РАЗРАБОТКА ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОГО СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 11
1.1. Тенденция перехода к использованию энергоэффективных двигателей. Стандарты и классы энергоэффективности 11
1.2. Технологии для реализации двигателей высоких классов энергоэффективности 18
1.3. Синхронный реактивный двигатель 23
1.4. Выводы по разделу 1 28
2. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО
ДВИГАТЕЛЯ И РАСЧЕТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК 29
2.1. Уравнения синхронного реактивного двигателя при питании от источника напряжения29
2.2. Уравнения синхронного реактивного двигателя при питании от источника тока 35
2.3. Учет насыщения, магнитных и механических потерь в уравнениях СРД 40
2.4. Выводы по разделу 2 47
3. КОНСТРУКЦИЯ И МАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 48
3.1. Выбор конструкции ротора синхронного реактивного двигателя 48
3.2. Конечно-элементный расчет параметров магнитной системы двигателей переменноготока 51
3.3. Особенности магнитного расчета СРД с питанием от ПЧ 62
3.4. Расчет характеристик рабочего режима СРД с помощью полевой модели 69
3.5. Оценка магнитных потерь в СРД 72
3.6. Выводы по разделу 3 78
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО
СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 79
4.1. Стандартные методы определения потерь и КПД двигателей с питанием от ПЧ 79
4.2. Стандарты и устройства для измерения вращающего момента 82
4.3. Погрешности метода входной и выходной мощности 85
4.4. Описание лабораторной установки 92
4.5. Разработка и изготовление опытного образца СРД 95
4.6. Экспериментальная оценка магнитных потерь образца СРД 97
4.7. Результаты сравнительных испытаний экспериментального образца СРД и АД в том же корпусе при работе на номиналы 750 Вт, 3000 об/мин 99
4.8. Результаты сравнительных испытаний экспериментального образца СРД и АД в том же корпусе при работе на номиналы 1100 Вт, 3000 об/мин и 550 Вт, 1500 об/мин 106
4.9. Экспериментальное сравнение разработанного образца СРД с серийными
энергоэффективными АД 107
4.10. Экспериментальное сравнение разработанного образца СРД с серийными
энергоэффективными СРД 109
4.11. Расчет энергопотребления и срока окупаемости СРД в насосном приложении 111
4.12. Выводы по разделу 4 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 11
1.1. Тенденция перехода к использованию энергоэффективных двигателей. Стандарты и классы энергоэффективности 11
1.2. Технологии для реализации двигателей высоких классов энергоэффективности 18
1.3. Синхронный реактивный двигатель 23
1.4. Выводы по разделу 1 28
2. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО
ДВИГАТЕЛЯ И РАСЧЕТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК 29
2.1. Уравнения синхронного реактивного двигателя при питании от источника напряжения29
2.2. Уравнения синхронного реактивного двигателя при питании от источника тока 35
2.3. Учет насыщения, магнитных и механических потерь в уравнениях СРД 40
2.4. Выводы по разделу 2 47
3. КОНСТРУКЦИЯ И МАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 48
3.1. Выбор конструкции ротора синхронного реактивного двигателя 48
3.2. Конечно-элементный расчет параметров магнитной системы двигателей переменноготока 51
3.3. Особенности магнитного расчета СРД с питанием от ПЧ 62
3.4. Расчет характеристик рабочего режима СРД с помощью полевой модели 69
3.5. Оценка магнитных потерь в СРД 72
3.6. Выводы по разделу 3 78
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО
СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 79
4.1. Стандартные методы определения потерь и КПД двигателей с питанием от ПЧ 79
4.2. Стандарты и устройства для измерения вращающего момента 82
4.3. Погрешности метода входной и выходной мощности 85
4.4. Описание лабораторной установки 92
4.5. Разработка и изготовление опытного образца СРД 95
4.6. Экспериментальная оценка магнитных потерь образца СРД 97
4.7. Результаты сравнительных испытаний экспериментального образца СРД и АД в том же корпусе при работе на номиналы 750 Вт, 3000 об/мин 99
4.8. Результаты сравнительных испытаний экспериментального образца СРД и АД в том же корпусе при работе на номиналы 1100 Вт, 3000 об/мин и 550 Вт, 1500 об/мин 106
4.9. Экспериментальное сравнение разработанного образца СРД с серийными
энергоэффективными АД 107
4.10. Экспериментальное сравнение разработанного образца СРД с серийными
энергоэффективными СРД 109
4.11. Расчет энергопотребления и срока окупаемости СРД в насосном приложении 111
4.12. Выводы по разделу 4 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность избранной темы. В настоящее время цены на природное топливо и электроэнергию подвержены постоянному существенному росту. Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ за период 2012-2030 гг. электроэнергия для населения подорожает в 5 раз, для промышленных потребителей - более чем в 2,5 раза [3]. Исходя из текущих прогнозов, следует, что рентабельность энергосберегающего оборудования в РФ в ближайшие годы значительно увеличится, и спрос на него будет расти.
До 70 % энергопотребления промышленного сектора составляет регулируемый
и нерегулируемый электропривод (ЭП) [14]. В связи с увеличением цен на электроэнергию в промышленности все более усиливается потребность в двигателях высокого класса энергоэффективности. Вводятся стандарты на классы энергоэффективности двигателей, обозначающие требуемый уровень КПД для современных двигателей различной мощности и скорости вращения.
