ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ЮВЕЛИРОВ И КАМНЕРЕЗОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Особенности репрезентации дальневосточных мотивов в
декоративно-прикладном искусстве Европы ХУ111-Х1Х веков 26
1.1. Шинуазри в ХУ111-Х1Х веках 28
1.2. Японизм второй половины XIX века 44
ГЛАВА 2. Механизмы интеграции китайских и японских мотивов в европейское декоративно-прикладное искусство второй половины XIX -
начала XX века 55
2.1. Всемирные и международные выставки 1851-1900 годов 56
2.2. Музейные собрания и частное коллекционирование 69
2.3. Академические, справочные и периодические издания второй
половины XIX века 80
ГЛАВА 3. Китайские и японские реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве второй половины XIX - первой трети XX века.93
3.1. Особенности интерпретации китайского искусства в произведениях
ювелиров и камнерезов периода историзма 94
3.2. Произведения японизма 1860-1880-х годов как одно из проявлений
историзма 108
3.3. Дальневосточные реминисценции в произведениях ювелиров и
камнерезов модерна 119
3.4. Варианты абсорбции китайских и японских мотивов в ювелирном
искусстве периода ар деко 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 152
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 185
Иллюстрации к Главе 1 185
Иллюстрации к Главе 2 209
Иллюстрации к Главе 3 223
ГЛАВА 1. Особенности репрезентации дальневосточных мотивов в
декоративно-прикладном искусстве Европы ХУ111-Х1Х веков 26
1.1. Шинуазри в ХУ111-Х1Х веках 28
1.2. Японизм второй половины XIX века 44
ГЛАВА 2. Механизмы интеграции китайских и японских мотивов в европейское декоративно-прикладное искусство второй половины XIX -
начала XX века 55
2.1. Всемирные и международные выставки 1851-1900 годов 56
2.2. Музейные собрания и частное коллекционирование 69
2.3. Академические, справочные и периодические издания второй
половины XIX века 80
ГЛАВА 3. Китайские и японские реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве второй половины XIX - первой трети XX века.93
3.1. Особенности интерпретации китайского искусства в произведениях
ювелиров и камнерезов периода историзма 94
3.2. Произведения японизма 1860-1880-х годов как одно из проявлений
историзма 108
3.3. Дальневосточные реминисценции в произведениях ювелиров и
камнерезов модерна 119
3.4. Варианты абсорбции китайских и японских мотивов в ювелирном
искусстве периода ар деко 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 152
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 185
Иллюстрации к Главе 1 185
Иллюстрации к Главе 2 209
Иллюстрации к Главе 3 223
Диссертация посвящена исследованию принципов воплощения дальневосточных мотивов в произведениях европейских камнерезов и ювелиров второй половины XIX - первой трети XX века, характеру творческой интерпретаций мотивов искусства Китая и Японии на разных этапах стилевых трансформаций и их значения в этом процессе.
Возникший в ХУП-ХУШ веках интерес к странам Востока, тесные торговые и миссионерские связи с Китаем и Японией во многом определили увлечение Европы на протяжении нескольких столетий культурой стран Дальнего Востока, философскими учениями, зародившимися в этом регионе, и его художественной традицией, что повлекло за собой появление новых стилистических направлений - шинуазри в XVIII столетии и его последующее возрождение в рамках историзма XIX века, а также японизм второй половины XIX века. Сформировавшаяся уже в рамках европейского искусства практика переработки дальневосточного искусства переживает новые эволюционные этапы в рамках стилей модерна и ар деко.
Под дальневосточным регионом и его художественной культурой в настоящем исследовании понимается искусство Китая периода правления династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо (1603-1868) и Мэйдзи (18681912). Основанием для этих географических и хронологических рамок служат, с одной стороны, интенсивность художественных контактов Европы именно с этими государствами региона, с другой стороны - принципиальное отличие художественных традиций более южных стран и, как следствие, иной характер их восприятия европейскими мастерами рассматриваемого периода.
