Период второй половины XX в. - начала XXI в. ознаменовался появлением большого количества региональных институтов, которые посредством механизмов кооперации и интеграции решают различные задачи. Многообразие форм и видов региональных институтов встречается сегодня во всем мире, региональная кооперация охватывает практически все актуальные общемировые и региональные проблемы. Регионы совместно решают вопросы экономического и социального развития, политики, культуры, защиты окружающей среды, безопасности и т.д. Данный феномен характеризует многополярность мира, так как расширение и интенсификация связей приводит к повышению значимости различных полюсов в политической и экономической системе мира.
В контексте вышеописанных тенденций научное сообщество сталкивается с необходимостью изучения различных регионов для анализа региональных процессов и прогнозирования их будущего развития. Важно отметить, что процесс эволюции региональных институтов не имеет единой, формализованной траектории, а протекает в каждом отдельном регионе по-разному и имеет свои уникальные предпосылки, причины и последствия.
Латинская Америка и Карибский бассейн являются показательным примером данного явления, так как исторически в рамках данного региона был развит процесс регионального и субрегионального взаимодействия в различных видах и формах. Причиной этого является коллективное стремление к преодолению конфликтов между странами региона, политической кооперации, борьбе с экономической отсталостью и асимметрией. В последние тридцать лет в регионе возникло большое количество новых региональных институтов. Все это дает основание сделать вывод об актуальности изучения процесса эволюции региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Объектом исследования является Латинская Америка и Карибский бассейн. Предметом исследования в свою очередь являются региональные институты Латинской Америки и Карибского бассейна.
Необходимо отметить критерии отбора региональных объединений, использованные в данном исследовании. Рассматриваемые организации действуют в указанных территориальных рамках и состоят в подавляющем большинстве из независимых государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Единственным исключением является Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), где участвует только одна латиноамериканская страна - Мексика. Причины этого заключаются в значительном влиянии, оказанном данной организацией на развитие регионализма в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1980-х гг. до середины 2010-х гг. Этот период является наиболее динамичным с точки зрения процесса развития региональных объединений в латино-карибском регионе.
Выбор нижней границы позволяет проследить тенденции и логику формирования региональных структур неолиберального толка в 1990-е гг. Верхняя граница обусловлена кризисом пост-неолиберализма в регионе.
Географические рамки включают 33 независимые государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
Целью диссертационной работы является изучение процесса эволюции региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне в период с конца 1980-х по середину 2010-х гг. Исходя из поставленной цели, в рамках работы решаются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить, изучить и охарактеризовать этапы становления и условия развития региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
2. Выявить особенности различных видов регионализма и провести их типологизацию.
3. Проанализировать наиболее значимые региональные институты и их деятельность по борьбе с проблемами региона.
4. Установить основные тенденции развития региональных институтов в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Степень разработанности проблемы.
Весь комплекс литературы, в которой затрагивается тема региональных институтов Латинской Америки и Карибского бассейна, можно разделить на несколько основных групп и подгрупп.
К первой группе относятся работы, которые изучают непосредственно историю Латинской Америки и Карибского бассейна в разные периоды. В ряде работ фокус сделан на историю стран региона по отдельности, где в основном рассматриваются крупные и наиболее влиятельные государства, их политическое устройство и экономика. События регионального уровня приводятся только в случае их влияния на внутриполитические аспекты (Е. А. Ларин, Б. Кин, К. Хейнс, Т. Скидмор, П. Смит, Л. Бетелл) . В других работах история излагается через призму всего региона, выделяются общие региональные тенденции в сфере политики, экономики, безопасности, имевшие влияние на все или многие страны Латинской Америки и Карибского бассейна (А. И. Строганов, Ф. Фукуяма, Т. Альперин Донги, Дж. Чэйстин, М. Лароса, Г. Мехия и др.) . Также стоит выделить работы, посвященные истории взаимоотношений стран Латинской Америки и Карибского бассейна с Соединенными Штатами Америки, которые традиционно играют важную роль в жизни региона. В них отражены такие аспекты, как дипломатические отношения, войны, интервенции и кризисы, развитие политики панамериканизма, торговля и экономические взаимоотношения (Е. Д. Строганова, Дж. Смит, Дж. Скарфи, А. Тилман, А. Альварес и др.) .
Ко второй группе можно отнести исследования, посвященные региональным институтам, которую можно разделить две на подгруппы: первую составят работы, которые рассматривают отдельно взятые региональные институты, а вторую - те, что рассматривают их системно.
В 1990-е гг. исследователи отдавали предпочтение изучению отдельных институтов, детально рассматривая их деятельность и развитие. Наибольшее внимание было уделено MERCOSUR (Дж. Л. Гардини, Дж. Бехар, П. Коффей, К. Мейснер и др.) , NAFTA (М. Вийареал, П. Коффей, Г. Хуфбауер, Дж. Шот) и проекту зоны свободной торговли Америк (М. Нельсон, П. Визентини, М. Визеброн, Д. Маршал) .
Появление в начале нового тысячелетия серии работ, в которых анализируется системная картина региональных институтов, было продиктовано кризисом неолиберализма и попыткой исследователей взглянуть на этот феномен на уровне региона (З. В. Ивановский,
1. Бибнев, А. А. Режим ядерного нераспространения в Латинской Америки и Карибском бассейне. История и современность / А. А. Бибнев // Международные отношения. - 2017. - № 4. - С. 42-54 (1 п.л.);
2. Бибнев, А. А. Эволюция региональной концепции Симона Боливара / А. А. Бибнев // Исторический журнал: научные исследования. - 2017. - № 6. - С. 121-133 (0,8 п.л.);
3. Бибнев, А. А. Эволюция боливарианского регионализма /
A. А. Бибнев // Genesis: исторические исследования. - 2018. - № 4. - С. 44-57 (1,2 п.л.);
4. Бибнев, А. А. Актуальные вызовы для Unasur. Интервью с Эрнесто Сампером Писано / А. А. Бибнев // Латинская Америка. - 2018. - № 7. - С. 56-58 (0,2 п.л.);
Глава в монографии:
5. Бибнев, А. А. Современный латиноамериканский регионализм: столкновение двух моделей интеграции / А. А. Бибнев // Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века / под ред.
B. И. Михайленко. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. - С. 387 - 401 (0,7 п.л.);
Другие публикации:
6. Бибнев, А. А. Сепаратизм на Мартинике / А. А. Бибнев // Дневник АШПИ. - 2016. - № 32. - С. 92-97 (0,3 п.л.);
7. Бибнев, А. А. Проблемы Карибской интеграции на рубеже XX-XXI вв. / А. А. Бибнев //70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции Материалы международной научной конференции. Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет, Институт социальных и политических наук, Департамент международных отношений, кафедра теории и истории международных отношений; Уральский региональное отделение Ассоциации европейских исследований; Уральское региональное отделение Российской ассоциации содействия ООН. - 2016. - С. 65-68 (0,2 п.л.);
8. Бибнев, А. А., Камынин, В. Д. Билатеральный договор ЕС
- Меркосур о свободной торговле: в поисках консенсуса / А. А. Бибнев, В. Д. Камынин // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 3. - С. 50-56 (0,5 п.л./0,25 п.л.).