Актуальность темы работы. В современном мире религия продолжает играть приоритетное значение в плане общественного развития, а также с точки зрения формировании его ценностной структуры, поведенческих норм, в частности, в сфере семейных отношений.
Целесообразно говорить о том, что отношение общества и, в частности, молодежи к религии характеризует религиозность и непосредственно те мировоззренческие ориентации, которые выражаются в комплексе религиозных свойств сознания, поведения, отношений к действительности в той или иной этнической общности и культуре.
Молодежь рассматривает религиозность в первую очередь как следование духовно-нравственным ценностям, понимает ценностно-регулятивный аспект религиозной жизни и ее связь с духовной жизнью всего общества.
Относя это конкретно к Бурятии, следует сказать, что у местной молодежи отмечается положительное отношение к буддийской религии, и, одновременно с тем, имеют место быть разногласия относительно понятия «российский буддизм».
Так, определяется тот факт, что в молодежной среде знания вопросов относительно религии (в частности, буддистской) являются несколько размытыми. Это является проблемой представленной работы.
Объект работы: религиозная среда Бурятии.
Предмет работы: религия и бурятская молодежь.
Цель работы состоит в необходимости осмысления религиозной идентичности бурятской молодежи.
Задачей работы является изучение теоретических источников по проблеме религии и отношения к ней у бурятской молодежи и их систематизация.
Теоретическая база работы. Религиозные традиции и ценности бурятской молодежи были проанализированы Г.Е. Манзановым . М.С. Алексеевой были исследованы мировоззренческие религиозные ориентиры бурятской молодежи
В ходе изучения теоретических сведений по теме религиозной среды бурятской молодежи нами были систематизированы данные, которые позволяют свидетельствовать о том, что среди представителей молодежи большинство имеют «светские» взгляды, то есть, не являются приверженцами той или иной религии. Но, тем не менее, идентифицируют себя с шаманизмом и буддизмом те молодые люди, которые росли в такой среде, в которой поддерживались этнические традиции.
В частности, религиозными являются 33,33% молодежи, при этом 73,87% молодых людей являются приверженцами буддийской веры, 22,52% считают, что им больше близок шаманизм.
Также выявлена тенденция того, что молодые люде не сильно осведомлены об исторически сложившихся традициях религии (преимущественно именно буддизма), они редко посещают культовые сооружения и места. Также молодежное общество отличается своей поликонфессиональностью.
В целом мы можем сделать вывод о том, что буддизм, шаманизм распространены среди молодого населения Бурятии, однако нельзя сказать, что они в полной мере придерживаются традиционных порядков, поскольку преимущественно ведут «светский» образ жизни.
Таким образом, задачи решены, цель данной работы достигнута.
1. Алексеева М.С. Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении религии (на материалах Республики Бурятия). – Автореф. канд. соц. наук, 2000. – 28 с.
2. Анданова С.Б. Религиозность молодежи Республики Бурятия в период культурно-исторической трансформации российского общества: 90-е гг. XX - начало XXI в. – Автореф. канд. ист. наук, 2010. – 29 с.
3. Бадмаев В.Н., Уланов М.С., Ламажаа Ч.К., Бичелдей У.П., Антонов В.И., Очирова О.А. Россия и буддийский мир глазами молодежи Тувы, Бурятии и Калмыкии (по материалам социологического опроса) // Новые исследования Тувы. – 2020. – №1. – С. 3-19.
4. Бадмацыренов Т.Б. Социальная структура буддийских сообществ современной Бурятии. – Автореф. канд. соц. наук, 2018. – 40 с.
5. Боронова М.М. Буряты: этносоциальное развитие в условиях постсоветских трансформаций (по материалам опроса молодежи Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края в 2017 году) // Этнография. – 2019. – № 3. – С. 127-135.
6. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Буддийский мир. – 1994. – № 4. – С. 56-59.
7. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 115 с.
8. Межнациональные и конфессиональные вопросы Бурятии в свете общественного мнения (по материалам прикладных социологических исследований 2005 г. и 2007 г.) / Ц.Б. Будаева, Н.Ц. Хантургаева, Д.Ц. Будаева и др. – УланУдэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. – 127 с.
9. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. – Новосибирск: Наука, 2008. – 284 с.
10. Пантин В.И. Национально-цивилизационная идентичность // Идентичность: Личность. Общество. Политика. Энциклопедическое издание. – М.: Весь Мир, 2017. – 992 с.
11. Сгибнева О.И. Религиозная ситуация: основные параметры исследования // Социология религии в обществе позднего модерна: материалы международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – С. 89-93.
12. Сушко В.А., Васенина И.В. Религиозность современной российской молодёжи как фактор формирования семейных ценностей // Социодинамика. – 2019. – № 1. – С. 122-137.