Актуальность темы исследования. Увеличение добычи нефти на существующих скважинах РФ является важной государственной задачей. В связи с истощением нефтяных месторождений необходимо повышать эффективность добычи нефти. Используемые в настоящее время для мало- и среднедебитных, а также глубоких скважин, погружные плунжерные насосы с колонной насосных штанг, не удовлетворяют в полной мере запросам потребителей. В этой связи возникла необходимость разработки электропривода нового поколения на базе линейного вентильного двигателя для создания погружных плунжерных бесштанговых электронасосных агрегатов (ПБЭНА). Наличие колонны штанг в составе станка- качалки приводит к низкому КПД (25-47% при глубине более 2000 м) насосного агрегата из-за трения об насосно-компрессорные трубы (НКТ). При этом возникает опасность обрыва колонны штанг, так как с увеличением глубины добычи более 2000 метров их вес становится критическим. Использование плунжерного насоса, сочлененного с цилиндрическим линейным вентильным двигателем (ЦЛВД), позволяет снизить трение из-за отсутствия колонны штанг и повысить КПД добычного агрегата, по сравнению со станком-качалкой. Передача энергии к забою скважины в виде электрической энергии по кабелю намного эффективнее, чем механическая передача штангой. В этой связи разработка рекомендаций по проектированию ЦЛВД, а также разработка инженерных методик расчета его электромагнитных процессов является важной задачей.
Степень разработанности проблемы исследования. Неполное соответствие станков- качалок современным требованиям к электроприводу насосных агрегатов для добычи нефти привело к необходимости разработки принципиально новых конструкций электропривода. В качестве одного из вариантов для преодоления проблемной ситуации сегодня рассматривается использование электропривода на базе двигателя с возвратно-поступательным движением (ЦЛВД). На текущий момент единственным разработчиком таких двигателей в мировой практике пока является Китайская Народная республика (КНР), но информация об этих разработках не публикуется в открытой печати. По сведениям Шенлинской нефтяной корпорации (КНР) в сравнении с балансирным станком-качалкой электропривод нового поколения, на базе вентильных линейных двигателей, позволяет поднять эффективность добычи нефтяной жидкости. На кафедре электротехники и электромеханики Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета (ПНИПУ) впервые в РФ создан модуль опытно-экспериментального образца ЦЛВД, используемый в качестве привода для ПБЭНА. Данная работа основывается на разработках сотрудников кафедры в области линейных машин и дополняет их. Получены оригинальные результаты, которые подтверждены расчетами, моделированием, результаты апробированы. Изготовлены опытные образцы. Проведенные исследования являлись частью научно-исследовательских и проектных работ, которые проводились в ФГБОУ ВПО «ПНИПУ» по заказу ОАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (договор № 02.G25.31.0068 от 23.05.2013 г. в составе мероприятия по реализации постановления Правительства РФ № 218).
Цель исследования: разработка модуля цилиндрического линейного вентильного электродвигателя, в качестве привода погружного плунжерного бесштангового электронасосного агрегата.
Для достижения данной цели требуется решить следующие исследовательские задачи: обосновать рациональность использования ЦЛВД в качестве привода ПБЭНА, в зависимости от дебита и глубины скважины; сформулировать требования к цилиндрическому линейному вентильному электродвигателю для мало- и среднедебитных, а также глубоких скважин; выбрать расчетную модель электромагнитных процессов ЦЛВД; разработать алгоритм расчета модуля ЦЛВД; обосновать выбор рациональной конструкций магнитной цепи элементов индуктора и вторичного элемента модуля ЦЛВД, с учетом необходимости получения максимально возможной удельной тяги; спроектировать, изготовить и исследовать модуль ЦЛВД предложенной рациональной конструкции.
Областью исследования в работе определены специальные электрические машины и электромеханические устройства технологического назначения.
Объектом исследования является модуль цилиндрического линейного вентильного электродвигателя, используемый в качестве погружного привода плунжерного насоса для добычи нефти.
Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:
Разработана идеализированная математическая модель электромагнитных процессов ЦЛВД, которая учитывает вариацию магнитного поля в двигателе по всем трем координатам.
Разработан алгоритм расчета электромагнитных процессов модуля ЦЛВД. Алгоритм совмещает численное моделирование электромагнитного поля на двухмерной полевой модели и геометрические размеры двигателя с трехмерной вариацией поля.
