Развитие отношений между США и ФРГ в 2017–2021 годы (Российский Университет Дружбы Народов)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 8
1.1 Специфика отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа 8
1.2 Взаимодействие США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 22
2.1 Динамика торгово-экономического сотрудничества США и ФРГ 22
2.2 Гуманитарный вектор американо-германского сотрудничества 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 8
1.1 Специфика отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа 8
1.2 Взаимодействие США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ США И ФРГ В ПЕРИОД 2017 – 2021 ГГ. 22
2.1 Динамика торгово-экономического сотрудничества США и ФРГ 22
2.2 Гуманитарный вектор американо-германского сотрудничества 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность темы исследования. Одним из ключевых направлений двухсторонних отношений в рамках евроатлантического пространства традиционно считается взаимодействие США и ФРГ. Еще во времена немецких канцлеров Г. Коля и Г. Шредера между Германией и США традиционно складывались стабильные и взаимовыгодные широкомасштабные отношения. Несмотря на всесторонние подходы правительства ФРГ под руководством А. Меркель, как сторонницы укрепления трансатлантических отношений, с началом правления администрации Д. Трампа в США американо-германские отношения столкнулись со сложностями.
В этом контексте проблематику отношений двух стран можно осмыслить в высказывании, занимавшего на тот момент пост министра иностранных дел ФРГ, З. Габриэля, который в 2018 г. дал отрицательную оценку способности Германии вступить в эпоху международной конкуренции в связи с усложненными отношениями с США: «в мире, полном хищников, вегетарианцам очень тяжело» . На этой основе можно судить, что «мир, полный хищников» относится к растущей напористости и к транзакционному подходу в международной политике, которые принесло в Белый дом избрание Д. Трампа президентом США. Под «вегетарианцами» в данном случае подразумевается непосредственно Германия, как страна, сосредоточенная на многовекторной внешней политике (баланс «европеизма и «атлантизма»), невоенных средствах и многостороннем сотрудничестве, которая рискует остаться в стороне, в то время как другие державы получат международное влияние.
Вместе с тем, учитывая прогнозируемую глобальную мощь США, партнерство Германии с США всегда основывалось на общей поддержке многостороннего порядка. Но с момента, когда поддержка администрацией Д. Трампа большей части основных институтов трансатлантического и европейского порядка оказалась крайне шаткой, возникла необходимость переоценить основы германо-американского альянса. Исследование ключевых моментов того, как именно трансформировался союз Германии и США в период администрации Трампа и насколько этот период отношений был согласован с общей внешнеполитической стратегией ФРГ также обуславливает актуальность выбранной темы.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2017–2021 гг. Нижняя граница обусловлена приходом ко власти в США администрации Д. Трампа, в связи с чем появляются кардинально новые контуры взаимоотношения двух стран в связи с планами американского руководства по ведению обновленного курса в отношении европейских партнеров. Верхняя рамка обозначена окончанием срока Д. Трампа и подведением итогов избранного промежутка в практике двусторонних отношений с ФРГ по ряду ключевых вопросов. В работе также затрагиваются и события начала 2021 г., которые объективно необходимы для полноценного выстраивания картины отношений ФРГ и США и возможности формулирования ключевых выводов.
Цель исследования – выявление особенностей и тенденций взаимоотношений ФРГ и США в период 2017–2021 гг.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
- выявить специфику отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа;
- рассмотреть особенности взаимодействия США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности;
- проследить динамику торгово-экономического сотрудничества США и Германии;
- исследовать гуманитарный вектор двустороннего сотрудничества.
Объект исследования – отношения США и ФРГ в XXI в.
Предмет исследования – формы и методы ведения сотрудничества США и ФРГ при администрации Д. Трампа.
Степень научной изученности проблемы. Теме взаимоотношений США и Германии посвящено немалое количество исследований, в основном, среди зарубежных ученых, при этом все исследования отличаются своим особенностями и кругом рассматриваемых проблем.
В этом контексте проблематику отношений двух стран можно осмыслить в высказывании, занимавшего на тот момент пост министра иностранных дел ФРГ, З. Габриэля, который в 2018 г. дал отрицательную оценку способности Германии вступить в эпоху международной конкуренции в связи с усложненными отношениями с США: «в мире, полном хищников, вегетарианцам очень тяжело» . На этой основе можно судить, что «мир, полный хищников» относится к растущей напористости и к транзакционному подходу в международной политике, которые принесло в Белый дом избрание Д. Трампа президентом США. Под «вегетарианцами» в данном случае подразумевается непосредственно Германия, как страна, сосредоточенная на многовекторной внешней политике (баланс «европеизма и «атлантизма»), невоенных средствах и многостороннем сотрудничестве, которая рискует остаться в стороне, в то время как другие державы получат международное влияние.
