Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У РУССКИХ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Работа №101766

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

методика преподавания

Объем работы24
Год сдачи2019
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 21
Список литературы 23

Актуальность исследования. В современных условиях инте­грации России в мировое образовательное пространство, в результате стремительного развития межкультурной коммуникации и глобали­зационных процессов в мире назрела необходимость в подготовке специалистов, использующих иностранные языки в качестве средства коммуникации с коллегами - представителями разных культур и народов.
В силу особенностей исторически сложившихся деловых и куль­турных связей между Россией и Китаем и усиливающихся в настоящее время различных форм сотрудничества между двумя странами в эко­номической, образовательной, культурной, политической сферах воз­растает интерес российских студентов к китайской культуре и китай­скому языку.
Китайский язык является одним из древнейших языков мира, на котором сейчас говорят более миллиарда человек, то есть около чет­верти населения планеты. Китайский язык служит одним из 6 офици­альных и рабочих языков ООН. В условиях позитивного развития всесторонних российско-китайских отношений все более востребо­ванными в России являются специалисты, владеющие китайским языком как средством общения с носителями языка для выполнения различных видов деятельности. В связи с этим все более актуальной становится задача подготовки таких специалистов. В последние годы активно начался процесс обучения китайскому языку в российских университетах. Для полноценного межкультурного общения и взаи­мопонимания будущие лингвисты-переводчики должны одновремен­но с изучением китайского языка познавать особенности китайской культуры, т. е. формировать у себя межкультурные умения и навыки. В связи с большими различиями между языковыми системами рус­ского и китайского языков, обучение китайскому языку представляет большие трудности для русских обучающихся. Более того, практика обучения китайскому языку как иностранному показывает, что уже на начальном этапе в основе обучения должен быть коммуникатив­ный подход. Таким образом, для будущей профессиональной дея­тельности у студентов-лингвистов при изучении китайского языка необходимо формировать и развивать межкультурную коммуника­тивную компетенцию.
Актуальность избранной темы нашего исследования определяет­ся рядом противоречий в теории и практике обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации в российском вузе:
- между потребностью общества в высококвалифицированных лингвистах-переводчиках восточных языков и недостаточной разрабо- тайностью существующих методик в области обучения китайскому языку как иностранному;
• между объективно существующей в учебной дисциплине «Ки­тайский язык как иностранный» потенциальной возможностью фор­мирования у студентов навыков межкультурной коммуникативной компетенции и содержанием данной дисциплины, традиционно не ориентированной на это;
• возросшими требованиями к уровню владения китайским язы­ком как средством профессиональной коммуникации, особенно в сфе­ре устной коммуникации, и недостаточной реализацией этого требова­ния в процессе обучения китайскому языку студентов-лингвистов;
• необходимостью разработки современной методики обучения китайскому языку как иностранному и недостаточным уровнем сфор- мированности межкультурных иноязычных навыков у преподавателей и студентов российских вузов.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных методических путей развития межкультурной коммуникативной компетенции у сту­дентов-лингвистов.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у русских студентов-лингвистов на начальном этапе обучения китайскому языку как иностранному»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Достижение поставленной цели, решение определенных в ней за­дач, результаты проведенного исследования позволяют сделать следу­ющие выводы:
1. На основе проведенного сравнительно-сопоставительного ана­лиза исследований российских и китайских ученых, посвященных межкультурной коммуникации, коммуникативной и коммуникативной иноязычной компетенции можно сделать вывод, что в контексте обу­чения русских студентов китайскому языку как иностранному меж­культурная коммуникативная компетенция представляет собой сово­купность знаний о коммуникативных правилах, умений и навыков коммуникации при общении с носителями изучаемого языка - китай­цами.
2. В результате анализа содержания учебных материалов в обла­сти теоретических и практических аспектов обучения китайскому язы­ку как иностранному и межкультурной коммуникации на уровне выс­шего образования мы пришли к выводу о нецелесообразности приме­нения большинства существующих пособий для обучения китайскому языку как иностранному, поскольку в них недостаточно представлены упражнения и задания, ориентированные на формирование межкуль­турных навыков. Разработанные нами учебные пособия «Китайский язык для начинающих» и «Тематический китайско-русский учебный словарь для начинающих тезаурусного типа» могут восполнить недо­статок в этом плане.
3. Предложены и обоснованы подходы, принципы и методы формирования межкультурной коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку как иностранному на начальном этапе, а также принципы отбора дидактически структурированного учебного материала для обучения данной дисциплине. Разработана дидактич е- ская модель формирования межкультурной коммуникативной компе­тенции у русских студентов, изучающих китайский язык как ино­странный на начальном этапе, которая включает четыре базовых блока: целевой, методологический, технологический, критериально - оценочный.
4. Разработанная на основе дидактической модели методика фор­мирования межкультурной коммуникативной компетенции содержит четкий алгоритм поэтапных действий преподавателя; предполагает соблюдение определенных педагогических условий, как, например, создание уютной атмосферы, аутентичной культурной среды; исполь­зование интерактивных методов обучения: учебные, ролевые игры, учебные дискуссии, включение элементов учебной проектной дея­тельности (выступление студентов с докладом по выбранной теме, презентация и защита мини проекта); использование студентами учеб­ного пособия и личного словаря-тезауруса.
5. Для реализации методики формирования межкультурной ком­муникативной компетенции разработаны и внедрены в учебный про­цесс авторское учебное пособие «Китайский язык для начинающих», включающее комплекс коммуникативных упражнений для обучения китайскому языку и культуре китайского народа, а также тематиче­ский китайско-русский учебный словарь тезаурусного типа.
6. Опытно-поисковым путем проверена и доказана эффективность разработанной методики обучения китайскому языку как иностранно­му, заключающаяся в положительной динамике формирования меж­культурной коммуникативной компетенции у русских студентов - лингвистов.
Результат опытно-поисковой работы подтвердил предложенную нами гипотезу исследования. Кроме того, результат исследования по­казал, что такие педагогические условия, как создание комфортной учебной и коммуникативной атмосферы для студентов, стимулирова­ние активного участия в учебном процессе самих обучающихся, по­этапное выполнение учебных заданий по материалу, представленному в авторском учебном пособии, обеспечивают успешную реализацию разработанной нами методики.
Перспективы исследования связаны с возможностью примене­ния разработанного учебно-методического комплекса в процессе раз­вития всех видов речевой деятельности, дальнейшей разработки учеб­но-методических материалов для формирования межкультурной ком­муникативной компетенции, разработки методики обучения китайско­му языку как иностранному студентов различных направлений и уров­ней подготовки. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и научно-методических семинаров в систе­ме повышения квалификации преподавателей китайского языка вузов, в системе непрерывного послевузовского образования специалистов лингвистического, гуманитарного образования.


