УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования управления спортивным волонтерством 22
1.1. Концептуальные подходы к исследованию спортивного
волонтерства 22
1.2. Институциональные характеристики управления спортивным
волонтерством 55
Глава 2. Региональная специфика управления спортивным волонтерством 71
2.1. Анализ институционального контекста управления спортивным
волонтерством в регионе 71
2.2. Общность спортивных волонтеров как институциональный субъект и
проблемы управления спортивным волонтерством в регионе 103
Заключение 136
Библиографический список 140
Приложения 150
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования управления спортивным волонтерством 22
1.1. Концептуальные подходы к исследованию спортивного
волонтерства 22
1.2. Институциональные характеристики управления спортивным
волонтерством 55
Глава 2. Региональная специфика управления спортивным волонтерством 71
2.1. Анализ институционального контекста управления спортивным
волонтерством в регионе 71
2.2. Общность спортивных волонтеров как институциональный субъект и
проблемы управления спортивным волонтерством в регионе 103
Заключение 136
Библиографический список 140
Приложения 150
Актуальность темы исследования. Волонтерская деятельность за последние годы стала важным трендом в развитии российского гражданского общества. Деятельность волонтеров поддерживается государством, коммерческими организациями, привлекает внимание политических деятелей, широко освещается в массмедиа. После 2018 года, объявленного в России «Годом добровольца», деятельность волонтеров вошла в актуальную повестку государственного управления. Правительство РФ разработало план мероприятий по развитию волонтерского движения в стране, было запущено несколько крупных федеральных программ. Такие решения сопровождала масштабная информационная кампания по популяризации добровольчества на государственном уровне, а также регулярное проведение на территории России крупных международных и национальных мероприятий в сфере спорта, требующих не только большого количества добровольцев, но и их профессиональной системной подготовки и сопровождения. Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, выступая на марафоне «Новое знание» в мае 2021 года подчеркнул, что волонтерское движение в России начало развиваться только после «Сочи-2014», где было задействовано 25 000 добровольцев. Масштабные спортивные события заложили основу для создания системы управления добровольчеством в России.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими значимыми причинами. Во-первых, возрастает внимание к волонтерам, осуществляется поддержка их деятельности со стороны государства. Создание условий для развития добровольчества в последние годы формально закреплено в российском законодательстве и становится нормой публичного управления. Так, в 2018 году был изменен Федеральный Закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который определил права и обязанности волонтеров, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере добровольчества. В конституционных поправках 2020 года волонтерство, в том числе и спортивное, закреплено как приоритетное направление социальной активности россиян, которое должны поддерживать органы государственной власти. Федеральный проект «Социальная активность» в рамках национального проекта «Образование» предусматривает создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) в целом и здорового образа жизни в частности. В рамках Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года отдельно вынесено направление «спорт и физическая культура».
Во-вторых, регулярное проведение на территории России международных спортивных мероприятий, продиктованное трендами государственной политики, способствует формированию определенного имиджа страны, привлечению новых инвестиций, развитию инфраструктуры, различным социальным, экономическим и экологическим улучшениям. Международные соревнования работают на продвижение отдельных городов, способствуют привлечению в них новых капиталовложений и присутствию на местном рынке международных компаний. Инвестиции в спортивные мероприятия косвенно влияют на сохранение социального наследия страны в целом. Одним из важных социальных последствий проведения международных событий является увеличение количества добровольцев в стране и отдельных ее регионах.
В-третьих, в современной России начинает зарождаться культура добровольчества в сфере адаптивного спорта, оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Во многих российских городах для этого формируется соответствующая инфраструктура. Так, в 2021 году администрацией муниципального образования «город Екатеринбург» было принято решение о создании инклюзивных спортивных площадок в крупных городских парках. Фонд Президентских грантов за последний год поддержал рекордное количество социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих с волонтерами именно в сфере спортивного инклюзивного движения.
В российской истории ХХ века термин «спортивное волонтерство» не применялся в добровольческой деятельности и не разрабатывался на уровне теории, но практики всеобщего добровольческого участия в организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований получали широкое распространение благодаря популяризации физической культуры и здорового образа жизни, повсеместному развитию спортивных учреждений, государственных общественных организаций, добровольных обществ. Опыт организационно-массовой работы советского периода формировал не только особый тип спортивного добровольчества, но и устоявшиеся практики управления данной активностью в сфере профессионального и любительского спорта.
В современный период актуализируются противоречия между институциональными порядками, отражающими глобальные тенденции в развитии спортивного волонтерства, приоритет национальных интересов, первоочередность решения государственных задач, и традиционными подходами в управлении спортивным добровольчеством, а также интересами, потребностями, возможностями граждан как потенциальных и реальных волонтеров в сфере физической культуры и спорта.
Степень научной разработанности темы. Феномен спортивного добровольчества изучается с позиции экономического (А. Аузан, И.Л. Димитров, Р.П. Колосова, Л.А. Кудринская, Х. Мирзафиан, А.В. Починкин, В.Л. Тамбовцев, А.В. Трохина), педагогического (П. Сафай, Е.М. Солодовникова, Р. Сторр, Дж. Харви, Е. В. Хомутова), социологического (Н.В. Губина, С. Дарси, Е.М. Евлагина, Г.Е. Зборовский, С. Ким, Е. Максвелл, Ш. Маленфан, Дж. Николс, М.В. Певная, Дж. Пичи, О.Н. Яницкий), управленческого (Д.А. Волков, У.П. Косова, Е.В. Крутицкая, И.В. Мерсиянова, Е.С. Петренко, Л. Саламон, К. Холман, Е. Эмрич, Л.И. Якобсон) подходов.
Спортивное волонтерство исследуется в логике оценки развития некоммерческого сектора, функционирования спортивных клубов в местных сообществах и формирования доверия населения к деятельности НКО (Л.С. Аристов, А.С. Ваторопин, Ф. Веммер, П. Викер, Т. Диксон, А. Доэрти, Дж. Каскелли, Е. Кодама, И. Руссел, К. Фило).
Научный интерес представляют социально-экономические последствия проведенных в разных странах крупных спортивных мероприятий, связанные с активностью спортивных волонтеров (Н.И. Горлова, С. Кленк, Е. Кристианс, Л. Локстоун-Бинни, Л.И. Старовойтова, Я.С. Тихоновская), представлениями о спортивном волонтерстве в общественном мнении (С.А. Давыдова, Н.В. Дулина, Е.Н. Инкигрин, А.В. Коричко, Л.И. Любушева, В.А. Смирнов, И.С. Шаповалова). Изучается функциональность проектов спортивного волонтерства, их влияние на решение глобальных проблем, таких как социальное исключение людей с ограниченными возможностями здоровья или формирование среди молодых людей гражданской позиции, социально ответственного поведения (А.В. Старшинова, М.П. Сухарькова, К. Хайнманн, Дж. Хайтон).
В контексте управления на уровне отдельных организаций рассматриваются процессы рекрутинга (И. Ан, Т.М. Дьяконова, И.Е. Корнеева, С. Найджел, К. Остерлунд, К. Смит, Л. Фредлайн, К. Холмс, Т. Шлезингер, Н. Эллемерс), обучения (А. Бенсон, К. Бекер, Д. Блэкмен, Б. Грин, Т. Диксон, К. Коста, К. Ньютон, С. Шоу), мотивации спортивных добровольцев (Дж. Аллен, Д. Грей, С. Джианулакис, С. Найт, Р. Ридж, С. Росс, М. Снайдер, В.Н. Стегний, Д. Хаски-Левенталь).
Обобщая результаты анализа научных работ по обозначенной исследовательской проблеме, необходимо отметить, что управление спортивным волонтерством в границах конкретных территорий исследовано не в полной мере. Существует целый ряд управленческих проблем, связанных с взаимодействием органов публичной власти, организаторов добровольческой деятельности и спортивных волонтеров. Выделенные трудности порождают необходимость целостного и системного исследования с позиции социологии управления институциональных характеристик спортивного волонтерства, нормативных, организационных, общностных и деятельностных аспектов управления им.
Объект диссертационного исследования - спортивное волонтерство как социальный феномен.