Вместе с тем, учитывая прогнозируемую глобальную мощь США, партнерство Германии с США всегда основывалось на общей поддержке многостороннего порядка. Но с момента, когда поддержка администрацией Д. Трампа большей части основных институтов трансатлантического и европейского порядка оказалась крайне шаткой, возникла необходимость переоценить основы германо-американского альянса. Исследование ключевых моментов того, как именно трансформировался союз Германии и США в период администрации Трампа и насколько этот период отношений был согласован с общей внешнеполитической стратегией ФРГ также обуславливает актуальность выбранной темы.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2017–2021 гг. Нижняя граница обусловлена приходом ко власти в США администрации Д. Трампа, в связи с чем появляются кардинально новые контуры взаимоотношения двух стран в связи с планами американского руководства по ведению обновленного курса в отношении европейских партнеров. Верхняя рамка обозначена окончанием срока Д. Трампа и подведением итогов избранного промежутка в практике двусторонних отношений с ФРГ по ряду ключевых вопросов. В работе также затрагиваются и события начала 2021 г., которые объективно необходимы для полноценного выстраивания картины отношений ФРГ и США и возможности формулирования ключевых выводов.
Цель исследования – выявление особенностей и тенденций взаимоотношений ФРГ и США в период 2017–2021 гг.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
- выявить специфику отношений США и ФРГ с приходом администрации Д. Трампа;
- рассмотреть особенности взаимодействия США и ФРГ по вопросам европейской и трансатлантической безопасности;
- проследить динамику торгово-экономического сотрудничества США и Германии;
- исследовать гуманитарный вектор двустороннего сотрудничества.
Объект исследования – отношения США и ФРГ в XXI в.
Предмет исследования – формы и методы ведения сотрудничества США и ФРГ при администрации Д. Трампа.
Степень научной изученности проблемы. Теме взаимоотношений США и Германии посвящено немалое количество исследований, в основном, среди зарубежных ученых, при этом все исследования отличаются своим особенностями и кругом рассматриваемых проблем.
По итогам проведенного исследования, можно говорить о наличии существенного охлаждения отношений между США и Германией в период президентства Д. Трампа. Оно связано с негативной в отношении Германии риторикой Д. Трампа, разочарованием США в текущей роли Германии в таких процессах как обеспечение региональной и глобальной безопасности, а также преуменьшением роли ФРГ как одного из ключевых ретрансляторов и проводников роли США в Европе. Американская негативная риторика была связана с переоценкой Д. Трампом системы американо-германских отношений, связанного с фактическим уменьшением роли Германии как инструмента США в борьбе за глобальное лидерство и инструмента давления США на Российскую Федерацию и Китай. Также это можно связать с тем фактом, что Германия делает акцент не на укреплении своей роли как инструмента в политике США, а направляет свои усилия на проведение самостоятельной, взвешенной и сбалансированной политики сотрудничества с ключевыми, альтернативными США центрами региональной силы – как с Российской Федерацией (в контексте проекта «Северный поток-2», обеспечения энергетической безопасности, сотрудничества в рамках Нормандского формата по Украине) и в контексте разрешения актуальных для Европы, а не США вопросов (к примеру, разрешение миграционного кризиса, развитие сотрудничества с Турцией в миграционной сфере).
Данные направления политики несколько противоречат интересам США, что и обуславливает, с одной стороны, перманентную критику со стороны Д. Трампа действий Германии, американские отсылки на недовольство налогоплательщиков финансированием безопасности других стран, тогда как с другой стороны, немецкая общественность, политики и эксперты также высказывают свое недоверие политике США и ставят под сомнение целесообразность и эффективность данного взаимодействия в рассматриваемый период времени. Как итог, необходимо констатировать наличие широкого спектра пробелов, проблем и противоречий в отношениях между США и ФРГ в период президента Д. Трампа.
