Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРИЧИННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА МИХАЙЛОВИЧА ЛОПАТИНА

Работа №102461

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы19
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Актуальность темы исследования. В последние годы нарастает интерес к русской философской мысли конца XIX - начала XX в. Это часть процесса воз­рождения полноценной российской культуры, который немыслим без обраще­ния к отечественному философско-теоретическому наследию. Поэтому изуче­ние русской философии этого периода является актуальным.
Во-первых, является актуальным создание целостной научной картины ис­тории русской философии конца XIX - начала XX в. До сих пор изучение этого периода происходит выборочно. Среди тех, чье имя незаслуженно исключается, - Л.М. Лопатин. Необходимо не только вписать концепцию Л.М. Лопатина в общую логику эволюции отечественной философии, но и показать оригиналь­ность его воззрений.
Во-вторых, важным является соотнесение концепции Л.М. Лопатина, ос­новных ее констант с общеевропейскими тенденциями в философии XIX-XX вв. Идеи Л.М. Лопатина тесно взаимосвязаны с идеями многих европейских философов. Он дает концептуальную историко-философскую оценку классиче­скому рационализму, немецкому идеализму, позитивизму, кантианству и дру­гим направлениям, представляющую интерес и для современности, особо вы­деляет их метафизические, психологические, этические и мировоззренческие аспекты.
В-третьих, актуальным является обращение к философии Л.М. Лопатина в связи с изучением истории становления и развития университетской филосо­фии как особого феномена российской культуры. Л.М. Лопатин - подвижник профессиональной, университетской философии в России. Его труды сегодня недостаточно изучены: основной труд «Положительные задачи философии», особенно часть 2-ая «Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности» не переизданы и стали библиографической редкостью. Пе­реизданы лишь статьи, выходившие в журнале «Вопросы философии и психо­логии», некоторые статьи по этике и сборник «Философские характеристики и речи», которые так же нуждаются в современном историко-философском ана­лизе. Актуальным является внимательное изучение архивов Л.М. Лопатина, часть которых еще не раскрыта.
В-четвертых, актуальна проблема взаимоотношения светской и религиозной философии, степени их влияния на философскую культуру России. И творчество Л.М. Лопатина дает возможность выявить обозначенные пара­дигмы.
В-пятых, актуально обращение к малоизученной теории творческой при­чинности Л.М. Лопатина, которая во многом может восприниматься как основа новой оригинальной научно-философской картины мира и мировоззрения, кон­цептуальной и методологической основой психологии, этики, онтологии, гно­сеологии, антропологии, социологии, истории, смелой попыткой решения фун­даментального философского и общенаучного вопроса о причинности.
Степень научной разработанности темы. Философские взгляды Л.М. Ло­патина изучены фрагментарно. Современного, специального исследования фи­лософии этого мыслителя как системного целого нет. Хотя к рассмотрению идей Л.М. Лопатина обращались уже его современники, но они писали или краткие резюме его философии в целом, или статьи, посвященные лишь от­дельным темам его творчества.
Первые исследователи философии Л.М. Лопатина - А.А. Козлов, Н.Я. Грот (1891), Я.Н. Колубовский (статья для энциклопедического словаря Ф.А. Брок­гауза и И. А. Ефрона, 1896). В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокри­тицизм» в разделе «Русский физик-идеалист» дает негативную оценку идеям Л.М. Лопатина, в связи с разбором взглядов Н.И. Шишкина (1908). Вклад Л.М. Лопатина в науку отмечен в Приветственном адресе Психологического общест­ва, в поздравительной речи П.И. Новгородцева и статье «Праздник русской фи­лософии» (1911). М.М. Рубинштейн отмечал актуальность изучения идей Л.М. Лопатина, их включенность в контекст европейской философии и оригиналь­ную русскую специфику («Очерк конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина», 1911-1912). Небольшой очерк биографии и мировоззрения Л.М. Лопатина на­писал А.И. Огнев (1922). В связи с рассмотрением русской философии в целом о Л.М. Лопатине говорили А.Ф. Лосев (1918), Э.Л. Радлов (1920), Б.В. Яковенко (1938), Н.А. Бердяев (1946), В.В. Зеньковский (1950), Н.О. Лосский (1951), С.А. Левицкий (1968)1.
