Изучение платоновской драматургии нуждается ныне в прояснении методологических оснований исследования. Публикация разного рода архивных материалов («Записных книжек» в 2000 г., «Архива» в 2009 г.), самым значительным из которых является выход в свет «Писем А. Платонова 1920-1950 гг.» (2013), позволила увидеть миромоделирующий потенциал пьес художника и тем самым прикоснуться к доселе скрытым от читателя смыслам. Поиск адекватной методологии предстает как теоретическая задача, которая даст возможность системно описать драматургическое наследие писателя.
Актуальность нашего исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, драматургия А. Платонова, совсем недавно возникнув на «литературной поверхности» страны, предстала художественной вселенной, вполне соотносимой по заключенным в ней открытиям с прозаическим наследием писателя; выступила творческим итогом, образно говоря, «левой руки пианиста» (М. А. Булгаков). Первые публикации пьес второй половины 1930 - 1940-х годов, которые не издавались и не ставились на сцене при жизни А. Платонова, относятся только к концу 1960 - началу 1970-х гг. («Голос отца» и «Волшебное существо» - 1967 г., «Ученик Лицея» - 1974 г.). Научное освоение поздней драматургии художника шло вслед за ее публикациями. Огромная предварительная работа платоноведением уже проделана, но доныне нет монографического исследования драматургических произведений А. Платонова, литературоведчески не прочтенной является пьеса «Волшебное существо».
Во-вторых, условия, в которых работал А. Платонов: стремление сделать пьесы подцензурными, неизбежно вели к необходимости тщательной «шифровки» их смыслов, что многие годы препятствовало адекватному прочтению пьес. И только благодаря «уликовому» методу «дешифровки», прочно утвердившемуся в сегодняшнем литературоведении (В. В. Перхин, Е. В. Антонова, Н. М. Малыгина, Н. В. Корниенко, Л. Дебюзер, Е. Н. Проскурина и др.), стало возможным приоткрыть тайны сценического видения А. Платоновым происходящего в стране. Однако начатая здесь работа далеко не завершена.
В-третьих, целостное осмысление платоновской драматургии предполагает поиск новых методологических решений, связанных с сочетанием разных подходов к исследованию: контекстуального, мотивного, «уликового».
В-четвертых, приблизиться к пониманию пьес оказалось возможным лишь с учетом их диалога с прозаическими и публицистическими творениями, а также с авторской «рефлексией», отраженной в разного рода архивных материалах. Данный автодиалог позволил обнаружить ту мощь духовного сопротивления трагической современности, которую содержат в себе пьесы А. Платонова.
В-пятых, созданные драматургом художественные миры основываются на самых разных аспектах человеческой культуры, включая ее древнейшие пласты (обрядово-ритуальные, сказочные, библейские), а также русскую классику XIX века и прежде всего творчество А. С. Пушкина, что и обусловливает глубину и оригинальность платоновского постижения мира и человека.
Феномен платоновской драматургии еще далек от всестороннего прочтения. Современные подходы к анализу пьес характеризуются некоторой избирательностью, следствием чего становится отсутствие системности в представлениях об их художественной значимости.
Цель работы - выявить метатекстовое единство пьес посредством анализа поэтики межтекстового диалога, что позволит приблизиться к пониманию целостности платоновской драматургии.
Поставленной целью определяются следующие задачи диссертационного сочинения:
1) изучить и систематизировать представления ученых о контекстуально-структурном подходе к художественному произведению;
2) выделить и проанализировать сюжетную ситуацию отца и сына (ее вариантов: мужа и жены / невесты; матери и сына) как основную в пьесах отмеченного периода;
3) рассмотреть контекстуально-мотивное окружение данной ситуации в каждой из пьес:
а) проанализировать смыслопорождающую и образотворческую значимость общекультурных контекстов и контекстов, выраженных литературной традицией;
б) выявить мотивное наполнение «сквозной» ситуации в каждой из пьес;
4) на основе контекстуально-мотивных связей доказать мета- текстовое единство пьес А. Платонова второй половины 1930 - 1940-х годов...
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Полученные результаты дают возможность говорить о продуктивности контекстуально-мотивного подхода к драматургии А. Платонова 1930 - 1940-х гг. Эта продуктивность определяется соотнесенностью анализа художественной структуры текста с рассмотрением того семантического континуума, который ее (структуру) порождает. Данный подход, во-первых, позволил увидеть все три пьесы А. Платонова в качестве единого текста; во-вторых, актуализация иерархически разных контекстов (их «наложение» на текст платоновских пьес) сделала возможным «дешифровать» тайнописный слой драматических произведений, неизменно создаваемых автором как подцензурные; в-третьих, такой подход обеспечил иерархическую интеграцию художественной системы позднего А. Платонова, которая оказалась основанной на творческом исследовании идеи Памяти как спасительной для человеческой культуры в целом.
Обобщение результатов исследования показало, что поздняя драматургия Платонова определяет формирование новой поэтики, наивысшим проявлением которой станет рассказ «Возвращение» и пьеса «Ученик Лицея». Художник осмысляет личную трагедию, мудро прозревая тем самым трагедийность самой истории в ее «вечном возвращении». В анализируемых пьесах она обусловлена «казнью» сыновей как явлением трансисторическим. Это новое качество поэтики позднего писателя, по-видимому, и связано с тяготением его образотворчества к универсализующим смыслам, которые утверждают бесценность Жизни человека, подлинно спасительные пути обретения духовности, открывающие новые горизонты мира.
1. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Библейские мотивы в пьесе
А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут,
Н. П. Хрящева // Политическая лингвистика. - 2013. - № 46. - С. 238-243.
2. Когут, К. С. Элегический контекст в пьесе А. П. Платонова Г о- лос отца / К. С. Когут // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО НЛГУ, 2014. - Вып. 26. - С. 72-86.
3. Когут, К. С. Пушкинский контекст в пьесе А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут // Вестник Удмуртского университета. 2014. - Вып. 4. - С. 58-63.
4. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Социально-политический контекст в пьесе А. П. Платонова Голос отца / К. С. Когут, Н. П. Хрящева // Вестник Удмуртского университета. История и филология. - 2015. - Вып. 2. - С. 151-159.
Другие публикации:
5. Когут, К. С. Мотив еды в пьесе А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут // Филологический класс. - 2013. - № 31. - С. 111-115.
6. Когут, К. С. Пьеса А. П. Платонова Волшебное существо и рассказ Возвращение: автодиалог / К. С. Когут // Пространство литературы: контексты и проблема границ : Материалы научнопрактической конференции учителей-словесников. Екатеринбург, 29 марта 2013. - Екатеринбург, 2013. - С. 86-90.
7. Когут, К. С. Древнерусский контекст в пьесе А. П. Платонова Голос отца / К. С. Когут // Филологический класс. - 2014. - № 35. - С. 43-49.
8. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Мотив юродства в пьесе А. П. Платонова Ученик Лицея / К. С. Когут, Н. П. Хрящева // Филологический класс. - 2015. - № 39. - С. 93-99.
9. Хрящева, Н. П.; Когут, К. С. Я люблю навсегда: Письма А. П. Платонова / Н. П. Хрящева, К. С. Когут // Платонов А. П. ...я прожил жизнь: Письма. 1920-1950 гг. / Андрей Платонов; сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. - Москва : Астрель, 2013. - 685 [3] с.) // Филологический класс. - 2014. - № 35. - С. 153-159.