ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 18
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 20
Актуальность темы исследования. Распад СССР и международного социалистического лагеря полностью изменили мировую геополитическую структуру. Биполярная система миропорядка была разрушена. В результате чего произошли глобальные изменения: на обломках некогда целостного и единого государственного образования - Советского Союза, появились 15 новых независимых стран, каждая из которых выбрала свой «индивидуальный» и «суверенный» путь развития, начиная с новой политической системы государственного управления и с совершенно другим экономическим строем.
Регион Центральной Азии (ЦА) не стал исключением. Этот регион, состоящий из пяти бывших советских республик или, как еще его называют политологи, регион «станов», имея виду, что окончание названия всех стран заканч ивается на «стан»: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан.
На начальном этапе постсоветского периода, страны ЦА проводили политику дезинтеграции и децентрализации, тем самым разорвав все экономические, политические, транспортные, социальные и другие интеграционные связи, которые были созданы за семь десятилетий советской власти.
В настоящее время ЦА — это регион, в котором отсутствуют значимые субрегиональные институты, он обладает слабой региональной самобытностью и сталкивается со сложным списком политических, экономических и социальных разногласий как внутри государств, так и между ними. Неурегулированная напряженность в отношениях между центрально-азиатскими государствами по поводу границ, ресурсов и безопасности в сочетании с глубоким политическим и социальным расколом в самих государствах и геополитической конкуренцией - все это подтверждает мнение о том, что ЦА является ярким примером концепции регионального разрыва. По этому поводу можно сказать и более жестко, что центральноазиатский регион эксплуатирует остатки советской региональной идентичности, оставляя открытым вопрос о реализации новых региональных интеграционных проектов.
Тем не менее, в последнее десятилетие наблюдается тенденция к оживлению интеграционных связей и предпосылки формирования новой региональной самоидентификации. Регион ЦА находится в состоянии переформатирования. Даже по поводу перечня входящих в него государств продолжается содержательная дискуссия.
В исследовании под ред. С. Кушкумбаева обращается внимание на наложение концепций внешнего и внутреннего регионализма. «Таким образом, внутреннее регионостроительство и внешнее конструирование региона зачастую не только не совпадают в пространственных пределах, но и, что важнее, в геополитических перспективах». В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, может ли быть регион ЦА «самодостаточным и самоценным образованием» или ему суждено быть лишь частью более крупных региональных образований?
Европейский Союз (ЕС) является одним из влиятельных внешних акторов в ЦА, продвигающим собственную внешнюю региональную стратегию на экспорт (европейский интеррегионализм). Таджикистан является одновременно объектом 3
европейского интеррегионализма и субъектом внутрирегиональных интеграционных процессов. Исследование взаимоотношений между ЕС и Таджикистаном дает отчасти ответ на ранее поставленные вопросы.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном сочинении анализируются исследования таджикских, российских и зарубежных политологов, в особенности американских и европейских, по взаимоотношениям между ЦА и ЕС, США, Россией и Китаем, региональной политике в области безопасности, интеграционным процессам и регионостроительству в ЦА. В целом, представляется возможным разделить имеющиеся работы на несколько групп по странам. Первая группа представлена работами западных политологов, экспертов и аналитиков, таких как П. Стронски, Н. Норлинг, С. Ф. Старр и Ч. Дж. Салливан, Энтони К. Бойер и Джон К. К. Дейли, М. Ларуэль, Б. Зогг, Д. Гаврилис, С. Корнелл, Й. Боонстра, К. Фраппи, К. Путц, М. Джопп, С. Саари, Ф. Индео, Э. Т. Амбросетти, С. Пейруз, Ф. Боссю, С. Бхутия, Л. Мельникова, А. Маразис, И. Оверленд, А. Феррари, А. Бор, К. Маллинсон, Ф. Олмос, Д. Дж. Льюис, Э. Вишник и С. Дж. Бланк, Р. Пантуччи и С. Лэйн. Вторая группа представлена работами российских экспертов и политологов, таких как С. М. Юн, А. Дубнов, А. Казанцев, Д. С. Попов, И. Ю. Фролова, О.Ф. Русакова, М.Л. Лагутина, Д.М. Ковба, А. А. Куртов, Д. Б. Малышева, М. Ф. Муртазин, Н. Н. Рыжичкин, И. А. Сафранчук, А. Д. Богатуров, В. В. Парамонов, Е. В. Крыжко, В. Б. Панфилова, Е. С. Алексеенкова, А. Д. Воскресенский, А. Малашенко, И.С. Савин, Е.Ф. Троицкий. Важную методологическую роль для данного исследования выполнили труды моего научного руководителя В.