Введение 4
Глава 1. Неолиберальный регионализм в Латинской Америке и Карибском бассейне в конце 1980-х - начале 2000-х гг. Предпосылки и
развитие 28
1.1. История развития регионализма в Латинской Америке и Карибском
бассейне 28
1.2. Возникновение неолиберальной модели регионализма 47
1.3. MERCOSUR: возникновение и развитие 50
1.4. NAFTA: возникновение и развитие 71
1.5. SICA, G3 и Ассоциация карибских государств 79
1.6. Проект зоны свободной торговли Америк 86
Глава 2. Пост-неолиберальный регионализм в Латинской Америке и
Карибском бассейне в начале XXI в 97
2.1. Боливарианский регионализм 101
2.1.1. ALBA 109
2.1.2. Petroamérica (Petrosur, Petroandina, Petrocaribe) 118
2.2. Панлатиноамериканизм 128
2.2.1. UNASUR 131
2.2.2. MERCOSUR после аргентинского кризиса 140
2.2.3. CELAC 146
2.3. Неолиберализм-плюс в XXI в. Проект Mesoamérica и Тихоокеанский
альянс 152
Глава 3. Функциональная эффективность системы региональных институтов и проблемы в рамках регионального взаимодействия в
Латинской Америке и Карибском бассейне 164
3.1. Проблема неравенства 165
3.2. Нарушение демократии и коррупция 170
3.3. Деятельность преступных группировок и наркотрафик 179
3.4. Политическая поляризация и дублетность в рамках региональных
институтов 187
Заключение 198
Список сокращений 208
Список источников 210
Список литературы 240
Приложение
Актуальность темы исследования. Период второй половины XX в. - начала XXI в. ознаменовался появлением большого количества региональных институтов, которые посредством механизмов кооперации и интеграции решают различные задачи. Многообразие форм и видов региональных институтов встречается сегодня во всем мире, региональная кооперация охватывает практически все актуальные общемировые и региональные проблемы. Регионы совместно решают вопросы экономического и социального развития, политики, культуры, защиты окружающей среды, безопасности и т.д. Данный феномен характеризует многополярность мира, так как расширение и интенсификация связей приводит к повышению значимости различных полюсов в политической и экономической системе мира.
В контексте вышеописанных тенденций научное сообщество сталкивается с необходимостью изучения различных регионов для анализа региональных процессов и прогнозирования их будущего развития. Важно отметить, что процесс эволюции региональных институтов не имеет единой, формализованной траектории, а протекает в каждом отдельном регионе по-разному и имеет свои уникальные предпосылки, причины и последствия.
Латинская Америка и Карибский бассейн являются прекрасным примером данного явления, так как исторически в рамках данного региона был развит процесс регионального и субрегионального взаимодействия в различных видах и формах. Причиной этого является коллективное стремление к преодолению конфликтов между странами региона, политической кооперации, борьбе с экономической отсталостью и асимметрией. В последние тридцать лет в регионе возникло большое количество новых региональных институтов, что, безусловно, вызывает интерес со стороны научного сообщества. Все это дает основание сделать вывод об актуальности изучения процесса эволюции региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Целью диссертационной работы является изучение процесса эволюции региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне в период с конца 1980-х по середину 2010-х гг. Исходя из поставленной цели, в рамках работы решаются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить, изучить и охарактеризовать этапы становления и условия развития региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
2. Выявить особенности различных видов регионализма и провести их типологизацию.
3. Проанализировать наиболее значимые региональные институты и их деятельность по борьбе с проблемами региона.
4. Установить основные тенденции развития региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Объектом исследования является Латинская Америка и Карибский бассейн.
Предметом исследования в свою очередь являются региональные
институты Латинской Америки и Карибского бассейна.
Необходимо отметить критерии отбора региональных объединений, использованные в данном исследовании. Рассматриваемые организации действуют в указанных территориальных рамках и состоят в подавляющем большинстве из независимых государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Таким образом, такие институты, как АТЭС, ОПЕК, БРИКС, договор об Антарктике, Договор Амазонки и тому подобные не рассматриваются в рамках данного исследования, несмотря на то, что страны региона принимают участие в их деятельности. Автор по большей части концентрируется на региональных институтах и проектах, созданных в указанный хронологический период. Единственным исключением является Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), где участвует только одна латиноамериканская страна - Мексика. Вместе с тем данный региональный институт рассматривается в исследовании. Причины этого заключаются в значительном влиянии, оказанном данной организацией на развитие регионализма в Латинской Америке и Карибском бассейне, а также, в том, что в первые годы ее существования предполагалось расширение числа участников за счет включения других стран региона. Определенным организациям уделяется большее внимание, чем другим в силу их значительного влияния на эволюцию всей региональной системы в указанный период, преимущественно в политическом и экономическом контексте.
