Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки электронных ресурсов педагогического назначения
1.1. Г енезис отечественной инженерной подготовки
1.2. Анализ программных продуктов и средств ИКТ, используемых при подготовке бакалавров инженерно-строительной сферы....
1.3. Особенности технологии разработки учебно-методического
комплекса дисциплины
1.3.1. Цели и задачи электронного учебно-методического
комплекса дисциплины
1.3.2. Структура электронного учебно-методического
комплекса дисциплины
1.3.3. Основные критерии качества ЭУМКД
1.3.4. Технологии и средства разработки ЭУМКД
1.3.5. Классификация инструментальных программных средств
для разработки ЭУМКД
Выводы по первой главе
Глава 2. Содержание контента учебно-методического комплекса по «Численным методам»
2.1. Курс лекций по «Численным методам» (в формате ВОРД и в
виде презентаций)
2.2. Методические рекомендации и варианты заданий
лабораторных работ по «Численным методам»
2.3. Методические указания и варианты индивидуальных заданий домашней контрольной работы по «Численным методам» ....
2.4. Вопросы для самопроверки по каждой изученной теме «Численных методов» ...
2.5. Фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Численные
методы»
2.6. Вопросы к экзамену/зачет
2.7. Глоссарий по дисциплине
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Этот процесс, согласно исследованиям ученых, занимающихся информатизацией образования, обеспечиваемый средствами современных информационных технологий в образовании любого уровня, направлен на повышение эффективности и качества процесса обучения, повышение познавательной активности обучающихся, углубление межпредметных связей, увеличение объема и оптимизацию поиска нужной информации. При этом в ходе реализации этого процесса осуществляется работа по выполнению социального заказа общества, направленная на подготовку информационно грамотной личности, на развитие личности обучаемого, на подготовку индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества за счет развития различных видов мышления, развития коммуникативных способностей, формирования умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, эстетического воспитания благодаря использованию компьютерной графики, технологии мультимедиа, формирования информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, развития умений моделировать задачу, ситуацию или процесс, формирования умений осуществлять экспериментально
исследовательскую деятельность на базе средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ);
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что процесс информатизации, как общества в целом, так и образования в частности, есть результат технического прогресса, объективная реальность, в условиях которой общество будет жить и работать в дальнейшем. Логическим развитием этого процесса в области профессионального
образования является внедрение и использование современных цифровых технологий (от виртуальной реальности и робототехники, до умных вещей в профессиональной деятельности и в обыденной жизни современного человека), что позволит продолжить работу на выполнение социального заказа общества по формированию информационно-коммуникационной компетентности современного пользователя в любой сфере общественного производства и частной жизни.
Одной из задач, связанных с информатизацией высшего образования, является дальнейшая реализация цифровых технологий в образовательном процессе любого вуза, в том числе и вузов, занимающихся подготовкой бакалавров строительных специальностей. Эта деятельность требует совершенствования информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. Под ИОС понимается, в соответствии с исследованиями Роберт И.В., Козлова О.А., Сердюкова В.И., Касторновой В.А. и др. [10, 11, 18, 19], основанных на психолого-педагогическом подходе, а также учитывая требования нормативных документов Министерства образования и науки РФ, целенаправленно создаваемая совокупность условий взаимодействия всех категорий пользователей (обучающихся, педагогов, родителей, администрации учебных заведений, заинтересованной общественности) с информационно-методическим обеспечением образовательного процесса на базе информационной системы образовательной организации.
Данное определение основано на том, что информационная система вуза является технико-технологическим базисом, в структуру которого входят электронные ресурсы образовательного назначения и сервисы, обеспечивающие автоматизацию процессов, протекающих в вузе, а ИОС является надстройкой над этим базисом и обеспечивает условия взаимодействия всех его пользователей с доступными им электронными ресурсами и сервисами.
При этом терминологически понятие "информационнообразовательная среда" и "цифровая образовательная среда" идентичны,
Таким образом, в рамках реализации цифровизации образования необходимо развивать ИОС вуза средствами разработки и внедрения в учебный процесс электронных ресурсов образовательного назначения. Это в равной степени относится к ИОС любого вуза, осуществляющего подготовку современных выпускников, в том числе и для архитектурностроительной отрасли.
Все вышесказанное определяет актуальность темы магистерской диссертации, связанной с разработкой контента учебно-методического комплекса по «Численным методам» для бакалавров строительных специальностей.
Целью магистерской диссертации является подбор учебного материала для формирования контента учебно-методического комплекса по дисциплине «Численные методы», изучаемой бакалаврами института строительства и архитектуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• на основе анализа инженерной подготовки в историческом аспекте рассмотреть программные продукты и средства информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), используемых при подготовке бакалавров инженерно-строительной сферы;
• изучить особенности технологии разработки учебно-методического комплекса дисциплины, цели, задачи, структуру и основные критерии качества электронного учебно-методического комплекса дисциплины
• систематизировать теоретический и практический материал по «Численным методам»;
• разработать вопросы для самопроверки по каждой теоретической теме...
