I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:
В конце XX века развитие новых технологий коммуникации, таких, как Интернет, спровоцировало очередную информационную революцию, последствия которой привели к трансформации политической коммуникации, как элемента глобальной коммуникационной системы, и обеспечили появление новых типов взаимоотношений в политике. Анализ актуальных медийных практик показывает, что широкое распространение Интернета и, в частности, социальных медиа приводит к появлению новых форм политической коммуникации. Данные обстоятельства предоставили политическим акторам возможность использовать дополнительные каналы для построения адекватной имиджевой стратегии и общения с избирателями в Интернете, в особенности - в период избирательной кампании.
В этом контексте особую остроту приобретает вопрос участия средств массовой информации в политическом процессе, так как их деятельность не только оказывает влияние на формирование новой среды политической коммуникации, но и сопряжена с поиском новых способов доведения до аудитории политически значимых сообщений. Именно в целях недопущения кризисных ситуаций, ведущих к девальвации легитимности политических институтов и усилению социальной напряженности, средствам массовой информации следует проводить такую информационную политику, которая могла бы обеспечить стабильное состояние политической системы и общества в целом.
Создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия между властью и обществом требует признания качественных изменений в функционировании СМИ, которые предполагают использование широкого спектра Интернет-технологий (официальные сайты СМИ, социальные медиа) для распространения сообщений, пересмотр принципов представления информации. Описать отмечаемые перемены и выявить их влияние на политическую коммуникацию возможно, обратившись к анализу конвергенции как процесса, который самым значительным образом оказывает влияние на функционирование средств массовой информации.
Понятие «конвергенция» (от лат. соптегцо - приближаюсь, схожусь) означает процесс глубоких трансформаций всех элементов института СМИ, связанных с появлением внутри редакций новых отделов, изменением профессиональных компетенций журналистов, применением новых технологий коммуникации в системе общественно-политических отношений. В конвергенции заложен тот стратегический ресурс, использование которого поможет обеспечить адаптацию СМИ к постоянно меняющимся условиям информационно-коммуникационной среды, которая отличается нестабильностью, непредсказуемым развитием в связи с влиянием широкого многообразия факторов (появление новых технологий коммуникации, высокой конкуренции на рынке, информационных войн и т.п.).
Необходимость исследования функционирования института СМИ в системе политической коммуникации в условиях конвергенции продиктована несколькими причинами.
Во-первых, трансформации различных элементов института средств массовой информации происходят настолько интенсивными темпами, что практика и последствия данного процесса остаются недостаточно изученными. Проблема отставания теоретического осмысления поставленной проблематики может быть решена путем получения объективных и достоверных результатов, которые в состоянии восполнить пробелы по вопросам функционирования института СМИ в системе политической коммуникации в контексте конвергенции.
Во-вторых, анализ функционирования современных средств массовой информации требует организации научных исследований, предполагающих использование соответствующей группы методов. Раскрыть особенности тенденций и закономерностей развития средств массовой информации поможет использование методического инструментария, который предусматривает применение теоретических положений о конвергенции и исследовательских процедур, способных выявить качественные изменения всех элементов института СМИ в условиях конвергенции.
В-третьих, остается неисследованным вопрос определения связи между конвергенцией в области средств массовой информации и изменением характера функционирования СМИ в системе политической коммуникации. Изучение этого взаимовлияния связано с мета-ролью средств массовой информации в информационном обеспечении политической коммуникации. Особенность мета-роли СМИ заключается в том, что принятие политически значимых решений, распределение и отправление власти, реализация политических стратегий в информационно-коммуникационной среде немыслимы без каналов средств массовой информации, посредством которых сообщения доставляются до массовой аудитории. Концентрированным выражением мета-роли средств массовой информации является их включенность в избирательный процесс, в котором, несмотря на активизацию многих других каналов для проведения политической коммуникации, именно им отводится определяющее значение, как одному из важнейших инструментов легитимации власти. Следовательно, важно рассмотреть вопрос о том, насколько востребованными для передачи политически значимой информации среди политических акторов являются новые технологии коммуникации, используемые конвергентными средствами массовой информации в предвыборный период.
информации: региональный аспект (по результатам социологического исследования) / А. С. Юферева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2018. - № 4. - С. 170-173. (0, 3 п. л.)
2. Юферева А. С. Особенности организации работы в современных СМИ в условиях конвергенции (по итогам социологического исследования) / А. С. Юферева // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - № 4. - Т. 1 - С. 220-227. (0, 8 п. л.)
3. Юферева А. С. Взаимодействие средств массовой информации с аудиторией в условиях конвергенции: взгляд профессиональных журналистов (по результатам социологического исследования) / А. С. Юферева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - № 4. - С. 53-58. (0, 5 п. л.)
4. Юферева А. С. Мультимедийные лонгриды как формат в Интернет- журналистике: анализ специфических особенностей / М. С. Горшкова, А. С. Юферева // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 105-111. (0, 5 п. л. / 0, 25 п. л.)
5. Юферева А. С. Ключевые концепты медиадискурса: «конвергенция», «мультимедиа», «интеграция» (по результатам социологического опроса журналистов) / А. С. Юферева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - № 1 (168). - С. 66-72. (0, 5 п. л.)
6. Юферева А. С. Место и роль института СМИ в современной политической коммуникации в XX веке / А. С. Юферева // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2017. - № 4. - С. 195-203. (0, 8 п. л.)
7. Юферева А. С. Особенности распространения агитационных текстов в СМИ (на примере избирательной кампании 2016 г.) / А. С. Юферева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (16). - С. 121-124. (0, 4 п. л.)