Наиболее используемым типом двигателя на сегодняшний день является асинхронный двигатель (АД). Однако традиционная технология асинхронного двигателя для массового электропривода при соблюдении увязки мощностей и присоединительных размеров CELENEC (принята в странах Европейского Союза (ЕС), ГОСТ Р 51689-2000, таблица А.4, [2]) уже не удовлетворяет передовым требованиям к энергоэффективности (классы IE3, IE4), задаваемым стандартами МЭК [6,7], в диапазоне относительно небольших мощностей (примерно до 50 кВт), который является наиболее массовым и составляет значительную часть общего энергопотребления. При использовании увязки СЭВ (ряд установочных размеров двигателей, принятых странами членами Совета экономической взаимопомощи; принята в РФ и странах СНГ, ГОСТ Р 51689-2000, таблица А.3, [2]), предусматривающей меньшую высоту вращения в сравнение с CELENEC, диапазон мощности, в котором имеются проблемы с реализацией высоких IE классов, еще более расширяется [9]. В любом случае для достижения высоких классов энергоэффективности для АД требуется значительное удорожание и увеличение массы и размеров.
По этим причинам ведущими мировыми производителями и научными организациями ведется поиск неэкстенсивных решений, позволяющих значительно увеличить КПД общепромышленного двигателя. Одним из приоритетных направлений поиска является использование подходящих конструкций синхронных реактивных двигателей имеющих более высокий КПД чем АД. Синхронный реактивный двигатель (СРД, по английской терминологии - Synchronous Reluctance Motor), в отличие от двигателей с ПМ, не требует использования (и импортирования для производителей РФ и стран ЕС) дорогих редкоземельных материалов, прост в производстве и эксплуатации, и потенциально практически не уступает двигателям с ПМ по величине КПД [11].
Ведущие мировые производители и научные организации исследуют характеристики данного типа двигателя и осваивают производство СРД традиционной трехфазной конструкции и подобных двигателей, достигая высоких рабочих свойств для экспериментальных и серийных образцов. За рубежом среди крупных фирм, освоивших серийное производство энергоэффективных СРД можно отметить международный концерн ABB (“ASEA Brown Boveri”), немецкую компанией KSB ("Klein, Schanzlin & Becker"), а также и компанию Siemens.
Среди российских разработчиков стоит отметить следующие организации. ПАО «НИПТИЭМ» в 2015 была представлена разработка образцов трехфазного СРД мощностью 18,5-110 кВт. Близкими по преимуществам, хотя и существенно различными по рабочим свойствам и методике проектирования к трехфазным СРД являются также вентильно-индукторный двигатель (разработкой занимаются Южно-Российский государственный политехнический университет (ЮРГПУ), Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ), ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»), Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) и др.) и синхронный реактивный двигатель независимого возбуждения (ЮРГПУ).
Однако далеко не все проблемы решены. В частности не вполне неясным остается вопрос: может ли СРД классической трехфазной конструкции быть рентабельным
энергосберегающим решением, достигая высоких энергетических и массогабаритных показателей, при реализации двигателя увязке мощностей и размеров СЭВ для применения в регулируемом приводе насосов и вентиляторов, в условиях российской промышленности.
Степень разработанности темы исследования. История разработки энергосберегающих двигателей переменного тока для работы в составе регулируемого привода занимает не одно десятилетние. На протяжении XX века были разработаны вопросы теории работы асинхронных (Костенко М.П., Булгаков А.А., Гольдберг О.Д., Иванов-Смоленский А.В., Шрейнер Р.Т., Панкратов В.В., Макаров Л.Н., Дементьев Ю.Н., Поляков В.Н., Браславский И.Я. и др.) и синхронных двигателей (Вейнгер А.М., Lipo T. и др.) при работе от преобразователя частоты (ПЧ) с различными типами системы управления.
В 2000-2010-х гг. вопросами проектирования асинхронных двигателей, в том числе адаптированных для работы от ПЧ, с учетом требований к их энергоэффективности, согласно стандартам ГОСТ и МЭК занимались Беспалов В.Я., Кобелев А.С., Кругликов О.В., Макаров Л.Н и др.
Отдельным направлением является разработка энергосберегающего трехфазного синхронного реактивного двигателя с синусоидальным распределением обмотки статора, активно начавшаяся с 1960 гг. и идущая по настоящее время. Проблема была разработана как для двигателей с прямым питанием от сети, так и для двигателей с питанием от ПЧ (Уриновский Д.С., Кононенко Е.В., Беспалов В.Я., Lawrenson P., Honsinger V., Francecchini G., Miller T., Betz R., Lipo T., Vagati А., Pellegrino G. и др). Однако вопрос о максимальных рабочих свойствах СРД с учетом ограничений современной серийной технологии производства и требований целевого приложения все еще требует дальнейшего рассмотрения. Вопрос о рентабельности применения СРД в современных условиях также остается открытым.
Областью исследования являются электродвигатели переменного тока, предназначенные для работы в составе регулируемого электропривода.
Объект исследования - трехфазная синхронная реактивная электрическая машина с синусоидальным распределением обмотки статора, без обмоток на роторе, с питанием от преобразователя частоты.
