ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 13
1.1. Генезис понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ
компании в аспекте стратегического управления 13
1.2. Анализ основных подходов к исследованию социальной ответственности
компании 38
1.3. Взаимосвязь конкурентоспособности компании и социальной
ответственности 58
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 88
2.1. Анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности
компании 88
2.2. Методы измерения и оценки социальной ответственности компании 105
2.3. Механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ
промышленной компании с учетом социальной ответственности 131
2.4. Разработка интегрального показателя оценки приращения стратегических
конкурентных преимуществ 140
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ 146
3.1. Место и роль промышленных компаний в поле социально-ответственной
деятельности 148
3.2. Оценка социально ответственного инвестирования с элементами импакт-
инвестирования компаний топливно-энергетического комплекса 168
3.3. Спецификация стратегий конкурентного поведения компаний топливно-энергетического комплекса с учетом корпоративной социальной ответственности 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 199
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Акт внедрения Свердловского областного Союза
промышленников и предпринимателей 234
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Акт внедрения ФГБУ «Институт экономики УрО РАН» 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Акт внедрения ФГБО ВО «УГГУ» 236
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Акт внедрения Бизнес-школа УрФУ 237
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Акт внедрения ПАО «Газпром» 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Систематизация трактовок понятия конкуренции в трудах зарубежных исследователей 239
ПРИЛОЖЕНИЕ. 7. Периодизация подходов к определению
конкурентоспособности компании в аспекте стратегического управления 241
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Индекс социального прогресса 245
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Структура нефинансовой отчетности 246
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 13
1.1. Генезис понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ
компании в аспекте стратегического управления 13
1.2. Анализ основных подходов к исследованию социальной ответственности
компании 38
1.3. Взаимосвязь конкурентоспособности компании и социальной
ответственности 58
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 88
2.1. Анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности
компании 88
2.2. Методы измерения и оценки социальной ответственности компании 105
2.3. Механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ
промышленной компании с учетом социальной ответственности 131
2.4. Разработка интегрального показателя оценки приращения стратегических
конкурентных преимуществ 140
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ 146
3.1. Место и роль промышленных компаний в поле социально-ответственной
деятельности 148
3.2. Оценка социально ответственного инвестирования с элементами импакт-
инвестирования компаний топливно-энергетического комплекса 168
3.3. Спецификация стратегий конкурентного поведения компаний топливно-энергетического комплекса с учетом корпоративной социальной ответственности 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 199
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Акт внедрения Свердловского областного Союза
промышленников и предпринимателей 234
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Акт внедрения ФГБУ «Институт экономики УрО РАН» 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Акт внедрения ФГБО ВО «УГГУ» 236
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Акт внедрения Бизнес-школа УрФУ 237
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Акт внедрения ПАО «Газпром» 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Систематизация трактовок понятия конкуренции в трудах зарубежных исследователей 239
ПРИЛОЖЕНИЕ. 7. Периодизация подходов к определению
конкурентоспособности компании в аспекте стратегического управления 241
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Индекс социального прогресса 245
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Структура нефинансовой отчетности 246
Актуальность темы исследования
Особенностью формирования современной технико-экономической парадигмы является появление новых детерминант, обуславливающих приоритетность повышения конкурентоспособности (далее КСП) промышленных предприятий, которые исторически формируют фундамент стабильности национальной экономики. Для промышленных компаний особую значимость приобретает концепция Индустрии 4.0, в рамках которой одним из мощных факторов развития конкуренции и усиления репутационного капитала промышленной компании является ее социально ответственное поведение. Деятельность промышленных компаний сопряжена с рядом социальных и экологических рисков, преодоление которых позволит им занять более высокую конкурентную позицию, как на отечественном, так и международном рынках. Поэтому вопросам социальной ответственности уделяется все больше внимания, так как они преодолевают рамки академических кругов, а их дискуссионный характер накладывает отпечаток на правила ведения конкурентной борьбы в новых экономических условиях.
В качестве элемента стратегического управления социальная ответственность подразумевает получение экономической, социальной и экологической результативности в контексте корпоративной устойчивости, которая обеспечивает соблюдение этических норм корпоративного поведения и предполагает участие бизнеса в развитии компании, отрасли, территории базирования и общества в целом. Инструменты финансирования социально ответственной деятельности представлены уже хорошо известными для отечественных промышленных предприятий социальными инвестициями. Однако на сегодняшний день недостаточно проработанным аспектом остается получение количественно измеряемого социально значимого результата, который является отличительной особенностью нового вида инвестирования - импакт-инвестирования, расширяя существующую номенклатуру факторов обеспечения конкурентоспособности промышленной компании. Это актуализирует определение нового вектора определения конкурентной стратегии промышленной компании, совершенствование модельного и методического аппарата исследования, детерминируя значимость формирования и оценки конкурентных преимуществ в аспекте социально ответственной деятельности.
