ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 8
1.1 Специфика отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа 8
1.2 Взаимодействие США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 22
2.1 Динамика торгово-экономического сотрудничества США и ФРГ 22
2.2 Гуманитарный вектор американо-германского сотрудничества 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность темы исследования. Одним из ключевых направлений двухсторонних отношений в рамках евроатлантического пространства традиционно считается взаимодействие США и ФРГ. Еще во времена немецких канцлеров Г. Коля и Г. Шредера между Германией и США традиционно складывались стабильные и взаимовыгодные широкомасштабные отношения. Несмотря на всесторонние подходы правительства ФРГ под руководством А. Меркель, как сторонницы укрепления трансатлантических отношений, с началом правления администрации Д. Трампа в США американо-германские отношения столкнулись со сложностями.
В этом контексте проблематику отношений двух стран можно осмыслить в высказывании, занимавшего на тот момент пост министра иностранных дел ФРГ, З. Габриэля, который в 2018 г. дал отрицательную оценку способности Германии вступить в эпоху международной конкуренции в связи с усложненными отношениями с США: «в мире, полном хищников, вегетарианцам очень тяжело» . На этой основе можно судить, что «мир, полный хищников» относится к растущей напористости и к транзакционному подходу в международной политике, которые принесло в Белый дом избрание Д. Трампа президентом США. Под «вегетарианцами» в данном случае подразумевается непосредственно Германия, как страна, сосредоточенная на многовекторной внешней политике (баланс «европеизма и «атлантизма»), невоенных средствах и многостороннем сотрудничестве, которая рискует остаться в стороне, в то время как другие державы получат международное влияние.
Вместе с тем, учитывая прогнозируемую глобальную мощь США, партнерство Германии с США всегда основывалось на общей поддержке многостороннего порядка. Но с момента, когда поддержка администрацией Д. Трампа большей части основных институтов трансатлантического и европейского порядка оказалась крайне шаткой, возникла необходимость переоценить основы германо-американского альянса. Исследование ключевых моментов того, как именно трансформировался союз Германии и США в период администрации Трампа и насколько этот период отношений был согласован с общей внешнеполитической стратегией ФРГ также обуславливает актуальность выбранной темы.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2017–2021 гг. Нижняя граница обусловлена приходом ко власти в США администрации Д. Трампа, в связи с чем появляются кардинально новые контуры взаимоотношения двух стран в связи с планами американского руководства по ведению обновленного курса в отношении европейских партнеров. Верхняя рамка обозначена окончанием срока Д. Трампа и подведением итогов избранного промежутка в практике двусторонних отношений с ФРГ по ряду ключевых вопросов. В работе также затрагиваются и события начала 2021 г., которые объективно необходимы для полноценного выстраивания картины отношений ФРГ и США и возможности формулирования ключевых выводов.
Цель исследования – выявление особенностей и тенденций взаимоотношений ФРГ и США в период 2017–2021 гг.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
- выявить специфику отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа;
- рассмотреть особенности взаимодействия США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности;
- проследить динамику торгово-экономического сотрудничества США и Германии;
- исследовать гуманитарный вектор двустороннего сотрудничества.
Объект исследования – отношения США и ФРГ в XXI в.
Предмет исследования – формы и методы ведения сотрудничества США и ФРГ при администрации Д. Трампа.
Степень научной изученности проблемы. Теме взаимоотношений США и Германии посвящено немалое количество исследований, в основном, среди зарубежных ученых, при этом все исследования отличаются своим особенностями и кругом рассматриваемых проблем.
