ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ КОМПЛЕКСА
ВАГОНООПРОКИДОВАТЕЛЯ 9
1.1. Размещение технологических механизмов и электрического
оборудования комплекса 9
1.2. Устройство и характеристики вагоноопрокидывателя 11
1.3. Технологический процесс работы комплекса 16
2. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 19
2.2 Обоснование применения частотно-регулируемого электропривода 23
2.3 Выбор преобразователя частоты 24
2.4 Система «Преобразователь частоты - асинхронный двигатель» 25
2.6 Электромеханические и механические характеристики системы «Преобразователь частоты - асинхронный двигатель» с IR-компенсацией 29
3. ИМИТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
3.1 Имитационная модель прямого пуска электродвигателя МТКН 411-6 .. 31
3.2 Имитационная модель частотного управления со скалярной IR-
компенсацией 33
3.3 Имитационная модель двухдвигательного электропривода
вагоноопрокидывателя с частотным управлением и скалярной IR- компенсацией 37
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 42
4.1 Предпроектный анализ 42
4.2 Потенциальные потребители результатов исследования 42
4.3 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения 43
4.4. FAST-анализ 45
4.5 Дерево целей проекта 49
4.6 Оценка готовности проекта к коммерциализации 51
4.7 Планирование управления научно-техническим проектом 53
4.8 Разработка графика проведения научного исследования 55
4.9.1 Основная заработная плата 57
4.9.2 Дополнительная заработная плата исполнителей темы 60
4.9.3 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) 60
4.9.4 Накладные расходы 62
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 65
5.1 Анализ опасных и вредных факторов 65
5.2 Техника безопасности 66
5.3 Производственная санитария 70
5.4 Чрезвычайные ситуации 73
5.5 Охрана окружающей среды 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
На сегодняшний день наиболее эффективным механизмом для разгрузки сыпучих материалов из железнодорожного транспорта является комплекс вагоноопрокидывателя. В таких механизмах применяется двухдвигательный электропривод с разомкнутой по скорости параметрической системой управления с асинхронными электродвигателями с фазным ротором (АДФР), обеспечивающий равномерную загрузку двигателей в статических режимах. Основными недостатками существующей системы электропривода являются не обеспечение требуемых динамических и статических показателей, повышенное энергопотребление. При опрокидывании вагонов с использованием данной системы происходит образование в механических элементах значительных динамических нагрузок. В настоящее время существует тенденция применения электродвигателей с короткозамкнутым ротором (АДКЗ), которые обладают простой и надежной конструкцией.
В связи с появлением современной преобразовательной техники, становится актуальным построение системы электропривода переменного тока с АДКЗ для механизма кантования, учитывающей особенности его работы.
Для исследования двухдвигательного электропривода используется математическая модель системы электропривода механизма кантования вагоноопрокидывателя.
Исследования в области энергосберегающих систем электропривода механизма кантования вагоноопрокидывателя являются актуальной задачей, так как совершенствование систем электропривода приводит к повышению энергоэффективности и увеличению надежности работы механизмов.
Целью работы является снижение электрических нагрузок на электродвигатели и динамических нагрузок на механическую часть вагоноопрокидывателя и полувагон и повышение за этот счет срока эксплуатации при интенсивных повторно-кратковременных режимах работы с помощью высоконадежной двухдвигательной системы электропривода с улучшенной энергоэффективностью.
Значимость:
- разработанный электропривод позволит снизить потери в системе электропривода, а также повреждаемость механизма и подвижного состава (полувагонов и вагонов), что позволит увеличить срок эксплуатации как асинхронных электродвигателей, так и конструкции вагоноопрокидывателя;
- система скалярного двухдвигательного частотного электропривода приведет к снижению износа механической части вагоноопрокидывателя, продлению срока эксплуатации двигателей за счет исключения тяжелых пусковых режимов и применения простых в обслуживании недорогих и надежных АДКЗ;
- разработанная система электропривода позволит в среднем на 20% снизить энергопотребление и уровень реактивной мощности во всех режимах работы за счет применения частотных преобразователей с рекуперацией энергии в сеть и исключения роторных сопротивлений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был подробно рассмотрен технологический процесс разгрузки полувагонов с насыпными и навалочными грузами (углем). Был подробно рассмотрен механизм и электропривод вагонопрокидывателя.
