Актуальность темы. В 2018 г. исполнилось сто лет со времени начала массовых репрессий в нашей стране. Репрессии стали одним из ключевых факторов, повлиявших на изменение многих страт советского общества. Одной из социальных групп, подпавших под влияние репрессивной политики стало православное духовенство. Сегодня Православная Церковь играет в общественной жизни России значительную роль, и изучение изменений, происходивших с Церковью в результате изменений форм государственноконфессиональных отношений, имеет большое значение для государства, общества и самой Церкви.
Исследование социальных групп, их внутренних и внешних взаимоотношений отвечает запросам современного гражданского общества. Направление, изучающее духовенство как социальную группу, представлено в современных исследованиях синодального периода, однако подобные исследования советского периода истории Церкви единичны. По нашему мнению, это связано в первую очередь с фрагментарной сохранностью, малой доступностью и изученностью архивных материалов. Введение в научный оборот новых источников позволяет создать социокультурный портрет духовенства Русской Православной Церкви в период мощнейшей социальной трансформации, проводившейся в XX веке ради построения нового типа общества.
Объектом исследования является социальная группа служителей Православной Церкви на Урале в условиях политических репрессий.
Понятие «приходское духовенство» в работе тождественно понятиям «служители культа», «служители церкви», «священноцерковнослужители» и включает как лиц, посвященных в церковные степени (от митрополитов до дьяконов), так и лиц, не имевших специального посвящения, но для которых служение в церкви являлось основным источником доходов (псаломщики, иподьяконы и др.). Старообрядческое духовенство в работе не рассматривается. Исследование монашествующих ограничено теми категориями лиц, которые принимали активное участие в приходской жизни или занимали какие-либо церковные должности. В задачи исследования не входит выделение особенностей социокультурного портрета отдельных церковных юрисдикций, появившихся в 1920-е гг. (обновленчество, юрисдикция Временного Высшего Церковного Совета, Андреевское течение и др.) Поэтому приводимая в работе статистика и описательная часть, если это специально не оговаривается, относится ко всей совокупности православного духовенства.
Предметом исследования являются социокультурные характеристики уральских приходских церковнослужителей в изменившихся условиях их профессиональной деятельности.
В настоящей работе используется термин «социокультурный портрет группы» как наиболее соответствующий характеру анализируемых в исследовании источников. Это понятие определяется нами как комплекс общих социальных и культурных признаков, характеризующих социальную группу: возраст, образование, образ и качество жизни, условия труда, особенности профессиональной деятельности, благосостояние, общественный статус, мировоззренческие характеристики, морально-этические нормы, нравственное состояние и политические взгляды. Таким образом, социокультурный портрет группы — это инструментальный метод ее репрезентации.
Территориальные рамки включают нескольких современных областей Урала: Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую, а также Пермский край и Республику Башкортостан.
Хронологические рамки исследования (1918-1938 гг.) обусловлены рубежами государственной политики по отношению к Церкви1. Нижняя граница — начало действия декретов советской власти, принципиально изменивших государственно-церковные отношения. Верхняя граница — время окончания Большого террора, в результате которого духовенство уральских епархий утратило традиционную форму организационно-административного управления: был упразднен епископат, прекратилась возможность коллегиального управления, а само духовенство численно сократилось до исторического минимума. Указанные хронологические рамки позволяют рассматривать двадцатилетний период как целостный этап государственно-церковных взаимоотношений, в течение которого произошли существенные изменения социокультурного портрета православного духовенства...
В Заключении подведены основные итоги исследования.
Два десятилетия репрессивной политики советской власти привели к кардинальному изменению социокультурного портрета уральского приходского духовенства. Первой фактором, повлиявшим на изменение социокультурного портрета уральского духовенства, стал «красный» террор и последующее беженство духовенства. Опустевшие места при этом вскоре были заняты вновь рукоположенными клириками: людьми менее образованными и более лояльными советской власти.
В период НЭПа при временном ослаблении репрессивной политики продолжалась антирелигиозная пропаганда, поддержка церковных расколов и формирование системы доносителей внутри церковной среды. Наряду с уменьшавшейся возможностью церковной власти влиять на жизнь приходского духовенства роль возрастает государства в сфере личной жизни клирика, несмотря на формальное отделение церкви от государства. Это в той или иной мере накладывает свой отпечаток на мировоззрение приходского священника.
В 1920-е гг. происходит изменение формы существования частных хозяйств духовенства. С общим падением доходов из вспомогательных они становятся основными источниками. В условиях форсированной индустриализации и коллективизации частное хозяйство духовенства, наряду с хозяйствами зажиточных крестьян, подвергается разорению. Этот процесс сопровождается активными арестами и приводит в свою очередь к массовому переходу духовенства на гражданскую службу.
