Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития эвристического мышления при обучении математике студентов нематематических специальностей

Работа №102450

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Научные положения, выносимые на защиту 7
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Актуальность проблемы и темы исследования
Высшее профессиональное образование как социально-государственный институт выполняет функции подготовки студентов к решению в будущем про­фессиональных задач в определенной области деятельности и ориентировано на творческое становление личности уже в студенческие годы. Это требует наличия у выпускников не только достаточно высокого уровня знаний, сформированно- сти необходимых умений, но и способности непрерывно их совершенствовать.
Одной из целевых установок современного образования является развитие творческой индивидуальности обучающегося, способности к оперативному и оригинальному решению нестандартных жизненных задач.
Длительное время отечественная общеобразовательная и профессиональная высшая школы находились на позициях гностического, так называемого «зна- ниевого» подхода, основной образовательной задачей которого было формирование у учащихся, студентов прочных систематизированных знаний. Приобретение опыта творческой деятельности, развитие креативности личности, как правило, не рассматривалось в качестве актуальной задачи. Основная цель обучения состояла в освоении готовых знаний, обобщенных результатов создан­ного предшествующим опытом человечества, что отодвигало на периферию образовательного процесса вопросы самой деятельности, освоения способов и средств ее осуществления. Настоящее время потребовало перехода от гностиче­ской к творческой доминанте; основная цель образования связывается с развитием личности и ее способности к активной деятельности, в том числе и к творческой профессиональной. Это не означает обесценивания знаний, однако из основной и подчас единственной цели обучения они превращаются в средст­во развития личности обучаемых, их творческих способностей, эвристического мышления.
Важнейшим фактором развития личности в процессе обучения является ов­ладение способами и средствами деятельности, а не только усвоение готовых знаний. К тому же в будущей жизни, в том числе в профессиональной деятель­ности, выпускник ВУЗа будет «предъявлять» не знания в чистом виде, а способность творчески применять их в конкретных практических ситуациях. В то же время сложившаяся образовательная практика ориентирует не на развитие творческой самостоятельности обучающихся, а на овладение теми или иными алгоритмами, часто без постановки вопросов о том, что делать в новой, нестан­дартной, тем более чрезвычайной ситуации. Для самостоятельного творческого овладения знаниями следует формировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности в инструмент челове­ческой деятельности во всех сферах жизни. Этим обусловлена необходимость развития способности к открытию нового в разных видах деятельности, прежде всего учебной, на основе формирования эвристического мышления обучающих­ся.
В отечественной психологии и педагогике изучением сущности эвристиче­ского мышления, его структуры, возрастной специфики формирования творческой деятельности учащихся занимались многие авторы. Подходы к раз- 3
витию продуктивного и творческого мышления исследовались А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым,
A. Н. Леонтьевым, А.М. Матюшкиным, Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном, О.К. Тихомировым. Сущность и функции проблемного обучения как эффектив­ного средства развития личности раскрыты в трудах В.И. Андреева,
B. И. Загвязинского, З.И. Калмыковой, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова,
М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского. Эти вопросы применительно к математическому образованию рассматривались в работах Д. Пойа, О.К. Тихомирова, А.М. Фридмана. Опыт эмоционально-оценочных отношений, ситуацию успеха исследовали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.С. Белкин. Теоре­тические основы эвристики исследованы Г.С. Альтшуллером,
Ю.Н. Кулюткиным, В.Н. Пушкиным и др. Эти авторы рассматривают эвристи­ческое мышление как психический процесс, обладающий высокой степенью новизны и оригинальности получаемого результата.
В настоящее время существует явное несоответствие между имеющимися результатами теоретических исследований и сложившейся образовательной практикой. Проведенный нами анализ позволяет сформулировать основные противоречия между:
• осознанием необходимости ориентации процесса обучения в ВУЗе на развитие способности обучаемых к самостоятельному познанию, к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью со­ответствующих педагогических условий;
• потребностью в использовании эвристических методов и приемов в познавательной деятельности студентов и наличным уровнем разви­тия у них эвристического мышления;
• возможностями развития эвристического мышления при обучении математике и недостаточным теоретическим обоснованием и методи­ческим обеспечением образовательного процесса.
На основе анализа противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании педагогических ус­ловий, способствующих развитию эвристического мышления у студентов на основе реализации потенциала учебного курса математики. Проблема опреде­лила выбор темы исследования «Педагогические условия развития эвристического мышления при обучении математике студентов нематематиче­ских специальностей»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены теоретические и практические результаты исследования, сформулированы основные выводы.
1. Актуальность проблемы развития эвристического мышления у студентов обусловлена изменившейся экономической и социокультурной ситуаци­ей, необходимостью освоения новой образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности обучаемых, ее креативного по­тенциала.
2. Уточнена педагогическая категория «эвристическое мышление», опреде­ляемая нами как интегративное свойство личности, характеризующееся гибкостью и оригинальностью процесса мышления, а также высокой сте­пенью новизны (объективной или субъективной) получаемого на его основе продукта.
3. Выявлены особенности математики как научной дисциплины и учебного предмета, способствующие развитию эвристического мышления у обу­чаемых.
4. Выделены сущностные признаки понятия «эвристическая задача», пред­ложена авторская классификация эвристических задач, в основание кото­рой положены исходные данные задачи; ее использование позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения.
5. Разработана педагогическая модель развития эвристического мышления у студентов нематематических специальностей в ходе обучения математи­ке, которая включает в себя два основных блока, описывающих применение педагогических средств и работу в условиях сотрудничества в педагогическом взаимодействии. Построенная модель определила про­ведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности развития эвристического мышления при выполнении обоснованных нами необхо­димых и достаточных педагогических условий.
6. Совокупность обоснованных нами и подтвержденных опытно-поисковым путем необходимых и достаточных условий развития эвристического мышления при обучении математике предполагает:
• развитие мотивации студентов на решение эвристических задач и ов­ладение эвристическими приемами;
• поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристиче­ских задач нарастающей сложности и трудности;
• создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превраще­нию обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности;
• развитие рефлексивной культуры у студентов путем соответствую­щей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
7. Выделены пять уровней развития эвристического мышления (рецептив­ный (начальный), репродуктивный (низкий), репродуктивно­продуктивный (средний), продуктивно-репродуктивный (достаточный), эвристический (высокий)). Теоретически обоснованы и эмпирически про­верены показатели и критерии поэтапного достижения студентами того или иного уровня, связанные с нарастанием умения решать эвристиче­ские задачи первого и второго типов, что обеспечивает преподавателю диагностический инструмент.
8. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила адекватность и эф­фективность построенной педагогической модели, что было проверено с помощью статистической обработки результатов срезов, а также содер­жательной интерпретацией итогов статистического анализа.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее реше­ние проблемы развития эвристического мышления у студентов. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может быть разработка дидактических материалов на основе дифференцированного обуче­ния, а также методик диагностики уровней развития эвристического мышления. Особым направлением научно-педагогических исследований может стать про­блема преемственности общего и высшего образования в развитии эвристического мышления обучаемых.