Степень разработанности проблемы
Вопросы исследования теоретических и методических проблем конкуренции и конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов достаточно широко освещены в трудах зарубежных ученых И. Ансоффа, Д. Кейнса, А. Курно, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Т. Стюарта, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера, и многих других. Среди отечественных ученых проблемами обеспечения, оценки и управления конкурентоспособностью занимались Г. Азоев, В. Белоусов, В. Быков, Г. Гуляев, В. Криворотов, Р. Фатхутдинов, Х. Фасхиев, А. Юданов, А. Лищук и др.
Концептуальные основы социально ответственной деятельности были рассмотрены в работах исследователей Г. Боуэна, Д. Виндзора, К. Дэвиса, П. Друкера, М. Фридмана, В. Фредерика, А. Кэрролла, И. Белик, В. Бондаренко, Ю. Благова, Л. Тонышевой, И. Ткаченко, А. Костина, Е. Харитоновой и др. Изучением вопросов финансирования социально ответственной деятельности занимались С. Гончаров, А. Горбатова, Н. Зверева, Н. Кельчевская, Н. Кричевский, К. Хачатурян, Д. Элкингтон и др. Оценка и измерение социально ответственной деятельности нашли отражение в трудах М. Московица, Б. Руфа, А. Азапагика, Д. Туркера, А. Калабрезе, Л. Капкиной, Ф. Кочрана, О. Лещенко и др.
Вопросы взаимовлияния конкурентоспособности и социально-ответственной деятельности представлены в трудах ученых: В. Вена, С Бермана, С. Браммера, А. Милингтона, Ж. Суррока, Ж. Трибо, Р. Вуда, А. Улман, М. Крамера, А. Анкудинова, Е. Андреевой, В. Бочко, А.Дынкина, Б. Кондратьева, Г. Клейнера, Д. Миловидова, С. Перегудова, М. Петрова, М. Орлицкого, А. Татаркина, Г. Тульчинского, С. Задека и др.
Проблемы стратегического управления компанией освещены в работах В. Винокурова, Д. Кревенса, Н. Моисеевой, Д. Хасби, О. Юлдашевой и др., в частности, в отраслевых промышленных комплексах: в металлургической отрасли - А. Бродова, И Буданова, А. Козицина, В. Лисина, Д. Пумпянского, О. Романовой, В. Штанского; в топливно-энергетической отрасли - Л. Гительмана, М. Кожевникова, В. Крюкова, В. Пленкиной, в высокотехнологичных отраслях - Ю. Дорошенко, И. Ершовой, Б. Кузыка, Ю. Яковца и др.
Несмотря на значительный объем зарубежных и отечественных работ в области конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, а также социально ответственной деятельности и инструментов ее финансирования, проблема формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленных компаний в контексте социальной ответственности изучена недостаточно. Это обусловило необходимость проведения данного исследования, определило его цель и задачи.
Объектом диссертационного исследования выступают отечественные публичные компании топливно-энергетического комплекса.
Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Цель исследования: развитие теоретических и методических положений формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Развить теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность.
2. Предложить механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать комплекс показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт- инвестирования.
3. Разработать интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Область исследования соответствует п. 1.1.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности»; п. 1.1.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов»; п. 1.1.17. «Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства» Паспорта ВАК Министерства образования и науки России по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».
Теоретическую и методическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования Индустрии 4.0, концептуальных основ социально ответственной деятельности, развития системы социального инвестирования, обеспечения, оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ компаний, управления и стратегического развития хозяйствующих субъектов. В исследовании использованы методы системного, компаративного, стратегического анализа, логико-структурного моделирования, формализации и другие методы.
Информационная база исследования основана на отчетных данных и прогнозах социально-экономического развития России, разрабатываемых Министерством экономического развития, промышленности и торговли РФ, Федеральной службой государственной статистики, на аналитических материалах топливно-энергетических компаний, финансовой и нефинансовой отчетности промышленных компаний, на нормативно-правовых законодательных актах, а также использованы собственные исследования автора.
Научная новизна результатов исследования
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных
преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1.
Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается: использованием теоретической, методической, статистической аналитической информации, полученной из достоверных источников; всесторонним изучением работ отечественных и зарубежных исследователей в области обеспечения и оценки конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности, опубликованных в авторитетных научных изданиях; применением широкого спектра методов исследования: компаративного и стратегического анализа, логикого-структурного моделирования, формализации; положительной апробацией результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в обосновании импакт- инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, разработке концептуальной модели воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность, создании комплекса оригинальных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, представлении авторского интегрального показателя оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ. Это позволяет использовать полученные научные результаты для решения теоретических и практических задач по формированию и оценке стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Основные результаты и выводы могут быть использованы:
- региональными и муниципальными органами власти и руководителями компаний при разработке документов стратегического развития;
- инвесторами для оценки инвестиционной привлекательности компании;
- образовательными учреждениями при реализации учебных дисциплин в области комплексного экономического анализа деятельности предприятия.
Основные научные положения и результаты, выносимые на защиту
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компаний за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1. Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на конгрессе «Техноген 2017», г. Екатеринбург, на российских и международных форумах и научно-практических конференциях (Екатеринбург - 2011, 2016, 2017 гг., Казань - 2016 г., Albena, Bulgaria - 2016 г., Пермь - 2016 г., Москва - 2017 г.) и получили одобрение.
Результаты работы и практические рекомендации внедрены и использованы в деятельности Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, ПАО «Газпром», в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук № 0404-2015-0014 Института экономики УрО РАН. Материалы исследования используются в учебном процессе ФГБОУ ВО «УГГУ» при разработке учебных программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», а также в Бизнес-школе УрФУ при разработке новых образовательных программ дополнительного профессионального образования, что подтверждается соответствующими актами (Приложения 1-5).
Основные публикации по теме диссертации. По теме диссертационного исследования опубликованы 23 научные работы общим объемом 19,15 п. л. (авт. - 14,9 п. л.), в том числе 8 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций («Журнал экономической теории», «Современная экономика: проблемы и решения», «Фундаментальные
исследования», «Управление экономическими системами», «Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление», «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз»).
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 290 наименований, и 9 приложений. Основной текст представлен на 198 страницах и включает 29 рисунков и 28 таблиц.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности промышленной компании с учетом социальной ответственности» систематизированы понятия и подходы к исследованию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Обоснована эволюционная трансформация теории корпоративной социальной ответственности (далее КСО) и сформулированы принципы ее реализации. Представлена концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании в условиях развития Индустрии 4.0 и выявлены закономерности их взаимосвязи.
Во второй главе «Оценка стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании на основе социальной ответственности» проведен анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности компании. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности. Предложены показатели оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ промышленной компании.
В третьей главе «Формирование стратегических конкурентных преимуществ компаний топливно-энергетического комплекса с позиции социально ответственного поведения» определены место и роль компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в аспекте социально ответственной деятельности, проведена апробация предложенных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ на примере компаний топливно-энергетического комплекса. Проведена спецификация конкурентных стратегий и определены конкурентные позиции компаний ТЭК.
В заключении приведены основные выводы, обобщены результаты исследования.
Особенностью формирования современной технико-экономической парадигмы является появление новых детерминант, обуславливающих приоритетность повышения конкурентоспособности (далее КСП) промышленных предприятий, которые исторически формируют фундамент стабильности национальной экономики. Для промышленных компаний особую значимость приобретает концепция Индустрии 4.0, в рамках которой одним из мощных факторов развития конкуренции и усиления репутационного капитала промышленной компании является ее социально ответственное поведение. Деятельность промышленных компаний сопряжена с рядом социальных и экологических рисков, преодоление которых позволит им занять более высокую конкурентную позицию, как на отечественном, так и международном рынках. Поэтому вопросам социальной ответственности уделяется все больше внимания, так как они преодолевают рамки академических кругов, а их дискуссионный характер накладывает отпечаток на правила ведения конкурентной борьбы в новых экономических условиях.
В качестве элемента стратегического управления социальная ответственность подразумевает получение экономической, социальной и экологической результативности в контексте корпоративной устойчивости, которая обеспечивает соблюдение этических норм корпоративного поведения и предполагает участие бизнеса в развитии компании, отрасли, территории базирования и общества в целом. Инструменты финансирования социально ответственной деятельности представлены уже хорошо известными для отечественных промышленных предприятий социальными инвестициями. Однако на сегодняшний день недостаточно проработанным аспектом остается получение количественно измеряемого социально значимого результата, который является отличительной особенностью нового вида инвестирования - импакт-инвестирования, расширяя существующую номенклатуру факторов обеспечения конкурентоспособности промышленной компании. Это актуализирует определение нового вектора определения конкурентной стратегии промышленной компании, совершенствование модельного и методического аппарата исследования, детерминируя значимость формирования и оценки конкурентных преимуществ в аспекте социально ответственной деятельности.
