Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Текстовая категория автора в динамическом аспекте (на материале русских кулинарных книг Х1Х-ХХ1 вв.)

Работа №102288

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы26
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Рост популярности гастрономического дискурса в России, пришедшийся на начало XXI века, является симптоматичным и подтверждает кардинальный пересмотр отношения к еде как части культуры повседневности: она становится не просто источником удовлетворения естественных биологических потребностей, но и важным феноменом социальной и культурной жизни. Наряду с прагматической информацией современная кулинарная книга может включать в себя сведения, не относящиеся собственно к кулинарии. Представление о кулинарной книге как источнике не только практических рекомендаций по приготовлению пищи, но и информации о социальных и культурных реалиях соотносится с общей логикой научных представлений о семиотической значимости различных способов документирования повседневности.
В связи с этим обращение к кулинарной книге кажется обоснованным и закономерным, так как любая кулинарная книга является документом своей эпохи, отражающим не только кулинарные тренды, но и ряд других явлений, формирующих представления о социальных, культурных, языковых особенностях рассматриваемого периода.
Процесс изменения канона шел на протяжении всего XX века. Основной линией трансформации кулинарной книги стало усиление в тексте авторского начала. Кулинарная книга за полтора века проходит путь от унифицированного универсального сборника, в котором автор скорее угадывается, чем присутствует открыто, до кулинарных дневников и мемуаров, в которых авторское «Я» становится основной темой, а рецепты превращаются из основной информации в дополнительную и даже необязательную.
Мы будем использовать как синонимы понятия «кулинарная книга» и «кулинарный текст» для обозначения целостного произведения справочно- кулинарной направленности, состоящего из нескольких частей, объединенных авторской интенцией.
Материалом данного исследования стали кулинарные книги: Е. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (1901), «Книга о вкусной и здоровой пище» (1952), П. Вайль и А. Генис «Русская кухня в изгнании» (1989), А. Пирузян «Elle. Кулинарный дневник: истории с рецептами» (2008).
Каждое из выбранных произведений является репрезентативным для своего времени, а также обладает особой жанровой природой. «Подарок молодым хозяйкам» Е. Молоховец - одна из самых известных авторских кулинарных книг дореволюционной России, которая является не безличным сборником рецептов, а текстом с очевидно проявленным авторским началом, задавшим вектор развития традиционных универсальных кулинарных книг в России. «Книга о вкусной и здоровой пище» - образец советской кулинарной книги, в которой наблюдается усиление категории автора, проявляющейся в виде информативного приращения.
«Русская кухня в изгнании» и «Elle. Кулинарный дневник: истории с рецептами» демонстрируют изменения жанровой природы кулинарного текста и связанные с ними особенности категории автора, произошедшие в 1980-90-е годы ХХ века. П. Вайль и А. Генис стали основоположниками нового для русскоязычной кулинарной литературы жанра кулинарного эссе, в котором представлен персонализированный и индивидуализированный подход к кулинарии. А. Пирузян использует новый жанр кулинарного дневника, который подразумевает максимальное усиление категории автора в тексте путем самопрезентации через описание своих кулинарных предпочтений.
Динамика проявления в кулинарном тексте авторского начала, изменение способов его представления в тексте, обусловленное личностью автора и историко-культурным контекстом, а также жанровой природой, находятся в центре нашего внимания. Актуальность диссертационного исследования вызвана, во-первых, долгосрочной тенденцией расширения и жанрового обновления русскоязычного кулинарного дискурса. Во-вторых, несмотря на постоянное внимание к проблеме автора текста, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными, в частности, вопрос о категории автора в нехудожественных текстах. Сдвиг фокуса современных лингвистических исследований с системно-структурного аспекта к функциональному, а также внимание к коммуникативной природе текста и усиление авторского начала в кулинарной книге обусловили необходимость комплексного анализа способов отражения в тексте категории автора.
Теоретическая основа исследования
В рамках исследуемой проблемы можно выделить несколько тематических полей, являющихся объектом теоретического осмысления. Традиционно кулинарные книги представляли больший интерес для исследователей, работавших в рамках культурологии, занимавшихся гастрономической культурой как семиотической структурой (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ж. Бодрийяр и др.) в ее синхронном и диахронном развитии.
