Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


С. ДЖОНСОН И КОНСТРУИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVIII В

Работа №102386

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы25
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования обусловлена ситуацией кризиса британской национальной идентичности в последней трети XX - начале XXI в. Референдум по вопросу о независимости в Шотландии в сентябре 2014 г., как и референдум о выходе Британии из Европейского союза в июне 2016 г. демонстрируют противоречивость процесса складывания новой британской идентичности в условиях мультикультурного общества. По этой причине обращение к анализу категории «идентичность» приобретает небывалую значимость в осмыслении природы образования наций и способов их репрезентаций в сознании людей прошлого и настоящего. Исследование того, «как и когда люди идентифицируют себя, воспринимают других и мир» , позволяет связать макро- и микроуровни процесса складывания национальной идентичности. Процесс формирования британской нации в основном пришелся на XVIII столетие . Исследование «механизмов» конструирования британской национальной идентичности на этапе ее складывания невозможно без обращения к личности выдающегося литератора Сэмюэла Джонсона (1709-1784). Его биография и обширное интеллектуальное наследие являются неисчерпаемым источником в осмыслении истории Британии XVIII в. Недаром известный английский историк первой половины XX в. Дж. Тревельян назвал период 30-80-х гг. XVIII в. «эпохой Джонсона».
Объектом исследования является процесс формирования британской национальной идентичности на этапе складывания нации в 30-х - 80-х гг. XVIII в. Предметом исследования стал вклад одного из самых влиятельных английских писателей середины XVIII в. Сэмюэла Джонсона в процесс формирования британской национальной идентичности.
Хронологические рамки исследования определяются временем процветания Британии в Ганноверскую эпоху - 30-е - середина 80-х гг. XVIII столетия. Именно на этот период приходятся культурные процессы, способствовавшие складыванию базовых элементов британской национальной идентичности. К числу таких процессов следует отнести усиление роли «средних рангов», формирование публичной сферы и коммерциализацию литературной профессии. Более того, эти годы стали временем активной литературной деятельности С. Джонсона. Нижняя граница исследования определяется 30-ми гг. XVIII в. и обусловлена временем укрепления Ганноверской династии на английском престоле, с одной стороны, и началом литературной карьеры С. Джонсона, с другой. Верхняя - середина 80-х гг. XVIII в. - определяется кризисом Британской империи в связи с потерей тринадцати колоний в Северной Америке и кончиной лексикографа в 1784 г.
Степень изученности темы. Историография исследования включает три самодостаточных направления исторических исследований: изучение истории Британии XVIII в., исследование процессов формирования британской национальной идентичности или «британскости» (англ.Britishness) в XVIII столетии и джонсоноведение (англ.Johnsonian studies), или исследования, посвященные интерпретации наследия и жизненного пути С. Джонсона.
Первое направление представлено работами по истории Британии эпохи Просвещения. Проблемы общественно-политического развития Британии этой эпохи были исследованы в работах Дж. Блэка, К. Вильсон, Дж. Кларка, П. Лэнгфорда и др. Данная тематика нашла отражение в трудах отечественных исследователей М.П. Айзенштат, Т.Л. Лабутиной, С.Б. Семенова и др. Особое внимание при обращении к истории Британии XVIII столетия историками уделяется проблеме формирования публичной сферы в эпоху Просвещения (увеличению читательской аудитории, росту числа периодических изданий и усилению влияния «средних рангов»). Это работы Ю. Хабермаса, Т. Бланнинга, Р. Портера и др. Отдельную группу составляют исследования образа «другого», среди которых стоит отметить исследования П. Маршалла и Д. Портера. Кроме того, историками изучаются вопросы восприятия жителей континентальной Европы британскими путешественниками эпохи Просвещения в ходе гран-туров . Ярким примером подобного рода исследования является труд Дж. Блэка и др.
Процессы складывания британской национальной идентичности в XVIII столетии - второе направление исследований - остаются малоизученными в отечественной историографии. Обращают на себя внимание лишь единичные работы, где предприняты попытки проанализировать формирование национальной идеи в Британии XVIII столетия. К числу таких работ относятся труды В.Ю. Апрыщенко, М.В. Кирчанова, Е.А. Макаровой и С.Е. Федорова. Интерес к проблемам складывания британской нации в XVIII столетии в зарубежной историографии проявился в 80-е - 90-е гг. XX в. Одним из первых актуализировал проблематику национальной идентичности историк Дж. Покок, который в статье «Британская история: мольба о новом объекте» «обратил внимание на связь процессов развития национальной историографии и складывания национальной идентичности, призвав к формированию нового объекта британской истории». Последователями Дж. Покока стали британские исследователи Л. Коллей, К. Кидд, П. Маршалл, А. Мердок и М. Питток. Большинство исследователей подчеркивают важную роль «другого» в конструировании британской идентичности, а также значимость антикатолических настроений, присущих британскому обществу эпохи Просвещения.