Даже с учетом негативных тенденций во взаимодействии в сфере поддержки трансатлантической безопасности, в силу ярко выраженной критики Трампа в сторону ФРГ и союзников по НАТО, стороны не отказались от полного сотрудничества, поскольку США было заинтересовано в сохранении своего влияния в Европе (к примеру, через Италию, Польшу, Великобританию), тогда как Германия идентифицировала НАТО как инструмент укрепления собственной роли в международном пространстве – главным образом, на европейском направлении. Вектором политики Германии выступало развитие подходов к модернизации структуры отношений с РФ и КНР, а также решение актуальных проблем европейской безопасности (противодействие терроризму, незаконной миграции, транснациональной преступности), что в целом соответствовало не только немецким, но и европейским интересам.
С другой же стороны, политическое руководство США было заинтересовано в обеспечении исключительного приоритета национальных интересов США над интересами ФРГ и своих союзников, путем сохранения контроля с помощью НАТО, включая недопущение создания альтернативы НАТО в виде европейской армии. Данный факт обусловил снижение доверия со стороны Германии и стран ЕС к политике, действиям США и поставил под вопрос возможность сохранения США приверженности взятым на себя ранее обязательствам. Данный факт прослеживается и на примере торгово-экономического взаимодействия, но также имеет и свои исключения, контекст которых будет проанализирован нами в следующей главе данной курсовой работы.
В рассматриваемый период, можно говорить о наличии мощных негативных тенденций в структуре американо-немецкого взаимодействия в период президентства Д. Трампа. Характерной чертой указанной ситуации выступает тот факт, что США продолжают формировать свои подходы, исходя из принципа монопольной важности и исключительного доминирования американских интересов над интересами других государств. Данный подход, в свою очередь, вызывает острое неприятие со стороны Германии, заинтересованной в развитии сотрудничества на базе комплексного учета интересов всех взаимодействующих сторон. Тем не менее, это противоречит интересам США, поскольку наличие равного торгово-экономического диалога не позволит США в полной мере реализовывать свои интересы в Европе, включая невозможность, в дальнейшем, использования Германии для дополнительного давления на своих геополитических конкурентов. В свою очередь, с целью продвижения своих интересов, США продолжают вести агрессивную торгово-экономическую политику в отношении Германии, что предполагает, к примеру, введение новых ввозных пошлин для немецких и европейских товаров, а также практику введения санкций в отношении отдельных компаний, работающих над проектом «Северный поток-2», что дополняется как двоякой, так и явной осуждающей немецкие действия риторикой со стороны Д. Трампа и иных высших политических деятелей США.
Необходимо отметить наличие достаточно большого потенциала у гуманитарного диалога между США и ФРГ, который не был сильно подвержен политическому влиянию – ни в период президентства Д. Трампа, ни после прихода Дж. Байдена и ухода А. Меркель с поста канцлера Германии. Исходя из этого, уместно отметить, что гуманитарная деятельность позиционируется в США и ФРГ как один из наиболее эффективных каналов взаимосвязи, обеспечивающий гуманитарную стабильность, стабильность межгосударственного диалога в приоритетных для сторон и международного сообщества вопросах. Другим результатом указанной диспозиции выступает практика обсуждения новых совместных инициатив, связанных с т.н. «разделением гуманитарного бремени», что предполагает ретрансляцию позитивного опыта сотрудничества США и ФРГ, и привлечение новых центров силы (РФ, КНР), в процессы гуманитарного взаимодействия. Также следует отметить, что гуманитарное взаимодействие не предполагает исключительную реализацию за счет сотрудничества на уровне высших политических элит двух государств – в данном случае, акцент также делается на сотрудничестве гуманитарных сообществ двух государств, с включением в данную структуру гуманитарных НПО, МИД ФРГ, посольств США и ФРГ в двух государствах, что позволяет существенным образом расширить спектр сотрудничества на уровне двух государств и сохраняет роль гуманитарной сферы как важного источника, способствующего полноценному восстановлению отношений двух государств и в «послетрамповский» период времени.
Данные направления политики несколько противоречат интересам США, что и обуславливает, с одной стороны, перманентную критику со стороны Д. Трампа действий Германии, американские отсылки на недовольство налогоплательщиков финансированием безопасности других стран, тогда как с другой стороны, немецкая общественность, политики и эксперты также высказывают свое недоверие политике США и ставят под сомнение целесообразность и эффективность данного взаимодействия в рассматриваемый период времени. Как итог, необходимо констатировать наличие широкого спектра пробелов, проблем и противоречий в отношениях между США и ФРГ в период президента Д. Трампа.
