Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Работа №102383

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы247
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 13
1.1. Генезис понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ
компании в аспекте стратегического управления 13
1.2. Анализ основных подходов к исследованию социальной ответственности
компании 38
1.3. Взаимосвязь конкурентоспособности компании и социальной
ответственности 58
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 88
2.1. Анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности
компании 88
2.2. Методы измерения и оценки социальной ответственности компании 105
2.3. Механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ
промышленной компании с учетом социальной ответственности 131
2.4. Разработка интегрального показателя оценки приращения стратегических
конкурентных преимуществ 140
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ 146
3.1. Место и роль промышленных компаний в поле социально-ответственной
деятельности 148
3.2. Оценка социально ответственного инвестирования с элементами импакт-
инвестирования компаний топливно-энергетического комплекса 168
3.3. Спецификация стратегий конкурентного поведения компаний топливно-энергетического комплекса с учетом корпоративной социальной ответственности 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 199
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Акт внедрения Свердловского областного Союза
промышленников и предпринимателей 234
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Акт внедрения ФГБУ «Институт экономики УрО РАН» 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Акт внедрения ФГБО ВО «УГГУ» 236
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Акт внедрения Бизнес-школа УрФУ 237
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Акт внедрения ПАО «Газпром» 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Систематизация трактовок понятия конкуренции в трудах зарубежных исследователей 239
ПРИЛОЖЕНИЕ. 7. Периодизация подходов к определению
конкурентоспособности компании в аспекте стратегического управления 241
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Индекс социального прогресса 245
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Структура нефинансовой отчетности 246

Актуальность темы исследования
Особенностью формирования современной технико-экономической парадигмы является появление новых детерминант, обуславливающих приоритетность повышения конкурентоспособности (далее КСП) промышленных предприятий, которые исторически формируют фундамент стабильности национальной экономики. Для промышленных компаний особую значимость приобретает концепция Индустрии 4.0, в рамках которой одним из мощных факторов развития конкуренции и усиления репутационного капитала промышленной компании является ее социально ответственное поведение. Деятельность промышленных компаний сопряжена с рядом социальных и экологических рисков, преодоление которых позволит им занять более высокую конкурентную позицию, как на отечественном, так и международном рынках. Поэтому вопросам социальной ответственности уделяется все больше внимания, так как они преодолевают рамки академических кругов, а их дискуссионный характер накладывает отпечаток на правила ведения конкурентной борьбы в новых экономических условиях.
В качестве элемента стратегического управления социальная ответственность подразумевает получение экономической, социальной и экологической результативности в контексте корпоративной устойчивости, которая обеспечивает соблюдение этических норм корпоративного поведения и предполагает участие бизнеса в развитии компании, отрасли, территории базирования и общества в целом. Инструменты финансирования социально ответственной деятельности представлены уже хорошо известными для отечественных промышленных предприятий социальными инвестициями. Однако на сегодняшний день недостаточно проработанным аспектом остается получение количественно измеряемого социально значимого результата, который является отличительной особенностью нового вида инвестирования - импакт-инвестирования, расширяя существующую номенклатуру факторов обеспечения конкурентоспособности промышленной компании. Это актуализирует определение нового вектора определения конкурентной стратегии промышленной компании, совершенствование модельного и методического аппарата исследования, детерминируя значимость формирования и оценки конкурентных преимуществ в аспекте социально ответственной деятельности.
Степень разработанности проблемы
Вопросы исследования теоретических и методических проблем конкуренции и конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов достаточно широко освещены в трудах зарубежных ученых И. Ансоффа, Д. Кейнса, А. Курно, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Т. Стюарта, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера, и многих других. Среди отечественных ученых проблемами обеспечения, оценки и управления конкурентоспособностью занимались Г. Азоев, В. Белоусов, В. Быков, Г. Гуляев, В. Криворотов, Р. Фатхутдинов, Х. Фасхиев, А. Юданов, А. Лищук и др.
Концептуальные основы социально ответственной деятельности были рассмотрены в работах исследователей Г. Боуэна, Д. Виндзора, К. Дэвиса, П. Друкера, М. Фридмана, В. Фредерика, А. Кэрролла, И. Белик, В. Бондаренко, Ю. Благова, Л. Тонышевой, И. Ткаченко, А. Костина, Е. Харитоновой и др. Изучением вопросов финансирования социально ответственной деятельности занимались С. Гончаров, А. Горбатова, Н. Зверева, Н. Кельчевская, Н. Кричевский, К. Хачатурян, Д. Элкингтон и др. Оценка и измерение социально ответственной деятельности нашли отражение в трудах М. Московица, Б. Руфа, А. Азапагика, Д. Туркера, А. Калабрезе, Л. Капкиной, Ф. Кочрана, О. Лещенко и др.