Географические рамки. Необходимо отметить, что термин Латинская Америка является дискуссионным, поскольку может трактоваться в соответствии с различными принципами и тем самым означать различный набор стран. Причина этой проблемы заключается в том, что этот термин появился в середине XIX в. благодаря французскому интеллектуалу Мишелю Шевалье, который тем самым пытался найти культурную взаимосвязь между Францией и Новым Светом, которая бы поддерживала колониальные амбиции Наполеона III. Это было сделано с целью продвижения идеи солидарности между странами, где говорят на языках, произошедших из латыни, и придерживаются традиций Римско-католической церкви. Тем самым предполагалось ограничить сферу влияния Британской империи в Западном полушарии и создать разделение на англосаксонский север и латинский юг . В исторической перспективе территориальные рамки, определяемые этим термином, были весьма подвижны.
Лесли Бетелл, известный английский историк, специалист по истории региона, отмечает, что включение Бразилии в рамки термина Латинская Америка произошло только в 1920-е - 1930-е гг. с подачи исследователей из США. До этого ни сами бразильцы, ни жители испаноговорящей Америки не считали их латиноамериканцами, что отражалось и в научных работах .
Но, даже если не брать бразильский вопрос во внимание, проблема заключается в том, что если использовать этот термин в его изначальном понимании, то в этом случае в состав региона на сегодня не войдет большое количество стран Карибского бассейна, а также располагающиеся на континентальной части Белиз, Суринам и Гайана, то есть те территории, где не говорят на латинских языках. Дело в том, что эти страны получили независимость гораздо позже континентальных территорий, тем самым термин не учитывает эти государства и соответственно не включает их в состав региона. Более того, если строго подходить к этому вопросу с позиции культурно-лингвистического принципа, то в состав Латинской Америки должна входить канадская провинция Квебек, где французский язык является основным .
Все это создает путаницу в трактовках, в особенности, если при использовании термина не уточняются территориальные рамки. Американский исследователь Маршал Икен подчеркивает плохую теоретическую разработанность термина и тот факт, что в научных кругах отсутствуют четкие критерии для его понимания. Он подтверждает данный тезис анализом учебников по латиноамериканской истории, вышедших в США с начала 1960-х по конец 1990-х гг., где границы региона различаются, в особенности в отношении карибских стран, и определяются непосредственно автором в зависимости от его понимания термина . Несмотря на это, многие исследователи продолжают использование термина Латинская Америка, чаще всего подразумевая под ним все независимые государства, находящиеся южнее Соединенных Штатов Америки. Однако международные организации и региональные объединения во избежание путаницы в трактовках после 1980-х гг., когда ряд островов в Карибском бассейне обрели суверенитет, стали использовать термин «Латинская Америка и Карибский бассейн». В частности, это отразилось в изменении в 1984 г. официального названия Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ECLA), которая стала именоваться Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ECLAC) . В 1990 г. аналогичное дополнение было внесено в договор Тлателолко, который стал именоваться Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне . Наконец, созданный в 2011 г. региональный политический форум, который включает все 33 независимых государства региона, называется Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) .
Отдельного упоминания заслуживает Пуэрто-Рико, государство, которое по всем историческим и культурно-лингвистическим параметрам подходит под определение Латинская Америка, однако не включается в состав региона по причине того, что находится под управлением США, хотя и не является формально частью какого-либо штата или округа.
Таким образом, исходя из хронологических рамок исследования и сложившейся международной практики в данный период, автор обозначает территориальные рамки рассматриваемого региона как 33 независимые государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1980-х гг. до середины 2010-х гг. Этот период является наиболее динамичным с точки зрения процесса развития региональных объединений во всем мире, а в латино- карибском регионе эта тенденция проявилось наиболее ярко.
Выбор нижней границы обусловлен сближением Аргентины и Бразилии в это период, что дало импульс для появления региональных структур неолиберального толка. В качестве рубежа была выделена Программа интеграции и экономического сотрудничества между Аргентиной Бразилией, которая была принята в 1986 г. и способствовала развитию интеграции между двумя странами, что впоследствии привело к созданию MERCOSUR. Стоит отметить, что данный рубеж является весьма условным, так как во второй половине 1980-х гг. между Аргентиной и Бразилией был заключен обширный комплекс соглашений в различных сферах и все эти соглашения были тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако это соглашение можно использовать как рубежную точку, так как оно официально положило начало развитию интеграционных процессов, которые охватили регион в 1990-е гг., между двумя странами, ставшими одними из главных игроков в неолиберальную эпоху. Таким образом, выбор нижней границы позволяет проследить тенденции и логику формирования региональных структур неолиберального толка в 1990-е гг.
