Правовое регулирование конкурсного производства (Институт Международного Права и Экономики имени А.С. Грибоедова)
|
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа конкурсного производства……………….11
1.1. Исторический опыт функционирования конкурсного производства в правовой системе России и за рубежом…………………….11
1.2. Юридические особенности конкурсного производства как завершающей стадии
банкротства ………17
1.3. Роль конкурсного производства в процедуре банкротства……….23
Глава 2. Правовая регламентация конкурсного производства…….....27
2.1. Организационно-правовые основы стадий конкурсного производства..27
2.2. Законодательные предписания относительно очередности и порядка удовлетворения требований кредиторов………32
2.3. Организационно-правовой механизм реализации специализированных процедур конкурсного производства……45
Глава 3. Правовое положение конкурсного управляющего…………..52
3.1. Конкурсный управляющий как участник процедуры несостоятельности (банкротства): понятие и особенности статуса………….52
3.2. Правовое удостоверение полномочий конкурсного управляющего, необходимых для завершения конкурсного производства..57
Заключение………………………………………………………………..67
Список использованной литературы …72
Глава 1. Правовая природа конкурсного производства……………….11
1.1. Исторический опыт функционирования конкурсного производства в правовой системе России и за рубежом…………………….11
1.2. Юридические особенности конкурсного производства как завершающей стадии
банкротства ………17
1.3. Роль конкурсного производства в процедуре банкротства……….23
Глава 2. Правовая регламентация конкурсного производства…….....27
2.1. Организационно-правовые основы стадий конкурсного производства..27
2.2. Законодательные предписания относительно очередности и порядка удовлетворения требований кредиторов………32
2.3. Организационно-правовой механизм реализации специализированных процедур конкурсного производства……45
Глава 3. Правовое положение конкурсного управляющего…………..52
3.1. Конкурсный управляющий как участник процедуры несостоятельности (банкротства): понятие и особенности статуса………….52
3.2. Правовое удостоверение полномочий конкурсного управляющего, необходимых для завершения конкурсного производства..57
Заключение………………………………………………………………..67
Список использованной литературы …72
Институт конкурсного производства, занимающий важнейший сегмент в области регулирования отношений банкротства, призван обеспечить стабильный гражданский оборот, однако несовершенство законодательства о банкротстве позволяет недобросовестным кредиторам использовать процедуры банкротства в целях рейдерского захвата бизнеса, перераспределения собственности, устранения конкурентов, а также влечет за собой такое негативное явление, как неисполнение должниками своих обязательств.
Проблемы конкурсного производства традиционно представляли и продолжают представлять интерес для научных исследований, в частности они снискали достойное внимание в трудах ученых дореволюционного и современного периодов:B.C. Белых, В.В. Витрянского, А.Х. Гольмстена, A.A. Дубинчина, К.И. Малышева, Т.Н. Мантатовой, М.Г. Масевич, O.A. Никитиной, Г. Паппе, Е.А. Павлодского, В.Ф. Попондопуло, E.H. Сердитовой, M.JI. Скуратовского, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной, Е.Ю.Пустоваловой, В.Н. Ткачева, В.А. Химичева, Г.Ф. Шершеневича и др.
Значительный объем теоретического материала, а также наличие обобщений арбитражной практики не снижают актуальности исследований, посвященных научно-методологическим и правовым аспектам конкурсного производства. Так, непроработанность и неопределенность статуса конкурсного управляющего порождает на практике многочисленные вопросы, касающиеся его компетенции; определение цели процедуры конкурсного производства в качестве соразмерного удовлетворения требований кредиторов является одной из причин затягивания сроков проведения конкурсного производства и др.
Не получившие теоретического осмысления категории конкурсного права порождают на практике дискуссии и проблемы правоприменения .
Приведенные аргументы свидетельствуют о бесспорной значимости исследований любого формата, в т.ч. проводимых в рамках ВКР, посвященных правовой регламентации и практической реализации конкурсного производства.
Целью работы является выявление и анализ методологических и юридических проблем правового регулирования конкурсного производства, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правоотношения обозначенной группы.
Задачи исследования:
1) изучить правовую природу и определить понятие конкурсного производства;
2) обозначить место конкурсного производства в процедуре банкротства;
3) рассмотреть основные аспекты правого регулирования конкурсного производства;
4) обосновать значимость международно-правового регулирования вопросов, касающихся конкурсного управления, для правовой системы России;
5) определить последовательность мероприятий, проводимых в ходе конкурсного производства, рассмотреть особенности его регулирования на различных этапах;
6) исследовать действующее законодательство о конкурсном производстве, выявить его недочеты и внести предложения по совершению правовых норм.