Целью диссертационной работы является разработка образца энергоэффективного СРД малой мощности, с учетом требований рассматриваемого приложения; точное экспериментальное сравнение его рабочих и массогабаритных характеристик со стандартным АД; оценка рентабельности применения СРД как общепромышленного двигателя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проведение аналитического обзора современных требований к энергоэффективности общепромышленного трехфазного двигателя переменного тока. Проведение аналитического обзора возможных способов повышения энергоэффективности трехфазного двигателя переменного тока, с целью соответствия передовым требованиям. Осуществление оценки перспективности применения СРД, в сравнение с другими доступными решениями для увеличения КПД двигателя;
- проведение анализа различных конструкций ротора СРД, описанных в отечественной и зарубежной литературе; на основании анализа осуществление выбора конструкции ротора, наиболее подходящей для целевого приложения;
- разработка алгоритма расчета магнитной системы, позволяющий в рамках классической методики проектирования, учесть особенности работы СРД от преобразователя частоты с векторным токовым управлением, особенности конструкции ротора, произвести уточенный расчет индуктивностей и магнитных потерь рабочего режима;
- разработка компьютерной математической модели, позволяющей, с помощью рассчитанных или измеренных параметров схемы замещения , оценить рабочие свойства СРД в статических и динамических режимах, при применении различных источников питания, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь;
- экономический расчет и технические обоснование целесообразности применения СРД в рассматриваемом приложении (привод вентиляторных и насосных установок);
- разработка и изготовление образца СРД в статоре серийного асинхронного двигателя;
- проведение анализа современных стандартных методов определения КПД трехфазных двигателей переменного тока с питанием от ПЧ, с целью определения наиболее подходящего экспериментального метода;
- разработка и реализация испытательного стенда для определения величины потерь и КПД для электродвигателей с питанием от ПЧ, согласно ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009 (МЭК 60034-2-1) и МЭК 60034-2-3, методом входной и выходной мощности;
- проведение сравнительного экспериментального исследования рабочих и энергетических рассматриваемых образцов АД и СРД в широком диапазоне моментов нагрузки и скорости вращения; определение КПД и класса энергоэффективности двигателей, согласно ГОСТ Р 54413-2011 (МЭК 60034-30-1) и МЭК 60034-30-2.
Научная новизна результатов исследований заключается в следующем:
- разработан алгоритм уточненного расчета рабочих характеристик трехфазного СРД без пусковой обмотки, с питанием от ПЧ;
- разработан метод косвенного определения КПД двигателя рассматриваемого типа, путем сложения отдельных составляющих потерь;
- получены достоверные экспериментальные данные о распределении отдельных типов потерь для рассматриваемых опытных образцов АД и СРД, выполненных в одном и том же корпусе для работы на одинаковую нагрузку.
Теоретическая и практическая значимость работы:
- обосновано применение двигателя рассматриваемого типа в энергоэффективном регулируемом электроприводе, показана реализуемость и экономическая целесообразность такого решения;
- разработана математическая модель СРД, включая магнитный расчет и расчет динамических режимов, для расчета его рабочих и энергетических характеристик при работе в составе регулируемого привода;
- создан опытный образец двигателя рассматриваемого типа, изучена и отлажена технология изготовления пакетов магнитопровода статора и ротора без применения штамповки;
- создана современная экспериментальная установка для определения КПД двигателей переменного тока с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности;
- получены достоверные экспериментальные данные, подтверждающие реализуемость СРД класса энергоэффективности 1Е4, согласно МЭК 60034-30-1, и классу 1Е3, согласно МЭК 60034-30-2, при выполнении двигателя в увязке мощностей и присоединительных размеров СЭВ, в широком диапазоне мощностей, включая мощности менее 1 кВт.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и производстве серийных двигателей рассматриваемого типа с классом энергоэффективности 1Е3 и выше, согласно МЭК 60034-30.
Реализация результатов работы
Результаты диссертационной работы используются при производстве экспериментальных образцов СРД на предприятии ООО «ЭМАШ». С помощью предложенного расчетного алгоритма был спроектирован рассматриваемый экспериментальный образец СРД. Разработанные методики испытания и полученные экспериментальные данные используются для разработки образцов СРД высоких классов энергоэффективности для различных приложений.
Разработанные математические модели и программы расчета используются в учебном процессе при подготовке студентов специальностей «Электрические машины и аппараты» и «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» Уральского государственного технического университета - УПИ (г. Екатеринбург).
Методология и методы диссертационного исследования: В работе использовались методы теоретического и экспериментального исследования. При решении поставленных расчетных задач использовалась широко распространенная методология комбинированного подхода, основанного на сочетании метода теории поля и теории электрических цепей. В области математического моделирования СРД применялись программные продукты МаЙаЬ (81ши1тк), БЕММ 4.2. При выполнении экспериментального исследования образцов производились наблюдение и измерение, которые были необходимы для проверки и уточнения результатов теоретического анализа. Испытания по определению величины потерь и КПД проводись в соответствие с рекомендациями и методами, изложенными в стандартах МЭК 60034-2-1 и МЭК 60034-2-3. При обработке больших массивов экспериментальных данных использовались статистические методы метрологии.
Достоверность и обоснованность основных полученных результатов диссертационной работы обеспечены:
- корректностью принятых допущений при математическом моделировании физических процессов;
- использованием современного программного обеспечения при проведении расчетов на ЭВМ;
- совместным анализом результатов математического моделирования и экспериментальных исследований рассматриваемых опытных образцов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Математическая модель для расчета рабочих характеристик СРД без пусковой обмотки, с питанием от ПЧ, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь;
2. Результаты технико-экономического обоснования применения СРД как общепромышленного двигателя в регулируемом электроприводе;
3. Рекомендации по выбору типа конструкции ротора и других проектных характеристик СРД для применения в целевом приложении;
4. Методика косвенного определения КПД двигателя рассматриваемого типа, путем сложения отдельных составляющих потерь;
5. Результаты сравнительных экспериментальных исследований рабочих свойств и показателей энергоэффективности опытных образцов АД и СРД.
