Диссертационная работа посвящена исследованию текстообразующих механизмов концептуальной метафоры в языке средств массовой информации (СМИ), рассмотрению способов текстовой репрезентации концептуальной метафоры в газетном тексте.
Язык медиатекста, СМИ в системе разновидностей современного русского языка является одним из самых активно развивающихся компонентов. В нем быстрее всего проявляются все действующие в языке тенденции, воплощаются все направления языкового развития.
Каждая языковая реалия, развивающаяся в рамках языка СМИ, заслуживает внимательного изучения. Концептуальная метафора здесь приобретает особое значение. Этот когнитивный механизм, устанавливающий образные связи между концептами и являющийся результатом мыслительной деятельности индивида, в языке СМИ становится инструментом языкового и когнитивного взаимодействия и воздействия. Концептуальная метафора, входя в текст как его органичная составляющая, начинает выполнять в нем текстообразующую, текстоформирующую функцию.
Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение функционирования контекстуальных метафор в медиатексте и определение специфики их текстообразующих функций способствует более глубокому проникновению в когнитивный процесс текстообразования, более точному осмыслению сути метафоры как языкового средства, более внимательному постижению речевых намерений автора, включающего когнитивные метафоры в медиатекст.
Степень разработанности темы исследования. Проблеме анализа концептуальных метафор посвятили исследования Н.Д. Арутюнова, B. В. Виноградов, В.Г. Гак, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, C. Д. Кацнельсон, Дж. Лакофф, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Э. МакКормак, Е.В. Падучева, Е.В. Рахилина, Г.Н. Скляревская, Ю.Д. Степанов, В.Н. Телия, В.К. Харченко, А. Ченки, Д.Н. Шмелев, Р. Якобсон, Чжао Яньфан (Zhao Yanfang) и другие ученые. Существенный вклад в изучение проблемы использования концептуальных метафор в медиатекстах внесли такие исследователи, как А.А. Артамонова, К.С. Иордан, Ю.В. Калугина, Е.А. Медведева, И.С. Парахина, Я.А. Посохова, В.Р. Циммерман и др. Вопрос о метафорических моделях рассматривают О.И. Агафонова, Е.В. Исаева, Н.О. Кириллова, О.В. Трынкова и др. Проблему текстообразующего потенциала метафоры затрагивают Л.С. Билоус, Н.Г. Шехтман, К.С. Шиляев, Фэн Сяоху (Feng Xiaohu).
Проблема реализации текстообразующего потенциала концептуальной метафоры применительно к журналистскому тексту осмысливается в диссертационном исследовании К.С. Филатова, в работах Л.В. Быковой и А.Н. Таджибовой, З.А. Дубинец и некоторых других ученых, однако далеко не все проблемы метафорического развертывания в тексте СМИ в настоящий момент рассмотрены, что и определяет актуальность настоящего исследования. Среди лакун, которые необходимо заполнить, особенно выделяются вопросы функционирования концептуальной метафоры в тексте СМИ как текстообразующего средства, определяющего структуру публикации, диктующего определенные законы соотношения метафоры и неметафорического окружения, устанавливающего закономерности в соотношении частей текста.
Объектом данного исследования являются концептуальные метафоры, используемые в текстах современных российских СМИ.
Предмет исследования - текстообразующие механизмы концептуальных метафор в медиатекстах.
Материалом для анализа послужили более тысячи фрагментов текста, взятых из источников российских общественно-политических СМИ 2008¬2020 гг., представленных в электронном издании «Газета.ру»
(https: //www.gazeta.ru/).
Несмотря на то, что при проведении исследования использовался метод сплошной выборки, тексты для анализа были отобраны таким образом, чтобы продемонстрировать существенные особенности рассматриваемого
концептуальных метафор в наиболее наглядном и концентрированном виде.
Цель работы заключается в установлении и описании текстообразующих механизмов концептуальных метафор, закономерностей их реализации в тексте СМИ и разработке способов метафорического текстопорождения.
Для достижения поставленной цели поэтапно решаются определенные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты темы: общие проблемы теории текста и основные вопросы теории метафоры.
2. Обозначить специфику функционирования метафоры в тексте СМИ и медиадискурсе.
3. Проанализировать способы репрезентации концептуальных метафор в тема-рематических структурах предложения. Обратить внимание на текстообразующую роль пространственной метафоры.
4. Провести описание закономерностей построения метафорических проекций в структуре текста СМИ.
