Актуальность работы. Газотурбинные двигатели (ГТД) широко применяются в авиации, энергетике, корабельных силовых установках, в качестве привода центробежных компрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в технологических циклах некоторых химических производств.
Основными требованиями ко всем ГТД, независимо от их назначения, являются высокая эффективность, эксплуатационная надежность и длительный ресурс. Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность работы ГТД, является качество проектирования проточной части осевого компрессора (ОК) и турбины. Поскольку течение потока в осевых турбомашинах в общем случае определяется пространственными характеристиками, большое значение имеет рассмотрение трехмерной модели течения в межлопаточных каналах их проточных частей.
Важным узлом в ГТД является компрессор, и проектирование его лопаточного аппарата напрямую влияет на эффективность работы установки, а в частности, на КПД и топливную эффективность, в связи с чем повышения эффективности лопаточного аппарата (ЛА) осевого компрессора возможно добиться с помощью создания аэродинамически оптимальных форм перьевой части рабочих и направляющих лопаток компрессорных ступеней при учете пространственного характера течения в них.
Распространенное явление, которое возникает в ОК с увеличением степени повышения давления в ЛА - это угловой отрыв потока. Он возникает в области перехода корневой полки в перо лопатки, приводя к загромождению межлопаточного канала и снижению запаса газодинамической устойчивости (ГДУ) ОК. Для того чтобы снизить размер углового отрыва, возможно выполнить аэродинамическую оптимизацию пера лопатки с помощью тангенциального навала. Данный способ позволяет повысить запас ГДУ ЛА за счет снижения градиентов давления и увеличения значения касательных напряжений на поверхности лопаток у корневой полки.
В первых ступенях осевых компрессоров современных газотурбинных двигателей, вероятность возникновения углового отрыва потока при согласованной работе ступеней крайне мала, при этом толщина пограничного слоя на торцевых поверхностях вследствие торможения потока об ограничивающие поверхности составляет 1-2 % от высоты межлопаточного канала, что не вносит существенных изменений в структуру потока, а отклонение фактических треугольников скоростей от расчетных является незначительным. По мере продвижения потока к промежуточным и последним ступеням происходит существенное нарастание торцевого пограничного слоя, что связано с увеличением углов атаки на лопатки у меридиональных обводов. При этом величина данного пограничного слоя к последней ступени многоступенчатого ОК может достигать 20 % от высоты канала. Эффект углового отрыва вносит нестационарность в поток перед венцом и снижает скорость потока в торцевых областях лопатки, увеличивая размер торцевого погранслоя.
Сложность замера полей параметров потока в межлопаточном канале для определения градиентов давления и скоростей, особенно у поверхности лопатки, позволяющих установить пространственный характер течения газа, заставляет все больше уделять внимание методам вычислительной газовой динамики. Использование численного метода для решения задач газовой динамики позволяет количественно и качественно установить вихревые потоки, что в экспериментальном исследовании, в данном случае, является невозможным.
Актуальность работы, определяющая цели и задачи исследования, заключается в необходимости совершенствования стационарных и транспортных ГТУ, в том числе путем разработки и реализации мероприятий в области проектирования, доводки и модернизации проточной части ОК с применением современных программных комплексов.
Цель работы: Разработка критериев для идентификации углового отрыва потока в лопаточных венцах при решении задач численного моделирования течения в проточных частях осевых компрессоров ГТД и способа его устранения при проектировании новых и модернизации существующих конструкций. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
• анализ научно-технической литературы, связанной с исследованиями трехмерных течений в компрессорных решетках, а также анализ и систематизация основных подходов к повышению эффективности компрессорных решеток с помощью изменения пространственной формы пера лопатки;
• моделирование работы ОК на основе численного решения системы уравнений Навье - Стокса в трехмерной постановке; верификация расчетной модели по данным экспериментальных исследований для выбора оптимальных настроек CFD кода в данном исследовании;
• разработка критериев для идентификации углового отрыва потока в межлопаточном канале и определения режима оптимизации лопаточного венца с помощью тангенциального навала;
• практическое применение разработанных критериев определения углового отрыва потока при аэродинамическом совершенствовании проточной части ОК натурной ГТУ.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. установлено значение коэффициента для определения вихревой вязкости потока при CFD расчете, обеспечивающее наилучшее совпадение результатов CFD расчета с экспериментальными данными на различных режимах работы ОК;
2. Разработаны критерии для идентификации углового отрыва в межлопаточном канале ОК при решении задачи численного моделирования;
3. Разработан критерий для определения размеров углового отрыва;
4. Предложен способ определения условий работы венца на основе разработанных критериев идентификации углового отрыва.