Предмет - институциональные аспекты управления спортивным волонтерством.
Цель - выявить особенности управления спортивным волонтерством, специфику, проблемы и противоречия взаимодействия его институциональных субъектов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. выделить специфику спортивного волонтерства как социальной общности и вида деятельности;
2. разработать теоретическую модель исследования управления спортивным волонтерством;
3. охарактеризовать особенности управления спортивным волонтерством, обусловленные его нормативно-правовым, социокультурным и организационным контекстом;
4. определить институциональные функции управления спортивным волонтерством в границах региона;
5. проанализировать структуру региональной общности спортивных волонтеров как институционального субъекта;
6. выявить проблемы и институциональные противоречия в развитии управления спортивным волонтерством в регионе.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования представляют общностный и деятельностный подходы к пониманию феномена «спортивное волонтерство», разработанные в отечественной и зарубежной социологической, экономической, педагогической литературе, а также положения институционального подхода, определяющего методологию исследования управления спортивным волонтерством и интегрирующего выше названные концептуальные подходы.
Для научного осмысления структуры и специфики общности спортивных волонтеров, а также выявления особенностей ее формирования применяются положения теории социальной общности Г.Е. Зборовского, социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, теории социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмена и Р. Патнэма. Для определения формальных и неформальных норм, регулирующих взаимодействие спортивных волонтеров, их деятельность, условия ее реализации, в том числе в развитии организационной инфраструктуры, важными видятся основы теории обоснованных действий И. Айзена и М. Фишбейна, теории инфраструктуры добровольчества Ф. Гранди и теории персонифицированной системы социального управления А.В. Тихонова.
Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя:
1. Опрос спортивных волонтеров Свердловской области, входящих в базу регионального волонтерского центра «Волонтеры Урала», (N=706; выборка целевая). Основными критериями выбора эмпирического объекта исследования являлись реализация волонтерских программ в рамках крупных региональных, национальных и международных спортивных событий и наличие опыта спортивного волонтерства у большинства членов сообщества. Объектом исследования являются волонтеры Свердловской области, которые принимали участие в международных, всероссийских и региональных спортивных событиях и являются членами регионального волонтерского центра, осуществляющего последние 10 лет координацию управления спортивным добровольчеством в Свердловской области в контексте проведения практически всех крупных спортивных мероприятий разного уровня.
2. Опрос молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (N=1105). Тип выборки - квотная, в её основе четыре квоты: половозрастная структура молодежи; основной вид занятости: образование (в зависимости от уровня - школа, ссуз, вуз); управленческий округ с учетом типа города по численности населения; уровень вовлеченности в работу общественных объединений и организаций. Расчет выборочной совокупности произведен в соответствии со статистическими данными Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, а также данными «Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года».
3. Экспертные интервью с руководителями и сотрудниками ведущих некоммерческих и спортивных организаций Свердловской области; руководителями и сотрудниками образовательных учреждений, при которых действуют добровольческие центры; государственными и муниципальными служащими, имеющими опыт работы в сфере управления деятельностью спортивных волонтеров и обладающими практическими навыками взаимодействия с ними (N=18). Отбор респондентов проводился методом «снежного кома» с целью охватить экспертов, задействованных в системе социального управления спортивным волонтерством на всех уровнях. Решение о выборе экспертов в некоммерческом секторе обусловлено рядом причин. Во-первых, данные организации, как правило, являются действующими ресурсными центрами добровольчества либо активно используют в своей деятельности ресурсы спортивных волонтеров. Во- вторых, многие сотрудники сами были волонтерами на спортивных мероприятиях и до сих пор идентифицируют себя как добровольцы.
4. Включенное наблюдение осуществлялось в течение 2018-2019 годов на двух объектах: ресурсный центр «Волонтеры Урала» во время работы с добровольцами для спортивных мероприятий в течение 2019 года и стадион «Екатеринбург-Арена» во время проведения Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года. Выбор первого объекта наблюдения обусловлен следующими причинами: специализацией центра в организации массовых мероприятий и развитии спортивного волонтерства в области, региональным статусом НКО как ключевого оператора, сопровождающего мировые и всероссийские спортивные мероприятия по направлению волонтерского обеспечения. Выбор второго объекта наблюдения - стадион «Екатеринбург-Арена» - обусловлен тем, что во время проведения Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года на нём проходили все футбольные матчи, на которых можно было увидеть работу волонтеров в режиме реального времени.
5. Данные зарубежных, всероссийских и региональных эмпирических исследований спортивного волонтерства.
6. Данные органов статистики, отчеты, доклады, информационно- аналитические материалы, официальные сайты органов государственной власти РФ федерального и регионального уровней.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей управления спортивным волонтерством, определении проблем и противоречий, возникающих во взаимодействии его институциональных субъектов.
Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна:
1. На основе применения общностного, деятельностного и институционального подходов выделены характеристики спортивного волонтерства как социального феномена, определены его специфика и отличия от других видов добровольчества.
2. Уточнено понятие «управление спортивным волонтерством», разработана авторская теоретическая модель исследования данного феномена, на основе которой социальное взаимодействие субъектов и объектов управления спортивным волонтерством оценивается на разных уровнях формирования институциональных норм.
3. Выявлены особенности управления спортивным волонтерством, которые связаны с нормативно-правовым, организационным и социокультурным контекстом институциональной среды деятельности спортивных волонтеров и детерминируют характеристики их общности.
4. Определены институциональные функции управления спортивным волонтерством, ориентированные на решение общественно значимых проблем и на удовлетворение индивидуально-личностных потребностей потенциальных и реальных спортивных волонтеров.
5. В структуре общности спортивных волонтеров выделено и эмпирически обосновано функционирование трех подобщностей на основе ряда критериев - опыта их добровольческого участия в сфере физической культуры и спорта; особенностей системы само детерминации волонтерской деятельности (мотивации, самоидентификации, жизненных планов и перспектив самореализации в спортивном волонтерстве).
6. На основе анализа институциональных норм выявлены проблемы и институциональные противоречия управления спортивным волонтерством, затрудняющие воспроизводство социальной общности спортивных волонтеров и развитие культуры управления их деятельностью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Доказано, что специфика спортивного волонтерства как социальной общности и как вида деятельности определяется особенностями трех институциональных подсистем: спорт высших достижений и профессиональный спорт; физическая культура, массовый и любительский спорт; сфера здорового образа жизни и адаптивный спорт. В них объединяются разные типы организационных структур, привлекающие специфические группы потенциальных и реальных спортивных волонтеров, различающиеся содержанием деятельности членов данной общности.
Спортивное волонтерство как социальную общность характеризуют безвозмездность труда ее членов, добровольность выбора этой деятельности, временные затраты на ее реализацию. Отличает общность спортивных волонтеров от других волонтерских сообществ обязательное прохождение ее членами специальной подготовки или обучения, в рамках которых они получают знания в области спортивной деятельности и навыки ее организации.
Спортивное волонтерство как вид деятельности в разных институциональных подсистемах реализуется по следующим направлениям: пропаганда, агитация и популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни; помощь в организации и проведении соревнований, физкультурно-массовой работы среди разных социальных групп, тренировок по разным видам массового, любительского и профессионального спорта, в том числе в сфере адаптивной физической культуры; участие в работе государственных и некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности. Спортивное волонтерство как вид деятельности всегда носит событийный характер и предполагает вовлеченность добровольцев в массовые спортивные мероприятия во всех институциональных подсистемах спорта.
2. Расширено понятие управления спортивным волонтерством, которое трактуется как система институционального регулирования спортивного волонтерства, определяющая цели, содержание и результаты социального взаимодействия субъектов этой деятельности - спортивных волонтеров и организаторов их труда - в сфере физической культуры и спорта. Управление спортивным волонтерством интегрирует цели государства и гражданского общества, функционирование конкретных организационных структур и деятельность спортивных волонтеров. В развивающейся организационной инфраструктуре спортивного волонтерства сочетается самоорганизация и доминирующее организационное начало, которые воспроизводят регулирующие деятельность спортивных добровольцев формальные и неформальные нормы в практиках их привлечения, удержания, обучения для достижения целей организации и устойчивости социальных связей в данной общности.
