе формирования у индивида представления о тех или иных явлениях, понятиях, действиях.
Теория концептуальной метафоры требует уточнения в плане ее текстовых реализаций и зависимости структуры текста от репрезентации в нем концептуальной метафоры. Это и стало целью данной работы.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.
Мы выяснили, что концептуальная метафора оказывает самое непосредственное влияние на структуру текста, от нее зависят не только содержательная сторона текста, семантика, смысл, но и его композиция, соотношение между его частями, а также между частями предложений в составе текста. В процессе развертывания концептуальной метафоры в тексте последовательно реализуются область источника метафорического значения и область цели. Способы развертывания данных составляющих концептуальной метафоры, их соотношение друг с другом и с другими элементами текста и определяют текстовое пространство, его структуру и композицию.
Построение текста зависит от того, какие именно концепты задействованы при построении концептуальной метафоры, в каких соотношениях и в какой последовательности находятся область источника и область цели, какая метафорическая модель используется говорящим, как выстраивается им метафорическая проекция, как реализуются в тексте эксплицированные элементы метафоры (область цели и область источника) и ее импликации и т. п.
Концептуальная метафора влияет на тема-рематическое строение предложения и текста. Область источника и область цели определяют выбор тема-рематической модели. Это могут быть модель цепи, центробежная модель, модель контейнера, параллельная и комплексная модели. От состава и количества компонентов концептуальной метафоры зависит, какую именно модель выберет говорящий в каждом конкретном случае. Область источника концептуальной метафоры занимает позицию ремы - новой информации, содержащейся в предложении или тексте. В тема-рематической схеме ее положение, как правило, последующее, после темы - уже известной информации (области цели). Если положение нарушается, и рема начинает занимать первое место, то она еще более выделяется в тексте, привлекая к себе внимание читателя и получая большую убеждающую силу. Категория информативности текста с помощью данного приема оказывается еще более эффективно представленной.
Различные тема-рематические образ-схемы позволяют говорящему преобразовать абстрактную идею в конкретную мысль, придать этой мысли определенное, хорошо понятное читателю выражение. Образ-схемы служат инструментами, позволяющими говорящему мотивировать рассуждения читателя, упорядочить и организовать его восприятие информации, причем сделать это так, чтобы воздействие на читателя, находясь в когнитивной области, стало максимально эффективным.
Каждая образ-схема отражает отношения между концептами, знакомые читателю, входящие в область его житейского, читательского, языкового и вообще человеческого опыта. Она призвана связать уже имеющиеся у адресата знания с новыми и обратить на эти новые знания его особое внимание, акцентировать их. Находящие в позиции ремы метафорические смыслы выступают как новые знания, они одновременно удивляют, поражают и представляются логичными, полностью включенными в сферу нормального развертывания и обычного движения информационного потока, благодаря существованию в пределах тема-рематической модели.
Тема-рематическая структура текста и ее связь с компонентами концептуальной метафоры влияют на такие свойства текста, как целостность, связность, членимость. Структурные элементы, на которые членится текст, получают возможность быть связанными наиболее эффективно с целью обретения текстом целостности, последовательности и достижения большей информативности.
Область источника и область цели концептуальной метафоры - ее важнейшие составляющие части и в содержательном и в структурном планах. От соотношения между ними, от их взаимного расположения зависит структура текста. Между областью источника и областью цели выстраиваются метафорические проекции - различные соотношения. Нами рассмотрены такие метафорические проекции в тексте СМИ, как модель экспансии, модель сокращения, модель параллельности и модель чередования.
Метафорическое моделирование происходит одновременно в когнитивном пространстве личности и в пространстве текста. Проекция выступает как шифр, декодируя который, говорящий воспринимает соотношение между концептами и смысл концептуальной метафоры. Проекция заключается в неизбежности влияния области источника на область цели, проецировании источника на цель. Тем или иным образом располагая области источника и цели (а также их компоненты), журналист находит наиболее адекватное его задачам решение в построении текста. Метафорическая проекция позволяет передать читателю оценку и обеспечивает выполнение метафорой оценочной функции.
