С. Джонсон и конструирование британской национальной идентичности в XVIII в
|
Введение 3
Глава 1. С. Джонсон и его эпоха в научной литературе и исторических источниках 24
1.1. Проблема британской национальной идентичности XVIII в. в историографии .... 24
1.2. Интеллектуальная биография С. Джонсона и его наследие 37
1.3. Джонсоноведение: этапы становления и современное состояние 61
Глава 2. Репрезентация образа «другого» в сочинениях интеллектуала 84
2.1. Образ Востока 84
2.2. Образ «врага»: католическая угроза 103
2.3. С. Джонсон и борьба с галломанией 115
Глава 3. «Окраины» Королевства Великобритания глазами С. Джонсона 127
3.1. Шотландия и шотландцы 127
3.2. Ирландия и Уэльс 142
3.3. Североамериканские колонии Британии 157
Глава 4. Ядро британской идентичности: конструирование «ментальной карты» нации 170
4.1. «Словарь английского языка»: национальный проект 170
4.2. Прошлое в культурной памяти нации 185
4.3. С. Джонсон как «чистокровный англичанин» 205
Заключение 221
Список источников и литературы 226
Глава 1. С. Джонсон и его эпоха в научной литературе и исторических источниках 24
1.1. Проблема британской национальной идентичности XVIII в. в историографии .... 24
1.2. Интеллектуальная биография С. Джонсона и его наследие 37
1.3. Джонсоноведение: этапы становления и современное состояние 61
Глава 2. Репрезентация образа «другого» в сочинениях интеллектуала 84
2.1. Образ Востока 84
2.2. Образ «врага»: католическая угроза 103
2.3. С. Джонсон и борьба с галломанией 115
Глава 3. «Окраины» Королевства Великобритания глазами С. Джонсона 127
3.1. Шотландия и шотландцы 127
3.2. Ирландия и Уэльс 142
3.3. Североамериканские колонии Британии 157
Глава 4. Ядро британской идентичности: конструирование «ментальной карты» нации 170
4.1. «Словарь английского языка»: национальный проект 170
4.2. Прошлое в культурной памяти нации 185
4.3. С. Джонсон как «чистокровный англичанин» 205
Заключение 221
Список источников и литературы 226
Актуальность темы исследования обусловлена ситуацией кризиса британской национальной идентичности в последней трети XX - начале XXI в. Референдум по вопросу о независимости в Шотландии в сентябре 2014 г., как и референдум о выходе Британии из Европейского союза в июне 2016 г. демонстрируют противоречивость процесса складывания новой британской идентичности в условиях мультикультурного общества. По этой причине обращение к категории идентичности приобретает небывалую значимость в осмыслении ситуации в современной Британии, а также природы образования наций и способов их репрезентаций в сознании людей прошлого и настоящего. Исследование того, «как и когда люди идентифицируют себя, воспринимают других и мир», позволяет связать макро- и микроуровни процесса складывания национальной идентичности.
Процесс формирования британской нации пришелся на XVIII столетие. Исследование механизмов конструирования британской национальной идентичности на этапе ее складывания невозможно без обращения к личности известного лексикографа, литератора, памфлетиста, писателя, поэта, журналиста, эссеиста и моралиста Сэмюэла Джонсона (1709-1784). Его биография и обширное интеллектуальное наследие являются неисчерпаемым источником в осмыслении истории Британии XVIII в. Недаром известный английский историк первой половины XX в. Дж. Тревельян назвал период 30-80-х гг. XVIII в. «эпохой Джонсона» .
Объектом исследования является процесс формирования британской национальной идентичности на этапе складывания британской нации 30-х - 80-х гг. XVIII в.
Предметом исследования стал вклад одного из самых влиятельных английских писателей середины XVIII в. Сэмюэла Джонсона в процесс формирования британской национальной идентичности.
Хронологические рамки исследования определяются временем процветания Британии в Ганноверскую эпоху - 30-е - середина 80-х гг. XVIII столетия. Именно на этот период приходятся культурные процессы, способствовавшие складыванию базовых элементов британской национальной идентичности. К числу таких процессов следует отнести усиление роли «средних рангов», формирование публичной сферы и коммерциализацию литературной профессии. Более того, эти годы стали временем активной литературной деятельности С. Джонсона. В связи с этим нижняя граница исследования определяется 30 -ми гг. XVIII в. и обусловлена временем стабилизации правления Ганноверской династии, с одной стороны, и началом литературной карьеры С. Джонсона, с другой. Верхняя - середина 80-х гг. XVIII в. - определяется кризисом Британской империи в связи с потерей тринадцати колоний в Северной Америке и кончиной лексикографа в 1784 г.
Степень изученности темы. Историография исследования включает три самодостаточных направления исторических исследований: изучение истории Британии XVIII в., исследование процессов формирования британской национальной идентичности или «британскости» (англ.Britishness) в XVIII столетии и джонсоноведение, или исследования, посвященные интерпретации наследия и жизненного пути С. Джонсона.
Первое направление представлено работами по истории Британии эпохи Просвещения. Проблемы общественно-политического развития Британии эпохи Просвещения были исследованы в работах Дж. Блэка, К. Вильсон, Дж. Кларка и др. Особое внимание на себя обращает труд британского историка П. Лэнгфорда «Вежливый и коммерческий народ: Англия в 1727-1783 гг.», в котором исследователь, анализируя политический контекст эпохи, прослеживает трансформацию британского общества сквозь призму социальных, экономических и культурных изменений. Среди отечественных исследователей данную тематику разрабатывают М.П. Айзенштат, Т.Л. Лабутина, С.Б. Семенов и 7 др.
Особое внимание при обращении к истории Британии XVIII столетия историками уделяется проблеме формирования публичной сферы, а также увеличению читательской аудитории, росту числа периодических изданий и усилению влияния «средних рангов» в обществе эпохи Просвещения. Об этом пишут Ю. Хабермас, Т. Бланнинг, Р. Портер и др.
Отдельную группу составляют исследования по образу «другого». Процессы формирования британского образа «другого» начали разрабатываться в 80-е гг. XX в. после публикации в 1978 г. Э. Саидом труда «Ориентализм. Западные концепции Востока» . Среди таких работ стоит отметить исследования П. Маршалла, Д. Портера и др.
Кроме того, историками изучаются вопросы взаимодействия британских путешественников эпохи Просвещения с жителями континентальной Европы в ходе гран-туров. Ярким примером подобного рода исследования является труд Дж. Блэка, в котором историк анализирует маршруты путешествий, их стоимость, способы времяпрепровождения британцев и формы их коммуникации с местными жителями. Помимо этого, предметом многих исследований остаются проблемы англо-шотландских отношений в XVIII столетии.
Второе направление представлено исследованиями процессов складывания британской национальной идентичности в XVIII столетии. В отечественной историографии данная проблема остается практически неизученной. Обращают на себя внимание лишь единичные работы, в которых предпринимаются попытки проанализировать формирование национальной идеи в Британии XVIII столетия. К числу таких работ относятся труды Е.А. Макаровой, М.В. Кирчанова, С.Е. Федорова и В.Ю. Апрыщенко.
Интерес к проблемам складывания британской нации в XVIII столетии в зарубежной историографии сложился в 80-е - 90-е гг. XX в. В это время дискуссия о том, кем являются британцы и можно ли говорить о единой британской идентичности, приобрела общенациональный характер и вышла за пределы научного сообщества. Можно согласиться с выводом антрополога Д.Н. Караваевой о двух группах исследований: традиционалистской (англоцентристская вигская историография) и ревизионистской (критика англоцентристского подхода и апелляция к мультикультурной природе британской идентичности). Формирование ревизионистского направления в исследовании вопросов национальной идентичности стало ответом на статью кембриджского историка Дж. Покока «Британская история: мольба о новом объекте». Покок «одним из первых обратил внимание на связь процессов развития национальной историографии и складывания национальной идентичности, призвав к формированию нового объекта британской истории».
Последователем Дж. Покока стала британская исследовательница Л. Коллей. В работе, впервые опубликованной в 1992 г., «Британцы: формирование нации, 1707-1832 гг.», Коллей отмечает, что «генезис «британскости» не может быть объяснен исключительно наличием английского «ядра», навязавшего свою культурную и политическую гегемонию беззащитной и обманутой кельтской периферии». «Британскость», по мнению исследовательницы, была сформирована поверх массива внутренних различий в ответ на контакт с «другим» и, прежде всего, из-за конфликтов с «другим».
В 1990-е гг. продолжали издаваться исследования по истории британской нации и идентичности в русле «новой британской истории». Примером подобного рода работ являются труды П. Маршалла, А. Мердока, М. Питтока, К. Кидда и др. Большинство исследователей подчеркивают важную роль «другого» в конструировании общей британской идентичности, а также значимость антикатолических настроений, присущих британскому обществу эпохи Просвещения, в формировании образа «своего» и «чужого».