В истории русской философии, созданной в русском зарубежье, философия Л.М. Лопатина рассматривалась с точки зрения разных концепций развития русской философии. В.В. Зеньковский говорит о философской системе (антро­пологии, этике, космологии, гносеологии) Л.М. Лопатина, считая антропологию основой всей его философии, а центральную идею - творческую силу духа, от­носит к этике. В.В. Зеньковский сообщает ценные сведения об авторах, посвя­тивших публикации Л.М. Лопатину. Н.О. Лосский включает Л.М. Лопатина в число русских персоналистов, С.А. Левицкий - панпсихистов.
В советский период о Л.М. Лопатине писали Л.А. Коган, А.П. Поляков. Диалектический аспект философии Л.М. Лопатина анализировала П.П. Гайден­ко...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении формулируются положения концептуального характера, вы­носимые на защиту и содержащие элементы научной новизны:
1. Философия Л.М. Лопатина сформировалась в процессе его личного об­щения со славянофилами, позитивистами, религиозными философами и освое­ния им европейской философской традиции.
Для философии Л.М. Лопатина характерен диалог с европейскими и рус­скими философами, органичная связь с русской религиозной философией конца XIX - начала XX в. Эта связь выразилась: 1) в критике позитивизма и материа­лизма и попытках их онтологического и гносеологического преодоления на пу­тях спиритуалистического умозрения; 2) в определении соотношения предмет­ных областей, а также методологии философии и частных наук; 3) в тесной свя­зи метафизики и психологии, в частности, в принципах достоверности интрос­пекции, единства души, имманентности души ее явлениям; 4) в религиозных и этических постулатах, им пропагандируемых; 5) в общей тенденции преодолеть традиции немецкой идеалистической философии, отчасти - славянофилов.
Основные философские идеи Л.М. Лопатина - творческая активность чело­веческого духа («я»), единство сознания, имманентность явлений души ее суб­станции, бессмертие души, наличие нравственного миропорядка; они несут на себе яркий отпечаток его человеческой уникальности.
2. Философия Л.М. Лопатина является примером построения цельной фило­софской системы рациональной умозрительной онтологии и гносеологии. Эту систему можно назвать метафизикой, так как в ее содержание входят идеальные (в отличие от фактических) суждения о качественных отношениях бытия. Ме­тафизическое знание вещей в их внутренней сути согласуется с принципом те­изма и является возможным, поскольку явления нашего духа постигаются нами непосредственно как проявления деятельной субстанции нашего «я». Метафи­зика выступает основой научного знания.
3. Философия Л.М. Лопатина является монистическим спиритуализмом. Л.М. Лопатин сформулировал четыре качества (признака) духовной субстанции как таковой: ее единство, ее активность, творческий характер протекающих в ней процессов, телеологизм. Спиритуализм Л.М. Лопатина позволяет сделать выводы гносеологического и этического значения, объясняет наличие нашего сознания, реальность мира, творческие силы в человеке.
4. Центральным элементом философской системы Л.М. Лопатина является теория творческой причинности. Творческая причинность - объективный закон действительности. Формула закона творческой причинности: «в каждом факте выражается сила, его производящая». Механическая причинность рассматрива­ется как частный случай творческой причинности. С точки зрения теории твор­ческой причинности: 1) душа определяется как единая, пребывающая, деятель­ная субстанция, сознающая себя в этих качествах, что позволяет дать философ­ское объяснение феноменов времени и памяти; 2) философское знание имеет принципиально диалектический характер, так как бытие является процессом диалектического перехода от субъекта к объекту.
Теория творческой причинности разворачивается Л.М. Лопатиным в фило­софскую систему посредством особого метода, который включает в себя по­строение суждений по принципу очевидности из набора аксиоматических до­пущений (постулатов), интроспекцию, мысленный эксперимент. Для Л.М. Ло­патина характерно сочетание рационального дискурса на основе формальной логики и интуиции, иногда граничащей с мистическим иррационализмом.
