Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА МЕЖТЕКСТОВОГО ДИАЛОГА В ДРАМАТУРГИИ А. П. ПЛАТОНОВА КОНЦА 1930 - 1940-х ГОДОВ («Голос отца», «Волшебное существо», «Ученик Лицея»)

Работа №101749

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы23
Год сдачи2015
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Положения, выносимые на защиту 7
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 22

Изучение платоновской драматургии нуждается ныне в прояс­нении методологических оснований исследования. Публикация разного рода архивных материалов («Записных книжек» в 2000 г., «Архива» в 2009 г.), самым значительным из которых является вы­ход в свет «Писем А. Платонова 1920-1950 гг.» (2013), позволила увидеть миромоделирующий потенциал пьес художника и тем са­мым прикоснуться к доселе скрытым от читателя смыслам. Поиск адекватной методологии предстает как теоретическая задача, кото­рая даст возможность системно описать драматургическое насле­дие писателя.
Актуальность нашего исследования определяется несколь­кими обстоятельствами. Во-первых, драматургия А. Платонова, совсем недавно возникнув на «литературной поверхности» страны, предстала художественной вселенной, вполне соотносимой по за­ключенным в ней открытиям с прозаическим наследием писателя; выступила творческим итогом, образно говоря, «левой руки пиани­ста» (М. А. Булгаков). Первые публикации пьес второй половины 1930 - 1940-х годов, которые не издавались и не ставились на сцене при жизни А. Платонова, относятся только к концу 1960 - началу 1970-х гг. («Голос отца» и «Волшебное существо» - 1967 г., «Уче­ник Лицея» - 1974 г.). Научное освоение поздней драматургии ху­дожника шло вслед за ее публикациями. Огромная предваритель­ная работа платоноведением уже проделана, но доныне нет моно­графического исследования драматургических произведений А. Платонова, литературоведчески не прочтенной является пьеса «Волшебное существо».
Во-вторых, условия, в которых работал А. Платонов: стремле­ние сделать пьесы подцензурными, неизбежно вели к необходимо­сти тщательной «шифровки» их смыслов, что многие годы препят­ствовало адекватному прочтению пьес. И только благодаря «улико­вому» методу «дешифровки», прочно утвердившемуся в сегодняш­нем литературоведении (В. В. Перхин, Е. В. Антонова, Н. М. Ма­лыгина, Н. В. Корниенко, Л. Дебюзер, Е. Н. Проскурина и др.), ста­ло возможным приоткрыть тайны сценического видения А. Платоновым происходящего в стране. Однако начатая здесь ра­бота далеко не завершена.
В-третьих, целостное осмысление платоновской драматургии предполагает поиск новых методологических решений, связанных с сочетанием разных подходов к исследованию: контекстуального, мотивного, «уликового».
В-четвертых, приблизиться к пониманию пьес оказалось воз­можным лишь с учетом их диалога с прозаическими и публицисти­ческими творениями, а также с авторской «рефлексией», отражен­ной в разного рода архивных материалах. Данный автодиалог поз­волил обнаружить ту мощь духовного сопротивления трагической современности, которую содержат в себе пьесы А. Платонова.
В-пятых, созданные драматургом художественные миры осно­вываются на самых разных аспектах человеческой культуры, вклю­чая ее древнейшие пласты (обрядово-ритуальные, сказочные, биб­лейские), а также русскую классику XIX века и прежде всего твор­чество А. С. Пушкина, что и обусловливает глубину и оригиналь­ность платоновского постижения мира и человека.
Феномен платоновской драматургии еще далек от всесторон­него прочтения. Современные подходы к анализу пьес характери­зуются некоторой избирательностью, следствием чего становится отсутствие системности в представлениях об их художественной значимости.
Цель работы - выявить метатекстовое единство пьес посред­ством анализа поэтики межтекстового диалога, что позволит при­близиться к пониманию целостности платоновской драматургии.
Поставленной целью определяются следующие задачи дис­сертационного сочинения:
1) изучить и систематизировать представления ученых о кон­текстуально-структурном подходе к художественному произведе­нию;
2) выделить и проанализировать сюжетную ситуацию отца и сына (ее вариантов: мужа и жены / невесты; матери и сына) как ос­новную в пьесах отмеченного периода;
3) рассмотреть контекстуально-мотивное окружение данной ситуации в каждой из пьес:
а) проанализировать смыслопорождающую и образотворче­скую значимость общекультурных контекстов и контекстов, выраженных литературной традицией;
б) выявить мотивное наполнение «сквозной» ситуации в каж­дой из пьес;
4) на основе контекстуально-мотивных связей доказать мета- текстовое единство пьес А. Платонова второй половины 1930 - 1940-х годов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Полученные результаты дают возможность говорить о продук­тивности контекстуально-мотивного подхода к драматургии А. Платонова 1930 - 1940-х гг. Эта продуктивность определяется со­отнесенностью анализа художественной структуры текста с рассмот­рением того семантического континуума, который ее (структуру) по­рождает. Данный подход, во-первых, позволил увидеть все три пьесы А. Платонова в качестве единого текста; во-вторых, актуализация иерархически разных контекстов (их «наложение» на текст платонов­ских пьес) сделала возможным «дешифровать» тайнописный слой драматических произведений, неизменно создаваемых автором как подцензурные; в-третьих, такой подход обеспечил иерархическую интеграцию художественной системы позднего А. Платонова, кото­рая оказалась основанной на творческом исследовании идеи Памяти как спасительной для человеческой культуры в целом.
Обобщение результатов исследования показало, что поздняя драматургия Платонова определяет формирование новой поэтики, наивысшим проявлением которой станет рассказ «Возвращение» и пьеса «Ученик Лицея». Художник осмысляет личную трагедию, мудро прозревая тем самым трагедийность самой истории в ее «веч­ном возвращении». В анализируемых пьесах она обусловлена «каз­нью» сыновей как явлением трансисторическим. Это новое качество поэтики позднего писателя, по-видимому, и связано с тяготением его образотворчества к универсализующим смыслам, которые утвер­ждают бесценность Жизни человека, подлинно спасительные пути обретения духовности, открывающие новые горизонты мира.


1. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Библейские мотивы в пьесе
А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут,
Н. П. Хрящева // Политическая лингвистика. - 2013. - № 46. - С. 238-243.
2. Когут, К. С. Элегический контекст в пьесе А. П. Платонова Г о- лос отца / К. С. Когут // Вестник Нижегородского государ­ственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО НЛГУ, 2014. - Вып. 26. - С. 72-86.
3. Когут, К. С. Пушкинский контекст в пьесе А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут // Вестник Удмуртского университета. 2014. - Вып. 4. - С. 58-63.
4. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Социально-политический контекст в пьесе А. П. Платонова Голос отца / К. С. Когут, Н. П. Хрящева // Вестник Удмуртского университета. История и филология. - 2015. - Вып. 2. - С. 151-159.
Другие публикации:
5. Когут, К. С. Мотив еды в пьесе А. П. Платонова Волшебное существо / К. С. Когут // Филологический класс. - 2013. - № 31. - С. 111-115.
6. Когут, К. С. Пьеса А. П. Платонова Волшебное существо и рас­сказ Возвращение: автодиалог / К. С. Когут // Пространство ли­тературы: контексты и проблема границ : Материалы научно­практической конференции учителей-словесников. Екатерин­бург, 29 марта 2013. - Екатеринбург, 2013. - С. 86-90.
7. Когут, К. С. Древнерусский контекст в пьесе А. П. Платонова Голос отца / К. С. Когут // Филологический класс. - 2014. - № 35. - С. 43-49.
8. Когут, К. С.; Хрящева, Н. П. Мотив юродства в пьесе А. П. Платонова Ученик Лицея / К. С. Когут, Н. П. Хрящева // Филологический класс. - 2015. - № 39. - С. 93-99.
9. Хрящева, Н. П.; Когут, К. С. Я люблю навсегда: Письма А. П. Платонова / Н. П. Хрящева, К. С. Когут // Платонов А. П. ...я прожил жизнь: Письма. 1920-1950 гг. / Андрей Платонов; сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. - Москва : Аст­рель, 2013. - 685 [3] с.) // Филологический класс. - 2014. - № 35. - С. 153-159.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