Степень разработанности проблемы
Вопросы исследования теоретических и методических проблем конкуренции и конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов достаточно широко освещены в трудах зарубежных ученых И. Ансоффа, Д. Кейнса, А. Курно, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Т. Стюарта, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера, и многих других. Среди отечественных ученых проблемами обеспечения, оценки и управления конкурентоспособностью занимались Г. Азоев, В. Белоусов, В. Быков, Г. Гуляев, В. Криворотов, Р. Фатхутдинов, Х. Фасхиев, А. Юданов, А. Лищук и др.
Концептуальные основы социально ответственной деятельности были рассмотрены в работах исследователей Г. Боуэна, Д. Виндзора, К. Дэвиса, П. Друкера, М. Фридмана, В. Фредерика, А. Кэрролла, И. Белик, В. Бондаренко, Ю. Благова, Л. Тонышевой, И. Ткаченко, А. Костина, Е. Харитоновой и др. Изучением вопросов финансирования социально ответственной деятельности занимались С. Гончаров, А. Горбатова, Н. Зверева, Н. Кельчевская, Н. Кричевский, К. Хачатурян, Д. Элкингтон и др. Оценка и измерение социально ответственной деятельности нашли отражение в трудах М. Московица, Б. Руфа, А. Азапагика, Д. Туркера, А. Калабрезе, Л. Капкиной, Ф. Кочрана, О. Лещенко и др.
Вопросы взаимовлияния конкурентоспособности и социально-ответственной деятельности представлены в трудах ученых: В. Вена, С Бермана, С. Браммера, А. Милингтона, Ж. Суррока, Ж. Трибо, Р. Вуда, А. Улман, М. Крамера, А. Анкудинова, Е. Андреевой, В. Бочко, А.Дынкина, Б. Кондратьева, Г. Клейнера, Д. Миловидова, С. Перегудова, М. Петрова, М. Орлицкого, А. Татаркина, Г. Тульчинского, С. Задека и др.
Проблемы стратегического управления компанией освещены в работах В. Винокурова, Д. Кревенса, Н. Моисеевой, Д. Хасби, О. Юлдашевой и др., в частности, в отраслевых промышленных комплексах: в металлургической отрасли - А. Бродова, И Буданова, А. Козицина, В. Лисина, Д. Пумпянского, О. Романовой, В. Штанского; в топливно-энергетической отрасли - Л. Гительмана, М. Кожевникова, В. Крюкова, В. Пленкиной, в высокотехнологичных отраслях - Ю. Дорошенко, И. Ершовой, Б. Кузыка, Ю. Яковца и др.
Несмотря на значительный объем зарубежных и отечественных работ в области конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, а также социально ответственной деятельности и инструментов ее финансирования, проблема формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленных компаний в контексте социальной ответственности изучена недостаточно. Это обусловило необходимость проведения данного исследования, определило его цель и задачи.
Объектом диссертационного исследования выступают отечественные публичные компании топливно-энергетического комплекса.
Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Цель исследования: развитие теоретических и методических положений формирования и оценки стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Развить теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность.
2. Предложить механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и разработать комплекс показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт- инвестирования.
3. Разработать интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности.
Область исследования соответствует п. 1.1.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности»; п. 1.1.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов»; п. 1.1.17. «Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства» Паспорта ВАК Министерства образования и науки России по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».
Теоретическую и методическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования Индустрии 4.0, концептуальных основ социально ответственной деятельности, развития системы социального инвестирования, обеспечения, оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ компаний, управления и стратегического развития хозяйствующих субъектов. В исследовании использованы методы системного, компаративного, стратегического анализа, логико-структурного моделирования, формализации и другие методы.
Информационная база исследования основана на отчетных данных и прогнозах социально-экономического развития России, разрабатываемых Министерством экономического развития, промышленности и торговли РФ, Федеральной службой государственной статистики, на аналитических материалах топливно-энергетических компаний, финансовой и нефинансовой отчетности промышленных компаний, на нормативно-правовых законодательных актах, а также использованы собственные исследования автора.
Научная новизна результатов исследования
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных
преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1.
Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается: использованием теоретической, методической, статистической аналитической информации, полученной из достоверных источников; всесторонним изучением работ отечественных и зарубежных исследователей в области обеспечения и оценки конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности, опубликованных в авторитетных научных изданиях; применением широкого спектра методов исследования: компаративного и стратегического анализа, логикого-структурного моделирования, формализации; положительной апробацией результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в обосновании импакт- инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, разработке концептуальной модели воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность, создании комплекса оригинальных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, представлении авторского интегрального показателя оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ. Это позволяет использовать полученные научные результаты для решения теоретических и практических задач по формированию и оценке стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Основные результаты и выводы могут быть использованы:
- региональными и муниципальными органами власти и руководителями компаний при разработке документов стратегического развития;
- инвесторами для оценки инвестиционной привлекательности компании;
- образовательными учреждениями при реализации учебных дисциплин в области комплексного экономического анализа деятельности предприятия.
