Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка конкурентоспособности предприятия

Работа №10174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
905
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 5
Введение 9
1 Теоретические и методологические основы оценки конкурентоспособности
предприятия 12
1.1 Понятие и уровни конкурентоспособности предприятия 12
1.2 Основные элементы и способы оценки конкурентоспособности 16
1.3 Факторы конкурентоспособности предприятия 26
2 Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО Завод
электромонтажных изделий № 3 «Электрон» 29
2.1 Характеристика предприятия ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» 29
2.2 Изучение рынка и выявление основных конкурентов предприятия 43
2.3 Методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия 49
2.4 Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия ЗАО ЗЭМИ-3
«Электрон» 51
3 Предложения и рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности
анализируемого предприятия 55
3.1 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
55
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 64
4 Корпоративная социальная ответственность предприятия 71
Заключение 84
Список используемой литературы 88
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» за 2015 г 92
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» за 2014 г 94
Приложение В Отчет о финансовых результатах ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» за 2015 г 95

Конкуренция является важнейшей чертой рыночной экономики и одним из показателей эффективной деятельности предприятия. Именно конкуренция способствует применению творческого потенциала личности, формирует условия для самореализации в экономике по средствам создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
На сегодняшний день конкурентоспособность - один из самых главных показателей функционирования предприятия, это подтверждается тем, что в большинстве стран мира приняты законы о конкуренции, а так же созданы органы, регулирующие вопросы конкуренции.
Основой конкурентоспособной экономики страны, является конкурентоспособность всех ее составляющих. Следовательно, главной задачей всех фирм - победа в конкурентной борьбе. Победа должна достигаться не случайным путем, а как закономерный итог грамотных и постоянных действий фирмы и зависит от того на сколько фирма и ее продукция лучше по сравнению с аналогами.
С точки зрения развития общества конкуренция - борьба старого и нового: новые технологии, новые товары, новые потребности людей. Новые типы организации. На данном этапе развития конкуренция является движущей силой, способствующая постоянному развитию предприятий и повышению своей конкурентоспособности. Она определяет уровень развития, степень удовлетворения потребностей, эффективность производства предприятия по сравнению с подобными объектами на данном рынке.
На данном этапе значительным условием реализации конкуренции, как многостороннего процесса осуществления конкурентных отношений является управление конкурентоспособностью предприятия.
Управление конкурентоспособностью предприятия - деятельность направленная на формирование управленческих решений, направленные на противостояние различным внешним воздействиям, в соответствии с целями организации.
По мнению многих авторов на сегодняшний день, отсутствует конкурентная методика управления конкурентоспособностью предприятия. При этом, внешняя среда способствует появлению новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью, но тем не менее каждая методика имеет определенные ограничения и поэтому организации необходимо подстраивать ту или иную методику конкретно к своим условиям.
Одним из важнейших условий обеспечения устойчивости развития национальной экономики является повышение конкурентоспособности функционирования промышленных предприятий. Однако современные участники рынка испытывают существенное влияние изменяющейся внешней экономической среды не только на уровне развития национальной экономики, но и в сфере глобальных экономических процессов. В таких условиях менеджмент предприятий должен обладать соответствующими инструментами, обеспечивающими процессы ускорения принятия решений, позволяющих снизить негативные последствия влияния изменений. В этой связи особую значимость приобретают вопросы обеспечения развития инструментов текущей и перспективной оценки уровня конкурентоспособности предприятий и выработки соответствующих мер, направленных на повышение конкурентоспособного потенциала развития.
Кроме того, особую актуальность вопросы оценки конкурентоспособности предприятий промышленного сектора приобретают в условиях применения концепции контролинга в управлении инновационным развитием субъектов хозяйствования. Обязательный в таком случае мониторинг уровня инновационного развития предприятия, по мнению автора, должен включать и анализ влияния динамики развития инновационного потенциала субъекта хозяйствования на уровень его конкурентоспособности, как индикатора эффективности управленческих решений, что предполагает его периодическую оценку.
Все это обусловливает необходимость рассмотрения проблематики конкурентоспособности с позиций определения особенностей функционирования промышленного предприятия в динамичных условиях рыночной среды, оценки и анализа уровня его конкурентоспособности, степени достижения, сохранения и развития конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон».
Предметом исследования являются конкурентоспособность предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение, систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических навыков в оценки конкурентоспособности предприятия и разработка предложений по ее повышению.
С учетом поставленной цели в выпускной квалификационной работе были установлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон»;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;
- разработать программу корпоративной социальной ответственности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конкурентоспособность предприятий национального базирования, производящих товары и услуги, определяет и поддерживает своей коммерческой деятельностью государственный бюджет страны.