Объектом исследования выступают комплексные правовые отношения, в рамках которых реализуются процедуры конкурсного управления в ситуации банкротства субъекта предпринимательской деятельности.
Предмет исследования представлен нормами международного права, российского законодательства, являющимися правовой основой конкурсного производства.
Для уточнения и разъяснения положений действующего законодательства активно задействовались правовые позиции высших судебных инстанций, а также судебная практика.
Методология исследования представлена, прежде всего, диалектическим методом, позволяющим анализировать правовое регулирование конкурсного производства как непрерывный процесс становления и преобразования.
В процессе исследования задействованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, правового моделирования, а также компаративный и статистический.
Теоретическую основу исследованиясоставляют труды ученых – представителей цивилистической науки различных исторических периодов, посвященные проблемным вопросам правового регулирования конкурсного производства.
Эмпирическая база исследования зиждется на материалах судебной и судебно-арбитражной практики по рассмотрению споров, связанных с реализацией процедуры конкурсного производства.
Нормативная основа работы включает в себя положения международных нормативных правовых актов, Конституции Российской Федерации и российского законодательства, регулирующих вопросы конкурсного производства.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем на основе комплексного научно-практического метода исследования раскрыты основные аспекты правового регулирования конкурсного производства. Такой подход позволил, основываясь на достигнутых результатах, сосредоточиться на современном состоянии правовых основ регулирования процедуры банкротства на этапе конкурсного производства и разработать законодательные предложения по ее модернизации.
Проблемы конкурсного производства традиционно представляли и продолжают представлять интерес для научных исследований, в частности они снискали достойное внимание в трудах ученых дореволюционного и современного периодов:B.C. Белых, В.В. Витрянского, А.Х. Гольмстена, A.A. Дубинчина, К.И. Малышева, Т.Н. Мантатовой, М.Г. Масевич, O.A. Никитиной, Г. Паппе, Е.А. Павлодского, В.Ф. Попондопуло, E.H. Сердитовой, M.JI. Скуратовского, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной, Е.Ю.Пустоваловой, В.Н. Ткачева, В.А. Химичева, Г.Ф. Шершеневича и др.
Значительный объем теоретического материала, а также наличие обобщений арбитражной практики не снижают актуальности исследований, посвященных научно-методологическим и правовым аспектам конкурсного производства. Так, непроработанность и неопределенность статуса конкурсного управляющего порождает на практике многочисленные вопросы, касающиеся его компетенции; определение цели процедуры конкурсного производства в качестве соразмерного удовлетворения требований кредиторов является одной из причин затягивания сроков проведения конкурсного производства и др.
Не получившие теоретического осмысления категории конкурсного права порождают на практике дискуссии и проблемы правоприменения .
Приведенные аргументы свидетельствуют о бесспорной значимости исследований любого формата, в т.ч. проводимых в рамках ВКР, посвященных правовой регламентации и практической реализации конкурсного производства.
Целью работы является выявление и анализ методологических и юридических проблем правового регулирования конкурсного производства, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правоотношения обозначенной группы.
Задачи исследования:
1) изучить правовую природу и определить понятие конкурсного производства;
2) обозначить место конкурсного производства в процедуре банкротства;
3) рассмотреть основные аспекты правого регулирования конкурсного производства;
4) обосновать значимость международно-правового регулирования вопросов, касающихся конкурсного управления, для правовой системы России;
5) определить последовательность мероприятий, проводимых в ходе конкурсного производства, рассмотреть особенности его регулирования на различных этапах;
6) исследовать действующее законодательство о конкурсном производстве, выявить его недочеты и внести предложения по совершению правовых норм.
Объектом исследования выступают комплексные правовые отношения, в рамках которых реализуются процедуры конкурсного управления в ситуации банкротства субъекта предпринимательской деятельности.
Предмет исследования представлен нормами международного права, российского законодательства, являющимися правовой основой конкурсного производства.
Для уточнения и разъяснения положений действующего законодательства активно задействовались правовые позиции высших судебных инстанций, а также судебная практика.
Методология исследования представлена, прежде всего, диалектическим методом, позволяющим анализировать правовое регулирование конкурсного производства как непрерывный процесс становления и преобразования.
В процессе исследования задействованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, правового моделирования, а также компаративный и статистический.