При разворачивании модели экспансии область цели тщательно и подробно утверждается, сопровождается импликациями; перед читателем раскрывается суть явления; область цели обладает большим объемом и более сложным составом. Структура проекции сокращения противоположна: больший объем присущ области источника, а область цели заявлена кратко, емко, веско и имеет характер вывода. В модели проекции параллельности области цели и источника расположены симметрично, примерно равны по объему и составу. При выстраивании проекции чередования области источника и цели последовательно сменяют друг друга, чередуются, и данное чередование, вкупе с многосоставностью структуры метафоры, усиливают воздействие на читателя. Журналист в каждом конкретном случае имеет возможность выбрать именно ту структурную модель проекции метафоры, которая наиболее соответствует его авторским интенциям.
Каждая из данных моделей способствует более тесной связности между компонентами текста, а их разнообразие служит целям устранения монотонности в передаче информации, получения текстом оригинальных особенностей, выделяющих его на фоне других текстов.
В структуре медиатекста значимыми элементами становятся импликации концептуальной метафоры, относящиеся как к области источника, так и к области цели. Импликации данных областей связаны между собою отношениями причины и следствия, взаимной обусловленностью. В первую очередь, область источника обусловливает область цели, однако обратная обусловленность также возможна. Импликации метафоры, связанные с областью источника, - это многочисленные ассоциации, имеющиеся в культурном фонде и жизненном опыте адресата текста и влияющие на особенности восприятия им метафорического смысла.
Импликации являются теми причинами, благодаря которым говорящий формирует ту или иную концептуальную метафору. То есть, выбирая образ, говорящий заранее оценивает связанные с ним импликации, которые имеются в когнитивном фонде носителей данного языка.
От расположения импликаций метафоры, как вербально выраженных, так и подразумеваемых, от того, таким образом они представлены в тексте, зависит его структура и взаимодействие его фрагментов. Импликации - вспомогательные элементы концептуальной метафоры, служащие уточнению ее основных элементов, однако именно посредством импликаций метафора получает и усиливает свое значение. Импликативные представления существуют в первую очередь не в тексте, а в сознании говорящего и адресата, причем они должны совпадать, то есть когнитивное поле коммуникантов должно быть единым, иначе коммуникативного взаимодействия не случится. Сам текст и развертывание в нем концептуальной метафоры направлены на извлечение данных импликаций из когнитивного поля обоих коммуникантов и их актуализацию. Чем более ответственно подошел журналист к формированию поля импликаций, тем больше у него шансов повысить информативность текста и его воздействующую на читателя силу.
Импликации в структуре концептуальной метафоры чаще поясняют область источника, уточняют его, наполняют его дополнительными смыслами. Иногда они даже могут относиться к подразумеваемому источнику, то есть участвовать в передаче скрытых смыслов. В итоге с помощью актуализации в тексте импликаций журналист имеет возможность неявного, ненавязчивого воздействия на сознание читателя, что особенно ценно в условиях переизбытка убеждающих текстов в СМИ и наличия внутреннего противодействия им со стороны читателей. Выбор же области источника, которая связана в сознании говорящих с противоречащими друг другу, проблемными импликациями с разной оценочностью, дает журналисту сделать текст дискуссионным.
Метафора в тексте не существует обособленно, она связана с остальными его элементами, которые можно обозначить как неметафорическое окружение. Связь с ними также может иметь разнообразную структуру и по-разному проявляться в тексте.
Связь по модели тождества, при которой метафора и неметафорическое окружение равны, равнозначны и схожи, по выражаемой оценке, - это их продуманное симметричное взаимодействие, дополнение друг друга и слаженное сочетание. При отношениях по модели тождества метафора или неметафорическое окружение могут по объему структурно преобладать в тексте, доминировать, что связано со смыслом и идейным содержанием сообщения, однако в смысловом плане текст оказывается симметричным.