Следующее историографическое направление - третье - составляют исследования, посвященные Сэмюэлу Джонсону и интерпретации его интеллектуального наследия. До сих пор в отечественной историографии творчество С. Джонсона не было предметом специального исторического исследования. Тем не менее, его жизненный путь и творчество получили освещение в работах литературоведов Л.А. Алябьевой, Е.П. Зыковой и Т.В. Щербаковой. В зарубежной историографии, в особенности англоязычной, работы о С. Джонсоне, напротив, многочисленны и разнообразны, что свидетельствуют о сложившейся самостоятельной традиции изучения личности и наследия литератора. Особое внимание этому вопросу уделено в третьем параграфе первой главы диссертации.
Таким образом, вопрос о значимости С. Джонсона и его интеллектуального наследия в складывании национальной идентичности в Британии XVIII столетия остается малоизученной темой. Ни в литературоведческих, ни в исторических исследованиях по вопросу формирования британской нации эта проблема еще не выдвигалась в качестве самостоятельного предмета исследования.
Целью исследования является реконструкция процесса формирования структуры британской национальной идентичности в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. на основе интеллектуального наследия С. Джонсона. Цель диссертационного исследования была реализована в процессе решения следующих задач:
1) определена структура британской национальной идентичности на этапе ее становления в 30-е - 80-е гг. XVIII в.;
2) проанализирована значимость образов «другого» в складывании национальной идентичности британцев XVIII столетия на основании работ Джонсона;
3) дана оценка представлениям литературного «диктатора» о кельтских «окраинах» Британии;
4) проанализировано отношение С. Джонсона к североамериканским колониям и вопросу их независимости;
5) определено значение «Словаря английского языка» 1755 г. в складывании британской национальной идентичности;
6) выявлена роль изданных С. Джонсоном сочинений Шекспира и «Жизнеописаний важнейших английских поэтов» в формировании культурной памяти нации;
7) определены характерные черты «чистокровного англичанина» на примере биографии и интеллектуального наследия С. Джонсона.
Источниковая база. В основу характеристики источниковой базы исследования положен видовой принцип классификации исторических источников.
В соответствии с ним источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп: дебаты английского парламента, периодика, публицистика, исторические сочинения, жизнеописания, мемуарная литература, травелоги, художественная литература, корреспонденция и частная переписка, справочные издания XVIII в.
Первую группу составляют дебаты английского парламента, представленные изданием «Парламентской истории Англии» У. Коббетта, охватывающие период с середины 30-х по середину 80-х гг. XVIII столетия . Парламентская история была восстановлена Коббеттом на основании «журналов обеих палат, материалов современников, а также впоследствии и прессы».
Периодика представлена очерками, эссе и статьями Джонсона, вышедшими на страницах журналов «Джентльменс мэгэзин», «Рэмблер» и «Айдлер». Кроме того, к данной группе относятся описания парламентских дебатов, освещаемые С. Джонсоном на страницах «Джентльменс мэгэзин» в 1741-1744 гг. Литератор воссоздавал их из заметок тех, кто имел право присутствовать на заседаниях британского парламента, используя недюжинные литературные таланты и фантазию. Помимо журнальных статей, принадлежащих перу Джонсона, к данной группе относятся статьи и рецензии, опубликованные другими авторами XVIII в. в полемике с литературным «диктатором» на страницах британской периодической печати. Следующую группу источников составляет публицистика. Памфлеты и многочисленная эссеистика литератора позволяют судить о его политических и философских взглядах, в то время как публицистические произведения современников лексикографа - Дж. Хэнуэя, Дж. Арбетнота, Дж. Пристли, Дж. Уизли и др. позволяют реконструировать интеллектуальный контекст эпохи.
Для анализа представлений Джонсона в рамках сложившейся в Британии традиции историописания эпохи Просвещения привлекались исторические труды его современников: Д. Юма, Г.С. Дж. Болингброка, Т. Смоллетта, О. Голдсмита и др.. Особый интерес представляют жизнеописания и биографии. Среди них стоит выделить вводную статью к восьмитомному собранию сочинений Шекспира, десятитомное издание «Жизнеописания важнейших английских поэтов», а также принадлежащие перу Джонсон биографии Р. Сэвиджа, Р. Блейка и др. Кроме того, были использованы жизнеописания самого С. Джонсона, написанные его современниками Дж. Босуэллом, Дж. Хокинсом и др.