В разработанной теоретической модели исследования управления спортивным волонтерством выделены макро, мезо и микроуровни формирования и реализации институциональных норм, определяющих развитие спортивного волонтерства. На макроуровне анализируется формирование институциональных норм в ходе функционирования социальных институтов государства, гражданского общества и спорта. На мезоуровне рассматривается процесс развития организационной инфраструктуры, которая обеспечивает взаимодействие институциональных субъектов спортивного волонтерства, реализацию формальных и неформальных норм в конкретных социальных практиках спортивного волонтерства и технологиях управления спортивными добровольцами. Микроуровень предполагает анализ межличностного взаимодействия членов общности спортивных волонтеров в ходе реализации ими волонтерской деятельности.
3. Выявлены следующие особенности управления спортивным волонтерством:
- детерминированность управления спортивным волонтерством на макроуровне международными нормами и стандартами организации деятельности спортивных добровольцев, мерами государственной поддержки и мероприятиями, направленными на ситуативное или долгосрочное развитие спортивного волонтерства, на информированность населения, а также на формирование образа спортивного волонтерства в общественном сознании;
- зависимость специфики управления спортивным волонтерством на мезо- и микроуровне в разных типах организационных структур от возможностей доступа организаторов деятельности спортивных волонтеров к ресурсам государственной поддержки.
В специализированных ресурсных центрах специфика управления спортивным волонтерством определяется компетентностью их сотрудников, стандартизированными практиками управления спортивными волонтерами, продуцирующими организационные нормы привлечения, обучения, удержания и стимулирования спортивных волонтеров и влияющими на особенности мотивации добровольцев. Взаимодействие организаторов и спортивных волонтеров в спортивных клубах и ассоциациях, школах олимпийского резерва, социально ориентированных некоммерческих организациях местных сообществ в сфере физической культуры и спорта определяется традиционным порядком функционирования этих организационных структур.
4. К институциональным функциям управления спортивным волонтерством на макроуровне отнесены функция популяризации профессионального и массового спорта для решения социальных задач государства по развитию культуры просоциального поведения граждан и продвижению социальных норм здорового образа жизни в обществе; функция удовлетворения потребностей индивидуумов в саморазвитии, организации серьезного досуга; функция формирования гражданского общества; функция консолидации ресурсов государства, бизнеса, некоммерческого сектора в межсекторном взаимодействии для развития организационной инфраструктуры, человеческого капитала сферы физкультуры и спорта, а также имиджевая функция, определяющая престижность и привлекательность как спортивной сферы, так и деятельности спортивных добровольцев в обществе.
На мезо и микроуровне выделены интегративная функция, которая решает социальную проблему удовлетворения потребности разных подобщностей спортивных волонтеров в причастности к общности в целом и равного доступа к ресурсам для их развития; коммуникативная функция, связанная с удовлетворением потребности в расширении информационной представленности всего спектра функциональности волонтерского труда и ролевого набора в сфере физической культуры и спорта; функции воспроизводства общности спортивных волонтеров и развития культуры управления добровольцами и их деятельностью, позволяющие удовлетворять базовые потребности общества в формировании социально-ответственного поведения его членов и потребности личностного и профессионального развития спортивных волонтеров, а также тех, кто управляет их активностью. На микроуровне реализуется компенсаторная функция, которая способствует восполнению необходимых личностных ресурсов, знаний, умений и навыков спортивных волонтеров и тех, кто управляет ими.
5. На основе эмпирических данных доказано, что в структуре региональной общности спортивных волонтеров выделяются три подобщности, члены которых уже имеют определенный социальный и интеллектуальный капитал, некоторые знания и опыт добровольческого участия, но обладают разными ресурсными возможностями и представлениями о своей самореализации в спортивном волонтерстве. К первой подобщности отнесены профессиональные спортивные волонтеры, имеющие опыт волонтерской работы на крупных всероссийских и международных мероприятиях. Во вторую подобщность включены спортивные волонтеры с опытом работы в сфере физкультуры и спорта, которые участвовали в организации локальных и региональных спортивных мероприятий, акций; к третьей - потенциальные спортивные добровольцы, которые хотели бы расширить свой реальный опыт участия в волонтерской деятельности в сфере спорта.
Профессиональные волонтеры, как правило, проживают в крупных городах, их подобщность характеризуется относительно широким доступом к организационной инфраструктуре, обеспечивающей работу волонтеров на мегасобытиях, идентифицируют себя как спортивных волонтеров, демонстрируют готовность к продолжению этой деятельности и имеют для этого широкие институциональные возможности. Волонтеров второй подобщности, которые чаще всего проживают в малых региональных городах, отличает наличие опыта волонтерства в сфере физической культуры и спорта и готовность продолжать эту деятельность, однако они в наименьшей степени идентифицируют себя как спортивных волонтеров. Третья подобщность - потенциальные спортивные волонтеры - при наличии волонтерского опыта в целом готовы заниматься именно спортивным добровольчеством. Доступ членов второй и третьей подобщности к ресурсам спортивного волонтерства, организационной инфраструктуре, обеспечивающей организацию и управление деятельностью волонтеров на мегасобытиях, ограничен. Институциональные ограничения связаны с теми нормами, которые выдвигаются организаторами к спортивным волонтерами и отсутствием вариативности программ и социальных технологий управления спортивными добровольцами, которые используют в своей практике сотрудники специализированных ресурсных центров.
6. Эмпирически обосновано, что в управлении спортивным волонтерством в разных типах организационных структур работа со спортивными добровольцами, как правило, носит не системный, а ситуативный характер, что обусловлено выявленными в регионе институциональными противоречиями и ограничениями управления.
Выявлены противоречия, затрудняющие развитие культуры управления деятельностью спортивных волонтеров и воспроизводство этой социальной общности:
- между вариативностью реальных практик спортивного волонтерства в сфере физической культуры и спорта и формальными нормами, ориентирующими молодое поколение (исключая другие возрастные группы), только на спортивное волонтерство, которое реализуется в ходе организации и проведения массовых спортивных событий;
- между ориентацией субъектов управления на решение социально-значимых задач, определенных в рамках государственной политики содействия волонтерству, и реальными запросами гражданского общества в лице сообщества потенциальных волонтеров;
- между потребностью организационных структур сферы физкультуры и спорта в опытных и подготовленных спортивных волонтерах и отсутствием в регионе программ, ориентированных на потенциальных добровольцев, а также мероприятий, нацеленных на удержание волонтеров в тех структурах, которые вкладывали свои ресурсы в их подготовку и обучение.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Основные положения диссертационного исследования соответствуют следующим пунктам паспорта научной специальности 22.00.08 «Социология управления»: 3. Анализ современных зарубежных концепций социологии управления; 5. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия; 6. Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его новизной и заключается в приращении теоретического знания об институциональных нормах, которые сопряжены с развитием институциональной среды и организационной инфраструктуры управления спортивным волонтерством, регулируют взаимодействие институциональных субъектов, деятельность спортивных добровольцев, определяют перспективы развития данного феномена. Содержащиеся в работе теоретические положения направлены на расширение возможностей теоретического анализа управления спортивным добровольчеством. Теоретическая значимость работы базируется на разработанной автором концептуальной модели исследования управления спортивным волонтерством, выделении специфики деятельности добровольцев сферы физической культуры и спорта, позволяющих оценить институциональные аспекты управления данным сообществом и предложить меры по его совершенствованию.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения основных исследовательских результатов диссертационной работы для обеспечения системной работы по управлению спортивным волонтерством в отдельных регионах. Основные выводы могут быть использованы органами публичной власти для поддержки массового любительского и профессионального спорта, добровольческой активности населения, некоммерческого сектора. Выявленные в ходе диссертационной работы характеристики спортивных добровольцев и их деятельности определяют вектор в разработке государственной политики, направленной на поддержку спортивного волонтерского движения, установление партнерских отношений между государственным, коммерческим и третьим секторами, повышение эффективности реализации социальной и молодежной политики. Методические разработки диссертационной работы могут найти применение в реализации эмпирических исследований по проблематике волонтерского менеджмента, а полученные эмпирические данные могут лечь в основу продолжения социологического изучения по тематике управления спортивным волонтерством в разных типах организационных структур, а также в управлении другими видами добровольчества.