Рубеж XX-XXI в. был отмечен выходом в свет новых работ по истории национальной идентичности в Британии . Следует отметить две из них, наиболее ярко отражающие новые тенденции. Речь идет о работе американского социолога К. Кумара «Создание английской национальной идентичности» и книге британского историка Р. Коллса «Идентичность Англии». Предметом исследования у Кумара и Коллса, в отличии от предшественников, стал процесс формирования исключительно английской национальной идентичности.
Следующее историографическое направление - третье - составляют исследования, посвященные Сэмюэлу Джонсону и интерпретации его интеллектуального наследия. Подробно данное направление рассматривается в третьем параграфе первой главы диссертационного исследования. До сих пор в отечественной историографии творчество С. Джонсона не становилось предметом специального исторического исследования. Тем не менее, его жизненный путь и творчество освещаются в работах филологов Л.А. Алябьевой, Т.В. Щербаковой, Е.П. Зыковой.
В зарубежной, в особенности англоязычной, историографии работы о Джонсоне, напротив, многочисленны и разнообразны по характеру и содержанию. История «джонсоноведения» насчитывает двести с лишним лет. Можно выделить три этапа в становлении этого исследовательского направления. Первый этап конца XVIII в. отмечен посмертными работами биографического характера, в которых был воссоздан жизненный путь С. Джонсона. Это работы Дж. Хокинса, Дж. Босуэлла, А. Мерфи и других . Отличительной особенностью ранних работ стало то, что изложение жизни литератора в них было строго хронологическим, а используемые источники практически не подвергались критике.
Второй этап охватывает XIX - первую половину XX в., когда вместе с развитием исторической науки изменяется и тематика исследований джонсоноведов. В русле романтической историографии может быть упомянут Т. Карлейль. Он посвятил Джонсону отдельную главу в книге 1840 г. «Герои, почитание героев и героическое в истории» , где рассматривал литератора как писателя-героя. Иначе интерпретировал личность Джонсона представитель вигской историографии Т.Б. Маколей, написавший очерк о лексикографе в 1857 г. Он невысоко оценивал личность и творчество Сэмюэла Джонсона и критиковал консервативные взгляды литератора. Период идеализации и героизации Джонсона наступил в Викторианскую и Эдвардианскую эпохи. Для исследований конца XIX - начала XX в. было характерным следование традициям, заложенным в ранних биографиях, - стремление к хронологическому изложению жизненного пути литератора и более углубленному исследованию обстоятельств его жизни. Примером подобного рода работ являются «Эссе Маколея и Карлейля о Сэмюэле Джонсоне» с предисловием У. Странка, «История доктора Джонсона» С.К. Робертса, «Сэмюэл Джонсон» Х. Кингсмилла и др. В целом можно говорить о том, что с конца XVIII до начала XX в. главным предметом внимания исследователей был Джонсон-писатель, его личность и биография, что вполне соответствовало общей тенденции к изучению британской истории литературы.
Прологом к третьему этапу стала работа Дж. Кратча, опубликованная в 1944 г. В ней ученый, продолжая традицию повествования о жизненном пути литератора, использует ранее недоступные источники и ставит вопрос о роли литературного наследия Джонсона, месте лексикографа среди других «людей письма» в эпоху Просвещения. В дальнейшем количество биографических сочинений продолжает расти, но их характерной особенностью становится отход от идеализированного «босуэлловского» образа доктора Джонсона и обращение непосредственно к самим сочинениям литературного «диктатора» Англии.
Во второй половине XX в. можно говорить о возрастании числа джонсоноведческих работ, авторами которых являются профессиональные историки. Начиная с 60-х - 70-х гг. XX в., появляются работы, целью которых является «встраивание» жизни и наследия Джонсона в контекст эпохи. Присущий англоязычной историографии интерес к изучению политической истории проявился и в исследованиях джонсоноведов, среди которых разгорелась дискуссия о политических взглядах Джонсона. Часть из них приводили тезисы в защиту аполитичности Джонсона (Дж. Вэнс, Д. Грин), другие, напротив, защищали тезис о том, что взгляды интеллектуала на политику отличались консервативностью и литератор был ревностным якобитом (Дж. Кларк, М. Дэвис, Г. Эрнскайн-Хилл, Т. Камински). Полемический характер дискуссии нашел свое отражение в двух номерах журнала «Эпоха Джонсона» за 1996 и 1997 гг.
Несмотря на то, что полемика между исследователями продолжается и в настоящее время, ее значение трудно переоценить, так как именно обращение к политическим взглядам интеллектуала привело к еще одной ярко выраженной тенденции в «джонсоноведческих исследованиях» (англ.Johnsonian’s studies), а именно, изучению жизни и деятельности литератора в историко-культурном контексте эпохи. Стремление современной англоязычной историографии к «встраиванию» жизни человека, его воззрений и текстов в контекст эпохи нашло отображается в новейших работах о С. Джонсоне. Для них характерно исследование личности Джонсона, его карьеры и литературного наследия в неразрывной связи с эпохой, через изучение роли доктора Джонсона в просветительском движении и интеллектуальной среде, а также в политической, религиозной и социокультурной истории Британии середины XVIII в. Благодаря этим исследованиям жизнь и творчество Сэмюэла Джонсона оказались вписанными в контекст истории Британии эпохи Просвещения. Тем не менее, сохраняется пробел в исследовании роли С. Джонсона в формировании британской национальной идентичности XVIII столетия. Данная проблематика только начинает разрабатываться .
Таким образом, вопрос о значимости С. Джонсона и его интеллектуального наследия в складывании национальной идентичности в Британии XVIII столетия остается малоизученной темой. В джонсоноведческих исследованиях и работах историков по вопросу формирования британской нации эта проблема еще не выдвигалась в качестве самостоятельного предмета исследования.
Целью исследования является реконструкция процесса формирования структуры британской национальной идентичности в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. на основе интеллектуального наследия С. Джонсона. Цель диссертационного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1) определить структуру британской национальной идентичности на этапе ее становления в 30-е - 80-е гг. XVIII в.;
2) проанализировать значимость образов «другого» в складывании национальной идентичности британцев XVIII столетия на основании работ Джонсона;
3) дать оценку представлениям литературного «диктатора» о кельтских «окраинах» Британии;
4) проанализировать отношение С. Джонсона к североамериканским колониям и вопросу их независимости;
5) определить значение «Словаря английского языка» 1755 г. в складывании британской национальной идентичности;
6) выявить исторические воззрения Джонсона и роль изданных им работ Шекспира и «Жизнеописаний важнейших английских поэтов» в формировании культурной памяти нации;
7) определить характерные черты «чистокровного англичанина» на примере биографии и наследия С. Джонсона.
Источниковая база. В основу характеристики источниковой базы исследования положен видовой принцип классификации исторических источников. В соответствии с ним источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп: дебаты английского парламента, периодика, публицистика, исторические сочинения, жизнеописания, мемуарная литература, травелоги, художественная литература, корреспонденция и частная переписка, справочные издания.
Первую группу составляют дебаты английского парламента, представленные изданием «Парламентской истории Англии» Уильяма Коббетта, охватывающие период с середины 30-х по середину 80-х гг. XVIII столетия. Парламентская история была восстановлена Коббеттом на основании «журналов обеих палат, материалов современников, а также впоследствии и прессы».
Периодика представлена очерками, эссе и статьями Джонсона, вышедшими на страницах журналов «Джентльменс мэгэзин», «Рэмблер» и «Айдлер». Кроме того, к данной группе относятся парламентские дебаты, освещаемые С. Джонсоном на страницах «Джентльменс мэгэзин» в 1741-1744 гг. Ход парламентских дебатов, выходивший под названием «Дебаты в парламенте Лилипутии», Джонсон воссоздавал из заметок тех, кто имел право присутствовать на парламентских заседаниях, используя недюжинные литературные таланты и фантазию. Помимо журнальных статей, принадлежащих перу Джонсона, к данной группе относятся статьи и рецензии, опубликованные другими авторами XVIII в. на страницах британской периодической печати и позволяющие определить значение сочинений литературного «диктатора» Англии.
Следующую группу источников составляет публицистика. К ней относятся политические памфлеты и эссе Джонсона: памфлеты «Ложная тревога», «Размышления о последних операциях на Фолклендских островах», «Патриот» и «Налогообложение - это не тирания». Многочисленная эссеистика литератора позволяет судить о его политических и философских взглядах. Существенное место занимают публицистические произведения современников лексикографа, также способствующие наиболее полной реконструкции интеллектуального контекста изучаемого периода. К ним следует относить работы Дж. Хэнуэя, Дж. Арбентота, Дж. Пристли, Дж. Уизли и др.
Для «встраивания» представлений Джонсона в сложившуюся в Британии традицию историописания эпохи Просвещения использовались исторические труды его современников: «История Англии» Д. Юма, «Письма о пользе и изучении истории» Г.С. Дж. Болингброка, «Краткая история Англии» Дж. Линдсея, «История Англии» О. Голдсмита и др.
Особый интерес в качестве источника по теме исследования представляют жизнеописания и биографии, к числу которых также следует относить произведения по истории литературы. Среди них стоит выделить восьмитомное собрание сочинений Шекспира, десятитомное издание «Жизнеописания важнейших английских поэтов» Джонсона и принадлежащие его перу биографии Р. Сэвиджа, Р. Блейка, Ф. Дрейка и др. Кроме того, были использованы жизнеописания самого С. Джонсона, написанные Дж. Босуэллом, Дж. Хокинсом, Э. Трейл и др.
