Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современный неинституированный политический процесс: северокавказская проекция (на примере Карачаево-Черкесской Республики)

Работа №102154

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
Положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 36

Актуальность темы исследования определяется прежде всего назревшей необходимостью глубокого научного осмысления неинституированных практик, используемых различными политическими акторами. Такие практики получили довольно широкое распространение, особенно в некоторых российских регионах. Многонациональное общество, разделенное этническими границами, все больше способствует возникновению и созданию скрытых, обособленных органов управления, что усугубляет ситуацию и ведет к заметному падению уровня жизни, а также снижению экономической и культурной активности. Не оправдались ожидания, что децентрализация власти сама по себе приведет к расцвету демократии и экономическому росту. Скорее она привела к созданию клановой системы правления, при которой личные интересы зачастую преобладают над государственными. Слабость политических институтов порождает ощущение безысходности, которое только укрепляет дестабилизирующие тенденции. Все это требует дальнейшей разработки и концептуализации такого понятия, как неинституированный политический процесс.
К настоящему времени регионалистический дискурс занял видное место в научных кругах. Проблемы безопасности на региональном уровне сегодня не менее актуальны, чем проблемы государственной или национальной безопасности. Исходя из этого, наиболее актуальной научной задачей стало всестороннее осмысление факторов, определяющих кризисные процессы, а также осмысление и анализ положительного и отрицательного опыта развития российских регионов.
С точки зрения целей настоящего исследования наибольший интерес представляет регион Северного Кавказа, где во всем многообразии ярко проявляются неинституированные политические практики. Сращивание институтов власти и этнических элит, имеющее в регионе продолжительную историю, начавшуюся еще в имперской России и латентно развивавшуюся при социалистическом строе, оказывает значительное влияние на политический процесс. Этнические элиты играют ключевую роль в возникновении и разрешении политических конфликтов, стабилизации и дестабилизации политической обстановки в регионе. Здесь «клан», «фамилия», «род», «фамильный аул» (территория) не превратились в архаичные понятия, продолжая оказывать влияние на формирование современных властных структур, распределение ресурсов и конфигурацию финансовой системы. В выборных кампаниях - это теневые, но при этом главные регуляторы в отборе и поддержке претендентов. Они же являются и движущими силами политической интеграции, реинтеграции и дезинтеграции в полиэтничном регионе. В связи с этим изучение этнической элиты как основного актора политического процесса приобретает особую актуальность.
Экстраполируя процесс глобализации на свои маленькие территории, элиты дают начало процессу роста напряженности межэтнических отношений, декларируя превосходство одного этноса над другим. Информационно­идеологическое направление местных «глобалистов» построено на внедрение в сознание населения, особенно молодежи, идеи приоритета частного интереса над общественным. Открыто демонстрируются достижения личной выгоды и формируется убеждение в безграничных возможностях богатства. Размер личного и семейного богатства в силу беззастенчивой демонстрации его возможностей, все более ощутимо начинает обретать статус первоосновы, тесня традиционную духовность и традиционный аскетизм. В многонациональных сообществах девальвация духовности тут же восполняется межнациональной непримиримостью.
На современные политические процессы в регионе активно воздействует историческая память. Умелые действия деструктивно настроенных элит переводят существующие в массовом сознании настроения из плоскости ущемления материальных интересов народа, на позиции оскорбление его чести. Подобный перевод является распространенным механизмом трансформации социально-экономического конфликта в национально-политический. Для своевременного и эффективного вмешательства в эти деструктивные процессы властям разного уровня обычно не хватает как теоретических знаний, так и практических навыков в управлении неинституированным политическим процессом. И в этой связи настоящее диссертационное исследование призвано внести определенный вклад в формирование научной региональной парадигмы как направления политологических исследований в полиэтничном регионе.
Учитывая изложенное выше, можно заключить, что исследование современного неинституированного политического процесса, выполненное на материалах политической жизни Северного Кавказа, представляется крайне актуальным, как с точки зрения политической теории, так и с точки зрения политической практики.
