Транспортные речные коммуникации металлургических казенных заводов Урала с европейской частью России в 20-50-е гг. XVIII в
|
Введение 3
Глава 1. Транспортная инфраструктура казенных заводов Урала 40
1.1. Казенные пристани, плотбища, пильные мельницы и их управители 40
1.2. Доставка продукции казенных заводов на пристани 66
1.3. Строительство судов казенного каравана 99
Глава 2. Казенные караваны в европейскую часть России 136
2.1. Организация подрядного отпуска караванов 1720-1730 гг 136
2.2. Система организации и управления казенными караванами в 30-50-е годы
XVIII века 160
Глава 3. Практика организации казенных караванов 192
3.1. Организация движения казенных караванов 192
3.2. Система найма кадров для государственных караванов 213
Заключение 230
Список источников и литературы 236
Приложения 255
Глава 1. Транспортная инфраструктура казенных заводов Урала 40
1.1. Казенные пристани, плотбища, пильные мельницы и их управители 40
1.2. Доставка продукции казенных заводов на пристани 66
1.3. Строительство судов казенного каравана 99
Глава 2. Казенные караваны в европейскую часть России 136
2.1. Организация подрядного отпуска караванов 1720-1730 гг 136
2.2. Система организации и управления казенными караванами в 30-50-е годы
XVIII века 160
Глава 3. Практика организации казенных караванов 192
3.1. Организация движения казенных караванов 192
3.2. Система найма кадров для государственных караванов 213
Заключение 230
Список источников и литературы 236
Приложения 255
Актуальность темы. Решение современных транспортных проблем невозможно без исследований, способствующих творческому осмыслению практических задач. Возрастающая роль транспортных коммуникаций в реалиях современной российской экономики обусловливает необходимость глубокого научного изучения богатейшего исторического опыта, накопленного за многовековую российскую историю.
Решение проблем развития транспортных коммуникаций возможно лишь при тщательном изучении процесса модернизации транспортной системы как в целом по стране, так и в наиболее крупных ее регионах. Значимость региональных исследований представляется необходимой в силу наличия в регионах России специфических особенностей, обусловленных историческими, экономическими, природными факторами.
Транспортные коммуникации имеют системообразующее значение при переходе к рыночной экономике, выступая в качестве мощного модернизирующего фактора по отношению ко всем отраслям. С помощью развитых транспортных коммуникаций осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между регионами внутри страны, а также укрепляются экономические, политические и культурные связи с другими государствами.
Структурообразующая роль транспортной связи в системе управления становится наиболее очевидной с наступлением эпохи технических революций, в так называемый индустриальный период развития человечества. Но эта роль была не менее значимой в ту пору, когда все технические усовершенствования сводились к возможностям парусно-гребного водного и гужевого сухопутного передвижения. Уязвимость транспортных коммуникаций со стороны множества внешних факторов делала хрупкой и неповоротливой любую административную систему, распространявшую свою власть на сколько-нибудь обширную территорию и вынужденную опираться на относительно малочисленное и неравномерно распределенное население.
Открытие земель — лишь первый этап любой колонизации, который влечет за собой второй этап: рутину административно-хозяйственного освоения, обеспечивающего закрепление за метрополией новооткрытых территорий. На этом этапе взаимоотношения колонизируемых областей с центром, наличие устойчивой, надежной и относительно безопасной транспортной сети, становилось, наряду с военным присутствием и хозяйственными успехами, залогом эффективного управления. Это утверждение вполне справедливо для отражения процессов имперского административного управления на протяжение всего XVIII века.
Объектом исследования являются транспортные коммуникации казенных заводов Урала, под которыми подразумевается ежегодная отправка продукции в европейскую часть России при помощи совокупности речных судов и всей прибрежной транспортной инфраструктуры на всем пути следования каравана.
Проблема транспортных коммуникация содержит в себе колоссальный набор тем для изучения. Мы же берем лишь один фрагмент, связанный с доставкой продукции уральских казенных заводов в речных караванах, отправляемых от пристаней на реке Чусовой и следующих до Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметом исследования выступает организация транспортных коммуникаций при помощи управления судами в пути и подготовки казенных караванов, включающей в себя доставку продукции уральских заводов на пристани, строительство судов и поиск рабочей силы.
Целью исследования является реконструкция системы организации транспортных коммуникаций казенных заводов Урала в контексте доставки продукции в европейскую часть России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать транспортную инфраструктуру казенных заводов, включающую пристани, пильные мельницы, плотбища и связывающую их дорожную сеть;
2) Отразить процесс строительства и подготовки судов к плаванию на казенных пристанях и плотбищах;
3) Выявить особенности материально-технического обеспечения судов, состава, количества и способов применения инструментов и снастей;
4) Изучить административные меры по подготовке, отправке и управлению судами на всем пути следования;
5) Проанализировать систему доставки продукции казенных заводов на пристани;
6) Исследовать механизмы найма кадров для комплектования команд судов;
7) Охарактеризовать состояние речных путей, связывающих Урал с европейской частью России.
Транспортные коммуникации Урала с европейской частью России формируются задолго до появления первых заводов, но только с образованием крупной промышленности возникает стратегическая мотивация к развитию системы речного сообщения. В связи с чем хронологические рамки исследования охватывают период от строительства первых крупных заводов в 20¬е годы XVIII в., когда горнозаводская администрация практически перестала подчиняться губернской, до продажи всех (за исключением Екатеринбургского и Каменского) заводов в частные руки к 1760 году и последующих изменений в функциях горнозаводских властей в 50-е годы XVIII века.
Первые уральские заводы были казенными. Постепенно часть из них была передана частным владельцам, но они находились под сильным государственным влиянием. Главные меры по развитию транспортных коммуникаций предпринимали горные начальники В.Н. Татищев и В.И. Геннин, которые были сторонниками государственного регулирования. Нормативное регулирование транспортной сферы осуществлялось правительственными учреждениями (Берг- коллегия, Сибирский обер-бергамт и его правопреемники). Частные предприниматели участвовали в создании транспортной инфраструктуры, но под контролем государства. Поэтому основное внимание мы уделяем времени господства казенных заводов.