8. Юферева А. С. Средства массовой информации как институт политической коммуникации в условиях интернета / А.С. Юферева // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 3. - Т. 2. - С. 286-295. (0, 9 п. л.)
9. Юферева А. С. Политический блог в период медиаконвергенции: жанровый аспект / Н. Н. Коптяева, А. С. Юферева // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 1. - С. 1-11. (1, 5 п. л. / 0, 75 п. л.)
10. Юферева А. С. Медиаконвергенция как процесс формирования новых стратегических возможностей для средств массовой коммуникации / А. С. Юферева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - № 1 (159). - С. 14-24. (1 п. л.)
11. Юферева А. С. Анализ теоретических аспектов функционирования политической коммуникации в условиях медиаконвергенции / А. С. Юферева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 3 (153). - С. 68-76. (0, 8 п. л.)
12. Макшакова А. С. (Юферева А. С.). Нематериальные активы медиапредприятия в контексте экономики знаний / А. С. Болышева, А. С. Макшакова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 4. - С. 86-93. (0, 8 п. л. / 0, 4)
Отдельное издание:
13. Юферева А. С. Медиапредприятие в условиях конвергенции (на примере делового еженедельника «Экономика и жизнь»): [учеб.-метод. пособие] / С. А. Болышева, А. С. Юферева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.- Екатеринбург: Изд..-во Урал. ун-та, 2016. - 117 с. (Доля авторства: 0,5).
Другие публикации:
14. Юферева А. С. Социальные медиа как предметное поле социологических исследований: основные направления анализа и концептуальные сложности / Д. В. Руденкин, А. С. Юферева // Социум и власть. - 2018. - № 5 (73). - С. 18-27. (0, 9 п. л. / 0, 45 п. л.)
15. Юферева А. С. Особенности управления политической коммуникацией в условиях медиаконвергенции: основные тенденции и закономерности / А. С. Юферева, А. А. Фирсов // Дискурс-ПИ. - 2018. - № 1 (30). - С. 73-82. (1, 5 п. л. / 0, 75 п. л.)
16. Юферева А. С. Предпосылки становления теории массовой коммуникации в XX в. на примере советского опыта / А. С. Юферева // Власть. - 2017. - Т. 25. - № 2. - С. 99-102. (0, 4 п. л.)
17. Юферева А. С. Развитие политической коммуникации в условиях медиаконвергенции: анализ роли социокультурного контекста / А. С. Юферева // Вестник Томского государственного университета. Серия: философия, социология, политология. -
2016. - № 4 (36). - С. 375-384. (0, 9 п. л.)
18. Юферева А. С. Медиаконвергенция: основные подходы к определению понятия / А.С. Юферева // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. - Екатеринбург: УрО РАН. - 2016. - № 2. - Том 16. - С. 80-93. (1,7 п. л.)
19. Юферева А. С. Проблемы адаптации средств массовой информации к медиаконвергенции: региональный аспект / А. С. Юферева// Всероссийский форум молодых ученых : сборник материалов (г. Екатеринбург, 27-28 апреля 2017 г.). - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
2017. - С. 280-285. (0, 5 п. л.)
20. Юферева А. С. Анализ коммуникационных процессов в политике в контексте медиаконвергенции / А. С. Юферева // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. - 2017. - С. 248-255. (0, 7 п. л.)
21. Юферева А. С. Процессы политической коммуникации и медиаконвергенции: исследование аспектов взаимодействия / А. С. Юферева // Социум и власть. - 2016. - № 3(59). - С. 50-55. (0, 5 п. л.)
22. Юферева А. С. Анализ представлений о политической коммуникации в концепциях информационного общества / А. С. Юферева // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2016. - № 3. - С. 63-75. (1,6 п. л.)
23. Юферева А. С. Управление процессами политической коммуникации в период медиаконвергенции: в поисках концептуального подхода / А. С. Юферева // Вопросы управления. - 2016. - 3(21). - С. 14-22. (0, 8 п. л.)
24. Юферева А. С. Синергетический потенциал медиаконвергенции как основа стратегии по управлению интегрированными массовыми коммуникациями / А. С. Юферева // Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (г. Екатеринбург, 21-22 апреля, 2016 г.). - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2016. - С. 256-260. (0, 4 п. л.)
25. Юферева А. С. Массовая коммуникация и медиаконвергенция: тенденции и новые вызовы / А. С. Юферева // Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия» (г. Екатеринбург, 14-15 апреля, 2016 г.). - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2016. - С. 135-138. (0, 4 п. л.)
26. Юферева А. С. Отражение феномена медиаконвергенции в процессах
политической коммуникации / А.С. Юферева // Материалы XV Международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (г. Санкт-Петербург, 9-11 марта, 2016 г.). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный
университет, 2016. - С. 128-130. (0, 2 п. л.)
27. Юферева А. С. Медиаконвергенция как фактор виртуализации политики / А. С. Юферева // Сборник материалов XIX Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 19-20 марта, 2016 г.). - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2016. - С. 3183-3188. (0, 5 п. л.)
28. Макшакова А. С. (Юферева А. С.). Проблемы функционирования политической журналистики в условиях медиаконвергенции: типологический аспект / А.С. Макшакова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Политическое сознание современного российского общества в условиях модернизации» (г. Красноярск, 18 ноября, 2014 г.). - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. - С. 37-43. (0, 6 п. л.)
29. Макшакова А. С. (Юферева А. С.). Роль медиаконвергенции в регулировании коммуникационных процессов в политике в условиях глобализации информационного пространства / А. С. Макшакова // Сборник тезисов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых» (г. Челябинск, 21 апреля, 2015 г.). - Челябинск: ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2015. - С. 275-278. (0, 3 п. л.)