Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКСИОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №102484

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Основные положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Актуальность проблемы и темы исследования. Социокультурные трансформации, происходящие в современном российском обществе, поста-вили проблему переосмысления роли человека, признания личности ценно-стью общества. В Законе РФ «Об образовании» провозглашен его гумани-стический характер, «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здо-ровья человека, свободного развития личности». Переориентация общества в ценностях, утрата ранее значимых и утверждение новых требуют от педаго¬гики и системы образования, состояние которого определяется как кризис¬ное, исследования теоретико-методологических основ и практики аксиологи- зации образования для обеспечения ценностного развития личности, усиле¬ния внимания к вопросам развития и воспитания. Ценности рассматриваются как основа социализации и воспитания, как основа стратегии развития обра¬зования, как предмет научно-педагогического исследования. Актуальность исследования обусловлена приоритетом гуманитарного миропонимания, осознанием необходимости переосмысления роли образования в решении глобальных вопросов человечества, российского общества и каждого челове¬ка.
Признание ценности личности, расширение понимания смысла и назначе-ния образования как универсальной ценности, его целей, содержания и мето-дов требуют усиления аксиологической направленности образования и вос-питания личности, способной к самоопределению и самореализации в систе-ме ценностей. В условиях поликультурности и полипарадигмальности, взаи-мопроникновения и взаимодополнительности разных систем ценностей и со-хранения «вечных» ценностей современный учитель находится в состоянии концептуального осмысления произошедших изменений и, соответственно, поиска целей, содержания и технологий обучения. Еще в советский период в 60-е гг. XX века была поставлена проблема исследования ценностей (Б.Г. Ананьев, О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов, В. А. Ядов) и в 80-е годы - пре-одоления одностороннего, функционального представления о ценностях в образовании (Б.С. Гершунский, В.М. Розин). Начиная с 90-х годов ХХ века с нарастанием гуманистических тенденций в педагогической теории и практи¬ке усиливалось внимание к проблеме ценностей. Однако, в зарубежной (Со¬крат, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Д. Локк, И. Кант, Г. Гегель, Г. Риккерт, К. Ясперс, Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистервег) и в отечественной (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Ра¬дищев, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель) фи¬лософии и педагогике всегда исследовалась проблема ценностей образования и соотносилась с развитием личности и общества. В последнее время в педа¬гогике и методиках обучения большое внимание уделяется ценностным ас¬пектам школьного образования. Актуализация аксиологической функции об¬разования потребовала определения его теоретико-методологических основ, целей, содержания и технологий обучения.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы учителей позволили выявить противо-речия между:
- утратой некоторых традиционных ценностей, изменением ценностных ори-ентаций образования, обусловленных общественными трансформациями, и недостаточностью обоснования новой системы ценностей, становления ново-го ценностного сознания и поведения;
- стихийно происходящим процессом складывания ценностных ориентаций, отношений, установок в обучении и необходимостью целенаправленной на-учно-обоснованной стратегии развития образования;
- значительным аксиологическим потенциалом школьного социально-гуманитарного образования и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ и практики его аксиологизации;
- потребностью учащихся в приобретении опыта ценностного самоопределе¬ния и самореализации и традиционной направленностью учебного процесса на передачу знаний, не ориентированной на развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Выявленные противоречия свидетельствуют о существовании проблемы научного обоснования теоретико-методологических основ и практики реали-зации целей, содержания и технологий школьного образования для успешно¬го развития ценностно-смысловой сферы гуманистически ориентированной личности. Это обусловило выбор темы исследования: «Аксиологизация социально-гуманитарного образования старшеклассников на основе личностно¬развивающего обучения»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены теоретические и практические результаты исследования, сформулированы основные выводы.
1. Необходимость обращения к проблеме аксиологизации школьного соци-ально-гуманитарного образования обусловлена изменившейся социокуль-турной ситуацией, для которой характерна утрата некоторых традиционных ценностей, и возрастающей потребностью обоснования новой системы цен-ностей, ценностного сознания и поведения.
2. Ценности рассматриваются как основа социализации и воспитания, как ос-нова стратегии развития образования, как предмет научно-педагогических исследований.
3. Выявлен и определен аксиологический потенциал школьного социально-гуманитарного образования, реализация которого при выполнении необхо-димых педагогических условий способствует развитию ценностно¬смысловой сферы личности (ценностных ориентаций, отношений, установок, сознания и поведения учащихся). Его содержательным компонентом являет¬ся система приоритетных ценностей, включающая смысложизненные, ценно¬сти познания, этические и эстетические, ценность Отечества.
4. Уточнено понятие «личностно-развивающее обучение», определяемое на-ми как аксиологически ориентированный процесс актуализации личностного и социального смыслов образования, реализуемый во взаимодействии всех его участников.
5. Предложена модель реализации аксиологического потенциала социально-гуманитарных дисциплин в личностно-развивающем обучении старшекласс-ников, включающая цель, содержание, технологии, функциональный и управляющий блоки и отражающая образовательную среду, в которой реали¬зуются личностные и социальные смыслы учащихся; а также программа ее поэтапной реализации (9, 10 и 11 классы).
6. Совокупность обоснованных нами и подтвержденных опытно-поисковым путем необходимых и достаточных условий реализации аксиологического потенциала школьного социально-гуманитарного образования предполагает: включение субъектного опыта учащихся в образовательную ситуацию; ак¬туализацию в обучении личностных и социальных потребностей и интересов учащихся; использование инновационных технологий, характеризующихся проблемностью, диалогичностью и смысловой направленностью; включение учащихся в ценностно-смысловую коммуникацию; аксиологизацию среды образовательного учреждения; развитие личностной и социальной рефлек¬сии.