В современных информационных технологий в образовании любого уровня, направлен на повышение эффективности и качества процесса обучения, повышение познавательной активности обучающихся, углубление межпредметных связей, увеличение объема и оптимизацию поиска нужной информации.
Одной из задач, связанных с информатизацией высшего образования, является дальнейшая реализация цифровых технологий в образовательном процессе любого вуза, в том числе и вузов, занимающихся подготовкой бакалавров строительных специальностей. Эта деятельность требует совершенствования информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, в структуру которого входят электронные ресурсы образовательного назначения и сервисы, обеспечивающие автоматизацию процессов, протекающих в вузе, а ИОС является надстройкой над этим базисом и обеспечивает условия взаимодействия всех его пользователей с доступными им электронными ресурсами и сервисами.
Сопоставление результатов научно-исследовательской работы в рамках магистерской диссертации позволяет сделать следующие выводы:
• на основе анализа инженерной подготовки в историческом аспекте рассмотрены программные продукты и средства информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), используемых при подготовке бакалавров инженерно-строительной сферы;
• изучены особенности технологии разработки учебнометодического комплекса дисциплины, цели, задачи, структура и основные критерии качества электронного учебно-методического комплекса дисциплины
• систематизированы теоретический и практический материал по «Численным методам»;
- разработаны вопросы для самопроверки по каждой теоретической теме.
Данные выводы позволяют констатировать, что задачи магистерской диссертации решены и цель её достигнута.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанный контент является основой для создания электронного учебно-методического комплекса по Численным методам, который может быть использован студентами для повышения образовательного уровня.
Применение ЭУМК по Численным методам с использованием разработанного в рамках МД контента способствует формированию у студентов представлений о приближенных методах решения задач на ЭВМ и направлено на углубление математического образования и развитие практических навыков в области прикладной математики для использования их в области строительства.
Дисциплина «Численные методы» является фундаментальной в системе технических дисциплин. Математическая подготовка, формирующая системное мышление и язык междисциплинарного общения, обеспечивает целенаправленную ориентацию в сфере будущей профессиональной деятельности инженера.
На базе фундаментальной математической подготовки осуществляется формирование навыков исследования и моделирования, освоения современных компьютерных технологий, их применение для решения задач профессиональной деятельности.
Научная значимость результатов исследования состоит в предложении способа приобретения новых научных и профессиональных знаний на базе использования современных инфрмационно- коммуникационных технологий, а также в разработке оригинального контента учебно-методического комплекса по «Численным методам» для бакалавров строительных специальностей, ориентированным на широкую
Дальнейшее развитие результатов исследования состоит в создании сетевой версии ЭУМК по Численным методам, которая осуществляется представлением в виде веб-сайта с размещением всех разработанных в рамках МД материалов.
1. Абовский, Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Учить творчеству:науч.издание/Н.Абовский.-Красноярск:КрасГАСА, 2006.139с.
2. Агеев, В.Н. О новых подходах к компьютеризации обучения/В.Н. Агеев// Высшее образование в России. - 1992.-№ 4.- С.50-52.
3. Байбаков,В.О. ЭВМ в вузе: Проблемы компьютеризации учебного процесса/В.О.Байбаков//Информатика и образование.-1994.-№3.- С.93-97.
4. Барданов,Ю.М. Курс сопротивления материалов в структурнологических схемах/Ю.М.Барданов//Киев:Вища школа,1988.-215с.
5. Бахвалов, Н.С. Численные методы / Н.С.Бахвалов. - М.: Наука, 1973. - 631 с.
6. Бахвалов, Н..С. Численные методы в задачах и упражнениях [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Бахвалов, А.В. Лапин, Е.В. Чижонков; под ред. В.А.Садовничего. - М.: Высшая школа , 2005. —190 с.(1 экз.)
7. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков.-М.: «ФИЛИНЪ»,2003.- 613с.
8. Березин, И.С. Методы вычислений / И.С. Березин, Н.П. Жидков. - М.: Физматгиз, 1962. - 464 с.
9. Березин, И.С., Жидков Н.П. Методы вычислений [Текст]: учебник / И.С.Березин, Н.П. Жидков. - М.: Финансы и статистика , 1966. — 632 с.
10. Беспалько,В.П. Слагаемые педагогической
технологии/В.П.Беспалько. -М.:Педагогика, 1989.-192с.
11. Борк, А. Компьютеры в обучении: чему учит
история/А.Борк//Информатика и образование.1990.-№5.-С. 110-118.
12. Васильков,Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в
математическом моделировании [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю.В.Васильков, Н.Н. Василькова. - М.: Финансы и статистика , 2004. — 256 с.(5 экз.).
13. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004г., МОСКВА-2004.
14. Волков, Е.А. Численные методы /Е.А. Волков. - М.: Наука,1982. - 254 с.
15. Воробьева, Г.Н. Практикум по вычислительной математике / Г.Н. Воробьева, А.Н. Данилова. - М.: Высшая школа, 1990. - 308 с...