Мемуарная литература включает дневники, журналы путешествий и автобиографии. Автобиография Джонсона - «Анналы: рассказ о жизни Сэмюэла Джонсона от его рождения до одиннадцати лет, написанный им самим» - позволяет наиболее полно реконструировать ранние годы жизни литератора. Работа была обнаружена в 1805 г. Ричардом Райтом и издана им в этот же год . Остальные дневники, которые литератор вел с некоторыми перерывами с 1765 по 1784 г., были найдены среди рукописей в доме Джонсона на Гоф-сквер в Лондоне.
Большая часть из них с 1940 г. хранится в фонде библиотеки Гарвардского университета, после того как американские коллекционеры Мэри и Дональд Хайд выкупили собрание рукописей работ и писем Джонсона у британских коллег. Современный адаптированный текст мемуаров, дневников и проповедей Джонсона был издан в Йельском университете. В диссертации также были использованы дневники Э. Трейл и Г. Ридпата.
Следующая группа источников представлена корреспонденцией и частной перепиской С. Джонсона. Корреспонденция Джонсона была впервые издана посмертно миссис Трейл (во втором браке миссис Пьоцци). За ней последовал Босуэлл, включивший имеющуюся у него корреспонденцию лексикографа в первое издание «Жизни Сэмюэла Джонсона». Однако первое научное издание вышло лишь в конце XIX столетия под редакцией английского критика Георга Хилла. Позднее, уже в XX столетии, корреспонденция была дополнена литературоведом из Оксфордского университета Робертом Чепменом, опубликовавшим письма Джонсона в трех томах. Новейшее пятитомное издание писем литератора опубликовал в 1992-1994 гг. американский исследователь Брюс Рэдфорд. Адресатами писем литератора являлись как друзья и единомышленники Джонсона (Дж. Босуэлл, Дж. Хокинс, Э. Трейл, Дж. Рейнольдс, Э. Берк, О. Голдсмит, Д. Гаррик и др.), так и соратники по литературному поприщу, в том числе книгоиздатели и книготорговцы (Э. Кейв, У. Стрэхэн, Дж. Стивенс и др.).
Травелоги и путевые заметки британских путешественников Т. Пеннанта, М. Хэнуэй, Э. Трейл, Дж. Эндрюса и др. составляют отдельную группу источников. Особый интерес представляет работа С. Джонсона «Путешествие по западным островам Шотландии» (1775) и его дневники путешествий по Уэльсу (1774) и Франции (1775).
В исследовании большое внимание уделяется художественным произведениям Джонсона и его современников: О. Голдсмита, У. Бэкфорда и др. Значительное место занимают написанные литературным «диктатором» XVIII столетия художественные произведения. Так, поэма «Лондон» дает возможность реконструировать взгляды литератора на Елизаветинскую Англию. Пьеса «Ирэн» и восточная повесть «История Расселаса, принца абиссинского» раскрывают представления Джонсона о Востоке.
Наиболее значимая для данного исследования группа источников - литература справочного характера - представлена словарями английского языка, составленными современниками и предшественниками Джонсона . Основным источником такого вида является «Словарь английского языка» 1755 г. самого Джонсона, а также «План» словаря, и входящие в состав «Словаря» предисловие, история и грамматика английского языка. Ведущая роль словарей в источниковой базе исследования определяется тем, что лексикографическая традиция позволяет наиболее точно реконструировать процесс складывания национальной идентичности в Британии XVIII столетия. Кроме того, к данной группе источников относится каталог книг, выставленных на продажу душеприказчиками после смерти лексикографа . Каталог позволяет судить о круге чтения интеллектуала.
Методология и методы диссертационного исследования. Исследование носит междисциплинарный характер и выполнено на стыке таких дисциплин как история, литературоведение, социология, антропология и базируется на принципах историзма, научной объективности и системности.
Концептуально важными для данного исследования являются понятия «идентичность», «национальная идентичность» и «нация». Под «идентичностью», вслед за А.И. Филюшкиным, мы понимаем «устойчивое представление о принадлежности индивидуума к определенной социальной (культурной, национальной, реальной или воображаемой) общности, которое определяет его систему ценностей, социокультурные ориентиры и предпочтения, мотивацию поведения, представления о “своих” и “чужих”». Определение термина «национальная идентичность» используется в понимании Э. Смита. Исследователь определяет национальную идентичность как «поддержание и постоянное воспроизводство определенного склада, набора ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций, которые составляют отличительное культурное наследие нации, а также идентификацию отдельных индивидуумов с этим отличительным наследием, набором ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций» . При этом, нация, вслед за Б. Андерсеном, рассматривается как «воображаемое сообщество» и «как идея или проект, формирующаяся при помощи дискурсивных практик - научных, художественных, политических».
Методологической основой исследования является конструктивистский подход в изучении процессов складывания национальных идентичностей. В рамках данного подхода, представленного исследованиями Б. Андерсона, Э. Хобсбаума и Э. Геллнера, нации рассматриваются как феномен эпохи модерна, а потому уделяется большое внимание формам конструирования идентичности посредством национального языка, истории, прессы и системы образования. Описываемый Б. Андерсоном путь формирования «воображаемых сообществ» через революцию в книгопечатании и «лексикографическую революцию» соотносится с общественно-политическими и социокультурными трансформациями в Британии XVIII столетия. При обращении к практике формирования символов и мифов национального прошлого Британии эпохи Просвещения также была применена концепция этносимволизма британского историка Э. Смита. Углубление феномена национальной идентичности как массового явления через способы ее конструирования интеллектуалами отражено в работе американского социолога Р. Брубейкера «Этничность без групп».
Особое внимание в диссертационном исследовании уделяется имагологии, поскольку «историческое содержание бинарных оппозиций “я - другой”, “мы - они”, “свой - чужой”» неразрывно связано с процессами конструирования идентичности. Более того, исследование национальных идентичностей невозможно без выявления стереотипных черт «другого», зачастую являющегося антиподом той или иной идентичности. В этой связи интерес представляет исследование «ментальных карт» нации - «созданных человеком изображений части окружающего пространства». Здесь основополагающими трудами являются сочинения Э. Саида «Ориентализм» и Л. Вульфа «Изобретая Восточную Европу».
Важной составляющей методологии диссертационного исследования является подход, разрабатываемый в русле направления интеллектуальной истории. Исследование интеллектуальных традиций позволяет выйти «за рамки истории идей, теорий, концепций» и обратиться «к анализу конкретных средств и способов их формулирования в соответствующих текстах, и к судьбам их творцов, и к более широким социокультурным контекстам» .
Научная новизна определяется предметом исследования. Впервые в зарубежной и отечественной историографии предпринята реконструкция механизмов складывания британской национальной идентичности XVIII столетия на основе биографии и интеллектуального наследия С. Джонсона и показана ключевая роль литературного «диктатора» Англии в идейном оформлении национальной идентичности в Британии эпохи Просвещения. Впервые в отечественной историографии установлена связь лексикографической традиции с конструированием британской нации и национальной идентичности. «Словарь» Джонсона определяется как маркер британской национальной идентичности. Впервые в отечественной историографии уделено внимание репрезентации образа «другого» в творчестве С. Джонсона: проанализированы образы жителей Шотландии, Ирландии, Уэльса, Франции и североамериканских колоний. Таким образом, диссертационное исследование направлено на анализ литературного наследия известного лексикографа в новом исследовательском ключе - в неразрывной связи с процессами складывания британской национальной идентичности в эпоху Просвещения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Складывание структуры британской национальной идентичности пришлось на 30-е - середину 80-х гг. XVIII в. Данный период стал эпохой «просперити» в истории Британии и ряда социокультурных процессов, сделавших «изобретение» британской национальной идентичности возможным, а именно, формирование публичной сферы, «лексикографическая революция» и возрастание роли книг и прессы, или «революция чтения».
2. Ключевую роль в процессе конструирования британской национальной идентичности играли интеллектуалы, представители «республики писем». Красноречивым примером является доктор Джонсон. Его роль в складывании британской национальной идентичности весьма существенна. Многогранное литературное наследие Джонсона не только отражало процессы формирования национальной идентичности, но также стало фундаментом для ее конструирования.
3. «Словарь английского языка» 1755 г. следует считать своеобразным национальным проектом, отражавшим чаяния британского общества XVIII в. Создание английского языка «нового образца», его очищение от французского языкового влияния определялось стремлением сокрушить континентального соперника. Обращение Джонсона к истории английского языка и истории английской литературы способствовало созданию конструкта общего прошлого Британии.
4. Определяющее влияние на формирование британской национальной идентичности имел образ «другого». Именно через рефлексии образа «другого» - образа Востока и «католического врага» - происходило ее складывание. Если образ Востока способствовал формированию у жителей Британских островов европейской идентичности, то перед лицом европейской «католической угрозы» англичане, валлийцы, ирландцы и шотландцы осознавали себя британцами.
