ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 23
Актуальность темы исследования. Современная социально-политическая и культурная ситуация в мире отмечена нарастанием влияния ислама. Если число мусульман в мире насчитывает около четверти всех верующих, то формирование политического ислама задевает интересы куда большего числа людей. Знание о том, как политические исламские движения и мыслители представляют себе способы реализации своих интересов и достижения политических изменений, в том числе об их готовности использовать насилие для этих изменений, хотя и постоянно увеличивается, но все же недостаточно. Этим новым тенденциям в общественной и политической жизни отвечают перемены в продуцировании знания.
Вопрос о том, как религия, и прежде всего ислам, используется политическими элитами для консолидации новых, образовавшихся после распада империй, наций - один из самых значимых в рамках пост-колониальной теории, но он также и остается недостаточно исследованным. Одна из причин - преобладание исследований ислама, посвященных проблеме безопасности, и выполненных в рамках политических и связанных с международными отношениями дисциплин. В них политический ислам мыслится, скорее, как угроза или как враг, к которому нужно найти подходы.
Недостаточность такого подхода объясняется тем, что между исламом, политическим и исламом повседневным, и западными культурой и обществом невозможно провести четкую границу. Миллионы мусульман живут и в пределах западного мира, и еще больше носителей этой религии живет за его пределами, будучи разнообразно с Западом связанными через потребление и идеологию.
В 2010 году в мире насчитывалось 1.6 миллиарда мусульман, составляющих большинство населения в 49 странах. Эти впечатляющие цифры являются результатом длительного, противоречивого и продолжающегося исторического процесса исламизации: люди, государства и народы становятся мусульманскими в результате целого ряда факторов. Исламизация охватывает собой практически все сферы общества. Религиовед Айван Стренски дает такой иронический совет читателям: «Если вам нужны учебники для эффективной исламизации или медресе, специализирующиеся на промывании мозгов, тогда вам точно надо сделать остановку в Пакистане»1.
Пакистан, иначе говоря, представляет собой страну особенно успешной исламизации, осуществляемой государством через образование и контроль над повседневными практиками. Но повсеместное присутствие и влияние ислама на жизнь данной страны необходимо исследовать с учетом голосов рядовых граждан, а эмпирических исследований, осуществленных в данной стране, пока недостаточно. Данная диссертация, опираясь на идеи Стренски и других ученых, рассматривает исламизацию как процесс, не все последствия которого пока ясны и известны науке.
Значимость введения в научный обиход голосов рядовых мусульман и использования современных аргументов и теорий для их анализа особенно велика с учетом того, что средства массовой информации и научные исследования по теме исламской религии и насилия оказали огромное влияние на общественность и ученых.
Степень разработанности темы исследования. В англоязычных религиоведении и философии культуры проблематика исламизации государств, культур, обществ и образования анализируется синхронно и диахронно. Диахронный анализ исламизации осуществляется по отношению к таким странам как Индия, Индонезия, Танзания, Турция и другим2.
Синхронный анализ этого процесса в литературе преобладает, и особенно разносторонне осуществлен в отношении современного развития таких регионов как Внутренняя Азия, и таких стран, как Малайзия, Иран, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет.3 Исламизация понимается, как правило, как процесс нарастания влияния ислама в обществе. Помимо источников, в которых главным объектом анализа являются страны, заметный сегмент литературы образован исследованиями исламизации отдельных сфер общественной жизни, прежде образования4. Так, обсуждая понятие исламизации знания и его последствий для философии, ученые подчеркивают, что исламизацию не стоит понимать как механический процесс, но нужно видеть в ней приспособление некоторых типов знания к содержанию исламской науки, а также стремление усилить позицию исламской науки в контексте современного знания5.
Отдельная и быстро растущая область исследований посвящена исламизации, понимаемой как нарастание влияния ислама на Европу и Запад в целом. Здесь можно отметить работы профессора религиозных исследований Университета Калифорнии в Риверсайд Ивана Стренски и профессора Института политических исследований в Экс-ан-Провансе, директора Центра изучения религий Observatoire du religieux, Рафаэля Лиожье, автора книги «Миф об исламизации, эссе о коллективной одержимости»6. Стренски в обзоре ряда недавних научных и художественных книг, в том числе скандального романа «Покорность» Уэльбека, оспаривает популярный аргумент, что европейская цивилизация - под угрозой уничтожения в силу двух главных причин: во-первых, массового прибытия туда мигрантов из консервативных исламских государств и их отказа принимать европейские ценности; во-вторых, пассивности европейских элит, сочетающейся с нарастанием расизма и ксенофобии среди консервативной части общества. Аргумент Стренски состоит в том, что равнодушие элит по отношению к пониманию Европы как христианской цивилизации приводит к тому, что идентичность Европы размывается, но перспективы ре-христианизовать Европу остаются призрачными. В то же время европейский ислам (термин Тарика Рамадана) серьезной угрозы все же не представляет.
Лиожье критикует те законы Франции, которые сориентированы на принцип светскости, то есть сосуществования разных культур под защитой закона, который гарантирует свободу совести, самовыражения и вероисповедания, подчеркивая, что, хотя у граждан есть право носить знаки религиозной принадлежности, был принят закон, запрещающий ношение религиозной символики в государственных школах и в общественных местах. Ученый также увязывает нарастание антиисламских настроений среди ультраправых групп и немалого числа французских граждан с тревогами по поводу идентичности: представление «чужого» как угрозы - знак слабости.
