Организационная культура органов государственного управления (Государственная и муниципальная служба, Финансовый Университет при Правительстве РФ (Ярославский филиал))
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы функционирования организационной культуры 5
1.1 Понятие организационной культуры 5
1.2. Структура организационной культуры 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 15
2.1 Особенности формирования культуры управления на государственной службе 15
2.2 Внешние факторы, влияющие на формирование организационной культуры организаций 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Актуальность. Сегодня институт государственной гражданской службы рассматривается как ключевой инструментарий, обеспечивающий взаимосвязь между государством и обществом. Ввиду сказанного инструменты государственной власти и управления нуждаются в постоянном совершенствовании.
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что государственная власть, будучи ключевым звеном, должна обеспечивать реализации государственно-властных решений. При реализации должны использоваться передовые достижения науки и техники, а также соблюдаться определенные профессиональные стандарты.
На сегодняшний день культура организации управления на государственной гражданской службе является предметом особого интереса со стороны науки. Объясняется это тем, что стремительное развитие институтов гражданского общества, а также изменения, возникающие в системе государственного аппарата, требуют соблюдение стандартов открытости, эффективности, гласности. По мнению исследователей, это наиболее эффективная модель государственного устройства.
Объектом исследования является организационная культура государственного управления.
Предметом исследования является общественные отношения возникающие в связи с организацией управления на государственной службе.
Структура исследования представлена введением, основной частью, заключением и списком использованной литературы.
Важно понимать тот факт, что формирование культуры организации органов государственного управления в нынешних условиях не всегда носит осознанный характер со стороны руководства. При этом же работа самого органа власти не будет действенной без правильного формирования ценностей культуры организации, даже если сам процесс изначально не наделён всеми составляющими осознанного подхода к созданию.
Одной из главных задач при выявлении организационной культуры является обозначение и закрепление самой системы ценности, которая отвечает всем особенностям функционирования органов государственной власти, определяющих в дальнейшем поведение государственных и муниципальных служащих.
Сами же ценности в дальнейшем уже и формируют культуру органов государственного управления, Элементы, которые её составляют, подлежат процессам изменения в связи с изменением целей, стадий развития культуры, смены приоритетов и внешних факторов. Руководители органов государственной власти должны быть внимательными к данным изменения, вовремя их фиксировать и доносить информацию о них до государственных служащих, тем самым и изменяя в лучшую сторону внутренний климат органов власти на всех уровнях.
Ценности, которые были приняты руководством, отвечают за мотивацию самих служащих, улучшают внутреннее взаимодействие, структурными подразделениями, формируют чувство причастности к совершению общей деятельности.
Человеческий фактор в организации представляет её основу, является её сущностью и всячески наполняет её. Осуществление руководства внутри организации является сложной задачей, так как это большая ответственность, важно суметь правильно распределить поставленные на определённый период задачи, выставить сроки и на протяжении их выполнения направлять сотрудников, чтобы достичь поставленного результата и развиваться дальше. Сам управляющий должен быть психологически подготовлен, то есть обладать тонкими навыками понимания людей, с которыми сотрудничает чтобы успешно взаимодействовать с ними.
И всё же не вся ответственность за успешную деятельность сотрудника внутри предприятия лежит на плечах руководителя. Немаловажную роль играет обстановка внутри рабочего коллектива, расположенность коллег к друг другу, общая атмосфера между сотрудниками, их умение прислушиваться друг к другу и находить компромисс, самостоятельно находить пути решения возникающих сложностей при выполнении поставленных задач. На самих сотрудников правильно сложившаяся обстановка внутри коллектива оказывает огромное влияние, либо мотивируя и способствуя развитию и прогрессу, либо же замыкает и останавливает производительность человеческого ресурса, подавляет желание полной отдачи. Как уже было написано выше, оказать положительное влияние в данной ситуации может применение интегрирующих и адаптивных функций.