Вопросы взаимовлияния конкурентоспособности и социально-ответственной деятельности представлены в трудах ученых: В. Вена, С Бермана, С. Браммера, А. Милингтона, Ж. Суррока, Ж. Трибо, Р. Вуда, А. Улман, М. Крамера, А. Анкудинова, Е. Андреевой, В. Бочко, А.Дынкина, Б. Кондратьева, Г. Клейнера, Д. Миловидова, С. Перегудова, М. Петрова, М. Орлицкого, А. Татаркина, Г. Тульчинского, С. Задека и др.
Проблемы стратегического управления компанией освещены в работах В. Винокурова, Д. Кревенса, Н. Моисеевой, Д. Хасби, О. Юлдашевой и др., в частности, в отраслевых промышленных комплексах: в металлургической отрасли - А. Бродова, И Буданова, А. Козицина, В. Лисина, Д. Пумпянского, О. Романовой, В. Штанского; в топливно-энергетической отрасли - Л. Гительмана, М. Кожевникова, В. Крюкова, В. Пленкиной, в высокотехнологичных отраслях - Ю. Дорошенко, И. Ершовой, Б. Кузыка, Ю. Яковца и др.
Несмотря на значительный объем зарубежных и отечественных работ в области конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, а также социально ответственной деятельности и инструментов ее финансирования, проблема формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленных компаний в контексте социальной ответственности изучена недостаточно. Это обусловило необходимость проведения данного исследования, определило его цель и задачи.
Объектом диссертационного исследования выступают отечественные публичные компании топливно-энергетического комплекса.
Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Цель исследования: развитие теоретических и методических положений формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Развить теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность.
2. Предложить механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать комплекс показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт- инвестирования.
3. Разработать интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Область исследования соответствует п. 1.1.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности»; п. 1.1.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов»; п. 1.1.17. «Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства» Паспорта ВАК Министерства образования и науки России по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».
Теоретическую и методическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования Индустрии 4.0, концептуальных основ социально ответственной деятельности, развития системы социального инвестирования, обеспечения, оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ компаний, управления и стратегического развития хозяйствующих субъектов. В исследовании использованы методы системного, компаративного, стратегического анализа, логико-структурного моделирования, формализации и другие методы.
Информационная база исследования основана на отчетных данных и прогнозах социально-экономического развития России, разрабатываемых Министерством экономического развития, промышленности и торговли РФ, Федеральной службой государственной статистики, на аналитических материалах топливно-энергетических компаний, финансовой и нефинансовой отчетности промышленных компаний, на нормативно-правовых законодательных актах, а также использованы собственные исследования автора.
Научная новизна результатов исследования
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных
преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1.
Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается: использованием теоретической, методической, статистической аналитической информации, полученной из достоверных источников; всесторонним изучением работ отечественных и зарубежных исследователей в области обеспечения и оценки конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности, опубликованных в авторитетных научных изданиях; применением широкого спектра методов исследования: компаративного и стратегического анализа, логикого-структурного моделирования, формализации; положительной апробацией результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в обосновании импакт- инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, разработке концептуальной модели воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность, создании комплекса оригинальных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, представлении авторского интегрального показателя оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ. Это позволяет использовать полученные научные результаты для решения теоретических и практических задач по формированию и оценке стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Основные результаты и выводы могут быть использованы:
- региональными и муниципальными органами власти и руководителями компаний при разработке документов стратегического развития;
- инвесторами для оценки инвестиционной привлекательности компании;
- образовательными учреждениями при реализации учебных дисциплин в области комплексного экономического анализа деятельности предприятия.
Основные научные положения и результаты, выносимые на защиту
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компаний за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1. Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на конгрессе «Техноген 2017», г. Екатеринбург, на российских и международных форумах и научно-практических конференциях (Екатеринбург - 2011, 2016, 2017 гг., Казань - 2016 г., Albena, Bulgaria - 2016 г., Пермь - 2016 г., Москва - 2017 г.) и получили одобрение.
Результаты работы и практические рекомендации внедрены и использованы в деятельности Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, ПАО «Газпром», в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук № 0404-2015-0014 Института экономики УрО РАН. Материалы исследования используются в учебном процессе ФГБОУ ВО «УГГУ» при разработке учебных программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», а также в Бизнес-школе УрФУ при разработке новых образовательных программ дополнительного профессионального образования, что подтверждается соответствующими актами (Приложения 1-5).
Основные публикации по теме диссертации. По теме диссертационного исследования опубликованы 23 научные работы общим объемом 19,15 п. л. (авт. - 14,9 п. л.), в том числе 8 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций («Журнал экономической теории», «Современная экономика: проблемы и решения», «Фундаментальные
исследования», «Управление экономическими системами», «Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление», «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз»).
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 290 наименований, и 9 приложений. Основной текст представлен на 198 страницах и включает 29 рисунков и 28 таблиц.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности промышленной компании с учетом социальной ответственности» систематизированы понятия и подходы к исследованию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Обоснована эволюционная трансформация теории корпоративной социальной ответственности (далее КСО) и сформулированы принципы ее реализации. Представлена концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании в условиях развития Индустрии 4.0 и выявлены закономерности их взаимосвязи.