Таким образом, исследования исламизации осуществляются в некотором континууме: от исторических реконструкций до анализа современной политики, от разбора реального процесса до критики воображаемой европейцами исламизации как угрозы идентичности их континенту и их культуры. Специалисты по миграции и исследователи ислама на Западе настаивают, что нужно уделять больше внимания влиянию индивидуализма на мусульманские практики, и что исследование исламизации на Западе должно избавляться от «этнической призмы» и исследовать исламскую идентичность с использованием более общей аналитической рамки, предложенной религиозными исследованиями...
В параграфе 2 «Повседневная жизнь глазами мусульман Пакистана» представлен подход, который изучает культуру в рамках религии и религию в рамках культуры. Проведенное эмпирическое исследование (80 интервью продолжительностью от одного часа) проанализировано с точки зрения религиоведения, исследований повседневности и с использованием концепта «живая религия». Поскольку последний сформулирован с учетом противопоставления «официальная (институциализованная) - неофициальная религия», в диссертации продемонстрировано, что для пакистанских мусульман не столько важны официальные ритуалы ислама, сколько интимное следование логике учения и увязывание всех повседневных дел и забот с религией.
Анализ полуструктурированных интервью был разделен на два аспекта: первое - это "повседневная жизнь с большим акцентом на культуру" и второе - повседневная жизнь с высоким уровнем религиозности. Причина разделения заключается в том, что повседневная жизнь, особенно в развивающихся или слаборазвитых обществах, вращается как вокруг культуры, так и вокруг религии. Для анализа религиозных сторон повседневной жизни пакистанских мусульман была применена модель религиозности, разработанная исследователями Глоком, Ясмин, Хассан и другими, с некоторыми дополнениями. Они классифицировали пять основных измерений уровня религиозности : идеологическое, ритуальное, эмпирическое, интеллектуальное и консеквенционное. Это многомерное понятие религиозности было использовано в исследовании и оценке повседневного ислама, а также в описании отношение к гендерным убеждениям пакистанских мусульман.
Выводы показывают, что у мусульман Пакистана высокий уровень религиозности в убеждениях и следовании исламу в повседневной жизни. Но что касается отправления исламских обрядов (пять молитв в день и чтение Корана, посещение мечети), то они не столь активны, как в том, чтобы тесно следовать и связывать все свои повседневные дела с религией. Все культурные нормы отображены в религии и должны соответствовать религиозным параметрам, поэтому иногда трудно отличить религиозный ритуал от культурной нормы. Тщательная оценка фактов показала, что социально-демографические переменные влияют на религиозные практики. К примеру, было выявлено, что люди с низким уровнем образования или неграмотные более религиозны, чем люди с высоким уровнем образования. Однако нельзя всю повседневность пакистанцев сводить только к религии. Все регионы имеют свои собственные исторические, культурные, экономические и религиозные корни, которые оказывают значительное влияние на жизнь народов. Например, свадьба, деторождение и развод связаны не только с религиозной идентичностью, но празднуются и осмысляются под влиянием местных и иностранных культур.
В заключении третьей главы делаются следующие выводы. Во-первых, сделан вывод, что ислам - культура Пакистана и что мусульмане этой страны хотят следовать исламу по-своему в силу недостатка обучения Корану (поскольку все тексты написаны по-арабски). Источником знания об исламе становятся имамы и вторичная литература на местных языках (прежде всего урду). Во-вторых, ислам показан как сильнее воздействующий на культуру, чем культура - на ислам: сложно провести различие между религиозным ритуалом и культурной нормой. В- третьих, повседневная жизнь пакистанских мусульман находится не только под влиянием религии, но и местных культур. Глобальная культура играет определенную роль в изменении их мировоззрения, что имеет большое значение для постепенных изменений в обществе.
В Заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования, приводится перечень основных понятий, обозначается круг поставленных проблем и предложенных решений, а также проблем, требующих дальнейшего исследования...
1. Саид Лубна. Обсуждение гендерных вопросов с точки зрения исламской религии и философии / Саид Л., Хоса А. // Фундаментальные аспекты психического здоровья. - 2018, № 4. с. 80-86; (0,4 печ. л.)
2. Саид Лубна. Социополитические мысли и влияние атеизма на современное западное общество / Саид Л. // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2018, т. 7, № 3а. с. 87-93; (0,5 печ. л.)
3. Саид Лубна. Традиционные практики, ущемляющие права женщин в исламской культуре Пакистана / Саид Л. // Социология - 2020. (ISSN 1812-9226). № 3. с. 327-333; (0,5 печ. л.)
4. Саид Лубна. От исследований повседневности к исследованиям религиозной повседневности: понятие «живой религии» / Саид Л., Трубина Е.Г. // Манускрипт - 2020. т. 13, № 11. с. 185-188; (0,6 печ. л.)
Публикации в других научных изданиях:
5. Саид Лубна. Modernization and Islam. (Модернизация и ислам) / Саид Л. // Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. - Екатеринбург: Деловая книга, 2019. с. 268-271; (0,4 печ. л.)