Реферируемая работа выполнена в русле лингвокультурологии, лингвопоэтики и лингвистической имагологии. В исследовательском фокусе находятся художественные образы англосаксонского периода развития литературы Британии (VI - XI вв.). Имагологическое пространство национальной культуры представляет собой важный источник знаний о Человеке определенной исторической эпохи. Входе анализа художественных образов возможна реконструкция культурных смыслов и ценностных ориентиров, культурных стереотипов, коммуникативных сценариев и поведенческих паттернов древнеанглийского общества. В целом это способствует реконструкции образа Человека англосаксонской эпохи как представителя определенной социальной категории, характеристике его роли и места в культуре данного периода.
Образы рассматриваемой эпохи актуализированы средствами древнеанглийского поэтического языка, который представляет собой важный источник информации об аксиологическом пространстве культуры. Реконструкция ценностных смыслов и ориентиров англосаксонского общества возможна посредством лингвистического исследования художественного образа через изучение его лексических и грамматических особенностей, контекстуальных связей и коннотативных значений древнеанглийского поэтического слова, древнеанглийских культурных концептов и отношений между ними, моделей и лингвистических особенностей коммуникативного (речевого) поведения в рассматриваемую эпоху.
Объект исследования: система художественных образов
англосаксонской поэтической лингвокультуры периода VI - XI вв.
В качестве предмета исследования рассматриваются ценностные характеристики художественных образов в поэтических текстах английской раннесредневековой лингвокультуры.
Актуальность темы диссертации обусловлена следующими моментами:
1. Лингвокультурное описание поэтического языка является одним из активно развивающихся направлений современной лингвистики. Вместе с тем лингвопоэтические характеристики картины мира требуют дальнейшего изучения в лингвокультурном аспекте, поскольку они позволяют осмыслить, проанализировать и проиллюстрировать связи между феноменами культуры, поэтики и языка;
2. Комплексный анализ образов англосаксонской литературы в их отношениях с художественной и историко-культурной реальностью оказывается содержательно и методологически связанным с целым рядом наук гуманитарного цикла: общей и частной историей, теорией и историей культуры, религиоведением, семиотикой, философией языка и культуры, лингвистикой и историей языка, что обеспечивает междисциплинарный ракурс изучения художественного образа;
3. Понимание специфики художественных образов англосаксонской поэзии дает возможность осмыслить внутренний мир носителей древнеанглийского языка, осознать их ценностные приоритеты, реконструировать фрагменты концептуальной, художественной и языковой картин мира периода VI - Х1вв. нашей эры.
В основу выполненной работы положена следующая гипотеза:
Художественные образы англосаксонской поэзии образуют целостную концептосферу, в которой выделяются ключевые ценностные ментальные образования. Выделение таких концептов основано на важнейших параметрах мировосприятия англосаксов: противопоставление героической и повседневной жизни, мирского и религиозного мировосприятия, «своих» и «чужих», маскулинных и фемининных стереотипов поведения; эти концепты воплощаются в сюжетах, образах и языковых средствах их выражения; описание художественных образов англосаксонской поэзии предполагает построение модели их характеристики.
Целью исследования является определение аксиологических характеристик художественных образов англосаксонской поэтической лингвокультуры посредством системного анализа их языковой репрезентации.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1) систематизировать подходы к определению понятия «художественный образ», развиваемые в рамках различных гуманитарных дисциплин;
2) предложить и обосновать лингвоцентричный подход к изучению художественного образа в лингвокультурной перспективе, выявить и описать средства соотнесения образа со сферой культуры;
3) разработать модель исследования художественного образа как лингвокультурного феномена;
4) провести лингвоаксиологический анализ важнейших образов английской раннесредневековой культуры и особенностей репрезентации в них культурных смыслов по предложенной модели;
5) обобщить полученные данные в рамках лингвокультурного исследования имагосферы как системы образов англосаксонской литературы.
В качестве материала исследования было взято полное собрание поэтических произведений англосаксонской художественной литературы, опубликованное в сборниках “Old and Middle English c.890-c.1450. An Anthology”, “Beowulf. With a New Verse Translation by Seanus Heaney”, а также размещенное на сайте http://facultv.virginia.edu/OldEnghsh/aspr/. Общий объем проанализированного материала составляет 58 древнеанглийских художественных текстов (109296 слов / 733725 знаков).