Во второй главе «Оценка стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании на основе социальной ответственности» проведен анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности компании. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности. Предложены показатели оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ промышленной компании.
В третьей главе «Формирование стратегических конкурентных преимуществ компаний топливно-энергетического комплекса с позиции социально ответственного поведения» определены место и роль компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в аспекте социально ответственной деятельности, проведена апробация предложенных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ на примере компаний топливно-энергетического комплекса. Проведена спецификация конкурентных стратегий и определены конкурентные позиции компаний ТЭК.
В заключении приведены основные выводы, обобщены результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Историко-логический анализ подходов к раскрытию сути феномена конкуренции позволил отметить возросший интерес к поведенческой теории конкуренции, в русле которой успешное ведение конкурентной борьбы осуществляется за счет создания и удержания ряда конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество представляет собой способность компании обеспечивать максимум возможностей в преодолении силы конкуренции, привлечении и сохранении потребителей. Набор конкурентных преимуществ образует фундамент конкурентоспособности компании и представляет собой динамическую характеристику, определяемую комплексом внутренних и внешних факторов.
2. В рамках новой технико-экономической парадигмы компания все более тесно взаимодействует со своим социальным и экологическим окружением, создавая цепочки ценности, которые впоследствии трансформируются в сети ценности и стратегические сети. Сравнительный анализ традиционной теории конкурентоспособности и в рамках концепции Индустрии 4.0 подтвердил рост значимости нематериальных активов компании, расширение круга заинтересованных сторон, актуализируя необходимость разработки новых механизмов формирования стратегических конкурентных преимуществ компании.
3. На основе существующих концепций нами были выделены шесть
этапов эволюции социальной ответственности: концептуализации, инструментализации, институционализации, персонификации, социального инвестирования и современный этап - импакт-инвестирования. На последнем этапе эволюционной трансформации компании декларируют выход за рамки формальных критериев социальной отчетности, подчеркивая свое стремление оказывать непосредственное влияние на общественные процессы, что согласуется с положениями концепции Индустрии 4.0., выдвигая импакт-инвестирование в качестве закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности компании. Это позволило обозначить приоритетность импакт- инвестирования в качестве ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности в новых экономических условиях.
4. Результаты компаративного анализа социального и импакт- инвестирования по таким признакам, как эффективность, цель и характер позволили обозначать преимущества импакт-инвестирования над социальным инвестированием. Обосновано, что социальные инвестиции имеют селективный характер, а импакт-инвестиции инклюзивный. Инклюзивный характер импакт- инвестирования заключается в стремлении объединить все слои общества, государства и бизнеса в предотвращении опасностей, вызовов, угроз и рисков возникновения социальных и экологических проблем. Существенные затруднения в имплементации положений импакт-инвестирования вызывает то, что многие промышленные компании не осведомлены о преимуществах данного вида финансирования.
5. Разработана концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании. Нами были выделены четыре основных компонента репутационного капитала промышленных компаний: интеллектуальный капитал, информационная открытость, имидж, и законность деятельности компании. Репутационный капитал оказывает благоприятное воздействие на преодоление социальных и экологических рисков, возникающих в процессе ведения хозяйственной деятельности, предоставляя возможности для наращивания стратегических конкурентных преимуществ, посредством реализации социальных и импакт- инвестиций в качестве фактора обеспечения конкурентоспособности. В контексте Индустрии 4.0 экономические интересы хозяйствующих субъектов взаимообуславливают социальные ожидания общества. Осуществление социально ответственной деятельности промышленной компании приумножает репутационный капитал компании - ключевой нематериальный актив, выступающий в роли медиатора, регулирующего взаимоотношения, возникающие между корпоративной социальной ответственностью компании и ее конкурентоспособностью.
6. Формирование конкурентных преимуществ компании с позиции КСО создают дополнительные возможности для развития стратегического потенциала и формируют уникальную конкурентную стратегию поведения компании. В ходе сопоставления возможностей, которые предоставляет реализация аспектов КСО и компонентов стратегического плана, затрагивающих конкурентоспособность компании, было отмечено, что они во многом совпадают или пересекаются друг с другом.
7. В условиях жесткой конкуренции и глобализации рынков путем укрупнения бизнеса (слияния и поглощения компаний) достаточно сложно выделить группу наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности, а также предложить универсальный метод ее оценки. Наиболее популярными методами оценки и измерения КСО остаются контент-анализ и различные рейтинговые инструменты. Однако обзор литературы показал, что, несмотря на наличие разнообразных методов оценки результатов деятельности в области КСО, они ограничены различными рамками, и большинство из них опираются на интересы только заинтересованных сторон, не учитывая оценку социального инвестирования в качестве источника стратегического конкурентного преимущества.
8. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании с учетом социальной ответственности, дающий возможность установить взаимосвязь социальных и импакт-инвестиций, направленных на финансирование интересов различных групп стейкхолдеров. Данный механизм отображает последовательность создания стратегических конкурентных преимуществ посредством инвестирования во внутреннюю и внешнюю социально ответственную деятельность. Конструктивная особенность механизма состоит в том, что репутационный капитал компании выполняет медиирующую функцию, заключающуюся в создании ценностей, формирующих стратегические конкурентные преимущества компании. Создание ценностей осуществляется за счет использования нематериальных ресурсов и отражает удовлетворение интересов различных стейкхолдеров, которые также участвуются в процессе их генерации.
