ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ
|
1 Теоретические основы цифровизации налогового контроля 6
1.1 Подходы к исчислению и взиманию НДС, механизм исчисления и уплаты.8
1.2 Роль НДС в налоговой системе РФ, как источник доходной части бюджета
страны 20
1.3 Достоинства и недостатки цифровизации НДС 28
2 Анализ эффективности внедрения цифровизации налогового контроля за
НДС 35
2.1 Оценка затрат, понесенных при создании АСК «НДС-2» 35
2.2 Анализ эффективности собираемости налога за счет внедрения
цифровизации 44
3 Совершенствование цифровизации налогового контроля в РФ 49
3.1 Основные проблемы собираемости налогов и налогового контроля и
перспективы их решения 49
3.2 Разработка решений по совершенствованию цифровой системы контроля
НДС 57
Заключение 68
Библиографический список 71
1.1 Подходы к исчислению и взиманию НДС, механизм исчисления и уплаты.8
1.2 Роль НДС в налоговой системе РФ, как источник доходной части бюджета
страны 20
1.3 Достоинства и недостатки цифровизации НДС 28
2 Анализ эффективности внедрения цифровизации налогового контроля за
НДС 35
2.1 Оценка затрат, понесенных при создании АСК «НДС-2» 35
2.2 Анализ эффективности собираемости налога за счет внедрения
цифровизации 44
3 Совершенствование цифровизации налогового контроля в РФ 49
3.1 Основные проблемы собираемости налогов и налогового контроля и
перспективы их решения 49
3.2 Разработка решений по совершенствованию цифровой системы контроля
НДС 57
Заключение 68
Библиографический список 71
В настоящее время IТ стали решением для снижения издержек государства, повышения собираемости налогов и т. д.
Внедрение цифровых технологий в налоговом администрировании является важной задачей любого государства для оптимизации экономических процессов и налоговых функций. При этом уровень технологического развития определяет не только экономический потенциал страны, но и ее возможность экономической интеграции в мировое сообщество. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в России, проблемы, касающиеся налогового контроля, особенно актуальны.
Для этого была разработана цифровая система Автоматическая система контроля «НДС-2» (далее АСК «НДС-2»), эффективно применяемая для «отбеливания» экономики путем легализации сделок по возмещению налога на добавленную стоимость.
Разработка АСК «НДС-2» осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконными финансовым операциям» и основывается на вступившей в действие с 01 января 2015 года новой форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, включающей в себя разделы, содержащие сведения из книги покупок, дополнительных листов книг покупок, книг продаж, дополнительных листов книг продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Целью выпускной квалификационной работы магистра является анализ внедрения цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью при помощи АСК «НДС-2» и направления его совершенствования. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы цифровизации НДС в России;
- рассмотреть достоинства и недостатки внедрения цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью;
- рассмотреть затраты, понесенные на создание АСК «НДС-2»;
- оценить и проанализировать эффективность внедрения программы;
- выработать пути совершенствования цифровизации налогового контроля.
Объект исследования - автоматизированная система контроля «НДС-2».
Предметом исследования выступает механизм налогового контроля Российской Федерации в целях обеспечения «обеления» экономики страны.
При написании работы были изучены труды следующих авторов: И.А.Майбуров, А.В. Брызгалина, А.Г. Голубев, А.Л. Коновалова, В.Г. Пансков, И.Г. Щербакова и др.
Методы, используемые в исследовании, следующие:
- эмпирические методы (наблюдение, описание);
- общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, классификация);
- методы экономического анализа.
Практическая сторона и значимость исследования может быть охарактеризована тем, что разработанные предложения могут быть полезны федеральным органам налоговой службы в рамках совершенствования их контрольной работы и дальнейшей цифровизации НДС.
Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке и предложении к внедрению нового программного продукта, основанного на технологии блокчейн и способного систематизировать работу налоговых органов с банковским сектором, что позволит сократить расходы на налоговое администрирование и повысить собираемость налогов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи, а также представлены объект и предмет исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы магистра охарактеризована сущность и значение цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью, его достоинства и недостатки.
Во второй главе выпускной квалификационной работы магистра проведен анализ расходов на создание АСК «НДС-2», поступлений налогов в бюджетную систему РФ, а также оценена и проанализирована эффективность внедрения АСК в систему налогового администрирования.
В третьей главе исследования выявлены проблемы собираемости НДС и разработаны меры по увеличению эффективности администрирования.
В заключении магистерской диссертации обобщены выводы.