Собственно лингвистический интерес к кулинарным текстам возник относительно недавно. Это связано с развитием теории жанров, в число которых включается жанр кулинарного рецепта (П. П. Буркова, А. А. Волкова, М. А. Кантурова, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова), являющийся основой кулинарных книг. Понимание особенностей жанра кулинарного рецепта, активное развитие кулинарной литературы и появление различных видов текстов кулинарной направленности, стало причиной для выделения особого вида дискурса - глюттонического (гастрономического) и его последующего исследования (Н. П. Головицкая, Л. Р. Ермакова, А. Ю. Земскова, А. В. Олянич, Е. С. Руфова, М. В. Ундрицова, К. М. Федорова). В числе исследований, посвященных гастрономическому дискурсу, стоит выделить коллективную монографию «Еда по-русски в зеркале языка» (2013), в которой наиболее полно рассматривается поле русскоязычных текстов о еде и кулинарии. Исследовались и отдельные значимые кулинарные книги (Е. Добренко; И. В. Глущенко; М. В. Капкан, М. А. Литовская, О. А. Михайлова, И. В. Сохань).
Второе важное для нашей работы теоретическое поле связано с исследованиями, посвященными авторскому присутствию в тексте. Текстовая категория автора осмысляется с общефилологических позиций. В литературоведении представлен «образ автора». Наиболее значимы для нас в этом отношении работы М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, Г. К. Гуковского, Б. О. Кормана, А. Н. Соколова, Б. А. Успенского, В. Е. Хализева, В. Шмида. Данные исследования построены на анализе материала художественной литературы, но при обращении к нехудожественным текстам необходим иной подход и другой терминологический аппарат.
В лингвистических работах представлен ряд терминов, характеризующих формы проявления авторского начала в тексте: «авторизация» (Т. В. Шмелева, М. В. Всеволодова, В. А. Белошапкова, Н. С. Валгина, Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, С. В. Гричин и др.), «категория автора» (И. Р. Гальперин, Н. С. Валгина, Г. В. Степанов, В. В. Одинцов, Л. Г. Кайда, Н. А. Купина, М. Н. Кожина, М. П. Котюрова, Г. Я. Солганик и др.), «категория субъектности» (Н. С. Болотнова, Т. В. Матвеева и др.), «образ автора» (В. В. Виноградов, Н. А. Кожевникова, И. И. Бакланова, З. Я. Тураева и др.). В нашем исследовании в качестве рабочего мы будем использовать термин «категория автора», вместе с тем будет эпизодически использован как полный синоним термин «образ автора».
В нашем исследовании предпринята попытка применить методологию лингвистического исследования текстовой категории автора к одной из форм нехудожественной литературы - кулинарной книге. Ранее образ автора кулинарной книги попутно рассматривался в работах, посвященных кулинарному дискурсу и его формам, культуре определенного периода или творчеству определенного писателя, если кулинарные книги не являлись основными его произведениями.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании значимости категории автора в кулинарном тексте. Проведен лингвистический анализ кулинарных книг дореволюционного, советского и нового времени. Выявлены их структурные, стилистические особенности и способы представления категории автора на фоне традиционной русской кулинарной книги. Описаны средства эксплицитного представления категории автора и источники выведения имплицитно отраженного в тексте автора. Показаны изменения представления категории автора в кулинарных текстах разных периодов.
Цель исследования - выявить основные способы репрезентации категории автора кулинарных текстов и проследить динамику авторизации в книгах разных эпох.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические основы исследования
категории автора в современной филологии.
2. Раскрыть особенности бытования кулинарного дискурса в русскоязычном информационном пространстве ХХ-ХХ1 вв., охарактеризовать место кулинарной литературы в культурной и общественной жизни России в указанный период.
3. Проанализировать структуру традиционного кулинарного издания, выявить его формальные и стилистические особенности.
4. Провести анализ авторских кулинарных книг дореволюционного, советского и текущего времени, выявить средства эксплицитного представления категории автора, а также источники выведения имплицитно отраженного в тексте автора.
5. Раскрыть динамику репрезентации категории автора в кулинарных
текстах разных периодов, определить лингвистические и экстралингвистические факторы трансформации.
Объект исследования - категория автора в текстах русскоязычных кулинарных изданий.
Предмет исследования - способы и языковые средства репрезентации категории автора в кулинарных текстах.
Категория автора кулинарной книги обнаруживает себя в языковых средствах, в отборе рецептов, а также в структуре книги, поскольку она создается в рамках выбранного автором жанра. Эти факторы обусловили модель анализа. При исследовании категории автора фокус внимания сосредоточен на трех компонентах модели:
- композиционная структура книги и содержание ее частей;
- принципы отбора рецептов;
- языковые средства разных уровней, эксплицирующие категорию автора в тексте.