Конкурентоспособность функционирования всей совокупности государственных и общественных институтов, обеспечивающих согласованность работы всего хозяйственного организма страны, а также его эффективное взаимодействие с другими странами, создает условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности и позволяет предприятиям работать с максимальной эффективностью.
К основным направлениям национальной стратегии обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса можно отнести следующие:
1) поддержка информационных преимуществ предприятий путем создания информационных центров (где должна накапливаться информация об инфраструктуре, уровне развития, конкретным параметрам отдельных рынков, количестве и направлении межгосударственных соглашений), создание ячеек юридической поддержки, консультативных центров, в стране и за рубежом (в целях содействия налаживанию бизнеса в других странах, создание условий для его адаптации);
2) создание организационных условий, путем формирования двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере контроля за соблюдением конкурентного законодательства с целью снижения организационных барьеров вхождения отечественных предприятий на рынки других стран;
3) поддержка инновационных преимуществ предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы по охране интеллектуальной собственности и передачи технологий, реализации целевых комплексных программ, концентрации научных и капиталоемких производств внутри страны;
4) создание экономических условий для воспроизводства конкурентных возможностей предприятий путем использования инструментов кредитноденежной и бюджетно-финансовой политики государства с целью создания благоприятной макроэкономической обстановки, усиление стимулов к научно - технической деятельности, привлечения капиталов западных инвесторов и мобилизации средств внутри страны.
ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон», на базе которого проводилось данное исследование, функционирует в отрасли производства электромонтажных изделий более 35 лет и широко известно потребителям на региональном рынке сбыта.
Положительная динамика основных технико-экономических показателей деятельности предприятия позволила сделать вывод о повышении его эффективности.
В то же время с учетом нарастающего влияния на рынок конкурентов руководству ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» необходимо обратить внимание:
- на дальнейшее совершенствование технологического процесса с целью снижения затрат;
- на расширение номенклатуры выпуска перспективных товаров.
Также следует отметить, что основной кризис в деятельности предприятия развивается в области финансов. Так по результатам проведенной оценки финансового состояния ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» был сделан вывод о том, что предприятие является финансово неустойчивым. Оно финансово зависимо от внешних источников финансирования, что показывают проведенные расчеты коэффициента автономии. О его не способности маневрировать на рынке свидетельствуют низкие значения коэффициента маневрирования. Кроме того,
ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» не в состоянии обеспечивать запасы собственными источниками финансирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данной организации на протяжении 2013-2015 гг. не удавалось избегать срывов в работе при каких- либо изменениях внешних условий. Его финансовая политика решает кратковременные задачи, дающие положительные результаты только сегодня с возможным отрицательным эффектов в будущем. В такой ситуации предприятию необходимо разработать конкретный план действий, предусматривающий все возможные меры восстановления платежеспособности.
ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» имеет преимущество перед конкурентами в том, что:
- качество продукции подтверждается, наличие лицензии, и соответствие всем требованиям;
- полная заводская готовность выпускаемых изделий позволяет клиентам снизить затраты на монтажные и пуско-наладочные работы;
- изделия могут эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях. Оборудование отличается повышенной безопасностью, что исключает необходимость принимать дополнительные меры безопасности при эксплуатации.
Расходы на рекламу не оправдывают себя, так как она не приносит желаемого результата. В основном наличие заказов обусловлено устойчивым положением фирмы на рынке и ее хорошей репутацией. Уровень квалификации персонала, также нуждается в повышении. Дифференциация данного показателя связана с большой текучестью кадров.
В целом ЗАО ЗЭМИ-3 «Электрон» имеет устойчивую позицию и долю рынка в городе и способен конкурировать с другими, более крупными игроками в данной отрасли. А также может занять новую нишу, расширив свои границы, путем открытия филиалов, сначала в других районах города, а за тем в области и за ее пределами.
Для повышения уровня конкурентоспособности предприятия были предложены следующие мероприятия:
1. Оптимизация запасов;
2. Создание отдела маркетинга.
После внедрения данных мероприятий на предприятии наблюдается повышение прибыли и рентабельности,что гворит об эффективности внедряемых мероприятий.



1. Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - № 3 (89). - С. 212-221.
2. Беляев В. Н. Конкурентоспособность предприятий горнопромышленного комплекса : методологические и методические аспекты. - Екатеринбург : ИЭ УрО РАН , 2007. - 70 с.
3. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса : моногр. - Екатеринбург : Б. и. , 2009. - 227 с.