Верхняя граница обусловлена кризисом пост-неолиберализма в регионе, что было тесно связано с кризисом «левого поворота». На уровне отдельных государств можно выделить такие события, как кризис в Венесуэле, начавшийся после смерти Уго Чавеса в 2013 г., поражение левого кандидата Даниэля Сиоли, который был вице-президентом во время срока Нестора Киршнера (2003-2007), на президентских выборах в Аргентине в 2015 г., импичмент президента Бразилии Дилмы Русеф в 2016 г. Апогеем этих неудач левых политиков на региональном уровне стал кризис 1ЖАВ1Ж в 2017 г., связанный с отсутствием консенсуса по кандидатуре нового генерального секретаря, что парализовало деятельность этой организации. С конца 2000-х по середину 2010-х гг. 1ЖАВ1Ж играл ключевую роль в регионе и являлся символом пост-неолиберализма в Латинской Америке и Карибском бассейне. Таким образом, кризис союза демонстрирует структурные изменения политической картины региона и свидетельствует о кризисе пост¬неолиберального регионализма.
В ходе исследования автор обращается к некоторым историческим событиям, которые выходят за указанные хронологические рамки, что обусловлено их влиянием на эволюцию региональных институтов в указанный период и необходимостью выявления ее условий.
Методология исследования строится в соответствии с принципами историзма, междисциплинарности и системности. В качестве методов исследования используются общенаучные методы, а также совокупность историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического, историко-системного методов, метода периодизации, анализа статистических данных, теории интеграции и регионализма.
В соответствии с историко-генетическим методом в исследовании последовательно раскрываются свойства, функции и изменения латино-карибских региональных институтов в процессе их исторического движения. Историко¬сравнительный метод дает возможность открывать сущность латино-карибских региональных институтов по сходству и различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и времени. Историко-типологический метод предполагает упорядочение совокупности объектов на качественно определенные типы на основе присущих им общих признаков, что реализуется в типологизации видов регионализма. Историко-системный метод позволяет рассматривать совокупность региональных институтов Латинской Америки и Карибского бассейна как систему . С помощью метода периодизации выделены этапы исторического развития латино-карибских региональных институтов. Анализ статистических данных помогает подтвердить, уточнить или опровергнуть выявленные тренды и закономерности на основе количественных данных.
Расцвет регионализма в Латинской Америке и Карибском бассейне начался после окончания Второй мировой войны. Институты, появившиеся в 1940-е гг. были обусловлены стремлением США закрепить свое влияние и не допустить присутствие Советского Союза в регионе. 1960-е гг. ознаменовались появлением сразу ряда организаций, ориентированных на экономическую интеграцию, а также созданием в регионе договором Тлателолко зоны, свободной от ядерного оружия. Однако объединения и договоры, созданные в этот период, столкнулись с рядом проблем, которые значительно повлияли на их эффективность: экономическая асимметрия внутри региона, отсутствие развитой индустриальной базы и большое количество недемократических режимов, которые были склонны проводить протекционистскую политику, которая противоречит свободной торговле. Во многом следствием этих проблем стало “потерянное десятилетие” 1980-х гг., которое ознаменовалось серьезными экономическими затруднениями.
К концу 1980-х - началу 1990-х гг. регион нуждался в преобразованиях, которые помогут восстановить экономики стран и сократить нарастающее отставание от развитой части мира. Этот период характеризуется развитием неолиберального или «открытого» регионализма, который предполагал диверсификацию и либерализацию экономики, приватизацию, а также развитие интеграционных процессов. Теоретической основой неолиберального регионализма стала работа английского экономиста Джона Уильямсона, которая известна как Вашингтонский консенсус. Эта концепция подразумевает отказ от командного подхода к управлению экономикой и принятие норм либерального международного экономического порядка, которыми руководствуются в своей экономической политике наиболее развитые страны мира. Наибольшую популярность неолиберальная идея приобрела в 1990-х гг., в результате чего в Латинской Америке и Карибском бассейне появились новые региональные институты и проекты. Наиболее яркое проявление неолиберального регионализма можно проследить в двух разных и в каком-то смысле противоборствующих региональных объединениях той эпохи - MERCOSUR и NAFTA.
Созданию MERCOSUR способствовало политическое сближение Аргентины и Бразилии, которые долгое время находились в состоянии конфронтации. Стабильность двухсторонних отношений имела определяющее значение для развития интеграции. В 1991 г. Аргентина и Бразилия совместно с Парагваем и Уругваем создали MERCOSUR. Организация имела разностороннюю повестку, которая включала, в том числе, поддержание демократического порядка. Участники MERCOSUR стремились не допустить возможность незаконной смены или удержания власти, так как данная практика была распространена на протяжении долгого времени и является исторической проблемой для всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Создание и развитие MERCOSUR усилили позиции Бразилии, как в регионе, так и на мировой арене. Наиболее успешными стали первые пять лет существования блока, когда участники поступательно ликвидировали тарифные ограничения во взаимной торговле, что привело к ее росту. Однако даже в самые успешные, годы торговля внутри MERCOSUR оставалась довольно лимитированной и составляла чуть больше пятой доли от общего показателя торговли Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Настоящим вызовом, с которым блок по большому счету не сумел справиться, стали финансовые кризисы в Бразилии в 1999 г. и в Аргентине в 2001 г. Принципиально важным фактором стало то, что в условиях кризиса, Бразилия, как лидер блока, пренебрегла его интересами и приняла решение спасать свою экономику в одностороннем порядке, что негативно сказалось на других участниках. Второй кризис был отчасти спровоцирован первым, что вызвало недоверие и напряженность внутри MERCOSUR. Таким образом, в конце первого десятилетия существования блока произошел значительный откат назад.