Поставленные цели и задачи обусловили методы исследования. Для проведения исследования привлекались общенаучные методы наблюдения, интерпретации, классификации и сопоставления; в рамках комплексного лингвистического описания материала использовался компонентный, контекстологический, стилистический и интертекстуальный анализ, а также приемы прагматической и лингвокультурологической интерпретации.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в исследовании расширены лингвистические параметры описания категории автора, обогащено содержание категории автора применительно к кулинарным текстам. Работа вносит вклад в разработку теории образа автора в нехудожественных текстах. Разработанный методологический подход к изучению категории автора может быть в дальнейшем использован при анализе текстов практической направленности. Результаты исследования могут быть использованы в трудах по лингвистике текста, функциональной стилистике, а также в исследованиях, посвященных культуре повседневности, советской и постсоветской литературе.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования в преподавании вузовских курсов «Филологический анализ текста», «Риторика», «Стилистика русского языка», «Русский язык и культура речи», а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по лингвистике текста.
Апробация результатов
Основные положения и выводы исследования были изложены в виде докладов на конференции студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика» (Санкт-Петербург, 2012), международном симпозиуме «Literature in Exile. Emigrants’ Fiction (20th century experience)» (Тбилиси, 2013), международных конференциях «Традиции и современная литература» (Тбилиси, 2015), «Современные проблемы славянской филологии: Гуманитарные ценности в славянских языках и культурах» (Тайбэй, 2015, 2017), «Small Publishers, Independent Journalists, and Bloggers in Russia» (Париж, 2015). Всего по теме диссертации опубликовано 18 работ, среди которых 3 публикации в рецензируемых журналах ВАК РФ.
Степень достоверности результатов исследования определяется достаточным количеством проанализированного лексического материала; использованной методикой анализа, адекватной поставленным целям, задачам и рассматриваемому объекту. Научные положения и выводы обеспечиваются привлечением большого количества научных источников различного характера (среди них научные труды по лингвистике текста, лингвопрагматике, стилистике, культурологии).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 222 наименования. Общий объем работы составляет 266 страниц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Категория автора находит отражение на структурном и собственно языковом уровне, в соответствии с этим разработана модель анализа, в которую включены три параметра: композиционная структура книги; принципы отбора кулинарных рецептов; языковые средства разных уровней.
2. В структуре авторской кулинарной книги выделяется рецептурная часть, где даются рекомендации по приготовлению блюд, и текстовая рамка, т.е. разнообразная информация, сопутствующая собственно кулинарным рецептам. Текстовая рамка может вплетаться в рецептурную часть либо может быть представлена в отдельных, самостоятельных разделах книги.
Рецептурные части в анализируемых книгах сходны по языковому выражению, так как в их основе лежит жанр кулинарного рецепта, представляющего официально-деловой стиль. Стилевые нормы отражены в рецептурной части кулинарной книги на лексическом уровне (кулинарная терминология, единицы тематических групп «продукты питания», «способы приготовления», «номинации блюд» и др.) и на уровне грамматики (безличные, неопределенно-личные или инфинитивные предложения и под.).
Доля текстовой рамки относительно рецептурной части в общем объеме книги, а также характер передаваемой информации являются источниками сведений об авторе. Отбор рецептов также спроецирован на категорию автора, поскольку отражает культурные, идеологические и/или социальные авторские предпочтения.
3. «Подарок молодым хозяйкам» Е. Молоховец является одновременно и образцом традиционной кулинарной книги, и авторской кулинарной книгой, в значительной степени сформировавшей жанровый канон русскоязычной кулинарной книги. Текстовая рамка занимает незначительное место в структуре книги, предваряя собственно рецептурную часть, а также главы и разделы внутри книги. Здесь представлена информация, связанная с кулинарией и столовым этикетом.
Категория автора представлена двумя линиями: автор-учитель и автор - женщина-хозяйка. В отборе и структурировании рецептурной части четко проявляется позиция автора-учителя. В тексте сохраняется типичная для роли учителя модальность предписания, выраженная инфинитивными конструкциями с модальными словами «надо»» и «должен», также автор использует типичные для рецепта неопределенно-личные и императивные предложения, нейтральные языковые единицы и кулинарные термины.
Авторская позиция женщины-хозяйки выявляется через гендерно маркированные языковые средства: диминутивы, оценочную лексику и т. д.