5. Проанализировать различные взаимосвязи импликаций концептуальной метафоры при текстопостроении.
6. Выявить способы интеграции метафоры и неметафорического окружения в современном медиатексте.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринимается попытка применения комплексного разноаспектного подхода к концептуальным метафорам в тексте СМИ. Метафоры понимаются как языковые средства, служащие способами развертывания текста на всех его структурных уровнях; как структуры, объединяющие когнитивную, образную и содержательную составляющие с целью их репрезентации в тексте. Установлена корреляция между развертыванием метафоры и тема- рематической организацией текста, исследованы модели реализации метафорических проекций и импликаций, осмыслен феномен интеграции метафоры и неметафорического окружения.
Методология и методы исследования. Методологической основой работы в целом является когнитивно-дискурсивный подход к анализу метафоры и ее функционирования в тексте. Методологическую базу исследования составили труды в области когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова и др.); лингвопрагматики (Д.В. Антошина, Е.И. Беглова, Д.Г. Богушевич, И.М. Кобозева и др.); лингвистики текста (Л.Г. Бабенко, Р. Барт, Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.И. Зильберман, Л.Г. Кайда, Н.С. Поспелов, К.А. Филиппов, F. Danes и др.); актуального членения предложения (Г.А. Золотова, И.И. Ковтунова, К.Г. Крушельницкая, В. Матезиус, И.П. Распопов и др.); стилистики (И.В. Арнольд, Ю.А. Бельчиков, A. Н. Васильева, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Горшков, М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, О.Б. Сиротинина, Д.Н. Шмелев и др.); теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, М. Бирдсли, М. Блэк, Э.В. Будаев, В.Г. Гак, О.И. Глазунова, Ю.Н. Караулов, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, Б.А. Ларин, Н.А. Лукьянова, Е.В. Падучева, Дж. Серль, Г.Н. Скляревская, Ю.Д. Степанов, В.Н. Телия, Д.Н.Шмелев, А.П. Чудинов, Р. Якобсон и др.); языка и текста СМИ (М.Н. Володина, Э.Х. Гаглоева, А.П. Горбунов, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, Б.А. Зильберт, Е.В. Какорина, Н.И. Клушина, В.И. Коньков, B. Г. Костомаров, В.В. Кочетков, Б.В. Кривенко, О.А. Лаптева, Л.М. Майданова, А.А. Негрышев, И.А. Нефляшева, Е.В. Покровская, Г.Я. Солганик, Н.М. Шанский, A. Белл и др.).
В работе использованы следующие методы:
1. Метод сплошной выборки при подборе языкового материала из новостного интернет-источника.
2. Методы анализа и синтеза для исследования структуры метафоры, ее составных компонентов, экспликаций и импликаций.
3. Методы анализа коммуникативной организации предложения.
4. Методы синтаксического анализа сверхфразовых единств.
5. Методика выделения области-источника и области-цели метафоры.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она заполняет пробелы в исследовании концептуальной метафоры в тексте СМИ с точки зрения ее текстообразующих механизмов, а также в аспекте изучения законов построения текста в целом. Теоретическое обоснование полифункционального характера когнитивной метафоры позволило определить ее уникальный статус как средства языковой выразительности, как прагматического механизма, как когнитивного инструмента и как одного из ключевых приемов текстообразования. Результаты, полученные в итоге комплексного многоаспектного анализа функционирования концептуальных метафор в медиатексте, могут быть применены с целью дальнейшего разноаспектного изучения концептуальных метафор как когнитивных инструментов текстообразования на материале различных языков и различных типов текстов.
Практическая ценность диссертации. Результаты осуществленного исследования могут найти применение в преподавании соответствующих дисциплин, например, в курсах по теории метафоры, лингвистике текста, когнитивной лингвистике, а также в курсах и спецкурсах по языку масс-медиа, его структуре и средствам выразительности, в организации научно-исследовательской работы студентов по анализу языка и текста, в том числе текста СМИ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Текстообразующая функция концептуальных метафор проявляется как способность модифицировать, трансформировать образное соотношение между концептами языка в процессе создания текста. Концептуальная метафора в тексте становится семантическим, структурным и композиционным элементом его построения и оказывает влияние на разворачивание всех элементов структуры текста.
2. Концептуальная метафора реализуется в тексте в процессе развертывания его тема-рематической структуры. При этом формируются различные тема-рематические схемы - модель цепи, контейнера, параллельная и комплексная модели, в которых метафора, как правило, занимает позицию ремы, заключая в себе и транслируя читателю новую информацию.