Даже с учетом негативных тенденций во взаимодействии в сфере поддержки трансатлантической безопасности, в силу ярко выраженной критики Трампа в сторону ФРГ и союзников по НАТО, стороны не отказались от полного сотрудничества, поскольку США было заинтересовано в сохранении своего влияния в Европе (к примеру, через Италию, Польшу, Великобританию), тогда как Германия идентифицировала НАТО как инструмент укрепления собственной роли в международном пространстве – главным образом, на европейском направлении. Вектором политики Германии выступало развитие подходов к модернизации структуры отношений с РФ и КНР, а также решение актуальных проблем европейской безопасности (противодействие терроризму, незаконной миграции, транснациональной преступности), что в целом соответствовало не только немецким, но и европейским интересам.
С другой же стороны, политическое руководство США было заинтересовано в обеспечении исключительного приоритета национальных интересов США над интересами ФРГ и своих союзников, путем сохранения контроля с помощью НАТО, включая недопущение создания альтернативы НАТО в виде европейской армии. Данный факт обусловил снижение доверия со стороны Германии и стран ЕС к политике, действиям США и поставил под вопрос возможность сохранения США приверженности взятым на себя ранее обязательствам. Данный факт прослеживается и на примере торгово-экономического взаимодействия, но также имеет и свои исключения, контекст которых будет проанализирован нами в следующей главе данной курсовой работы.
В рассматриваемый период, можно говорить о наличии мощных негативных тенденций в структуре американо-немецкого взаимодействия в период президентства Д. Трампа. Характерной чертой указанной ситуации выступает тот факт, что США продолжают формировать свои подходы, исходя из принципа монопольной важности и исключительного доминирования американских интересов над интересами других государств. Данный подход, в свою очередь, вызывает острое неприятие со стороны Германии, заинтересованной в развитии сотрудничества на базе комплексного учета интересов всех взаимодействующих сторон. Тем не менее, это противоречит интересам США, поскольку наличие равного торгово-экономического диалога не позволит США в полной мере реализовывать свои интересы в Европе, включая невозможность, в дальнейшем, использования Германии для дополнительного давления на своих геополитических конкурентов. В свою очередь, с целью продвижения своих интересов, США продолжают вести агрессивную торгово-экономическую политику в отношении Германии, что предполагает, к примеру, введение новых ввозных пошлин для немецких и европейских товаров, а также практику введения санкций в отношении отдельных компаний, работающих над проектом «Северный поток-2», что дополняется как двоякой, так и явной осуждающей немецкие действия риторикой со стороны Д. Трампа и иных высших политических деятелей США.
Необходимо отметить наличие достаточно большого потенциала у гуманитарного диалога между США и ФРГ, который не был сильно подвержен политическому влиянию – ни в период президентства Д. Трампа, ни после прихода Дж. Байдена и ухода А. Меркель с поста канцлера Германии. Исходя из этого, уместно отметить, что гуманитарная деятельность позиционируется в США и ФРГ как один из наиболее эффективных каналов взаимосвязи, обеспечивающий гуманитарную стабильность, стабильность межгосударственного диалога в приоритетных для сторон и международного сообщества вопросах. Другим результатом указанной диспозиции выступает практика обсуждения новых совместных инициатив, связанных с т.н. «разделением гуманитарного бремени», что предполагает ретрансляцию позитивного опыта сотрудничества США и ФРГ, и привлечение новых центров силы (РФ, КНР), в процессы гуманитарного взаимодействия. Также следует отметить, что гуманитарное взаимодействие не предполагает исключительную реализацию за счет сотрудничества на уровне высших политических элит двух государств – в данном случае, акцент также делается на сотрудничестве гуманитарных сообществ двух государств, с включением в данную структуру гуманитарных НПО, МИД ФРГ, посольств США и ФРГ в двух государствах, что позволяет существенным образом расширить спектр сотрудничества на уровне двух государств и сохраняет роль гуманитарной сферы как важного источника, способствующего полноценному восстановлению отношений двух государств и в «послетрамповский» период времени.
Подобные работы
- Развитие отношений между США и ФРГ (2009–2017 гг.) (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2021 - Торгово-экономические отношения между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия (1992 – 2021 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АЛТАЙСКИМ КРАЕМ И ФРГ В 2000 - 2021 ГГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США НА РЫНКАХ СПГ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РОССИЮ В XXI ВЕКЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Реализация «мягкой силы» через деятельность Института Гете в процессе функционирования в РФ
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ГЕРМАНСКОГО ВОПРОСА
(1949—1990 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