Создание NAFTA было продиктовано стремлением Мексики присоединиться к зоне свободной торговли, которая уже существовала между США и Канадой. Реакция на этот интеграционный проект была неоднозначной, как в мексиканском обществе, так и в США. Для того чтобы соответствовать стандартам, принятым в торговле между двумя высокоразвитыми странами, Мексика должна была стремительно пройти процесс модернизации, что, безусловно, таило в себе угрозы. Создание NAFTA ознаменовалось народными восстаниями, а затем и финансовым кризисом в Мексике. Данные события ударили по амбициям расширения проекта, так как изначально планировалось, что позитивные результаты интеграции, которые будут достигнуты в Мексике, заставят остальные страны региона присоединиться к соглашению. Вместе с тем после выхода мексиканской экономики из кризиса, NAFTA удалось добиться роста и в конце первого десятилетия в рамках блока совершалось больше половины от суммарной торговли США, Канады и Мексики. В NAFTA не предполагалось развитие политических функций, как в MERCOSUR. Более того, участники не стремились перейти на более высокую ступень интеграции, потому что создание таможенного союза или единого рынка со свободным движением людей внутри блока противоречило интересам США.
Несмотря на различия в своих подходах к интеграции, MERCOSUR и NAFTA проходили схожие пути развития, а события в одном блоке имели свои последствия на другом. Так, кризис в Мексике в 1994 г. оказал эффект на Бразилию и Аргентину и отчасти способствовал замедлению интеграции между ними. В целом, можно сказать, что оба блока добились определенных успехов в развитии интеграции и стали двумя движущими силами в эпоху неолиберализма. Вместе с тем интеграционные процессы развивались и в других частях региона посредством вновь созданных институтов, так и тех, что были созданы за два предыдущих десятилетия. Это дало импульс для начала переговоров по инициативе создания зоны свободной торговли Америк, которая должна была включить в себя все суверенные государства региона кроме Кубы. Главным инициатором проекта выступили Соединенные Штаты Америки. Для малых стран договор открывал доступ к крупным рынкам Аргентины, Бразилии, США и Канады. В свою очередь для крупных игроков соглашение сулило широкомасштабное развитие экспорта и возможность перенести часть производства в страны с более дешевой рабочей силой. Официальное обсуждение соглашения началось в 1994 г., а создание зоны было намечено на 2005 г. В 1990-е гг., когда неолиберальная идея находилась на пике своей популярности, в процессе переговоров наблюдался прогресс. Но на рубеже XX - XXI вв. ситуация изменилась: экономический кризис в Аргентине, смена власти в Венесуэле, а также позиция Бразилии, поставили под сомнение возможность достижения согласия. Переговоры сопровождались общественными акциями протеста. Противники проекта подчеркивали негативные аспекты неолиберализма такие, как рост безработицы, кризис традиционных отраслей, как сельское хозяйство, и расценивали его как попытку США подчинить себе экономику региона. В конце концов, в 2005 г. проект был свернут. Таким образом, самый крупный проект эпохи неолиберального регионализма, который представлялся логичным продолжением интеграционных процессов, происходивших в отдельных субрегионах Латинской Америки и Карибского бассейна, потерпел неудачу.
В целом эпоха неолиберализма была отмечена историческими переменами для Латинской Америки и Карибского бассейна. США сохраняли свои традиционно сильные позиции в регионе, но политика в отношении своих южных соседей стала куда более лояльной, по сравнению с серединой XX в. Причины этого лежат в глобальных переменах, которые происходили в мире в это время, прежде всего конец холодной войны. Другой структурной тенденцией этого периода становится демократизация, что помогло положить конец давней проблеме региона - авторитарным режимам. Следствием этого стало политическое усиление региона и его самой крупной страны - Бразилии. Это новая сила еще не могла сравниться по влиянию с США, но значительно укрепила свои позиции в Южной Америке и проводила политику независимую от Соединенных Штатов. Иначе стали развиваться интеграционные процессы. Вашингтонский консенсус помог участникам этих процессов избавиться от противоречий между внутренней и внешней политикой, благодаря чему интеграция стала более продуктивной, чем в прошлом.