Теоретическую основу исследованиясоставляют труды ученых – представителей цивилистической науки различных исторических периодов, посвященные проблемным вопросам правового регулирования конкурсного производства.
Эмпирическая база исследования зиждется на материалах судебной и судебно-арбитражной практики по рассмотрению споров, связанных с реализацией процедуры конкурсного производства.
Нормативная основа работы включает в себя положения международных нормативных правовых актов, Конституции Российской Федерации и российского законодательства, регулирующих вопросы конкурсного производства.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем на основе комплексного научно-практического метода исследования раскрыты основные аспекты правового регулирования конкурсного производства. Такой подход позволил, основываясь на достигнутых результатах, сосредоточиться на современном состоянии правовых основ регулирования процедуры банкротства на этапе конкурсного производства и разработать законодательные предложения по ее модернизации.
Проблемы несостоятельности (банкротства) участников предпринимательской деятельности представляют собой перспективное и в значительной степени актуальное направление научно-практических разработок.
Настоящее исследование, проведенное в формате ВКР, позволило автору сформулировать следующие выводы и итоговые положения.
1.Юридическое оформление конкурсного производства в течение нескольких столетий шло по пути законодательного удостоверения возможности и структуры взыскания долга и определения мер наказания, применимых к должнику.
Мировой практике известны два пути формирования законодательства о несостоятельности (банкротстве), предусматривающие: определение способов возврата долгов кредиторам, которые сопровождались бы ликвидацией должника, либо восстановления платежеспособности предприятия путем проведения реорганизационных процедур
2. Конкурсное производство в современной России представляет собой порядок принудительной ликвидации должника, признанного арбитражным судом несостоятельным, с целью устранения такого должника из сферы экономических отношений, обеспечивая пребывание его в правовом поле.
Существование должника в правовом поле означает, что для признания ликвидации состоявшейся, участники дела о банкротстве должны совершить ряд последовательных действий: 1) прекратить хозяйственную (производственную, коммерческую) деятельность компании; 2) аккумулировать конкурсную массу (поиск, выявление, возврат имущества, оспаривание сделок, привлечение контролирующих лиц к ответственности); 3) реализовать имущество, входящее в конкурсную массу; 4) произвести расчеты с кредиторами (на основе принципов соразмерности и очередности удовлетворения требований).
3. Популярность и востребованность конкурсного производства по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве находится на высоком уровне и значительно превышает показатели иных процедур (данный тезис подтвержден статистическими исследования автора).
4. Конкурсное производство подразделяется на несколько стадий: проведение инвентаризации; формирование конкурсной массы; продажа имущества должника на открытых торгах; покрытие судебных расходов, выплата текущих платежей; выплата вознаграждения арбитражному управляющему; расчеты с кредиторами в порядке очередности; предоставление отчетов конкурсным кредиторам, в арбитражный суд и в ОАУ; получение решения арбитражного суда; внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.
5. В конкурсном производстве проявляется распределение риска несостоятельности должника на его кредиторов: при недостаточности средств на полное удовлетворение требований кредиторов кредиторы получают только часть, пропорционально размеру их требований в общем объеме кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов.
6. Роль международных нормативных правовых актов в регулировании процедур несостоятельности (банкротства) в целом и конкурсного производства – в частности заключается в том, что они: а) являются основой и ориентиром для правотворческой деятельности на национальном уровне; б) устанавливают основополагающие стандарты защиты лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются процедурами банкротства (привилегированных кредиторов); в) удостоверяют допустимый ограничительный режим при банкротстве предпринимателя; г) в силу прямого действия восполняют пробелы правового регулирования во внутригосударственном законодательстве; д) способствуют развитию сотрудничества государств в области формирования охранительного (компенсационного) организационно-правового режима банкротства, особенно предприятий сферы внешнеэкономической деятельности.
7. Центральной фигурой конкурсного производства является конкурсный управляющий, который осуществляет весь комплекс полномочий по управлению делами должника в процессе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для осуществления полномочий по проведению конкурсного производства, направленного на управление делами должника, организацию и осуществление процедуры банкротства (несостоятельности) в точном соответствии с законом, обеспечение своевременного, справедливого и соразмерного на основе очередности удовлетворения требований кредиторов должника, признаваемого банкротом.
8. Особенности статуса конкурсного управляющего напрямую определяются его ролью в конкурсном производстве – он наделен правами, обязанностями, а также несет ответственность, связанные с обеспечением процедур конкурсного управления.
