Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ………5
1.1. Понятие объектов культурного наследия и значение их охраны…..5
1.2. Виды зон охраны объектов культурного наследия и правовой режим земель в данных зонах..10
1.3. Порядок установления зон охраны объектов культурного наследия….14
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……16
2.1. Теоретические проблемы установления границ зон охраны объектов культурного наследия и пути их решения……………………………………..16
2.2. Анализ судебной практики, связанной с установлением границ зон охраны объектов культурного наследия………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………29
Одним из важнейших направлений выполнения конституционных предписаний и сохранения богатейшего культурного наследия народов России выступает государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Для реализации государственных полномочий законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
Установление зон охраны объектов культурного наследия выступает достаточно новым направлением государственной политики по сохранению культурного кода страны. Введена данная мера только в 2018 году, в связи с чем представляет интерес анализ качества ее имплементации в действующее законодательство и первых проблем применения.
Таким образом, целью работы является выявление теоретических и практических проблем установления границ зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с целью выделены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды зон охраны объектов культурного наследия, их правовой режим.
2. Изучить порядок установления зон охраны объектов культурного наследия.
3. Выявить теоретические и практические проблемы установления границ зон охраны объектов культурного наследия.
Объектом исследования выступают общественные отношения по выявлению, учету и сохранению объектов культурного наследия.
Предмет исследования – проблемы правового регулирования установления границ зон охраны объектов культурного наследия.
На основании анализа законодательства и теоретических положений были определены юридические признаки зон охраны объектов культурного наследия.
Во-первых, они устанавливаются в соответствии с законодательством на основании требований статьи 34 Закона об объектах культурного наследия. К ним относятся охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта.
Во-вторых, зоны охраны имеют границы, прохождение которых определяется в соответствии с существующим законодательством. В настоящее время границы данных зон подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Состав зон охраны и их режим разрабатываются в проекте зон охраны в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что реальную экономическую оценку необходимости установления зон охраны объектов культурного наследия способен дать только развитый рынок, который сможет заявить о востребованности культурного наследия как особого ресурса для экономического развития территории, городской инфраструктуры, туризма, социальных и образовательных программ.
Единый государственный реестр недвижимости – важный инструмент для подтверждения установления зон охраны объектов культурного наследия, поскольку режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах таких зон влекут экономические последствия для всех участников земельного рынка. Вместе с тем сегодня слабо законодательно урегулированы вопросы, касающиеся процедуры установления зон охраны объектов культурного наследия, понятийный аппарат в этой части требует доработки.
Необходимо внесение поправок в Положением о зонах охраны объектов культурного наследия, которые подробно и однозначно регламентировали бы процедуру установления данных зон.
Чтобы зоны охраны начали выполнять свою функцию, необходимо сведения об утвержденных границах зон охраны, режимах использования земель и градостроительных регламентах включить в документы градостроительного зонирования.
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что ограничение права частной собственности – это мера сохранения памятников истории и культуры со стороны органов власти в публичных интересах, которая влечет полную или частичную утрату права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Поэтому она требует баланса личных и общих интересов при соблюдении конституционно обоснованных принципов: разумности, соразмерности и справедливости. Конечно, только надлежащие юридические процедуры ограничения права собственности могут послужить гарантией, которая обеспечит такой баланс.
В частности, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, на законодательном уровне должен быть закреплен механизм компенсации убытков правообладателей земельных участков, в отношении которых установлена зона охраны объектов культурного наследия.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5135.
5. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, N 26, ст. 2519.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1093 (ред. от 26.11.2021) "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" // Собрание законодательства РФ, 12.07.2021, N 28 (часть I), ст. 5523.
7. Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (ред. от 20.10.2021) "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 21.09.2015, N 38, ст. 5298.
8. Приказ Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 45, 09.11.2015.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2020 N 11-П "По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1639.
10. Решение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N АКПИ17-294 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2018.
11. Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2021 N 88а-8546/2021 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2018 года N Ф07-12933/2018 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Решение Пермского краевого суда от 13.10.2021 по делу N 3а-938/2021 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2021 по делу N 3а-176/2021 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Томского областного суда от 07.10.2019 по делу N 3а-46/2019 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Бурденко Ю.С., и др. Юридический справочник застройщика / под ред. Д.С. Некрестьянова. - 3-я ред. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2018.
17. Антропов Д.В. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 11. – С. 6-10.
18. Башарин А.В. О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. N 4. - С. 99 - 110.
19. Берлизов М.П. К вопросу о зонах охраны объектов археологического наследия народов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. N 6. - С. 520 - 524.
20. Боронина И.Ю. О проблемах в области защиты прав собственников земельных участков и капитальных строений, попавших в охранную зону // СПС КонсультантПлюс. 2020.
21. Боронина И.Ю. О проблемах в области защиты прав собственников земельных участков и капитальных строений, попавших в охранную зону // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2020.
22. Воронцова А.А., Заславская Н.М. Правовой режим зон с особыми условиями использования территории // Экологическое право. 2019. N 2. С. 10 - 14.
23. Где размещены информация и сведения о зонах охраны объекта культурного наследия? Как узнать, находится ли территория земельного участка на территории зон охраны? / Вопрос-ответ // Минкультуры России: официальный сайт. 2020. - URL: https://culture.gov.ru (дата обращения: 20.09.2022).
24. Долгополов П.С. Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры // СПС КонсультантПлюс. 2022.
25. Королькова О. Обзор судебной практики по спорам, связанным с самовольным строительством на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта // Жилищное право. 2018. N 5. С. 39 - 50.
26. Павлов В. Памятники архитектуры: анализ споров по ним // Жилищное право. 2021. N 3. С. 103 - 112.
27. Сеньковская К.Э., Быкова Е.Н. Кадастровая стоимость земель садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом зон с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 11 (182). – С. 6-17.
28. Степанова Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 4. С. 97 - 110.