Однако у неолиберализма существовала обратная сторона - либерализация экономик стран региона усилила общественный разрыв между богатыми и бедными, поставив последних в уязвимое положение. Вкупе с экономическими кризисами, этот фактор стал определяющим в том, что страны Латинской Америки и Карибского бассейна отказались от неолиберального регионализма в начале XXI в.
Новое тысячелетие ознаменовалось изменением политической повестки региона. Во многих странах к власти пришли левые политики, данный феномен получил имя «левый поворот». Новый общественный запрос и новые политики способствовали появлению пост-неолиберального регионализма, который основывается на социальной ориентации в рамках региональной кооперации и интеграции, в особенности на наиболее бедные и наименее защищенные слои населения. Важная особенность пост-неолиберализма заключается в том, что в это время регион стремился ограничить влияние США и создать политические институты, которые будут ориентированы на продвижение собственной автономной позиции. Это стало логичным продолжением тех тенденций, которые породила демократизация региона. На этом этапе в регионе появляются новые политические силы в первую очередь Венесуэла. Разнообразие дискурсов регионального сотрудничества привело к развитию трех видов регионализма в рамках пост-неолиберализма.
Венесуэла стала движущей силой леворадикального политического движения в регионе, следствием чего стал боливарианский регионализм. Идеологически боливаризм представлял собой совокупность различных идей таких, как необходимость создания регионального союза, который позволит сохранить латино-карибскую независимость и идентичность, борьба с угнетением, справедливое распределение доходов, антиамериканизм, антиимпериализм и жесткая оппозиция неолиберализму. Главным институтом в рамках данной концепции стала ALBA. Альянс ставил перед собой цели борьбы с бедностью и социальной исключенностью, а также консолидации стран региона с левыми режимами. ALBA реализовала несколько амбициозных проектов таких, как создание Банка ALBA и валюты сукре, а также множество социальных программ. Венесуэла также активно использовала энергетическую дипломатию, что укрепило ее позиции в Центральной Америке и Карибском бассейне.
Вместе с тем попытка распространения боливаризма на весь латино- карибский регион оказалась неудачной. Боливарианские институты пришли в кризисное состояние в начале 2010-х гг. Снижение цен на нефть, асимметрия в развитии участников, парадоксальная организация регионального пространства с отсутствием общих границ, смерть Уго Чавеса и последовавший за этим политический и экономический кризис в Венесуэле стали причинами того, что боливарианские региональные институты практически полностью прекратили свою деятельность к концу 2015 г.
Другим видом регионализма был панлатиноамериканизм, который является продолжением идей Бразилии в регионе и одним из факторов ее возвышения на международной арене. Цель панлатиноамериканизма заключалась в создании масштабной системы взаимодействия в Латинской Америке и Карибском бассейне без участия Соединенных Штатов Америки, благодаря чему регион станет самостоятельной единицей на мировой арене, а Бразилия - его лидером. Это привело к появлению UNASUR и CELAC, которые стали альтернативой Организации американских государств и Саммиту Америк.
Появление UNASUR стало знаковым событием, так как никогда прежде в регионе не существовало независимой от США организации со столь обширной организационной повесткой, которая направлена на решение наиболее острых региональных проблем, таких как социальное неравенство, инфраструктура, энергетика, безопасность, наркотрафик и т.д. Наиболее важными элементами союза стали COSIPLAN и Южноамериканский совет обороны. Первая структура нацелена на решение давней проблемы Южной Америки - слабой инфраструктуры. В свою очередь Южноамериканский совет обороны был призван обеспечить региональную безопасность и предотвращать случаи недемократического захвата или смены власти, что ему успешно удавалось.
Трудно переоценить историческое значение появления CELAC, который объединил все 33 независимые государства Латинской Америки и Карибского бассейна и оспорил незыблемость позиций Саммита Америк как главного политического форума. На ежегодных саммитах CELAC лидеры стран обсуждают актуальные вопросы, связанные с развитием региона. Помимо этого, существуют специальные саммиты, на которых участники CELAC встречаются с представителями Евросоюза, Китая, России и Индии. Таким образом, CELAC предоставил возможность странам региона действовать на международной арене как единый актор. Единственным ощутимым недостатком данного института является отсутствие постоянного административного органа, что ограничивает его эффективность.
Панлатиноамериканские институты стали уникальным явлением в истории латино-карибского регионализма, потому как впервые смогли добиться объединения стран региона, несмотря на различие в политических курсах, а также составить конкуренцию панамериканским институтам. Некоторое замедление в развитие панлатиноамериканизма наметилось в середине 2010-х гг. и в первую очередь это было связано с внутриполитическими проблемами в Бразилии. Наиболее остро это отразилось на UNASUR, организация впала в кризисное состояние из-за отсутствия консенсуса по вопросу о выборе генерального секретаря. Это свидетельствует о том, что UNASUR утратил свое влияние и способность примирять различные интересы участников.