Выводом является то, что если внутри организации не уделяется достаточного внимания развитию и формированию организационной культуры, отсутствует отлаженная как таковая иерархия внутри коллектива, нет выработанной стратегии и уважения к общему делу, то такой рабочий коллектив, а значит и организация, в будущем обречены на провал. Чтобы сохранить за собой авторитет и ведущие позиции, должен быть сформирован действующий механизм между всеми сотрудниками предприятия, понимание общей цели и средств её достижения. Если авторитет и перспективы предприятия будут утеряны, то нет и смысла говорить о влиянии на процесс развития страны, даже если это небольшой муниципальный проект, то в нынешних рыночных условиях добиться успехов может только хорошо сплочённая команда, обладающая эффективной корпоративной культурой.
Механизм развития культуры организации в муниципальных образованиях идентичен всем тем механизмам, что и в прочих организациях. Отличие состоит в том, что общность самих элементов организации проявляется в самой системе муниципальной службы, как особенность, которая обусловлена спецификой данного социального института.
Исходя из того, что обусловленные особенности характеризуются статусностью местного самоуправления для общества, которому характерны некоторые из приведённых признаков. Первый признак то, что местное самоуправление само по себе является формой самоорганизации жителей муниципального образования. Второй указывает на то, что самоуправление являет собой особый вид организационно-регулирующей деятельности на территории образующего предприятия. Третий признак характеризует факт того, что местное самоуправление выступает как форма публичной власти.
Подводя итог важно охарактеризовать сформировавшиеся признаки организационной культуры муниципального служащего, которыми выступают: образованность, стрессоустойчивость, адаптивность, интеллигентность, умение выделять сильные и слабые стороны в работе организации, тем самым улучшая её структуру. Решающими факторами являются стремление к обучению и развитию, улучшению навыков профессионализма, что само по себе в перспективе гарантирует карьерный рост и улучшение функционирования всего аппарата. Чем больше сильных, положительно влияющих на развитие, качеств в себе сочетает служащий, тем большую пользу организации он приносит в целом.
Важно отметить, что постоянное применение инструментов, позволяющих оценить соответствующие нормы организационной культуры, позволяет закрепить институционные изменения, которые происходят на уровне государственного и муниципального сектора, что, в дальнейшем, должно положительно отразиться на развитии внутреннего и внешнего организационного аппарата.
Обобщая изложенное, можем отметить, что организационная культура управления на государственной гражданской службе играет ключевую роль, поскольку направлена на формирование всей системы государственной гражданской службы.
1. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41183 (Дата обращения: 15.09.2022).
3. Бермешева А.П. Профессиональная этика в сфере государственной и муниципальной службы. / А.П. Бермешева. // Молодой ученый. – 2018. № 48. 101-103 с
4. Вечер Л.С. Деловое общение государственного служащего. Практикум. / Л.С. Вечер. – М.: Форум, 2017. 224 c.
5. Коклягина, Д. С. Совершенствование механизмов функционирования и развития корпоративной культуры в органах государственной гражданской службы / Д. С. Коклягина // Молодые исследователи в ответ на современные вызовы : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 04 мая 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 320-324. – EDN HKEXLH.
6. Кутукова Е. С. Проектное управление и стратегическое планирование [Электронный ресурс] / Е. С. Кутукова // Бюджет.RU. — Москва : ИД Бюджет, 2017. — № 12. — URL: http:// bujet.ru/article/334285.php
7. Роль проектного управления в государственной политике развития физической культуры и спорта: анализ проблем и формирование перспективных направлений его совершенствования в Воронежской области / Т. А. Байрамов, Е. М. Лещенко, И. В. Потанина, Г. И. Шахворостов // Регион: системы, экономика, управление. – 2022. – № 2(57). – С. 68-75. – DOI 10.22394/1997-4469-2022-57-2-68-75. – EDN MWBGVS.
8. Яковлева-Чернышева, А. Ю. Комплексный подход к повышению уровня правовой и финансовой грамотности населения как фактор развития правовой культуры / А. Ю. Яковлева-Чернышева // Правовая культура. – 2022. – № 1(48). – С. 51-57. – EDN IGVWJI.
9. Родин Олег. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент № 7, 2020. стр. 42.
10. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. № 3, 2017. (с. 184-195, 199-200).