Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концептосфера «духовность» в журналистском дискурсе: особенности репрезентации

Работа №102365

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 3
Научные положения, выносимые на защиту 14
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37


Актуальность темы исследования. Ценности были и остаются главным ориентиром общества и личности, дорефлексивным способом освоения мира, а оценивание - базовым, первичным ментальным процессом, поскольку любая оценка события, факта, явления неизбежно предшествует осмыслению поступающей информации. Особую значимость
аксиологическая рефлексия приобретает в кризисные, переходные моменты развития общества, и закономерным следствием системных реформ 90-х годов прошлого века в России, когда «мгновенно рухнула идеологическая гомогенность советского типа»1, стали следующие ценностные реалии процессуального и атрибутивного характера:
• аксиологическая плюрализация и релятивизация, дифференциация ценностно-нормативных систем2 и их усиливающаяся разобщенность3;
• «нарастающая социальная аномия и общая хаотизация ментального пространства», в результате чего «у разных социальных групп <...> стали появляться обособленные интересы, <...> собственные мини-идеологии, порой очень плохо совмещающиеся не только с принципом общего блага или с традиционной моралью, но и с <...> юридическими нормами»4;
• «мультиморальность, когда люди, существуя в рамках своей моральной матрицы, признают право других людей жить по их собственным законам»5.
В периоды коренных и стремительных трансформаций, наблюдаемых в транзитивном (переходном) обществе, именно ценности, в том числе фундаментальные, становятся самым чувствительным и не защищенным от внешних обстоятельств атрибутом духовной жизни социума, подвергаясь значительному пересмотру и девальвации, возникает совокупность новых ценностей и смыслов, свидетельствующая о значительной аксиологической эволюции, которая требует самого пристального изучения. В процесс ценностной переориентации вовлекаются все социальные, культурные институты общества, главным из которых, несомненно, является журналистика.
Какие бы сегодня ни затрагивались медиаисследователями вопросы - невостребованности институциональной автономии журналистики; трансформации понимания журналистики во всех ее современных качествах и ипостасях, а также смысла профессии журналиста; возрастающей технологизации журналистского творчества и смены коммуникационных парадигм в журналистике вследствие развития новых информационно- коммуникационных технологий; коммерциализации и политизации деятельности СМИ; экспансии массовой культуры в медийном пространстве; неопределенности массмедийного транзитивного дискурса и т. д. - все они, в конечном счете, сводятся к ценностным основам бытия журналистики и функционирования СМИ, формирующих аксиоустановки в сознании массовой аудитории, производящих и одновременно репродуцирующих духовные ценности. Духовность становится той ценностно релевантной, идентитарной метаценностью, в которой находит отражение сложная, неоднозначная, многоаспектная природа перманентно меняющейся журналистики и СМИ.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами:
1) априорно-ценностной, духовно-константной сущностью
журналистики независимо от времени и внешних обстоятельств;
2) заметным усилением внимания ученых к проблеме ценностей современной журналистики и деятельности СМИ, ценностного осмысления массмедийных процессов в целом, что привело к выделению отдельной научной парадигмы - аксиологии журналистики6;
3) необходимостью определить магистральные тенденции
аксиодинамики начальных десятилетий нашего века, которые бы раскрывали характер ценностно-смысловых сдвигов в траектории развития российской журналистики как сферы, продуцирующей и репродуцирующей духовные ценности, формирующей аксиосферу адресата;
4) неизбежностью наблюдаемого сегодня в многоканальном и многоакторном поле практической журналистики ценностного дистанцирования и противостояния, необходимостью осознать причины конфликта ценностей, определить и охарактеризовать его участников в условиях типологической гетерогенности СМИ, культурного многообразия, ценностного плюрализма и релятивизма и, наконец, постмодернистской реальности как ценностно-мировоззренческой программы современности;
5) потребностью осмыслить феномен возникшего аксиологического конфликта и пути его решения с точки зрения традиций, выработанных отечественной теорией журналистики;
6) многообразием состоящих в конкурентных отношениях реальных журналистских практик и, соответственно, необходимостью описать ценностно-ментальные матрицы в виде репрезентативных аксиологических моделей, реализуемых в дискурсивных практиках СМИ, с точки зрения духовно-ценностного основания - базового, смыслоопределяющего идентитета в профессиональной журналистской деятельности, которая предполагает определенный уровень социальной ответственности, при этом выявленные аксиологические матрицы могут рассматриваться не только как возможные тренды дальнейшей ценностной эволюции в рамках журналистики, но и способы социокультурного управления...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа, соответствующая актуальному ценностно­-идентификационному тренду в журналистской науке и идентитарным интенциям в гуманитарных науках в целом, отражает дескриптивный взгляд на проблему множественности и обособленности журналистских практик, по-разному представляющих ценностно-смысловой континуум
и осуществляющих ценностное ориентирование адресата. В результате проведенного исследования:
• обоснована многокомпонентная и иерархически организованная типологическая структура печатных СМИ, в частности тринарная типология периодических изданий, ранжированных по уровню качества, или по уровню сложности когнитивных процессов концепирования ценностной реальности в журналистских дискурсах: элитарная vs качественная vs массовая периодика;
• доказана методологическая эффективность и релевантность поставленным задачам концепт-анализа, позволяющего не только установить содержание ценностей на уровне совокупности ключевых смыслов, но и определить характер их динамики, ценностно-смысловых сдвигов, которые выражаются главным образом в актуализации одних идей, значений, смыслов и обесценивании других;
• в качестве аутентичного, релевантного аксиознака-идентитета с точки зрения духовно-производственной сущности журналистики признан духовный код, который методологически обозначен как концептосфера «духовность»;
• в качестве построения, обладающего высоким объяснительным потенциалом, раскрывающего специфику осмысления ценностей в виде ментальных матриц в разных дискурсах, представлена двухчастная ценностно-репрезентативная модель, объединяющая такие аксиозначимые элементы, как когнитивные стратегии и образ адресата.
Реализация определяющих теоретико-методологических оснований привела к важнейшим практико-ориентированным выводам.
Элитарный журнал «Знамя» как либеральное издание, мировоззренческой платформой которого являются идеи постмодернизма, обнаружил приверженность инновативно-рефлексивной модели, в центре которой находится образ «рефлексирующего новатора». Модель в дискурсе второго элитарного журнала «Наш современник», который выбрал в качестве ценностной опоры национально-культурное наследие и традиции, исторический опыт русского народа, можно определить как консервативно- моралистичную, тип адресата, соответственно, - «моралистичный консерватор». Издание «Русский репортер», представляя качественную прессу и миддл-уровень в трехчастном типологическом построении, использует инновативно-консервативную модель и продуцирует такой тип адресата, как «активный интеллектуал-рационалист». Газета
«Комсомольская правда», являясь образцом массовой прессы, реализует конформно-потребительскую модель, формируя в сознании массового читателя образ «потребителя-конформиста».
Дискурсивные ценностные установки элитарной либеральной прессы, принципиально ориентированной на инновативность, связаны с продуцированием новых духовных смыслов и идей (креативно - оригинальный дискурсивный тип конструирования ценностной картины мира). Элитарные консервативно-патриотические журналы, настроенные на ценностную репродукцию, демонстрируют охранительные ориентиры, отстаивая национально-самобытную сущность духовности (рекреативно­оригинальный функциональный тип дискурса). Качественные издания, которые вынуждены балансировать между элитарной и массовой печатью, духовно-ценностные смыслы, выработанные элитарным фильтром, подвергают амбивалентному - дуалистическому - переосмыслению (креативно-рекреативный функциональный тип дискурса). Массовая же периодика, производя множество новых ценностных смыслов и идей, по количественным показателям повторяет путь элитарных либеральных изданий, однако в качественном отношении придерживается двух установок: упрощает высокие духовные смыслы, адаптируя к предметно-материальному домену, либо ведет себя как элитарное консервативное издание, ретранслируя некоторые национальные ценности (креативно­неоригинальный функциональный тип).
Перспектива разработки темы видится в возможности дальнейшего использования теоретически обоснованной и апробированной репрезентативной модели / матрицы для мониторинга духовных ценностей в иных временных отрезках, в СМИ с другими типоформирующими характеристиками (телевидение, радио, корпоративные СМИ, специализированная пресса); представляется целесообразным продолжение изучения других ценностных концептов.