При реализации в тексте модели противопоставления метафоры и неметафорического окружения метафора или только один из метафорических смыслов противоречит основному тексту. Складываются сложные отношения между смыслом метафоры и основного текста, к примеру, неметафорическое окружение может опровергать смысл метафоры; появляется неоднозначная оценка явления или ситуации; формируется наиболее эффективное непрямое воздействие на читателя.
Сложность текстовой реализации концептуальной метафоры связана со сложностью человеческого мышления, составным элементом которого она является. Однако именно эта сложность обеспечивает концептуальной метафоре эффективность воздействия на адресата текста, прагматическую силу, коммуникативную действенность.
Исследование концептуальных метафор как элементов текста СМИ, встроенных в его структуру, является перспективным и должно быть продолжено. Рекомендации, перспективы дальнейшего исследования данной проблематики видятся в следующих направлениях: заслуживают внимания исследователя основные концептуальные модели и закономерности их текстовой реализации, а также зависимость построения текста от конкретных концептов, к которым апеллирует метафора, и другие вопросы.



1. Агафонова, О.И. Метафорическая модель «Politics is animal world» в политическом дискурсе (на материале американских и британских интернет- СМИ): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - Белгород, 2012. - 22 с.
2. Агеев, В.Н. Семиотика / В.Н. Агеев. - М.: Весь Мир, 2002. - 256 с.
3. Адмони, В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка / В.Г. Адмони. - М.: Наука, 1955. - 390 с.
4. Андрюхина, Т.В. Когнитивно-дискурсивные аспекты цветовой политической метафоры / Т.В. Андрюхина // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: Мат. науч.-практ. конф. - М.: МГИМО, 2013. - С. 73-80.
5. Антошина, Д.В. Термин «импликация» и его аналоги в прагматике / Д.В. Антошина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 7-1 (85). - С. 97-102.
6. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И.В. Арнольд. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 444 с.
7. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования) / И.В. Арнольд. - Л.: Просвещение, 1981. - 295 с.
8. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебное пособие / И.В. Арнольд. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 384 с.
9. Артамонова, А.А. Употребление концептуальных метафор в современных медиатекстах с тематической доминантой «женское здоровье» /
А.А. Артамонова // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: Сб. мат. XIV Регион. науч.-практ. конф. - Тула: ТГПУ, 2018. - С. 3-6.
10. Арутюнова, Н.Д. Метафора / Н.Д. Арутюнова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 279.
11. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры / Ред.: Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинская. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
12. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник: практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 496 с.
13. Баранов, А.Н. Предисловие редактора / А.Н. Баранов // Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 3-13.
14. Барт, Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - С. 442-449.
15. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.
16. Беглова, Е.И. Семантико-прагматический потенциал
некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи: монография / Е.И. Беглова. - М.: Моск. гос. областной ун-т; Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. - 353 с.
17. Бельчиков, Ю.А. Инвективная лексика в контексте некоторых тенденций в современной русской речевой коммуникации / Ю.А. Бельчиков // Филологические науки. - 2002. - № 4. - С. 66-74.
18. Бельчиков, Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения / Ю.А. Бельчиков. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 176 с.
19. Бельчиков, Ю.А. Стилистика и культура речи / Ю.А. Бельчиков. - М.: УРАО, 2000. - 160 с.
20. Белютин, Р.В. Ориентационная метафора «верх - низ» в спортивном дискурсе (на материале немецкого языка) / Р.В. Белютин // ИзвестияСмоленского государственного университета. - 2010. - № 4 (12). - С. 186-192.
21. Бернштейн, С.И. Язык радио / С.И. Бернштейн. - М.: Наука, 1977. - 47 с.
22. Биджиева, А. Флористическая метафора и картина мира /
А. Биджиева // Ешдиа-ишуегзиш. - 2007. - № 5. - С. 56-57.
23. Билоус, Л.С. Текстообразующая роль метафоры (на материале американской научно-фантастической литературы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - СПб., 2001. - 20 с.