Цель работы заключалась в снижении электрических нагрузок на электродвигатели и динамических нагрузок на механическую часть вагоноопрокидывателя и полувагон и повышение за счет этого срока эксплуатации. Для этого были проведены исследования имитационной модели действующей установки, т.е. при прямом включении электродвигателя в сеть. С целью улучшения динамических характеристик было принято решение применения частотно-регулируемого электропривода со скалярной IR-компенсацией. В ходе исследований были определены необходимые параметры системы для осуществления корректной работы комплекса. Исследования имитационной модели электропривода показали, что динамические характеристики значительно улучшились и электропривод обеспечивает необходимую производительность вагоноопрокидывателя. Так же было отмечено что несмотря на большой момент нагрузки механизма выбранная система электропривода позволяет добиться определенной условиями тех. процесса точности.
В экономической части выпускной квалификационной работы рассмотрены вопросы планирования, финансирования и проведения научно исследовательских работ по разработке электропривода вагоноопрокидывателя. Разработан график проведения научного исследования, рассчитан бюджет научного исследования а также рассчитаны все расходы и отчисления.
В части безопасности жизнедеятельности рассмотрены вредные и опасные факторы для человека, находящегося в цехе разгрузки угля, а также рассмотрены меры защиты от них. Рассмотрены способы улучшения экологического состояния окружающей среды.
1 Иванов Г.М., Онищенко Г.Б. Автоматизированный электропривод в химической промышленности. М., «Машиностроение», 1975, 312 с.
2 Л.С. Удут, Н.В. Кояин, О.П. Мальцева. Проектирование и
исследование автоматизированных электроприводов. Часть 6. Механическая система электропривода постоянного тока. Томск, изд-во ТПУ, 2004. — 144с.
3 Л.С. Удут, Н.В. Кояин, О.П. Мальцева. Проектирование и
исследование автоматизированных электроприводов. Часть 8. Асинхронный частотно-регулируемый электропривод. Томск, изд-во ТПУ, 2010. — 472с.
4 О.П. Мальцева, Л.С. Удут, Н.В. Кояин, Системы управления электроприводов. Томск: изд-во ТПУ, 2007. — 152 с.
5 Преобразователи частоты для одно- и многодвигательных
электроприводов мощностью от 2.2 кВт до 230 кВт. Каталог DA65.10.201 - www.siemens.de/ masterdrive vector control
6 Каримсаков Т.К. Варианты модернизации электроприводов шахтных вагоноопрокидывателей // ЭС и К . 2014. №3 (24)
7 Кабышев А.В., Обухов С.Г. Расчет и проектирование систем электроснабжения объектов и установок. Томск: изд-во ТПУ, 2006 - 248с.
8 Электронный каталог продукции www.ame-i.ru/price35/.asp.
9 Электронный каталог продукции www. kamkabel. ru / catalogue .
10 Электронный каталог продукции www.keaz.ru/production/ catalogue/ switch/ va57.
11 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
12 Теличко Л. Я., Корчагин А. А. Разработка и исследование оптимальной системы двухдвигательного электропривода механизма опрокидывания // Вестник ВГТУ . 2010. №2
13 В.Н. Извеков Методические указания по разработке раздела «Производственная и экологическая безопасность» выпускной
квалификационной работы для студентов заочного и очного обучения всех направлений и специализаций. - Томск: Изд. ТПУ, 2006. - 31с.
14 Гриневич Г.П. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. трансп. 4-е изд., перераб. и доп. - М. Транспорт, 1981 - 343 с.
15 Технический регламент по пожарной безопасности.
16 Методические указания для выполнения экономической части ВКР.
17 Петров М. Н., Лещин М. Б. Современные проблемы железнодорожного транспорта российской федерации // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2011. №12.
18 Саушев Александр Васильевич, Троян Дмитрий Игоревич Идентификация электроприводов портовых перегрузочных машин // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова . 2015. №5 (33).