Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 8
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ
ПЛАТЕЖАМ 8
1.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И
СБОРАМ 12
1.3 МЕТОДЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ 16
1.4 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФНС РОССИИ .. 21
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФНС ПО
КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 33
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИФНС ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г.
ЕКАТЕРИНБУРГА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.2 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ В ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г.
ЕКАТЕРИНБУРГА 36
2.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 62
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ СТАВКИ НДФЛ 72
3.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ
СТАВКИ НДФЛ 73
3.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ПРОГРЕССИВНОЙ
ШКАЛЫ НДФЛ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Налоги — один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики — могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.
Современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием, как экономики, так и государства. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, т.к. для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 80% доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.
Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства. Непременным условием четкого функционирования всей системы налогового контроля является эффективность контрольной работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны.
Важность проблемы не только в обеспечении полноты сбора налогов, но и выявлении способов усовершенствования методов контроля, выработки
Целью выпускной квалификационной работы является анализ контрольной работы ИФНС по Кировскому району, а также разработка методов совершенствования налогового администрирования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы налогового администрирования в России;
• проанализировать основные показатели и дать общую характеристику;
• провести анализ эффективности контрольной работы инспекции;
• сформировать предложения мероприятий по совершенствованию налогового администрирования.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является инспекция ФНС по Кировскому району города Екатеринбурга.
Предметом исследования являются деятельность ИФНС по Кировскому району города Екатеринбурга.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы выступают учебники и литература, а также методическое пособие посвященная анализу эффективности налогового администрирования. Информационной основой служат данные о деятельности налоговой инспекции по Кировскому району города Екатеринбурга за 2016-2018 гг.
Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексной разработке теоретических основ и практических положений, связанных совершенствованием налогового администрирования в условиях не разработанности проблематики в исследовательской литературе, а также в
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе раскрываются понятия, и теоретические аспекты возникновения задолженности по налогам и сборам. Вторая глава посвящена анализу эффективности деятельности инспекции по Кировскому району города Екатеринбурга по работе с задолженностью по налоговым платежам в бюджетную систему. Третья глава посвящена разработке способов повышения уровня налогового администрирования.
Налоговая система РФ находится в процессе постоянной модернизации. Помимо принятия новых законов, создаются современные программы контроля и администрирования различных видов налога. В первой главе данной диссертационной работы рассмотрены новейшие информационные системы такие как АСК НДС-2, которая помогает налоговым органом выявлять нарушения по налогу на добавленную стоимость. Также рассматривается программа АИС Налог-3, которая в принципе позволяет налоговым органам функционировать на современном уровне и обмениваться с налогоплательщиками информацией онлайн. Введение онлайн- касс, которые передают данные в налоговую, способствует контролю наличной выручки у налогоплательщика, для невозможности скрыть часть дохода.
Во второй главе проведен анализ эффективности работы налоговых органов на примере ИФНС России по Кировскому району. Анализ показал, что с каждым годом собираемость практически по всем видам налога растет. Это связано с эффективной работой контрольных органов и усовершенствованием методов и способов контроля и администрирования налогов. Об этом говорят не только увеличившиеся поступления в бюджет, а еще и относительные показатели, которые показывают эффективность выездных и камеральных проверок.
Анализ показал, что основными источниками бюджета являются НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Было получено понимание, что администрирование НДФЛ долгие годы никак не изменялось, по сравнению с НДС, где была введена программа АСК НДС-2, которая оказывает также и влияние на контроль и администрирование налога на прибыль.
В третей главе было предложено введение прогрессивной ставки НДФЛ, и доказано экономическое обоснование данного внедрения на примере ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга. Было рассмотрено распределение доходов граждан по группам. Были предложены ставки для каждой группы. Были пороговые значения доходы, при достижении которых за 85
год нарастающим итогом доход должен облагаться по новой ставке. Также в третей главе представлено сравнение поступлений при плоской и прогрессивной ставке НФДЛ. Сравнение показало рост поступлений при введении прогрессивной ставке более чем на 20%. Также была предложена удобная система администрирования НДФЛ, учитывающая, что налогоплательщик может получать доходы из разных источников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)//СЗ РФ. - 2014. - №31, действующая редакция)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ
(ред. от 01.12.2018)// Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31,
действующая редакция.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об автономных
учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016),
дейтвующая редакция.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих
организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2017), действующая редакция.
5. Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 15.01.2018), действующая редакция.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 23.10.2017, действующая редакция.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» от 11.06.2015г. № 576 (ред. от 31.07.2017), действующая редакция.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» от 17.03.2014 г. №193 (ред. от 23.04.2018), действующая редакция.
9. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной
политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России). [Электронный ресурс] -
https: //www. minfin.ru/ru/document/?id_4=123006.
10. Письмо Минфина РФ от 20.08.2012г. № 02-07-10/3259 [Электронный документ]. - Режим доступа: справочно-правовая система «ГАРАНТ».
11. Проект Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2016 г.) [Электронный документ]. - Режим доступа: справочно-правовая система «ГАРАНТ».
12. Приказ ФНС России «Об организации пилотного проекта по апробации применения Перечня технологических процессов ФНС России и Реестра рисков в организации и проведении внутреннего аудита» от 27.07.2018 № ММВ-7-16/473@, действующая редакция.
13. Приказ ФНС России «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений при осуществлении внутреннего контроля и аудита с использованием результатов
14. Приказ ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-16/156@ «Об утверждении Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
15. Приказ ФНС РФ «О Порядке проведения тематических аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов и рассмотрения материалов по их результатам» от 16.11.2005г. САЭ-3-12/588@ (ред. от 07.03.2006) [Электронный ресурс], действуйщая редакция...