Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА УРАЛЕ (1918-1938 гг.)

Работа №101884

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы25
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ 3
Положения, выносимые на защиту 11
Апробация результатов исследования 12
Заключение 19
Список литературы 22

Актуальность темы. В 2018 г. исполнилось сто лет со времени начала массовых репрессий в нашей стране. Репрессии стали одним из ключевых факторов, повлиявших на изменение многих страт советского общества. Одной из социальных групп, подпавших под влияние репрессивной политики стало православное духовенство. Сегодня Право­славная Церковь играет в общественной жизни России значительную роль, и изучение изменений, происходивших с Церковью в результате изменений форм государственно­конфессиональных отношений, имеет большое значение для государства, общества и са­мой Церкви.
Исследование социальных групп, их внутренних и внешних взаимоотношений отвечает запросам современного гражданского общества. Направление, изучающее духо­венство как социальную группу, представлено в современных исследованиях синодаль­ного периода, однако подобные исследования советского периода истории Церкви еди­ничны. По нашему мнению, это связано в первую очередь с фрагментарной сохранностью, малой доступностью и изученностью архивных материалов. Введение в научный оборот новых источников позволяет создать социокультурный портрет духовенства Русской Пра­вославной Церкви в период мощнейшей социальной трансформации, проводившейся в XX веке ради построения нового типа общества.
Объектом исследования является социальная группа служителей Православной Церкви на Урале в условиях политических репрессий.
Понятие «приходское духовенство» в работе тождественно понятиям «служители культа», «служители церкви», «священноцерковнослужители» и включает как лиц, посвя­щенных в церковные степени (от митрополитов до дьяконов), так и лиц, не имевших спе­циального посвящения, но для которых служение в церкви являлось основным источни­ком доходов (псаломщики, иподьяконы и др.). Старообрядческое духовенство в работе не рассматривается. Исследование монашествующих ограничено теми категориями лиц, ко­торые принимали активное участие в приходской жизни или занимали какие-либо цер­ковные должности. В задачи исследования не входит выделение особенностей социокуль­турного портрета отдельных церковных юрисдикций, появившихся в 1920-е гг. (обнов­ленчество, юрисдикция Временного Высшего Церковного Совета, Андреевское течение и др.) Поэтому приводимая в работе статистика и описательная часть, если это специально не оговаривается, относится ко всей совокупности православного духовенства.
Предметом исследования являются социокультурные характеристики ураль­ских приходских церковнослужителей в изменившихся условиях их профессиональной деятельности.
В настоящей работе используется термин «социокультурный портрет группы» как наиболее соответствующий характеру анализируемых в исследовании источников. Это понятие определяется нами как комплекс общих социальных и культурных призна­ков, характеризующих социальную группу: возраст, образование, образ и качество жизни, условия труда, особенности профессиональной деятельности, благосостояние, обще­ственный статус, мировоззренческие характеристики, морально-этические нормы, нрав­ственное состояние и политические взгляды. Таким образом, социокультурный портрет группы — это инструментальный метод ее репрезентации.
Территориальные рамки включают нескольких современных областей Урала: Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую, а также Пермский край и Рес­публику Башкортостан.
Хронологические рамки исследования (1918-1938 гг.) обусловлены рубежами государственной политики по отношению к Церкви1. Нижняя граница — начало действия декретов советской власти, принципиально изменивших государственно-церковные отно­шения. Верхняя граница — время окончания Большого террора, в результате которого ду­ховенство уральских епархий утратило традиционную форму организационно-администра­тивного управления: был упразднен епископат, прекратилась возможность коллегиального управления, а само духовенство численно сократилось до исторического минимума. Указан­ные хронологические рамки позволяют рассматривать двадцатилетний период как целост­ный этап государственно-церковных взаимоотношений, в течение которого произошли су­щественные изменения социокультурного портрета православного духовенства...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении подведены основные итоги исследования.
Два десятилетия репрессивной политики советской власти привели к кардиналь­ному изменению социокультурного портрета уральского приходского духовенства. Пер­вой фактором, повлиявшим на изменение социокультурного портрета уральского духо­венства, стал «красный» террор и последующее беженство духовенства. Опустевшие ме­ста при этом вскоре были заняты вновь рукоположенными клириками: людьми менее об­разованными и более лояльными советской власти.
В период НЭПа при временном ослаблении репрессивной политики продолжа­лась антирелигиозная пропаганда, поддержка церковных расколов и формирование си­стемы доносителей внутри церковной среды. Наряду с уменьшавшейся возможностью церковной власти влиять на жизнь приходского духовенства роль возрастает государства в сфере личной жизни клирика, несмотря на формальное отделение церкви от государства. Это в той или иной мере накладывает свой отпечаток на мировоззрение приходского свя­щенника.
В 1920-е гг. происходит изменение формы существования частных хозяйств ду­ховенства. С общим падением доходов из вспомогательных они становятся основными источниками. В условиях форсированной индустриализации и коллективизации частное хозяйство духовенства, наряду с хозяйствами зажиточных крестьян, подвергается разоре­нию. Этот процесс сопровождается активными арестами и приводит в свою очередь к мас­совому переходу духовенства на гражданскую службу.
Еще одним фактором, повлиявшим на массовое сокращение группы псаломщиков и дьяконов на приходах, стала политика лишения церковнослужителей избирательных прав. Данная мера со второй половины 1920-х гг. коснулась низшего церковного клира, монаше­ствующих, а также членов семей представителей духовенства всех уровней. Начиная с 1919 г. на Урале псаломщические вакансии активно занимаются женщинами, и таким обра­зом в ХХ веке возникает феномен женского псаломщического служения, не имевший ана­логов в церковной истории.
Кульминацией репрессивной политики советского государства явился Большой террор, с особой жестокостью обрушившийся на священнослужителей. Проведение ре­прессивной политики Большого террора в отношении духовенства на Урале, его интен­сивность и размах различались в зависимости от политики каждого областного управле­ния НКВД. В результате Большого террора духовенство фактически перестало существо­вать как социальная группа.