Территориальные рамки исследования определены регионами Урала и европейской части России. Границы региона определяются не только географическими, природными факторами, но и экономическими, социальными, политическими реалиями. Существует региональное ядро, а периферия постоянно изменяется под влиянием множества обстоятельств. Горнозаводской Урал — совокупность территорий, на которой создавался и действовал горнозаводской комплекс, или система взаимосвязанных рудников, заводов, лесов, объединяющих их транспортной сети и места жительства обслуживающего персонала. Главным связующим звеном регионов является единая транспортная система, обеспечивающая эффективные коммуникации. Россия — страна речная, в условиях сложного рельефа востребованность речных путей оказывается особенно очевидной. Они стали главным объединяющим элементом Урала и европейской части России. Для решения задачи доставки крупных объемов продукции уральских казенных заводов было необходимо совершенствование транспортных коммуникаций в Обь-Иртышском, Волго-Камском, Вышневолоцком, Окско- Московском бассейнах. Для уральской промышленности это означало выход на всероссийский рынок и рынок Европы. Совершенствование речных транспортных коммуникаций было важно для экономического развития Уральского региона. Поэтому территориальные рамки исследования определены маршрутом каравана, протекающим по бассейнам Чусовой, Камы, Волги, Мсты, Тверцы, Невы, Оки.
Степень разработанности темы. Тема исследования предполагает привлечение обширной историографии, которая, помимо обобщающих трудов по истории уральской промышленности XVIII в., должна отражать состояние речной транспортной инфраструктуры и коммуникаций на всем пути следования каравана, охарактеризовать судоходство, прохождение речных каналов, особенности найма и положения работников на судах. В связи с этим мы разделили интересующую нас литературу на 4 группы.
К первой относятся работы, дающие общие представления о состоянии уральских казенных заводов в первой половине XVIII в. и условиях транспортировки продукции в европейскую часть России.
Первые попытки научного изучения темы транспортировки уральского металла на внутренние и внешние рынки сбыта были сделаны советскими историками в конце 20-х и в 30—40-х гг. XX в., но они главным образом были посвящены Волжскому бассейну и создавали общий фон исследования транспортной проблемы в европейской части России.
Положения, выносимые на защиту
- К середине XVIII в. силами семи пристаней на Чусовой и Каме удалось наладить отправку сотен тысяч пудов продукции казенных заводов. Ресурсы, полученные от продажи металла за рубеж, окупали не только существование инфраструктуры и оплату труда работников, но включали Россию в мировой товарно-денежный обмен, делали полноправным участником европейской политики.
- На формирование пристанской транспортной инфраструктуры значительное влияние оказывали природно-географические факторы, проявляющиеся в пригодности территорий для строительства судов, хранения, дальнейшей погрузки и отправки припасов, возможности прокладки дорожной сети. Недостаток мест, пригодных для строительства пристаней и пильных мельниц, неизбежно провоцировал конкуренцию горной администрации и частных заводовладельцев. Увеличение количества заводов, недостатки в местоположении уже существующих пристаней сделали поиск территорий, пригодных для строительства и загрузки судов, устройства амбаров, одной из важнейших проблем горных руководителей.
- Необходимость формирования, поддержки работоспособности и развития системы транспортных коммуникаций, превращающих Средний Урал, Екатеринбург в крупный логистический узел национального масштаба, объяснялись потребностями страны в тысячах пудов железа различных сортов, оружия, мрамора — ресурсах стратегического назначения, которые должны находиться своевременно на своих местах. Любые промедления с доставкой продукции уральских заводов понижали обороноспособность и темпы экономического развития страны.
- Ежегодное увеличение количества построенных судов, снабжение необходимыми снастями, расчистка и прокладка дорог требовали постоянного внимания горной администрации и пристанских управителей. Поддержание транспортной инфраструктуры в работоспособном состоянии не носило сезонный характер и требовало бдительного контроля в течение всего года. Доставка заводской продукции на пристани осуществлялась главным образом приписными крестьянами с оплатой в зачет подушного оклада, использования частных подрядчиков имело незначительную долю.
- Формирование системы отправки казенных караванов прошло путь развития от отправки малых караванов в составе не более четырех судов до сложной организации в составе 30—40 судов под управлением нескольких горных чиновников и армейских офицеров. В период 1721—1731 гг. предпринималась попытка решить проблему отправки силами частных предпринимателей, но в дальнейшем караваны отправлялись силами горнозаводской администрации.
- Говоря о системе речной доставки в целом, следует признать, что главными проблемами организации доставки грузов были не технико-технологические, а социально-правовые и природно-географические факторы. Главными причинами срывов отправки караванов были маловодие и недостаточно проведенные административно-подготовительные работы горных чиновников. Проблемы, возникающие во время движения каравана, были связаны с тяжелыми погодными условиями, паспортным регулированием, дефицитом рабочей силы, зимовкой в непригодных местах, вызванной опрометчивыми решениями караванного управителя, вследствие чего суда оказывались в плену льда у безлюдных берегов.
- Главной фигурой в казенном караване был караванный управитель, ведущий в ходе всего плавания путевой журнал, являющийся базовым источником для изучения пути движения казенных караванов. Срок движения каравана от года до двух лет, огромный объем работы привели к появлению помощников, чья деятельность способствовала успешному движению до Москвы и Петербурга.
- Казенный караван состоял из судов, идущих в Санкт-Петербург, Москву, и однолетних судов, перевозивших особые грузы. Коломенки, плывущие в столицы, составляли главный караван, суда разделялись в Нижнем Новгороде. Направляющиеся в Москву достигали цели за одну навигацию, идущие в Петербург зимовали в Твери. Однолетние суда после выхода в Волгу обгоняли основной караван и достигали Петербурга до наступления заморозков.