Степень разработанности темы. Отдельные проблемы, так или иначе касающиеся неинституированного политического процесса, изучались целым рядом отечественных и зарубежных ученых. Все их работы, по нашему мнению, можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют работы, посвященные политическому процессу в целом, его содержанию и динамике. Сюда можно отнести работы Р. Далтона, М. Манион, Д. Кингдона, Б. Пауэлла, К. Стрем, А. Ю. Шутова1 и др. Ко второй группе можно причислить работы, авторы которых рассматривали отдельные стороны неинституированного политического процесса, такие как политический протест, клиентелизм и пр. Это труды А. В. Гилева, Е. В. Колдуновой, Д. Корнстейджа, Л. Мюллер2 и др. Третья группа включает работы, в которых анализируются собственно неинституированные политические практики. В этом русле работает, например, Ц. Фанг...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Россия должна стремиться к сохранению многовекторной геостратегической реальности. Мультивекторная геополитическая реальность не только естественна лимитрофному региону, которым и является Кавказ, но и, при надлежащем ее учете в практике, полезна России. Она в целом совпадает с давней интеграционной установкой российской дипломатии, которую она пыталась реализовывать в 1990-е гг. Данный ориентир также отвечает российским национальным интересам. Северный и Южный Кавказ на протяжении более чем двух веков экономически и социокультурно интегрировался в состав России. Эти связи в постсоветский период между отделившимися республиками и Россией существенно ослабли (снижение уровня знания и роли русского языка у новых поколений, а вместе с ним и культурного влияния), но они сохраняются в республиках, вошедших в состав Российской Федерации. И здесь у России большие географические, геополитические, геоэкономические и геокультурные, исторические предпосылки и перспективы для развития интеграции и поддержания стабильности. Однако в контексте процессов формирования глобального порядка многое будет зависеть от субъективного фактора- эффективности этнополитической стратегии Российской Федерации.
На Северном Кавказе конфликтная ситуация характеризуется единством экономических, этнополитических и этнокультурных факторов, что на протяжении длительного времени поддерживает социальную напряженность в регионе. Неблагоприятный прогноз развития социально-политической ситуации на Юге России обусловлен возможностью преобразования некоторых геополитических факторов, не обладающих в настоящее время ярко выраженным конфликтогенным содержанием, в конфликтогенные. В первую очередь к этой группе риска относятся, как показали события 2008 г. в Южной Осетии, внешнеполитические факторы.
Автор отмечает, что ислам и христианство также являются факторами включения региона в глобальные политические процессы. Включение в широкий конфессиональный контекст обусловливает увеличение числа факторов этнополитического регионального процесса. Религиозные институты в регионе действуют только в рамках, определенных российским законодательством, и не стремятся самостоятельно участвовать в каких-либо геополитических преобразованиях.
Резюмируя, автор отмечает, что в последние десятилетия тенденция глобализации мировых процессов повлекла за собой заметные изменения во внутриполитических процессах России, усилив опасения этнических элит по поводу унификации национальных культур и ассимиляции культурами западного образца. Эти угрозы вызвали ответную реакцию, активизировав национальные движения и межэтнические конфликты, создавая угрозу теперь уже целостности российского государства. Особенно остро эти процессы протекают на пространстве Северного Кавказа.
В рамках данного региона важно не допускать перехода неинституированного политического процесса на конфликтгенное «этнонациональное поле». В этом важна позиция государства, поскольку характер, масштабность и острота этнополитических конфликтов зачастую детерминированы его ролью. Чем более нейтральной оказывается позиция и более миротворческой роль государства в конфликте между этнонациональными общностями (между национальными или этническими меньшинствами, или между ними, или одной из них с доминирующей этнонацией), тем более частыми, но более локальными и мягкими будут этнополитические конфликты и тем больше они будут благоприятствовать укреплению национального единства и территориальной целостности государства. И, напротив, чем откровеннее и активнее государство будет демонстрировать свою благосклонность и поддержку одной из конфликтующих сторон, тем более редкими, но более масштабными, острыми и деструктивными будут этнополитические конфликты, тем более они будут препятствовать достижению национального единства и угрожать территориальной целостности государства. Эта закономерность очень важна для любых многонациональных сообществ, но, прежде всего, для многонациональных субъектов Российской Федерации.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы. В частности автор отмечает, что в диссертационной работе отражены далеко не все аспекты неинституционализированного политического процесса на Северном Кавказе. Это и невозможно, учитывая сложность и масштабность самой проблемы...