5. Кельтские «окраины» Британии оказались по существу исключены из процесса формирования британской национальной идентичности. Хотя споры о прошлом Британских островов в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. достигли масштабов «культурных войн», однако шотландские, валлийские и ирландские интеллектуалы не смогли противопоставить свой самостоятельный нарратив англоцентристскому дискурсу XVIII в., ярко представленному творческим наследием доктора Джонсона. Ядро британской национальной идентичности оказалось английским.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специальных курсов по истории и теории наций и национализма, по истории Британского Просвещения, а также курса «История и культура Великобритании». Основные положения диссертационного исследования могут быть применены при изучении дисциплин «История Нового времени стран Европы и Америки» и «Культурология».
Степень достоверности исследования определяется использованием в качестве источниковой базы помимо интеллектуального наследия доктора Джонсона сочинений современников литератора, материалов дебатов английского парламента, периодики и публицистики, что позволяет верифицировать полученные в ходе работы выводы.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. По теме исследования опубликовано 17 работ, в том числе - 3 в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК. Отдельные сюжеты исследования были представлены в докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях: «Мир истории. Новые горизонты: от источника к исследованию» (Екатеринбург, 2012, 2013, 2014, 2015), «Зарубежная новистика: проблемы истории и историографии» (Казань, 2013, 2014), «История Британии: современные исследования» (Москва, 2013), «Возвращение в Европу: российские центры изучения европейской истории нового и новейшего времени» (Екатеринбург, 2013), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2014), «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2014, 2017), «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 2015), «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития» (Санкт-Петербург, 2016), «Scholia Studiorum: пространство исторического нарратива» (Екатеринбург, 2016), «Полифония и полихромия в мировой истории и культуре» (Ярославль, 2016), «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики» (Москва, 2016), «Исторический опыт межкультурного диалога» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.
Процесс формирования британской нации пришелся на XVIII столетие. Исследование механизмов конструирования британской национальной идентичности на этапе ее складывания невозможно без обращения к личности известного лексикографа, литератора, памфлетиста, писателя, поэта, журналиста, эссеиста и моралиста Сэмюэла Джонсона (1709-1784). Его биография и обширное интеллектуальное наследие являются неисчерпаемым источником в осмыслении истории Британии XVIII в. Недаром известный английский историк первой половины XX в. Дж. Тревельян назвал период 30-80-х гг. XVIII в. «эпохой Джонсона» .
Объектом исследования является процесс формирования британской национальной идентичности на этапе складывания британской нации 30-х - 80-х гг. XVIII в.
Предметом исследования стал вклад одного из самых влиятельных английских писателей середины XVIII в. Сэмюэла Джонсона в процесс формирования британской национальной идентичности.
Хронологические рамки исследования определяются временем процветания Британии в Ганноверскую эпоху - 30-е - середина 80-х гг. XVIII столетия. Именно на этот период приходятся культурные процессы, способствовавшие складыванию базовых элементов британской национальной идентичности. К числу таких процессов следует отнести усиление роли «средних рангов», формирование публичной сферы и коммерциализацию литературной профессии. Более того, эти годы стали временем активной литературной деятельности С. Джонсона. В связи с этим нижняя граница исследования определяется 30 -ми гг. XVIII в. и обусловлена временем стабилизации правления Ганноверской династии, с одной стороны, и началом литературной карьеры С. Джонсона, с другой. Верхняя - середина 80-х гг. XVIII в. - определяется кризисом Британской империи в связи с потерей тринадцати колоний в Северной Америке и кончиной лексикографа в 1784 г.
Степень изученности темы. Историография исследования включает три самодостаточных направления исторических исследований: изучение истории Британии XVIII в., исследование процессов формирования британской национальной идентичности или «британскости» (англ.Britishness) в XVIII столетии и джонсоноведение, или исследования, посвященные интерпретации наследия и жизненного пути С. Джонсона.
Первое направление представлено работами по истории Британии эпохи Просвещения. Проблемы общественно-политического развития Британии эпохи Просвещения были исследованы в работах Дж. Блэка, К. Вильсон, Дж. Кларка и др. Особое внимание на себя обращает труд британского историка П. Лэнгфорда «Вежливый и коммерческий народ: Англия в 1727-1783 гг.», в котором исследователь, анализируя политический контекст эпохи, прослеживает трансформацию британского общества сквозь призму социальных, экономических и культурных изменений. Среди отечественных исследователей данную тематику разрабатывают М.П. Айзенштат, Т.Л. Лабутина, С.Б. Семенов и 7 др.
Особое внимание при обращении к истории Британии XVIII столетия историками уделяется проблеме формирования публичной сферы, а также увеличению читательской аудитории, росту числа периодических изданий и усилению влияния «средних рангов» в обществе эпохи Просвещения. Об этом пишут Ю. Хабермас, Т. Бланнинг, Р. Портер и др.
Отдельную группу составляют исследования по образу «другого». Процессы формирования британского образа «другого» начали разрабатываться в 80-е гг. XX в. после публикации в 1978 г. Э. Саидом труда «Ориентализм. Западные концепции Востока» . Среди таких работ стоит отметить исследования П. Маршалла, Д. Портера и др.
Кроме того, историками изучаются вопросы взаимодействия британских путешественников эпохи Просвещения с жителями континентальной Европы в ходе гран-туров. Ярким примером подобного рода исследования является труд Дж. Блэка, в котором историк анализирует маршруты путешествий, их стоимость, способы времяпрепровождения британцев и формы их коммуникации с местными жителями. Помимо этого, предметом многих исследований остаются проблемы англо-шотландских отношений в XVIII столетии.
Второе направление представлено исследованиями процессов складывания британской национальной идентичности в XVIII столетии. В отечественной историографии данная проблема остается практически неизученной. Обращают на себя внимание лишь единичные работы, в которых предпринимаются попытки проанализировать формирование национальной идеи в Британии XVIII столетия. К числу таких работ относятся труды Е.А. Макаровой, М.В. Кирчанова, С.Е. Федорова и В.Ю. Апрыщенко.
Интерес к проблемам складывания британской нации в XVIII столетии в зарубежной историографии сложился в 80-е - 90-е гг. XX в. В это время дискуссия о том, кем являются британцы и можно ли говорить о единой британской идентичности, приобрела общенациональный характер и вышла за пределы научного сообщества. Можно согласиться с выводом антрополога Д.Н. Караваевой о двух группах исследований: традиционалистской (англоцентристская вигская историография) и ревизионистской (критика англоцентристского подхода и апелляция к мультикультурной природе британской идентичности). Формирование ревизионистского направления в исследовании вопросов национальной идентичности стало ответом на статью кембриджского историка Дж. Покока «Британская история: мольба о новом объекте». Покок «одним из первых обратил внимание на связь процессов развития национальной историографии и складывания национальной идентичности, призвав к формированию нового объекта британской истории».
Последователем Дж. Покока стала британская исследовательница Л. Коллей. В работе, впервые опубликованной в 1992 г., «Британцы: формирование нации, 1707-1832 гг.», Коллей отмечает, что «генезис «британскости» не может быть объяснен исключительно наличием английского «ядра», навязавшего свою культурную и политическую гегемонию беззащитной и обманутой кельтской периферии». «Британскость», по мнению исследовательницы, была сформирована поверх массива внутренних различий в ответ на контакт с «другим» и, прежде всего, из-за конфликтов с «другим».
В 1990-е гг. продолжали издаваться исследования по истории британской нации и идентичности в русле «новой британской истории». Примером подобного рода работ являются труды П. Маршалла, А. Мердока, М. Питтока, К. Кидда и др. Большинство исследователей подчеркивают важную роль «другого» в конструировании общей британской идентичности, а также значимость антикатолических настроений, присущих британскому обществу эпохи Просвещения, в формировании образа «своего» и «чужого».
Рубеж XX-XXI в. был отмечен выходом в свет новых работ по истории национальной идентичности в Британии . Следует отметить две из них, наиболее ярко отражающие новые тенденции. Речь идет о работе американского социолога К. Кумара «Создание английской национальной идентичности» и книге британского историка Р. Коллса «Идентичность Англии». Предметом исследования у Кумара и Коллса, в отличии от предшественников, стал процесс формирования исключительно английской национальной идентичности.
Следующее историографическое направление - третье - составляют исследования, посвященные Сэмюэлу Джонсону и интерпретации его интеллектуального наследия. Подробно данное направление рассматривается в третьем параграфе первой главы диссертационного исследования. До сих пор в отечественной историографии творчество С. Джонсона не становилось предметом специального исторического исследования. Тем не менее, его жизненный путь и творчество освещаются в работах филологов Л.А. Алябьевой, Т.В. Щербаковой, Е.П. Зыковой.
В зарубежной, в особенности англоязычной, историографии работы о Джонсоне, напротив, многочисленны и разнообразны по характеру и содержанию. История «джонсоноведения» насчитывает двести с лишним лет. Можно выделить три этапа в становлении этого исследовательского направления. Первый этап конца XVIII в. отмечен посмертными работами биографического характера, в которых был воссоздан жизненный путь С. Джонсона. Это работы Дж. Хокинса, Дж. Босуэлла, А. Мерфи и других . Отличительной особенностью ранних работ стало то, что изложение жизни литератора в них было строго хронологическим, а используемые источники практически не подвергались критике.