9. На основании предложенного автором механизма создан комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования промышленной компании, предусматривающий оценку эффективности использования инвестиционных ресурсов. Данный комплекс позволяет выявить дополнительные возможности для формирования конкурентных преимуществ промышленной компании с позиции не только финансово-экономической результативности, но и с учетом результатов ее социально ответственной деятельности. Это позволяет проводить организационно-управленческие изменения в системе взаимоотношений промышленной компании со всеми заинтересованными сторонами.
10. В диссертации предложен интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ (конкурентный индекс КСО), который синтезирует в себе, по нашему мнению, наиболее значимые индикаторы экономического, социального и экологического показателей. Для пояснения полученных значений конкурентного индекса КСО представлен алгоритм интерпретации степени приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Градация диапазонов оценок предложенного алгоритма определяет степень приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и позволяет специфицировать стратегию ее конкурентного поведения.
11. Ориентируясь на характеристику социально ответственного поведения компании, рассматриваемого в качестве компонента стратегического управления, нами были специфицированы конкурентные стратегии промышленных компаний. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний позволяет дать качественную характеристику конкурентного поведения компаний ТЭК в аспекте социально ответственной деятельности. Основой спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК является построение трехкомпонентной фазовой диаграммы, позволяющей определить местоположение компаний и траекторию их движения в поле конкурентных стратегий. Данная диаграмма отражает консолидацию усилий компании в противостоянии воздействию внешней среды. Сложность при построении диаграммы спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК заключается в том, что не все компании в равных объемах публикуют данные в нефинансовых отчетностях. Ряд компаний используют один спектр показателей результативности деятельности, другие отражают иные, поскольку вариативность предусмотрена глобальной инициативой об отчетности в области устойчивого развития.
12. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний в рамках ее социально ответственного поведения позволяет оценить не только конкурентный статус хозяйствующего субъекта в динамике, а также дает возможность оценить местоположение компании относительно друг друга в конкурентном поле. Использование ретроспективных данных для определения местоположения компании дает возможность не только позиционировать компании относительно друг друга, но и проанализировать тенденции изменения стратегии ее конкурентного поведения. Это позволяет определить слабые и сильные стороны компании для оптимизации инвестиционной политики касательно финансирования социально ответственных мероприятий с целью формирования стратегических конкурентных преимуществ.
13. В целях дальнейшего углубления и расширения достигнутых результатов диссертационного исследования в перспективе необходимо провести апробацию инструментария оценки стратегических конкурентных преимуществ на примере не только компаний топливно-экономического комплекса, но и других отраслей народного хозяйства. Необходимо осуществить построение экономико-математических моделей, отражающих влияние социальной ответственности на компоненты репутационного капитала для адаптации концептуальной модели к условиям функционирования отечественных промышленных компаний.



1. Адаева Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия. / Т.Ю. Адаева. - Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 1999. - 27 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 420 с.
3. Акбердина В.В. Стратегические аспекты технологического развития / В.В. Акбердина, Г.Б. Коровин, Н.Ю. Бухвалова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 10(54).- С.493-505.
4. Актуальные вопросы развития корпоративной социальной
ответственности / Позиция Комитета Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности в 2007 г. - М.: Ассоциация менеджеров, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.peopleinvestor.ru/uploads/analythics/ position_cr_2007_rus.pdf.
5. Андреева Е.Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Андреева // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 4.-С.123-130.
6. Анкудинов А. Б. Социальная ответственность и финансовая эффективность российских компаний / А.Б. Анкудинов, А.В. Гизатуллин // Вестник КГФЭИ. - 2008. - № 1. - С. 12-15.
7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПБ.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
8. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. - С. 118-121.
9. Багг-Левин Э. Социально-преобразующие инвестиции. Как мы меняем мир и зарабатываем деньги / Э.Баг-Левин, Д. Эмерсон. - М.: Изд-во «Политическая энциклопедия», 2017. - 272 с.
10. Базуева Е.В. Конкурентоспособность и управление развитием национальной и региональной экономики: синтез иерархического и институционального анализа / Е.В. Базуева, Е.Е. Жуланов, Т.В. Карлина, Т.Ю. Ковалева, Т.В.Миролюбова, Д.Н. Шульц // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 1 (28). - С.7-40.
11. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 3-13.
12. Белик И.С. Роль эколого-экономической безопасности в системе принятия управленческих решений социально-экономического развития региона // Управление и экономика в ХХ1 веке. - 2014. - № 1. - С. 18-24.
13. Белкин В. Н. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, Л.Б. Владыкина // Экономика региона.- 2015. -№ 1. - С.144-146.
14. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - С. 63-71.