24. Бирдсли, М. Метафорическое сплетение / М. Бирдсли // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 210-305.
25. Блэк, М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры; сост. Н.Д. Арутюнова. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.
26. Богушевич, Д.Г. Прагматическая исследовательская парадигма / Д.Г. Богушевич // Методология исследований политического дискурса. Вып. 1 / под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. - Минск, 1998.
27. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: учебное пособие /
Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 123 с.
28. Будаев, Э.В. Метафора в политической коммуникации: монография / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2004. - 248 с.
29. Будаев, Э.В. Метафора в политическом интердискурсе: монография / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. - 208 с.
30. Будаев, Э.В. Сопоставительный анализ политической метафоры / Э.В. Будаев // Известия Уральского государственного университета: Серия 1:Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67. - № 3. - С. 106-114.
31. Быкова, Л.В. Функционирование развернутой метафоры в современной прессе / Л.В. Быкова, А.Н. Таджибова //Litera.- 2018. - № 4. - С. 125-137.
32. Вайнрих, Х. Текстовая функция французского артикля Х. Вайнрих // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - С. 370-387.
33. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
34. Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2004. - 173 с.
35. Ван Цзянин. Взаимосвязи импликаций метафоры при построении текста / Ц. Ван, Т.М. Воронина // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: Мат. докл. и сообщ. Междунар. научн. конференции. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. - С. 296-304.
36. Ванников, Ю.В. К обоснованию общей типологии текстов, функционирующих в сфере научно-технического перевода / Ю.В. Ванников // Текст как объект лингвистического анализа и перевода. - М., 1984. - С. 15-26.
37. Васильев, А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего
словоупотребления в российском телевидении: монография / А.Д. Васильев. - Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2000. - 166 с.
38. Васильева, А.Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике для филологов / А.Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.
39. Васильева, А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1976. - 239 с.
40. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина / В.В. Виноградов. -
М.: Гослитиздат, 1941. - 620 с.
41. Виноградов, В.В. Основные задачи изучения синтаксиса простого предложения / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1954. - № 1. - С. 12-18.
42. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики: учебное пособие /
В.В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1981. - 320 с.
43. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - М.: Высш. шк., 1991. - 445 с.
44. Волкова, Р.А. Концептуальная метафора «жизнь» в художественномтексте / Р.А. Волкова // Кросс-культурное пространство литературной имассовой коммуникации - 6: Мат. Междунар. научн. конф. - Майкоп: АГУ, 2018. - С. 368-372.
45. Володина, М.Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке: монография / М.Н. Володина. - М.: Академ. проект, 2011. - 333 с.
46. Воробец, Т.А. Буквализация метафоры как прием языковой игры в поэзии нонсенса (на примере произведений Э. Лира) / Т.А. Воробец // Социально-гуманитарные исследования: Сб. науч.-метод. тр. - М.: Перо, 2017. - С. 298-304.
47. Гаглоева, Э.Х. Лексические новообразования в русской периодической печати 80-90-х гг. ХХ в.: автореф. дис. ... кандид. филол. наук: 10.01.10. - Волгоград, 1996. - 21 с.
48. Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте; отв. ред. В.Н. Телия. - М.: Наука, 1988. - С. 11-26.
49. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 140 с.
50. Гаузенблаз, К. О характеристике и классификации речевых произведений (discourses) / К. Гаузенблаз // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. - М.: Прогресс,1978. - С. 57-78.
51. Гиляревский, Р.С. Текст как элемент информационной технологии / Р.С. Гиляревский // Вестник Московского университета. Сер. 10 . Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 21-27.
52. Глазунова, О.И. Логика метафорических преобразований / О.И. Глазунова. - СПб.: Фил. фак. СПбГУ, 2000. - 190 с.
53. Глотова, Е.Ю. Метафора как средство вербализации авторской
концепции: когнитивно-дискурсивный аспект (на материале английского
языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Ростов-на-Дону, 2010. - 24 с.