Основные научные положения и результаты, выносимые на защиту
1. Развиты теоретические положения формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компаний за счет обоснования импакт-инвестирования как закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности, что позволило автору разработать концептуальную модель воздействия социальной ответственности промышленной компании на ее конкурентоспособность (п.1.1.17. Паспорта специальностей ВАК).
2. Предложен механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании, конструктивной особенностью которого является медиирующая функция репутационного капитала в процессе наращивания стратегических конкурентных преимуществ, что позволило разработать комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования (п. 1.1.1. Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработан интегральный показатель оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ (конкурентный индекс корпоративной социальной ответственности), агрегирующий социальный, экономический и экологический показатели в рамках корпоративной устойчивости, использование которого позволяет дифференцировать позицию компании в поле конкурентных стратегий и своевременно корректировать стратегические решения промышленных компаний (п. 1.1.13. Паспорта специальностей ВАК).
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на конгрессе «Техноген 2017», г. Екатеринбург, на российских и международных форумах и научно-практических конференциях (Екатеринбург - 2011, 2016, 2017 гг., Казань - 2016 г., Albena, Bulgaria - 2016 г., Пермь - 2016 г., Москва - 2017 г.) и получили одобрение.
Результаты работы и практические рекомендации внедрены и использованы в деятельности Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, ПАО «Газпром», в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук № 0404-2015-0014 Института экономики УрО РАН. Материалы исследования используются в учебном процессе ФГБОУ ВО «УГГУ» при разработке учебных программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», а также в Бизнес-школе УрФУ при разработке новых образовательных программ дополнительного профессионального образования, что подтверждается соответствующими актами (Приложения 1-5).
Основные публикации по теме диссертации. По теме диссертационного исследования опубликованы 23 научные работы общим объемом 19,15 п. л. (авт. - 14,9 п. л.), в том числе 8 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций («Журнал экономической теории», «Современная экономика: проблемы и решения», «Фундаментальные
исследования», «Управление экономическими системами», «Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление», «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз»).
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 290 наименований, и 9 приложений. Основной текст представлен на 198 страницах и включает 29 рисунков и 28 таблиц.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности промышленной компании с учетом социальной ответственности» систематизированы понятия и подходы к исследованию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Обоснована эволюционная трансформация теории корпоративной социальной ответственности (далее КСО) и сформулированы принципы ее реализации. Представлена концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании в условиях развития Индустрии 4.0 и выявлены закономерности их взаимосвязи.
Во второй главе «Оценка стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании на основе социальной ответственности» проведен анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности и корпоративной социальной ответственности компании. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании в контексте социальной ответственности. Предложены показатели оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ промышленной компании.
В третьей главе «Формирование стратегических конкурентных преимуществ компаний топливно-энергетического комплекса с позиции социально ответственного поведения» определены место и роль компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в аспекте социально ответственной деятельности, проведена апробация предложенных показателей оценки социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования, а также оценки приращения стратегических конкурентных преимуществ на примере компаний топливно-энергетического комплекса. Проведена спецификация конкурентных стратегий и определены конкурентные позиции компаний ТЭК.
В заключении приведены основные выводы, обобщены результаты исследования.
1. Историко-логический анализ подходов к раскрытию сути феномена конкуренции позволил отметить возросший интерес к поведенческой теории конкуренции, в русле которой успешное ведение конкурентной борьбы осуществляется за счет создания и удержания ряда конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество представляет собой способность компании обеспечивать максимум возможностей в преодолении силы конкуренции, привлечении и сохранении потребителей. Набор конкурентных преимуществ образует фундамент конкурентоспособности компании и представляет собой динамическую характеристику, определяемую комплексом внутренних и внешних факторов.
2. В рамках новой технико-экономической парадигмы компания все более тесно взаимодействует со своим социальным и экологическим окружением, создавая цепочки ценности, которые впоследствии трансформируются в сети ценности и стратегические сети. Сравнительный анализ традиционной теории конкурентоспособности и в рамках концепции Индустрии 4.0 подтвердил рост значимости нематериальных активов компании, расширение круга заинтересованных сторон, актуализируя необходимость разработки новых механизмов формирования стратегических конкурентных преимуществ компании.
3. На основе существующих концепций нами были выделены шесть
этапов эволюции социальной ответственности: концептуализации, инструментализации, институционализации, персонификации, социального инвестирования и современный этап - импакт-инвестирования. На последнем этапе эволюционной трансформации компании декларируют выход за рамки формальных критериев социальной отчетности, подчеркивая свое стремление оказывать непосредственное влияние на общественные процессы, что согласуется с положениями концепции Индустрии 4.0., выдвигая импакт-инвестирование в качестве закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности компании. Это позволило обозначить приоритетность импакт- инвестирования в качестве ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности в новых экономических условиях.
