1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.2 ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 13
1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЗАКУПОК В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 32
2.1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 32
2.2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ
ДОРОЖНОГО ХОЗЙСТВА 41
2.3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЗАКУПОК В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 52
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 57
3.1 МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 57
3.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В
СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства.
Процесс размещения государственного заказа является очень трудоемким, ответственным и требующим внушительного внимания со стороны специалистов бюджетного учреждения. В настоящий момент государственные (муниципальные) закупки обеспечивают удовлетворение потребностей государства и его субъектов, а также выступают одним из основных рычагом регулирования экономики и социальной сферы. Для того чтобы добиться приемлемого функционирования экономики и разрешения первостепенных задач, стоящих перед государством, необходимо осуществлять рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Актуальность заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего, разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, корпораций. Напряженное состояние бюджетной системы требует анализ расходования бюджетных средств в сфере государственных закупок и поиск механизмов по улучшению государственного финансового контроля.
Объектом исследования является финансовый контроль государственных закупок.
Цель данной работы - исследовать деятельность органов финансового контроля, определить проблемы финансового контроля и предложить мероприятия по совершенствованию финансового контроля в сфере дорожного хозяйства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• отразить теоретические аспекты финансового контроля;
• охарактеризовать органы финансового контроля;
• проанализировать результаты государственных закупок в сфере дорожного хозяйства;
• рассмотреть результаты контрольно-проверочных мероприятий;
• выявить проблемы финансового контроля государственных закупок в сфере дорожного хозяйства;
• предложить пути совершенствования финансового контроля в сфере дорожного хозяйства в Российской Федерации;
• оценить экономическую эффективность мероприятий.
Научная новизна заключается в совершенствовании текущей модели государственных закупок в сфере дорожного хозяйства, которая решит выявленные проблемы финансового контроля.
Практическая значимость работы представляется в возможности использования ее результатов при совершенствовании финансового контроля государственных закупок в других сферах.
В соответствии с поставленной целью исследования, были решены следующие задачи:
Дана характеристика органам, осуществляющих финансовый контроль: рассмотрены субъекты контроля в законодательных и исполнительных органах власти, рассмотрены их цели, задачи и функции. Органы финансового контроля обеспечивают законность финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.
Проанализированы результаты заключенных контрактов в сфере дорожного хозяйства в Новоуральском городском округе, а также по Свердловской области. В ходе чего выяснилось, что бюджетные средства расходуются неэффективно и требуются перемены для повышения эффективности.
Рассмотрены результаты контрольно-проверочных мероприятий, в ходе чего удалось выявить проблемы финансового контроля государственных закупок в сфере дорожного хозяйства, а наиболее распространенными являются:
• отсутствие или ограничение конкуренции;
• антиконкурентные соглашения;
• размещение документов с нарушением 44-ФЗ.
На основе анализа выявленных проблем предложен путь совершенствования финансового контроля в сфере дорожного хозяйства в Российской Федерации: а именно было предложено централизовать все закупки в Свердловской области в сфере дорожного хозяйства. Были рассмотрены плюсы и минусы от внедрения этого мероприятия. Плюсами является:
• экономия бюджетных средств за счет проведения совместных закупок;
• высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний позволяет достичь максимального эффекта от проведения закупки;
• упрощение процедуры проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов;
• снижение коррупционной составляющей;
• поставка более качественного товара;
• снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры.
В ходе чего был сделан вывод о целесообразности реформирования контрактной системы. После мероприятия ожидается, что произойдет избавление от множества проблем, которые были выявлены в ходе анализа мероприятий органов контроля, также стоит отдельно отметить возможность более детального контроля за государственными закупками, так как вместо большого количества заказчиков контроль перейдет на оного определенного, что в свою очередь должно повысить эффективность финансового контроля.
Проведена оценка экономической эффективности мероприятий, которая составила 7,91 %. Одним из основных эффектов от реализации данного
мероприятий станет рост экономии использованных бюджетных средств на 61,1 % или 938,33 млн. руб.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (принят ГД СФ РФ 17.07.1998, действующая редакция).
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 07.02.2011 N 6-ФЗ. (принят ГД СФ РФ 28.01.2011, действующая редакция).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (принят ГД СФ РФ 22.03.2013, действующая редакция).
4. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции». (принят ГД СФ РФ 08.07.2006, действующая редакция).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации «О контроле за расходованием бюджетных средств в области дорожного строительства при осуществлении закупок каких» от 15 апреля 2016 года N 02-10-08/21968. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420355079.
7. Абрамова Н. А. Специфика и проблемы электронных аукционов,
проводимых на право заключить контракт / Н. А. Абрамова // Государственные и муниципальные закупки - 2015. Сборник докладов Х Всероссийской
практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. С. 307-314.
8. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства / С. А. Агапцов // Финансовый контроль, 2004. - С. 215.
9. Амелина Р. Н., Сафронова Ю.О. К вопросу о повышении эффективности финансового контроля в секторе государственного и
10. Архалович О. В. Принципы контрактной системы в сфере закупок / О.
B. Архалович // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3 (25). С. 124-127.
11. Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности: Планирование и организация государственных закупок: учебное пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. -М.: Инфа - 2015. - 125 с.
12. Баранова Ю.К. Государственный финансовый (бюджетный) контроль сегодня // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - Т. 13. № 1. -
C. 87-91.
13. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско- правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и РФ / Е.С. Баранникова// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2014. С. 3135.
14. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров / Е.С. Баранникова // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2014. - С. 80-84.
15. Бархатов, В. И. Эффективность контрактных отношений в российском корпоративном секторе / В. И. Бархатов,И. В.Бархатов,Н. И. Кондратьев // Вестн.Моск.ун-та. Сер.6: Экономика. — 2010. — № 4. — С. 112—118...