В работе рассмотрены различные варианты магнитных систем. Результаты анализа возможных конструкций элементов индуктора и вторичного элемента модуля ЦЛВД использованы для получения максимальной удельной величины тяги.
Разработана методика расчета эффекта тяжения модуля ЦЛВД при асимметрии положения вторичного элемента относительно индуктора.
Проработка поставленных задач осуществлена на качественно новом современном уровне, достигнуты цели диссертации и проведена выработка новых научных методик.
Теоретическая и практическая значимость работы:
1. В результате проведенных автором исследований раскрыты особенности применения ЦЛВД в качестве привода ПБЭНА для добычи нефти.
2. Разработана методика расчета модуля ЦЛВД и получено математическое описание электромагнитных процессов в двигателе.
3. Разработан алгоритм расчета модуля ЦЛВД, основанный на совместном применении преобразования трехмерной модели двигателя к двухмерной и расчета двухмерного (квазитрехмерного) электромагнитного поля методом конечных элементов.
4. Раскрыты особенности методики выбора рациональной конструкции магнитной цепи, элементов индуктора и вторичного элемента модуля ЦЛВД.
5. Экспериментально подтверждена работоспособность изготовленного модуля ЦЛВД предложенной рациональной конструкции, получены требуемые технические характеристики.
Методология и методы исследований. В теоретической части работы использованы оригинальные методы расчета на основе общеизвестной теории электромагнитного поля и теории нелинейных магнитных цепей. Математическая модель для расчета тягового усилия ЦЛВД построена на основе решения полевой задачи в двухмерной постановке. При этом происходит преобразование трехмерного распределения поля ЦЛВД к двухмерному. Поставленные задачи решены с использованием программных продуктов ELCUT, ANSYS. Методы компьютерного моделирования осуществляются с помощью математических пакетов MATHCAD, MATLAB.Экспериментальные методы исследования осуществлены на макетном образце модуля ЦЛВД.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Идеализированная математическая модель электромагнитных процессов ЦЛВД, которая учитывает распределение магнитного поля в двигателе по всем трем координатам и позволяет преобразовывать трехмерную модель к двухмерной.
2. Алгоритм расчета электромагнитных процессов модуля ЦЛВД.
3. Результаты анализа возможных вариантов конструкций элементов индуктора и вторичного элемента модуля ЦЛВД, с целью увеличения удельной тяги.
4. Результаты экспериментальных исследований опытного макета ЦЛВД.
5. Методика расчета эффекта тяжения модуля ЦЛВД для определения сил трения вторичного элемента об индуктор.
Достоверность полученных результатов подтверждается сравнением расчетов и экспериментов; выводы и рекомендаций в диссертационной работе обосновываются удовлетворительным совпадением результатов теоретического и экспериментального исследований, полученных на опытном образце ЦЛВД.
Апробация работы. Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно технических конференциях, семинарах, совещаниях. В том числе на II Международной научно-технической конференции «Автоматизация в электроэнергетике и
электротехнике». Пермь, ПНИПУ, 21-22 апреля 2016 г.; I Международной научно-технической конференции «Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике». Пермь, ПНИПУ, 24-25 сентября 2015 г.; XIV Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы энергосберегающих электротехнологий». Екатеринбург, УрФУ, 17-20 марта 2014 г.; Краевой научно-технической конференция "Автоматизированные системы управления и информационные технологии". Пермь. ПНИПУ. 22 мая 2013 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, из них в журналах, рекомендованных ВАК, - 5, в других изданиях - 9.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка используемых источников и 2 приложений общим объемом 139 страниц. Основной текст изложен на 133 страницах машинописного текста, иллюстрирован 43 рисунками, 14 таблицами. Библиографический список включает 98 наименований.
1. Шутемов, С.В. Метод расчета электромагнитных процессов в цилиндрическом линейном вентильном двигателе / Н. В. Шулаков, С. В. Шутемов //Электротехника. 2014. № 11. С. 18-22. (0,6 п.л./0,4 п.л.)
Shutemov, S.V. A method for calculating the electromagnetic processes in a cylindrical linear electronic motor / N.V., Shulakov, S.V. Shutemov // Russian Electrical Engineering. 2014, Volume 85,Issue 11, pp. 663-667. (0,6 п.л./0,4 п.л.) (индексирована в Scopus)
2. Шутемов, С.В. Определение главных размеров линейных асинхронных электродвигателей с односторонним индуктором / Е. М. Огарков, С. В. Шутемов, А. М. Бурмакин // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2014. №4. С. 97-100. (0,6 п.л./0,1 п.л.)