И. Михайленко. Третья группа включает работы центральноазиатских экспертов и политологов, таких как Ш. Асадов, Р. А. Солиев, А. Мамадазимов, Ш. Ризоен, С. Курбанов, П. Муллоджанов, М. Буриев, З. Ш. Саидов, М. Рахимов, Ф. Толипов, У. Хашимова, Н. Хасанова, С. Кушкумбаев, Н. Касенова, В. Тулешов, А. Сарым, А. Бисенова, Д. Кудайбергенова, Г. Жусипбек, Б. Бектурганова, М. Лаумулин, А. Е. Чеботарев, Е. У. Байдаров , М. Ш. Губайдуллина, А. Мусабаева, Д. Бердаков, Ш. Джураев, С. Хасанова, З. Мухаммад-Дост, А. Султонназаров, Н. Мураталиева и Д. Г. Орлов, С. Дзардановой, Р. Мухамедова, С. Айтакова. Однако в этих исследованиях политика ЕС с учетом современных теоретико-методологических подходов в отношении Таджикистана изучена недостаточно. Подробный анализ исследований по теме диссертации содержится в первой главе и позволяет сделать вывод о необходимости специального изучения построения регионализма в ЦА, а также роли и влияния ЕС, политики ЕС в Таджикистане...
В Заключении приводятся основные выводы автора относительно внешней политики ЕС в ЦА, в частности в интеграционных процессах данного региона, также ее взаимоотношениям с Республикой Таджикистан.
В течение трех десятилетий после обретения независимости в государствах ЦА произошли существенные трансформации, но ни одна из задач создания устойчивых государств не решена полностью. Сам регион находится в поисках обоснования собственной идентичности. По степени влияния на региональные процессы ЕС уступает более влиятельным игрокам, таким, как Китай и Россия. Тем не менее, ЕС обладает значительными ресурсами, привлекательными инвестиционными проектами, использует мягкую и нормативную силу, которые позволяют оказывать существенное влияние на национальные и региональные процессы.
Используя методы сравнительного анализа документа «ЕС и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства (The EU and Central A sia: Strategy for a New Partnership)» и документа 2019 г. «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более сильного сотрудничества» (The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership) автор устанавливает содержание и динамику основных целей ЕС и используемого инструментария в регионе. Так, Стратегия ЕС 2007 г. принималась в условиях доминировавшего оптимизма в политических и научных европейских кругах относительно возможной конвергенции авторитарных режимов
в демократически центричный западный мир и демократического транзита новых независимых государств.
Европейская аналитика откликнулась на последствия «арабской весны» европейская аналитика откликнулась «переосмыслением» (rethinking) своей глобальной стратегии. В принятом в 2016 г. документе акцент внешней региональной политики ЕС в отношении недостаточно демократических государств перенесен на достижение ими «стрессоустойчивости» (resilience). В 2019 г. это понятие было дополнено «взаимосвязанностью» (connectivity), которую определяют как «физическую и нефизическую инфраструктуру, через которую товары, услуги, идеи и люди могут беспрепятственно перемещаться». Стратегия ЕС 2019 г. в отношении ЦА меньше уделяет внимания, чем предшествующая, вопросам экспорта европейских ценностей и больше акцентирована на проблемах стрессоустойчивости (resilience) государств ЦА и поощрении внутрирегиональной интеграции. Стимулирование участия гражданского общества в принятии государственных решений рассматривается как способ обеспечения устойчивости модернизационных процессов в ЦА. Развитие регионального сотрудничества определено как сквозной пересекающийся приоритет (cross -cutting priority). Стратегия ЕС в ЦА согласовывается с другими документами ЕС и ООН, например с Европейским консенсусом по развитию, Целями устойчивого развития и с Повесткой по устойчивому развитию 2030.
В регионе геополитически присутствуют великие и крупные региональные державы, такие, как Китай, США, ЕС, Россия, Индия, Турция, Иран, Республика Корея, Япония. Это объективно ведет к возникновению в этом «уголке» больших игр, даже если центральноазиатские государства находятся полностью под контролем местных элит. Автор считает возможным в регионе ЦА использование «третьих стратегий» или «сопряжения» интеграционной политики. Пока на уровне практической реализации заявления об этом носят чисто декларативный характер. На данный момент ЦА является «открытым регионом», находящимся в стадии формирования. Автор полагает, что государства ЦА уже созрели и готовы к постепенному и поэтапному региональному сотрудничеству. Интеграционный процесс в ЦА может использовать опыт модели «мягкого регионализма», например, «Асеановский путь», который характеризуется гибкостью, использованием консенсуса при принятии интеграционных решений, уважением суверенитета участников интеграции. Страны ASEAN выстраивают отношения с крупными глобальными и региональными акторами через коллективные интеграционные механизмы.