- Значительное влияние на успешность плавания каравана оказывали как погодные условия, так и взаимодействие с региональными властями, центральными органами государственной власти. Главной проблемой, замедляющей скорость движения каравана, была сложность найма работников на суда. Ограничения, наложенные паспортной системой, порождали дефицит рабочей силы, вынуждая караваны тратить недели на пополнение команды.
- Доставка продукции осуществлялась на специализированных судах- коломенках. Необходимость двигаться как по, так и против течения, быть достаточно маневренными для прохождения извилистых участков рек, способность поднимать свыше 6 тыс. пудов груза и при этом проходить мелководные участки пути, достаточная прочность, чтобы перенести зимовку и весной, при минимальной подготовке, проследовать через Вышневолоцкие каналы до Петербурга, привела к наличию целого ряда особенностей конструкции и технических решений, применяемых во время навигации.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по социально-экономической истории уральского региона XVIII века; будут полезны в качестве материала для написания обобщающих трудов, рассматривающих эволюцию региональной и национальной транспортной речной сети в динамике длительных исторических циклов. Учитывая важность транспортных коммуникаций в общем развитии российской экономики, укреплении системы государственности, стимулировании регионального развития, управляемости территорий, эмпирический материал, накопленный и проинтерпретированный в диссертационном исследовании, может стать значимым компонентом при создании общих трудов по указанным направлениям, одним из верифицирующих комплексов для профильных социологических и историко-экономических теорий. На основе результатов данной работы возможно написание и обновление общих и специальных курсов по истории России и Уральского региона для высшей школы. Информация, аккумулированная в диссертации, пригодна для разработки регионального компонента по истории в программе школьного обучения, в организации тематических музейных выставок, историко-познавательных туристических маршрутов, при планировании создания исторических парков, историко-культурной реновации территорий и т.п.
Степень достоверности исследования. Достоверность выводов исследования основывается на использовании основных принципов исторической науки (историзма, объективности и всесторонности) и применении общенаучных и специальных исторических методов исследования. Они позволили комплексно исследовать развитие речных транспортных коммуникаций казенных заводов Урала. Положения, выносимые на защиту, обоснованы материалами широкого круга архивных источников, позволяющих интерпретировать известные и новые факты, обосновывать выводы через сопоставления сведений из различных документов. В исследовании учтено дореволюционное, советское и современное историографическое наследие.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на четырех конференциях международного (Москва, 2017), всероссийского (Екатеринбург, 2018, 2020), межрегионального (Симферополь, 2016) уровней. Основные результаты исследования изложены в восьми научных публикациях автора общим объемом 4,4 п.л., в том числе в трех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях центра социальной истории ИИиА УрО РАН.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Решение проблем развития транспортных коммуникаций возможно лишь при тщательном изучении процесса модернизации транспортной системы как в целом по стране, так и в наиболее крупных ее регионах. Значимость региональных исследований представляется необходимой в силу наличия в регионах России специфических особенностей, обусловленных историческими, экономическими, природными факторами.
Транспортные коммуникации имеют системообразующее значение при переходе к рыночной экономике, выступая в качестве мощного модернизирующего фактора по отношению ко всем отраслям. С помощью развитых транспортных коммуникаций осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между регионами внутри страны, а также укрепляются экономические, политические и культурные связи с другими государствами.
Структурообразующая роль транспортной связи в системе управления становится наиболее очевидной с наступлением эпохи технических революций, в так называемый индустриальный период развития человечества. Но эта роль была не менее значимой в ту пору, когда все технические усовершенствования сводились к возможностям парусно-гребного водного и гужевого сухопутного передвижения. Уязвимость транспортных коммуникаций со стороны множества внешних факторов делала хрупкой и неповоротливой любую административную систему, распространявшую свою власть на сколько-нибудь обширную территорию и вынужденную опираться на относительно малочисленное и неравномерно распределенное население.
Открытие земель — лишь первый этап любой колонизации, который влечет за собой второй этап: рутину административно-хозяйственного освоения, обеспечивающего закрепление за метрополией новооткрытых территорий. На этом этапе взаимоотношения колонизируемых областей с центром, наличие устойчивой, надежной и относительно безопасной транспортной сети, становилось, наряду с военным присутствием и хозяйственными успехами, залогом эффективного управления. Это утверждение вполне справедливо для отражения процессов имперского административного управления на протяжение всего XVIII века.
Объектом исследования являются транспортные коммуникации казенных заводов Урала, под которыми подразумевается ежегодная отправка продукции в европейскую часть России при помощи совокупности речных судов и всей прибрежной транспортной инфраструктуры на всем пути следования каравана.
Проблема транспортных коммуникация содержит в себе колоссальный набор тем для изучения. Мы же берем лишь один фрагмент, связанный с доставкой продукции уральских казенных заводов в речных караванах, отправляемых от пристаней на реке Чусовой и следующих до Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметом исследования выступает организация транспортных коммуникаций при помощи управления судами в пути и подготовки казенных караванов, включающей в себя доставку продукции уральских заводов на пристани, строительство судов и поиск рабочей силы.
Целью исследования является реконструкция системы организации транспортных коммуникаций казенных заводов Урала в контексте доставки продукции в европейскую часть России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать транспортную инфраструктуру казенных заводов, включающую пристани, пильные мельницы, плотбища и связывающую их дорожную сеть;
2) Отразить процесс строительства и подготовки судов к плаванию на казенных пристанях и плотбищах;
3) Выявить особенности материально-технического обеспечения судов, состава, количества и способов применения инструментов и снастей;
4) Изучить административные меры по подготовке, отправке и управлению судами на всем пути следования;
5) Проанализировать систему доставки продукции казенных заводов на пристани;
6) Исследовать механизмы найма кадров для комплектования команд судов;
7) Охарактеризовать состояние речных путей, связывающих Урал с европейской частью России.