3. Текстообразующие механизмы концептуальной метафоры проявляются посредством выстраивания в тексте различных метафорических проекций, разного типа соотношений между областью источника и областью цели. Выделяются такие метафорические модели, как модель экспансии, модель сокращения и модель чередования. С их помощью концептуальная метафора входит в текстовое пространство, становится его неотъемлемой частью и организующим его механизмом.
4. В структуре концептуальной метафоры выделяются две разновидности импликаций - связанные с областью источника метафоры и связанные с областью ее цели, они по-разному представлены в тексте и становятся средствами взаимосвязи текстовых фрагментов. Вербально реализуемые и подразумеваемые импликации концептуальных метафор, относящиеся как к области источника концептуальных метафор, так и к области цели, входят в содержательное, структурное и оценочное поля текста, объединяя их и обеспечивая структурное текстовое единство.
5. Концептуальная метафора интегрируется в пространство текста и связывается в нем с неметафорическим окружением (контекстом). При этом между метафорой и неметафорическим окружением устанавливаются различные соотношения - равноправие и противопоставление (противоречие). Данные соотношения служат не только развертыванию текста, но и выражению в нем прагматических смыслов.
Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием научных источников, которые послужили теоретико-методологической базой исследования, комплексным подходом к анализу текстового материала, применением современных методов, соответствующим цели и задачам работы. Результаты и выводы, полученные на разных этапах исследования, представлены с помощью схем и диаграмм.
Апробация работы проводилась в ходе докладов на научных и научно-практических конференциях: Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 28 апреля 2016 г.); Международной научной конференции «Когнитивные технологии в теоретической и прикладной лингвистике» (Тюмень, 22-24 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке» (Екатеринбург, 28-30 сентября 2016 г.); Международной научной конференции «Россия в поисках мирного решения социальных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов: Тенденции обновления политического дискурса, отражающие доминантные идеологемы российской официальной дипломатии и пропагандистской деятельности политических партий конца XX - начала XXI вв.» (Магнитогорск, 23-25 ноября 2017 г.); Всероссийском научно-теоретическом семинаре с международным участием «Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: Словарь. Дискурс. Корпус» (Екатеринбург, 29-30 октября 2019 г.).
Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения (ранее - кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики) в 2016¬2020 гг. Материалы диссертации отражены в 8 публикациях, в том числе 5 статьях в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ и Аттестационным советом УрФУ.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Диссертация состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы (242 наименования), списка использованных словарей и энциклопедий (20 наименований) и приложения, в котором приведены тексты статей, ставшие объектом комплексного анализа.
1. Ван Цзянин. Функционирование концептуальной метафоры в газетном тексте: опыт комплексного анализа / Ц. Ван // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2020. - № 1. - С. 62-69 (0,45 п. л.).
2. Ван Цзянин. Текстообразующие возможности концептуальной
метафоры в газетных текстах / Ц. Ван // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 7. - С. 110-115 (0,6 п. л.).
3. Ван Цзянин. Метафорические модели при организации медиатекста (на материале интернет-издания Газета.ги) / Ц. Ван // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 9. - С. 299-302 (0,46 п. л.).
4. Wang Jianing. Interaction between metaphors and their non-metaphorical surroundings in political texts: models of identity and opposition / J. Wang, T. Voronina // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2017. - Т. 4. - № 58. - С. 412-418 (0,48/0,24 п. л.).
5. Ван Цзянин. Метафорические проекции и структура текста / Ц. Ван // Когнитивные исследования языка. - 2016. - № 26. - С. 416-417 (0,2 п. л.).
Другие публикации:
6. Ван Цзянин. Пространственная метафора и тема-рематическая структура газетного текста / Ц. Ван // STUDIUM JUVENIS: Межвуз. сб. тр. молодых ученых. - Челябинск: УралГУФК, 2018. - С. 11-17 (0,42 п. л.).
7. Ван Цзянин. Взаимосвязи импликаций метафоры при построении текста / Ц. Ван, Т.М. Воронина // Новая Россия: традиции и инновации в языке и наукео языке: Мат. докл. и сообщ. Междунар. научн. конференции. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. - С. 296-304 (0,46/0,23 п. л.).
8. Ван Цзянин. Метафорические проекции в тексте: опыт моделирования /
Ц. Ван // Актуальные проблемы филологии. - 2016. - № 13. - С. 34-43
(0,39 п. л.).