Полученные в рамах диссертационного исследования выводы значимы для руководителей и сотрудников некоммерческих организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта или занимающихся проведением спортивных мероприятий. Основные результаты исследования могут быть использованы в разработке методических рекомендаций для сотрудников региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих, в профессиональные обязанности которых входит работа с общественными организациями и молодежью. Представленные результаты могут быть включены в содержание тематических учебных дисциплин образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям «Публичная политика и социальные науки», «Социология», «Государственное и муниципальное управление», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» для формирования профессиональных компетенций в сфере социального партнерства по взаимодействию органов государственного управления со структурами гражданского общества.
Достоверность полученных результатов обеспечивается доказательностью теоретических выводов, сделанных на основе применения основных положений общностного, деятельностного и институционального подходов, а также репрезентативностью полученных в ходе эмпирического исследования результатов, их сопоставимостью с данными других международных, всероссийских и региональных исследований.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в коллективной монографии и 23 публикациях, из которых 5 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 2 в изданиях, индексированных в научных базах Web of Science / Scopus.
Научные статьи и доклады, содержащие результаты исследования, были представлены на следующих конференциях: международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (Екатеринбург, 2015-2018 гг.); V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (Екатеринбург, 2016); международная научно-практическая конференция «Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии» (Нижний Новгород, 2016); the 4th International Conference on Education and Social Sciences (Стамбул, 2017); BRICS Young Scientist Forum (Ханчжоу, 2017); международная научно-практическая конференция «Трансформация человеческого капитала в контексте столетия» (Нижний Новгород, 2017); XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2017); международная научно-практическая конференция «XXI Уральские социологические чтения: социальное пространство и время региона» (Екатеринбург, 2018); the 6th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities (Стамбул, 2019); международная научно-практическая конференция молодых ученых «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Екатеринбург, 2019¬2021 гг.); Всероссийская научная конференция с международным участием «Молодёжь XXI века: образ будущего (XIII Ковалевские чтения)» (Санкт- Петербург, 2019); the 7th International Conference on Education and Social Sciences (Дубай, 2020); the 15th International Days of Statistics and Economics (Прага, 2020); the 14th International Conference of Education, Research and Innovation (Севилья, 2020).
Коллективные исследования с участием автора поддержаны 4 грантами РФФИ 16-03-00016 «Динамика российского волонтерства: перспективные практики, проблемы и возможности управления», 19-311-90055 «Управление спортивным волонтерством в российском регионе: потенциал общности и инфраструктуры», 20-011-00471 «Социальное участие молодежи в социокультурном развитии городов России и постсоветских стран: компаративный анализ потенциала и моделей управления», 20-011-33064 «Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего», грантом РНФ 16 -18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности», грантом Президента РФ МК-5869.2018.6 «Молодежное волонтерство в российском регионе: потенциал развития и эффективность управления».
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и 3 приложений. Объем диссертации составляет 168 страниц. Библиографический список состоит из 88 источников.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими значимыми причинами. Во-первых, возрастает внимание к волонтерам, осуществляется поддержка их деятельности со стороны государства. Создание условий для развития добровольчества в последние годы формально закреплено в российском законодательстве и становится нормой публичного управления. Так, в 2018 году был изменен Федеральный Закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который определил права и обязанности волонтеров, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере добровольчества. В конституционных поправках 2020 года волонтерство, в том числе и спортивное, закреплено как приоритетное направление социальной активности россиян, которое должны поддерживать органы государственной власти. Федеральный проект «Социальная активность» в рамках национального проекта «Образование» предусматривает создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) в целом и здорового образа жизни в частности. В рамках Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года отдельно вынесено направление «спорт и физическая культура».
Во-вторых, регулярное проведение на территории России международных спортивных мероприятий, продиктованное трендами государственной политики, способствует формированию определенного имиджа страны, привлечению новых инвестиций, развитию инфраструктуры, различным социальным, экономическим и экологическим улучшениям. Международные соревнования работают на продвижение отдельных городов, способствуют привлечению в них новых капиталовложений и присутствию на местном рынке международных компаний. Инвестиции в спортивные мероприятия косвенно влияют на сохранение социального наследия страны в целом. Одним из важных социальных последствий проведения международных событий является увеличение количества добровольцев в стране и отдельных ее регионах.
В-третьих, в современной России начинает зарождаться культура добровольчества в сфере адаптивного спорта, оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Во многих российских городах для этого формируется соответствующая инфраструктура. Так, в 2021 году администрацией муниципального образования «город Екатеринбург» было принято решение о создании инклюзивных спортивных площадок в крупных городских парках. Фонд Президентских грантов за последний год поддержал рекордное количество социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих с волонтерами именно в сфере спортивного инклюзивного движения.
В российской истории ХХ века термин «спортивное волонтерство» не применялся в добровольческой деятельности и не разрабатывался на уровне теории, но практики всеобщего добровольческого участия в организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований получали широкое распространение благодаря популяризации физической культуры и здорового образа жизни, повсеместному развитию спортивных учреждений, государственных общественных организаций, добровольных обществ. Опыт организационно-массовой работы советского периода формировал не только особый тип спортивного добровольчества, но и устоявшиеся практики управления данной активностью в сфере профессионального и любительского спорта.
В современный период актуализируются противоречия между институциональными порядками, отражающими глобальные тенденции в развитии спортивного волонтерства, приоритет национальных интересов, первоочередность решения государственных задач, и традиционными подходами в управлении спортивным добровольчеством, а также интересами, потребностями, возможностями граждан как потенциальных и реальных волонтеров в сфере физической культуры и спорта.
Степень научной разработанности темы. Феномен спортивного добровольчества изучается с позиции экономического (А. Аузан, И.Л. Димитров, Р.П. Колосова, Л.А. Кудринская, Х. Мирзафиан, А.В. Починкин, В.Л. Тамбовцев, А.В. Трохина), педагогического (П. Сафай, Е.М. Солодовникова, Р. Сторр, Дж. Харви, Е. В. Хомутова), социологического (Н.В. Губина, С. Дарси, Е.М. Евлагина, Г.Е. Зборовский, С. Ким, Е. Максвелл, Ш. Маленфан, Дж. Николс, М.В. Певная, Дж. Пичи, О.Н. Яницкий), управленческого (Д.А. Волков, У.П. Косова, Е.В. Крутицкая, И.В. Мерсиянова, Е.С. Петренко, Л. Саламон, К. Холман, Е. Эмрич, Л.И. Якобсон) подходов.
Спортивное волонтерство исследуется в логике оценки развития некоммерческого сектора, функционирования спортивных клубов в местных сообществах и формирования доверия населения к деятельности НКО (Л.С. Аристов, А.С. Ваторопин, Ф. Веммер, П. Викер, Т. Диксон, А. Доэрти, Дж. Каскелли, Е. Кодама, И. Руссел, К. Фило).
Научный интерес представляют социально-экономические последствия проведенных в разных странах крупных спортивных мероприятий, связанные с активностью спортивных волонтеров (Н.И. Горлова, С. Кленк, Е. Кристианс, Л. Локстоун-Бинни, Л.И. Старовойтова, Я.С. Тихоновская), представлениями о спортивном волонтерстве в общественном мнении (С.А. Давыдова, Н.В. Дулина, Е.Н. Инкигрин, А.В. Коричко, Л.И. Любушева, В.А. Смирнов, И.С. Шаповалова). Изучается функциональность проектов спортивного волонтерства, их влияние на решение глобальных проблем, таких как социальное исключение людей с ограниченными возможностями здоровья или формирование среди молодых людей гражданской позиции, социально ответственного поведения (А.В. Старшинова, М.П. Сухарькова, К. Хайнманн, Дж. Хайтон).