Методы исследования. В работе использовались следующие методы анализа: понятийный анализ лингвокультурологических и
лингвоаксиологических исследовательских конструктов,
лингвостилистический и лингвоконцептологический анализ, интерпретативный анализ художественных текстов, элементы количественного анализа, интроспекция.
Теоретическими основами являются положения, доказанные в лингвистической литературе:
• о связи языка и культуры (А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В. фон Гумбольдт, В.В. Катермина, М.Л. Ковшова, В.В. Колесов,
B. Г. Костомаров, О.А. Леонтович, В.А. Маслова, А.А. Потебня, Э. Сепир, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Г. В. Токарев, О.Н. Трубачев, Н.С. Трубецкой, Е.В. Урысон, А.Т. Хроленко, Т.В. Цивьян, В.М. Шаклеин);
• о ценностях как определяющих ориентирах лингвокультуры (Н.Ф. Алефиренко, Е.М. Вольф, А.В. Гулыга, В.П. Зинченко, В.И. Карасик, И.В. Кононова, О.А. Корнилов, В.В. Красных, В.А. Маслова, С. Небжеговска- Бартминьска, Т.Б. Радбиль, В.Н. Телия, С.М. Толстая, О.Е. Фролова, А.Д. Шмелев, R.M. Lemos);
• о концептах как квантах переживаемого знания (Н.Д. Арутюнова,
C. А. Аскольдов, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, В.Г. Зусман, Е.С. Кубрякова, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Н.А. Красавский, М.В. Пименова, З.Д. Попова, В.М. Савицкий, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Г.В. Токарев, Ю.Е. Прохоров)...
В Заключении систематизируются выводы, подводятся итоги и намечаются перспективы исследований в рамках данной проблематики. В результате практического исследования в русле предлагаемой методологии можно сделать ряд выводов.
Во-первых, важнейшие признаки и характеристики основных образов англосаксонской литературы обусловлены особенностями
экстралингвистического характера, основным из которых является синтез разновременных картин мира: мифопоэтической, героической, христианской. Данным синтезом в наибольшей степени мотивированы образы Героя, Короля / Королевы, Святого / Святой, Бога, Врага. В образе Героя, укорененном в мифологическом прошлом культуры, архаичное отношение к судьбе преодолевается концепцией героического мужества. Образ Короля, разворачивающийся по архаичной ритуально-обрядовой модели «король - демиург», актуализирует большое число героических ценностей (смелость, мужество, щедрость / раздача даров / адоптация, слава, защита). Христианская трактовка доминирует в женской интерпретации королевской власти - подвижничество является основной функцией царицы Елены. Максимальная концентрация христианских смыслов выявлена в образах Святого / Святой и Бога. Их важнейшими признаками являются искренняя вера, обращение язычников в христианство, борьба с Сатаной. Героический вектор осмысления образов Святого / Святой актуализирован в их характерологических особенностях (смелость, сила, решительность, мудрость) и нравственных императивах поведения (борьба с Врагами, готовность к смерти за свои убеждения через жертвенность и мученичество).
Двоякая репрезентация Бога развивается по двум концептуальным моделям: «Бог - отец» и «Бог - Христос», в каждой из них актуализированы определенные концептуальные смыслы. В модели «Бог - отец» очень сильны элементы героической и мифопоэтической картин мира через соотнесение с концептами родства, короля / вождя и сюжетными ролями демиурга, защитника, помощника / наставника, спасителя, дарителя, победителя. Модель «Бог - Христос» актуализируется преимущественно в рамках христианских ценностных смыслов в сюжетных ролях борьбы с язычниками и врагами христианства и наказания за грехи. В образе Врага разновременные картины мира представлены наибольшим количеством концептуальных смыслов, поскольку образ представлен в трех типологических разновидностях: хтонические чудовища, отсылающие к мифологическому прошлому, религиозные персонажи, репрезентирующие антиценностное пространство христианства, и враги-захватчики, в их развитии преобладающими являются концептуальные смыслы героической картины мира.
Образ Воина развивается на основе синтеза жанровых картин мира: воин-герой актуализирован в эпических и эпико-героических жанрах, рефлексирующий воин - в лирико-героических жанрах. В результате характерологические особенности Воина эксплицируют как героические (преданность вождю и королю, сила и мужество), так и лирические (субъективные) признаки (переживания Воина из-за его изгнания / оторванности от своего господина и соплеменников).