Транспортные коммуникации Урала с европейской частью России формируются задолго до появления первых заводов, но только с образованием крупной промышленности возникает стратегическая мотивация к развитию системы речного сообщения. В связи с чем хронологические рамки исследования охватывают период от строительства первых крупных заводов в 20¬е годы XVIII в., когда горнозаводская администрация практически перестала подчиняться губернской, до продажи всех (за исключением Екатеринбургского и Каменского) заводов в частные руки к 1760 году и последующих изменений в функциях горнозаводских властей в 50-е годы XVIII века.
Первые уральские заводы были казенными. Постепенно часть из них была передана частным владельцам, но они находились под сильным государственным влиянием. Главные меры по развитию транспортных коммуникаций предпринимали горные начальники В.Н. Татищев и В.И. Геннин, которые были сторонниками государственного регулирования. Нормативное регулирование транспортной сферы осуществлялось правительственными учреждениями (Берг- коллегия, Сибирский обер-бергамт и его правопреемники). Частные предприниматели участвовали в создании транспортной инфраструктуры, но под контролем государства. Поэтому основное внимание мы уделяем времени господства казенных заводов.
Территориальные рамки исследования определены регионами Урала и европейской части России. Границы региона определяются не только географическими, природными факторами, но и экономическими, социальными, политическими реалиями. Существует региональное ядро, а периферия постоянно изменяется под влиянием множества обстоятельств. Горнозаводской Урал — совокупность территорий, на которой создавался и действовал горнозаводской комплекс, или система взаимосвязанных рудников, заводов, лесов, объединяющих их транспортной сети и места жительства обслуживающего персонала. Главным связующим звеном регионов является единая транспортная система, обеспечивающая эффективные коммуникации. Россия — страна речная, в условиях сложного рельефа востребованность речных путей оказывается особенно очевидной. Они стали главным объединяющим элементом Урала и европейской части России. Для решения задачи доставки крупных объемов продукции уральских казенных заводов было необходимо совершенствование транспортных коммуникаций в Обь-Иртышском, Волго-Камском, Вышневолоцком, Окско- Московском бассейнах. Для уральской промышленности это означало выход на всероссийский рынок и рынок Европы. Совершенствование речных транспортных коммуникаций было важно для экономического развития Уральского региона. Поэтому территориальные рамки исследования определены маршрутом каравана, протекающим по бассейнам Чусовой, Камы, Волги, Мсты, Тверцы, Невы, Оки.
Степень разработанности темы. Тема исследования предполагает привлечение обширной историографии, которая, помимо обобщающих трудов по истории уральской промышленности XVIII в., должна отражать состояние речной транспортной инфраструктуры и коммуникаций на всем пути следования каравана, охарактеризовать судоходство, прохождение речных каналов, особенности найма и положения работников на судах. В связи с этим мы разделили интересующую нас литературу на 4 группы.
К первой относятся работы, дающие общие представления о состоянии уральских казенных заводов в первой половине XVIII в. и условиях транспортировки продукции в европейскую часть России.
Первые попытки научного изучения темы транспортировки уральского металла на внутренние и внешние рынки сбыта были сделаны советскими историками в конце 20-х и в 30—40-х гг. XX в., но они главным образом были посвящены Волжскому бассейну и создавали общий фон исследования транспортной проблемы в европейской части России.
Положения, выносимые на защиту
- К середине XVIII в. силами семи пристаней на Чусовой и Каме удалось наладить отправку сотен тысяч пудов продукции казенных заводов. Ресурсы, полученные от продажи металла за рубеж, окупали не только существование инфраструктуры и оплату труда работников, но включали Россию в мировой товарно-денежный обмен, делали полноправным участником европейской политики.
- На формирование пристанской транспортной инфраструктуры значительное влияние оказывали природно-географические факторы, проявляющиеся в пригодности территорий для строительства судов, хранения, дальнейшей погрузки и отправки припасов, возможности прокладки дорожной сети. Недостаток мест, пригодных для строительства пристаней и пильных мельниц, неизбежно провоцировал конкуренцию горной администрации и частных заводовладельцев. Увеличение количества заводов, недостатки в местоположении уже существующих пристаней сделали поиск территорий, пригодных для строительства и загрузки судов, устройства амбаров, одной из важнейших проблем горных руководителей.
- Необходимость формирования, поддержки работоспособности и развития системы транспортных коммуникаций, превращающих Средний Урал, Екатеринбург в крупный логистический узел национального масштаба, объяснялись потребностями страны в тысячах пудов железа различных сортов, оружия, мрамора — ресурсах стратегического назначения, которые должны находиться своевременно на своих местах. Любые промедления с доставкой продукции уральских заводов понижали обороноспособность и темпы экономического развития страны.
- Ежегодное увеличение количества построенных судов, снабжение необходимыми снастями, расчистка и прокладка дорог требовали постоянного внимания горной администрации и пристанских управителей. Поддержание транспортной инфраструктуры в работоспособном состоянии не носило сезонный характер и требовало бдительного контроля в течение всего года. Доставка заводской продукции на пристани осуществлялась главным образом приписными крестьянами с оплатой в зачет подушного оклада, использования частных подрядчиков имело незначительную долю.
- Формирование системы отправки казенных караванов прошло путь развития от отправки малых караванов в составе не более четырех судов до сложной организации в составе 30—40 судов под управлением нескольких горных чиновников и армейских офицеров. В период 1721—1731 гг. предпринималась попытка решить проблему отправки силами частных предпринимателей, но в дальнейшем караваны отправлялись силами горнозаводской администрации.
- Говоря о системе речной доставки в целом, следует признать, что главными проблемами организации доставки грузов были не технико-технологические, а социально-правовые и природно-географические факторы. Главными причинами срывов отправки караванов были маловодие и недостаточно проведенные административно-подготовительные работы горных чиновников. Проблемы, возникающие во время движения каравана, были связаны с тяжелыми погодными условиями, паспортным регулированием, дефицитом рабочей силы, зимовкой в непригодных местах, вызванной опрометчивыми решениями караванного управителя, вследствие чего суда оказывались в плену льда у безлюдных берегов.
