Введение
1. Системно-деятельностный подход в изучении инклюзивного
образования 8
1.1 Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности 8
1.2. Реализация инклюзивного образования в России и за рубежом 17
2. Деятельность Центра инклюзивного образования Уральского федерального
университета 25
2.1. Барьеры на пути развития инклюзивного образования в Уральском
федеральном университете 25
2.2. Тенденции развития инклюзивного образования (на примере Уральского
федерального университета) 39
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 1 70
Приложение 2 77
Приложение 3 78
Приложение 4 88
Приложение 5 90
Приложение 6 102
Приложение 7 103
Приложение 8 106
Приложение 9 112
Приложение 10 113
Приложение 11 118
Приложение 12 121
Работа посвящена изучению инклюзивного образования как фактора социальной интеграции студентов с ОВЗ в высших учебных заведениях на примере Уральского федерального университета. Количество студентов в УрФУ с инвалидностью с каждым годом увеличивается, но успешно завершают обучение менее половины из всех поступивших учиться студентов с ОВЗ. Поэтому важным является выявление причин, которые влияют на включение в образовательный процесс и успешный результат по итогу.
Принятие и вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ 1 дало новый импульс привлечению в высшие учебные заведения абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а получение высшего профессионального образования становится наиболее эффективным механизмом социальной интеграции названной категории лиц.2 Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование вводилось в ВУЗах для создания благоприятных условий обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Под благоприятными условиями стоит понимать не только факторы архитектурной доступности, но психологический климат учебного процесса.
Право на получение образовательных услуг в равной мере обучающимися с инвалидностью и ОВЗ является универсальным принципом, который применяется во всем мире. Инклюзивное образование для студентов с нозологиями - средство включения данной категории обучающихся в социум наравне со здоровыми студентами. Студентам, которые включены в процесс инклюзивного образования, создаются специальные условия, обеспечиваются помощь и поддержка, облегчающие их обучение. Одним из условий эффективности инклюзивного образования является обязательное психолого-педагогическое сопровождение студента в высшем учебном заведении. Изучением психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ занимаются такие авторы, как Е.Б. Щетинина, Е.А. Столчнева, В.В. Хитрюк.
Российские исследователи изучают условия физической доступности, подготовки преподавателей вуза. Они изучили качественные характеристики инклюзивной образовательной среды, которая включает поддержку, которая способствует самосовершенствованию учащихся с ограниченными возможностями.3 О.А.Денисова и О.И.Леханова исследовали инклюзивное образование на примере Череповецкого государственного университета. Авторы рассмотрели систему поддержки студентов: консультации,
информация и т. д. Университет является Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает организационное, учебно-методическое, консалтинговое и мониторинговое сопровождение профориентации, обучения и трудоустройства.4
В Уральском федеральном университете осуществляется целенаправленная деятельность по внедрению инклюзивного образования. Инклюзивное образование существует в УрФУ с 2015 года в соответствии с приказом ректора № 857/03
от 30.12.2014 г. о введении в действие с 01.01.2015 г. Положения «Об организации обучения в УрФУ студентов с ограниченными возможностями
Студенты с инвалидностью и ОВЗ получают в Центре инклюзивного образования психологическую, педагогическую, правовую и иную помощь по адаптации в процессе учёбы. Если студенты без нозологий адаптируются в университете достаточно быстро, то адаптация у студентов с нозологиями может длиться от одного до трех лет. Но не все студенты с ОВЗ проходят этот этап до конца и прекращают учебу раньше.
Необходимость инклюзивного образования в ВУЗе очевидна, так как студентам с инвалидностью и ОВЗ необходима социализация. Если студенты с инвалидностью и ОВЗ будут общаться только со студентами с нозологиями, то это не будет являться социализацией в ВУЗе. Сотрудники Центра инклюзивного образования УрФУ отмечают, что инклюзивное образование - это интеграция людей с особенностями в общую среду. Инклюзивное образование необходимо для студента с нозологиями, с другой стороны - для общества.
Объектом выпускной квалификационной работы является инклюзивное образование в высшем учебном заведении.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение факторов развития инклюзивного образования в Уральском федеральном университете
Цель работы - изучить на теоретическом и практическом уровнях факторы социальной интеграции студентов с нозологиями в Уральском федеральном университете.
5 Уральский федеральный университет. Приказ ректора «О введении в действие положений» URL: https://urfu.ru/ru/students/documents/ (дата обращения: 10.04.2019)
Поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы, а именно - изучить на теоретическом и практическом уровнях опыт внедрения инклюзивного образования в Уральском федеральном университете - были достигнуты.