Еще одним фактором, повлиявшим на массовое сокращение группы псаломщиков и дьяконов на приходах, стала политика лишения церковнослужителей избирательных прав. Данная мера со второй половины 1920-х гг. коснулась низшего церковного клира, монашествующих, а также членов семей представителей духовенства всех уровней. Начиная с 1919 г. на Урале псаломщические вакансии активно занимаются женщинами, и таким образом в ХХ веке возникает феномен женского псаломщического служения, не имевший аналогов в церковной истории.
Кульминацией репрессивной политики советского государства явился Большой террор, с особой жестокостью обрушившийся на священнослужителей. Проведение репрессивной политики Большого террора в отношении духовенства на Урале, его интенсивность и размах различались в зависимости от политики каждого областного управления НКВД. В результате Большого террора духовенство фактически перестало существовать как социальная группа.
1. Печерин, А. В. Духовное образование в советской России: историко-правовой аспект / А. В. Печерин, В. Н. Ильченко // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 259-263 (0,6 / 0,2 п. л.).
2. Печерин, А. В. Массовое бегство духовенства на Урале в 1919 г. и его последствия / А. В. Печерин, А. В. Мангилёва // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2018. —№ 3. — С. 138-166 (1,6 / 0,8 п. л.).
3. Печерин, А. В. Особенности проведения Большого террора против служителей Церкви на Урале / А. В. Печерин // Вестник Пермск. нац. исслед. политех. ун-та. Культура. История. Философия. Право. — 2018. — Вып. 3. — С. 96-109 (1 п. л.).
4. Печерин, А. В. Поместный Собор Российской Православной Церкви и Первый Чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян в воспоминаниях екатеринбургского протоиерея Алексия Игнатьева / А. В. Печерин, Ю. М. Сухарев // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2018. — № 2. — С. 148-180 (2,5 / 1,2 п. л.).
5. Печерин, А. В. Репрессии против православного духовенства на территории Челябинской области (1918-1939 гг.) / А. В. Печерин // Вестник Южно-Уральского гос. унта. Сер. Социально-гуманитарные науки. — 2018. — № 2. — С. 100-105 (0,8 п. л.).
6. Печерин, А. В. Социокультурный портрет женщины-псаломщика в 1919-1941 гг. (по материалам архивов Урала) / А. В. Печерин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — № 85. — С. 100-111 (0,7 п. л.).
7. Печерин, А. В. «Церковные агенты» ОГПУ-НКВД на Урале в 1920-1930 гг.: штрихи к социальному портрету / А. В. Печерин // Вестник Пермск. нац. исслед. политех. ун-та. Культура. История. Философия. Право. — 2018. — Вып. 3. С. 96-109 (0,8 п. л.).
Другие публикации:
8. Печерин, А. В. Миссионерское служение священномученика Аркадия Гаряева / А. В. Печерин, Г. А. Кротова // Современная православная миссия: материалы докл. и со- общ. Всерос. науч. конф. — Екатеринбург : Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2010. — С. 309-321 (0,6 / 0,3 п. л.).
9. Печерин, А. В. Иоанн Иванович Шишев / А. В. Печерин, А. В. Колесов // Православная энциклопедия. Т. XXIII. — Москва : Православная энциклопедия, 2010. — С. 311-312 (0,2 / 0,1 п. л.).
10. Печерин, А. В. Иосиф Фомич Сиков / А. В. Печерин // Православная энциклопедия. Т. XXV. — Москва : Православная энциклопедия, 2011. — С. 589-590 (0,2 п. л.).
11. Печерин, А. В. Литературное наследие священномученика Аркадия Г аряева / А. В. Печерин, И. Н. Корсунова // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. — С. 241-248 (0,5 / 0,25 п. л.).
12. Печерин, А. В. Государственная политика по отношению к Церкви по материалам Гос. архива общественно-политической документации Курганской области / А. В. Печерин // Научное и социальное использование документов органов государственной безопасности в исторической ретроспективе: проблемы и перспективы : материалы II межрегион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : АМБ, 2011. — С. 75-79. (0,4 п. л.).
13. Печерин, А. В. Священномученики Курганской епархии / А. В. Печерин // Православие на Урале: вехи истории : материалы межрегион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : УЦИО, 2012. — С. 131-137 (0,4 п. л.).
14. Печерин, А. В. Священномученик Василий, диакон Далматовский / А. В. Печерин // Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность : сб. ст. — Екатеринбург : АМБ, 2012. С. 57-61 (0,5 п. л.).
15. Печерин, А. В. Колчеданский Покровский женский монастырь / А. В. Печерин, В. В. Богомолов // Православие на Урале: вехи истории : материалы второй межрегион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : УЦИО, 2013. — С. 101-112 (0,6 / 0,3 п. л.)...