4. В «Книге о вкусной и здоровой пище» представлен коллективный автор, пропагандирующий государственную идеологию. Текстовая рамка в книге значительно расширена за счет информации идеолого-политического характера. Категория автора подчиняется идеологическому компоненту в отборе рецептов, заменивших, в частности, европейскую кухню блюдами народов СССР. В текстовой рамке используются языковые средства с воздействующей функцией: идеологически значимые (социально-политические термины, статистические данные, цитирование, личные местоимения «мы», «наш», особая форма времени - «настоящее репортажа» и др.); выразительные средства (оценочная лексика и идиоматика, тропы, гиперболы, формы прилагательных в элятивном значении и под.). Коллективный автор «Книги о вкусной и здоровой пище» - идеолог-пропагандист, несущий читателю новые знания и формирующий коллективную идентичность и советскую систему ценностей.
4. Книга П. Вайля и А. Гениса «Русская кухня в изгнании» - сборник кулинарных эссе. В соответствии с авторской интенцией и под влиянием жанра изменяется соотношение рецептурной части и текстовой рамки. Авторы- публицисты вносят в пространство кулинарной книги много дополнительной информации (культурологической, антропологической и др.), которая становится основной тематической линией каждого конкретного эссе, но остается связанной с магистральной тематикой кулинарии как части культуры. Отбор рецептов приобретает субъективный характер, имплицитно отражает три важные для авторов темы: ностальгия по русской кухне как части национальной культуры; изменения гастрономической практики, связанные с эмиграцией; возможность открыто обсудить свою национальную идентичность. В рецептурной части наблюдается частичное сохранение стилевых черт традиционной кулинарной книги. Вместе с тем категория автора в соответствии с законами жанра эссе эксплицитно представлена в пространстве текста П. Вайля и А. Гениса: повествование от первого лица, открытая диалогичность, оценочность, использование стилистически окрашенной лексики, стилистических фигур и риторических приемов. Категория автора представлена двумя линиями: автор-кулинар и автор-эмигрант.
5. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в кулинарном дискурсе утверждается представление о еде как способе самоидентификации и самохарактеризации индивидуума, что наиболее отчетливо проявляется в жанре дневника. Категория автора в книге А. Пирузян «Elle. Кулинарный дневник: истории с рецептами» проявляется открыто. Используя коммуникативную стратегию самопрезентации, автор выстраивает несколько линий развития «я-темы»: я - кулинарный энтузиаст, я - современная семейная женщина, я - член круга друзей, я - современный космополит, я - представитель класса «богемных буржуа». Рассказ о себе становится наиболее важной частью текста, полностью подчиняющей гастрономическую тему: значимыми становятся только те рецепты и гастрономические впечатления, которые обладают субъективной ценностью для автора или способны охарактеризовать его образ жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Литовская Е. В. Речевая маска кулинарного блогера (на материале блога
Вероники Белоцерковской Belonika) [Электронный ресурс] / Е. В. Литовская // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - № 4(38). - С. 164-169. - Режим доступа:http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/30 10.pdf. -
0,4 п.л.
2. Литовская Е. В. Использование образа пацана в кулинарном дискурсе: на материале кулинарного сообщества «Пацанские рецепты (Нажорка 18+)» / Е. В. Литовская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2017. — Т. 23, № 1 (159). - С. 62¬67. - 0, 8 п.л.
3. Литовская Е. В. Книга по домоводству как идеологический текст / Е. В. Литовская // Политическая лингвистика. - 2017. - № 6 (66). - С. 176-183. - 0, 8 п.л.
Другие публикации:
4. Литовская Е. В. Книги о еде как тематическая разновидность
современной российской словесности [Электронный ресурс] / Е. В. Литовская // Диалог культур: традиции и новации: тезисы докладов и сообщений научной конференции студентов - стипендиатов Оксфордского Российского Фонда (Екатеринбург, 8 -10 апреля 2010). - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2010. - Режим доступа:
http://usu.urfu.ru/usu/export/sites/default/science/seminars/usu seminars/docs/Thesises.pdf.- 0,14 п.л.
5. Литовская Е. В. Превращение в успешного автора: смена образа и
речевой манеры блоггера «Belonika» - писателя Ники Белоцерковской [Электронный ресурс] / Е. В. Литовская // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика. Конференция студентов и аспирантов : сборник тезисов (Санкт-Петербург, 22-24 марта 2012). - Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета. - Режим доступа:
http://www.eu.spb.ru/images/et dep/conf/tezisy fa 22-24.03.2012.pdf- 0,27 п.л.