4. Результаты компаративного анализа социального и импакт- инвестирования по таким признакам, как эффективность, цель и характер позволили обозначать преимущества импакт-инвестирования над социальным инвестированием. Обосновано, что социальные инвестиции имеют селективный характер, а импакт-инвестиции инклюзивный. Инклюзивный характер импакт- инвестирования заключается в стремлении объединить все слои общества, государства и бизнеса в предотвращении опасностей, вызовов, угроз и рисков возникновения социальных и экологических проблем. Существенные затруднения в имплементации положений импакт-инвестирования вызывает то, что многие промышленные компании не осведомлены о преимуществах данного вида финансирования.
5. Разработана концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании. Нами были выделены четыре основных компонента репутационного капитала промышленных компаний: интеллектуальный капитал, информационная открытость, имидж, и законность деятельности компании. Репутационный капитал оказывает благоприятное воздействие на преодоление социальных и экологических рисков, возникающих в процессе ведения хозяйственной деятельности, предоставляя возможности для наращивания стратегических конкурентных преимуществ, посредством реализации социальных и импакт- инвестиций в качестве фактора обеспечения конкурентоспособности. В контексте Индустрии 4.0 экономические интересы хозяйствующих субъектов взаимообуславливают социальные ожидания общества. Осуществление социально ответственной деятельности промышленной компании приумножает репутационный капитал компании - ключевой нематериальный актив, выступающий в роли медиатора, регулирующего взаимоотношения, возникающие между корпоративной социальной ответственностью компании и ее конкурентоспособностью.
6. Формирование конкурентных преимуществ компании с позиции КСО создают дополнительные возможности для развития стратегического потенциала и формируют уникальную конкурентную стратегию поведения компании. В ходе сопоставления возможностей, которые предоставляет реализация аспектов КСО и компонентов стратегического плана, затрагивающих конкурентоспособность компании, было отмечено, что они во многом совпадают или пересекаются друг с другом.
7. В условиях жесткой конкуренции и глобализации рынков путем укрупнения бизнеса (слияния и поглощения компаний) достаточно сложно выделить группу наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности, а также предложить универсальный метод ее оценки. Наиболее популярными методами оценки и измерения КСО остаются контент-анализ и различные рейтинговые инструменты. Однако обзор литературы показал, что, несмотря на наличие разнообразных методов оценки результатов деятельности в области КСО, они ограничены различными рамками, и большинство из них опираются на интересы только заинтересованных сторон, не учитывая оценку социального инвестирования в качестве источника стратегического конкурентного преимущества.
8. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании с учетом социальной ответственности, дающий возможность установить взаимосвязь социальных и импакт-инвестиций, направленных на финансирование интересов различных групп стейкхолдеров. Данный механизм отображает последовательность создания стратегических конкурентных преимуществ посредством инвестирования во внутреннюю и внешнюю социально ответственную деятельность. Конструктивная особенность механизма состоит в том, что репутационный капитал компании выполняет медиирующую функцию, заключающуюся в создании ценностей, формирующих стратегические конкурентные преимущества компании. Создание ценностей осуществляется за счет использования нематериальных ресурсов и отражает удовлетворение интересов различных стейкхолдеров, которые также участвуются в процессе их генерации.
9. На основании предложенного автором механизма создан комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования промышленной компании, предусматривающий оценку эффективности использования инвестиционных ресурсов. Данный комплекс позволяет выявить дополнительные возможности для формирования конкурентных преимуществ промышленной компании с позиции не только финансово-экономической результативности, но и с учетом результатов ее социально ответственной деятельности. Это позволяет проводить организационно-управленческие изменения в системе взаимоотношений промышленной компании со всеми заинтересованными сторонами.
10. В диссертации предложен интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ (конкурентный индекс КСО), который синтезирует в себе, по нашему мнению, наиболее значимые индикаторы экономического, социального и экологического показателей. Для пояснения полученных значений конкурентного индекса КСО представлен алгоритм интерпретации степени приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Градация диапазонов оценок предложенного алгоритма определяет степень приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и позволяет специфицировать стратегию ее конкурентного поведения.