Внедрение цифровых технологий в налоговом администрировании является важной задачей любого государства для оптимизации экономических процессов и налоговых функций. При этом уровень технологического развития определяет не только экономический потенциал страны, но и ее возможность экономической интеграции в мировое сообщество. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в России, проблемы, касающиеся налогового контроля, особенно актуальны.
Для этого была разработана цифровая система Автоматическая система контроля «НДС-2» (далее АСК «НДС-2»), эффективно применяемая для «отбеливания» экономики путем легализации сделок по возмещению налога на добавленную стоимость.
Разработка АСК «НДС-2» осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконными финансовым операциям» и основывается на вступившей в действие с 01 января 2015 года новой форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, включающей в себя разделы, содержащие сведения из книги покупок, дополнительных листов книг покупок, книг продаж, дополнительных листов книг продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Целью выпускной квалификационной работы магистра является анализ внедрения цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью при помощи АСК «НДС-2» и направления его совершенствования. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы цифровизации НДС в России;
- рассмотреть достоинства и недостатки внедрения цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью;
- рассмотреть затраты, понесенные на создание АСК «НДС-2»;
- оценить и проанализировать эффективность внедрения программы;
- выработать пути совершенствования цифровизации налогового контроля.
Объект исследования - автоматизированная система контроля «НДС-2».
Предметом исследования выступает механизм налогового контроля Российской Федерации в целях обеспечения «обеления» экономики страны.
При написании работы были изучены труды следующих авторов: И.А.Майбуров, А.В. Брызгалина, А.Г. Голубев, А.Л. Коновалова, В.Г. Пансков, И.Г. Щербакова и др.
Методы, используемые в исследовании, следующие:
- эмпирические методы (наблюдение, описание);
- общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, классификация);
- методы экономического анализа.
Практическая сторона и значимость исследования может быть охарактеризована тем, что разработанные предложения могут быть полезны федеральным органам налоговой службы в рамках совершенствования их контрольной работы и дальнейшей цифровизации НДС.
Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке и предложении к внедрению нового программного продукта, основанного на технологии блокчейн и способного систематизировать работу налоговых органов с банковским сектором, что позволит сократить расходы на налоговое администрирование и повысить собираемость налогов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи, а также представлены объект и предмет исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы магистра охарактеризована сущность и значение цифровизации налогового контроля за добавленной стоимостью, его достоинства и недостатки.
Во второй главе выпускной квалификационной работы магистра проведен анализ расходов на создание АСК «НДС-2», поступлений налогов в бюджетную систему РФ, а также оценена и проанализирована эффективность внедрения АСК в систему налогового администрирования.
В третьей главе исследования выявлены проблемы собираемости НДС и разработаны меры по увеличению эффективности администрирования.
В заключении магистерской диссертации обобщены выводы.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что на данный момент налог на добавленную стоимость является важным федеральным косвенным налогом, который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Основная ставка в Российской Федерации имеет значение 20 % и составляет около трети дохода в бюджете страны.
Исчисление данного налога производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг) покупателю. Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, как на общей системе, так и на упрощенной системе налогообложения в частных случаях. Также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, если осуществляют деятельность в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
НДС не редко называют европейским налогом, потому как он внес огромный вклад в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Присутствие НДС в налоговой системе является неотъемлемым условием вступления в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).
Сформулированы три отличительные особенности НДС, это:
- в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога;
- облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара;
- обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.
На долю НДС в течение последних пяти лет приходится порядка трети бюджетных доходов. В 2020 г. его доля в структуре федерального бюджета страны составляет - 37,8%. Соответственно, от полноты поступления НДС во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации. Однако, НДС занимает ведущие позиции по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ.
Необходимо отметить следующую закономерность по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ за налоговые периоды 2018¬2020 гг. Размер урегулируемой задолженности учитывающей показатели реструктурированной задолженности и отсроченных налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость снижается с каждым годом, что имеет положительную динамику. В связи с этим вопрос об эффективном администрировании налога на добавленную стоимость остается открытым.
Во второй главе проведен анализ эффективности работы налоговых органов после внедрения АСК «НДС-2». По результатам данного анализа можно сказать, что собираемость по косвенному налогу растет каждый год. Оценка качества администрирования НДС с применением коэффициента эффективности, показывающий, какая доля базы эффективно облагается налогом, показал, что в целом занимает стабильное положение. Однако рассчитанные значения коэффициентов эффективности, говорят о среднем качестве налогового администрирования, то есть необходимости разработки комплекса мер по повышению уровня налогового администрирования в стране.