В контексте управления на уровне отдельных организаций рассматриваются процессы рекрутинга (И. Ан, Т.М. Дьяконова, И.Е. Корнеева, С. Найджел, К. Остерлунд, К. Смит, Л. Фредлайн, К. Холмс, Т. Шлезингер, Н. Эллемерс), обучения (А. Бенсон, К. Бекер, Д. Блэкмен, Б. Грин, Т. Диксон, К. Коста, К. Ньютон, С. Шоу), мотивации спортивных добровольцев (Дж. Аллен, Д. Грей, С. Джианулакис, С. Найт, Р. Ридж, С. Росс, М. Снайдер, В.Н. Стегний, Д. Хаски-Левенталь).
Обобщая результаты анализа научных работ по обозначенной исследовательской проблеме, необходимо отметить, что управление спортивным волонтерством в границах конкретных территорий исследовано не в полной мере. Существует целый ряд управленческих проблем, связанных с взаимодействием органов публичной власти, организаторов добровольческой деятельности и спортивных волонтеров. Выделенные трудности порождают необходимость целостного и системного исследования с позиции социологии управления институциональных характеристик спортивного волонтерства, нормативных, организационных, общностных и деятельностных аспектов управления им.
Объект диссертационного исследования - спортивное волонтерство как социальный феномен.
Предмет - институциональные аспекты управления спортивным волонтерством.
Цель - выявить особенности управления спортивным волонтерством, специфику, проблемы и противоречия взаимодействия его институциональных субъектов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. выделить специфику спортивного волонтерства как социальной общности и вида деятельности;
2. разработать теоретическую модель исследования управления спортивным волонтерством;
3. охарактеризовать особенности управления спортивным волонтерством, обусловленные его нормативно-правовым, социокультурным и организационным контекстом;
4. определить институциональные функции управления спортивным волонтерством в границах региона;
5. проанализировать структуру региональной общности спортивных волонтеров как институционального субъекта;
6. выявить проблемы и институциональные противоречия в развитии управления спортивным волонтерством в регионе.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования представляют общностный и деятельностный подходы к пониманию феномена «спортивное волонтерство», разработанные в отечественной и зарубежной социологической, экономической, педагогической литературе, а также положения институционального подхода, определяющего методологию исследования управления спортивным волонтерством и интегрирующего выше названные концептуальные подходы.
Для научного осмысления структуры и специфики общности спортивных волонтеров, а также выявления особенностей ее формирования применяются положения теории социальной общности Г.Е. Зборовского, социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, теории социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмена и Р. Патнэма. Для определения формальных и неформальных норм, регулирующих взаимодействие спортивных волонтеров, их деятельность, условия ее реализации, в том числе в развитии организационной инфраструктуры, важными видятся основы теории обоснованных действий И. Айзена и М. Фишбейна, теории инфраструктуры добровольчества Ф. Гранди и теории персонифицированной системы социального управления А.В. Тихонова.
Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя:
1. Опрос спортивных волонтеров Свердловской области, входящих в базу регионального волонтерского центра «Волонтеры Урала», (N=706; выборка целевая). Основными критериями выбора эмпирического объекта исследования являлись реализация волонтерских программ в рамках крупных региональных, национальных и международных спортивных событий и наличие опыта спортивного волонтерства у большинства членов сообщества. Объектом исследования являются волонтеры Свердловской области, которые принимали участие в международных, всероссийских и региональных спортивных событиях и являются членами регионального волонтерского центра, осуществляющего последние 10 лет координацию управления спортивным добровольчеством в Свердловской области в контексте проведения практически всех крупных спортивных мероприятий разного уровня.
2. Опрос молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (N=1105). Тип выборки - квотная, в её основе четыре квоты: половозрастная структура молодежи; основной вид занятости: образование (в зависимости от уровня - школа, ссуз, вуз); управленческий округ с учетом типа города по численности населения; уровень вовлеченности в работу общественных объединений и организаций. Расчет выборочной совокупности произведен в соответствии со статистическими данными Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, а также данными «Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года».
3. Экспертные интервью с руководителями и сотрудниками ведущих некоммерческих и спортивных организаций Свердловской области; руководителями и сотрудниками образовательных учреждений, при которых действуют добровольческие центры; государственными и муниципальными служащими, имеющими опыт работы в сфере управления деятельностью спортивных волонтеров и обладающими практическими навыками взаимодействия с ними (N=18). Отбор респондентов проводился методом «снежного кома» с целью охватить экспертов, задействованных в системе социального управления спортивным волонтерством на всех уровнях. Решение о выборе экспертов в некоммерческом секторе обусловлено рядом причин. Во-первых, данные организации, как правило, являются действующими ресурсными центрами добровольчества либо активно используют в своей деятельности ресурсы спортивных волонтеров. Во- вторых, многие сотрудники сами были волонтерами на спортивных мероприятиях и до сих пор идентифицируют себя как добровольцы.
4. Включенное наблюдение осуществлялось в течение 2018-2019 годов на двух объектах: ресурсный центр «Волонтеры Урала» во время работы с добровольцами для спортивных мероприятий в течение 2019 года и стадион «Екатеринбург-Арена» во время проведения Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года. Выбор первого объекта наблюдения обусловлен следующими причинами: специализацией центра в организации массовых мероприятий и развитии спортивного волонтерства в области, региональным статусом НКО как ключевого оператора, сопровождающего мировые и всероссийские спортивные мероприятия по направлению волонтерского обеспечения. Выбор второго объекта наблюдения - стадион «Екатеринбург-Арена» - обусловлен тем, что во время проведения Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года на нём проходили все футбольные матчи, на которых можно было увидеть работу волонтеров в режиме реального времени.
5. Данные зарубежных, всероссийских и региональных эмпирических исследований спортивного волонтерства.
6. Данные органов статистики, отчеты, доклады, информационно- аналитические материалы, официальные сайты органов государственной власти РФ федерального и регионального уровней.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей управления спортивным волонтерством, определении проблем и противоречий, возникающих во взаимодействии его институциональных субъектов.
Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна:
1. На основе применения общностного, деятельностного и институционального подходов выделены характеристики спортивного волонтерства как социального феномена, определены его специфика и отличия от других видов добровольчества.
2. Уточнено понятие «управление спортивным волонтерством», разработана авторская теоретическая модель исследования данного феномена, на основе которой социальное взаимодействие субъектов и объектов управления спортивным волонтерством оценивается на разных уровнях формирования институциональных норм.
3. Выявлены особенности управления спортивным волонтерством, которые связаны с нормативно-правовым, организационным и социокультурным контекстом институциональной среды деятельности спортивных волонтеров и детерминируют характеристики их общности.
4. Определены институциональные функции управления спортивным волонтерством, ориентированные на решение общественно значимых проблем и на удовлетворение индивидуально-личностных потребностей потенциальных и реальных спортивных волонтеров.
5. В структуре общности спортивных волонтеров выделено и эмпирически обосновано функционирование трех подобщностей на основе ряда критериев - опыта их добровольческого участия в сфере физической культуры и спорта; особенностей системы само детерминации волонтерской деятельности (мотивации, самоидентификации, жизненных планов и перспектив самореализации в спортивном волонтерстве).
6. На основе анализа институциональных норм выявлены проблемы и институциональные противоречия управления спортивным волонтерством, затрудняющие воспроизводство социальной общности спортивных волонтеров и развитие культуры управления их деятельностью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Доказано, что специфика спортивного волонтерства как социальной общности и как вида деятельности определяется особенностями трех институциональных подсистем: спорт высших достижений и профессиональный спорт; физическая культура, массовый и любительский спорт; сфера здорового образа жизни и адаптивный спорт. В них объединяются разные типы организационных структур, привлекающие специфические группы потенциальных и реальных спортивных волонтеров, различающиеся содержанием деятельности членов данной общности.
Спортивное волонтерство как социальную общность характеризуют безвозмездность труда ее членов, добровольность выбора этой деятельности, временные затраты на ее реализацию. Отличает общность спортивных волонтеров от других волонтерских сообществ обязательное прохождение ее членами специальной подготовки или обучения, в рамках которых они получают знания в области спортивной деятельности и навыки ее организации.