54. Гончаренко, В.В. Фреймы для распознавания смысла текста /
В.В. Гончаренко, Е.А. Шингарева. - Кишинев: Штиинца, 1984. - 198 с.
55. Горбунов, А.П. Образные средства газеты: учебно-метод. пособие /
А.П. Горбунов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 62 с.
56. Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учебник / А.И. Горшков. - М.: АСТ, 2006. - 367 с.
57. Градюшко, А.А. Основы интернет-журналистики: учебно-метод. комплекс / А.А. Градюшко. - Минск: БГУ, 2012. - 152 с.
58. Грановская, Л.М. Русский литературный язык в конце Х1Х-ХХ вв. Очерки / Л.М. Грановская. - М.: ЭЛПИС, 2005. - 446 с.
59. Давыдова, А.Р. Тема-рематическая организация текста газетныхсообщений / А.Р. Давыдова // Известия Российского государственногопедагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 16. - № 40. -
С. 55-61.
60. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост.
В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
61. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-21.
62. Добровольский, Д.О. Образная составляющая в семантике идиом / Д.О. Добровольский // Вопросы языкознания. - 1996. - № 1. - С. 71-94.
63. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов / Т.Г. Добросклонская. - М.: МАКС-пресс, 2000. - 287 с.
64. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учебное пособие / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта, 2014. - 264 с.
65. Дресслер, В. Синтаксис текста / В. Дресслер // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - С. 111-137.
66. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Пробл. семиосоциопсихологии / Т.М. Дридзе; Отв. ред. И.Т. Левыкин. - М.: Наука, 1984. - 268 с.
67. Дубинец, З.А. Семантико-когнитивные особенности физиологической и морбиальной метафор в современной прессе / З.А. Дубинец // Когнитивныеисследования языка. - 2019. - № 37. - С. 459-465.
68. Дускаева, Л.Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров / Л.Р. Дускаева // Жанры речи. - 2014. - № 1-2 (9-10). - С. 50-57.
69. Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный
текст (на материале русской прозы Х1Х-ХХ вв.) / М.Я. Дымарский. -
М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.
70. Жамсаранова, Р.Г. Дискурсивные особенности национального текста / Р.Г. Жамсаранова // Вестник Бурятского государственного университета. Язык.Литература. Культура. - 2019. - № 4. - С. 22-27.
71. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М., 1982. - 159 с.
72. Зарипов, А.Р. Экономическая метафора в спортивном дискурсе:когнитивно-дискурсивный аспект / А.Р. Зарипов // Научные исследования и разработки: Мат. XIX Междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань: Олимп, 2017. - С. 44-47.
73. Засурский, Я.Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции / Я.Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
74. Звездина, Ю.В. Метафора в повествовании: композиционно-языковой аспект (на материале современной русской прозы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Улан-Удэ, 2011. - 25 с.
75. Земская, Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества / Е.А. Земская // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3. - С. 23-31.
76. Зильберман, Л.И. Лингвистика текста и обучение чтению английской научной литературы / Л.И. Зильберман; Отв. ред. Р.Г. Синев. - М.: Наука, 1988. - 156 с.
77. Зильберт, Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты / Б.А. Зильберт. - Саратов, 1986. - 210 с.
78. Золотова, Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста / Г.А. Золотова // Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979. - С. 113-133.
79. Иордан, К.С. К вопросу об использовании политической концептуальной метафоры в политическом дискурсе для создания образа страны в СМИ / К.С. Иордан // Проблемы формирования единого научного пространства: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2017. -С.32-35.
80. Исаева, Е.В. Модели метафоры в дискурсе компьютерной безопасности: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Пермь, 2013. - 19 с.
81. Кайда, Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции - к декодированию: учебное пособие / Л.Г. Кайда. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 206 с.
82. Какорина, Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени (трансформация семантико-стилистической сочетаемости): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - М., 1992. - 20 с.
83. Какорина, Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) / Е.В. Какорина // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 67-89.
84. Калугина, Ю.В. Когнитивные ориентационные метафоры вэкономических текстах (на материале англоязычной прессы) / Ю.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 17 (271). -С. 76-79.
85. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М., 1987. - 261 с.
86. Кацнельсон, С.Д. Язык поэзии и первобытнообразная речь / С.Д. Кацнельсон // ИАН ОЛЯ. - 1947. - Т. VI. - Вып. 4. - С. 303-316.
87. Керимов, Р.Д. Климатические метафоры в немецком политдискурсе(лингвокогнитивный аспект) / Р.Д. Керимов // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. - 2014. - Т. 1. - № 2 (2). - С. 68-74.
88. Кириллова, Н.О. Метафорическое моделирование речевой ситуации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Самара, 2008. - 19 с.
89. Клушина, Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.): автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.10. - М., 2008. - 50 с.
90. Клушина, Н.И. Мифологизация речевых средств в языке современной газеты / Н.И. Клушина // Русская речь. - 1996. - № 5. - С. 36-41.
91. Клушина, Н.И. От стиля к дискурсу: новый поворот в лингвистике / Н.И. Клушина // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж, 2011. - С. 25-33.
92. Клушина, Н.И. Семантические и стилистические изменения в лексике современной газеты (на материале газет 1989-1994 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 1995. - 20 с.
93. Клушина, Н.И. Язык публицистики: константы и переменные / Н.И. Клушина // Русская речь. - 2004. - № 3. - С. 51-54.
94. Кобозева, И.М. К формальной репрезентации метафор в рамках когнитивного подхода / И.М. Кобозева // Диалог-2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Ж1/ http://www.dialog-21.ru/digest/2002/articles/kobozeva/(дата обращения: 20.04.2020).
95. Кобозева, И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ / И.М. Кобозева // Язык средств массовой информации / Под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - С. 221¬237.
96. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. - М., 1976. - 238 с.
97. Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи: учебное пособие /
А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. - М.: Высш. школа, 1982. - 223 с.
98. Кожина, М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Избранные труды / М.Н. Кожина. - Пермь: Перм. ун-т, 2002. - 475 с.
99. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. -
М.: Просвещение, 1983. - 221 с.
100. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1984. - 175 с.
101. Кондаков, Н.И. Введение в логику / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1967. - 466 с.
102. Коньков, В.И. Речевая структура газетного текста / В.И. Коньков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. - 158 с.
103. Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики / В.Г. Костомаров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 267 с.
104. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над языковой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. - СПб.: Златоуст, 1999. - 319 с.
105. Кох, В. Предварительный набросок дискурсивного анализа семантического типа / В. Кох // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - С. 149-171.
106. Кочетков, В.В. Лексико-стилистические новации и их функционирование в прессе второй половины 90-х годов ХХ в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Иваново, 1999. - 18 с.
107. Кривенко, Б.В. Так говорят на телевидении / Б.В. Кривенко // Русская речь. - 1995. - № 1. - С. 65-72.
108. Кривенко, Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико¬
семиотический аспект / Б.В. Кривенко. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1993. - 136 с.
109. Крушельницкая, К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения / К.Г. Крушельницкая // Вопросы языкознания. - 1956. - № 5. - С. 55-67.
110. Кубрякова, Е.С. Еще раз о значении термина «когнитивный» / Е.С. Кубрякова // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст. - М.: УРСС, 2002. - С. 90-93.
111. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 34-47.
112. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. Т. 1. - М., 2001. - С. 72-81.
113. Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений / Е.С. Кубрякова // Семантика производного слова. - М.: Наука, 1981. - 199 с.
114. Кузина, О.В. Экспрессивно-стилистические средства в языке современных электронных СМИ / О.В. Кузина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 93-95.
115. Кулибина, Н.В. Зачем, что и как читать на уроке / Н.В. Кулибина. - СПб., 2001. - 262 с.
116. Кушнерук, С.Л. Расширение коммуникативного пространства: специфика текстов электронных СМИ в сравнении с печатными / С.Л. Кушнерук // Политическая лингвистика. - 2007. - № 3 (23). - С. 140-143.