Третьим видом регионализма на данном этапе стал неолиберализм-плюс. Главным институтом в рамках данного направления стал Тихоокеанский альянс. Неолиберализм-плюс представляет собой эволюционировавшую форму
неолиберализма 1990-х гг., в рамках которой учитывается опыт региональных институтов предыдущей эпохи, в первую очередь MERCOSUR и NAFTA. В частности, это отражается в нацеленности Тихоокеанского альянса на внешние рынки, а интеграция выступает как инструмент для того чтобы совместно представлять позицию субрегиона в мировой экономике. Альянс проявлял интерес к сотрудничеству с внешними партнерами, особенно в Азиатско- Тихоокенском регионе и США. Появление Тихоокеанского альянса было воспринято левыми политиками региона как оппозиция боливарианским и панлатиноамериканским региональным институтам, в первую очередь из-за того, что двумя из четырех его основателей стали традиционные партнеры США - Мексика и Колумбия. Однако участники альянса не отказывались от сотрудничества со странами с левыми режимами, о чем может свидетельствовать проект сближения с MERCOSUR.
В середине 2010-х гг. пост-неолиберальный регионализм пришел в состояние стагнации, что, прежде всего, демонстрирует кризис боливарианских институтов и UNASUR. Таким образом, результаты, которых удалось добиться региону на этом этапе, противоречивы. С одной стороны, нельзя не отметить успешность регионального взаимодействия на многих уровнях, что привело к созданию такого количества институтов, было реализовано множество инициатив в самых разных сферах. С другой стороны, в середине 2010-х гг. вновь обострилась политическая поляризация региона: страны оказались разделены по признаку правого или левого политического курса. Вместе с тем эта полярность не препятствовала созданию крупных проектов, чего не удалось добиться в рамках неолиберального регионализма.
Историческое значение указанных моделей регионализма, существовавших в Латинской Америке и Карибском бассейне в период с конца 1980-х по середину 2010-х гг., неоднозначно и может оцениваться двояко, потому, как каждая имеет сильные и слабые стороны. Каждый из выделенных периодов характеризуется как позитивными, так и негативными аспектами.
В целом система региональных институтов характеризуется высокой дублетностью и наслоением институтов. Причиной этого является появление большого количества объединений в последние тридцать лет, при условии сохранения старых. Увеличение количества региональных институтов не привело к повышению эффективности регионального взаимодействия, а, напротив, лишь усилило дублетность и развитие бюрократии. Попытки свести все основные вопросы регионального взаимодействия в рамки одного из существующих институтов окончились неудачей. Все это приводит к малой эффективности региональных институтов и их неспособности достичь поставленных целей. Помимо этого, необходимо отметить зависимость региональных институтов от политической конъюнктуры, что приводит к тому, что церемониальные функции взаимодействия на региональном уровне приобретают более важное значение, чем результат этого взаимодействия.
Наконец стоит отметить состояние политической, экономической и порой культурной поляризации, которая свойственна региону. Данная проблема так и не была преодолена, несмотря на богатую историю регионализма. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна склонны пренебрегать региональными формами взаимодействия в условиях внутренних проблем. Каждое государство ставит свои национальные интересы в приоритет по отношению к общим интересам или интересам региональных и субрегиональных объединений, поэтому затруднительно создание любых институтов с наднациональным управлением.
Но, несмотря на все эти негативные аспекты, развитие регионализма в период с конца 1980-х по середину 2010-х гг. способствовало развитию Латинской Америки и Карибского бассейна. Регион перестал восприниматься как «задний двор» Соединенных Штатов Америки, который не имеет своей позиции и слепо следует за своим северным соседом. Страны обрели самостоятельность во внутренней и внешней политике, а лидеры региона завоевали статус восходящих сил в мировой политике и экономике. Региональные институты, появившиеся на данном этапе, сыграли важную роль в этом процессе, так как способствовали развитию экономики, укреплению демократии и политической кооперации.
Перспективы дальнейшей разработки темы диссертационного исследования заключаются в проведении сравнительного исследования региональных институтов Латинской Америки и Карибского бассейна с региональными институтами других регионов. Подобное исследование сможет ответить на вопросы является ли система региональных институтов Латинской Америки и Карибского бассейна уникальной, есть ли какие-то общие черты в развитии регионализма в разных частях мира. Помимо этого, актуальными темами для исследования представляются: изучение роли отдельных государств в рамках региональных институтов, а также история влияния Соединенных Штатов Америки в странах Латинской Америки и Карибского бассейна через призму региональных институтов.
1. ACE Chile - MERCOSUR [ACE N° 35] // Gobierno de Chile [сайт]. URL: https : //www. aduana. cl/aduana/site/artic/20070711/pags/20070711131941. html (дата обращения: 05.02.2018).