Права конкурсного управляющего – мера возможного и допустимого поведения, предоставленная ему Законом о банкротстве и иными нормативными правовыми актами.
Обязанности конкурсного управляющего – мера должного поведения, предписываемая правовыми нормами, которой должен следовать конкурсный управляющий.
Обязанности конкурсного управляющего разграничиваются на активные и пассивные, первые заключаются в совершении активных действий, направленных на завершение процедуры банкротства, вторые в необходимости воздержаться от недопустимых действий (например, от затягивания процедуры банкротства).
Ответственность конкурсного управляющего заключается в совокупности неблагоприятных последствий, которые могут наступить для данного участника процедуры банкротства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
9. Платежеспособность должника на современном этапе может быть удостоверена посредством оценки имущества предприятия-банкрота, особенно, если в этом процессе задействуются цифровые технологии, подразумевающие использование современных программных продуктов, технологий искусственного интеллекта как элементов механизма стоимостной оценки.
10.Комплекс предложений по совершенствованию законодательства о конкурсном производстве:
1) для устранения разночтений и неоправданно расширительного толкования целей конкурсного производства в судебных решениях и обеспечения единства судебной практики дополнить ст. 124 Закона о банкротстве частью 4 в редакции, определяемой эти цели следующим образом: сбор, оценка и реализация конкурсной массы; расчеты с кредиторами (соразмерное в порядке очереди удовлетворение их требований); соблюдение прав и законных интересов организации должника и ее кредиторов при процедуре банкротства; обеспечение режима стабильности и законности в предпринимательской деятельности в условиях кризисных ситуаций; ограничение и пресечение случаев злоупотребления правом при процедурах банкротства; устранение неплатежеспособного должника из сферы кредитных отношений;
2) для предотвращения недобросовестных действий должника, связанных с сокрытием имущества, а также защиты прав конкурсного кредитора, рекомендованоизложить ч. 2 ст. 124 Закона о банкротстве в следующей редакции: «2. Конкурсное производство вводится на срок до восемнадцати месяцев с правом досрочного прекращения. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев»;
3) ввиду того, что проведение внешнего управления – процедура, которую сложно реализовать одному лицу, вспомнить позитивный опыт ведения конкурсного управления в дореволюционной России и узаконить ведение этой процедуры управляющими компаниями, которые должны соответствовать следующим требованиям: 1) компетентностные требования; 2) ограничительные требования; 3) дополнительные (альтернативные) требования, которые могут быть предъявлены дополнительно по ходатайству большинства кредиторов, должника (его учредителей) к кандидатуре управляющей компании.
Приведенные законодательные новации способны оказать позитивное влияние на модернизацию процесса конкурсного производства как значимой стадии банкротства.
Настоящее исследование, проведенное в формате ВКР, позволило автору сформулировать следующие выводы и итоговые положения.
1.Юридическое оформление конкурсного производства в течение нескольких столетий шло по пути законодательного удостоверения возможности и структуры взыскания долга и определения мер наказания, применимых к должнику.
Мировой практике известны два пути формирования законодательства о несостоятельности (банкротстве), предусматривающие: определение способов возврата долгов кредиторам, которые сопровождались бы ликвидацией должника, либо восстановления платежеспособности предприятия путем проведения реорганизационных процедур
2. Конкурсное производство в современной России представляет собой порядок принудительной ликвидации должника, признанного арбитражным судом несостоятельным, с целью устранения такого должника из сферы экономических отношений, обеспечивая пребывание его в правовом поле.
Существование должника в правовом поле означает, что для признания ликвидации состоявшейся, участники дела о банкротстве должны совершить ряд последовательных действий: 1) прекратить хозяйственную (производственную, коммерческую) деятельность компании; 2) аккумулировать конкурсную массу (поиск, выявление, возврат имущества, оспаривание сделок, привлечение контролирующих лиц к ответственности); 3) реализовать имущество, входящее в конкурсную массу; 4) произвести расчеты с кредиторами (на основе принципов соразмерности и очередности удовлетворения требований).
3. Популярность и востребованность конкурсного производства по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве находится на высоком уровне и значительно превышает показатели иных процедур (данный тезис подтвержден статистическими исследования автора).
4. Конкурсное производство подразделяется на несколько стадий: проведение инвентаризации; формирование конкурсной массы; продажа имущества должника на открытых торгах; покрытие судебных расходов, выплата текущих платежей; выплата вознаграждения арбитражному управляющему; расчеты с кредиторами в порядке очередности; предоставление отчетов конкурсным кредиторам, в арбитражный суд и в ОАУ; получение решения арбитражного суда; внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.