15. Берг Д. Б. Системный анализ конкурентных стратегий : учеб. пособие / Д.Б. Берг, С.Н. Лапшина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 56 с.
16. Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / В. Беренс, П. Хавранек. - М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995. - 528 с.
17. Благов Ю. Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю.Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. - 2006. - № 2. - С. 3-24.
18. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция
концепции / Ю.Е. Благов. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 272 с.
19. Благов Ю. Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления / Ю.Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. - 2011. - № 1. - С. 3-26.
20. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. - М.: Дело Лтд, 1994. - С. 297-298.
21. Бондаренко В. В. Разработка программы формирования и развития корпоративной социальной ответственности российского бизнеса в условиях модернизации экономики / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, М.А. Танина // Современное развитие славянских государств: возможности, ограничения и стратегические инициативы: материалы IV Славянского форума / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Овчинниковой. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. - С. 18-22.
22. Бочко В.С. Инвестиционная деятельность и удержание индустриального уровня экономики / В.С. Бочко // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2001. - № 4. - С.118-126.
23. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик / Э. Брукинг. - СПб.: Питер, 2001. - 30 с.
24. Буданов И.А. Влияние противоречий российской экономики на развитие металлургического комплекса / И.А. Буданов // Сталь. - 2017. - № 9. - С. 62-69.
25. Бурда А.Г. Рейтинговая оценка конкурентоспособности кондитерских
предприятий / А.Г. Бурда // Политематический сетевой электронный научный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:
llej.kubargo.ru/2006/01/17/.
26. Бурланков С.П. Технико-экономические методы оценки
конкурентоспособности предприятия и продукции / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, Д.И. Долгов, А.Е. Скворцов // Экономические исследования. - 2011. - № 3. - С. 1-10.
27. Быков В.А. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. - М.: РИОР. ИНФРА-М, 2017. - 242 с.
28. Быкова А.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты
деятельности компании / А.А. Быкова, М.А. Молодчик // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2001. - № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-intellektualnogo-kapitala-na-rezultaty- deyatelnosti-kompanii-1.
29. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного
предприятия на основе инновационной модели развития: дис. ...д-ра экон.наук: 08.00.05 / Е.Д. Вайсман. - Челябинск, 2011. - 486 с.
30. Вашакмадзе Т. Влияние показателя Е8С на будущую капитализацию компании. Эмпирическое тестирование на американском фондовом рынке / Т. Вашакмадзе // Финансовая жизнь. - 2013. - № 4. - С. 63-80.
31. Верхоглазенко В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации)/ В.Н. Верхоглазенко // Консультант директора. - М.: Инфра-М, 2006. - № 6. - С. 10 - 16.
32. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. / В.А. Винокуров - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 147 с.
33. Владимирова Т.А. Применение сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса / Т.А.
Владимирова, А.А. Хлебников // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2009. - № 4. - С. 49-57.
34. Волкова Е. А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества рабочей силы / Е.А. Волкова, Е.В. Калинникова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
35. Воронов А. Конкуренция в XXI веке / А. Воронов // Маркетинг. - 2001. - № 5. - С. 16-24.
36. Воронов Д.С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий / Д.С. Воронов // Конкурентоспособность социально-экономических систем / под науч. ред. А.И. Татаркина и В. В. Криворотова. - М.: Экономика, 2014. - 466 с.
37. Галиуллина Г.С. Конкурентоспособность, репутация и социальная
ответственность уральского бизнеса в контексте глобального опыта / Г.С. Галиуллина // Вестник Челябинского государственного университета. Специальный выпуск. - 2009. - № 14 (152). - С. 9-11.
38. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. - 1998. - № 3. - С. 67-77.
39. Гительман Л.Д. Управленческий консалтинг для технологической
модернизации и индустрии будущего / Л.Д. Гительман, М.В. Кожевников // Экономика региона. - 2017. - Т.13. - № 1. - С. 204-2015.
40. Глаголев С.Н. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, значение, импакт-факторы и способы оптимизации / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, А.В. Манин // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С.127¬131.
41. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.:
Финпресс, 1999. - С. 187-188.
42. Горбатова А. Выгодные социальные инвестиции / А. Горбатова //
Стратегии. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. cfin. ru/investor/social_impact_investing. shtml.
43. Горбашко Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник для магистров / Е.А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2014. - 447 с.
44. Государственно-частное партнерство: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под. ред.И.Н.Ткаченко. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 188 с.
45. Грязнова А.Г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров [и др.]. - М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. - 544 с.
46. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции / Г.Ю. Гуляев // Известия ПгПу им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 317-321.
47. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов: пер. с англ. / А. Дамодаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 1342 с.
48. Джевонс У.С. Деньги и механизм обмена: пер. с англ. / У.С. Джевонс. - Челябинск: Социум, 2006. - 192 с.
49. Доклад о социальных инвестициях в России-2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю.Е. Благова, И.С. Соболева. - СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. - 144 с.
50. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общей ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2004.
51. Дробитько Н.А. Оценка и диагностика конкурентоспособности
предприятий: дис. ...канд экон.наук: 08.00.05 / Н.А. Дробитько. -
Харьков, 2002. - 220 с.