Мемуарная литература включает дневники и автобиографии. Автобиография Джонсона - «Анналы: рассказ о жизни Сэмюэла Джонсона от его рождения до одиннадцати лет, написанный им самим» - позволяет наиболее полно реконструировать ранние годы жизни литератора. Остальные дневники, которые литератор вел с некоторыми перерывами с 1765 по 1784 г., были найдены среди рукописей в доме Джонсона на Гоф-сквер в Лондоне. Большая часть из них с 1940 г. хранится в фонде библиотеки Гарвардского университета. Современный адаптированный текст мемуаров и дневников Джонсона был издан в Йельском университете.
Следующая группа источников представлена корреспонденцией и частной перепиской. Первое научное издание корреспонденции С. Джонсона вышло в конце XIX в. под редакцией английского критика Г. Хилла . Позднее, уже в XX столетии, корреспонденция была дополнена литературоведом из Оксфордского университета Р. Чепменом, опубликовавшим письма Джонсона в трех томах. Новейшее пятитомное издание писем литератора опубликовал в 1992-1994 гг. американский исследователь Б. Рэдфорд.
Травелоги и путевые заметки британских путешественников Т. Пеннанта, Э. Трейл, М. Хэнуэй, Дж. Эндрюса и др. составляют отдельную группу источников. Особый интерес представляет работа С. Джонсона «Путешествие по западным островам Шотландии» и его дневники туров по Уэльсу и Франции . Кроме того, в исследовании большое внимание уделяется художественным произведениям Джонсона и его современников: О. Голдсмита, У. Бэкфорда и др.
Значимая для данного исследования группа источников - литература справочного характера XVIII в. - представлена словарями английского языка, составленными современниками и предшественниками Джонсона. Особое место здесь занимает «Словарь английского языка» 1 7 5 5 г. самого Джонсона, а также «План» словаря. Кроме того, к данной группе источников относится каталог книг, выставленных на продажу душеприказчиками после смерти лексикографа.
Методология и методы диссертационного исследования. Исследование носит междисциплинарный характер и выполнено на стыке таких дисциплин как история, литературоведение, социология, антропология и базируется на принципах историзма, научной объективности и системности.
Методологической основой исследования является конструктивистский подход в изучении процессов складывания национальных идентичностей, представленный исследованиями Б. Андерсона, Э. Хобсбаума и Э. Геллнера. Здесь нации рассматриваются как феномен эпохи модерна, а потому уделяется большое внимание формам конструирования идентичности посредством национального языка, истории, прессы и системы образования. При обращении к практике формирования символов и мифов национального прошлого Британии эпохи Просвещения также учитывалась концепция этносимволизма британского историка Э. Смита. Углубление феномена национальной идентичности через способы ее конструирования интеллектуалами отражено в работе американского социолога Р. Брубейкера «Этничность без групп» .
Особое внимание в диссертационном исследовании уделяется имагологии, поскольку «историческое содержание бинарных оппозиций “я - другой”, “мы -
они”, “свой - чужой”» неразрывно связано с процессами конструирования идентичности. Более того, исследование национальных идентичностей
невозможно без выявления стереотипных черт «другого», зачастую являющегося антиподом той или иной идентичности. Здесь основополагающими трудами являются сочинения Э. Саида и Л. Вульфа.
Важной составляющей методологии диссертационного исследования стала интеллектуальная история, позволяющая выйти «за рамки истории идей, теорий, концепций» и обратиться «к анализу конкретных средств и способов их формулирования в соответствующих текстах, и к судьбам их творцов, и к более широким социокультурным контекстам».
Научная новизна определяется предметом исследования. Впервые в зарубежной и отечественной историографии предпринята реконструкция механизмов складывания британской национальной идентичности XVIII столетия на основе биографии и интеллектуального наследия С. Джонсона и доказана ключевая роль литературного «диктатора» Англии в идейном оформлении национальной идентичности в Британии эпохи Просвещения. Впервые в отечественной историографии установлена связь лексикографической традиции с конструированием британской нации и национальной идентичности. «Словарь» Джонсона определяется как маркер формирования британской национальной идентичности. Впервые в отечественной историографии уделено внимание репрезентации образа «другого» в творчестве С. Джонсона: проанализированы образы жителей Шотландии, Ирландии, Уэльса, Франции и североамериканских колоний. Таким образом, диссертационное исследование направлено на анализ литературного наследия известного лексикографа в новом исследовательском ключе - в неразрывной связи с процессами складывания британской национальной идентичности в эпоху Просвещения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Складывание британской национальной идентичности пришлось на 30-е - середину 80-х гг. XVIII в. Данный период стал эпохой «просперити» в истории Британии и ряда социокультурных процессов, сделавших «изобретение» британской национальной идентичности возможным, а именно, формирование публичной сферы, «лексикографическая революция» и «революция чтения».