По итогам проведенного исследования, можно говорить о наличии существенного охлаждения отношений между США и Германией в период президентства Д. Трампа. Оно связано с негативной в отношении Германии риторикой Д. Трампа, разочарованием США в текущей роли Германии в таких процессах как обеспечение региональной и глобальной безопасности, а также преуменьшением роли ФРГ как одного из ключевых ретрансляторов и проводников роли США в Европе. Американская негативная риторика была связана с переоценкой Д. Трампом системы американо-германских отношений, связанного с фактическим уменьшением роли Германии как инструмента США в борьбе за глобальное лидерство и инструмента давления США на Российскую Федерацию и Китай. Также это можно связать с тем фактом, что Германия делает акцент не на укреплении своей роли как инструмента в политике США, а направляет свои усилия на проведение самостоятельной, взвешенной и сбалансированной политики сотрудничества с ключевыми, альтернативными США центрами региональной силы – как с Российской Федерацией (в контексте проекта «Северный поток-2», обеспечения энергетической безопасности, сотрудничества в рамках Нормандского формата по Украине) и в контексте разрешения актуальных для Европы, а не США вопросов (к примеру, разрешение миграционного кризиса, развитие сотрудничества с Турцией в миграционной сфере).
Данные направления политики несколько противоречат интересам США, что и обуславливает, с одной стороны, перманентную критику со стороны Д. Трампа действий Германии, американские отсылки на недовольство налогоплательщиков финансированием безопасности других стран, тогда как с другой стороны, немецкая общественность, политики и эксперты также высказывают свое недоверие политике США и ставят под сомнение целесообразность и эффективность данного взаимодействия в рассматриваемый период времени. Как итог, необходимо констатировать наличие широкого спектра пробелов, проблем и противоречий в отношениях между США и ФРГ в период президента Д. Трампа.
Даже с учетом негативных тенденций во взаимодействии в сфере поддержки трансатлантической безопасности, в силу ярко выраженной критики Трампа в сторону ФРГ и союзников по НАТО, стороны не отказались от полного сотрудничества, поскольку США было заинтересовано в сохранении своего влияния в Европе (к примеру, через Италию, Польшу, Великобританию), тогда как Германия идентифицировала НАТО как инструмент укрепления собственной роли в международном пространстве – главным образом, на европейском направлении. Вектором политики Германии выступало развитие подходов к модернизации структуры отношений с РФ и КНР, а также решение актуальных проблем европейской безопасности (противодействие терроризму, незаконной миграции, транснациональной преступности), что в целом соответствовало не только немецким, но и европейским интересам.
С другой же стороны, политическое руководство США было заинтересовано в обеспечении исключительного приоритета национальных интересов США над интересами ФРГ и своих союзников, путем сохранения контроля с помощью НАТО, включая недопущение создания альтернативы НАТО в виде европейской армии. Данный факт обусловил снижение доверия со стороны Германии и стран ЕС к политике, действиям США и поставил под вопрос возможность сохранения США приверженности взятым на себя ранее обязательствам. Данный факт прослеживается и на примере торгово-экономического взаимодействия, но также имеет и свои исключения, контекст которых будет проанализирован нами в следующей главе данной курсовой работы.
В рассматриваемый период, можно говорить о наличии мощных негативных тенденций в структуре американо-немецкого взаимодействия в период президентства Д. Трампа. Характерной чертой указанной ситуации выступает тот факт, что США продолжают формировать свои подходы, исходя из принципа монопольной важности и исключительного доминирования американских интересов над интересами других государств. Данный подход, в свою очередь, вызывает острое неприятие со стороны Германии, заинтересованной в развитии сотрудничества на базе комплексного учета интересов всех взаимодействующих сторон. Тем не менее, это противоречит интересам США, поскольку наличие равного торгово-экономического диалога не позволит США в полной мере реализовывать свои интересы в Европе, включая невозможность, в дальнейшем, использования Германии для дополнительного давления на своих геополитических конкурентов. В свою очередь, с целью продвижения своих интересов, США продолжают вести агрессивную торгово-экономическую политику в отношении Германии, что предполагает, к примеру, введение новых ввозных пошлин для немецких и европейских товаров, а также практику введения санкций в отношении отдельных компаний, работающих над проектом «Северный поток-2», что дополняется как двоякой, так и явной осуждающей немецкие действия риторикой со стороны Д. Трампа и иных высших политических деятелей США.
