Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НА УРАЛЕ В 1945-1958 ГГ.: ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Работа №102315

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
Заключение 21
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 22

Актуальность темы исследования. Растущие потребности россий­ского государства в повышении уровня образованности населения в усло­виях информационного общества определили в качестве цели государст­венной образовательной политики во втором десятилетии XXI в. вхожде­ние Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования1. В 2019 г. Президентом РФ была отмечена необходи­мость изменения содержания общего образования в сторону приоритетов научно-технологического развития страны2. В результате, вопросы обес­печения и организации образовательного процесса в школах все чаще встречаются в современном общественно-политическом дискурсе.
В связи с этим, глубокий ретроспективный анализ политики советско­го государства в сфере образования видится как одно из актуальных на­правлений исторических исследований. При этом вполне обоснованным является исследование пореформенных периодов в истории советской школы. Один из них приходится на вторую пол. 1940-х - конец 1950-х гг. Тогда, в условиях тяжелейшей работы по восстановлению народного хо­зяйства, бурного развития новых технологий и освоения новых сфер про­изводства, на школу была возложена ответственность по подготовке школьников к решению профессиональных задач в условиях расширения так называемой «связи школы с жизнью».
Особую актуальность приобретает выявление результатов образова­тельной политики в отдельных субъектах РФ. Исследование форм и методов взаимодействия государства и общества при решении единых для всей стра­ны задач развития общего образования сквозь призму региональной специ­фики позволит обеспечить выстраивание конструктивного диалога между всеми участниками образовательных отношений на современном этапе.
Объектом исследования выступает общеобразовательная школа, по­нимаемая в настоящей работе как совокупность учреждений народного образования (начальных, семилетних и средних школ), функционировав­ших на территории Урала во второй пол. 1940-х - конце 1950-х гг., и их ученические и педагогические коллективы.
Предметом исследования выступает государственная политика, на­правленная на совершенствование материального и кадрового обеспечения общеобразовательных школ Уральского региона и организацию образова­тельного процесса.
Хронологические рамки. Нижней временной границей исследования является 1 сентября 1945 г. как начало первого послевоенного учебного года. Верхняя граница условно определяется 12 ноября 1958 г. - датой принятия постановления Пленума ЦК КПСС «Проект тезисов по вопросу об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Именно с этого момента в стране начи­нается процесс интенсивной подготовки к новой школьной реформе.
Территориальные рамки исследования охватывают Свердловскую, Челябинскую и Молотовскую3 области, в том числе входивший в ее состав Коми-Пермяцкий национальный округ. Проведение исследования на мате­риале выделенной группы областей объясняется не только особенностями их развития как обособленного экономического региона с развитой про­мышленной инфраструктурой, но и накопленным за предшествующие воен­ные годы культурным потенциалом, который нашел свое отражение в проч­ных и развитых связях между органами народного образования. Другие ре­гионы Урала, в первую очередь Удмуртская АССР и Башкирская АССР, а также Чкаловская (Оренбургская) область, имели значительный удельный вес национальных школ в системе общеобразовательных учреждений, что определило специфику подхода исследователей к изучению истории про­свещения в этих административно-территориальных образованиях.
Степень разработанности темы. Историографию по выбранной про­блеме можно разделить на три периода: 1) середина 1940-х - середина 1960-х гг.; 2) вторая пол. 1960-х - 1980-е гг.; 3) с 1990-х гг. по настоящее время.
Характерной чертой публикации первого периода является жесткое следование идеологическим установкам партийной номенклатуры, про­явившееся в отсутствии критического подхода к оценке деятельности госу­дарства по реформированию общеобразовательной школы в исследуемый период. Это нашло отражение в изданных Академией педагогических наук работах4 Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, В. П. Потемкина, кото­рые во второй пол. 1940-х. - нач. 1950-х гг. были практически единствен­ными доступными как для исследователей, так и для широких масс чита­телей источниками информации о системе общего образования.
В 1950-1960-х гг. в работах ученых, занимавшихся историей культу­ры и образования, проблемы советской школы в послевоенное пятилетие были затронуты лишь фрагментарно5. Исследователи уделяли основное внимание вопросам совершенствования учебно-методической работы в школах. Это нашло отражение в опубликованных работах М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко, А. А. Шибанова и других ученых-педагогов6.
Вопросы преемственности школьного образования и профессиональ­ной трудовой деятельности освещались в издаваемых органами народного образования и институтами усовершенствования учителей пособиях и ме­тодической литературе7.
Второй период в историографии общеобразовательной школы харак­теризуется ростом числа проведенных исследований.
В ряде публикаций под общим заголовком «Народное образование» на основе статистических данных, были сделаны выводы об увеличении в 1945-1958 гг. общего числа школ, учителей и учащихся8. Довольно харак­терно, что авторы однозначно положительно, по направленности, оцени­вали школьные реформы сталинского и хрущевского периодов и поэтому не уделяли им достаточного внимания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подведены основные итоги исследования и определе­ны перспективы дальнейшего исследования. Сделаны выводы о том, что чрезмерная унификация требований к развитию общего образования, рав­но как недооценка, а порой и полное игнорирование центральным руково­дством особенностей развития Уральского региона, зачастую приводили к тому, что в ряде случаев выполнение поставленных центральным руково­дством задач лишь декларировалось в отчетах местных органов. С одной стороны, унификация требований обеспечивала единство результатов про­водимой в государстве политики, с другой стороны, достижение установ­ленных государством показателей зачастую требовало чрезмерных усилий не только от местных чиновников, но и, что особенно важно, от педагогов, детей и их родителей.
Изученный исторический опыт позволяет говорить о том, что проблемы школьного образования далеко не всегда возможно решить путем различно­го рода оптимизаций, в особенности при отсутствии должного подхода к прогнозированию и анализу возможных результатов этой деятельности.
Гипертрофированное восприятие представителями государственной администрации значения установок высшего руководства страны, поддер­жанное «молчаливым согласием» руководителей системы народного про­свещения, зачастую служило основанием для очередных преобразований, однозначно оценить которые не представляется возможным. Можно лишь отметить, что проблемы соотношения численности школ, материально­бытовых условий жизни детей и их обязанности по получению семилетне­го и среднего образования, соотношения реальных потребностей региона в квалифицированных учителях и возможностей их подготовки в системе профессионального педагогического образования так и не были решены в полной мере. Это замечание также справедливо и в отношении содержания школьного обучения. В связи с чем автор отмечает, что общее образование на современном этапе должно обеспечивать возможность всестороннего развития личности, в то же время реализация профильного обучения должна быть подкреплена не только программными документами, но и реальными ресурсами.