7. Выделены четыре уровня сформированности ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников: формальный (не ориентированный на ос-воение ценностей), положительный аморфный (ситуативное их освоение), положительный познавательный (относительно устойчивое освоение ценно-стей) и ценностно-смысловой (устойчивое, осмысленное освоение системы ценностей). Теоретически обоснованы и эмпирически проверены критерии и показатели развития ценностно-смысловой сферы старшеклассников, что обеспечивает диагностический инструмент.
8. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила адекватность и эффек¬тивность предложенной педагогической модели, что было проверено с по¬мощью статистической обработки эмпирических данных, а также содержа¬тельной интерпретацией итогов статистического анализа.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающее решение многообразных задач, связанных с аксиологизацией школьного образования. В дальнейшей разработке нуждаются методологические основы педагогиче¬ской аксиологии, теоретические и прикладные проблемы. Перспективным направлением дальнейшего исследования, на наш взгляд, может стать наряду с решением проблемы реализации имеющегося аксиологического потенциала социально-гуманитарного образования, обоснование необходимости его формирования; разработка дидактических материалов, позволяющих совер¬шенствовать ценностно-ориентационную деятельность старшеклассников, а также методик диагностики их сформированности. Особым направлением научно-педагогических исследований может стать проблема педагогической аксиометрии.



1. Капшутарь М.А. Взаимодействие социума в фасилитированном учебном процессе / М.А. Капшутарь, Т.М. Корягина, М.Б. Ященко // Переподготовка учителей и гуманитаризация образования в межпредметном взаимодействии.
- Екатеринбург, 1998 - 0,2/0,1 п.л.
2. Капшутарь М.А. От педагогики ненасилия к педагогике прав ребенка / М.А. Капшутарь // XXIV Международные Толстовские чтения: Материалы научн. - практ. конф. - Тула, 1998 - 0,23 п.л.
3. Капшутарь М.А. Школьное историческое образование на рубеже столетий: реальные пути осуществления ценностных ориентаций личности / М.А. Капшутарь // Историческая наука и историческое образование на рубеже ХХ
- ХХ1 столетия: Четвертые Всероссийские историко-педагогические чтения.
- Екатеринбург, 2000 - 0,18 п.л.
4. Капшутарь М.А. Межкультурное образование в американской школе: цели и содержание / М.А. Капшутарь // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы: Ма¬териалы науч. - практич. конф. - Екатеринбург, 2000 - 0,12 п.л.
5. Капшутарь М.А. Культурологический подход в образовании и контрольно¬оценочная деятельность / М.А. Капшутарь // Культурологический подход в образовании: Материалы науч. - практич. конф. - Екатеринбург, 2000 - 0,35 п.л.
6. Капшутарь М.А. Становление гражданина и гражданского общества / М.А. Капшутарь // Гражданское образование в России: перспективы регионально¬го развития: Материалы рос.-америк. междунар. конф. - Волгоград, 2000 - 0,29 п.л.
7. Капшутарь М.А. Гражданское образование в школе: содержание и техно¬логии / М.А. Капшутарь // Глобализация и возможности российско- американского сотрудничества в бизнесе, образовании и культуре: Материа¬лы междунар. конф. «Дни Америки в Екатеринбурге». - Екатеринбург, 2001 - 0,29 п.л.
8. Капшутарь М.А. Проблемы гражданского образования в средней школе / М.А. Капшутарь // Методика преподавания: американский опыт: Материалы рос.-америк. междунар. конф. - Екатеринбург, 2002 - 0,18 п.л.
9. Капшутарь М.А. История России: Методические рекомендации, темы кон¬трольных работ для слушателей подготовительных курсов и подготовитель¬ных отделений / В.Н. Зинченко В.Н., М.А. Капшутарь, А. А. Коробов, И.В. Попова. - Екатеринбург, 2003 - 3,49/0,87 п.л.
10. Капшутарь М.А. Приоритеты образовательной политики / М.А. Капшу¬тарь // Совершенствование структуры и содержания образования: Материалы ХЕУ науч.-методич. конф. СибГУТИ. - Новосибирск, 2004 - 0,23 п.л.
11. Капшутарь М.А. Личностно-ориентированное образование. Культуроло¬гический аспект / М.А. Капшутарь // Кросс-культурные и гендерные иссле¬дования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи: Сб. на¬уч. ст. - Екатеринбург, 2004 - 0,18 п.л.
12. Капшутарь М.А. Модернизация образования и контрольно-оценочная деятельность педагога / М.А. Капшутарь // Региональные модели историче-ского общего и профессионального образования: Сб. науч. ст. - Екатерин-бург, 2004 - 0,18 п.л.
13. Капшутарь М.А. Личностно-ориентированное школьное историческое образование: теоретико-методологический аспект: Отчет о НИР (I этап) / М.А. Капшутарь. - Екатеринбург, 2004 - 8,60 п.л.
14. Капшутарь М.А. Новые требования к контролю и оценке знаний учащих¬ся в условиях модернизации образования / М.А. Капшутарь // Теория, техни¬ка и экономика сетей связи: Сб. науч.-технич. и методич. трудов. Вып. 3. - Екатеринбург, 2004 - 0,35 п.л.
15. Капшутарь М.А. Постижение личностного смысла в образовании как средство социализации личности / М.А. Капшутарь // Проблемы образования в условиях глобализации: Мат 8-й междун. конф. памяти Л.Н. Когана. - Ека¬теринбург, 2005 - 0,29 п.л...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