2. Acta de Adhesión de la República de Colombia al Acuerdo sobre Residencia para
Nacionales de los Estados Partes del MERCOSUR, Bolivia y Chile // MERCOSUR [сайт]. URL:
http : //www. cartillaciudadania.mercosur. int/oldAssets/uploads/DEC 020¬
2012 ES AdhesionColombiaAcdoResidencia.pdf (дата обращения:
24.10.2018) .
3. Acta de Buenos Aires (Programa de Integración y Cooperación Económica entre
la República Argentina y la República Federativa del Brasil, 29 de julio de 1986) // Dipublico [сайт]. URL: https://www.dipublico.org/3999/acta-de-buenos-aires- programa-de-integracion-y-cooperacion-economica-entre-la-republica-argentina- y-la-republica-federativa-del-brasil-29-de-julio-de-1986/ (дата обращения:
02.02.2018).
4. Acta de Buenos Aires. Buenos Aires, 6 de julio de 1990 // Sistema de información sobre
Integración y Comercio [сайт]. URL: https : //services. intradebid.org/data-
repository/DocsPdf/Acuerdos/ARGBRA-ACE14%20- %20Acta%20de%20Buenos%20Aires%20del%2090.pdf (дата обращения:
05.02.2018).
5. Acuerdo de Complementación Económica N° 35 Celebrado entre los Gobienos de
los Estados Partes del MERCOSUR y el Gobierno de la República de Chile // Gobierno de Chile [сайт] URL:
https://www.aduana.cl/aduana/site/artic/20070711/asocfile/20070711131941/acue rdo de complementaci n econ mica nr 35 chile mercosur.pdf (дата
6. Acuerdo de Complementación Económica N° 36 Celebrado entre los Gobienos de
los Estados Partes del MERCOSUR y el Gobierno de la República de Bolivia // Estado Plurinacional de Bolivia [сайт] URL:
http://www.aduana.gob.bo/aduana7/sites/default/files/kcfínder/fíles/ACE 036 Ac uerdo%5B 1 %5D.pdf (дата обращения: 06.02.2018).
7. Acuerdo de sede entre la Republica Oriental de Uruguay y el Mercado Comun del
Sur (MERCOSUR) para el funcionamento de la Secretaria Administrativa del MERCOSUR // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www. mercosur. int/innovaportal/fíle/48/1 /dec 004¬
1996 es acuerdosedemcs-sam.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
8. Acuerdo sobre Residencia para Nacionales de los Estados Partes del
MERCOSUR // MERCOSUR [сайт]. URL:
https://www.mercosur.int/documento/acuerdo-residencia-nacionales-estados- partes-mercosur/?wpdmdl=2970&refresh=5c20cadfbd5ad1545652959 (дата
обращения: 24.10.2018).
9. Acuerdo sobre Residencia para Nacionales de los Estados Partes del
MERCOSUR, Bolivia y Chile // MERCOSUR [сайт]. URL: https://www.mercosur.int/documento/acuerdo-residencia-nacionales-estados- partes-mercosur-bolivia- chile/?wpdmdl=2967&refresh=5c20cadfb8bfb1545652959 (дата обращения:
24.10.2018) .
10. Adhesión de la República del Ecuador al Acuerdo sobre Residencia para
Nacionales de los Estados Partes del MERCOSUR, Bolivia y Chile // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www. cartillaciudadania.mercosur. int/oldAssets/uploads/DEC 021 -
2011 ES Adhesion%20Equador%20Acuerdo%20Residen%20Nacionales.pdf (дата обращения: 24.10.2018).
11. Adhesión de la República del Perú al Acuerdo sobre Residencia para Nacionales
de los Estados Partes del MERCOSUR, Bolivia y Chile // MERCOSUR [сайт]. URL: http://www.cartillaciudadania.mercosur.int/oldAssets/uploads/DEC 004- 2011 ES Adhesion%20Peru%20Acuerdo%20Residen%20Nacionales.pdf (дата обращения: 24.10.2018).
12. Circulación de Personas y Bienes // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www. cartillaciudadania.mercosur. int/categs/es/2 (дата обращения:
24.10.2018) .
13. Código Aduanero del MERCOSUR // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/fíle/2363/1/dec 027-2010 es can.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
14. Comercio de Argentina con Brasil // Dirección Nacional de Cuentas
Internacionales - Ministerio de Economía y Producción - República Argentina [сайт]. URL:
https : //www. economia. gob. ar/cuentas/internacionales/comercio brasil/introducci on.htm (дата обращения: 29.01.2018).
15. Comunicado conjunto de los presidents // MERCOSUR [сайт]. URL: http://www. mercosur. int/innovaportal/file/4488/1/cmc 1995 acta02 comunicado
es mcs.pdf (дата обращения: 24.01.2018).
