Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ЮВЕЛИРОВ И КАМНЕРЕЗОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Работа №102137

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы275
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Особенности репрезентации дальневосточных мотивов в
декоративно-прикладном искусстве Европы ХУ111-Х1Х веков 26
1.1. Шинуазри в ХУ111-Х1Х веках 28
1.2. Японизм второй половины XIX века 44
ГЛАВА 2. Механизмы интеграции китайских и японских мотивов в европейское декоративно-прикладное искусство второй половины XIX -
начала XX века 55
2.1. Всемирные и международные выставки 1851-1900 годов 56
2.2. Музейные собрания и частное коллекционирование 69
2.3. Академические, справочные и периодические издания второй
половины XIX века 80
ГЛАВА 3. Китайские и японские реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве второй половины XIX - первой трети XX века.93
3.1. Особенности интерпретации китайского искусства в произведениях
ювелиров и камнерезов периода историзма 94
3.2. Произведения японизма 1860-1880-х годов как одно из проявлений
историзма 108
3.3. Дальневосточные реминисценции в произведениях ювелиров и
камнерезов модерна 119
3.4. Варианты абсорбции китайских и японских мотивов в ювелирном
искусстве периода ар деко 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 152
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 185
Иллюстрации к Главе 1 185
Иллюстрации к Главе 2 209
Иллюстрации к Главе 3 223

Диссертация посвящена исследованию принципов воплощения дальневосточных мотивов в произведениях европейских камнерезов и ювелиров второй половины XIX - первой трети XX века, характеру творческой интерпретаций мотивов искусства Китая и Японии на разных этапах стилевых трансформаций и их значения в этом процессе.
Возникший в ХУП-ХУШ веках интерес к странам Востока, тесные торговые и миссионерские связи с Китаем и Японией во многом определили увлечение Европы на протяжении нескольких столетий культурой стран Дальнего Востока, философскими учениями, зародившимися в этом регионе, и его художественной традицией, что повлекло за собой появление новых стилистических направлений - шинуазри в XVIII столетии и его последующее возрождение в рамках историзма XIX века, а также японизм второй половины XIX века. Сформировавшаяся уже в рамках европейского искусства практика переработки дальневосточного искусства переживает новые эволюционные этапы в рамках стилей модерна и ар деко.
Под дальневосточным регионом и его художественной культурой в настоящем исследовании понимается искусство Китая периода правления династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо (1603-1868) и Мэйдзи (1868­1912). Основанием для этих географических и хронологических рамок служат, с одной стороны, интенсивность художественных контактов Европы именно с этими государствами региона, с другой стороны - принципиальное отличие художественных традиций более южных стран и, как следствие, иной характер их восприятия европейскими мастерами рассматриваемого периода.
География распространения дальневосточных «стилей» объединяет страны Европы (включая Россию) и Северную Америку, а предметом их воплощения стали практически все виды искусства - от живописи, архитектуры и садово-паркового искусства до музыки, литературы и моды. Значение дальневосточного влияния на искусство европейских стран в ХУШ-Х1Х веке осознается лучше, если вспомнить о возникновении реакции непосредственно самих стран-доноров на европейское влияние, например, китайского или «возвращенного» шинуазри XVIII века1 и японской реакции 1870-1880-х на собственное репродуцирование популярных на Западе тем.
Понятие «реминисценции» в контексте настоящего исследования понимается как совокупность разных форматов обращения европейских мастеров декоративно-прикладного искусства к дальневосточной художественной традиции, таких как стилизация, подражание, заимствование, интерпретация, апплицирование отдельных мотивов и декоративных элементов, адаптация подлинных предметов к новым функциональным условиям1 2.
Актуальность диссертационного исследования. Несмотря на внимание специалистов к шинуазри и японизму, до сих пор не предпринималась попытка их анализа в контексте истории камнерезного и ювелирного искусства. Опыт последних десятилетий показывает доминирование в зарубежном и отечественном искусствознании и музейном деле интереса к проблемам восточных стилей, а также постепенное изменение вектора их восприятия - от традиционных датировок шинуазри и японизма до более широкого восприятия за пределами устоявшихся хронологических рамок.
Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе систематического исследования, посвященного проблеме дальневосточных влияний на ювелирное и камнерезное искусство XIX - первой трети XX века, масштабность этого явления, подтвержденная широким кругом памятников, представленных в музейных и частных собраниях, также обусловили актуальность темы исследования и потребовали ее пристального анализа...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационном исследовании рассмотрена одна из ключевых проблем в изучении искусствоведческого аспекта реализации художественного диалога «Запад - Восток». Предметным полем для осуществления анализа механизмов этого диалога было выбрано европейское камнерезное и ювелирное искусство второй половины XIX - начала XX века.
Комплексное исследование художественно-исторического контекста, путей интеграции мотивов Китая и Японии и анализ принципов их переработки, характерных для мастерских и ювелиров Европы разных стилевых эпох в рамках рассматриваемого периода, позволили выполнить поставленные задачи и сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение культурно-исторического фона существования «дальневосточных стилей» показало важную роль шинуазри и японизма в европейском декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков, а также позволило продемонстрировать историческую преемственность в интерпретации европейскими ювелирами и камнерезами дальневосточных мотивов во второй половине XIX - начале XX века;
2. Исследование путей интеграции дальневосточных реминисценций
наряду с выделением посредников и медиаторов позволили
конкретизировать существовавшую на протяжении XIX века базу для возникновения новых вариантов развития дальневосточных направлений в европейском декоративно-прикладном искусстве. Так, анализ репрезентации искусства Китая и Японии на Всемирных выставках, а также формирования крупных частных коллекций и музейных организаций с собраниями дальневосточного искусства позволил проиллюстрировать о том, что эти явления не только способствовали насыщению европейского художественного рынка подлинными произведениями, но и сделали возможным более близкое знакомство с произведениями искусства Китая и Японии. Одним из важных итогов деятельности этих институтов стало более пристальное и глубокое внимание к искусству стран Дальнего Востока в среде европейских художников, выразившееся в подготовке и издании публикаций разного формата - от альбомов с образцами орнаментов до обзорных или специализированных монографических исследований, сопровождавшихся широким иллюстративным рядом избранных примеров и анализом специфики художественного языка дальневосточных традиций.
3. Накопление знаний об искусстве Китая и Японии, расширение круга источников, появление новых и углубление ранее существовавших путей проникновения способствовали последовательному развитию все более органичных дальневосточных реминисценций в творчестве ювелиров и камнерезов на фоне смены стилевых направлений во второй половине XIX - начала XX века. Анализ произведений, созданных в рамках доминирующих стилей указанного периода (историзм и эклектика, модерн, ар деко), позволил убедительно доказать, что на каждом из указанных этапов приемы и мотивы искусства Китая и Японии раскрывались в работах европейских мастеров на разных уровнях освоения художественной программы экзотического источника.
4. Во второй половине XIX века в рамках позднего историзма наибольший интерес вызывали технические и сюжетные возможности искусства Китая преимущественно периода династии Цин (1644-1912) и Японии эпохи Эдо и Мэйдзи (периода XVIII-XIX веков): перегородчатая эмаль ярких локальных цветов, цветное патинирование металла, приемы работы с материалом, узнаваемые «восточные» сюжеты, адаптация подлинных дальневосточных произведений под новые функциональные задачи. Таким образом, трактовка дальневосточного искусства мастерами историзма отличается от предыдущих столетий и стилей (барокко и рококо) лишь обращением к новым техникам.
5. Мастера эпохи модерна сосредотачивают свое внимание на линеарной традиции японского изобразительного искусства, а также вновь открывают для себя возможности органических материалов (кость, черепаховый панцирь, дерево) и их сочетания с привычными драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами. Ключевая роль линии, сочетание спокойных цветов используемых материалов укладывалось в понимание колорита в эпоху модерна: пастельные тона в эмалях или серебристая гамма в предметах из золота и жемчуга или инкрустированной кости. Важно отметить также адаптацию дальневосточных изобразительных мотивов, нередко изменяющих свое значение или символику в соответствии с эстетической программой модерна...