- Главной фигурой в казенном караване был караванный управитель, ведущий в ходе всего плавания путевой журнал, являющийся базовым источником для изучения пути движения казенных караванов. Срок движения каравана от года до двух лет, огромный объем работы привели к появлению помощников, чья деятельность способствовала успешному движению до Москвы и Петербурга.
- Казенный караван состоял из судов, идущих в Санкт-Петербург, Москву, и однолетних судов, перевозивших особые грузы. Коломенки, плывущие в столицы, составляли главный караван, суда разделялись в Нижнем Новгороде. Направляющиеся в Москву достигали цели за одну навигацию, идущие в Петербург зимовали в Твери. Однолетние суда после выхода в Волгу обгоняли основной караван и достигали Петербурга до наступления заморозков.
- Значительное влияние на успешность плавания каравана оказывали как погодные условия, так и взаимодействие с региональными властями, центральными органами государственной власти. Главной проблемой, замедляющей скорость движения каравана, была сложность найма работников на суда. Ограничения, наложенные паспортной системой, порождали дефицит рабочей силы, вынуждая караваны тратить недели на пополнение команды.
- Доставка продукции осуществлялась на специализированных судах- коломенках. Необходимость двигаться как по, так и против течения, быть достаточно маневренными для прохождения извилистых участков рек, способность поднимать свыше 6 тыс. пудов груза и при этом проходить мелководные участки пути, достаточная прочность, чтобы перенести зимовку и весной, при минимальной подготовке, проследовать через Вышневолоцкие каналы до Петербурга, привела к наличию целого ряда особенностей конструкции и технических решений, применяемых во время навигации.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по социально-экономической истории уральского региона XVIII века; будут полезны в качестве материала для написания обобщающих трудов, рассматривающих эволюцию региональной и национальной транспортной речной сети в динамике длительных исторических циклов. Учитывая важность транспортных коммуникаций в общем развитии российской экономики, укреплении системы государственности, стимулировании регионального развития, управляемости территорий, эмпирический материал, накопленный и проинтерпретированный в диссертационном исследовании, может стать значимым компонентом при создании общих трудов по указанным направлениям, одним из верифицирующих комплексов для профильных социологических и историко-экономических теорий. На основе результатов данной работы возможно написание и обновление общих и специальных курсов по истории России и Уральского региона для высшей школы. Информация, аккумулированная в диссертации, пригодна для разработки регионального компонента по истории в программе школьного обучения, в организации тематических музейных выставок, историко-познавательных туристических маршрутов, при планировании создания исторических парков, историко-культурной реновации территорий и т.п.
Степень достоверности исследования. Достоверность выводов исследования основывается на использовании основных принципов исторической науки (историзма, объективности и всесторонности) и применении общенаучных и специальных исторических методов исследования. Они позволили комплексно исследовать развитие речных транспортных коммуникаций казенных заводов Урала. Положения, выносимые на защиту, обоснованы материалами широкого круга архивных источников, позволяющих интерпретировать известные и новые факты, обосновывать выводы через сопоставления сведений из различных документов. В исследовании учтено дореволюционное, советское и современное историографическое наследие.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на четырех конференциях международного (Москва, 2017), всероссийского (Екатеринбург, 2018, 2020), межрегионального (Симферополь, 2016) уровней. Основные результаты исследования изложены в восьми научных публикациях автора общим объемом 4,4 п.л., в том числе в трех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях центра социальной истории ИИиА УрО РАН.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что главными составляющими, обеспечивающими транспортные коммуникации Урала и европейской части России, являются сухопутные и речные пути сообщения. При этом реализовать перевозки больших объемов грузов в рассматриваемый период возможно только в рамках речной сети. Для формирования системы речных транспортных коммуникаций были построены пристани, плотбища и пильные мельницы.
В результате проведенного анализа удалось выделить этапы формирования системы отправки караванов в первой половине XVIII в.:
— оправка «малых караванов» силами губернской администрации в 1702— 1720 гг;
— использование подряда. Попытка решить проблемы, связанные с доставкой силами частных предпринимателей в 1721—1731 гг;
— отправка караванов силами казны. Окончательный переход на отправку караванов силами горнозаводской администрации, назначаемых Сибирским обер- бергамтом караванных управителей.
Всю совокупность работ по доставке продукции уральских заводов до российских столиц и иных мест целесообразно разделить на два этапа. Первый — подготовительный — включает работы, к которым следует отнести поддержание в работоспособном состоянии транспортной инфраструктуры заводов, организацию доставки продукции на пристани, строительство судов, их загрузку на пристани и иные меры, предпринимаемые Берг-коллегией и Сибирским обер-бергамтом до отплытия каравана от чусовских пристаней. Второй этап — судоходный — характеризуется организацией управления караваном в период плавания по рекам: остановки для перегрузки и зимовки, найм работников по пути следования, руководство командой судов, все действия, необходимые для охраны судов в пути.
Для организации отправки каравана на пристань назначался обер-офицер Сибирского обер-бергамта. В его задачи входили: проверка качества коломенок, замер уровня воды, организация найма людей в караван. Затем ему надлежало последовать с караваном до Васильева луга и вернуться в Екатеринбург. Ошибки в подготовительных работах были основными причинами неудач отправки караванов 1729 и 1743 гг. Позднее прибытие офицера на пристань значилось в числе главных «оплошек» Сибирского обер-бергамта.
Проходя огромный путь через всю страну, караваны служили связующей нитью, объединяющей Уральский регион с центральной Россией. Чиновники в Петербурге получали реальное представление о масштабах мануфактурного производства на далеком Урале с центром в Екатеринбурге, только увидев огромные коломенки, загруженные тысячами пудов листового железа, в течении месяцев ожидающих разгрузки в Неве. Центр-периферийное взаимодействие между Уралом и Петербургом, Россией и Европой, стимулировало трансформацию Урала в экономический центр общенационального и международного масштаба.