5. В конкурсном производстве проявляется распределение риска несостоятельности должника на его кредиторов: при недостаточности средств на полное удовлетворение требований кредиторов кредиторы получают только часть, пропорционально размеру их требований в общем объеме кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов.
6. Роль международных нормативных правовых актов в регулировании процедур несостоятельности (банкротства) в целом и конкурсного производства – в частности заключается в том, что они: а) являются основой и ориентиром для правотворческой деятельности на национальном уровне; б) устанавливают основополагающие стандарты защиты лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются процедурами банкротства (привилегированных кредиторов); в) удостоверяют допустимый ограничительный режим при банкротстве предпринимателя; г) в силу прямого действия восполняют пробелы правового регулирования во внутригосударственном законодательстве; д) способствуют развитию сотрудничества государств в области формирования охранительного (компенсационного) организационно-правового режима банкротства, особенно предприятий сферы внешнеэкономической деятельности.
7. Центральной фигурой конкурсного производства является конкурсный управляющий, который осуществляет весь комплекс полномочий по управлению делами должника в процессе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для осуществления полномочий по проведению конкурсного производства, направленного на управление делами должника, организацию и осуществление процедуры банкротства (несостоятельности) в точном соответствии с законом, обеспечение своевременного, справедливого и соразмерного на основе очередности удовлетворения требований кредиторов должника, признаваемого банкротом.
8. Особенности статуса конкурсного управляющего напрямую определяются его ролью в конкурсном производстве – он наделен правами, обязанностями, а также несет ответственность, связанные с обеспечением процедур конкурсного управления.
Права конкурсного управляющего – мера возможного и допустимого поведения, предоставленная ему Законом о банкротстве и иными нормативными правовыми актами.
Обязанности конкурсного управляющего – мера должного поведения, предписываемая правовыми нормами, которой должен следовать конкурсный управляющий.
Обязанности конкурсного управляющего разграничиваются на активные и пассивные, первые заключаются в совершении активных действий, направленных на завершение процедуры банкротства, вторые в необходимости воздержаться от недопустимых действий (например, от затягивания процедуры банкротства).
Ответственность конкурсного управляющего заключается в совокупности неблагоприятных последствий, которые могут наступить для данного участника процедуры банкротства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
9. Платежеспособность должника на современном этапе может быть удостоверена посредством оценки имущества предприятия-банкрота, особенно, если в этом процессе задействуются цифровые технологии, подразумевающие использование современных программных продуктов, технологий искусственного интеллекта как элементов механизма стоимостной оценки.
10.Комплекс предложений по совершенствованию законодательства о конкурсном производстве:
1) для устранения разночтений и неоправданно расширительного толкования целей конкурсного производства в судебных решениях и обеспечения единства судебной практики дополнить ст. 124 Закона о банкротстве частью 4 в редакции, определяемой эти цели следующим образом: сбор, оценка и реализация конкурсной массы; расчеты с кредиторами (соразмерное в порядке очереди удовлетворение их требований); соблюдение прав и законных интересов организации должника и ее кредиторов при процедуре банкротства; обеспечение режима стабильности и законности в предпринимательской деятельности в условиях кризисных ситуаций; ограничение и пресечение случаев злоупотребления правом при процедурах банкротства; устранение неплатежеспособного должника из сферы кредитных отношений;
2) для предотвращения недобросовестных действий должника, связанных с сокрытием имущества, а также защиты прав конкурсного кредитора, рекомендованоизложить ч. 2 ст. 124 Закона о банкротстве в следующей редакции: «2. Конкурсное производство вводится на срок до восемнадцати месяцев с правом досрочного прекращения. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев»;
3) ввиду того, что проведение внешнего управления – процедура, которую сложно реализовать одному лицу, вспомнить позитивный опыт ведения конкурсного управления в дореволюционной России и узаконить ведение этой процедуры управляющими компаниями, которые должны соответствовать следующим требованиям: 1) компетентностные требования; 2) ограничительные требования; 3) дополнительные (альтернативные) требования, которые могут быть предъявлены дополнительно по ходатайству большинства кредиторов, должника (его учредителей) к кандидатуре управляющей компании.
Приведенные законодательные новации способны оказать позитивное влияние на модернизацию процесса конкурсного производства как значимой стадии банкротства.