16. Decisión sobre la suspensión de la República Bolivariana de Venezuela en el
MERCOSUR // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/file/8469/1/decision-suspension-de- venezuela-del-mercosur es.pdf (дата обращения: 26.12.2017).
17. Declaración de los Presidentes del MERCOSUR y de la Republica de Bolivia
1994 // MERCOSUR [сайт] URL:
http : //www. mercosur. int/innovaportal/file/4506/1/cmc 1994 acta01 declara- presiden es mcs-b.pdf (дата обращения : 25.01.2018).
18. Declaración de los Presidentes del MERCOSUR y de la Republica de Bolivia
1995 // MERCOSUR [сайт] URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/file/4506/1/cmc 1995 acta01 declaracion
es mcs-bolivia.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
19. Declaracion Politica del MERCOSUR, Bolivia y Chile como Zona de Paz //
MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/file/4506/1/cmc 1998 acta01 declaracion es zonapaz.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
20. Declaración Presidencial sobre Compromiso Democrático en el MERCOSUR //
MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/msweb/Documentos/Publicados/Declaraciones%20Conj untas/003670856 CMC 25-06-1996 DECL-DPR S¬
N ES CompromDemo.pdf (дата обращения: 06.02.2018).
21. Declaración Presidencial sobre Dialogo Político entre los Estados Partes del
MERCOSUR // MERCOSUR [сайт] URL:
http : //www. mercosur. int/innovaportal/fíle/4506/1/cmc 1996 acta01 declaracion
es dialogopolitico.pdf (дата обращения : 06.02.2018).
22. Evolución del Sistema de Solución de Controversias // Tribunal Permanente de Revisión [сайт]. URL: http : //www. tprmercosur. org/es/hist controv. htm (дата обращения: 02.02.2018).
23. Fondo para la Convergencia Estructural del MERCOSUR - FOCEM //
MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www. mercosur. int/innovaportal/v/385/2/innova. front/fondo-para-la- convergencia-estructural-del-mercosur-focem (дата обращения: 03.02.2018).
24. Foro Consultivo Económico-Social (FCES) // MERCOSUR [сайт]. URL: http : //www. mercosur. int/innovaportal/v/6458/2/innova.front/foro-consultivo- economico-social-fces (дата обращения: 27.07.2018).
25.Iniciativa de Asunción sobre Lucha contra la Pobreza Extrema // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/file/4506/1/cmc 2005 acta01 declara pres iden es iniciativaluchacontrapobrezaextrema.pdf (дата обращения:
27.07.2018).
26. Latest round reports and EU proposals for the trade agreement with Mercosur // European Commission [сайт]. URL:
http : //trade .ec. europa. eu/doclib/press/index. cfm?id=1769 (дата обращения:
27. Memorandum de Entendimiento para el Relacionamiento de Bolivia con el
MERCOSUR // SICA [сайт]. URL:
http : //www. sice.oas. org/TPD/BOL MER/Negotiations/MemoEntendimiento s. as p (дата обращения: 25.01.2018).
28. Mercosur European Union Dialogue // EU-LAC [сайт]. URL:
https : //eulacfoundation. org/en/system/files/MERCOSUR%20EU%20DIALOGU E.pdf (дата обращения: 11.05.2017).
29. Órganos Derivados de Textos Fundacionales // MERCOSUR [сайт]. URL: http://www. mercosur. int/innovaportal/v/3878/1/innova. front/organos-derivados- de-textos-fundacionales (дата обращения: 08.09.2017).
30. Plan Estratégico de Acción Social (PEAS) // MERCOSUR [сайт]. URL: http : //www. mercosur. int/innovaportal/v/6303/11/innova. front/plan-estrategico-de- accion-social-peas (дата обращения: 27.07.2018).
31. Protocolo Constitutivo del Parlamento del MERCOSUR // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int:8081/innovaportal/fíle/1104/1/2005 protocoloparlament omcs es.pdf (дата обращения: 14.01.2018).
32. Protocolo de Olivos para la Solucion de Controversias en el MERCOSUR //
MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.tprmercosur.org/es/docum/Protocolo de Olivos es.pdf (дата
обращения: 28.12.2017).
33. Protocolo de Ouro Preto // MERCOSUR [сайт]. URL:
http://www.mercosur.int/innovaportal/file/721/1/cmc 1994 protocolo ouro pret o es.pdf (дата обращения: 08.09.2017).
34. Protocolo de Ushuaia sobre Compromiso Democrático en el MERCOSUR, la
Republica de Bolivia y la Republica de Chile. // International Democracy Watch [сайт]. URL:
http://www. internationaldemocracywatch. org/attachments/112 1998 ProtocoloU shuaia-CompromisoDemocratico ES.pdf (дата обращения: 25.01.2018).