1. Фоминых М.М. Взгляд на эвристические методы обучения математике как средство личностного развития студентов// Качество классического универси­тетского образования: теория и практика: Тезисы всероссийской научно­практической конференции. - Екатеринбург, ноябрь 2004г. - С. 145-147.
2. Мазуров Вл. Д., Фоминых М.М. Информатика в преподавании математиче­ской экономики// Современные формы учебно-методического обеспечения образовательного процесса как важнейший элемент повышения качества обра­зования: Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, декабрь 2004г. - С. 87-89.
3. Фоминых М.М. Задачи эвристического развития личности// Проблемы образо­вания в условиях глобализации: Материалы 8-й Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Ч. V. - Екатеринбург, 2005г. - С. 77-79.
4. Фоминых М.М. Информационная культура личности педагога в современном обществе// Новые тенденции антропоцентризма в образовании. Научный ап­рель 2005 на СГФ: Материалы научных конференций. - Уфа: Издательство БГПУ, 2005. - С. 77-79.
5. Фоминых М.М. Педагогическая эвристика как методология современного обу­чения// Социализация личности в XXI веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию профессора В.Д. Семенова. - Екатеринбург, июнь 2005. - С. 257-259.
6. Фоминых М.М., Фоминых М.А. Эвристические задачи и развитие личности// Математика для инженеров и экономистов: Проблемы преподавания и приме­нения. Материалы III открытых научно-методических чтений. - Херсон, сентябрь 2005. - С. 90-91.
7. Фоминых М.М. Высшая математика в ВУЗе: формирование эвристического мышления// Проблемы и методика преподавания естественно-научных и мате­матических дисциплин студентам гуманитарных специальностей: Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, ноябрь 2005. - С. 148-153.
8. Фоминых М.М. Развитие эвристического мышления в математическом образо­вании// Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: Материалы Всероссийской научно-практической конферен­ции. 1-2 марта 2006 года. Часть 2. Опыт и перспективы развития воспитания в системе профессионального образования. - Тюмень, ТОГИРРО, 2006. - С. 74­77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