В работе сконцентрировано внимание на элементах заводской и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих подготовку и отправку караванов, организации доставки продукции до пристаней силами крестьян, состоянии и постройки дорог, обеспечивающих этот трудоемкий процесс.
Особое внимание уделено коломенкам и иным судам, совокупность которых и является караваном. Для их постройки требовалась организация плотбищ и пильных мельниц, поиск мастеров, способных в сжатые сроки построить универсальное судно, готовое перевозить огромные объемы грузов, иметь пространство для жизни команды, выдержать двухгодичную навигацию, зимовку, быть достаточно маневренным для движения по течению и крепким для плавания «завозом». Совокупность пристанского хозяйства представлена в его формировании и развитии, для чего установлены даты и обстоятельства постройки каждой из казенных пристаней, учтены все пристанские управители и их биографии, обстоятельства назначения на должность.
При этом отдельного исследования потребовало изучение социального взаимодействия между всеми участниками подготовки каравана. Были рассмотрены не только вопросы административного управления, но и уловки крестьян при передаче железа, быт населения на пристанях, вопросы поддержания общественного порядка, условия жизни в этих удаленных от крупных административных и торговых центров поселениях.
Установлено, что подготовка каравана длилась в течение всего года, для судов была необходима заготовка леса, распиловка на пильных мельницах, дальнейшее строительство. Крестьян требовалось распределить к вывозке продукции с заводов. Коломенки нуждались в оснащении снастями, требовалось организовать закупку и доставку канатов, конопатки и смолы. Для эффективного управления следовало назначить способного караванного управителя, достаточно надежного, чтобы доверить ему результат годовой работы всех казенных заводов, найти надежных сплавщиков, здоровых бурлаков. Для охраны груза и обеспечения безопасности во время плавания назначалась военная команда, которая была главной опорой в управлении судами караванным управителем, фактически солдат на каждой из коломенок был наблюдателем и проводником воли руководителя каравана.
Доказано, что для транспортировки значительных объемов продукции уральских заводов требовалась слаженная система, включающая транспортную инфраструктуру и административный аппарат. Если инфраструктура обеспечивала доставку продукции до пристаней, строительство речных судов и хранение припасов, то непосредственное управление движением коломенок по речным системам России ложилось на плечи караванных управителей. Караван был в пути от года до двух лет, такой объем работы был непосилен для одного человека, поэтому вокруг караванного управителя формировалась сеть помощников, чья деятельность способствовала успешной доставке продукции до российских столиц.
Таким образом, был сделан вывод о том, что главным фактором, влияющим на успех каравана, следует признать социально- правовой. В случае неумения или нежелания караванного управителя наладить эффективное взаимодействие со своими помощниками, солдатами, целовальниками, водоливами и бурлаками караван становился неуправляемым, начинались драки и грабежи местного населения, разбирательства, и как следствие — срыв всех сроков поставки. Еще более ценным было умение взаимодействовать с местными администрациями на пути следования, что позволяло быстро нанимать работников с «печатными паспортами», закупать провиант, быстро проходить каналы. Лишь немногие из горных офицеров, отправленных в караван, обладали нужными качествами, что отражают многочисленные конфликты с местными руководителями, зимовки в «пустых местах» и сопутствующие этому регулярные проступки солдат, разлад внутри команды, доходящий до разбирательств в Тайной канцелярии.
С точки зрения административно-правовых ограничений главными являются запрет нанимать работников без «печатных паспортов», породивший дефицит в рабочей силе, еще более усугубившийся жесткой регламентацией в расходах на найм бурлаков, что лишало горных офицеров реальной возможности конкурировать с приказчиками частных заводовладельцев, получающих лучших людей с минимальной переплатой.
Природный фактор безусловно также влиял на успешность плавания. В рассматриваемый период маловодие Чусовой дважды становилось причиной срыва отправки каравана, тяжелые погодные условия во время плавания приводили к повреждениям судов. Сложные условия местности при преодолении Боровицких порогов регулярно становились причиной затопления судов и долгой перегрузки припасов, ведущей к несходству в итоговых ведомостях при передаче железа в Петербурге.
Однако при умелых действиях команды и грамотных решениях караванного управителя ущерб удавалось сводить к минимуму, в то время как самовольное оставление каравана без управления даже во время зимовки могло привести к пожару, уничтожившему казну.
Горная администрация пыталась повысить эффективность управления, постоянно пополняя пунктами инструкции караванных управителей, используя опыт предыдущих отправлений, отраженный в путевых журналах. Если учесть примерные погодные условия и особенности местности было возможно, то предсказать все конфликты, возникающие за два года навигации, никогда не удавалось. В бурлаки могли наняться разбойники и своими действиями на недели остановить суда для разбирательств, те же бурлаки, получив деньги, могли устроить драку в кабаке, разнимать которую приходилось всей воинской командой каравана, наконец, сам караванный управитель мог совершить самоубийство по неизвестной причине или попасть под следствие по ложному обвинению.
Экономически казенные караваны приносили огромную прибыль. Во время отправления с чусовских пристаней караванным управителям выдавали от 6 до 12 тыс. руб., в дальнейшем в караван, во время зимовки в Твери, в случае нехватки денег, выделяли еще до 5 тыс. руб. Если учесть расходы на доставку продукции до пристаней, постройку судов, поддержание всей речной пристанской транспортной инфраструктуры в рабочем состоянии, то, в худшем случае, расходы на поставку продукции казенных заводов не превышали 20 тыс. руб. При этом от продажи казенного железа только в Англию правительство Анны Ивановны получало не менее 60 тыс. руб. чистой прибыли ежегодно.