11. Ориентируясь на характеристику социально ответственного поведения компании, рассматриваемого в качестве компонента стратегического управления, нами были специфицированы конкурентные стратегии промышленных компаний. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний позволяет дать качественную характеристику конкурентного поведения компаний ТЭК в аспекте социально ответственной деятельности. Основой спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК является построение трехкомпонентной фазовой диаграммы, позволяющей определить местоположение компаний и траекторию их движения в поле конкурентных стратегий. Данная диаграмма отражает консолидацию усилий компании в противостоянии воздействию внешней среды. Сложность при построении диаграммы спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК заключается в том, что не все компании в равных объемах публикуют данные в нефинансовых отчетностях. Ряд компаний используют один спектр показателей результативности деятельности, другие отражают иные, поскольку вариативность предусмотрена глобальной инициативой об отчетности в области устойчивого развития.
12. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний в рамках ее социально ответственного поведения позволяет оценить не только конкурентный статус хозяйствующего субъекта в динамике, а также дает возможность оценить местоположение компании относительно друг друга в конкурентном поле. Использование ретроспективных данных для определения местоположения компании дает возможность не только позиционировать компании относительно друг друга, но и проанализировать тенденции изменения стратегии ее конкурентного поведения. Это позволяет определить слабые и сильные стороны компании для оптимизации инвестиционной политики касательно финансирования социально ответственных мероприятий с целью формирования стратегических конкурентных преимуществ.
13. В целях дальнейшего углубления и расширения достигнутых результатов диссертационного исследования в перспективе необходимо провести апробацию инструментария оценки стратегических конкурентных преимуществ на примере не только компаний топливно-экономического комплекса, но и других отраслей народного хозяйства. Необходимо осуществить построение экономико-математических моделей, отражающих влияние социальной ответственности на компоненты репутационного капитала для адаптации концептуальной модели к условиям функционирования отечественных промышленных компаний.
2. В рамках новой технико-экономической парадигмы компания все более тесно взаимодействует со своим социальным и экологическим окружением, создавая цепочки ценности, которые впоследствии трансформируются в сети ценности и стратегические сети. Сравнительный анализ традиционной теории конкурентоспособности и в рамках концепции Индустрии 4.0 подтвердил рост значимости нематериальных активов компании, расширение круга заинтересованных сторон, актуализируя необходимость разработки новых механизмов формирования стратегических конкурентных преимуществ компании.
3. На основе существующих концепций нами были выделены шесть
этапов эволюции социальной ответственности: концептуализации, инструментализации, институционализации, персонификации, социального инвестирования и современный этап - импакт-инвестирования. На последнем этапе эволюционной трансформации компании декларируют выход за рамки формальных критериев социальной отчетности, подчеркивая свое стремление оказывать непосредственное влияние на общественные процессы, что согласуется с положениями концепции Индустрии 4.0., выдвигая импакт-инвестирование в качестве закономерного этапа эволюционной трансформации социальной ответственности компании. Это позволило обозначить приоритетность импакт- инвестирования в качестве ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности в новых экономических условиях.
4. Результаты компаративного анализа социального и импакт- инвестирования по таким признакам, как эффективность, цель и характер позволили обозначать преимущества импакт-инвестирования над социальным инвестированием. Обосновано, что социальные инвестиции имеют селективный характер, а импакт-инвестиции инклюзивный. Инклюзивный характер импакт- инвестирования заключается в стремлении объединить все слои общества, государства и бизнеса в предотвращении опасностей, вызовов, угроз и рисков возникновения социальных и экологических проблем. Существенные затруднения в имплементации положений импакт-инвестирования вызывает то, что многие промышленные компании не осведомлены о преимуществах данного вида финансирования.
5. Разработана концептуальная модель воздействия корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность компании. Нами были выделены четыре основных компонента репутационного капитала промышленных компаний: интеллектуальный капитал, информационная открытость, имидж, и законность деятельности компании. Репутационный капитал оказывает благоприятное воздействие на преодоление социальных и экологических рисков, возникающих в процессе ведения хозяйственной деятельности, предоставляя возможности для наращивания стратегических конкурентных преимуществ, посредством реализации социальных и импакт- инвестиций в качестве фактора обеспечения конкурентоспособности. В контексте Индустрии 4.0 экономические интересы хозяйствующих субъектов взаимообуславливают социальные ожидания общества. Осуществление социально ответственной деятельности промышленной компании приумножает репутационный капитал компании - ключевой нематериальный актив, выступающий в роли медиатора, регулирующего взаимоотношения, возникающие между корпоративной социальной ответственностью компании и ее конкурентоспособностью.
6. Формирование конкурентных преимуществ компании с позиции КСО создают дополнительные возможности для развития стратегического потенциала и формируют уникальную конкурентную стратегию поведения компании. В ходе сопоставления возможностей, которые предоставляет реализация аспектов КСО и компонентов стратегического плана, затрагивающих конкурентоспособность компании, было отмечено, что они во многом совпадают или пересекаются друг с другом.