Апробация работы. Основные материалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
- Международной конференции «Актуальные проблемы энергосберегающих электротехнологий» АПЭЭТ-2014 (Екатеринбург, УрФУ, 17-20 марта 2014 г.);
- Научно-практической конференции с международным участием «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (Екатеринбург, УрФУ, 16-19 декабря 2014 г.);
- Международной научно-технической конференции «Проблемы повышения эффективности электромеханических преобразователей в электроэнергетических системах» (Севастополь, СевНТУ, 15-19 сентября 2015 г.);
- Шестнадцатой научно-технической конференции «Электроприводы переменного тока» - ЭИИТ 2015 (Екатеринбург, УрФУ, 5-9 октября 2015 г.);
- Девятой международной (двадцатой всероссийской) конференции «по автоматизированному электроприводу АЭП-2016 (ICPDS'2016) (Пермь, 3-7 октября 2016 г.);
- Electrical Machines and Systems (ICEMS), 2015 18th International Conference (Thailand, Pattaya, October 2015 г.);
- International Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion (SPEEDAM), (Italy, Capri, June 2016 г.).
Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 15 печатных работ, из них 2 в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, и 2 в изданиях, индексируемых в системе цитирования Scopus.
Личный вклад автора состоит в разработке представленных математических моделей, разработке средств и методик испытания рассматриваемых опытных образцов.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 94 наименований, приложения. Общий объем работы составляет 128 страниц, 46 рисунков, 24 таблицы.
В первой главе обозначены тенденции, обуславливающие необходимость проектирования и применения энергоэффективных общепромышленных электродвигателей, выделены современные требования к показателям энергоэффективности. Произведен аналитический обзор решений, позволяющих достичь передовых требований к КПД двигателя в условиях крупносерийного производства. Произведена оценка применения двигателя рассматриваемой конструкции наряду с другими доступными решениями.
Во второй главе описаны построение и реализация в виде расчетной программы модели СРД на основе уравнений электрического равновесия. Проводится анализ выбора формы уравнений, подходящей для рассматриваемого случая. Уравнения, описывающие модель с постоянными параметрами при указанных допущениях, дополняются с целью учета насыщения, магнитных и механических потерь для возможности более точной оценки энергетических параметров СРД. Показано, что при использовании параметров машины, полученных экспериментально, представленная модель способна достаточно точно оценивать рабочие характеристики СРД.
В третьей главе произведен аналитический обзор различных конструкций ротора СРД, проведено обоснование выбора применяемого варианта конструкции. Рассмотрены особенности магнитного расчета СРД без пусковой обмотки, с учетом насыщения и магнитных потерь, с применением метода конечных элементов.
В четвертой главе выполняется аналитический обзор стандартных методов определения потерь и КПД для трехфазных двигателей переменного тока с питанием от ПЧ. Производится обоснование выбора применяемого метода. Рассмотрены особенности реализации измерительной установки для измерения КПД двигателей с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности, согласно ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009 (МЭК 60034-2-1) и МЭК 60034¬2-3. Произведена оценка погрешности производимых измерений потерь и КПД. Рассмотрены особенности разработки опытного образца СРД с использованием корпуса и статора серийного АД. Рассмотрены результаты сравнительных испытаний с определением потерь и КПД для опытного образца СРД, серийного АД, выполненного в том же корпусе и ряда других серийных двигателей. На основе опытных данных произведена оценка энергопотребления АД и СРД в целевом приложении.
До 70 % энергопотребления промышленного сектора составляет регулируемый
и нерегулируемый электропривод (ЭП) [14]. В связи с увеличением цен на электроэнергию в промышленности все более усиливается потребность в двигателях высокого класса энергоэффективности. Вводятся стандарты на классы энергоэффективности двигателей, обозначающие требуемый уровень КПД для современных двигателей различной мощности и скорости вращения.
Наиболее используемым типом двигателя на сегодняшний день является асинхронный двигатель (АД). Однако традиционная технология асинхронного двигателя для массового электропривода при соблюдении увязки мощностей и присоединительных размеров CELENEC (принята в странах Европейского Союза (ЕС), ГОСТ Р 51689-2000, таблица А.4, [2]) уже не удовлетворяет передовым требованиям к энергоэффективности (классы IE3, IE4), задаваемым стандартами МЭК [6,7], в диапазоне относительно небольших мощностей (примерно до 50 кВт), который является наиболее массовым и составляет значительную часть общего энергопотребления. При использовании увязки СЭВ (ряд установочных размеров двигателей, принятых странами членами Совета экономической взаимопомощи; принята в РФ и странах СНГ, ГОСТ Р 51689-2000, таблица А.3, [2]), предусматривающей меньшую высоту вращения в сравнение с CELENEC, диапазон мощности, в котором имеются проблемы с реализацией высоких IE классов, еще более расширяется [9]. В любом случае для достижения высоких классов энергоэффективности для АД требуется значительное удорожание и увеличение массы и размеров.
По этим причинам ведущими мировыми производителями и научными организациями ведется поиск неэкстенсивных решений, позволяющих значительно увеличить КПД общепромышленного двигателя. Одним из приоритетных направлений поиска является использование подходящих конструкций синхронных реактивных двигателей имеющих более высокий КПД чем АД. Синхронный реактивный двигатель (СРД, по английской терминологии - Synchronous Reluctance Motor), в отличие от двигателей с ПМ, не требует использования (и импортирования для производителей РФ и стран ЕС) дорогих редкоземельных материалов, прост в производстве и эксплуатации, и потенциально практически не уступает двигателям с ПМ по величине КПД [11].