2. Ключевую роль в процессе конструирования британской национальной идентичности играли интеллектуалы, представители «республики писем». Ярким ее представителем был доктор Джонсон, чья роль в складывании британской национальной идентичности стала ключевой. Многогранное литературное наследие Джонсона не только отражало процессы формирования национальной идентичности, но также стало фундаментом для ее конструирования.
3. «Словарь английского языка» 1755 г. следует считать национальным проектом, отразившим чаяния британского общества XVIII в. Создание английского языка «нового образца» определялось стремлением противостоять французскому влиянию и определить «свою» национальную идентичность. Обращение С. Джонсона к истории английского языка, как и к истории английской литературы, способствовало созданию конструкта «общего прошлого» Британии.
4. Определяющее влияние на формирование британской национальной идентичности имел образ «другого». Ее складывание происходило посредством рефлексии образа «другого» - образа Востока и образа «католического врага». Если образ Востока способствовал формированию у жителей Британских островов европейской идентичности, то перед лицом европейской «католической угрозы» англичане, валлийцы, ирландцы и шотландцы осознавали себя британцами.
5. Кельтские «окраины» Британии оказались по существу исключены из процесса формирования британской национальной идентичности. Хотя споры о прошлом Британских островов в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. достигли масштабов «культурных войн», однако шотландские, валлийские и ирландские интеллектуалы не смогли противопоставить свой самостоятельный нарратив англоцентристскому дискурсу XVIII в., ярко представленному творческим наследием доктора Джонсона. Ядро британской национальной идентичности оказалось английским по своей сути.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения диссертационного исследования могут быть применены при чтении базовых дисциплин «История Нового времени стран Европы и Америки» и «Культурология». Материалы диссертации могут использоваться в образовательном процессе при подготовке специальных курсов по истории и теории наций и национализма, по истории британского Просвещения, а также курса «История и культура Великобритании».
Степень достоверности исследования определяется использованием в качестве источниковой базы помимо интеллектуального наследия доктора С. Джонсона сочинений современников литератора, материалов дебатов английского парламента, периодики и публицистики, что позволяет верифицировать полученные в ходе работы выводы.
Апробация результатов исследования. Отдельные сюжеты исследования были представлены в докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях: «Мир истории. Новые горизонты: от источника к исследованию» (Екатеринбург, 2012, 2013, 2014, 2015), «Зарубежная новистика: проблемы истории и историографии» (Казань, 2013, 2014), «История Британии: современные
исследования» (Москва, 2013), «Возвращение в Европу: российские центры изучения европейской истории нового и новейшего времени» (Екатеринбург, 2013), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2014), «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2014, 2017), «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 2015), «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития» (Санкт-Петербург, 2016), «Scholia Studiorum: пространство исторического нарратива» (Екатеринбург, 2016), «Полифония и полихромия в мировой истории и культуре» (Ярославль, 2016), «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики» (Москва, 2016), «Исторический опыт межкультурного диалога» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Косых, Т. А. Джонсон, «Literary Club» и «Public Sphere» в британском обществе середины XVIII в. / Т. А. Косых // Электронный научно-образовательный журнал «История». - 2014. - T.5. - Вып. 10 (33). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840000900-9-1(дата обращения: 28.11.2017). (0,4 п. л.)
2. Косых, Т. А. Дискуссия о патриотах и патриотизме в Британии 60-70-х гг. XVIII в. / Т. А. Косых // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 154. - № 18 (3). - С. 241-249. (0,6 п. л.)
3. Косых, Т. А. Горная Шотландия и ее жители глазами англичан XVIII в.: к вопросу о стереотипах в межкультурной коммуникации / Т. А. Косых // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 155. - № 19 (2). - С. 180-189. (0,6 п. л.)
Другие публикации:
4. Косых, Т. А. Сэмюэл Джонсон: к вопросу об изучении наследия британского интеллектуала XVIII в. / Т. А. Косых // Мир истории. Новые горизонты. От источника к исследованию: материалы докл. Всероссийск. науч. конф. студентов, аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 1 декабря 2012 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - С. 128-129. (0,1 п. л.)