Спортивное волонтерство как вид деятельности в разных институциональных подсистемах реализуется по следующим направлениям: пропаганда, агитация и популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни; помощь в организации и проведении соревнований, физкультурно-массовой работы среди разных социальных групп, тренировок по разным видам массового, любительского и профессионального спорта, в том числе в сфере адаптивной физической культуры; участие в работе государственных и некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности. Спортивное волонтерство как вид деятельности всегда носит событийный характер и предполагает вовлеченность добровольцев в массовые спортивные мероприятия во всех институциональных подсистемах спорта.
2. Расширено понятие управления спортивным волонтерством, которое трактуется как система институционального регулирования спортивного волонтерства, определяющая цели, содержание и результаты социального взаимодействия субъектов этой деятельности - спортивных волонтеров и организаторов их труда - в сфере физической культуры и спорта. Управление спортивным волонтерством интегрирует цели государства и гражданского общества, функционирование конкретных организационных структур и деятельность спортивных волонтеров. В развивающейся организационной инфраструктуре спортивного волонтерства сочетается самоорганизация и доминирующее организационное начало, которые воспроизводят регулирующие деятельность спортивных добровольцев формальные и неформальные нормы в практиках их привлечения, удержания, обучения для достижения целей организации и устойчивости социальных связей в данной общности.
В разработанной теоретической модели исследования управления спортивным волонтерством выделены макро, мезо и микроуровни формирования и реализации институциональных норм, определяющих развитие спортивного волонтерства. На макроуровне анализируется формирование институциональных норм в ходе функционирования социальных институтов государства, гражданского общества и спорта. На мезоуровне рассматривается процесс развития организационной инфраструктуры, которая обеспечивает взаимодействие институциональных субъектов спортивного волонтерства, реализацию формальных и неформальных норм в конкретных социальных практиках спортивного волонтерства и технологиях управления спортивными добровольцами. Микроуровень предполагает анализ межличностного взаимодействия членов общности спортивных волонтеров в ходе реализации ими волонтерской деятельности.
3. Выявлены следующие особенности управления спортивным волонтерством:
- детерминированность управления спортивным волонтерством на макроуровне международными нормами и стандартами организации деятельности спортивных добровольцев, мерами государственной поддержки и мероприятиями, направленными на ситуативное или долгосрочное развитие спортивного волонтерства, на информированность населения, а также на формирование образа спортивного волонтерства в общественном сознании;
- зависимость специфики управления спортивным волонтерством на мезо- и микроуровне в разных типах организационных структур от возможностей доступа организаторов деятельности спортивных волонтеров к ресурсам государственной поддержки.
В специализированных ресурсных центрах специфика управления спортивным волонтерством определяется компетентностью их сотрудников, стандартизированными практиками управления спортивными волонтерами, продуцирующими организационные нормы привлечения, обучения, удержания и стимулирования спортивных волонтеров и влияющими на особенности мотивации добровольцев. Взаимодействие организаторов и спортивных волонтеров в спортивных клубах и ассоциациях, школах олимпийского резерва, социально ориентированных некоммерческих организациях местных сообществ в сфере физической культуры и спорта определяется традиционным порядком функционирования этих организационных структур.
4. К институциональным функциям управления спортивным волонтерством на макроуровне отнесены функция популяризации профессионального и массового спорта для решения социальных задач государства по развитию культуры просоциального поведения граждан и продвижению социальных норм здорового образа жизни в обществе; функция удовлетворения потребностей индивидуумов в саморазвитии, организации серьезного досуга; функция формирования гражданского общества; функция консолидации ресурсов государства, бизнеса, некоммерческого сектора в межсекторном взаимодействии для развития организационной инфраструктуры, человеческого капитала сферы физкультуры и спорта, а также имиджевая функция, определяющая престижность и привлекательность как спортивной сферы, так и деятельности спортивных добровольцев в обществе.
На мезо и микроуровне выделены интегративная функция, которая решает социальную проблему удовлетворения потребности разных подобщностей спортивных волонтеров в причастности к общности в целом и равного доступа к ресурсам для их развития; коммуникативная функция, связанная с удовлетворением потребности в расширении информационной представленности всего спектра функциональности волонтерского труда и ролевого набора в сфере физической культуры и спорта; функции воспроизводства общности спортивных волонтеров и развития культуры управления добровольцами и их деятельностью, позволяющие удовлетворять базовые потребности общества в формировании социально-ответственного поведения его членов и потребности личностного и профессионального развития спортивных волонтеров, а также тех, кто управляет их активностью. На микроуровне реализуется компенсаторная функция, которая способствует восполнению необходимых личностных ресурсов, знаний, умений и навыков спортивных волонтеров и тех, кто управляет ими.
5. На основе эмпирических данных доказано, что в структуре региональной общности спортивных волонтеров выделяются три подобщности, члены которых уже имеют определенный социальный и интеллектуальный капитал, некоторые знания и опыт добровольческого участия, но обладают разными ресурсными возможностями и представлениями о своей самореализации в спортивном волонтерстве. К первой подобщности отнесены профессиональные спортивные волонтеры, имеющие опыт волонтерской работы на крупных всероссийских и международных мероприятиях. Во вторую подобщность включены спортивные волонтеры с опытом работы в сфере физкультуры и спорта, которые участвовали в организации локальных и региональных спортивных мероприятий, акций; к третьей - потенциальные спортивные добровольцы, которые хотели бы расширить свой реальный опыт участия в волонтерской деятельности в сфере спорта.
Профессиональные волонтеры, как правило, проживают в крупных городах, их подобщность характеризуется относительно широким доступом к организационной инфраструктуре, обеспечивающей работу волонтеров на мегасобытиях, идентифицируют себя как спортивных волонтеров, демонстрируют готовность к продолжению этой деятельности и имеют для этого широкие институциональные возможности. Волонтеров второй подобщности, которые чаще всего проживают в малых региональных городах, отличает наличие опыта волонтерства в сфере физической культуры и спорта и готовность продолжать эту деятельность, однако они в наименьшей степени идентифицируют себя как спортивных волонтеров. Третья подобщность - потенциальные спортивные волонтеры - при наличии волонтерского опыта в целом готовы заниматься именно спортивным добровольчеством. Доступ членов второй и третьей подобщности к ресурсам спортивного волонтерства, организационной инфраструктуре, обеспечивающей организацию и управление деятельностью волонтеров на мегасобытиях, ограничен. Институциональные ограничения связаны с теми нормами, которые выдвигаются организаторами к спортивным волонтерами и отсутствием вариативности программ и социальных технологий управления спортивными добровольцами, которые используют в своей практике сотрудники специализированных ресурсных центров.
6. Эмпирически обосновано, что в управлении спортивным волонтерством в разных типах организационных структур работа со спортивными добровольцами, как правило, носит не системный, а ситуативный характер, что обусловлено выявленными в регионе институциональными противоречиями и ограничениями управления.
Выявлены противоречия, затрудняющие развитие культуры управления деятельностью спортивных волонтеров и воспроизводство этой социальной общности:
- между вариативностью реальных практик спортивного волонтерства в сфере физической культуры и спорта и формальными нормами, ориентирующими молодое поколение (исключая другие возрастные группы), только на спортивное волонтерство, которое реализуется в ходе организации и проведения массовых спортивных событий;
- между ориентацией субъектов управления на решение социально-значимых задач, определенных в рамках государственной политики содействия волонтерству, и реальными запросами гражданского общества в лице сообщества потенциальных волонтеров;
- между потребностью организационных структур сферы физкультуры и спорта в опытных и подготовленных спортивных волонтерах и отсутствием в регионе программ, ориентированных на потенциальных добровольцев, а также мероприятий, нацеленных на удержание волонтеров в тех структурах, которые вкладывали свои ресурсы в их подготовку и обучение.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Основные положения диссертационного исследования соответствуют следующим пунктам паспорта научной специальности 22.00.08 «Социология управления»: 3. Анализ современных зарубежных концепций социологии управления; 5. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия; 6. Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его новизной и заключается в приращении теоретического знания об институциональных нормах, которые сопряжены с развитием институциональной среды и организационной инфраструктуры управления спортивным волонтерством, регулируют взаимодействие институциональных субъектов, деятельность спортивных добровольцев, определяют перспективы развития данного феномена. Содержащиеся в работе теоретические положения направлены на расширение возможностей теоретического анализа управления спортивным добровольчеством. Теоретическая значимость работы базируется на разработанной автором концептуальной модели исследования управления спортивным волонтерством, выделении специфики деятельности добровольцев сферы физической культуры и спорта, позволяющих оценить институциональные аспекты управления данным сообществом и предложить меры по его совершенствованию.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения основных исследовательских результатов диссертационной работы для обеспечения системной работы по управлению спортивным волонтерством в отдельных регионах. Основные выводы могут быть использованы органами публичной власти для поддержки массового любительского и профессионального спорта, добровольческой активности населения, некоммерческого сектора. Выявленные в ходе диссертационной работы характеристики спортивных добровольцев и их деятельности определяют вектор в разработке государственной политики, направленной на поддержку спортивного волонтерского движения, установление партнерских отношений между государственным, коммерческим и третьим секторами, повышение эффективности реализации социальной и молодежной политики. Методические разработки диссертационной работы могут найти применение в реализации эмпирических исследований по проблематике волонтерского менеджмента, а полученные эмпирические данные могут лечь в основу продолжения социологического изучения по тематике управления спортивным волонтерством в разных типах организационных структур, а также в управлении другими видами добровольчества.