5. Ма, Жунюй. История развития методики обучения китайскому языку как иностранному в Китае [Текст] / Л. И. Корнеева, Жунюй Ма // Язык в сфере профессиональной коммуникации : межд. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Екатеринбург, 22 апреля 2016 г. - 2016. - С. 62-68 (0,3 п.л./0,15 п.л.).
6. Ма, Жунюй. Поликультурное образование в процессе обучения китайскому языку как иностранному [Текст] / Жунюй Ма // Прорыв­ные научные исследования как двигатель науки нового времени : межд. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2016 г. - 2016. - С. 80-82 (0,24 п.л.).
7. Ма, Жунюй. Обучение китайскому языку как иностранному в по- ликультурном контексте [Текст] / Жунюй Ма // Актуальные проблемы современного поликультурного образования : материалы межд. конф., Екатеринбург, 02.12.2016 г. / УрГЮУ. - 2016. - С. 60-63 (0,22 п.л.).
8. Ма, Жунюй. Межкультурная коммуникация в обучении китай­скому языку как иностранному [Текст] / Л. И. Корнеева, Жунюй Ма // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 1 (159). - С. 164­170 (0,56 п.л./0,28 п.л.).
9. Ма, Жунюй. Исторический анализ исследования межкультурной коммуникации в обучении китайскому языку как иностранному в Китае [Текст] / Жунюй Ма // Иностранные языки и литература в международ­ном образовательном пространстве : материалы VI межд. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 03.03.2017 г. - 2017. - С. 85-90 (0,3 п.л.).
10. Ма, Жунюй. Межкультурная коммуникация - основа обучения китайскому языку как иностранному студентов с ограниченными воз­можностями здоровья [Текст] / Жунюй Ма // Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования де­тей с ограниченными возможностями здоровья : материалы VII Все­российского симпозиума с междунар. участием, Чита, 19-21 апреля 2017 г. - 2017. - С. 64-67 (0,28 п.л.).
11. Ма, Жунюй. Анализ результатов анкетирования студентов- лингвистов, изучающих китайский язык как иностранный в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Жунюй Ма, Л. И. Корнеева // Язык в сфере профессиональной коммуникации : межд. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов, Екатеринбург, 19­20 апреля 2018 г. - 2018. - С. 146-150 (0,18 п.л./0,09 п.л.).
12. Ма, Жунюй. Основополагающие подходы, принципы и мето­ды формирования межкультурной коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку как иностранному [Текст] / Жунюй Ма // Межд. науч.-практ. конф. «Уральская горная школа - регионам», Ека­теринбург,^-17 апреля 2018 г. - 2018.- С. 888-889 (0,15 п.л.).
13. Ма, Жунюй. Национальные ценности китайского народа [Текст] / Жунюй Ма, Шаньшань Сюй // Родной язык - путь «Цивили­зации и культуры» : коллективная монография / под общ. ред. И. А. Грешиловой, Е. Д. Дугаржаповой. - Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. - 173 с. - С. 171-173 (0,14 п.л./0,07 п.л.).
14. Ма, Жунюй. Актуальные принципы формирования межкуль­турной коммуникативной компетенции у русских студентов при обу­чении китайскому языку как иностранному [Текст] / Жунюй Ма // Тра­диционные и инновационные технологии развития профессиональной языковой личности студентов : материалы Межд. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 14 февраля 2019 г. - 2019. - С. 90-94 (0,26 п.л.).
15. Ма, Жунюй. Межкультурная коммуникация и обучение китай­скому языку как иностранному [Текст] / Жунюй Ма, Л. И. Корнеева // Язык в сфере профессиональной коммуникации : межд. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов, Екатеринбург, 18 ап­реля 2019 г. - 2019. - С. 316-320 (0,2 п.л./0,1 п.л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