В целом система ФНС достаточно эффективно проводит работу по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, увеличивая доначисления и одновременно снижая суммы недоимок по налогам и сборам. Результатом чего является увеличение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако, в процессе проведения исследования выявлены существенные недостатки в системе администрирования налога. Все эти проблемы актуальны на сегодняшний день. Поэтому, ведущим направлением в области администрирования налога на добавленную стоимость должна стать прозрачность ведения бухгалтерского документооборота в фирмах, введение автоматизированных систем, позволяющих в автономном режиме производить сопоставления и анализ деятельности организации.
Также, необходимо внедрение мер, позволяющих снизить коррупционную составляющую в деятельности инспекций. Ужесточение контрольных и предпроверочных мероприятий на стадии регистрации организаций, организация рабочего процесса непосредственно в самих налоговых органах, так как это позволит оптимизировать и повысит эффективность камеральных и выездных проверок в целом.
В третьей главе, представлена разработка программного обеспечения, которая позволит исправить все вышеперечисленные недостатки.
Подведя итог можно сказать, что создание и введение Smart Программы является достаточно современной, инновационной и эффективной системой, способной повысить собираемость налогов, сократить число камеральных и выездных проверок, упростить взаимодействие налоговой с налогоплательщиками и получить по итогу гибкий инструмент для налогового администрирования и контроля.
Исчисление данного налога производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг) покупателю. Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, как на общей системе, так и на упрощенной системе налогообложения в частных случаях. Также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, если осуществляют деятельность в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
НДС не редко называют европейским налогом, потому как он внес огромный вклад в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Присутствие НДС в налоговой системе является неотъемлемым условием вступления в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).
Сформулированы три отличительные особенности НДС, это:
- в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога;
- облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара;
- обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.
На долю НДС в течение последних пяти лет приходится порядка трети бюджетных доходов. В 2020 г. его доля в структуре федерального бюджета страны составляет - 37,8%. Соответственно, от полноты поступления НДС во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации. Однако, НДС занимает ведущие позиции по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ.
Необходимо отметить следующую закономерность по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ за налоговые периоды 2018¬2020 гг. Размер урегулируемой задолженности учитывающей показатели реструктурированной задолженности и отсроченных налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость снижается с каждым годом, что имеет положительную динамику. В связи с этим вопрос об эффективном администрировании налога на добавленную стоимость остается открытым.
Во второй главе проведен анализ эффективности работы налоговых органов после внедрения АСК «НДС-2». По результатам данного анализа можно сказать, что собираемость по косвенному налогу растет каждый год. Оценка качества администрирования НДС с применением коэффициента эффективности, показывающий, какая доля базы эффективно облагается налогом, показал, что в целом занимает стабильное положение. Однако рассчитанные значения коэффициентов эффективности, говорят о среднем качестве налогового администрирования, то есть необходимости разработки комплекса мер по повышению уровня налогового администрирования в стране.
В целом система ФНС достаточно эффективно проводит работу по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, увеличивая доначисления и одновременно снижая суммы недоимок по налогам и сборам. Результатом чего является увеличение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако, в процессе проведения исследования выявлены существенные недостатки в системе администрирования налога. Все эти проблемы актуальны на сегодняшний день. Поэтому, ведущим направлением в области администрирования налога на добавленную стоимость должна стать прозрачность ведения бухгалтерского документооборота в фирмах, введение автоматизированных систем, позволяющих в автономном режиме производить сопоставления и анализ деятельности организации.
Также, необходимо внедрение мер, позволяющих снизить коррупционную составляющую в деятельности инспекций. Ужесточение контрольных и предпроверочных мероприятий на стадии регистрации организаций, организация рабочего процесса непосредственно в самих налоговых органах, так как это позволит оптимизировать и повысит эффективность камеральных и выездных проверок в целом.
В третьей главе, представлена разработка программного обеспечения, которая позволит исправить все вышеперечисленные недостатки.
Подведя итог можно сказать, что создание и введение Smart Программы является достаточно современной, инновационной и эффективной системой, способной повысить собираемость налогов, сократить число камеральных и выездных проверок, упростить взаимодействие налоговой с налогоплательщиками и получить по итогу гибкий инструмент для налогового администрирования и контроля.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НДС В РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Пути совершенствования налогового контроля на примере УФНС по Свердловской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование информационного и аналитического обеспечения налоговых проверок (на примере ИФНС России по г. Москве)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое администрирование налога на добавленную стоимость
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Реформирование налога на добавленную стоимость: цели и результаты (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАСЧЕТА ИНДИКАТОРА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПО НДС
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ МАЛОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Авторефераты (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - Механизмы взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров (Омский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023





