Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАРИЙЦЕВ УРАЛА

Работа №102239

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы28
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 14
Заключение 24
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 25

Актуальность темы исследования. Сохранение культуры малочисленных этносов неразрывно связано с вопросами этнокультурной идентичности, так как она - живая основа культуры и стержневой элемент при становлении личности, ее социализации и дальнейшем развитии. Несмотря на тенденцию современной жизни к некоторой унификации и стандартизации участия в общем социальном процессе, этничность остается востребованной, а угроза нивелирования этнокультурных ценностей выводит представителей различных этнических образований на политическую арену. На фоне процесса постепенной утраты этнокультурной идентичности не может остаться незамеченным рост активности маргинальности и асоциального поведения, так как именно глубинные слои этнической культуры, проявляющиеся на личностном уровне, являются важным ресурсом жизнеспособности общества. Не случайно культуры, развивающиеся в рамках неевропейских цивилизаций, представляют сегодня наибольшую ценность, поскольку несут в себе тот ценностно-смысловой запас, который, возможно, станет источником дальнейшего цивилизационного развития человечества. Для того, чтобы полноценно транслировать особенности и ценности той или иной культуры, необходимо осознание этнокультурной идентичности, прежде всего, ее представителями, так как это поможет им социализироваться в мире современных коммуникаций, сохранив ценности собственной культуры. В этом отношении на примере изучения культурной идентичности марийцев Урала как представителей финно-угорских народов имеет смысл показать острые проблемы ее сохранения, рассмотреть способы и варианты решения этих проблем, понять каковы основания сохранения этой культуры. Это вопросы, ответ на которые необходим в условиях глобализационных процессов XXI века.
До сих пор трудно найти исследования, проведенные в культурологическом ключе и касающиеся изучения особенностей культуры марийцев Урала. Кроме того, на современном этапе насущной остается задача выявления наиболее подверженных трансформационным изменениям в условиях глобализации параметров культуры марийцев Урала. Решение этой задачи необходимо для сохранения и развития данной этнокультуры, а культурологический анализ марийского этнического сообщества позволит обосновать необходимость организации практической деятельности по возрождению жизнеутверждающих основ ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико­культурологическое понимание идентичности было заложено при обращении к проблеме типологии культур в трудах О. Шпенглера, М. Вебера, Дж. К. Фейблмана, Ф. Боаса, Ф. Л. Уайта, Э. Сепира.
В данном диссертационном исследовании наиболее ценными стали работы, затрагивающие проблематику культурной идентичности малочисленных народов. В первую очередь, это работы: Р. Бенедикт, считавшей уникальную конфигурацию характеристик, основанную на тех или иных ценностях, определяющей в человеческой культуре; Э. Эриксона, поднявшего концепцию идентичности на уровень научной теории и показавшего в этом направлении значимость дальнейших исследований не только в психологии, но и в социально-политических и экономических науках, философии и культурологии; Э. Фромма, считавшего основой социализации взаимодействие с другой культурой1; К. Леви-Стросса, придавшего изучению идентичности междисциплинарный характер2; С. Хантингтона, исследовавшего причины кризиса идентичности в современном мире процессов глобализации3. Кроме вышеназванных авторов, основания для рассмотрения культурной идентичности как критерия типологии культуры были заложены в трудах Э. Б. Тейлора, И. М. Анклифа Таккера, Селима Абу, Г. Теджфела. Среди российских исследователей - это труды Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, В. А. Ядова, Е. Г. Трубиной.
Следующий блок работ составили научные труды, в которых так или иначе затрагивались вопросы этнокультурной идентичности, ее трансформации и специфики проявления. Среди авторов, поставивших в этом аспекте проблему этнокультурной идентичности, можно назвать как дореволюционных ученых - П. С. Палласа, К. Коха, так и исследователей XX - XXI веков: Ю. В. Бромлея, В. С. Степина, Г. К. Гирца. Кроме того, публикациям результатов исследований по данной проблематике посвящен ряд российских и зарубежных периодических изданий, среди которых: междисциплинарный научно-практический журнал Чувашского института культуры «Этническая культура», научный журнал Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва «Финно-угорский мир Finno-Ugric World», серия книг Института этнологии и антропологии РАН РФ «Народы и культуры», «Culture, Theory and Critique» (США), Anthropological Journal of European Cultures (Англия-Германия)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итоге делается вывод, что так как сохранение и трансляция особенностей ценностного мира этнической культуры преломляется через решение социально-культурных проблем, с которыми сталкиваются представители этого этноса, проблема личностной самоидентификации не только дискутируется среди общественных лидеров, но и приобретает остроту в повседневном бытии марийцев Урала.
В параграфе 3.3. «Художественная культура марийцев Урала конца XX - начала XXI веков как трансляция культурной идентичности» представлен ценностный мир, идеалы, идеи и стремления марийцев Урала через призму отражения их в художественной культуре. Художественная культура понимается в диссертационном исследовании как неотъемлемое звено в органичной цепи материальной и духовной культур.
На основе этнографических исследований народа мари, в работе сделан вывод, что музыкальный фольклор и танцевальное искусство представляют исключительные памятники материальной и духовной культуры народа, поскольку в них отражаются исторические процессы, переплетения судеб разноликих и разноплеменных соседствующих народов. Музыкальное и танцевальное творчество мари нельзя рассматривать как некий абсолютно самостоятельный феномен. А на основе традиционных видов художественного творчества получают свою жизнь в марийской культуре и современные виды искусства, такие как: литературное творчество,
изобразительное искусство, современное певческое искусство.
В соответствии с вышесказанным, современное состояние этнического и профессионального творчества марийцев Урала в диссертационном исследовании определяется как паритетная, «компромиссная» совместимость традиционного и инновационного, базирующаяся на современных канонах восприятия и трансляции этнокультурных ценностей.
Таким образом, художественная этнокультура становится в условиях глобализации неотъемлемым инструментом не только сохранения, но и развития и реализации этнокультурной идентичности. Через художественную этнокультуру проявляются архетипы коллективного бессознательного, обеспечивающие культурную преемственность и трансляцию ценностного мира марийцев Урала.
В Заключении подводятся итоги исследования, включающего собранный автором работы социологический материал, формулируются основные выводы, дается оценка устойчивости этнокультурной идентичности марийцев Урала в XXI -ом веке, намечаются перспективы продолжения исследования темы.