5. Косых, Т. А. Круг общения Сэмюэла Джонсона / Т. А. Косых //
Человеческое, слишком человеческое: проблема статуса гуманитарного
исследования в XXI веке. Тезисы докладов и сообщений Всероссийск. науч. конф. студентов-стипендиатов Оксфордского Российского фонда, Екатеринбург, 10-12 апреля 2013 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - С. 331-334. (0,2 п. л.)
6. Косых, Т. А. Политическое кредо доктора Джонсона: якобит или тори? / Т. А. Косых // Запад, Восток и Россия: Символы Власти и Власть Символа: Вопросы всеобщей истории: сб. научных и учеб.-метод. трудов (Ежегодник). - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - Вып. 15. - С. 243-248. (0,4 п. л.)
7. Косых, Т. А. Образ Сэмюэла Джонсона в работах Т. Карлейля и Т.Б. Маколея: два взгляда на британского интеллектуала XVIII в. / Т. А. Косых // Тренды гуманитарных исследований в глобальном мире: тезисы докладов и сообщений Всероссийск. науч. конф. студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда, Екатеринбург, 17-19 апреля 2014 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - С. 251-254. (0,2 п. л.)
8. Косых, Т. А. «Литературный диктатор Англии»: рецепция С. Джонсона в работах отечественных исследователей XIX в. / Т. А. Косых // Диалог культур и цивилизаций: материалы XV Всероссийск. (с международным участием) науч. конф. молодых исследователей. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2014. - С. 46¬47. (0,2 п. л.)
9. Косых, Т. А. «Dictionary of the English Language» С. Джонсона: проект и его реализация / Т. А. Косых // Мир истории. Новые горизонты. От источника к исследованию: материалы докл. Всероссийск. (с международным участием) науч. конф. студентов, аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 30 ноября - 1 декабря 2013 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - С. 124-125. (0,1 п. л.)
10. Косых, Т. А. Система английского образования в XVIII в. (по материалам
«Жизни Сэмюэла Джонсона» Дж. Босуэлла) / Т. А. Косых // Язык. Культура. Коммуникация: сб. материалов IX междунар. научно-практич. конф. студентов и аспирантов, Челябинск, 19-20 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.susu.ac.ru/lcc/article/view/30/127 (дата обращения: 28.11.2017).
(0,3 п. л.)
11. Косых, Т. А. Повседневность жителей Востока в повести С. Джонсона «История Расселаса, принца абиссинского» / Т. А. Косых // Пространство повседневности: границы и смысл : сб. тезисов докл. Всероссийск. науч. конф. студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда, Екатеринбург, 28-29 апреля 2015 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 296-299. (0,2 п. л.)
12. Косых, Т. А. Образ Востока в «Истории Расселаса, принца абиссинского»
С. Джонсона / Т. А. Косых // Мир истории. Новые горизонты. От источника к исследованию: материалы докл. VIII Всероссийск. науч. конф. студентов,
аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 28 ноября 2015 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - С. 3-9. (0,3 п. л.)
13. Косых, Т. А. «Словарь английского языка» С. Джонсона и конструирование национальной идентичности в Британии середины XVIII в. / Т. А. Косых // Британия: история, культура, образование: материалы междунар. науч. конференции, Ярославль, 1-2 октября 2015 г. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - С. 114-116. (0,2 п. л.)
14. Косых, Т. А. Исторические воззрения доктора С. Джонсона / Т. А. Косых // Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития. Материалы междунар. науч. конференции, Санкт Петербург, 24-25 марта 2016 г. - М.: ИВИ РАН, 2016. - С. 41. (0,1 п. л.)
15. Косых, Т. А. Эпоха Тюдоров в зеркале Георгианской эпохи: английский «золотой век» в работах С. Джонсона / Т. А. Косых // Scholia Studiorum: пространство исторического нарратива. Тезисы докладов и сообщений Всероссийск. науч. конф. молодых антиковедов и медиевистов, Екатеринбург, 25-26 марта 2016 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 56-57. (0,1 п. л.)
16. Косых, Т. А. Три цвета «Истории Расселаса, принца абиссинского» доктора Джонсона / Т. А. Косых // Полифония и полихромия в мировой истории и культуре. - Ярославль: Филигрань, 2016. - С. 143-148. (0,4 п. л.)
17. Косых, Т. А. Образ британской провинции в сочинении С. Джонсона «Путешествие по Западным островам Шотландии» (1775 г.) / Т. А. Косых // История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики. Материалы междунар. научной конференции / Под ред. О. В. Воробьевой, О. Б. Леонтьевой и др. - М.: Аквилон, 2016. - С. 220-223. (0,2 п. л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