ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования
и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационного исследования
Актуальность исследования. Высокая инновационная динамика и интеграция информационных технологий (ИТ) во все сферы жизни общества увеличили спрос на ИТ-специалистов и повлияли на повышение требований к их
подготовке в учреждениях профессионального образования. Нарастающая
сложность современных информационных процессов требует от ИТспециалистов быстрой адаптации к интенсивно развивающимся технологиям в
профессиональной деятельности, оперативного обновления знаний, систематического повышения квалификации, гибкого взаимодействия с работниками различных сфер.
Таким образом, сегодня успешный и востребованный ИТ-специалист
должен быть способным в изменяющихся условиях труда быстро и качественно
решать задачи профессиональной деятельности, то есть быть мобильным. Данное обстоятельство предопределило возникновение в педагогической теории и
практике проблемы формирования профессиональной мобильности будущих
ИТ-специалистов, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах.
Так, социально-педагогический аспект актуальности определяется нехваткой мобильных ИТ-специалистов, отвечающих современным требованиям
рынка труда. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года сделан акцент на тот факт, что система образования должна быть ориентирована на формирование профессиональной мобильности граждан, необходимой для их инновационной деятельности. В Стратегии развития
отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020
годы зафиксировано, что одним из факторов, ограничивающих развитие ИТ в
нашей стране, является недостаточный уровень подготовки специалистов этой
сферы. При этом отмечено, что успех профессиональной деятельности зависит
от наличия у специалиста готовности к непрерывному самообразованию, обеспечивающему возможность быстрой модернизации профессиональной деятельности в соответствии с изменяющимися условиями, средствами и технологиями
труда; способности к рациональному и конструктивному поведению в нестандартных ситуациях; обладания навыками эффективной коммуникации, позволяющими устанавливать и поддерживать позитивные контакты с руководством,
коллегами, заказчиками, пользователями, клиентами; ориентации в смежных с
информационными технологиями областях.
Таким образом, государство заинтересовано в формировании профессиональной мобильности ИТ-специалистов, поскольку это связано с решением задач, обеспечивающих информатизацию общества, импортозамещение в сфере
ИТ, увеличение рынка ИТ-продуктов и услуг в нашей стране.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен необходимостью поиска научно-педагогических подходов к организации процесса подготовки профессионально мобильных ИТ-специалистов.