География распространения дальневосточных «стилей» объединяет страны Европы (включая Россию) и Северную Америку, а предметом их воплощения стали практически все виды искусства - от живописи, архитектуры и садово-паркового искусства до музыки, литературы и моды. Значение дальневосточного влияния на искусство европейских стран в ХУШ-Х1Х веке осознается лучше, если вспомнить о возникновении реакции непосредственно самих стран-доноров на европейское влияние, например, китайского или «возвращенного» шинуазри XVIII века1 и японской реакции 1870-1880-х на собственное репродуцирование популярных на Западе тем.
Понятие «реминисценции» в контексте настоящего исследования понимается как совокупность разных форматов обращения европейских мастеров декоративно-прикладного искусства к дальневосточной художественной традиции, таких как стилизация, подражание, заимствование, интерпретация, апплицирование отдельных мотивов и декоративных элементов, адаптация подлинных предметов к новым функциональным условиям1 2.
Актуальность диссертационного исследования. Несмотря на внимание специалистов к шинуазри и японизму, до сих пор не предпринималась попытка их анализа в контексте истории камнерезного и ювелирного искусства. Опыт последних десятилетий показывает доминирование в зарубежном и отечественном искусствознании и музейном деле интереса к проблемам восточных стилей, а также постепенное изменение вектора их восприятия - от традиционных датировок шинуазри и японизма до более широкого восприятия за пределами устоявшихся хронологических рамок.
Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе систематического исследования, посвященного проблеме дальневосточных влияний на ювелирное и камнерезное искусство XIX - первой трети XX века, масштабность этого явления, подтвержденная широким кругом памятников, представленных в музейных и частных собраниях, также обусловили актуальность темы исследования и потребовали ее пристального анализа...
Возникший в ХУП-ХУШ веках интерес к странам Востока, тесные торговые и миссионерские связи с Китаем и Японией во многом определили увлечение Европы на протяжении нескольких столетий культурой стран Дальнего Востока, философскими учениями, зародившимися в этом регионе, и его художественной традицией, что повлекло за собой появление новых стилистических направлений - шинуазри в XVIII столетии и его последующее возрождение в рамках историзма XIX века, а также японизм второй половины XIX века. Сформировавшаяся уже в рамках европейского искусства практика переработки дальневосточного искусства переживает новые эволюционные этапы в рамках стилей модерна и ар деко.
Под дальневосточным регионом и его художественной культурой в настоящем исследовании понимается искусство Китая периода правления династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо (1603-1868) и Мэйдзи (18681912). Основанием для этих географических и хронологических рамок служат, с одной стороны, интенсивность художественных контактов Европы именно с этими государствами региона, с другой стороны - принципиальное отличие художественных традиций более южных стран и, как следствие, иной характер их восприятия европейскими мастерами рассматриваемого периода.
География распространения дальневосточных «стилей» объединяет страны Европы (включая Россию) и Северную Америку, а предметом их воплощения стали практически все виды искусства - от живописи, архитектуры и садово-паркового искусства до музыки, литературы и моды. Значение дальневосточного влияния на искусство европейских стран в ХУШ-Х1Х веке осознается лучше, если вспомнить о возникновении реакции непосредственно самих стран-доноров на европейское влияние, например, китайского или «возвращенного» шинуазри XVIII века1 и японской реакции 1870-1880-х на собственное репродуцирование популярных на Западе тем.
Понятие «реминисценции» в контексте настоящего исследования понимается как совокупность разных форматов обращения европейских мастеров декоративно-прикладного искусства к дальневосточной художественной традиции, таких как стилизация, подражание, заимствование, интерпретация, апплицирование отдельных мотивов и декоративных элементов, адаптация подлинных предметов к новым функциональным условиям1 2.