Следует учесть, что расходы на управление караванами были минимальны. Горные и военные офицеры, будучи караванными управителями, получали свое обычное ежегодное жалование. Даже Иван Бухвалов, трижды будучи руководителем каравана, был вынужден фактически выпрашивать себе поощрение в 20 руб. Не принимая во внимание вероятные мошенничества, которые могли осуществлять управители, имея на руках огромную денежную казну, единственным стимулом для горного офицера участвовать в караване была возможность посетить свои имения, уладить личные дела, будучи в Москве и Петербурге.
Экономические и политические преимущества, получаемые от продажи, доставленного в уральских караванах железа, после победы в Северной войне стали главной причиной существования и совершенствования водной транспортной инфраструктуры в уральском регионе.
К первой половине XVIII в. горнозаводской Урал с центром в Екатеринбурге трансформировался в мощный транспортный узел национального масштаба, который ежегодно концентрировал к весеннему сплаву на чусовских пристанях продукцию всех казенных заводов. Караваны, транспортируя огромные объемы грузов для обеспечения внутреннего потребления и продажи за границу, послужили одним из главнейших механизмов для интеграции Урала и Сибири в транспортную систему России. Продажа железа, доставленного в караване, английским купцам обеспечивала включение России в мировой товарно-денежный обмен и систему миров-экономик.
Рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы. Учитывая важность транспортных коммуникаций в общем развитии российской экономики, укреплении системы государственности, стимулировании регионального развития, управляемости территорий, эмпирический материал, накопленный и проинтерпретированный в диссертационном исследовании, в дальнейшем, может стать значимым компонентом при создании общих трудов по указанным направлениям, одним из верифицирующих комплексов для профильных социологических и историко-экономических теорий.
Результаты исследования в дальнейшем могут быть дополнены новыми источниками, выявленными в государственных архивах и использованы в работах по социально-экономической истории уральского региона XVIII века. Выводы, полученные в исследовании, могут быть полезны в качестве материала для написания обобщающих трудов, рассматривающих эволюцию региональной и национальной транспортной речной сети в динамике длительных исторических циклов.
В результате проведенного анализа удалось выделить этапы формирования системы отправки караванов в первой половине XVIII в.:
— оправка «малых караванов» силами губернской администрации в 1702— 1720 гг;
— использование подряда. Попытка решить проблемы, связанные с доставкой силами частных предпринимателей в 1721—1731 гг;
— отправка караванов силами казны. Окончательный переход на отправку караванов силами горнозаводской администрации, назначаемых Сибирским обер- бергамтом караванных управителей.
Всю совокупность работ по доставке продукции уральских заводов до российских столиц и иных мест целесообразно разделить на два этапа. Первый — подготовительный — включает работы, к которым следует отнести поддержание в работоспособном состоянии транспортной инфраструктуры заводов, организацию доставки продукции на пристани, строительство судов, их загрузку на пристани и иные меры, предпринимаемые Берг-коллегией и Сибирским обер-бергамтом до отплытия каравана от чусовских пристаней. Второй этап — судоходный — характеризуется организацией управления караваном в период плавания по рекам: остановки для перегрузки и зимовки, найм работников по пути следования, руководство командой судов, все действия, необходимые для охраны судов в пути.
Для организации отправки каравана на пристань назначался обер-офицер Сибирского обер-бергамта. В его задачи входили: проверка качества коломенок, замер уровня воды, организация найма людей в караван. Затем ему надлежало последовать с караваном до Васильева луга и вернуться в Екатеринбург. Ошибки в подготовительных работах были основными причинами неудач отправки караванов 1729 и 1743 гг. Позднее прибытие офицера на пристань значилось в числе главных «оплошек» Сибирского обер-бергамта.
Проходя огромный путь через всю страну, караваны служили связующей нитью, объединяющей Уральский регион с центральной Россией. Чиновники в Петербурге получали реальное представление о масштабах мануфактурного производства на далеком Урале с центром в Екатеринбурге, только увидев огромные коломенки, загруженные тысячами пудов листового железа, в течении месяцев ожидающих разгрузки в Неве. Центр-периферийное взаимодействие между Уралом и Петербургом, Россией и Европой, стимулировало трансформацию Урала в экономический центр общенационального и международного масштаба.
В работе сконцентрировано внимание на элементах заводской и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих подготовку и отправку караванов, организации доставки продукции до пристаней силами крестьян, состоянии и постройки дорог, обеспечивающих этот трудоемкий процесс.
Особое внимание уделено коломенкам и иным судам, совокупность которых и является караваном. Для их постройки требовалась организация плотбищ и пильных мельниц, поиск мастеров, способных в сжатые сроки построить универсальное судно, готовое перевозить огромные объемы грузов, иметь пространство для жизни команды, выдержать двухгодичную навигацию, зимовку, быть достаточно маневренным для движения по течению и крепким для плавания «завозом». Совокупность пристанского хозяйства представлена в его формировании и развитии, для чего установлены даты и обстоятельства постройки каждой из казенных пристаней, учтены все пристанские управители и их биографии, обстоятельства назначения на должность.
При этом отдельного исследования потребовало изучение социального взаимодействия между всеми участниками подготовки каравана. Были рассмотрены не только вопросы административного управления, но и уловки крестьян при передаче железа, быт населения на пристанях, вопросы поддержания общественного порядка, условия жизни в этих удаленных от крупных административных и торговых центров поселениях.
Установлено, что подготовка каравана длилась в течение всего года, для судов была необходима заготовка леса, распиловка на пильных мельницах, дальнейшее строительство. Крестьян требовалось распределить к вывозке продукции с заводов. Коломенки нуждались в оснащении снастями, требовалось организовать закупку и доставку канатов, конопатки и смолы. Для эффективного управления следовало назначить способного караванного управителя, достаточно надежного, чтобы доверить ему результат годовой работы всех казенных заводов, найти надежных сплавщиков, здоровых бурлаков. Для охраны груза и обеспечения безопасности во время плавания назначалась военная команда, которая была главной опорой в управлении судами караванным управителем, фактически солдат на каждой из коломенок был наблюдателем и проводником воли руководителя каравана.