Ведущие мировые производители и научные организации исследуют характеристики данного типа двигателя и осваивают производство СРД традиционной трехфазной конструкции и подобных двигателей, достигая высоких рабочих свойств для экспериментальных и серийных образцов. За рубежом среди крупных фирм, освоивших серийное производство энергоэффективных СРД можно отметить международный концерн ABB (“ASEA Brown Boveri”), немецкую компанией KSB ("Klein, Schanzlin & Becker"), а также и компанию Siemens.
Среди российских разработчиков стоит отметить следующие организации. ПАО «НИПТИЭМ» в 2015 была представлена разработка образцов трехфазного СРД мощностью 18,5-110 кВт. Близкими по преимуществам, хотя и существенно различными по рабочим свойствам и методике проектирования к трехфазным СРД являются также вентильно-индукторный двигатель (разработкой занимаются Южно-Российский государственный политехнический университет (ЮРГПУ), Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ), ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»), Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) и др.) и синхронный реактивный двигатель независимого возбуждения (ЮРГПУ).
Однако далеко не все проблемы решены. В частности не вполне неясным остается вопрос: может ли СРД классической трехфазной конструкции быть рентабельным
энергосберегающим решением, достигая высоких энергетических и массогабаритных показателей, при реализации двигателя увязке мощностей и размеров СЭВ для применения в регулируемом приводе насосов и вентиляторов, в условиях российской промышленности.
Степень разработанности темы исследования. История разработки энергосберегающих двигателей переменного тока для работы в составе регулируемого привода занимает не одно десятилетние. На протяжении XX века были разработаны вопросы теории работы асинхронных (Костенко М.П., Булгаков А.А., Гольдберг О.Д., Иванов-Смоленский А.В., Шрейнер Р.Т., Панкратов В.В., Макаров Л.Н., Дементьев Ю.Н., Поляков В.Н., Браславский И.Я. и др.) и синхронных двигателей (Вейнгер А.М., Lipo T. и др.) при работе от преобразователя частоты (ПЧ) с различными типами системы управления.
В 2000-2010-х гг. вопросами проектирования асинхронных двигателей, в том числе адаптированных для работы от ПЧ, с учетом требований к их энергоэффективности, согласно стандартам ГОСТ и МЭК занимались Беспалов В.Я., Кобелев А.С., Кругликов О.В., Макаров Л.Н и др.
Отдельным направлением является разработка энергосберегающего трехфазного синхронного реактивного двигателя с синусоидальным распределением обмотки статора, активно начавшаяся с 1960 гг. и идущая по настоящее время. Проблема была разработана как для двигателей с прямым питанием от сети, так и для двигателей с питанием от ПЧ (Уриновский Д.С., Кононенко Е.В., Беспалов В.Я., Lawrenson P., Honsinger V., Francecchini G., Miller T., Betz R., Lipo T., Vagati А., Pellegrino G. и др). Однако вопрос о максимальных рабочих свойствах СРД с учетом ограничений современной серийной технологии производства и требований целевого приложения все еще требует дальнейшего рассмотрения. Вопрос о рентабельности применения СРД в современных условиях также остается открытым.
Областью исследования являются электродвигатели переменного тока, предназначенные для работы в составе регулируемого электропривода.
Объект исследования - трехфазная синхронная реактивная электрическая машина с синусоидальным распределением обмотки статора, без обмоток на роторе, с питанием от преобразователя частоты.
Целью диссертационной работы является разработка образца энергоэффективного СРД малой мощности, с учетом требований рассматриваемого приложения; точное экспериментальное сравнение его рабочих и массогабаритных характеристик со стандартным АД; оценка рентабельности применения СРД как общепромышленного двигателя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проведение аналитического обзора современных требований к энергоэффективности общепромышленного трехфазного двигателя переменного тока. Проведение аналитического обзора возможных способов повышения энергоэффективности трехфазного двигателя переменного тока, с целью соответствия передовым требованиям. Осуществление оценки перспективности применения СРД, в сравнение с другими доступными решениями для увеличения КПД двигателя;
- проведение анализа различных конструкций ротора СРД, описанных в отечественной и зарубежной литературе; на основании анализа осуществление выбора конструкции ротора, наиболее подходящей для целевого приложения;
- разработка алгоритма расчета магнитной системы, позволяющий в рамках классической методики проектирования, учесть особенности работы СРД от преобразователя частоты с векторным токовым управлением, особенности конструкции ротора, произвести уточенный расчет индуктивностей и магнитных потерь рабочего режима;
- разработка компьютерной математической модели, позволяющей, с помощью рассчитанных или измеренных параметров схемы замещения , оценить рабочие свойства СРД в статических и динамических режимах, при применении различных источников питания, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь;
- экономический расчет и технические обоснование целесообразности применения СРД в рассматриваемом приложении (привод вентиляторных и насосных установок);
- разработка и изготовление образца СРД в статоре серийного асинхронного двигателя;
- проведение анализа современных стандартных методов определения КПД трехфазных двигателей переменного тока с питанием от ПЧ, с целью определения наиболее подходящего экспериментального метода;
- разработка и реализация испытательного стенда для определения величины потерь и КПД для электродвигателей с питанием от ПЧ, согласно ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009 (МЭК 60034-2-1) и МЭК 60034-2-3, методом входной и выходной мощности;
- проведение сравнительного экспериментального исследования рабочих и энергетических рассматриваемых образцов АД и СРД в широком диапазоне моментов нагрузки и скорости вращения; определение КПД и класса энергоэффективности двигателей, согласно ГОСТ Р 54413-2011 (МЭК 60034-30-1) и МЭК 60034-30-2.