Для того, чтобы определить значение инклюзивного образования в УрФУ, мы провели эмпирическое исследование в условиях ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» и пришли к выводу, что реализация инклюзивного образования играет немаловажную роль в системе высшего образования. Так, директор Центра инклюзивного образования отметила, что благодаря созданию Центра многие абитуриенты с ОВЗ стали поступать в УрФУ на систему очного обучения.
Социализация необходима для любого человека, а для человека, имеющего какие-либо нозологии, особенно. Социализация происходит на протяжении всей жизни человека и подразумевает под собой совокупность всех социальных процессов, с помощью которых любой человек усваивает и воспроизводит систему знаний, отличает нормы и ценности, которые позволяют ему действовать в качестве полноправного члена общества, осваивая самые разные социальные роли. Успешная социализация студента с инвалидностью и ОВЗ в первую очередь будет зависеть от поддержки, которая идет из семьи, от его друзей, знакомых, близких, а также учебного коллектива и преподавателей.
Рассмотрев факторы инклюзивного образования, которые могут затруднять его реализацию, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день процесс развития инклюзивного образования в Уральском федеральном университете не стоит на месте. Руководство УрФУ совместно с Центром инклюзивного образования старается обеспечить не только внешние признаки доступности, например, архитектурную доступность. Как было отмечено в работе, к сожалению, не все корпуса университета могут быть оборудованы лифтами, так как они являются памятниками архитектуры, и
К внутренним факторам доступности инклюзивного образования можно отнести обучение и подготовку преподавателей, направленные на взаимодействие со студентами, имеющими инвалидность и лиц с ОВЗ. Если раньше преподаватели УрФУ были не готовы к тому, чтобы обучать студентов, имеющих инвалидность, то сейчас они готовы к этому и, как упоминалось в работе, желают узнать как можно больше информации об обучении студентов с различными нозологиями и даже предлагают психологу Центра инклюзивного образования, который проводит занятия с преподавателями те темы, которые были бы им интересны. Также к внутренним факторам доступного инклюзивного образования можно отнести проведение различных мероприятий в стенах университета совместно с общественными организациями лиц с ОВЗ города Екатеринбурга.
Имеет огромную практическую значимость то, что будущие студенты с инвалидностью и ОВЗ могут связаться с Центром инклюзивного образования УрФУ и получить необходимую для них информацию о том, как будет осуществляться их учебный процесс. Практика показывает, что процесс развития инклюзивного образования в ВУЗе затрагивает научные, методологические и административные ресурсы.
Итак, с нашей точки зрения, которую мы изложили в данной работе, студенты с инвалидностью и ОВЗ должны иметь право выбора места получения образования. Это право закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики. Нашей целью являлось определение факторов и условий, способствующих внедрению инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ в систему высшего образования на примере Уральского федерального университета...
1. "Об образовании в Российской Федерации» : федер.закон 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ] - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.garant.ru (дата обращения 01.03.2019).
2. О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ [22 ноября 2017 г. № 1406] .
3. Юнеско, Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, Юнеско/Министерство образования, Испания // 1994 г.
4. Айсмонтас Б.Б. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью /Б.Б. Айсмонтас, М.А. Одинцова // Психологическая наука и образование. - 2018. Т. 23 - № 2 - C. 29—41.
5. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011 - № 1 -С. 83-92
6. Алёхина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов /С.В.Алёхина// Психологическая наука и образование - 2015 - Т. 20 - № 3.- C. 70-78.
7. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. /С.В. Алёхина - 2016. -Т. 21 -
№ 1. - C. 136-145.
8. Ансимова Н. П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования /Н.П.Ансимова, Л.В.Чупрова // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3.
9. Аржаных Е. В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ /Е.В. Аржаных// Психологическая наука и образование - 2017 - Т. 22. - № 1 - C.150-160
10. Артемьева Т.В. Инклюзивная практика в высшей школе: учебнометодическое пособие / Т.В.Артемьева, А.И. Ахметзянова, А.Т. Курбанова
• Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015 - 224 с.
11. Ахметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного
образования в Казанском федеральном университете
/А.И. Ахметзянова // Вестник ТГГПУ. 2015. №1 (39).
12. Байрамов В.Д. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования / В.Д. Байрамов, Т.И. Бонкало, Д.С. Райдугин, Е.В. Воеводина. // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. C. 19—28
13. Ведихова Д. С. Развитие инклюзивного образования в России /Д.С.Ведихова// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки - 2011
• № 2.
14. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества. / Т.Н.Гусева // Инклюзивное образование - Выпуск № 1 - М.2010 - С.3-5
15. Гладилина Л. С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним / Л. С. Гладилина.// - (Образовательный процесс. Взгляд молодых) // Современный детский сад.
• 2011 - № 1 -С. 56-59...