Второй этап охватывает XIX - первую половину XX в., когда вместе с развитием исторической науки изменяется и тематика исследований джонсоноведов. В русле романтической историографии может быть упомянут Т. Карлейль. Он посвятил Джонсону отдельную главу в книге 1840 г. «Герои, почитание героев и героическое в истории» , где рассматривал литератора как писателя-героя. Иначе интерпретировал личность Джонсона представитель вигской историографии Т.Б. Маколей, написавший очерк о лексикографе в 1857 г. Он невысоко оценивал личность и творчество Сэмюэла Джонсона и критиковал консервативные взгляды литератора. Период идеализации и героизации Джонсона наступил в Викторианскую и Эдвардианскую эпохи. Для исследований конца XIX - начала XX в. было характерным следование традициям, заложенным в ранних биографиях, - стремление к хронологическому изложению жизненного пути литератора и более углубленному исследованию обстоятельств его жизни. Примером подобного рода работ являются «Эссе Маколея и Карлейля о Сэмюэле Джонсоне» с предисловием У. Странка, «История доктора Джонсона» С.К. Робертса, «Сэмюэл Джонсон» Х. Кингсмилла и др. В целом можно говорить о том, что с конца XVIII до начала XX в. главным предметом внимания исследователей был Джонсон-писатель, его личность и биография, что вполне соответствовало общей тенденции к изучению британской истории литературы.
Прологом к третьему этапу стала работа Дж. Кратча, опубликованная в 1944 г. В ней ученый, продолжая традицию повествования о жизненном пути литератора, использует ранее недоступные источники и ставит вопрос о роли литературного наследия Джонсона, месте лексикографа среди других «людей письма» в эпоху Просвещения. В дальнейшем количество биографических сочинений продолжает расти, но их характерной особенностью становится отход от идеализированного «босуэлловского» образа доктора Джонсона и обращение непосредственно к самим сочинениям литературного «диктатора» Англии.
Во второй половине XX в. можно говорить о возрастании числа джонсоноведческих работ, авторами которых являются профессиональные историки. Начиная с 60-х - 70-х гг. XX в., появляются работы, целью которых является «встраивание» жизни и наследия Джонсона в контекст эпохи. Присущий англоязычной историографии интерес к изучению политической истории проявился и в исследованиях джонсоноведов, среди которых разгорелась дискуссия о политических взглядах Джонсона. Часть из них приводили тезисы в защиту аполитичности Джонсона (Дж. Вэнс, Д. Грин), другие, напротив, защищали тезис о том, что взгляды интеллектуала на политику отличались консервативностью и литератор был ревностным якобитом (Дж. Кларк, М. Дэвис, Г. Эрнскайн-Хилл, Т. Камински). Полемический характер дискуссии нашел свое отражение в двух номерах журнала «Эпоха Джонсона» за 1996 и 1997 гг.
Несмотря на то, что полемика между исследователями продолжается и в настоящее время, ее значение трудно переоценить, так как именно обращение к политическим взглядам интеллектуала привело к еще одной ярко выраженной тенденции в «джонсоноведческих исследованиях» (англ.Johnsonian’s studies), а именно, изучению жизни и деятельности литератора в историко-культурном контексте эпохи. Стремление современной англоязычной историографии к «встраиванию» жизни человека, его воззрений и текстов в контекст эпохи нашло отображается в новейших работах о С. Джонсоне. Для них характерно исследование личности Джонсона, его карьеры и литературного наследия в неразрывной связи с эпохой, через изучение роли доктора Джонсона в просветительском движении и интеллектуальной среде, а также в политической, религиозной и социокультурной истории Британии середины XVIII в. Благодаря этим исследованиям жизнь и творчество Сэмюэла Джонсона оказались вписанными в контекст истории Британии эпохи Просвещения. Тем не менее, сохраняется пробел в исследовании роли С. Джонсона в формировании британской национальной идентичности XVIII столетия. Данная проблематика только начинает разрабатываться .
Таким образом, вопрос о значимости С. Джонсона и его интеллектуального наследия в складывании национальной идентичности в Британии XVIII столетия остается малоизученной темой. В джонсоноведческих исследованиях и работах историков по вопросу формирования британской нации эта проблема еще не выдвигалась в качестве самостоятельного предмета исследования.
Целью исследования является реконструкция процесса формирования структуры британской национальной идентичности в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. на основе интеллектуального наследия С. Джонсона. Цель диссертационного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1) определить структуру британской национальной идентичности на этапе ее становления в 30-е - 80-е гг. XVIII в.;
2) проанализировать значимость образов «другого» в складывании национальной идентичности британцев XVIII столетия на основании работ Джонсона;
3) дать оценку представлениям литературного «диктатора» о кельтских «окраинах» Британии;
4) проанализировать отношение С. Джонсона к североамериканским колониям и вопросу их независимости;
5) определить значение «Словаря английского языка» 1755 г. в складывании британской национальной идентичности;
6) выявить исторические воззрения Джонсона и роль изданных им работ Шекспира и «Жизнеописаний важнейших английских поэтов» в формировании культурной памяти нации;
7) определить характерные черты «чистокровного англичанина» на примере биографии и наследия С. Джонсона.
Источниковая база. В основу характеристики источниковой базы исследования положен видовой принцип классификации исторических источников. В соответствии с ним источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп: дебаты английского парламента, периодика, публицистика, исторические сочинения, жизнеописания, мемуарная литература, травелоги, художественная литература, корреспонденция и частная переписка, справочные издания.
Первую группу составляют дебаты английского парламента, представленные изданием «Парламентской истории Англии» Уильяма Коббетта, охватывающие период с середины 30-х по середину 80-х гг. XVIII столетия. Парламентская история была восстановлена Коббеттом на основании «журналов обеих палат, материалов современников, а также впоследствии и прессы».
Периодика представлена очерками, эссе и статьями Джонсона, вышедшими на страницах журналов «Джентльменс мэгэзин», «Рэмблер» и «Айдлер». Кроме того, к данной группе относятся парламентские дебаты, освещаемые С. Джонсоном на страницах «Джентльменс мэгэзин» в 1741-1744 гг. Ход парламентских дебатов, выходивший под названием «Дебаты в парламенте Лилипутии», Джонсон воссоздавал из заметок тех, кто имел право присутствовать на парламентских заседаниях, используя недюжинные литературные таланты и фантазию. Помимо журнальных статей, принадлежащих перу Джонсона, к данной группе относятся статьи и рецензии, опубликованные другими авторами XVIII в. на страницах британской периодической печати и позволяющие определить значение сочинений литературного «диктатора» Англии.
Следующую группу источников составляет публицистика. К ней относятся политические памфлеты и эссе Джонсона: памфлеты «Ложная тревога», «Размышления о последних операциях на Фолклендских островах», «Патриот» и «Налогообложение - это не тирания». Многочисленная эссеистика литератора позволяет судить о его политических и философских взглядах. Существенное место занимают публицистические произведения современников лексикографа, также способствующие наиболее полной реконструкции интеллектуального контекста изучаемого периода. К ним следует относить работы Дж. Хэнуэя, Дж. Арбентота, Дж. Пристли, Дж. Уизли и др.
Для «встраивания» представлений Джонсона в сложившуюся в Британии традицию историописания эпохи Просвещения использовались исторические труды его современников: «История Англии» Д. Юма, «Письма о пользе и изучении истории» Г.С. Дж. Болингброка, «Краткая история Англии» Дж. Линдсея, «История Англии» О. Голдсмита и др.
Особый интерес в качестве источника по теме исследования представляют жизнеописания и биографии, к числу которых также следует относить произведения по истории литературы. Среди них стоит выделить восьмитомное собрание сочинений Шекспира, десятитомное издание «Жизнеописания важнейших английских поэтов» Джонсона и принадлежащие его перу биографии Р. Сэвиджа, Р. Блейка, Ф. Дрейка и др. Кроме того, были использованы жизнеописания самого С. Джонсона, написанные Дж. Босуэллом, Дж. Хокинсом, Э. Трейл и др.
Мемуарная литература включает дневники, журналы путешествий и автобиографии. Автобиография Джонсона - «Анналы: рассказ о жизни Сэмюэла Джонсона от его рождения до одиннадцати лет, написанный им самим» - позволяет наиболее полно реконструировать ранние годы жизни литератора. Работа была обнаружена в 1805 г. Ричардом Райтом и издана им в этот же год . Остальные дневники, которые литератор вел с некоторыми перерывами с 1765 по 1784 г., были найдены среди рукописей в доме Джонсона на Гоф-сквер в Лондоне.
Большая часть из них с 1940 г. хранится в фонде библиотеки Гарвардского университета, после того как американские коллекционеры Мэри и Дональд Хайд выкупили собрание рукописей работ и писем Джонсона у британских коллег. Современный адаптированный текст мемуаров, дневников и проповедей Джонсона был издан в Йельском университете. В диссертации также были использованы дневники Э. Трейл и Г. Ридпата.