Актуальность диссертационного исследования. Несмотря на внимание специалистов к шинуазри и японизму, до сих пор не предпринималась попытка их анализа в контексте истории камнерезного и ювелирного искусства. Опыт последних десятилетий показывает доминирование в зарубежном и отечественном искусствознании и музейном деле интереса к проблемам восточных стилей, а также постепенное изменение вектора их восприятия - от традиционных датировок шинуазри и японизма до более широкого восприятия за пределами устоявшихся хронологических рамок.
Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе систематического исследования, посвященного проблеме дальневосточных влияний на ювелирное и камнерезное искусство XIX - первой трети XX века, масштабность этого явления, подтвержденная широким кругом памятников, представленных в музейных и частных собраниях, также обусловили актуальность темы исследования и потребовали ее пристального анализа...
В диссертационном исследовании рассмотрена одна из ключевых проблем в изучении искусствоведческого аспекта реализации художественного диалога «Запад - Восток». Предметным полем для осуществления анализа механизмов этого диалога было выбрано европейское камнерезное и ювелирное искусство второй половины XIX - начала XX века.
Комплексное исследование художественно-исторического контекста, путей интеграции мотивов Китая и Японии и анализ принципов их переработки, характерных для мастерских и ювелиров Европы разных стилевых эпох в рамках рассматриваемого периода, позволили выполнить поставленные задачи и сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение культурно-исторического фона существования «дальневосточных стилей» показало важную роль шинуазри и японизма в европейском декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков, а также позволило продемонстрировать историческую преемственность в интерпретации европейскими ювелирами и камнерезами дальневосточных мотивов во второй половине XIX - начале XX века;
2. Исследование путей интеграции дальневосточных реминисценций
наряду с выделением посредников и медиаторов позволили
конкретизировать существовавшую на протяжении XIX века базу для возникновения новых вариантов развития дальневосточных направлений в европейском декоративно-прикладном искусстве. Так, анализ репрезентации искусства Китая и Японии на Всемирных выставках, а также формирования крупных частных коллекций и музейных организаций с собраниями дальневосточного искусства позволил проиллюстрировать о том, что эти явления не только способствовали насыщению европейского художественного рынка подлинными произведениями, но и сделали возможным более близкое знакомство с произведениями искусства Китая и Японии. Одним из важных итогов деятельности этих институтов стало более пристальное и глубокое внимание к искусству стран Дальнего Востока в среде европейских художников, выразившееся в подготовке и издании публикаций разного формата - от альбомов с образцами орнаментов до обзорных или специализированных монографических исследований, сопровождавшихся широким иллюстративным рядом избранных примеров и анализом специфики художественного языка дальневосточных традиций.
3. Накопление знаний об искусстве Китая и Японии, расширение круга источников, появление новых и углубление ранее существовавших путей проникновения способствовали последовательному развитию все более органичных дальневосточных реминисценций в творчестве ювелиров и камнерезов на фоне смены стилевых направлений во второй половине XIX - начала XX века. Анализ произведений, созданных в рамках доминирующих стилей указанного периода (историзм и эклектика, модерн, ар деко), позволил убедительно доказать, что на каждом из указанных этапов приемы и мотивы искусства Китая и Японии раскрывались в работах европейских мастеров на разных уровнях освоения художественной программы экзотического источника.
4. Во второй половине XIX века в рамках позднего историзма наибольший интерес вызывали технические и сюжетные возможности искусства Китая преимущественно периода династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо и Мэйдзи (периода XVIII-XIX веков): перегородчатая эмаль ярких локальных цветов, цветное патинирование металла, приемы работы с материалом, узнаваемые «восточные» сюжеты, адаптация подлинных дальневосточных произведений под новые функциональные задачи. Таким образом, трактовка дальневосточного искусства мастерами историзма отличается от предыдущих столетий и стилей (барокко и рококо) лишь обращением к новым техникам.