Полученные в рамах диссертационного исследования выводы значимы для руководителей и сотрудников некоммерческих организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта или занимающихся проведением спортивных мероприятий. Основные результаты исследования могут быть использованы в разработке методических рекомендаций для сотрудников региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих, в профессиональные обязанности которых входит работа с общественными организациями и молодежью. Представленные результаты могут быть включены в содержание тематических учебных дисциплин образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям «Публичная политика и социальные науки», «Социология», «Государственное и муниципальное управление», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» для формирования профессиональных компетенций в сфере социального партнерства по взаимодействию органов государственного управления со структурами гражданского общества.
Достоверность полученных результатов обеспечивается доказательностью теоретических выводов, сделанных на основе применения основных положений общностного, деятельностного и институционального подходов, а также репрезентативностью полученных в ходе эмпирического исследования результатов, их сопоставимостью с данными других международных, всероссийских и региональных исследований.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в коллективной монографии и 23 публикациях, из которых 5 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 2 в изданиях, индексированных в научных базах Web of Science / Scopus.
Научные статьи и доклады, содержащие результаты исследования, были представлены на следующих конференциях: международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (Екатеринбург, 2015-2018 гг.); V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (Екатеринбург, 2016); международная научно-практическая конференция «Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии» (Нижний Новгород, 2016); the 4th International Conference on Education and Social Sciences (Стамбул, 2017); BRICS Young Scientist Forum (Ханчжоу, 2017); международная научно-практическая конференция «Трансформация человеческого капитала в контексте столетия» (Нижний Новгород, 2017); XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2017); международная научно-практическая конференция «XXI Уральские социологические чтения: социальное пространство и время региона» (Екатеринбург, 2018); the 6th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities (Стамбул, 2019); международная научно-практическая конференция молодых ученых «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Екатеринбург, 2019¬2021 гг.); Всероссийская научная конференция с международным участием «Молодёжь XXI века: образ будущего (XIII Ковалевские чтения)» (Санкт- Петербург, 2019); the 7th International Conference on Education and Social Sciences (Дубай, 2020); the 15th International Days of Statistics and Economics (Прага, 2020); the 14th International Conference of Education, Research and Innovation (Севилья, 2020).
Коллективные исследования с участием автора поддержаны 4 грантами РФФИ 16-03-00016 «Динамика российского волонтерства: перспективные практики, проблемы и возможности управления», 19-311-90055 «Управление спортивным волонтерством в российском регионе: потенциал общности и инфраструктуры», 20-011-00471 «Социальное участие молодежи в социокультурном развитии городов России и постсоветских стран: компаративный анализ потенциала и моделей управления», 20-011-33064 «Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего», грантом РНФ 16 -18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности», грантом Президента РФ МК-5869.2018.6 «Молодежное волонтерство в российском регионе: потенциал развития и эффективность управления».
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и 3 приложений. Объем диссертации составляет 168 страниц. Библиографический список состоит из 88 источников.
В диссертации рассмотрены основные концептуальные подходы к исследованию спортивного волонтерства, выявлены институциональные характеристики деятельности волонтеров в системе управления. Разработана методология социологического исследования управления спортивным волонтерством в Свердловской области, на основе которой охарактеризован институциональный контекст управления спортивным волонтерством в регионе, даны характеристики общности добровольцев в предметном поле управления. В диссертационной работе выявлены актуальные проблемы в сфере управления спортивным волонтерством и предложены пути их решения.
В рамках диссертационного исследования были сделаны следующие основные выводы. Ключевыми характеристиками деятельности спортивных добровольцев является сопряжение свободы выбора волонтеров в отношении безвозмездной работы на благо общества, ее целенаправленности и сознательности со стороны волонтера, с жесткой регламентацией их труда со стороны организаторов мероприятий. Эта деятельность является системной, требует от волонтеров вложения в нее своего времени и сил. Спортивное волонтерство осуществляется в разных типах организационных структур по каждому направлению физической культуры и спорта: спорт высших достижений и профессиональный спорт; сфера физической культуры, массовый и любительский спорт; сфера здорового образа жизни и адаптивный спорт.
В теоретической модели исследования управления спортивным волонтерством выделяются макро, мезо и микроуровень формирования институциональных норм во взаимодействии субъектов и объектов управления. На макроуровне субъектами управленческой деятельности по отношению к спортивному волонтерству являются исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, спортивные федерации, международные и национальные спортивные организации. Объектами управления выступают организационные структуры, в рамках которых формируются сообщества спортивных волонтеров для конкретных мероприятий и проектов в сфере физической культуры и спорта. На мезоуровне субъектами управления выступают некоммерческие организации, в том числе спортивные учреждения, ассоциации, ресурсные центры, региональные и местные некоммерческие организации социальной сферы, в рамках деятельности которых организуются и проводятся различные спортивные мероприятия. Объектами управления являются члены общности спортивных добровольцев, ее различных подобщностей. На микроуровне в качестве субъектов управленческой деятельности можно выделить сотрудников организационных структур, в деятельности которых выстраивается цикл работы с потенциальными и реальными волонтерами, включающий в себя базовые направления организационного менеджмента. Объектом управления в данном случае выступают конкретные спортивные волонтеры и те, кто хочет присоединиться к этому сообществу.
К институциональным функциям управления спортивным волонтерством на макроуровне относятся функция популяризации профессионального и массового спорта для решения социальных задач государства; функция удовлетворения потребностей населения в саморазвитии и организации досуга; функция формирования гражданского общества; функция консолидации ресурсов государства, коммерческого и некоммерческого сектора для развития организационной инфраструктуры в сфере спорта; имиджевая функция, представляющая собой привлекательность спорта в целом и деятельности спортивных добровольцев в частности. На мезоуровне выделяются интегративная и коммуникативная функции; функции воспроизводства общности спортивных волонтеров и развития культуры управления данным сообществом. На микроуровне реализуется компенсаторная функция, которая способствует восполнению необходимых личностных ресурсов, знаний, умений и навыков как в профессиональной среде тех, кто управляет спортивными волонтерами, так и самих спортивных добровольцев.
В системе управления спортивным волонтерством в регионе созданная под мировые стандарты организационная инфраструктура спортивного добровольчества не может функционировать без государственной поддержки и системы мероприятий, направленных на формирование образа спортивного волонтера в общественном сознании и определенного уровня доверия к деятельности данного сообщества. Существующая организационная инфраструктура сферы воспроизводства профессионального спорта не создает условия для спортивного волонтерства в границах тех норм, которые зафиксированы в российском и международном законодательстве применительно к проведению международных мероприятий из-за отсутствия запроса со стороны региональных организаторов этих мероприятий и сложившейся практики организационного взаимодействия.