7. В условиях жесткой конкуренции и глобализации рынков путем укрупнения бизнеса (слияния и поглощения компаний) достаточно сложно выделить группу наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности, а также предложить универсальный метод ее оценки. Наиболее популярными методами оценки и измерения КСО остаются контент-анализ и различные рейтинговые инструменты. Однако обзор литературы показал, что, несмотря на наличие разнообразных методов оценки результатов деятельности в области КСО, они ограничены различными рамками, и большинство из них опираются на интересы только заинтересованных сторон, не учитывая оценку социального инвестирования в качестве источника стратегического конкурентного преимущества.
8. Разработан механизм формирования стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании с учетом социальной ответственности, дающий возможность установить взаимосвязь социальных и импакт-инвестиций, направленных на финансирование интересов различных групп стейкхолдеров. Данный механизм отображает последовательность создания стратегических конкурентных преимуществ посредством инвестирования во внутреннюю и внешнюю социально ответственную деятельность. Конструктивная особенность механизма состоит в том, что репутационный капитал компании выполняет медиирующую функцию, заключающуюся в создании ценностей, формирующих стратегические конкурентные преимущества компании. Создание ценностей осуществляется за счет использования нематериальных ресурсов и отражает удовлетворение интересов различных стейкхолдеров, которые также участвуются в процессе их генерации.
9. На основании предложенного автором механизма создан комплекс оригинальных показателей оценки эффективности социального инвестирования с элементами импакт-инвестирования промышленной компании, предусматривающий оценку эффективности использования инвестиционных ресурсов. Данный комплекс позволяет выявить дополнительные возможности для формирования конкурентных преимуществ промышленной компании с позиции не только финансово-экономической результативности, но и с учетом результатов ее социально ответственной деятельности. Это позволяет проводить организационно-управленческие изменения в системе взаимоотношений промышленной компании со всеми заинтересованными сторонами.
10. В диссертации предложен интегральный показатель оценки приращения конкурентных преимуществ (конкурентный индекс КСО), который синтезирует в себе, по нашему мнению, наиболее значимые индикаторы экономического, социального и экологического показателей. Для пояснения полученных значений конкурентного индекса КСО представлен алгоритм интерпретации степени приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании. Градация диапазонов оценок предложенного алгоритма определяет степень приращения стратегических конкурентных преимуществ промышленной компании и позволяет специфицировать стратегию ее конкурентного поведения.
11. Ориентируясь на характеристику социально ответственного поведения компании, рассматриваемого в качестве компонента стратегического управления, нами были специфицированы конкурентные стратегии промышленных компаний. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний позволяет дать качественную характеристику конкурентного поведения компаний ТЭК в аспекте социально ответственной деятельности. Основой спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК является построение трехкомпонентной фазовой диаграммы, позволяющей определить местоположение компаний и траекторию их движения в поле конкурентных стратегий. Данная диаграмма отражает консолидацию усилий компании в противостоянии воздействию внешней среды. Сложность при построении диаграммы спецификации конкурентных стратегий поведения компаний ТЭК заключается в том, что не все компании в равных объемах публикуют данные в нефинансовых отчетностях. Ряд компаний используют один спектр показателей результативности деятельности, другие отражают иные, поскольку вариативность предусмотрена глобальной инициативой об отчетности в области устойчивого развития.
12. Спецификация конкурентных стратегий поведения компаний в рамках ее социально ответственного поведения позволяет оценить не только конкурентный статус хозяйствующего субъекта в динамике, а также дает возможность оценить местоположение компании относительно друг друга в конкурентном поле. Использование ретроспективных данных для определения местоположения компании дает возможность не только позиционировать компании относительно друг друга, но и проанализировать тенденции изменения стратегии ее конкурентного поведения. Это позволяет определить слабые и сильные стороны компании для оптимизации инвестиционной политики касательно финансирования социально ответственных мероприятий с целью формирования стратегических конкурентных преимуществ.
13. В целях дальнейшего углубления и расширения достигнутых результатов диссертационного исследования в перспективе необходимо провести апробацию инструментария оценки стратегических конкурентных преимуществ на примере не только компаний топливно-экономического комплекса, но и других отраслей народного хозяйства. Необходимо осуществить построение экономико-математических моделей, отражающих влияние социальной ответственности на компоненты репутационного капитала для адаптации концептуальной модели к условиям функционирования отечественных промышленных компаний.
Подобные работы
- ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Концепция социально-этичного маркетинга в формировании конкурентных преимуществ фирмы. На материалах ООО«Массимо Дутти
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Реализация социальной ответственности в системе финансового управления нефтяной компании (Уфимский государственный нефтяной технический университет)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Укрепление конкурентных преимуществ организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