Следующая группа источников представлена корреспонденцией и частной перепиской С. Джонсона. Корреспонденция Джонсона была впервые издана посмертно миссис Трейл (во втором браке миссис Пьоцци). За ней последовал Босуэлл, включивший имеющуюся у него корреспонденцию лексикографа в первое издание «Жизни Сэмюэла Джонсона». Однако первое научное издание вышло лишь в конце XIX столетия под редакцией английского критика Георга Хилла. Позднее, уже в XX столетии, корреспонденция была дополнена литературоведом из Оксфордского университета Робертом Чепменом, опубликовавшим письма Джонсона в трех томах. Новейшее пятитомное издание писем литератора опубликовал в 1992-1994 гг. американский исследователь Брюс Рэдфорд. Адресатами писем литератора являлись как друзья и единомышленники Джонсона (Дж. Босуэлл, Дж. Хокинс, Э. Трейл, Дж. Рейнольдс, Э. Берк, О. Голдсмит, Д. Гаррик и др.), так и соратники по литературному поприщу, в том числе книгоиздатели и книготорговцы (Э. Кейв, У. Стрэхэн, Дж. Стивенс и др.).
Травелоги и путевые заметки британских путешественников Т. Пеннанта, М. Хэнуэй, Э. Трейл, Дж. Эндрюса и др. составляют отдельную группу источников. Особый интерес представляет работа С. Джонсона «Путешествие по западным островам Шотландии» (1775) и его дневники путешествий по Уэльсу (1774) и Франции (1775).
В исследовании большое внимание уделяется художественным произведениям Джонсона и его современников: О. Голдсмита, У. Бэкфорда и др. Значительное место занимают написанные литературным «диктатором» XVIII столетия художественные произведения. Так, поэма «Лондон» дает возможность реконструировать взгляды литератора на Елизаветинскую Англию. Пьеса «Ирэн» и восточная повесть «История Расселаса, принца абиссинского» раскрывают представления Джонсона о Востоке.
Наиболее значимая для данного исследования группа источников - литература справочного характера - представлена словарями английского языка, составленными современниками и предшественниками Джонсона . Основным источником такого вида является «Словарь английского языка» 1755 г. самого Джонсона, а также «План» словаря, и входящие в состав «Словаря» предисловие, история и грамматика английского языка. Ведущая роль словарей в источниковой базе исследования определяется тем, что лексикографическая традиция позволяет наиболее точно реконструировать процесс складывания национальной идентичности в Британии XVIII столетия. Кроме того, к данной группе источников относится каталог книг, выставленных на продажу душеприказчиками после смерти лексикографа . Каталог позволяет судить о круге чтения интеллектуала.
Методология и методы диссертационного исследования. Исследование носит междисциплинарный характер и выполнено на стыке таких дисциплин как история, литературоведение, социология, антропология и базируется на принципах историзма, научной объективности и системности.
Концептуально важными для данного исследования являются понятия «идентичность», «национальная идентичность» и «нация». Под «идентичностью», вслед за А.И. Филюшкиным, мы понимаем «устойчивое представление о принадлежности индивидуума к определенной социальной (культурной, национальной, реальной или воображаемой) общности, которое определяет его систему ценностей, социокультурные ориентиры и предпочтения, мотивацию поведения, представления о “своих” и “чужих”». Определение термина «национальная идентичность» используется в понимании Э. Смита. Исследователь определяет национальную идентичность как «поддержание и постоянное воспроизводство определенного склада, набора ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций, которые составляют отличительное культурное наследие нации, а также идентификацию отдельных индивидуумов с этим отличительным наследием, набором ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций» . При этом, нация, вслед за Б. Андерсеном, рассматривается как «воображаемое сообщество» и «как идея или проект, формирующаяся при помощи дискурсивных практик - научных, художественных, политических».
Методологической основой исследования является конструктивистский подход в изучении процессов складывания национальных идентичностей. В рамках данного подхода, представленного исследованиями Б. Андерсона, Э. Хобсбаума и Э. Геллнера, нации рассматриваются как феномен эпохи модерна, а потому уделяется большое внимание формам конструирования идентичности посредством национального языка, истории, прессы и системы образования. Описываемый Б. Андерсоном путь формирования «воображаемых сообществ» через революцию в книгопечатании и «лексикографическую революцию» соотносится с общественно-политическими и социокультурными трансформациями в Британии XVIII столетия. При обращении к практике формирования символов и мифов национального прошлого Британии эпохи Просвещения также была применена концепция этносимволизма британского историка Э. Смита. Углубление феномена национальной идентичности как массового явления через способы ее конструирования интеллектуалами отражено в работе американского социолога Р. Брубейкера «Этничность без групп».
Особое внимание в диссертационном исследовании уделяется имагологии, поскольку «историческое содержание бинарных оппозиций “я - другой”, “мы - они”, “свой - чужой”» неразрывно связано с процессами конструирования идентичности. Более того, исследование национальных идентичностей невозможно без выявления стереотипных черт «другого», зачастую являющегося антиподом той или иной идентичности. В этой связи интерес представляет исследование «ментальных карт» нации - «созданных человеком изображений части окружающего пространства». Здесь основополагающими трудами являются сочинения Э. Саида «Ориентализм» и Л. Вульфа «Изобретая Восточную Европу».
Важной составляющей методологии диссертационного исследования является подход, разрабатываемый в русле направления интеллектуальной истории. Исследование интеллектуальных традиций позволяет выйти «за рамки истории идей, теорий, концепций» и обратиться «к анализу конкретных средств и способов их формулирования в соответствующих текстах, и к судьбам их творцов, и к более широким социокультурным контекстам» .
Научная новизна определяется предметом исследования. Впервые в зарубежной и отечественной историографии предпринята реконструкция механизмов складывания британской национальной идентичности XVIII столетия на основе биографии и интеллектуального наследия С. Джонсона и показана ключевая роль литературного «диктатора» Англии в идейном оформлении национальной идентичности в Британии эпохи Просвещения. Впервые в отечественной историографии установлена связь лексикографической традиции с конструированием британской нации и национальной идентичности. «Словарь» Джонсона определяется как маркер британской национальной идентичности. Впервые в отечественной историографии уделено внимание репрезентации образа «другого» в творчестве С. Джонсона: проанализированы образы жителей Шотландии, Ирландии, Уэльса, Франции и североамериканских колоний. Таким образом, диссертационное исследование направлено на анализ литературного наследия известного лексикографа в новом исследовательском ключе - в неразрывной связи с процессами складывания британской национальной идентичности в эпоху Просвещения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Складывание структуры британской национальной идентичности пришлось на 30-е - середину 80-х гг. XVIII в. Данный период стал эпохой «просперити» в истории Британии и ряда социокультурных процессов, сделавших «изобретение» британской национальной идентичности возможным, а именно, формирование публичной сферы, «лексикографическая революция» и возрастание роли книг и прессы, или «революция чтения».
2. Ключевую роль в процессе конструирования британской национальной идентичности играли интеллектуалы, представители «республики писем». Красноречивым примером является доктор Джонсон. Его роль в складывании британской национальной идентичности весьма существенна. Многогранное литературное наследие Джонсона не только отражало процессы формирования национальной идентичности, но также стало фундаментом для ее конструирования.
3. «Словарь английского языка» 1755 г. следует считать своеобразным национальным проектом, отражавшим чаяния британского общества XVIII в. Создание английского языка «нового образца», его очищение от французского языкового влияния определялось стремлением сокрушить континентального соперника. Обращение Джонсона к истории английского языка и истории английской литературы способствовало созданию конструкта общего прошлого Британии.
4. Определяющее влияние на формирование британской национальной идентичности имел образ «другого». Именно через рефлексии образа «другого» - образа Востока и «католического врага» - происходило ее складывание. Если образ Востока способствовал формированию у жителей Британских островов европейской идентичности, то перед лицом европейской «католической угрозы» англичане, валлийцы, ирландцы и шотландцы осознавали себя британцами.
5. Кельтские «окраины» Британии оказались по существу исключены из процесса формирования британской национальной идентичности. Хотя споры о прошлом Британских островов в 30-е - середине 80-х гг. XVIII в. достигли масштабов «культурных войн», однако шотландские, валлийские и ирландские интеллектуалы не смогли противопоставить свой самостоятельный нарратив англоцентристскому дискурсу XVIII в., ярко представленному творческим наследием доктора Джонсона. Ядро британской национальной идентичности оказалось английским.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специальных курсов по истории и теории наций и национализма, по истории Британского Просвещения, а также курса «История и культура Великобритании». Основные положения диссертационного исследования могут быть применены при изучении дисциплин «История Нового времени стран Европы и Америки» и «Культурология».