Доказано, что для транспортировки значительных объемов продукции уральских заводов требовалась слаженная система, включающая транспортную инфраструктуру и административный аппарат. Если инфраструктура обеспечивала доставку продукции до пристаней, строительство речных судов и хранение припасов, то непосредственное управление движением коломенок по речным системам России ложилось на плечи караванных управителей. Караван был в пути от года до двух лет, такой объем работы был непосилен для одного человека, поэтому вокруг караванного управителя формировалась сеть помощников, чья деятельность способствовала успешной доставке продукции до российских столиц.
Таким образом, был сделан вывод о том, что главным фактором, влияющим на успех каравана, следует признать социально- правовой. В случае неумения или нежелания караванного управителя наладить эффективное взаимодействие со своими помощниками, солдатами, целовальниками, водоливами и бурлаками караван становился неуправляемым, начинались драки и грабежи местного населения, разбирательства, и как следствие — срыв всех сроков поставки. Еще более ценным было умение взаимодействовать с местными администрациями на пути следования, что позволяло быстро нанимать работников с «печатными паспортами», закупать провиант, быстро проходить каналы. Лишь немногие из горных офицеров, отправленных в караван, обладали нужными качествами, что отражают многочисленные конфликты с местными руководителями, зимовки в «пустых местах» и сопутствующие этому регулярные проступки солдат, разлад внутри команды, доходящий до разбирательств в Тайной канцелярии.
С точки зрения административно-правовых ограничений главными являются запрет нанимать работников без «печатных паспортов», породивший дефицит в рабочей силе, еще более усугубившийся жесткой регламентацией в расходах на найм бурлаков, что лишало горных офицеров реальной возможности конкурировать с приказчиками частных заводовладельцев, получающих лучших людей с минимальной переплатой.
Природный фактор безусловно также влиял на успешность плавания. В рассматриваемый период маловодие Чусовой дважды становилось причиной срыва отправки каравана, тяжелые погодные условия во время плавания приводили к повреждениям судов. Сложные условия местности при преодолении Боровицких порогов регулярно становились причиной затопления судов и долгой перегрузки припасов, ведущей к несходству в итоговых ведомостях при передаче железа в Петербурге.
Однако при умелых действиях команды и грамотных решениях караванного управителя ущерб удавалось сводить к минимуму, в то время как самовольное оставление каравана без управления даже во время зимовки могло привести к пожару, уничтожившему казну.
Горная администрация пыталась повысить эффективность управления, постоянно пополняя пунктами инструкции караванных управителей, используя опыт предыдущих отправлений, отраженный в путевых журналах. Если учесть примерные погодные условия и особенности местности было возможно, то предсказать все конфликты, возникающие за два года навигации, никогда не удавалось. В бурлаки могли наняться разбойники и своими действиями на недели остановить суда для разбирательств, те же бурлаки, получив деньги, могли устроить драку в кабаке, разнимать которую приходилось всей воинской командой каравана, наконец, сам караванный управитель мог совершить самоубийство по неизвестной причине или попасть под следствие по ложному обвинению.
Экономически казенные караваны приносили огромную прибыль. Во время отправления с чусовских пристаней караванным управителям выдавали от 6 до 12 тыс. руб., в дальнейшем в караван, во время зимовки в Твери, в случае нехватки денег, выделяли еще до 5 тыс. руб. Если учесть расходы на доставку продукции до пристаней, постройку судов, поддержание всей речной пристанской транспортной инфраструктуры в рабочем состоянии, то, в худшем случае, расходы на поставку продукции казенных заводов не превышали 20 тыс. руб. При этом от продажи казенного железа только в Англию правительство Анны Ивановны получало не менее 60 тыс. руб. чистой прибыли ежегодно.
Следует учесть, что расходы на управление караванами были минимальны. Горные и военные офицеры, будучи караванными управителями, получали свое обычное ежегодное жалование. Даже Иван Бухвалов, трижды будучи руководителем каравана, был вынужден фактически выпрашивать себе поощрение в 20 руб. Не принимая во внимание вероятные мошенничества, которые могли осуществлять управители, имея на руках огромную денежную казну, единственным стимулом для горного офицера участвовать в караване была возможность посетить свои имения, уладить личные дела, будучи в Москве и Петербурге.
Экономические и политические преимущества, получаемые от продажи, доставленного в уральских караванах железа, после победы в Северной войне стали главной причиной существования и совершенствования водной транспортной инфраструктуры в уральском регионе.
К первой половине XVIII в. горнозаводской Урал с центром в Екатеринбурге трансформировался в мощный транспортный узел национального масштаба, который ежегодно концентрировал к весеннему сплаву на чусовских пристанях продукцию всех казенных заводов. Караваны, транспортируя огромные объемы грузов для обеспечения внутреннего потребления и продажи за границу, послужили одним из главнейших механизмов для интеграции Урала и Сибири в транспортную систему России. Продажа железа, доставленного в караване, английским купцам обеспечивала включение России в мировой товарно-денежный обмен и систему миров-экономик.
Рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы. Учитывая важность транспортных коммуникаций в общем развитии российской экономики, укреплении системы государственности, стимулировании регионального развития, управляемости территорий, эмпирический материал, накопленный и проинтерпретированный в диссертационном исследовании, в дальнейшем, может стать значимым компонентом при создании общих трудов по указанным направлениям, одним из верифицирующих комплексов для профильных социологических и историко-экономических теорий.
Результаты исследования в дальнейшем могут быть дополнены новыми источниками, выявленными в государственных архивах и использованы в работах по социально-экономической истории уральского региона XVIII века. Выводы, полученные в исследовании, могут быть полезны в качестве материала для написания обобщающих трудов, рассматривающих эволюцию региональной и национальной транспортной речной сети в динамике длительных исторических циклов.
Подобные работы
- Транспортные речные коммуникации металлургических казенных заводов Урала с европейской частью России в 20-50-е гг. XVIII в
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