117. Лабащук, М.С. Когнитивный потенциал речевых средств художественного изображения / М.С. Лабащук // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Lingüistica Rossica. - 2003. - № 1. С. 101-124.
118. Лавренова, О.А. Ландшафт как источник метафорической проекции / О.А. Лавренова // Культурная и гуманитарная география. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 126-131.
119. Лазарева, Э.А. Интернет-издание как текстовой феномен / Э.А. Лазарева, Е.В. Горина // Политическая лингвистика. - 2012. - № 2. - С. 210-216.
120. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / Дж. Лакофф, М. Джонсон; под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: УРСС, 2004. - 256 с.
121. Лапиня, Э.А. Метафора в терминологии микроэлектроники (на материале английского языка) / Э.А. Лапиня // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - С. 134-145.
122. Лаптева, О.А. Говорят по радио и с телеэкрана (Поведение словесного ударения) / О.А. Лаптева // Русская речь. - 1997. - № 4. - С. 47-54.
123. Лаптева, О.А. Речевые возможности текстовой омонимии: Грамматика понимания. На материале текстов газет, радио, телевидения / О.А. Лаптева. - М.: УРСС, 2003. - 413 с.
124. Ларин, Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (семантические этюды) // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: избранные статьи. - Л.: Русская речь, 1979. - С. 42-74.
125. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
126. Ли, Я. Концептуальная метафора «жизнь» в кинотексте / Я. Ли // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. - 2017. - № 28. - С. 35-40.
127. Ли, Я. Пространственные метафоры типа верх - низ в кинотексте / Я. Ли // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху языковой глобализации: Мат. докл. и сообщ. XXIII междунар. науч.-метод. конф. - СПб., 2018. - С. 46-48.
128. Лукьянова, Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность / Н.А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. - Новосибирск, 1976. - Вып. 5. - С. 4-19.
129. Лысакова, И.П. Тип газеты и стиль публикации: опыт
социолингвистического исследования / И.П. Лысакова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -181 с.
130. Магомедгаджиева, П.Н. Лексические новообразования современного русского языка 90-х годов XX века: на материале периодической печати: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Махачкала, 1997. - 20 с.
131. Майданова, Л.М. Структура и композиция газетного текста / Л.М. Майданова. - Красноярск, 1987. - 180 с.
132. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 358-386.
133. Мангова, О.Б. Развернутая метафора как средство репрезентации операционных концептов / О.Б. Мангова // Когнитивные исследования языка. - 2016. - № 26. - С. 334-336.
134. Маслова, Ж.Н. Исследование буквализации метафоры в рамках когнитивно-онтологического подхода / Ж.Н. Маслова, Д.В. Минахин // Экология языка: Сб. ст. Х Междунар. научн. конф.; под ред. Е.Н. Сердобинцевой. - Пенза: ПГУ, 2017. - С. 79-84.
135. Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 172 с.
136. Матезиус, В. О так называемом актуальном членении предложения /
В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок. - М., 1967. - С. 239-246.
137. Медведева, Е.А. Использование концептуальной метафоры в предвыборных дебатах кандидатов в вице-президенты США Майка Пенса и Тима Кейна / Е.А. Медведева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2017а. - № 5-6 (72). - С. 53-66.
138. Медведева, Е.А. Сравнительно-сопоставительный анализ
объективаций концептуальной метафоры финансовых инструментов в оригинальных и переводных текстах речей Президента России В.В. Путина / Е.А. Медведева, Н.А. Спицына // Иностранные языки: лингвистические иметодические аспекты. - 2017б. - № 37. - С. 329-336.
139. Мещанова, Н.Г. Метафоры игры в русском языке (на материале образов театральной игры и азартной игры): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Самара, 2012. - 20 с.
140. Мистюк, Т.Л. Тенденции семантической эволюции современного русского языка: на базе неологической метафоризации общеупотребительной лексики в газетной публицистике 1992-1997 годов: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. - Барнаул, 1998. - 20 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