4. Васильева Н. А. Условия формирования конкурентных преимуществ реального сектора экономики Саратовской области // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2009. - N 1. - С. 56-61.
5. Волчков А. Н. Инновационная активность фирмы на основе применения механизма воспроизводства и обновления основных фондов - стратегический ресурс сохранения конкурентоспособности и экономического роста // Справочник. Инженерный журнал. - 2007. - N 4. - С. 41-46.
6. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. - 2004. - N 11. - С. 44-47.
7. Гвазава Д. Г. Экономические аспекты интенсификации молочного скотоводства // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. -
2006. - N 2. - С. 47-50.
8. Демченко А. О. Роль технологических инноваций в стратегии развития предприятия // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - № 2. - С. 93-96.
9. Жданкин Н. А. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия // Трудовое право. - 2005. - N 2. - С. 13-16.
10.Залищевский Г. Д. КИНЕФ : инновационная деятельность и научнотехнический прогресс // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. - 2004. - N 10. - С. 3-5.
11. Илышева Н. Н. tive А^Айутических показателей инновационной деятельности организации // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - N 2. - С. 26-30.
12. Кабакова Э. В. Взаимосвязь конкуренции и инновационной деятельности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2006. - Т. 4. - № 12-1. - С. 108-111.
13. Клочков В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности отечественных авиадвигателей // Технология машиностроения. -
2004. - N 6. - С. 74-78.
14. Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия : источники формирования, оценка, пути повышения. - Екатеринбург : ИЭ УрО РАН , 2004.
- 77 с.
15. Кузьменко В. Комплексная оценка инновационных проектов создания новых товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2004. - № 1 (49). - С. 21-28.
16. Лебедева Н. Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности // Journal of Institutional Studies = Журнал институциональных исследований. - 2010. - Т. 2. - № 4. - С. 15-21.
17. Лукашин А. С. Система менеджмента качества // Грузовик &. - 2007.
- N 4. - С. 53-54.
18. Львова А. Диалектика брэнда. Смена имиджа в целом и имени фирмы в частности становится еще одним фактором повышения конкурентоспособности // Директор. - 2004. - N 3. - С. 60-62.
19. Напхоненко Н. В. Коммерциализация технологий и конкурентоспособность отечественных предприятий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2007. - N 5. - С. 105-107.
20. Повышение конкурентоспособности компании : формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление : разъяснения, советы и рекомендации В. В. Кеворкова и Д. В. Кеворкова. - М. : Российская газета , 2005. - 215 с.
21. Прокопенко С. Маркетинговый подход к разработке новых резцов для шахтных комбайнов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2001. - № 5. - С. 416-422.
22. Рудычев А. А. Конкурентоспособность товаров : теоретикометодологический аспект // Строительные материалы. - 2007. - N 8. - С. 2-7.
23. Селименков Р. Ю. Пути повышения конкурентоспособности лесного комплекса региона // Финансовая аналитика : проблемы и решения. - 2010. - N 6 (30). - С. 60-67.
24. Семенов В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник УГТУ-УПИ. Серия : Экономика и управление. - 2008. - № 5. - С. 67-77.
25. Совместные инновационные проекты - залог конкурентоспособности // Областная газета. - Екатеринбург, 2010. - 7 сент. - С. 1.
26. Танака Хироши. Увеличение конкурентоспособности национальной промышленности путем использования открытых инноваций и управления метапрограммами // Управление проектами и программами. - 2010. - № 1, 2, 3, 4.
27.Чернов И. Опыт разработки стратегической концепции завода металлоконструкций // Индустриальный и b2b маркетинг. - 2008. - № 3. - С. 212-229.
28. Шахватова С. А. Рубли из металлолома : инновационный путь развития - основное направление экономического роста и повышения конкурентоспособности продукции ломоперерабатывающих предприятий // Российское предпринимательство. - 2008. - N 1. - С. 59-62.
29. Шевченко И. В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта // Финансы и кредит. - 2004. - N 10. - С. 6
10.
30. Шейхи Ш. Прокатка и отделка : пути удовлетворения требований к продукции будущего // Черные металлы. - 2009. - N 4. - С. 52-59.
31. Шувалов В. Н. Кто на новенького? : влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2004. - N 10. - С. 28-31.
32. Шумаев Виталий. Развитие экономики на основе инноваций, интеграции и логистической координации // Логистика сегодня. - 2007. - № 1. - С. 64-73.
33. Юрьева Д. В. Особенности формирования конкуренно- стратегического механизма в металлургических холдингах для оценки конкурентоспособности отдельных его предприятий // Вестник Пермского университета. - 2010. - Вып. 3 (6). - С. 66-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