Научная новизна результатов исследований заключается в следующем:
- разработан алгоритм уточненного расчета рабочих характеристик трехфазного СРД без пусковой обмотки, с питанием от ПЧ;
- разработан метод косвенного определения КПД двигателя рассматриваемого типа, путем сложения отдельных составляющих потерь;
- получены достоверные экспериментальные данные о распределении отдельных типов потерь для рассматриваемых опытных образцов АД и СРД, выполненных в одном и том же корпусе для работы на одинаковую нагрузку.
Теоретическая и практическая значимость работы:
- обосновано применение двигателя рассматриваемого типа в энергоэффективном регулируемом электроприводе, показана реализуемость и экономическая целесообразность такого решения;
- разработана математическая модель СРД, включая магнитный расчет и расчет динамических режимов, для расчета его рабочих и энергетических характеристик при работе в составе регулируемого привода;
- создан опытный образец двигателя рассматриваемого типа, изучена и отлажена технология изготовления пакетов магнитопровода статора и ротора без применения штамповки;
- создана современная экспериментальная установка для определения КПД двигателей переменного тока с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности;
- получены достоверные экспериментальные данные, подтверждающие реализуемость СРД класса энергоэффективности 1Е4, согласно МЭК 60034-30-1, и классу 1Е3, согласно МЭК 60034-30-2, при выполнении двигателя в увязке мощностей и присоединительных размеров СЭВ, в широком диапазоне мощностей, включая мощности менее 1 кВт.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и производстве серийных двигателей рассматриваемого типа с классом энергоэффективности 1Е3 и выше, согласно МЭК 60034-30.
Реализация результатов работы
Результаты диссертационной работы используются при производстве экспериментальных образцов СРД на предприятии ООО «ЭМАШ». С помощью предложенного расчетного алгоритма был спроектирован рассматриваемый экспериментальный образец СРД. Разработанные методики испытания и полученные экспериментальные данные используются для разработки образцов СРД высоких классов энергоэффективности для различных приложений.
Разработанные математические модели и программы расчета используются в учебном процессе при подготовке студентов специальностей «Электрические машины и аппараты» и «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» Уральского государственного технического университета - УПИ (г. Екатеринбург).
Методология и методы диссертационного исследования: В работе использовались методы теоретического и экспериментального исследования. При решении поставленных расчетных задач использовалась широко распространенная методология комбинированного подхода, основанного на сочетании метода теории поля и теории электрических цепей. В области математического моделирования СРД применялись программные продукты МаЙаЬ (81ши1тк), БЕММ 4.2. При выполнении экспериментального исследования образцов производились наблюдение и измерение, которые были необходимы для проверки и уточнения результатов теоретического анализа. Испытания по определению величины потерь и КПД проводись в соответствие с рекомендациями и методами, изложенными в стандартах МЭК 60034-2-1 и МЭК 60034-2-3. При обработке больших массивов экспериментальных данных использовались статистические методы метрологии.
Достоверность и обоснованность основных полученных результатов диссертационной работы обеспечены:
- корректностью принятых допущений при математическом моделировании физических процессов;
- использованием современного программного обеспечения при проведении расчетов на ЭВМ;
- совместным анализом результатов математического моделирования и экспериментальных исследований рассматриваемых опытных образцов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Математическая модель для расчета рабочих характеристик СРД без пусковой обмотки, с питанием от ПЧ, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь;
2. Результаты технико-экономического обоснования применения СРД как общепромышленного двигателя в регулируемом электроприводе;
3. Рекомендации по выбору типа конструкции ротора и других проектных характеристик СРД для применения в целевом приложении;
4. Методика косвенного определения КПД двигателя рассматриваемого типа, путем сложения отдельных составляющих потерь;
5. Результаты сравнительных экспериментальных исследований рабочих свойств и показателей энергоэффективности опытных образцов АД и СРД.
Апробация работы. Основные материалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
- Международной конференции «Актуальные проблемы энергосберегающих электротехнологий» АПЭЭТ-2014 (Екатеринбург, УрФУ, 17-20 марта 2014 г.);
- Научно-практической конференции с международным участием «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (Екатеринбург, УрФУ, 16-19 декабря 2014 г.);
- Международной научно-технической конференции «Проблемы повышения эффективности электромеханических преобразователей в электроэнергетических системах» (Севастополь, СевНТУ, 15-19 сентября 2015 г.);
- Шестнадцатой научно-технической конференции «Электроприводы переменного тока» - ЭИИТ 2015 (Екатеринбург, УрФУ, 5-9 октября 2015 г.);
- Девятой международной (двадцатой всероссийской) конференции «по автоматизированному электроприводу АЭП-2016 (ICPDS'2016) (Пермь, 3-7 октября 2016 г.);
- Electrical Machines and Systems (ICEMS), 2015 18th International Conference (Thailand, Pattaya, October 2015 г.);
- International Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion (SPEEDAM), (Italy, Capri, June 2016 г.).
Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 15 печатных работ, из них 2 в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, и 2 в изданиях, индексируемых в системе цитирования Scopus.
Личный вклад автора состоит в разработке представленных математических моделей, разработке средств и методик испытания рассматриваемых опытных образцов.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 94 наименований, приложения. Общий объем работы составляет 128 страниц, 46 рисунков, 24 таблицы.
В первой главе обозначены тенденции, обуславливающие необходимость проектирования и применения энергоэффективных общепромышленных электродвигателей, выделены современные требования к показателям энергоэффективности. Произведен аналитический обзор решений, позволяющих достичь передовых требований к КПД двигателя в условиях крупносерийного производства. Произведена оценка применения двигателя рассматриваемой конструкции наряду с другими доступными решениями.