Степень достоверности исследования определяется использованием в качестве источниковой базы помимо интеллектуального наследия доктора Джонсона сочинений современников литератора, материалов дебатов английского парламента, периодики и публицистики, что позволяет верифицировать полученные в ходе работы выводы.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. По теме исследования опубликовано 17 работ, в том числе - 3 в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК. Отдельные сюжеты исследования были представлены в докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях: «Мир истории. Новые горизонты: от источника к исследованию» (Екатеринбург, 2012, 2013, 2014, 2015), «Зарубежная новистика: проблемы истории и историографии» (Казань, 2013, 2014), «История Британии: современные исследования» (Москва, 2013), «Возвращение в Европу: российские центры изучения европейской истории нового и новейшего времени» (Екатеринбург, 2013), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2014), «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2014, 2017), «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 2015), «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития» (Санкт-Петербург, 2016), «Scholia Studiorum: пространство исторического нарратива» (Екатеринбург, 2016), «Полифония и полихромия в мировой истории и культуре» (Ярославль, 2016), «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики» (Москва, 2016), «Исторический опыт межкультурного диалога» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.
Родившись в семье книготорговца, С. Джонсон провел всю жизнь среди книг: написанием книг он зарабатывал на хлеб насущный, чтением книг он расширял кругозор и развивал свою ученость. Тем не менее, история славы доктора Джонсона парадоксальна. При жизни он был известен как выдающийся писатель и мыслитель, а после смерти его литературное наследие разошлось на цитаты. В интерпретации его жизни и творчества по-прежнему сохраняются две традиции. Основоположником первой традиции является Дж. Босуэлл, чья «Жизнь Сэмюэла Джонсона» стала основой для исследований личности и гения литературного «диктатора». Вторая же укоренилась значительно позднее, во второй половине XX в., и представлена трудами историков и литературоведов. В них в центре внимания находится творческое наследие самого Джонсона. Джонсоноведение рубежа XX - XXI в. характеризуется преобладанием второй традиции и вниманием к С. Джонсону как интеллектуалу и христианскому моралисту XVIII в.
В современной Британии С. Джонсон является олицетворением всего английского. Это представление отражено в актуальной во все времена речи судьи Р. Аткинса, произнесенной 18 сентября 1916 г. по случаю 207-летнего юбилея со дня рождения литератора на собрании личфилдского общества Джонсона: «Кем бы ни был Сэмюэл Джонсон, он был одним из самых типичных англичан, которые когда-либо жили. Он был одним из тех англичан, которые (...) предпочли бы иметь слабости англичанина, чем достоинства представителей любой другой страны. (Он являлся - Т.К.) человеком, который был квинтэссенцией английского характера». Действительно, характерными чертами С. Джонсона были публичность, клубность, принадлежность англиканскому вероисповеданию, красноречивость и патриотизм, т.е. доктор Джонсон являлся типичным англичанином XVIII в. Однако слава, пришедшая к С. Джонсону еще при жизни, сделала его литературным «диктатором » Англии.
По сути, он стал ключевой фигурой своего времени и олицетворением целой эпохи в истории Британии - «эпохи Джонсона».
Представление о 30-х - середине 80-х гг. XVIII в. как эпохе Джонсона сохраняется и по сей день. Публикация журнала «Эпоха Джонсона» (англ.«The Age of Johnson») и функционирование многочисленных обществ С. Джонсона не только в Британии, Личфилде и Лондоне, но и в Соединенных Штатах и Австралии, демонстрируют неослабевающий интерес к личности и наследию доктора Джонсона. В этой связи, особый интерес вызывает эпоха, в которую пришлось жить знаменитому лексикографу. Это была эпоха формирования британской нации. Складывание британской национальной идентичности происходило в неразрывной связи с такими социокультурными процессами как возникновение публичной сферы и возрастание роли книг и прессы в эпоху Просвещения. В этой связи интеллектуалы начинают играть особую роль - роль «оракулов» нации. Представители «республики писем» превратились в «глашатаев» нации, определявших общественное мнение читающей публики и клубных завсегдатаев. К числу таких интеллектуалов относится и доктор Джонсон.
Начало процесса формирования британской национальной идентичности пришлось на 30-е - середину 80-х гг. XVIII в. Ядро британской национальной идентичности было английским, «британскость» же проявлялась, в первую очередь, при обращении к образу «другого». Таким образом, неотъемлемыми элементами складывающейся структуры британской национальной идентичности стали образ «другого», выраженный репрезентациями Востока и «католической угрозы»; приверженность протестантизму; лояльность к конституционной монархии и неписаной английской конституции; образ «золотого века» английской истории; английский язык; национальный гимн, а также символическая «фигура» типичного англичанина Джона Булла и аллегорическое изображение нимфы Британия.
Доктор Джонсон никогда не именовал себя британцем, однако стал одним из творцов британской нации. Так, одним из фундаментов британской национальной идентичности XVIII в. стал английский язык. Хотя С. Джонсон не был первым английским лексикографом, именно написанный им в одиночку «Словарь английского языка» 1755 г. стал основой формирования британской национальной идентичности. В «Словаре английского языка» С. Джонсона были сформированы нормы и правила английского языка, описана его эволюция и продемонстрированы способы использования английских слов. Они приведены в литературных цитатах из произведений корифеев английской литературы. Таким образом, лексикографом была проведена масштабная работа по унификации и стандартизации языка. Более того, «Словарь» 1755 г. стал воплощением антифранцузских настроений Джонсона в конце 40-х - начале 50-х гг. XVIII в. Преодоление галломании путем отказа от французских слов и французского языкового влияния было одной из главных целей С. Джонсона в ходе работы над словарем. По сути, «Словарь» Джонсона стал манифестом британской нации, определившим ключевые составляющие британской национальной идентичности в XVIII в.: ее «английскость» и антифранцузскую направленность.
Кроме того, значительный вклад С. Джонсона в формирование британской национальной идентичности состоит в создании образа «золотого века» английского прошлого. В «Жизнеописаниях важнейших английских поэтов» и издании собрания сочинений У. Шекспира доктор Джонсон не только создал идеализированный образ английского «золотого века» эпохи Елизаветы Тюдор, но и сотворил национального кумира - У. Шекспира. Шекспир и другие елизаветинцы символизировали в его интерпретации возникновение национальной литературы и составили «истинную славу нации». Образ «золотого века» английского прошлого и культ Шекспира составили одну из основ британской национальной идентичности.
В то же время, будучи англичанином, С. Джонсон продолжал считать Шотландию, Ирландию и Уэльс «окраинами» Британии. По этой причине, претензии шотландцев на партнерство и равенство с Англией в Королевстве Великобритания казались лексикографу безосновательными. По его мнению, Уния 1707 г. стала для Шотландии «лучом света» и стимулом к развитию. «Открытие» Дж. Макферсоном «великого» шотландского кельтского прошлого представлялось литературному «диктатору» Англии антинаучным и несоответствующим действительности. В «культурной войне», разразившейся во второй половине XVIII в., С. Джонсон сделал выбор в пользу поощрения развития валлийской, и в особенности, ирландской культуры. Так, доктор Джонсон способствовал началу «кельтского возрождения» в Ирландии. Однако в годы его жизни дискуссии о прошлом Британских островов не привели к формированию национальных «кельтских» нарративов, способных противостоять англоцентристскому дискурсу, ярко представленному наследием лексикографа.
В представлении Джонсона, неравными англичанам были и жители заморских «окраин» Британской империи - американские колонисты. Как и многие «чистокровные» англичане, лексикограф считал американских колонистов «надсмотрщиками рабов» и преступниками, для которых одно только причисление к подданным британской короны является высокой честью. Поэтому лексикограф в ходе полемики о будущем североамериканских колоний Британии называл колонистов «ревнителями анархии». Джонсон считал, что, покинув Родину, они добровольно отказались от гарантированных неписанной английской конституцией прав и привилегий. Так, «английскость» С. Джонсона проявлялась в отношении «окраин» Британии.
Значительную роль в конструировании британской национальной идентичности играл образ «другого». Перед лицом «католической угрозы» - французов и испанцев - все жители Британских островов осознавали себя британцами. Исключением не был и литературный «диктатор» Англии. С. Джонсону, в отличие от авторов литературы «за пенни», был присущ более взвешенный подход к европейским «врагам ». В его работах едва ли можно найти критику католицизма или призывы к военным действиям с континентальными соперниками. Тем не менее, в произведениях, ставших ответами на ключевые международные конфликты - Войну из-за уха Дженкинса, Войну за австрийское наследство, Семилетнюю войну и Фолклендский кризис - литератор повторяет устоявшиеся стереотипы британского мышления о французах как агрессорах и нарушителях спокойствия на европейском континенте, а испанцах как жестоких и безжалостных завоевателях Америки. Кроме того, сочинения С. Джонсона подтверждают устоявшуюся в Британии и Европе традицию использования образа Востока как неотъемлемого образа «другого», прямо противопоставляемого образу британского, и шире - европейского «своего».
Таким образом, вклад доктора Джонсона в конструирование британской национальной идентичности XVIII в. велик. Он состоит в создании английского ядра британской идентичности - оформлении стандарта английского языка и образа «золотого века» английского прошлого . Для современных жителей Британских островов С. Джонсон остается типичным англичанином, имеющим строгие моральные принципы и склонным к консерватизму, презрительно относящимся к показному «патриотизму», но глубоко любящим свою Родину - Англию, которую он считал «оплотом цивилизации» и «мудрого порядка» 902. Многообразное наследие С. Джонсона даже в условиях кризиса британской национальной идентичности, становления мультикультурного общества и роста национальных движений в Шотландии, Ирландии и Уэльсе на рубеже XX - XXI вв. как никогда сохраняет свою актуальность.