1. Ван Гог В. Письма Пер. П. В. Мелковой. Общ. ред., сост., вступ. статья и примеч. Ю. И. Кузнецова. Ленинград; Москва: Искусство, 1966. - 653 с.
2. ГАСО. Ф. 86 «Екатеринбургская гранильная фабрика». Оп. 1. Д. 864, л. 45-46.
3. Литье Каслинскаго завода Кыштымскаго округа. Художественныя вещи. Альбом. Санкт-Петербург: Типография Главного Управления Уделов, 1913. - 36 с.
4. Орлов М.А. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. СПб, 1900. - 224 с.
5. Половцов А.А. Дневник Государственного секретаря: в 2 т. Том I-II. /
Предисловие Л.Г. Захаровой. Комментарии. - Москва: ЗАО
Центрполиграф, 2005.
6. Ухтомский Э. К событиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку. - Санкт-Петербург: «Восток», 1900. - 88 с.
7. Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891: [в 3 т.]. СПб., 1893-1897.
8. Alcock R. International Exhibition 1862. Catalogue of Works of Industry and Art, Sent from Japan. - London: William Clowes and Sons, 1862. - 12 p.
9. Bei den Chinesen // Morgen-Post. Weltausstellungs-Beilage. Nr. 163, 15 Juni. Wien, 1873. 16 p.
10. Chambers W. Designs of Chinese buildings, furniture, dresses, machines, and utensils. London, 1757. - 450 p.
11. Chippendale T. The gentleman and cabinet-maker's director: being a large collection of the most elegant and useful designs of household furniture in the Gothic, Chinese and modern taste. - London, 1754. - 374 p.
12. Dickinsons' comprehensive pictures of the Great Exhibition of 1851. London: Dickinsons, Brothers, Her Majesty’s Publihers, 1852. - 228 p.
13. Dolmetsch H. Der Ornamentenschatz: ein Musterbuch stilvoller Ornamente aus allen Kunstepochen. 85 Tafeln J. Hoffmann. - Stuttgart: Julius Hoffmann, 1887.
14. Exposition universelle. Rapports du jury international. Tome 3. Groupe III, classes 14 à 26. - Paris : Imprimerie administrative de Paul Dupont, 1868.
15. Guide illustré du Bon Marché - l'Exposition et Paris au vingtième siècle. Paris, 1900. 386 p...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