1. Антропова, В. В. Концепт «совершенство» в современных
рекламных текстах: гендерный аспект // Вестник Челябинского
государственного университета. Научный журнал. - 2007. - №13 (91). - С. 19-24; 0,37 п.л.
2. Антропова, В. В. Новые качественные журналы в контексте проблемы духовности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. - 2012. - № 6 (261). - С. 9-11; 0,19 п.л.
3. Антропова, В. В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. - 2012. - № 23 (277). - С. 18-26; 0,56 п.л.
4. Антропова, В. В. Медиатексты как трансляторы ценностей в творческих практиках журналистов: опыт типологии печатных СМИ в культурологической идентификации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. -
2013. - № 10 (301). - С. 110-114; 0,31 п.л.
5. Антропова, В. В. Типология культуры как фактор
типологической идентификации прессы в контексте
лингвокультурологического анализа медиатекстов: экспансия масскульта // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. - 2013. - № 21 (312). - С. 23-29; 0,44 п.л.
6. Антропова, В. В. Речевая агрессия в текстах социальных сетей: коммуникативный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 77-80; 0,25 п.л.
7. Антропова, В. В. Динамика речевых жанров и демократизация языковых норм в журналистском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360). - С. 124-129; 0,37 п.л.
8. Антропова, В. В., Морозова, А. А. Тексты социальных сетей
с точки зрения медиабезопасности: культурно-речевой аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология.
Искусствоведение. - 2015. - № 20 (375). - С. 17-22; 0,37 п.л. / 0,19 п.л.
9. Антропова, В. В. Концептосфера духовности в современной научной картине мира // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 9 (391). - С. 20-24; 0,31 п.л.
10. Антропова, В. В. Лингвистический компонент в рекламном и РЯ- образовании: новые тенденции в эпоху макролингвистики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6 (402). - С. 12­17; 0,37 п.л.
11. Антропова, В. В. Ценностные трансформации эстетической концептосферы в современных массовых изданиях // Меди@льманах. - 2017. - № 5 (82). - С. 14-22; 0,56 п.л.
12. Антропова, В. В., Грошева, А. В. Реализация концепта «свобода» в дискурсе «толстых» журналов (на примере текстов «Наш современник» за 2016 год) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 11 (407). - С. 5-11; 0,44 п.л. / 0,22 п.л.
13. Антропова, В. В. Базовые структуранты гиперконцепта «духовность» в дискурсе массовых изданий: номадическая природа реализации // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2017. - Том 2. - № 3. - С. 137-146; 0,62 п.л.
14. Антропова, В. В. «Нулевая» визуализация в дискурсе элитарных «толстых» журналов: трендинг или аутсайдинг? // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 2 (28). - С. 46-51; 0,37 п.л.
15. Антропова, В. В. Интенциональные концепты как структуранты концептосферы «духовность»: сравнительный анализ качественной и массовой периодики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 4 (414). - С. 20-25; 0,37 п.л...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