Общность спортивных волонтеров в предметном поле управления характеризуется организованным характером деятельности добровольцев, качество которой во многом зависит от организационных структур, функционирующих в сфере физической культуры и спорта. Спортивным волонтерством занимаются на регулярной основе, что позволяет волонтерам успешно совмещать добровольчество с другими социальными ролями. Спортивные волонтеры малых городов в наименьшей степени считают себя таковыми, несмотря на имеющийся у них опыт добровольческой деятельности на спортивных мероприятиях. Они не идентифицируют себя с данным сообществом в отличие от добровольцев, которые живут в крупных городах, где спортивное волонтерство встроено в городскую информационную повестку в процессе проведения регулярных, более масштабных соревнований.
Мотивация спортивных волонтеров более прагматична, чем мотивация добровольцев других направлений, выгоды от своей работы они четко идентифицируют для себя, при этом готовы продолжать заниматься данной деятельностью. Среди тех, кто ни при каких обстоятельствах не продолжил бы заниматься волонтерством, добровольцев с опытом работы на спортивных мероприятиях в три раза меньше, чем тех, кто такого опыта не имеет. Наиболее значимым поощрением для спортивных волонтеров региона являются помощь и рекомендации при поступлении в высшие учебные заведения, встречи с публичными людьми, политики, а также возможность пройти обучение во время подготовки к мероприятиям. Для спортивных волонтеров характерна любовь к спорту и своей деятельности, практически для каждого третьего важно быть приглашенным на крупные спортивные мероприятия.
Ключевыми проблемами управления спортивным волонтерством в Свердловской области являются трудности включения в ядро сообщества спортивных волонтеров крупных мероприятий всех желающих приобщиться к этой деятельности, отсутствие в региональных НКО системной работы с потенциальными добровольцами, неумение удерживать волонтеров и, соответственно, отсутствие у них приверженности некоммерческим организациям.
К перспективным направлениям в исследовании управления спортивным добровольчеством можно отнести особенности мотивации и стимулирования деятельности волонтеров в различных типах организационных структур, привлекающих их к добровольческой работе; социальные технологии управления спортивными волонтерами, определяющие эффективность их деятельности; выявление экономических, политических и социокультурных факторов, детерминирующих профессионализацию деятельности сотрудников организаций некоммерческого сектора, проводящих набор, отбор и обучение событийных волонтеров.
В рамках диссертационного исследования были сделаны следующие основные выводы. Ключевыми характеристиками деятельности спортивных добровольцев является сопряжение свободы выбора волонтеров в отношении безвозмездной работы на благо общества, ее целенаправленности и сознательности со стороны волонтера, с жесткой регламентацией их труда со стороны организаторов мероприятий. Эта деятельность является системной, требует от волонтеров вложения в нее своего времени и сил. Спортивное волонтерство осуществляется в разных типах организационных структур по каждому направлению физической культуры и спорта: спорт высших достижений и профессиональный спорт; сфера физической культуры, массовый и любительский спорт; сфера здорового образа жизни и адаптивный спорт.
В теоретической модели исследования управления спортивным волонтерством выделяются макро, мезо и микроуровень формирования институциональных норм во взаимодействии субъектов и объектов управления. На макроуровне субъектами управленческой деятельности по отношению к спортивному волонтерству являются исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, спортивные федерации, международные и национальные спортивные организации. Объектами управления выступают организационные структуры, в рамках которых формируются сообщества спортивных волонтеров для конкретных мероприятий и проектов в сфере физической культуры и спорта. На мезоуровне субъектами управления выступают некоммерческие организации, в том числе спортивные учреждения, ассоциации, ресурсные центры, региональные и местные некоммерческие организации социальной сферы, в рамках деятельности которых организуются и проводятся различные спортивные мероприятия. Объектами управления являются члены общности спортивных добровольцев, ее различных подобщностей. На микроуровне в качестве субъектов управленческой деятельности можно выделить сотрудников организационных структур, в деятельности которых выстраивается цикл работы с потенциальными и реальными волонтерами, включающий в себя базовые направления организационного менеджмента. Объектом управления в данном случае выступают конкретные спортивные волонтеры и те, кто хочет присоединиться к этому сообществу.
К институциональным функциям управления спортивным волонтерством на макроуровне относятся функция популяризации профессионального и массового спорта для решения социальных задач государства; функция удовлетворения потребностей населения в саморазвитии и организации досуга; функция формирования гражданского общества; функция консолидации ресурсов государства, коммерческого и некоммерческого сектора для развития организационной инфраструктуры в сфере спорта; имиджевая функция, представляющая собой привлекательность спорта в целом и деятельности спортивных добровольцев в частности. На мезоуровне выделяются интегративная и коммуникативная функции; функции воспроизводства общности спортивных волонтеров и развития культуры управления данным сообществом. На микроуровне реализуется компенсаторная функция, которая способствует восполнению необходимых личностных ресурсов, знаний, умений и навыков как в профессиональной среде тех, кто управляет спортивными волонтерами, так и самих спортивных добровольцев.
В системе управления спортивным волонтерством в регионе созданная под мировые стандарты организационная инфраструктура спортивного добровольчества не может функционировать без государственной поддержки и системы мероприятий, направленных на формирование образа спортивного волонтера в общественном сознании и определенного уровня доверия к деятельности данного сообщества. Существующая организационная инфраструктура сферы воспроизводства профессионального спорта не создает условия для спортивного волонтерства в границах тех норм, которые зафиксированы в российском и международном законодательстве применительно к проведению международных мероприятий из-за отсутствия запроса со стороны региональных организаторов этих мероприятий и сложившейся практики организационного взаимодействия.
Общность спортивных волонтеров в предметном поле управления характеризуется организованным характером деятельности добровольцев, качество которой во многом зависит от организационных структур, функционирующих в сфере физической культуры и спорта. Спортивным волонтерством занимаются на регулярной основе, что позволяет волонтерам успешно совмещать добровольчество с другими социальными ролями. Спортивные волонтеры малых городов в наименьшей степени считают себя таковыми, несмотря на имеющийся у них опыт добровольческой деятельности на спортивных мероприятиях. Они не идентифицируют себя с данным сообществом в отличие от добровольцев, которые живут в крупных городах, где спортивное волонтерство встроено в городскую информационную повестку в процессе проведения регулярных, более масштабных соревнований.
Мотивация спортивных волонтеров более прагматична, чем мотивация добровольцев других направлений, выгоды от своей работы они четко идентифицируют для себя, при этом готовы продолжать заниматься данной деятельностью. Среди тех, кто ни при каких обстоятельствах не продолжил бы заниматься волонтерством, добровольцев с опытом работы на спортивных мероприятиях в три раза меньше, чем тех, кто такого опыта не имеет. Наиболее значимым поощрением для спортивных волонтеров региона являются помощь и рекомендации при поступлении в высшие учебные заведения, встречи с публичными людьми, политики, а также возможность пройти обучение во время подготовки к мероприятиям. Для спортивных волонтеров характерна любовь к спорту и своей деятельности, практически для каждого третьего важно быть приглашенным на крупные спортивные мероприятия.
Ключевыми проблемами управления спортивным волонтерством в Свердловской области являются трудности включения в ядро сообщества спортивных волонтеров крупных мероприятий всех желающих приобщиться к этой деятельности, отсутствие в региональных НКО системной работы с потенциальными добровольцами, неумение удерживать волонтеров и, соответственно, отсутствие у них приверженности некоммерческим организациям.
К перспективным направлениям в исследовании управления спортивным добровольчеством можно отнести особенности мотивации и стимулирования деятельности волонтеров в различных типах организационных структур, привлекающих их к добровольческой работе; социальные технологии управления спортивными волонтерами, определяющие эффективность их деятельности; выявление экономических, политических и социокультурных факторов, детерминирующих профессионализацию деятельности сотрудников организаций некоммерческого сектора, проводящих набор, отбор и обучение событийных волонтеров.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-управленческие основы организации международных спортивных мероприятий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СПОРТИВНЫХ МЕГАСОБЫТИЯХ В ПОДГОТОВКЕ К ВСЕМИРНЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ ИГРАМ - 2023
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - Волонтёрское движение как механизм социального партнёрства
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