5. Мастера эпохи модерна сосредотачивают свое внимание на линеарной традиции японского изобразительного искусства, а также вновь открывают для себя возможности органических материалов (кость, черепаховый панцирь, дерево) и их сочетания с привычными драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами. Ключевая роль линии, сочетание спокойных цветов используемых материалов укладывалось в понимание колорита в эпоху модерна: пастельные тона в эмалях или серебристая гамма в предметах из золота и жемчуга или инкрустированной кости. Важно отметить также адаптацию дальневосточных изобразительных мотивов, нередко изменяющих свое значение или символику в соответствии с эстетической программой модерна...
Комплексное исследование художественно-исторического контекста, путей интеграции мотивов Китая и Японии и анализ принципов их переработки, характерных для мастерских и ювелиров Европы разных стилевых эпох в рамках рассматриваемого периода, позволили выполнить поставленные задачи и сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение культурно-исторического фона существования «дальневосточных стилей» показало важную роль шинуазри и японизма в европейском декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков, а также позволило продемонстрировать историческую преемственность в интерпретации европейскими ювелирами и камнерезами дальневосточных мотивов во второй половине XIX - начале XX века;
2. Исследование путей интеграции дальневосточных реминисценций
наряду с выделением посредников и медиаторов позволили
конкретизировать существовавшую на протяжении XIX века базу для возникновения новых вариантов развития дальневосточных направлений в европейском декоративно-прикладном искусстве. Так, анализ репрезентации искусства Китая и Японии на Всемирных выставках, а также формирования крупных частных коллекций и музейных организаций с собраниями дальневосточного искусства позволил проиллюстрировать о том, что эти явления не только способствовали насыщению европейского художественного рынка подлинными произведениями, но и сделали возможным более близкое знакомство с произведениями искусства Китая и Японии. Одним из важных итогов деятельности этих институтов стало более пристальное и глубокое внимание к искусству стран Дальнего Востока в среде европейских художников, выразившееся в подготовке и издании публикаций разного формата - от альбомов с образцами орнаментов до обзорных или специализированных монографических исследований, сопровождавшихся широким иллюстративным рядом избранных примеров и анализом специфики художественного языка дальневосточных традиций.
3. Накопление знаний об искусстве Китая и Японии, расширение круга источников, появление новых и углубление ранее существовавших путей проникновения способствовали последовательному развитию все более органичных дальневосточных реминисценций в творчестве ювелиров и камнерезов на фоне смены стилевых направлений во второй половине XIX - начала XX века. Анализ произведений, созданных в рамках доминирующих стилей указанного периода (историзм и эклектика, модерн, ар деко), позволил убедительно доказать, что на каждом из указанных этапов приемы и мотивы искусства Китая и Японии раскрывались в работах европейских мастеров на разных уровнях освоения художественной программы экзотического источника.
4. Во второй половине XIX века в рамках позднего историзма наибольший интерес вызывали технические и сюжетные возможности искусства Китая преимущественно периода династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо и Мэйдзи (периода XVIII-XIX веков): перегородчатая эмаль ярких локальных цветов, цветное патинирование металла, приемы работы с материалом, узнаваемые «восточные» сюжеты, адаптация подлинных дальневосточных произведений под новые функциональные задачи. Таким образом, трактовка дальневосточного искусства мастерами историзма отличается от предыдущих столетий и стилей (барокко и рококо) лишь обращением к новым техникам.
5. Мастера эпохи модерна сосредотачивают свое внимание на линеарной традиции японского изобразительного искусства, а также вновь открывают для себя возможности органических материалов (кость, черепаховый панцирь, дерево) и их сочетания с привычными драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами. Ключевая роль линии, сочетание спокойных цветов используемых материалов укладывалось в понимание колорита в эпоху модерна: пастельные тона в эмалях или серебристая гамма в предметах из золота и жемчуга или инкрустированной кости. Важно отметить также адаптацию дальневосточных изобразительных мотивов, нередко изменяющих свое значение или символику в соответствии с эстетической программой модерна...