Во второй главе описаны построение и реализация в виде расчетной программы модели СРД на основе уравнений электрического равновесия. Проводится анализ выбора формы уравнений, подходящей для рассматриваемого случая. Уравнения, описывающие модель с постоянными параметрами при указанных допущениях, дополняются с целью учета насыщения, магнитных и механических потерь для возможности более точной оценки энергетических параметров СРД. Показано, что при использовании параметров машины, полученных экспериментально, представленная модель способна достаточно точно оценивать рабочие характеристики СРД.
В третьей главе произведен аналитический обзор различных конструкций ротора СРД, проведено обоснование выбора применяемого варианта конструкции. Рассмотрены особенности магнитного расчета СРД без пусковой обмотки, с учетом насыщения и магнитных потерь, с применением метода конечных элементов.
В четвертой главе выполняется аналитический обзор стандартных методов определения потерь и КПД для трехфазных двигателей переменного тока с питанием от ПЧ. Производится обоснование выбора применяемого метода. Рассмотрены особенности реализации измерительной установки для измерения КПД двигателей с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности, согласно ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009 (МЭК 60034-2-1) и МЭК 60034¬2-3. Произведена оценка погрешности производимых измерений потерь и КПД. Рассмотрены особенности разработки опытного образца СРД с использованием корпуса и статора серийного АД. Рассмотрены результаты сравнительных испытаний с определением потерь и КПД для опытного образца СРД, серийного АД, выполненного в том же корпусе и ряда других серийных двигателей. На основе опытных данных произведена оценка энергопотребления АД и СРД в целевом приложении.
В работе рассмотрены различные аспекты разработки энергоэффективного синхронного реактивного двигателя мощностью 750 Вт. По итогам диссертационной работы получены следующие результаты:
1. На основе анализа литературных источников показана актуальность разработки общепромышленных двигателей с высоким классом энергоэффективности. Показано, что: увеличение требований к минимальной величине КПД и классу
энергоэффективности общепромышленных двигателей в ближайшие десятилетия станет устойчивой тенденцией в большинстве стран мира; двигатели, массово представленные на рынке на сегодняшний день, не удовлетворяют перспективным требованиям к КПД, согласно МЭК 60034-30, особенно для регулируемых двигателей и для диапазона малых мощностей (требуется либо значительное удорожание и утяжеление АД, либо применение новых технологий); синхронный реактивный двигатель, способный удовлетворять требованию класса IE3 и выше, согласно МЭК 60034-30, без удорожания и перерасхода материалов является перспективным решением в качестве энергосберегающего двигателя регулируемого привода.
2. Реализована математическая модель, позволяющая расчет рабочих характеристик СРД на основе основных уравнений машины, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь. Показано, что такая модель позволяет с приемлемой точностью оценивать рабочие и энергетические характеристики СРД при использовании электрических параметров, полученных из эксперимента.
3. На основе сравнения расчетных и экспериментальных данных показано, что относительно большая точность оценки рабочих характеристик в широком диапазоне режимов может быть достигнута при использовании параметров полученных из опыта с заторможенным ротором и опыта холостого хода. Основными причинами неточностей в этом случае являются неучет перекрестного насыщения и неучет изменения величины сопротивления магнитных потерь в различных режимах.
4. На основе анализа литературы был обоснован выбор конструкции ротора с магнитными барьерами для энергоэффективного СРД.
5. На основе анализа литературы, была определена методика проектирования и расчета рабочих характеристик СРД, обладающая достаточной точностью. Был разработан набор расчетных процедур на базе сред MATLAB и FEMM, составляющих основу программы для численной оптимизации конструкции магнитной системы СРД.
6. Рассмотрены особенности магнитного расчета СРД без пусковой обмотки. Выполнены магнитные расчеты рассматриваемой конструкции СРД с учетом насыщения и магнитных потерь с применением метода конечных элементов. Продемонстрирована приемлемая точность расчета параметров магнитной системы на примере расчета рассматриваемого в работе образца СРД.
7. По результатам анализа литературы обоснован выбор используемого метода экспериментального сравнения энергетических свойств АД и СРД. Разработана испытательная установка для определения КПД и потерь двигателей с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности.
8. Предложен метод косвенной оценки величины КПД СРД рассматриваемого типа.
9. По результатам ряда сравнительных испытаний показано существенное увеличение КПД и класса энергоэффективности разработанного образца СРД (IE4) в сравнение с АД в том же корпусе (IE2) и с энергоэффективными АД класса IE3. Также показано значительное уменьшение массы активных материалов СРД, в сравнение АД для этих случаев.
10. На основе опытных данных показано, что СРД класса энергоэффективности IE3 и IE4 могут быть реализованы как в увязке CELENEC, так и в увязке СЭВ, без перерасхода активных материалов.
11. На основе опытных данных показано, что в режимах с пониженной скоростью и моментом разница в КПД СРД и АД может составлять более 20 %, что особенно актуально для приводов насосов и вентиляторов, работающих в таких режимах большую часть времени. Показано, что СРД при тех же габаритах имеет значительно меньшую величину перегрева обмотки статора, в том числе в режимах с пониженной скоростью. Проведен сравнительный анализ отдельных составляющих потерь АД и СРД, выполненных в одном и том же корпусе, при работе от одного и того же преобразователя частоты.
12. Показано, что полученный образец СРД может быть использован не только как двигатель класса IE4 со стандартными габаритами, но и как малогабаритный двигатель на повышенную мощность.