52. Дубровский В.Ж. Формирование конкурентной среды в
инфраструктурных отраслях с естественно-монопольной компонентой / В.Ж.Дубровский, Т.С. Орлова, Н.Ю.Ярошевич // Управленец. - 2014. - № 6 (52). - С. 30-33.
53. Ершова И.В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий /И.В. Ершова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 1999. - 151 с.
54. Есипов В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В.Терехова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
55. Журнал Алгоритм успеха ОК РУСАЛ // Денежный интерес. Влияет ли социальная деятельность бизнеса на его финансовые показатели? - 2012. - № 3(8).- С. 4-5.
56. Забелин П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К.
Моисеева. - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”,
1997. - 195 с.
57. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов // Российский экономический журнал. - 1995. - № 12. - С. 66-69.
58. Зверева Н. В. Социальные инвестиции - новый тренд? / Н.В. Зверева // Новый бизнес. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nb-forum.ru/social/social_investing/sosial-investition- new-trend.html.
59. Зубарева В.Д. Инвестиционные нефтегазовые проекты: эффективность и риски / В.Д. Зубарева, А.С. Саркисов, А.Ф. Андреев. - М.: Недра, 2010. - 259 с.
60. Зулькарпаев И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С.17¬27.
61. Казанцев К.А. Алгоритм формирования бюджета движения денежных средств при краткосрочном (оперативном) планировании / К.А.Казанцев, Е.В.Попов // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 12. - С. 14-19.
62. Капки на А.В. Проблемы социальной ответственности бизнеса в
современной России / А.В. Капкина // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. - № 4(24). - Т.5. - С.104-117.
63. Карлик А.Е. Ресурсно-ориентированный подход в междисциплинарной перспективе / А.Е. Карлик, В.В. Платонов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://finbiz.spb.rU/download/4 2013/kariik.pdf■
64. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления / В.С. Катькало. - СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 548 с.
65. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 352 с.
66. Кельчевская Н.Р. Влияние корпоративной социальной ответственности на инвестиционную привлекательность российских компаний / Н.Р. Кельчевская, И.М.Черненко, Е.В. Попова // Экономика региона. - 2017. - Т.13. - № 1. - С.157-169.
67. Кирдина С.Г. Социальное прогнозирование как междисциплинарный проект / С.Г. Кирдина, Г.Б. Клейнер // Социологические исследования. - 2016. - № 12 (392). - С. 44-51.
68. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев. - М.: ООО «ТК Велби», 2010. - 424 с.
69. Козицын А.А. Конкурентоспособность и экономическая безопасность - приоритетные задачи металлургического комплекса региона и его лидеров в условиях нестабильности / А.А. Козицын, М.В. Дудинская // Экономика региона. - 2015. - № 3. - С.204-215.
70. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой
репутации компании/ Н.П. Козлова // Вестник Астраханского технического университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С.67-71
71. Колли с Д. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход / Д. Коллис, С. Монтгомери. - М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2007. - 400 с.
72. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и
отчетности, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://media.rspp.rU/document/1/8/7/877d17fdb3ddfa872d510e30b47d22f1.pdf.
73. Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность / Авт. коллектив: А.А. Дынкин, Д.В. Миловидов, С.П. Перегудов, И.В. Беликов, Б.Б. Кондратьев. - М., ИМЭМО РАН, 2004. - 112 с.
74. Костин А. Е. Корпоративная ответственность и устойчивое развитие /
А.Е.Костин. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Центр экологической политики России, 2013. - 80 с.
75. Костин И.М. Измерение конкурентоспособности предприятий / И.М. Костин, Х.А. Фасхиев // Тезисы докладов Международной научно¬практической конференции «Менеджмент организации XXI века». Наб. Челны: КамПИ, 2001. - С. 115-117.
76. Котлер Ф., Ли Н. Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и общества: пер. с англ. С. Яринич / Ф. Котлер, Н. Ли. - Киев: Стандарт, 2005. - 237 с.
77. Краткий словарь менеджера / под ред. В.П. Грошева. - М., 1991. - 72 с.
78. Кревенс Д.В. Стратегический маркетинг: пер. с англ. / Д.В. Кревенс. - М.: Вильямс, 2003. - С. 168-171.
79. Криворотое В. В. Методология формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия / В.В. Криворотов. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - 238 с.
80. Криворотов В.В. Индустриальные парки как эффективный механизм роста конкурентоспособности региональных производственных комплексов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Е.А. Тиханов, С.Е. Ерыпалов // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 61-74.
81. Криворотов В.В. Методика оценки конкурентоспособности производственного комплекса / В.В. Криворотов, А.В. Калинина, В.Д. Третьяков // Вестник ОГУ. - 2013. - № 8 (157). - С. 34-42.
82. Криворотов В.В Повышение конкурентоспособности современных
российских территориально-производственных комплексов / В.В. Криворотов, Т.В. Матвеева, А.В. Калина, А.Ю. Байраншин .¬Екатеринбург: УрФУ, 2013. - 262 с.
83. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 195с.
84. Крюков В.А. Современный подход к разработке и выбору стратегических альтернатив развития ресурсных регионов / В.А. Крюков, А.Е. Севастьянова, А.Н. Токарев, В.В. Шмат // Экономика региона. - 2017. - Т.13. - № 1. - С.93-105.
85. Кузнецов В.И. О социальной ответственности предпринимателей / В.И. Кузнецов / Центр бизнес-образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be-top.ru/index. рЬр?ш1й=8&11еш=82&1п1Ь1й=157.
86. Кулеш В.В. Концепция динамических способностей в стратегическом выборе компании / В.В. Кулеш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 1- 19.
87. Кухарчук Д.В. КСО как инструмент повышения конкурентоспособности российского бизнеса / Д.В.Кухарчук // Российский внешнеэкономический вестник.- 2015. - № 7. - С. 72-80.
88. Лаврикова Ю. Г. Стратегический вектор развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона / Ю.Г. Лаврикова, Е.В. Малыш // Экономика сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 5. - С. 33-36.
89. Ленкова О.В. Реструктуризация предприятий нефтегазового профиля как инструмент повышения конкурентоспособности региона / О.В. Ленкова,
B. В. Пленкина // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9 (50). -C. 203-206.
90. Лещенко О.А. Современные методики оценки эффективности
деятельности компаний в области КСО / О.А. Лещенко, Е.В. Корчагина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1 [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://dis.ru/library/557/28442.
91. Лисин В.С. Институциональные ограничения современного
экономического роста / В.С. Лисин, К.Э. Яновский и др. - М.:
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011.
92. Лищук А.А. Эволюция теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ: становление концепции сетей ценности / А.А. Лищук, И. Н. Трефилова // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 172 - 176.
93. Макроэкономическое прогнозирование. Материалы сайта Института народнохозяйственного прогнозирования РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecfor.ru.
94. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимов // Маркетинг. -1996. - № 3. - С. 33-39.
95. Манвелян М.О. Конкурентоспособность промышленных предприятий:
методика оценки и пути повышения: дис канд. экон. наук. 08.00.05 /
Манвелян Манвел Олегович. - Краснодар, 2009. - 170 с.
96. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.3. / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1978. - 197 с.
97. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 310 с.
98. Материалы сайта Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/844.
99. Матвеева Я.А. Инструментарий повышения конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности: магистерская диссертация. 38.04.02 - Менеджмент [Электронный ресурс]. / Матвеева Яна Андреевна. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 129 с. Режим доступа:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43019/1/m th ya.a.matveeva 2016.pdf.
100. Международный исследовательский проект 2017 Social Progress Index.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.socialprogressindex. com/overview.
101. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1993. - 665 с.
102. Милль Дж.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии / Дж.С. Милль. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.
103. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке / Е. Млоток. - М.: Экономика, 2000. - 187 с.
104. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник / Н.К. Моисеева. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 160-167.
105. Мокроносов А.Г. Человеческий капитал или человеческий потенциал/ А.Г. Мокроносов, Ю.В. Крутин // Идеи и Идеалы. - 2017. - Т. 2. - № 2 (32). - С. 80-89.
106. Морозов В.В. Институциональные приоритеты совершенствования регионального механизма управления инвестиционными отношениями /
B. В. Морозов // Современные технологии управления. - 2014. - № 9(45). -
C. 33-37.
107. Морозова И.А. Государственно-частное партнерство: социально¬
экономический эффект взаимодействия в рыночной экономике / И.А. Морозова, В.А. Кабанов, И.И. Решетникова, Шаховская Л.С. - Волгоград, 2012. - 211 с.
108. Мухатдинов М.Х. О стратегии развития черной металлургии России на период до 2030 г. / Н.Х. Мухатдинов, А.А. Бродов, К.Л. Косырев, Л.П. Макаров, В.А. Штанский // Проблемы черной металлургии и материаловедения. - 2014. - № 3. - С. 84-88.
109. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. Найт. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
110. Никифорова С.В. Конкурентные преимущества предприятия на
международном рынке / С.В. Никифорова, А.Н. Мамров. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004. - 173 с.
111. О Код ексе корпоративного управления / 18 апреля 2014 г. Вестник банка
России № 40 (1518) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http : //www. cbr. ru/publ/Vestnik/ves 140418040. pdf.
112. Оливье А. Международный маркетинг. Академия рынка: маркетинг / под ред. А.Г. Худокормова / А. Оливье, А. Дайан, Р. Урсе. - М.: Экономика, 1994. - 513 с.
113. Орехова С.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ
фирмы: ресурсно-институциональный подход / С.В. Орехова. -
Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2016. - 150 с.
114. Основ ные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. - Москва, 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://council.gov.ru/media/files/bMJxsnBCWlrASjcUgjkHmAbXc XFF9VxC.pdf.
115. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности. Аналитический
обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2012-2014 годы выпуска / Л.В. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Н.В. Хонякова, М.Н. Озерянская, Г.А. Копылова. - М.: РСПП, 2015. - 136 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/f/c/fc84b1337dbdd2411f73
f3ca3f1bd173.pdf.
116. Отчетность в области устойчивого развития: Исследование КПМГ
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://assets .kpmg.com/content/
dam/kpmg/pdf/2015/01/S_CG_8r.pdf.
117. Официальный сайт Global Impact Investing Network [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://thegiin.org/.
118. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской
Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/main.
119. Пленкина В.В. Технология и методический инструментарий планирования стратегии развития субъектов предпринимательства / В.В. Пленкина О.В. Ленкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). - С.903¬906.
120. Пленкина В.В. Управление рисками нефтегазовой компании в условиях стратегических преобразований / В.В. Пленкина, О.В. Ленкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-1 (59-1). - С. 487-491.
121. Попков В. В. Эволюционное измерение стратегического банковского менеджмента / В.В. Попков, Д.Б. Берг, Р.О. Кузнецов. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2002. - 320 с.
122. Попов Е.В. Институциональный анализ процессов производства новых знаний / Е.В. Попов, М.В. Власов // Montenegrin Journal of Econjmics. - 2006. - № 4. - С.135-146.
123. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский
дом "Вильямс", 2005. - 608 с.
124. Принципы Экватора (июнь 2013 г.) Исходные ориентиры, используемые в
финансовой сфере для определения и оценки и
управления экологическими и социальными рисками в рамках проектного финансирования [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.equator-principles.com/resources/equator principles russian 2013.pdf.
125. Пумпянекий Д.А. Эволюция интегрированных структур в металлургии / Д.А. Пумпянский, Н.Д. Левицкая // Экономика региона. - 2007. - № 3. - С.189-195.
126. Раменская Л.А. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентоспособности бизнеса / Л.А. Раменская, Я.А. Матвеева, К.А. Машков, П.П. Корсунов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Издание Ивановского государственного химико-технологического университета. - 2015 - № 4 (44).- С. 98-109.
127. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения/ Д. Рикардо. - Петрозаводск: Петроком, 1993. - 159 с.
128. Робинсон Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон. - М., 1989. - 302 с.
129. Романова О.А. Общие ценности в формировании современной технико-экономической парадигмы / О.А. Романова, В.В. Акбердина, Н.Ю. Бухвалов // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 3(45). - С.173-190.
130. Романова О.А. Концептуальные основы оценки эффективного развития внутрифирменных корпоративных отношений: препринт / О.А. Романова, И.Н. Ткаченко. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001. - 29 с.
131. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в
профессиональном бизнесе / Ю. Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2008. - 464 с.
132. Сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rspp.ru/news/view/6731.
133. Секач ев С.А. Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости коммерческого банка / С.А. Секачев //Управление в кредитной организации. - 2007. - № 4. - С. 15-21.
134. Селезнев А.З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции / А.З. Селезнев // Экономист. -1996. - № 2. - С. 9-25.
135. Сергеев А.А. Партнерство государства и бизнеса как стратегический
ресурс развития предпринимательской деятельности: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А.Сергеев. - Волгоград, 2012.
136. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 304 с.
137. Сидорская И.В. Понятие корпоративной репутации и основные
инструменты ее формирования / И.В. Сидорская, С.О. Альшевская // Весшк БДУ. - 2015. - Сер. 4. - № 1. - С.71-74.
138. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - Петрозаводск: «Петроком», 1993. - 319 с.
139. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной социальной деятельности российских компаний / Ю.Е. Благов, В.И. Кабалина, А.А. Петрова-Савченко, И.С. Соболев // Российский журнал менеджмента. -2015. - Т. 13. - № 2. - С. 67-98.
140. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 170 с.
141. Ступина Т.А. Конкурентоспособность промышленных предприятий и
пути ее повышения в условиях глобализации экономического пространства: дис....канд.экон. наук: 08.00.05 / Т.А. Ступина. - Орел,
2010. - 227 с.
142. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: пер. с англ. / Т.А. Стюарт. - М.: Поколение, 2007. - 368 с.
143. Татаркин А.И. Инструменты развития высокотехнологичной
промышленности: опыт Германии и России / А.И. Татаркин, Е.Л. Андреева, А.В. Ратнер // Вопросы экономики. - 2014. - № 5. - С.121-131.
144. Татаркин А.И. Формирование норм и корпоративного поведения и тенденции их развития на предприятиях Уральского региона /А.И. Татаркин, О.А. Романова, И.Н. Ткаченко // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 4. - С. 82-97.
145. Томпсон А. А. мл. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации / А. А. Томпсон мл., А. Дж. Стрикленд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 258 с.
146. Тонышева Л.Л. Определение потенциала и целевых ориентиров развития социальной ответственности бизнеса / Л.Л. Тонышева, Д.В. Чумлякова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2-1 (67-1). - С.1050-1053.
147. Тульчинский Г. Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения / Г.Л. Тульчинский. - М.: Вершина, 2006.
148. Фасхиев Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4. - С. 53-68.
149. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