ЕС является не основным, но важным стратегическим партнером для Таджикистана. Тем не менее, ЕС располагает позициями в Таджикистане благодаря острой потребности государства в европейской финансовой и технической помощи (в особенности в плане обеспечения пограничной безопасности). В диссертации прослеживается динамика реализации двусторонних проектов ЕС-Таджикистан. ЕС реализует в Таджикистане ряд инфраструктурных проектов в областях транспорта, энергетики, торговли, окружающей среды, развитии сельских районов, здравоохранении, образовании и профессиональной подготовки. Важно отметить, что новые инфраструктурные программы выходят за пределы одного государства и 19
являются, по существу, интеграторами регионального сотрудничества, а гуманитарные проекты находят место в Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 г...
1. Сухроб Р. Взаимоотношения Европейского Союза и Таджикистана в 2007 - 2019 годах/ Р. Сухроб // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2020. №1 (82). С. 185 - 196 (0,75 п. л.)
2. Сухроб Р. Таджикистан - особенности взаимоотношений с государствами Центральной Азии / Р. Сухроб // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2020. №3 (84). - С. 152-166 (0,9 п. л.)
3. Сухроб Р., Михайленко В.И. Роль Европейского Союза в конструировании Центрально-Азиатского региона / В. И. Михайленко, Р. Сухроб // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. — 2019. — Т.
14, № 4 (194). — С. 100-114 (0,8/0,5 п. л.)
б)другие публикации
4. Сухроб Р., Михайленко В.И. Внешние триггеры интеграционных процессов в Центральной Азии / В.И. Михайленко, Р. Сухроб// История и современное мировоззрение. 2021. № 1. С. 59 - 70. (1,3/0,7 п.л.)
5. Сухроб Р. Зарубежная аналитика об интеграционных процессах в Центральной Азии / Р. Сухроб // Central Asian Analytical Network. 2020. URL: https://caa-network.org/archives/20098
6. Сухроб Р., Михайленко В.И. Центральная Азия как интеграционный проект в условиях неопределенности / В.И. Михайленко, Р. Сухроб// История и современное мировоззрение. 2020. № 3. С. 44 - 53. (1,2/0,6 п.л.)
7. Сухроб Р. Центральная Азия - несложившаяся интеграция? / Р. Сухроб // Central Asian Analytical Network. 2020. URL: https://caanetwork.org/archives/19909
8. Сухроб Р. Таджикистан и Узбекистан как возможные драйверы регионального сотрудничества в Центральной Азии / Р. Сухроб // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. 2020. URL: https://cabar.asia/ru/tadzhikistan-i- uzbekistan-kak-vozmozhnye-drajvery-regionalnogo-sotrudnichestva-v-tsentralnoi-azii
9. Сухроб Р. Проект железной дороги ТАТ: дорога, построенная никогда / Р. Сухроб // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. 2020. URL: https://cabar.asia/ru/proekt-zh-d-tat-doroga-postroennaya-nikogda
10. Сухроб Р. (Рустами С.) Проект CAWECOOP: вода как фактор, объединяющий Центральную Азию / С. Рустами // Европейский регионализм: теории и практика: материалы всероссийской научно -практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 18-19 марта 2019 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 111 -114 (0,25 п.л.)
11. Сухроб Р. Взаимоотношения Европейского Союза и Таджикистана в 1991 - 2007 годах / Р. Сухроб // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2019. №2 (59). С. 68 - 75 (0,5 п.л.)
12. Сухроб Р., Михайленко В.И. На пути к новой стратегии Европейского Союза для Центральной Азии / В.И. Михайленко, Р. Сухроб // История и современное мировоззрение. 2019. №3. - С. 95-102 (0,5/0,3 п.л.)
13. Сухроб Р. Реализация программы Европейского Союза по содействию управления границами в Центральной Азии (на примере Таджикистана) / Р. Сухроб // International Scientific Review of the Problems of Law, Sociology and Political Science. Collection of scientific articles VIII International correspondence scientific specialized conference. Boston, USA, 29-30 January 2019. Problems of Science, 2019. С. 35-46 (0,7 п.л.)