5. Предложен и физически обоснован подход к параметрическому проектированию формы линии совмещения плоских профилей лопаточного венца ОК в тангенциальном направлении с помощью кривой Безье третьего порядка;
6. Разработаны критерии для выбора режима работы лопаточного венца, на котором должна проводиться оптимизация формы ЛА с помощью тангенциального навала для достижения максимального эффекта.
Достоверность и обоснованность результатов определяется:
• использованием в процессе выполнения работы наиболее современных апробированных и научно обоснованных программ, методик численного трехмерного расчета течений потока газа в лопаточных аппаратах турбомашин;
• высокой точностью совпадения результатов численного моделирования течения с экспериментальными данными и физическим обоснованием полученных расхождений в каждом случае;
• промышленной апробацией разработанных принципов при оптимизации направляющего аппарата осевого компрессора низкого давления натурной ГТД типа ДН80Л1;
• метрологическим обеспечением и точностью измерительной аппаратуры для обработки результатов экспериментальных исследований.
Практическая значимость работы для отрасли турбостроения состоит в следующем:
• Сформулированы рекомендации для стационарных RANS методов, которые позволяют приблизить результаты CFD расчета низкоскоростного ОК к эксперименту на режимах работы с устойчивой вихревой структурой в потоке;
• Сформулированы рекомендации по идентификации углового отрыва и определения его размеров с использованием разработанных критериев при решении задачи численного моделирования для различных режимов работы ОК;
• Предложены рекомендации по выбору режима для оптимизации лопаточного венца в целях повышения его аэродинамической эффективности во всем диапазоне режимов работы ОК;
• Разработана и впервые апробирована на натурной ГТУ методика определения степени распространения углового отрыва как устойчивой структуры потока.
• Выработаны рекомендации по оптимизации направляющего аппарата второй ступени с помощью введения тангенциального навала и изменения угла установки лопаток для снижения размеров углового отрыва потока в компрессоре низкого давления (КНД) ГТД типа ДН80Л1 и предложены рекомендации для линии совмещения плоских профилей, а также рекомендации к выбору наиболее эффективного способа оптимизации венцов осевого компрессора.
Реализация результатов работы. Результаты, представленные в работе, использованы при аэродинамической оптимизации направляющего аппарата ступени осевого компрессора натурного ГТД типа ДН80Л1, который эксплуатируется на объектах отечественных газотранспортных предприятий.
Ряд полученных результатов используются в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Энергетическое машиностроение» по профилю «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
Автор защищает:
1. Разработанные рекомендации к повышению точности CFD расчета в стационарном RANS методе;
2. Критерии для идентификации углового отрыва в межлопаточном канале осевого компрессора;
3. Разработанный способ построения линии совмещения плоских профилей по высоте лопатки;
4. Критерий выбора режима для оптимизации лопаточного аппарата при анализе результатов численного моделирования работы ОК в целях снижения размеров углового отрыва потока;
5. Результаты проведенных численных и оптимизационных исследований;
6. Результаты апробации данных исследования при аэродинамической оптимизации ОК натурного ГТД типа ДН80Л1.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследований, изложенные в диссертации, были представлены:
• на XV Всероссийской научно-технической конференции
«Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации» (Пермь, 2014);
• на всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Новые решения и технологии в газотурбостроении», посвященной 85-летнему юбилею ЦИАМ (Москва, 2015);
• на всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (Екатеринбург, 2015-2017);
• на XIV всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации» (Пермь, 2018);
• на LXV научно-технической сессии РАН по проблемам газовых турбин «Исследование, разработка и реализация научных достижений в области газовых турбин в российской экономике» (Санкт-Петербург, 2018);
• Third international conférence on energy production and management: the quest for sustainable energy (Ashurst, Southampton, UK, 2018).
Публикации. Основные положения и выводы изложены в 10 печатных работах, в том числе в 5 публикациях в научных журналах, включенных в перечень рецензируемых научных изданий, определенной ВАК, из которых 1 публикация в научном сборнике, входящем в Международную базу цитирования Scopus.