3. Шутемов, С.В. Усилие тяжения цилиндрического линейного вентильного двигателя с постоянными магнитами между статором и вторичным элементом / А. М. Мирзин, А. Д. Коротаев, С. В. Шутемов // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2013. № 6. 883. (0,7 п.л./0,3 п.л.)
4. Шутемов, С.В. Разработка преобразователя частоты каскадного типа для двигателя погружного насоса / И. В. Милюша, А. М. Мирзин, А. Д. Коротаев, С.В. Шутемов // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2013. № 6. 882. (0,7 п.л./0,2 п.л.)
5. Шутемов, С.В. Моделирование цилиндрического линейного вентильного двигателя / А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, С.В. Шутемов // Электротехника. 2013. № 11. С. 14-17. (0,4 п.л./0,2 п.л.)
Shutemov, S.V. Modeling of a cylindrical linear AC electronic motor /
A. T. Klyuchnikov, A. D. Korotaev, S. V. Shutemov // Russian Electrical Engineering. 2013, Volume 84,Issue 11, pp. 606-609. (0,4 п.л./0,2 п.л.) (индексирована в Scopus)
Другие публикации:
6. Шутемов, С. В. Исследование цилиндрического линейного вентильного электродвигателя для погружного бесштангового насоса. / С. В. Шутемов // Фундаментальные исследования 2016. № 12. Т. 4. С. 800-805. (0,7 п.л./0,7 п.л.)
7. Шутемов, С.В. Перспективы использования цилиндрического линейного вентильного двигателя в качестве привода плунжерных нефтедобычных агрегатов. / Н. В. Шулаков, С. В. Шутемов // Фундаментальные исследования 2016. № 12. Т. 4. С. 795-799. (0,7 п.л./0,3 п.л.)
8. Шутемов, С.В. Система управления цилиндрического вентильного двигателя возвратно¬поступательного движения / М.С. Байбаков, А.Д. Коротаев, А.Т. Ключников, С. В. Шутемов // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2015. Т. 13. № 9. С. 64-69. (0,5 п.л./0,1 п.л.)
9. Шутемов, С. В. Применение цилиндрического линейного вентильного двигателя в качестве привода плунжерных нефтедобывающих агрегатов / Н. В. Шулаков, С. В. Шутемов // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике: сборник материалов II Международной научно-технической конференции, 21-22 апреля 2016 г., Пермь. Пермь, 2016. С. 161-167. (0,5 п.л./0,3 п.л.)
10. Шутемов, С. В. Метод расчета электромагнитных процессов в цилиндрическом линейном вентильном двигателе / Н. В. Шулаков, С. В. Шутемов // I Международная научно-техническая конференция «Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике», 24-25 сентября 2015 г., Пермь. С. 163-169. (0,4 п.л./0,2 п.л.)
11. Шутемов, С.В. Цилиндрический линейный вентильный электродвигатель для погружного бесштангового насоса / Ключников А.Т., Коротаев А.Д., Шулаков Н.В., Шутемов С.В // I Международная научно-техническая конференция «Автоматизаци в электроэнергетике и электротехнике», 24-25 сентября 2015 г., Пермь. С. 158-162. (0,4 п.л./0,1 п.л.)
12. Шутемов, С.В. Алгоритм управления цилиндрическим линейным вентильным двигателем с постоянными магнитами / Байбаков М.С., Ключников А.Т., Коротаев А.Д., Шутемов С.В. // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике. 2015. Т.13. № 9. С.184 - 189. (0,4 п.л./0,1 п.л.)
13. Шутемов, С.В. Экспериментальные исследования цилиндрического линейного вентильного электродвигателя / А. Д. Коротаев, Н. В. Шулаков, С.В. Шутемов // XIV Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы энергосберегающих электротехнологий», 17-20 марта 2014 г., Екатеринбург. С. 198-200. (0,4 п.л./0,2 п.л.)
14. Шутемов, С.В. Бездатчиковое управление вентильным двигателем / С.А. Бэетрэу, А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, А.М. Мирзин, С.В. Шутемов // Материалы краевой научно-технической конференции "Автоматизированные системы управления и информационные технологии", 22 мая 2013 г. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. С. 352-360. (0,5 п.л./0,1 п.л.)