Учение о принципиально творческом характере причинности, разработан­ное Л.М. Лопатиным, является оригинальной концепцией рубежа XIX - начала XX в., которая закладывает фундамент новой философско-научной картины мира с опорой на переменную величину (творческую причину), тогда как ранее философские учения опирались на ту или иную постоянную величину. Эта кар­тина мира, принципиально включающая в себя этический компонент и целесо­образность мировых процессов, может быть рассмотрена как альтернатива кар­тезианской картине мира, господство которой, по мнению Л.М. Лопатина, ввергло европейскую культуру в состояние кризиса.
5. Философия Л.М. Лопатина находится в русле европейской философской традиции в следующих отношениях. Влияние Р. Декарта на нее сказывается в том, что Л.М. Лопатин признает подлинную реальность сознающего субъекта как особого самостоятельного существа (мыслящего субъекта), а также тезис, что субстанция духа открыта нашему сознанию, в ней - точка отправления для познания всякой другой действительности. Влияние идей И. Канта выразилось у Л.М. Лопатина в принципе идеальности пространства и времени, их психоло­гического происхождения. Л.М. Лопатин высоко ценил идею единства созна­ния, принципиальной мыслимости свободы; однако считал тормозом для разви­тия философии смешение И. Кантом общечеловеческого и специально­физического понятия причинности. Влияние Г. Гегеля выразилось в признании диалектики как метода достижения философской истины. Идеи названных мыслителей творчески переработаны и использованы Л.М. Лопатиным в ори­гинальном и самостоятельном философском учении рационального типа, сфор­мировавшемся в русле университетской идеалистической философии.
Трактовка Л.М. Лопатиным предмета метафизики, роли умозрения в позна­нии, его принципиально спиритуалистическая позиция, обоснование нравст­венности мирового порядка, внесение в картину мира целеполагания - говорят о близости философских принципов Л.М. Лопатина и Г.В. Лейбница. Говорить же о прямом влиянии Г.В. Лейбница на Л.М. Лопатина нет оснований. У Л.М. Лопатина абсолют характеризуется как воля, творческий разум, что принципи­ально отличается от интеллектуалистической трактовки Абсолюта у Г.В. Лейб­ница. Л.М. Лопатин приходит к выводам, которые близки к идеям Г.В. Лейбни­ца (духовность всего реального, тождество субстанции и деятельной силы, множественность внутренне единых субстанций, неразрывность бытия и дейст- вования), но эти выводы - не возврат к докантовскому умозрению, а продвиже­ние вперед с учетом достижений кантовского критицизма.
6. Философия Л.М. Лопатина является оригинальным решением онтологи­ческих, гносеологических, этических, методологических проблем, стоявших перед европейской и русской философией конца XIX - начала XX в. Л.М. Ло­патин внес существенный вклад в развитие научной коммуникации, философ­ской культуры в России.


1. Основные вехи интеллектуальной биографии Л.М. Лопатина // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 42. Серия 3. Обществен­ные науки. Выпуск 1. С. 187-196.
2. Неолейбницеанство в России конца XIX - начала ХХ века: оригиналь­ность или подражание? (Спиритуалистическое учение Л.М. Лопатина (1855­1920)) // Русская философия: Восток и Запад: материалы межвуз. науч. конф. Пятигорск : изд-во Пятигорского государственного педагогического ин-та ино­странных языков, 1994. С. 98-99.
3. Что мешает развитию гражданского общества в России? (попытка онтоло­гического анализа) // Россия и регионы: взаимодействие гражданского общест­ва, бизнеса и власти: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. Ч.1. Челя­бинск : ООО «Фотохудожник», 2004. С. 47- 52.
4. Русский национальный характер и национальная судьба // Вестник Волж­ского ун-та им. В.Н. Татищева: Выпуск. 5. Философия. Тольятти : изд-во Волж­ского ун-та им. В.Н. Татищева, 2004. С. 151-160.
5. Поиск методологии исследования философских взглядов Л.М. Лопатина // Сумма философии. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2005. С. 44-52.
6. Л.М. Лопатин: учение о творческой причинности // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т. 2. М. : «Современные тетради», 2005. С. 224-225.
7. Спиритуалистический монизм Л.М. Лопатина // Сумма философии. Сбор­ник научных трудов. Выпуск 3. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 42­60.
8. Метафизика Л.М. Лопатина // Философия: вызов современности. К 40- летию философского факультета Уральского государственного университета: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 38-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