1. Березина А. В. Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 152-155 (0,4 п.л.).
2. Березина А. В. К вопросу о включенности этнической культуры компактно проживающих марийцев в систему глобализации // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 9. № 12. С. 17-21. (0,4 п.л.).
3. Березина А. В. Процесс нивелирования ценностей как причина ослабления этнического самосознания // Финно-угорский мир. 2016. № 1 (26). С. 95-100 (0,3 п.л.).
4. Березина А. В., Шумихина Л. А. Смысложизненные ценности как духовные ориентиры современной марийской культуры Урала // Культура и цивилизация. 2018. Т.8. № 4А. С. 11 - 18 (0,44/ 0,22 п.л.).
5. Kerezsi A., Berezina A. V. Aspects of the Linguistic Culture of the Ural Mari
People in XIXth-XXIst Centuries // Facets of Culture in the Age of Social Transition Proceedings of the All-Russian Research Conference 23-24 March 2018. Yekaterinburg, Russian Federation: Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, P. 104-108. URL:
https://knepublishing.com/index.php/KnE-Engineering/issue/view/126 (Web of Science). (0,31/0,29 п.л.).
6. Березина А. В. Этническая культура региона (на примере культуры уральских марийцев) // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 3-1. С. 136-143 (0,44 п.л.).
7. Березина А. В., Шумихина Л. А. Этнорелигиозность как сущностная основа менталитета марийцев Урала // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 3 (189). С. 140-144 (0,5/0,25 п.л.).
8. Березина А. В. Трансформация языковой культуры уральских мари в XX - начале XXI вв. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12. № 2. С. 203-211 (0,5 п.л.).
9. Березина А. В., Шумихина Л. А. Художественная культура марийцев Урала как трансляция этнокультурной идентичности // Культура и цивилизация. 2020 Т. 10. № 3A. С. 264 - 271 (0,44/0,22 п.л.).
Другие публикации:
10. Березина А. В. Проблема национальной идентичности и глобализационные процессы // Universum: общественные науки. 2015. № 7 (17). С. 6 (0,44 п.л.).
11. Березина А. В. Проблемы методологии этнокультурных исследований // Цивилизационные перемены в России: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2016. С. 63-67 (0,25 п.л).
12. Березина А. В., Кережи А. Лики языковой культуры марийцев Урала Х1Х-ХХ1 вв. // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Материалы Всероссийской с международным участием конференции. Екатеринбург, 23­24 марта 2018 г. / Под ред. Н. Б. Кирилловой, И. Я. Мурзиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, УргПУ, 2018. С. 174-179 (0,31/0,29 п.л.).
13. Березина А. В. Целесообразность введения понятия
мультикультурализм в российских реалиях // Цивилизационные перемены в России. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 4-5 апреля 2018 г. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2018. С. 25-31 (0,38 п.л.).
14. Березина А. В., Кережи А. Проблема этнокультурной идентичности в контексте современного образования (на примере марийцев Урала) // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения). Материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 26-27 апреля 2019 г. / Под ред. Н. Б. Кирилловой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 243-246 (0,2/0,19 п.л.).
15. Березина А. В. Языковые трансформации как отражение исторических и культурологических проблем в меняющемся мире (на примере уральских мари) // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире. Материалы пятнадцатой международной весенней научной конференции. Йошкар-Ола, 16-17 мая 2019 г. Под общ. ред. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола: Поволжский гос. технолог. ун-т. 2019. С. 325-329 (0,25 п.л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