Перспективы дальнейшего исследования темы состоят в детальном изучении форм репрезентации британской национальной идентичности в сочинениях современников лексикографа, реконструкции валлийского, ирландского и шотландского взглядов на оформление структурных элементов «британскости». Изучение национальной самоидентификации британских интеллектуалов XVIII в. позволит существенно углубить понимание социокультурных процессов и механизмов складывания британской национальной идентичности на этапе ее формирования в 30-е - 80-е гг. XVIII столетия.
В современной Британии С. Джонсон является олицетворением всего английского. Это представление отражено в актуальной во все времена речи судьи Р. Аткинса, произнесенной 18 сентября 1916 г. по случаю 207-летнего юбилея со дня рождения литератора на собрании личфилдского общества Джонсона: «Кем бы ни был Сэмюэл Джонсон, он был одним из самых типичных англичан, которые когда-либо жили. Он был одним из тех англичан, которые (...) предпочли бы иметь слабости англичанина, чем достоинства представителей любой другой страны. (Он являлся - Т.К.) человеком, который был квинтэссенцией английского характера». Действительно, характерными чертами С. Джонсона были публичность, клубность, принадлежность англиканскому вероисповеданию, красноречивость и патриотизм, т.е. доктор Джонсон являлся типичным англичанином XVIII в. Однако слава, пришедшая к С. Джонсону еще при жизни, сделала его литературным «диктатором » Англии.
По сути, он стал ключевой фигурой своего времени и олицетворением целой эпохи в истории Британии - «эпохи Джонсона».
Представление о 30-х - середине 80-х гг. XVIII в. как эпохе Джонсона сохраняется и по сей день. Публикация журнала «Эпоха Джонсона» (англ.«The Age of Johnson») и функционирование многочисленных обществ С. Джонсона не только в Британии, Личфилде и Лондоне, но и в Соединенных Штатах и Австралии, демонстрируют неослабевающий интерес к личности и наследию доктора Джонсона. В этой связи, особый интерес вызывает эпоха, в которую пришлось жить знаменитому лексикографу. Это была эпоха формирования британской нации. Складывание британской национальной идентичности происходило в неразрывной связи с такими социокультурными процессами как возникновение публичной сферы и возрастание роли книг и прессы в эпоху Просвещения. В этой связи интеллектуалы начинают играть особую роль - роль «оракулов» нации. Представители «республики писем» превратились в «глашатаев» нации, определявших общественное мнение читающей публики и клубных завсегдатаев. К числу таких интеллектуалов относится и доктор Джонсон.
Начало процесса формирования британской национальной идентичности пришлось на 30-е - середину 80-х гг. XVIII в. Ядро британской национальной идентичности было английским, «британскость» же проявлялась, в первую очередь, при обращении к образу «другого». Таким образом, неотъемлемыми элементами складывающейся структуры британской национальной идентичности стали образ «другого», выраженный репрезентациями Востока и «католической угрозы»; приверженность протестантизму; лояльность к конституционной монархии и неписаной английской конституции; образ «золотого века» английской истории; английский язык; национальный гимн, а также символическая «фигура» типичного англичанина Джона Булла и аллегорическое изображение нимфы Британия.
Доктор Джонсон никогда не именовал себя британцем, однако стал одним из творцов британской нации. Так, одним из фундаментов британской национальной идентичности XVIII в. стал английский язык. Хотя С. Джонсон не был первым английским лексикографом, именно написанный им в одиночку «Словарь английского языка» 1755 г. стал основой формирования британской национальной идентичности. В «Словаре английского языка» С. Джонсона были сформированы нормы и правила английского языка, описана его эволюция и продемонстрированы способы использования английских слов. Они приведены в литературных цитатах из произведений корифеев английской литературы. Таким образом, лексикографом была проведена масштабная работа по унификации и стандартизации языка. Более того, «Словарь» 1755 г. стал воплощением антифранцузских настроений Джонсона в конце 40-х - начале 50-х гг. XVIII в. Преодоление галломании путем отказа от французских слов и французского языкового влияния было одной из главных целей С. Джонсона в ходе работы над словарем. По сути, «Словарь» Джонсона стал манифестом британской нации, определившим ключевые составляющие британской национальной идентичности в XVIII в.: ее «английскость» и антифранцузскую направленность.
Кроме того, значительный вклад С. Джонсона в формирование британской национальной идентичности состоит в создании образа «золотого века» английского прошлого. В «Жизнеописаниях важнейших английских поэтов» и издании собрания сочинений У. Шекспира доктор Джонсон не только создал идеализированный образ английского «золотого века» эпохи Елизаветы Тюдор, но и сотворил национального кумира - У. Шекспира. Шекспир и другие елизаветинцы символизировали в его интерпретации возникновение национальной литературы и составили «истинную славу нации». Образ «золотого века» английского прошлого и культ Шекспира составили одну из основ британской национальной идентичности.
В то же время, будучи англичанином, С. Джонсон продолжал считать Шотландию, Ирландию и Уэльс «окраинами» Британии. По этой причине, претензии шотландцев на партнерство и равенство с Англией в Королевстве Великобритания казались лексикографу безосновательными. По его мнению, Уния 1707 г. стала для Шотландии «лучом света» и стимулом к развитию. «Открытие» Дж. Макферсоном «великого» шотландского кельтского прошлого представлялось литературному «диктатору» Англии антинаучным и несоответствующим действительности. В «культурной войне», разразившейся во второй половине XVIII в., С. Джонсон сделал выбор в пользу поощрения развития валлийской, и в особенности, ирландской культуры. Так, доктор Джонсон способствовал началу «кельтского возрождения» в Ирландии. Однако в годы его жизни дискуссии о прошлом Британских островов не привели к формированию национальных «кельтских» нарративов, способных противостоять англоцентристскому дискурсу, ярко представленному наследием лексикографа.
В представлении Джонсона, неравными англичанам были и жители заморских «окраин» Британской империи - американские колонисты. Как и многие «чистокровные» англичане, лексикограф считал американских колонистов «надсмотрщиками рабов» и преступниками, для которых одно только причисление к подданным британской короны является высокой честью. Поэтому лексикограф в ходе полемики о будущем североамериканских колоний Британии называл колонистов «ревнителями анархии». Джонсон считал, что, покинув Родину, они добровольно отказались от гарантированных неписанной английской конституцией прав и привилегий. Так, «английскость» С. Джонсона проявлялась в отношении «окраин» Британии.
Значительную роль в конструировании британской национальной идентичности играл образ «другого». Перед лицом «католической угрозы» - французов и испанцев - все жители Британских островов осознавали себя британцами. Исключением не был и литературный «диктатор» Англии. С. Джонсону, в отличие от авторов литературы «за пенни», был присущ более взвешенный подход к европейским «врагам ». В его работах едва ли можно найти критику католицизма или призывы к военным действиям с континентальными соперниками. Тем не менее, в произведениях, ставших ответами на ключевые международные конфликты - Войну из-за уха Дженкинса, Войну за австрийское наследство, Семилетнюю войну и Фолклендский кризис - литератор повторяет устоявшиеся стереотипы британского мышления о французах как агрессорах и нарушителях спокойствия на европейском континенте, а испанцах как жестоких и безжалостных завоевателях Америки. Кроме того, сочинения С. Джонсона подтверждают устоявшуюся в Британии и Европе традицию использования образа Востока как неотъемлемого образа «другого», прямо противопоставляемого образу британского, и шире - европейского «своего».
Таким образом, вклад доктора Джонсона в конструирование британской национальной идентичности XVIII в. велик. Он состоит в создании английского ядра британской идентичности - оформлении стандарта английского языка и образа «золотого века» английского прошлого . Для современных жителей Британских островов С. Джонсон остается типичным англичанином, имеющим строгие моральные принципы и склонным к консерватизму, презрительно относящимся к показному «патриотизму», но глубоко любящим свою Родину - Англию, которую он считал «оплотом цивилизации» и «мудрого порядка» 902. Многообразное наследие С. Джонсона даже в условиях кризиса британской национальной идентичности, становления мультикультурного общества и роста национальных движений в Шотландии, Ирландии и Уэльсе на рубеже XX - XXI вв. как никогда сохраняет свою актуальность.
Перспективы дальнейшего исследования темы состоят в детальном изучении форм репрезентации британской национальной идентичности в сочинениях современников лексикографа, реконструкции валлийского, ирландского и шотландского взглядов на оформление структурных элементов «британскости». Изучение национальной самоидентификации британских интеллектуалов XVIII в. позволит существенно углубить понимание социокультурных процессов и механизмов складывания британской национальной идентичности на этапе ее формирования в 30-е - 80-е гг. XVIII столетия.
Подобные работы
- С. ДЖОНСОН И КОНСТРУИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVIII В
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
В БРИТАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ИСТОРИОПИСАНИЯ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2015