Необходимо отметить наличие достаточно большого потенциала у гуманитарного диалога между США и ФРГ, который не был сильно подвержен политическому влиянию – ни в период президентства Д. Трампа, ни после прихода Дж. Байдена и ухода А. Меркель с поста канцлера Германии. Исходя из этого, уместно отметить, что гуманитарная деятельность позиционируется в США и ФРГ как один из наиболее эффективных каналов взаимосвязи, обеспечивающий гуманитарную стабильность, стабильность межгосударственного диалога в приоритетных для сторон и международного сообщества вопросах. Другим результатом указанной диспозиции выступает практика обсуждения новых совместных инициатив, связанных с т.н. «разделением гуманитарного бремени», что предполагает ретрансляцию позитивного опыта сотрудничества США и ФРГ, и привлечение новых центров силы (РФ, КНР), в процессы гуманитарного взаимодействия. Также следует отметить, что гуманитарное взаимодействие не предполагает исключительную реализацию за счет сотрудничества на уровне высших политических элит двух государств – в данном случае, акцент также делается на сотрудничестве гуманитарных сообществ двух государств, с включением в данную структуру гуманитарных НПО, МИД ФРГ, посольств США и ФРГ в двух государствах, что позволяет существенным образом расширить спектр сотрудничества на уровне двух государств и сохраняет роль гуманитарной сферы как важного источника, способствующего полноценному восстановлению отношений двух государств и в «послетрамповский» период времени.
1. Global Fragility Act of 2019. // Library of Congress. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/727/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Global+Fragility+Act%22%5D%7D&r=3&s=5 (дата обращения: 21.12.2021)
2. National Security Strategy of the United States of America 2017 // Official website of The White House. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 11.12.2021)
3. U.S. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. // Official website of The White House. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (дата обращения: 10.12.2021)
4. Weißbuch zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und Zukunft der Bundewehr, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.bundesregierung.de/Content/Infomaterial/BMVg/Weissbuch_zur_Sicherheitspolitik_2016.pdf?__blob=publicationFile&v=4 (дата обращения: 22.12.2021)
Документы международных организаций и дипломатические документы:
5. Brussels summit declaration: Issued by Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Brussels 11-12 July 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2018_07/20180713_180711-summit-declaration-eng.pdf (дата обращения: 13.01.2022)
6. Consequences of US trade policy on EU-US trade relations and the global trading system. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/603882/EXPO_STU(2018)603882_EN.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
Публицистические:
7. Speach by Federal Minister Annegret Kramp-Karrenbauer about Germany’s role in international security policy. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kas.de/en/veranstaltungsberichte/detail/-/content/security-is-not-a-commodity (дата обращения: 06.12.2021)
8. Foreign Minister Sigmar Gabriel talks about Germany: “In a world full of carnivores, vegetarians have a very tough time of it”. // Auswärtiges Amt. – URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/gabriel-spiegel/1212494 (дата обращения: 22.12.2021)
9. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 53. Münchner Sicherheitskonferenz am 18. Februar 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-53-muenchner-sicherheitskonferenz-am-18-februar-2017-234640 (дата обращения: 12.12.2021)
Статистические:
10. Appeals and Response Plans 2020. // OCHA Financial Tracking Service. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fts.unocha.org/appeals/overview/2020 (дата обращения: 20.01.2022)
11. Contributions to WFP // United Nations World Food Program. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wfp.org/funding (дата обращения: 20.12.2021)
12. Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2021). // NATO. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2021/6/pdf/210611-pr-2021-094-en.pdf (дата обращения: 12.12.2021)
13. Donor ranking // The UN Refugee Agency. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reporting.unhcr.org/donor-ranking?year (дата обращения: 20.12.2021)
14. Ausführliche Ergebnisse zur Wirtschaftsleistung im 3. Quartal 2018. // Destatis. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2018/11/PD18_454_811.html (дата обращения: 16.12.2021)
Литература:
На русском:
1. Белинский А. В., Никуличев Ю. В. " Американские горки": Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. //Актуальные проблемы Европы. – 2019. – №. 4. – С. 135–157.