Личный вклад автора заключается в научно-техническом обосновании поставленных целей и задач исследования; предложении и обосновании критерия для определения размеров углового отрыва потока газа в окружном и радиальном направлениях; разработке критерия выбора режима для применения оптимизации лопаточного венца, на котором тангенциальный навал будет наиболее эффективен для всего диапазона работы ЛА; постановке и проведении расчетных и оптимизационных исследований, направленных на выполнение поставленных задач; в обработке и анализе полученных данных исследования; разработке рекомендаций для инженерной практики по аэродинамическому совершенствованию лопаточных венцов ОК ГТУ; в подготовке публикаций по выполненной работе; в участии и обработке результатов испытаний ГТД типа ДН80Л1 на объекте эксплуатации.
1. Серков, С. А. Особенности верификации CFD-модели осевого компрессора. Часть 1: моделирование локальных эффектов и подбор параметров для совпадения с экспериментальными данными / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, В. А. Седунин,
B. Л. Блинов, С. А. Серков // Компрессорная техника и пневматика. - 2018. - № 4. -
C. 4-28 (2,64 п. л. / 2 п. л.).
2. Серков, С. А. Особенности верификации CFD-модели осевого компрессора. Часть 2: анализ интегральных параметров / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров,
B. А. Седунин, В. Л. Блинов, С. А. Серков // Компрессорная техника и пневматика. - 2018. - № 4. - С. 28-29 (0,35 п. л. / 0.25 п. л.).
3. Серков, С. А. Исследование прочностных характеристик лопаток осевого компрессора / В. А. Седунин, А. С. Нусс, С. А. Серков // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия «Машиностроение. - 2016. - № 3. - С. 90-99 (0,95 п. л. / 0.71 п. л.).
4. Серков, С. А. Верификация задачи численного моделирования течения воздуха в осевой компрессорной ступени / О. В. Комаров, В. А. Седунин, В. Л. Блинов,
C. А. Серков // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия «Машиностроение - 2016. - № 4. - С. 54-68 (1.54 п. л. / 1.25 п. л.).
5. Серков, С. А. Optimization approach and some results for 2d compressor airfoil / O. V. Komarov, V.A. Sedunin, V. L. Blinov, S. A. Serkov // International Journal of Gas Turbine, Propulsion and Power Systems - 2016, - Vol. 8, № 3 P. 39-46 (0.77 п. л. / 0.6 п. л.) (Scopus).
Работы по теме диссертации, опубликованные в других изданиях:
6. Serkov, S. A. Redesign of an axial compressor with mass flow reduction of 30 % / Yu. M. Brodov, O. V. Komarov, V.A. Sedunin, V. L. Blinov, S. A. Serkov,
A. V. Skorokhodov // Third international conference on energy production and management: the quest for sustainable energy - 2018, - Vol. 222, - P. 93-103 (1.1 п. л. / 0.8 п. л.).
7. Серков, С. А. Расчётное исследование влияния закона закрутки и тангенциального навала при оптимизации лопаточного аппарата осевого компрессора / В. А. Седунин, В. Л. Блинов, С. А. Серков // Молодежный Вестник УГАТУ - 2014 - №3(12), С. 86 - 93 (0.77 п. л. /0.6 п. л.).
8. Серков, С. А. Моделирование продувок плоских компрессорных решеток профилей при низких числах Маха / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, В. А. Седунин,
B. Л. Блинов, С. А. Серков // Фундаментальные и прикладные проблемы науки. Том 1. -IX Международный симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения академика В.П. Макеева ЦИАМ - 2014 - С. 86-92 (0.65 п. л. /0.5 п. л.).
9. Серков, С. А. Влияние тангенциального навала лопаток высоконагруженного осевого компрессора на его характеристики и запас газодинамической устойчивости / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, В. А. Седунин, В. Л. Блинов, С. А. Серков // Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Новые решения и технологии в газотурбостроении» -УРФУ - 2015 - С. 34-38 (0.35 п. л. / 0.3 п. л.).
10. Серков, С. А. Параметрическое исследование тангенциального навала лопаток осевого компрессора / В. А. Седунин, В. Л. Блинов, С. А. Серков //Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. - 2015 - С. 17-22 (0.4 п. л. / 0.3 п. л.).