6. Литовская Е. В. «Истории с рецептами»: жанрово-стилевое
своеобразие современных кулинарных книг / Е. В. Литовская, М. А. Литовская // Жанровые трансформации в литературе и фольклоре : Коллективная монография. - Челябинск : Изд-во ООО «Энциклопедия». - С. 224-238. - 0,7 п.л.
7. Литовская Е. В. Стратегии использования разноречия как способа популяризации интернет-блога / Е. В. Литовская // Многоречие: проблемы изучения : тезисы докладов и сообщений Межвузовского научного семинара с международным участием (Екатеринбург,14 мая 2013). - Екатеринбург : Изд. дом «ЛИТУР». - С. 45-47. - 0,14 п.л.
8. Литовская Е. В.Transformation of Emigrant’s experience in Blogs of Global Russian / Е. В. Литовская // VII International Symposium Contemporary Issues of Literature Criticism «Literature in Exile. Emigrants’ Fiction (20th century experience)» : Theses. - Tbilisi : Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2013. - С. 165-166. - 0, 1 п.л.
9. Литовская Е. В. Трансформация эмигрантского опыта в блогах Global Russians / Е. В. Литовская // VII International Symposium Contemporary Issues of Literature Criticism «Literature in Exile. Emigrants’ Fiction (20th century experience)» : Theses. - Tbilisi : Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2013. - С. 166-167. - 0, 1 п.л.
10. Литовская Е. В. Создание успешного блога: динамика
коммуникативной стратегии блогера «belonika» - писателя Ники Белоцерковской / Е. В. Литовская // Молодые голоса : сборник трудов молодых ученых : выпуск 2 / под ред. И. В. Шалиной. — Екатеринбург : Изд. дом «ЛИТУР», 2013. - С. 253-261. - 0, 4 п.л.
11. Литовская Е. В. Трансформация эмигрантского опыта в блогах Global Russians / Е. В. Литовская // VII International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism «Literature in Exile. Emigrants’ Fiction (20th century experience)». Volume II. - Tbilisi : University Press, 2013. - C. 436-445. - 0, 6 п.л.
12. Литовская Е. В. Традиции жанра кулинарного текста как объект переосмысления современной русской блогосферы / Е. В. Литовская // IX International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism «Tradition and contemporary literature» : Theses. - Tbilisi : Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2015. - С. 163-164. - 0, 1 п.л.
13. Литовска Е. В.Traditions of the Culinary text's genre as an object of re-thinking of modern Russian blogosphere / Е. В. Литовская // IX International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism «Tradition and contemporary literature» : Theses. - Tbilisi : Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2015. - С. 162. - 0, 1 п.л.
14. Литовская Е. В. Современные кулинарные блоги как зеркало постсоветской идентичности автора / Е. В. Литовская // Сборник материалов VI Международной научной конференции «Современные проблемы славянской филологии: Гуманитарные ценности в славянских языках и культурах» (Тайбей, 7-8 ноября 2015). - Taipei : NCCU. - С. 261-266. - 0, 6 п.л.
15. Литовская Е. В. Традиции жанра кулинарного текста как объект переосмысления современной русской блогосферы / Е. В. Литовская // IX International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism «Tradition and contemporary literature». Vol. 1. - Tbilisi : Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2016. - C. 465-476. - 0, 7 п.л.
16. Литовская Е. В.«The Fourth Wave of Emigration» vs. «Global Russians»: Self-naming as Actual Problem of Forming Identity / Е. В. Литовская, М. А. Литовская // Reflections of Exile, Migration and Diaspora in European Languages and Literatures: Seventh International Symposium on European Language in East Asia (Taipei, September 30 - October 1). - Taipei : NTU, 2016. - P. 144¬162. - 1 п.л.
17. Литовская Е. В.Modern Russian Cooking Blogs as a Mirror of Post¬Soviet Identity / Е. В. Литовская // Slavica Formosana I: Humanitarian Values in Slavic Languages and Cultures: Collection of research papers of the VI International Conference «Modern problems of Slavic philology: Humanitarian values in Slavic languages and cultures» - Taipei : NCCU, 2016. - P. 473-496. - 0, 6 п.л.
18. Литовская Е. В. Кулинарная книга как пространство конструирования альтернативной реальности / Е. В. Литовская // Сборник материалов VII Международной научной конференции «Трансформации славянской системы ценностей в славянских языках и культурах» (Тайбей, 11-12 ноября 2017). - Taipei : NCCU. - С. 150-158. - 0, 6 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