Нефтяная и газовая промышленность - базовые отрасли Российской экономики. Ритмичность и стабильность их работы определяет успешность деятельности многих других отраслей промышленности. Очень важным звеном между производителем и потребителем в нефтяной отрасли является трубопроводный транспорт, надёжность работы которого и будет определять стабильность поставок нефти и газа. Системы магистральных нефтепроводов как объект управления предназначены для перекачки больших объемов нефти от поставщиков к многочисленным потребителям, находящимся как внутри, так и за рубежами страны. Управление процессами перекачки для таких систем подчинено жесткому требованию, а именно, управление должно обеспечивать выполнение планов сдачи нефти по всем потребителям системы .
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным транспортом: минимальная дальность
транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.
На современном этапе при проектировании систем трубопроводного транспорта нефти необходимо обеспечивать техническую осуществимость в сочетании с передовыми технологиями, экологическую безопасность и экономическую эффективность, а также высокую надежность при эксплуатации, что требует, в свою очередь, высококвалифицированных специалистов в области проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефтепроводов и хранилищ.
Современное состояние системы магистральных нефтепроводов по мере увеличения продолжительности эксплуатации под влиянием процессов старения, накопления повреждений в металле труб нефтепровода, ухудшается. Циклические воздействия внутреннего давления вызывают накопление усталостных повреждений в зонах дефектов, допущенных при изготовлении труб и проведении строительно-монтажных работ.
Цель данной работы: анализ и выбор современных ремонтных конструкций при ремонте магистрального нефтепровода.
Задачи исследования:
1. Характеристика мероприятий технического обслуживания и ремонта.
2. Классификация дефектов линейной части.
3. Методы ремонта дефектных участков.
4. Характеристика ремонтных конструкции.
5. Анализ и выбор ремонтных конструкций.
6. Рассчитать толщину стенки трубы и объем утечки нефти при аварии (разливе).
7. Привести расчеты затрат на ремонтные работы.
8. Рассмотреть требования производственной безопасности при выполнении ремонтных работ.
В настоящем дипломном проекте:
При проектировании систем трубопроводного транспорта нефти необходимо обеспечивать техническую осуществимость в сочетании с передовыми технологиями, экологическую безопасность и экономическую эффективность, а также высокую надежность при эксплуатации, что требует, в свою очередь, высококвалифицированных специалистов в области проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефтепроводов и хранилищ.
Рассмотрены виды дефектов магистральных нефтепроводов. Представлена технология постоянного и временного ремонта дефектных участков с использованием современных видов муфт. Рассмотрены методы ремонта дефектных участков. Показаны эксплуатационные характеристики разных видов муфт, выбор наиболее экономичной и эффективной технологии. Рассмотрены последние разработки конструкций муфт, и выявлена область их применения: свертная муфта, металло-стеклопластиковая муфта, термоусаживаемые муфты, усиливающая композиционная муфта, подводная муфта, ремонтная манжета Clock Spring.
Выводы: дана характеристика мероприятий технического обслуживания и ремонта линейной части, приведена классификация дефектов, рассмотрен анализ и выбор ремонтных конструкций, приведены расчеты толщины стенки трубы и объему утечки нефти при аварии (розливе), приведены затраты на ремонтные работы, рассмотренные требования производственной безопасности при выполнении ремонтных работ.
1. Трубопроводный транспорт нефти и газа. Учебное пособие для ВУЗов. Р.А. Алиев, В.Д. Белоусов - М.: Недра, 1988. - 54 с.
2. Ремонт магистральных трубопроводов. Учебное пособие для ВУЗов. В.В. Борисов и др. - М.: Недра, 1978. - 198 с.
3. Капитальный ремонт подземных нефтепроводов/А.П. Гумеров и др. - М.: Недра, 1972. - 85 с.
4. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов/В.А. Березин, К.Е. Ращепкин и др. - М.: Недра, 1978. - 364 с.
5. Прочность и ремонт участков магистральных трубопроводов Западной Сибири. Учебное пособие для ВУЗов. Г.Н. Тимирбулатов - М.: Недра 1978. - 407 с.
6. Правила техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов. Учебное пособие для ВУЗов. О.М. Иванцов, А.С. Пащенко, В.М. Степанов - М.: Недра 1982. - 23 с.
7. Трубопроводный транспорт нефти: Учебник для вузов: 1 т. / Г. Г. Васильев, Г. Е. Коробков, А. А. Коршак и др./ Под ред. С. М. Вайнштока. - М.: Недра, 2002. - 407 с.
8. 13.Трубопроводный транспорт нефти: Учебник для вузов: 2 т. / Г. Г. Васильев, Г. Е. Коробков, А. А. Коршак и др./ Под ред. С. М. Вайнштока. - М.: Недра, 2004. - 621 с.
9. ПБ 03-576-2003. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
10. МДС 81-25.2001. Методическими указаниями по определению сметной прибыли в строительстве;
11. СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы
12. СНиП II-12-77. Защита от шума
13. СНиП 23-01-99* Строительная климатология
14. СНиП 23-03-2003 Защита от шума
15. РД - 23.040.00 - КТН - 090 - 07. “Классификация дефектов и методов ремонта дефектов и дефектных секций действующих магистральных нефтепроводов”.
16. РД 39-30-499-80. “ Положениео техническом обслуживании и ремонте линейной части магистральных нефтепроводов”.
17. РД 75.180.00 - КТН - 164 - 06. “Технология проведения работ по композитно - муфтовому ремонту магистральных трубопроводов”.
18. РД 75.180.00 - КТН - 165 - 06. “Методика на проведение выборочного ремонта трубопроводов композитно - муфтовым методом на основе результатов внутритрубной диагностики”.
19. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
20. РД 153 - 39.4 - 130-2002. “ Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов ”.
21. РД 39-0147103-330-86. “ Инструкция по приварке заплат и муфт на стенки труб нефтепроводов под давлением перекачиваемой нефти до 2,0 МПа”.
22. РД 153-39.4-086-07. “ Технология ремонта дефектов действующих магистральных нефтепроводов ”.
23. РД 153-39.4-056-00 Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов
24. РД -23.04.00-КТН-090-07. “ Классификация дефектов и методы ремонта дефектов и дефектных секций действующих магистральных нефтепроводов”.
25. РД 153 - 39.4 - 114 - 01. Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах.
26. ТД 33.337 - 98. “Технология проведения работ по композитно - муфтовому ремонту магистральных нефтепроводов”.
27. ГОСТ 12.1.010 - 76. Взрывобезопасность. Общие требования.
28. ГОСТ 12.1.011 - 78. Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний.
29. ГОСТ 12.1.019 - 79. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
30. ГОСТ 12.1.003 - 83. Шум. Общие требования безопасности.
31. ГОСТ 12.1.029-80 ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация
32. ГОСТ 12.1.005 - 88. Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
33. ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ Электробезопасность.
Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов.
34. ГОСТ 12.1.004 - 91. Пожарная безопасность. Общие требования.
35. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие
требования к охране поверхностных вод от загрязнений;
36. ГОСТ 17.1.3.06-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие
требования к охране подземных вод;
37. ГОСТ 17.5.3.04-83 Рекультивация нефтезагрязненных земель.
38. http//www.pso-ngd.com
39. http://proneftegaz.ru
40. http://www.remneftegaz.ru
41. http://www.belkrafting.com