13. По основе опытных данных произведен сравнительный расчет энергопотребления АД и СРД в целевом приложении. Показана существенная экономия электроэнергии и приемлемый срок окупаемости при использовании СРД. Все это делает применение СРД в целевом приложении экономически оправданным решением, даже при современных ценах на электроэнергию в РФ.
14. Сделан вывод, что все названные в работе преимущества позволяют применять СРД как крупносерийный двигатель для самых различных приложений. При этом привод на основе СРД будет иметь значительно улучшенные рабочие характеристики, в сравнение с приводом на основе АД, без существенного увеличения стоимости.
Выполненные исследования имеют перспективу дальнейшей разработки и широкого практического использования в плане проектирования и внедрения энергоэффективных синхронных реактивных двигателей для различных приложений с регулируемым приводом.
1. На основе анализа литературных источников показана актуальность разработки общепромышленных двигателей с высоким классом энергоэффективности. Показано, что: увеличение требований к минимальной величине КПД и классу
энергоэффективности общепромышленных двигателей в ближайшие десятилетия станет устойчивой тенденцией в большинстве стран мира; двигатели, массово представленные на рынке на сегодняшний день, не удовлетворяют перспективным требованиям к КПД, согласно МЭК 60034-30, особенно для регулируемых двигателей и для диапазона малых мощностей (требуется либо значительное удорожание и утяжеление АД, либо применение новых технологий); синхронный реактивный двигатель, способный удовлетворять требованию класса IE3 и выше, согласно МЭК 60034-30, без удорожания и перерасхода материалов является перспективным решением в качестве энергосберегающего двигателя регулируемого привода.
2. Реализована математическая модель, позволяющая расчет рабочих характеристик СРД на основе основных уравнений машины, с учетом насыщения, магнитных и механических потерь. Показано, что такая модель позволяет с приемлемой точностью оценивать рабочие и энергетические характеристики СРД при использовании электрических параметров, полученных из эксперимента.
3. На основе сравнения расчетных и экспериментальных данных показано, что относительно большая точность оценки рабочих характеристик в широком диапазоне режимов может быть достигнута при использовании параметров полученных из опыта с заторможенным ротором и опыта холостого хода. Основными причинами неточностей в этом случае являются неучет перекрестного насыщения и неучет изменения величины сопротивления магнитных потерь в различных режимах.
4. На основе анализа литературы был обоснован выбор конструкции ротора с магнитными барьерами для энергоэффективного СРД.
5. На основе анализа литературы, была определена методика проектирования и расчета рабочих характеристик СРД, обладающая достаточной точностью. Был разработан набор расчетных процедур на базе сред MATLAB и FEMM, составляющих основу программы для численной оптимизации конструкции магнитной системы СРД.
6. Рассмотрены особенности магнитного расчета СРД без пусковой обмотки. Выполнены магнитные расчеты рассматриваемой конструкции СРД с учетом насыщения и магнитных потерь с применением метода конечных элементов. Продемонстрирована приемлемая точность расчета параметров магнитной системы на примере расчета рассматриваемого в работе образца СРД.
7. По результатам анализа литературы обоснован выбор используемого метода экспериментального сравнения энергетических свойств АД и СРД. Разработана испытательная установка для определения КПД и потерь двигателей с питанием от ПЧ методом входной и выходной мощности.
8. Предложен метод косвенной оценки величины КПД СРД рассматриваемого типа.
9. По результатам ряда сравнительных испытаний показано существенное увеличение КПД и класса энергоэффективности разработанного образца СРД (IE4) в сравнение с АД в том же корпусе (IE2) и с энергоэффективными АД класса IE3. Также показано значительное уменьшение массы активных материалов СРД, в сравнение АД для этих случаев.
10. На основе опытных данных показано, что СРД класса энергоэффективности IE3 и IE4 могут быть реализованы как в увязке CELENEC, так и в увязке СЭВ, без перерасхода активных материалов.
11. На основе опытных данных показано, что в режимах с пониженной скоростью и моментом разница в КПД СРД и АД может составлять более 20 %, что особенно актуально для приводов насосов и вентиляторов, работающих в таких режимах большую часть времени. Показано, что СРД при тех же габаритах имеет значительно меньшую величину перегрева обмотки статора, в том числе в режимах с пониженной скоростью. Проведен сравнительный анализ отдельных составляющих потерь АД и СРД, выполненных в одном и том же корпусе, при работе от одного и того же преобразователя частоты.
12. Показано, что полученный образец СРД может быть использован не только как двигатель класса IE4 со стандартными габаритами, но и как малогабаритный двигатель на повышенную мощность.
13. По основе опытных данных произведен сравнительный расчет энергопотребления АД и СРД в целевом приложении. Показана существенная экономия электроэнергии и приемлемый срок окупаемости при использовании СРД. Все это делает применение СРД в целевом приложении экономически оправданным решением, даже при современных ценах на электроэнергию в РФ.
14. Сделан вывод, что все названные в работе преимущества позволяют применять СРД как крупносерийный двигатель для самых различных приложений. При этом привод на основе СРД будет иметь значительно улучшенные рабочие характеристики, в сравнение с приводом на основе АД, без существенного увеличения стоимости.
Выполненные исследования имеют перспективу дальнейшей разработки и широкого практического использования в плане проектирования и внедрения энергоэффективных синхронных реактивных двигателей для различных приложений с регулируемым приводом.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОГО СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Авторефераты (РГБ), электротехника. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Дипломные работы, ВКР, Электроснабжение и элктротехника. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2016 - СИНТЕЗ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ДВИГАТЕЛЯМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Диссертации (РГБ), электроэнергетика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016