1. Шитов, А. К. Деятельность средних специальных учебных заведений города Свердловска по подготовке педагогических кадров в 1945-1955 гг. / А. К. Шитов, М. В. Попов // Педагогическое образование в России. -
2015. - № 8. - С. 118-135 (0,6 п. л. / 0,3 п. л.).
2. Шитов, А. К. Опыт реализации раздельного обучения в общеобра­зовательных школах Урала в дореволюционной и советской России / А. К. Шитов, М. К. Елисафенко // Вестник Московского городского педа­гогического университета. Серия: Исторические науки. - 2018. - № 3. - С. 45-57 (1 п. л. / 0,7 п. л.).
3. Шитов, А. К. Профессиональная подготовка учителей начальных школ и региональное педагогическое образование на Урале во второй по­ловине 1940-х гг. / А. К. Шитов, М. В. Попов // Вестник Сургутского госу­дарственного педагогического университета. - 2019. - № 6. - С. 180-195 (0,8 п. л. / 0,5 п. л.).
4. Шитов, А. К. Государственная политика в сфере общего образова­ния и проблемы всеобщего семилетнего обучения на Урале во второй по­ловине 1940-х - конце 1950-х гг. / А. К. Шитов // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 2-2. - С. 236-254 (1 п. л.).
Другие публикации:
5. Шитов, А. К. Деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей по повышению профессионального уровня подготовки учительских кадров в послевоенное десятилетие / А. К. Ши­тов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 25-32 (0,5 п. л.).
6. Шитов, А. К. Общеобразовательная школа Свердловской области в условиях четвертой пятилетки / А. К. Шитов // Право и личность: про­шлое, настоящее, будущее : сб. науч. трудов. - Екатеринбург : УрГПУ,
2016. - С. 158-164 (0,2 п. л.).
7. Шитов, А. К. Свердловский педагогический институт иностранных языков в истории народного образования Свердловской области (1948­1957 гг.) / А. К. Шитов // История педагогического образования в Екате- ринбурге-Свердловске : сб. науч. трудов. - Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С. 27-29 (0,1 п. л.).
8. Шитов, А. К. Партийные идеологические установки в послевоен­ный период и преподавание естественнонаучных дисциплин в общеобра­зовательных школах во второй пол 40-х - сер. 50-х гг. (на материалах Ура­ла) / А. К. Шитов // Современные исследования природных и социально­экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования : матер. междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С. 395-402 (0,5 п. л.).
9. Шитов, А. К. «Мальчики - направо, девочки - налево...». К вопросу о реализации раздельного обучения в СССР (на материалах Свердловской, Челябинской и Пермской областей) / А. К. Шитов // Историко­педагогические чтения : сб. науч. ст. - Екатеринбург : УрГПУ, 2018. - № 22. - С. 77-80 (0,4 п. л.).
10. Шитов, А. К. Внеклассная деятельность школ и работа детских внешкольных учреждений по углублению знаний учебных предметов и расширению кругозора школьников во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. (на материалах Урала) / А. К. Шитов // Советская мо­лодежь в исторической памяти России : сб. науч. трудов по матер. всерос. науч.-практ. конф. - Сургут : Печатный мир г. Сургут, 2018. - С. 115-123 (0,7 п. л.).
11. Шитов, А. К. Государственная политика по улучшению жилищно­коммунальных условий жизни сельских учителей на Урале в послевоен­ный период / А. К. Шитов // Историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. - Екатеринбург : УрГПУ, 2019. - № 23. - С. 156-162 (0,6 п. л.).
12. Шитов, А. К. Антицерковная кампания в первые годы «оттепели» и атеистическая пропаганда в общеобразовательных учреждениях Урала в середине 1950-х гг. / А. К. Шитов // Проблемы развития повседневной культуры и организации досуга детей и молодежи в СССР в 1945-1964 гг.: общесоюзный и региональный срез : сб. науч. трудов. - Волгоград : Сфера, 2019. - С. 83-89 (0,4 п. л.).
13. Шитов, А. К. «Формализм в обучении»: к вопросу о повышении уровня общеобразовательной подготовки школьников в послевоенные го­ды (по материалам Пермской, Свердловской и Челябинской областей) / А. К. Шитов // Историко-педагогические чтения : сб. науч. ст. - Екатерин­бург : УрГПУ, 2020. - № 24. - С. 173-178 (0,36 п. л.).
14. Шитов, А. К. Деятельность партийно-государственных органов, производственных и родительских коллективов по оказанию помощи уча­щимся школ Урала, нуждающимся в материальной поддержке в послево­енные годы / А. К. Шитов // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории : сб. науч. ст. - Екатеринбург : УрГПУ, - 2020. - С. 340-344 (0,27 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