Образы Возлюбленной и Плакальщицы в наибольшей степени мотивированы жанровой картиной мира, в рамках которой они репрезентированы. Так, сфокусированность лирики на внутреннем мире человека определяет эмоциональную составляющую как основной вектор концептуального развертывания образов, сюжетной основой раскрытия внутреннего мира персонажей являются темы расставания и потери.
Во-вторых, описание каждого художественного образа представлено на основе его имагологического контекста, включающего ядерную зону (имена персонажей), околоядерную зону (непрямые номинации), срединную (речевой портрет) и периферийную (нарративный портрет) зоны. Моделирование такой структуры имагологического контекста представляется целесообразным для получения количественных данных по структуре имагологического контекста и соотношению его сегментов; для удобства анализа отдельных сегментов совокупного контекста; для построения иерархии концептов в концептуальном поле образа на основе близости к структурному ядру контекста или удаленности от него. Место концепта в структуре имагологического контекста является одним из аксиологических маркеров данного концепта.
В-третьих, при лингвистическом анализе всех образов англосаксонской поэтической лингвокультуры выявлена высокая плотность ценностных смыслов в рамках имагологических контекстов и микроконтекстов. На лингвостилистическом уровне она проявляется в соположениях образновыразительных средств языка, характеризующих персонажей-репрезентантов образов (эпитеты, кеннинги, перифразы). На концептуальном уровне это проявляется в широких ассоциативных связях элементов ИКП образов (концептов), контекстуальных кластерах, представляющих многогранные концептуальные характеристики персонажей-репрезентантов образов...
1. Томберг О.В. Образ. Ценность. Культура:
Лингвоаксиологические аспекты изучения художественных образов древнеанглийской литературы : монография. - Екатеринбург : Изд-во Уральского федерального университета, 2019. - 312 с. (14,27 п.л.)
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при МОиН РФ:
2. Томберг О.В. Лингвоаксиологическая составляющая речевого портрета // Проблемы истории, филологии, культуры. -2013. - №1. - С. 269278 (0,73 п.л.).
3. Томберг О.В. Речевой портрет в сопоставительном описании // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3. - С.196-200 (0,64 п.л.).
4. Томберг О.В. Лингвокультурологические аспекты исследования художественного образа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2012. - №5. - С.183-192 (0,3 п.л.).
5. Томберг О.В. Концептуальное пространство художественного образа // Когнитивные исследования языка. Вып. XVII : материалы Международного Конгресса по когнитивной лингвистике, г. Челябинск, 2224 мая 2014 г. - Тамбов: «Общероссийская общественная организация "Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2014. -С.347-349 (0,18 п.л.).
6. Томберг О.В. Образ национального героя в английской
лингвокультуре: динамический аспект // Вестник Челябинского
государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение».-
2013. - Вып. 82, № 24. - С.169-173 (0,38 п.л.).
7. Томберг О.В. Лингвокультурные аспекты коммуникации в эпическом тексте //Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -Вып. 82, № 37 (328). - С.170 - 172 (0,28 п.л.).
8. Томберг О.В.Когнитивные аспекты изучения художественного образа// Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 20. - С. 626-634 (0,52 п.л.)
9. Томберг О.В. Изучение литературы в контексте филологической имагологии // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - №2, часть 2. - С. 255-259 (0,49 п.л.).
10. Томберг О.В. Взаимодействие картин мира в пространстве художественного образа // Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 21. - С. 182-185(0,17 п.л.)
11. Томберг О.В. «Внутренний человек» в концептуальном пространстве образа эпического героя в англосаксонской поэтической лингвокультуре// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4 (157). -С. 174-177 (0,34 п.л.).
12. Томберг О.В. Модель изучения художественного образа в национальной поэтической лингвокультуре // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (179). - С. 31-36 (0,62 п.л.).
13. Томберг О.В. Аксиологические доминанты женских образов англосаксонской поэтической лингвокультуры // Язык и культура. - 2017. - № 39. - C. 64-74. DOI: 10.17223/19996195/39/4(статья WoS) (0,77 п.л.).
14. Томберг О.В. Святая в поэтической традиции англосаксов: стилистическая и лингвокультурная специфика образа //Российский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4. - С. 312-321 (0,67 п.л.).
15. Томберг О.В. Концептуальные доминанты образа Короля в англосаксонской поэтической лингвокультуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 12-1 (90). - С. 173-177 (0,6 п.л.)...