1. Печерин, А. В. Духовное образование в советской России: историко-правовой ас­пект / А. В. Печерин, В. Н. Ильченко // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 259-263 (0,6 / 0,2 п. л.).
2. Печерин, А. В. Массовое бегство духовенства на Урале в 1919 г. и его последствия / А. В. Печерин, А. В. Мангилёва // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2018. —№ 3. — С. 138-166 (1,6 / 0,8 п. л.).
3. Печерин, А. В. Особенности проведения Большого террора против служителей Церкви на Урале / А. В. Печерин // Вестник Пермск. нац. исслед. политех. ун-та. Культура. История. Философия. Право. — 2018. — Вып. 3. — С. 96-109 (1 п. л.).
4. Печерин, А. В. Поместный Собор Российской Православной Церкви и Первый Чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян в воспоминаниях екатеринбург­ского протоиерея Алексия Игнатьева / А. В. Печерин, Ю. М. Сухарев // Вестник Екатерин­бургской духовной семинарии. — 2018. — № 2. — С. 148-180 (2,5 / 1,2 п. л.).
5. Печерин, А. В. Репрессии против православного духовенства на территории Че­лябинской области (1918-1939 гг.) / А. В. Печерин // Вестник Южно-Уральского гос. ун­та. Сер. Социально-гуманитарные науки. — 2018. — № 2. — С. 100-105 (0,8 п. л.).
6. Печерин, А. В. Социокультурный портрет женщины-псаломщика в 1919-1941 гг. (по материалам архивов Урала) / А. В. Печерин // Вестник Православного Свято-Тихонов­ского гуманитар. ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — № 85. — С. 100-111 (0,7 п. л.).
7. Печерин, А. В. «Церковные агенты» ОГПУ-НКВД на Урале в 1920-1930 гг.: штрихи к социальному портрету / А. В. Печерин // Вестник Пермск. нац. исслед. политех. ун-та. Культура. История. Философия. Право. — 2018. — Вып. 3. С. 96-109 (0,8 п. л.).
Другие публикации:
8. Печерин, А. В. Миссионерское служение священномученика Аркадия Гаряева / А. В. Печерин, Г. А. Кротова // Современная православная миссия: материалы докл. и со- общ. Всерос. науч. конф. — Екатеринбург : Изд-во Ново-Тихвинского женского мона­стыря, 2010. — С. 309-321 (0,6 / 0,3 п. л.).
9. Печерин, А. В. Иоанн Иванович Шишев / А. В. Печерин, А. В. Колесов // Право­славная энциклопедия. Т. XXIII. — Москва : Православная энциклопедия, 2010. — С. 311-312 (0,2 / 0,1 п. л.).
10. Печерин, А. В. Иосиф Фомич Сиков / А. В. Печерин // Православная энциклопе­дия. Т. XXV. — Москва : Православная энциклопедия, 2011. — С. 589-590 (0,2 п. л.).
11. Печерин, А. В. Литературное наследие священномученика Аркадия Г аряева / А. В. Печерин, И. Н. Корсунова // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 6: Исто­рико-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. — С. 241-248 (0,5 / 0,25 п. л.).
12. Печерин, А. В. Государственная политика по отношению к Церкви по материа­лам Гос. архива общественно-политической документации Курганской области / А. В. Пе­черин // Научное и социальное использование документов органов государственной без­опасности в исторической ретроспективе: проблемы и перспективы : материалы II меж­регион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : АМБ, 2011. — С. 75-79. (0,4 п. л.).
13. Печерин, А. В. Священномученики Курганской епархии / А. В. Печерин // Пра­вославие на Урале: вехи истории : материалы межрегион. науч.-практ. конф. — Екатерин­бург : УЦИО, 2012. — С. 131-137 (0,4 п. л.).
14. Печерин, А. В. Священномученик Василий, диакон Далматовский / А. В. Пече­рин // Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность : сб. ст. — Екатеринбург : АМБ, 2012. С. 57-61 (0,5 п. л.).
15. Печерин, А. В. Колчеданский Покровский женский монастырь / А. В. Печерин, В. В. Богомолов // Православие на Урале: вехи истории : материалы второй межрегион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : УЦИО, 2013. — С. 101-112 (0,6 / 0,3 п. л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