2. Белов В. Б. Перспективы газопровода «Северный Поток-2» //Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2021. – №. 4. – С. 63–71.
3. Панюжева М.М. Европейская безопасность: атлантизм vs европеизм // Современная Европе. – 2016. – № 2. С. 63–75.
4. Родович Ю.В. Позиции ФРГ и США по проблемам европейской безопасности: история и современность // Научные ведомости БелГУ. – 2017. – № 22. – С. 76–84.
5. Родович Ю. В. Отношения между Германией и США: от трансатлантического единства к кризису //Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. – 2021. – №. 3. – С. 35–48.
6. Трунов Ф.О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и США в политико-военной области при администрации Д. Трампа // Актуальные проблемы Европы. – 2019. – № 1. – С. 146–168.
7. Ночвина Б.А. Современные американо-германские отношения: кризис стратегического сотрудничества // Власть. – 2019. – №. 2. – С. 276–279.
На английском языке:
8. Belkin P., Ratner M., Welt C. Nord Stream 2: A Geopolitical Lightning Rod. // Federation Of American Scientists. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10943.pdf (дата обращения: 18.12.2021)
9. Cunha A. Post-Brexit EU Defence Policy: Is Germany Leading towards a European Army? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e-ir.info/2020/07/05/post-brexit-eu-defence-policy-is-germany-leading-towards-a-european-army/ (дата обращения: 08.12.2021)
10. Kurtzer J. Toward Stronger Transatlantic Teamwork: Leveraging U.S.-German Coordination for Humanitarian Action. // CSIS. – URL: https://www.csis.org/analysis/toward-stronger-transatlantic-teamwork-leveraging-us-german-coordination-humanitarian (дата обращения: 20.12.2021)
11. Meister St. Nord Stream 2: the dead-end of Germany’s Ostpolitik. // German Council on Foreign Relations. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dgap.org/en/research/publications/nord-stream-2-dead-end-germanys-ostpolitik (дата обращения: 18.12.2021)
12. Perry S. Trump and his Tweets: Presidential Propaganda and its Potential Influence on the Actions of Other. // Honors College These, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digitalcommons.pace.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1247&context=honorscollege_theses (дата обращения: 16.12.2021)
13. Schneider-Petsinger M. US–EU Trade Relations in the Trump Era Which Way Forward? // Chatham House. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/research/2019-03-08US-EUTradeRelations2.pdf (дата обращения: 18.12.2021)
14. Sikorski Ch. Trump against Germany: Examining How News about Donald Trump’s Anti-German Utterances Affect Anti-Americanism in Germany – A Moderated Mediation Model. // The International Journal of Press/Politics. – 2021. – Vol. 27. – Iss. 1. – P. 263-284.
15. Stokes D. Trump, American hegemony and he future of the liberal international order. // International Affairs. 2018. Vol. 94. Iss. 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/images/ia/INTA94_1_8_238_Stokes.pdf (дата обращения: 13.12.2021)
16. Rojansky M. Deutschland die USA und Nord Stream 2. // Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/usa/17294.pdf (дата обращения: 18.12.2021)
На немецком языке:
17. Berninger K., Jäger T. Die amerikanisch-deutschen Beziehungen // Die Außenpolitik der USA. – Springer VS, Wiesbaden, 2017. – P. 307–323.
18. Kolev G. Der transatlantische Handel als tragende Säule und Gefahr für die deutsch-amerikanischen Wirtschaftsbeziehungen //Ifo Schnelldienst. – 2017. – Vol. 70. – №. 14. – С. 15–18.
19. Mildner S. A., Howald J. Business as Usual? Die deutsch-amerikanischen Wirtschaftsbeziehungen unter Präsident Trump //Ifo Schnelldienst. – 2017. – Vol. 70. – №. 14. – P. 18–30.
20. Schlemmer T. Jenseits von Donald Trump //Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. – 2020. – Vol. 68. – №. 4. – P. 575–578.