1. Эбзеев, А. А. Конфедерация народов Кавказа: первая структура интеграции на почве панкавказской идеи или первый очаг сепаратизма на Северо-Западном Кавказе? / А. А. Эбзеев // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С. 300-303; 0,25 п.л.
2. Эбзеев, А. А., Шебзухова, Ф. А. Природа дезинтеграционных и реинтеграционных процессов в политическом пространстве Западного Кавказа / А. А. Эбзеев, Ф. А. Шебзухова // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С. 79-88; 0,6 п.л./ 0,3 п.л.
3. Эбзеев, А. А. Этнополитическая безопасность в контексте концепции устойчивого развития / А. А. Эбзеев // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 12. - С. 40-50; 0,6 п.л.
4. Эбзеев, А. А. Анациональные дисфункции конфликтов и их политические последствия на Северном Кавказе / А. А. Эбзеев // Вестник Военного университета. - 2009. - № 4. - С. 26-31; 0,3 п.л.
5. Эбзеев, А. А. Политическая реинтеграция: методологические и теоретические проблемы / А. А. Эбзеев // Власть. - 2010. - № 2. - С. 68-72; 0,25 п.л.
6. Эбзеев, А. А. Политический процесс в традиционном обществе: этноконфликтная проекция / А. А. Эбзеев // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 7. - С. 73-94; 1,3 п.л.
7. Эбзеев, А. А. Этнополитика и регион в условиях глобализации (на примере Северного Кавказа) / А. А. Эбзеев // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №
12. - С. 66-87; 1,3 п.л.
8. Эбзеев, А. А. Ментальный фактор мотивации в аспекте дезинтеграционных процессов и этнополитической трансформации Северного Кавказа / А. А. Эбзеев // Философия права. - 2010. - № 1. - С. 111-116; 0,3 п.л.
9. Эбзеев, А. А. Этнополитическая безопасность в контексте концепции устойчивого развития / А. А. Эбзеев // Философия права. - 2010. - № 2. - С. 59-63; 0,25 п.л.
10. Эбзеев, А. А. Геостратегия этнических элит региона (на примере северо­кавказского региона) / А. А. Эбзеев // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 7. - С. 62-75; 1,4 п.л.
11. Эбзеев, А. А. Глобализационные факторы политических трансформационных процессов на Северном Кавказе / А. А. Эбзеев // Социально­гуманитарные знания. - 2012. - № 9. - С. 73-82; 0,6 п.л.
12. Эбзеев, А. А. Власть и элита как источник политических конфликтов / А. А. Эбзеев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3. - С. 180-189; 0,6 п.л.
13. Эбзеев, А. А. Глобализация и этнополитическая компонента внутриполитических процессов Северного Кавказа / А. А. Эбзеев // Современная наука и инновации. - 2016. - № 1. - С. 191-198; 0,4 п.л.
14. Эбзеев, А. А. Этническая идентификация и самоидентификация, как фактор политической науки / А. А. Эбзеев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2016. - № 2. - С. 166-174; 0,5 п.л.
15. Ebzeev A., Shebzukhova F. The Integration Vector of the Non-institutional Political Process // Artificial Intelligence: Anthropogenic Nature vs. Social Origin Editors: Popkova, Elena G., Sergi, Bruno S. (Eds.). Vol. 1100. 2020. P. 215-220 (Scopus, Springer); 0,3 п.л./0,15 п.л...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