Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.1. Понятие координационных способностей 5
1.2. Особенности развития координационных способностей у футболистов в
группе спортивного совершенствования 13
1.3. Средства и методы развития координационных способностей у
футболистов в группе спортивного совершенствования 17
1.4. Методика развития координационных способностей у футболистов в
группе спортивного совершенствования 30
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждения 56
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложения
Актуальность: в современном мире футбол является одним из самых популярных видов спорта. В него играют люди различного уровня подготовленности - от любителей, до профессионалов. К числу причин, делающих футбол столь популярным, отнести следующие:
1. Относительная простота. В футбол может играть любитель, человек, не обладающий специальной физической подготовкой. Также при игре не требуется специального оборудования, подходит любая ровная площадка;
2. Командный дух. Поскольку футбол - это командная игра, он развивает чувство товарищества и ответственности;
3. Высокая физическая активность. Игроки постоянно находятся в движении, поэтому значительно повышается выносливость организма, скоростные качества, координация, развивается пространственное мышление.
В связи с высокой популярностью, молодежь часто стремиться играть в футбол на более высоком уровне, в специализированных секциях. Поэтому особое значение приобретает проблема построения спортивной тренировки у лиц, с различным уровнем подготовленности.
Проблема: недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития координационных способностей у юношей занимающихся футболом в группе спортивного совершенствования.
Объект: учебно-тренировочный процесс юношей, занимающихся футболом, в группе спортивного совершенствования.
Предмет: методика развития координационных способностей у юношей, занимающихся футболом в группе спортивного совершенствования.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей
у юношей, занимающихся футболом совершенствования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей футболистов находящихся в группе спортивного совершенствования.
3.Эксперементально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей футболистов находящихся в группе спортивного совершенствования.
Современный футбол, можно охарактеризовать довольно высоким уровнем проявления координационных способностей в самых различных критериях, свойственных для учебно-тренировочной и соревновательной работы, в условиях освоения не знакомых перемещений, проигрывания более действенных технических составляющих в условиях недостатка времени и места, в состоянии эмоционального и физиологического утомления, при надобности проворно и технически правильно перестраиваться в условиях внезапности и др.
По мнению большого, количества ведущих футбольных специалистов, координационные способности - это значимая физическая способность, развивать которую надо как начинающим спортсменам, не имеющим значительный спортивный опыт, так и игрокам самого высокого класса.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Координационные способности - это способности человека направленные рационально согласовывать движения частей тела при решении конкретных двигательных задач.
2. Основными средствами развития координационных способностей служат упражнения:
• связанные с преодолением координационных затруднений;
• требующие от исполнителя правильности, быстроты и рациональности при выполнении сложных в координационном плане двигательных действий;
• являющиеся новыми и необычными для исполнителя;
• являющиеся привычными, но выполняются при изменении условий либо самих движений. К основным методам развития координационных способностей относятся упражнения:
- упражнения с применением строго регламентированного метода.
- упражнения с применением вариативного (переменного) метода.
- упражнения с применением не строго регламентированного упражнения.
- упражнения с применением методов вариативного (переменного) метода.
- упражнения с применением направленного сопряжения.
- упражнения с применением игрового и соревновательного метода
3. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при выполнении предложенного комплекса абсолютно у каждого спортсмена выросли результаты, как в самой игре, так и в упражнениях на координацию.
По результатам тестирования экспериментальной группы в конце эксперимента и результатам тестирования контрольной группы в конце эксперимента, можно сделать следующие выводы:
Прирост результатов в экспериментальной группе оказался значительнее, чем в контрольной группе.
1. В тесте «челночный бег 3*10м»:
- Средний результат контрольной группы в конце эксперимента (март) 8,4±0,03 с. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 2,3%.
- Средний результат экспериментальной группы в конце эксперимента (март) 8,2±0,02 с. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 4,8%.
2. В тесте «Бег змейкой»:
- Средний результат контрольной группы в конце эксперимента (март) 4.3±0.03* с. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 4,6%.
- Средний результат экспериментальной группы в конце эксперимента (март) 4.2±0.02 с. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 8,6%.
3. В тесте «Проба Ромберга»:
- Средний результат контрольной группы в конце эксперимента (март) 16,1±0,4 сек. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 18%.
- Средний результат экспериментальной группы в конце эксперимента (март) 19±0,3 секунд. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 26%.
4. В тесте «Бег к пронумерованным мячам»:
- Средний результат контрольной группы в конце эксперимента (март)*11.5±0.09 секунд. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на12%.
- Средний результат экспериментальной в конце эксперимента (март) 10.4±0.06 секунд. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 23%.
5. В тесте «Бег с оббеганием стоек»:
- Средний результат контрольной группы в конце эксперимента (март) 4,2±0,03 секунд. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 11,9%.
- Средний результат экспериментальной группы в конце эксперимента (март) 3,8±0,02 секунд. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 21%.
Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применяемого комплекса упражнений для повышения уровня развития координационных способностей у футболистов в группе спортивного совершенствования.
1. Арестов Ю. И. Подготовка футболистов высших разрядов [Текст] : Учебное пособие для слушателей / Ю.И. Арестов. - М. : ГЦОЛИФК, 1980. - 27 с.
2. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В.В. Бойко. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 321 с.
3. Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание школьников [Текст] / Э.С. Вильчковский. - М. : Логос, 2002. - 340 с.
4. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным [Текст] / Г. Доман. - М. : Аст, Аквариум, 2005. - 230 с.
5. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров. - М. : Лептос, 1994. - 368 с.
6. Ионов, Д. П. Бег во всех измерениях [Текст] / Д.П. Ионов. - СПб. : Питер, 2004. - 317 с.
7. Качании, Л. Тренировка футболистов [Текст] / Л. Качании. - Братислава. : 1984. - 230 с.
8. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания. М.; Сфера. 2002. 230 с.
9. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Л.Б. Кофман. - М. : Физкультура и спорт. 1998. - 220 с.
10. Ливерова, Е. В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания [Текст] / Е.В. Ливерова. М. : Спорт в школе. 2003. - 170 с.
11. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И. Лубышева. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 201 с.
12. Луури, Ф. Физическое развитие детей [Текст] / Ф. Луури. - М. : Феникс, 2003. - 300 с.
13. Лях, В. И. Физическая культура [Текст] / В.И. Лях. - М. : Просвещение, 2001. - 184 с.
14. Марченко, В. А. Развитие двигательных качеств футболистов [Текст] / В.А. Марченко. - 1991. - 311 с.
15. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А.П. Матвеев. - М. : Феникс, 1991. - 191 с.
16. Матвеев, А. П. Основы развития скоростных способностей [Текст] / А.П. Матвеев. - М. : Феникс, 2006. - 430 с.
17. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов [Текст] / Г.В. Монаков.
- М. : Советский спорт, 2005. - 241 с.
18. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / М.Я. Набатникова. - М. : Физкультура и спорт, 1982.
- 280 с.
19. Петровский, В. В. Бег на короткие дистанции [Текст] / В.В. Петрвоский. - М. : Гардарики, 2005. - 217 с.
20. Ращупкин, Г. В. Физическая культура школьников [Текст] / Г.В. Ращупкин. - Спб. : Нева, 2004. - 210 с.
21. Сапожниковежнов, И. С Футбол сегодня и завтра [Текст] / И.С. Сапожниковежнов. - М. : Издательство «Физкультура и спорт», 1965. - 250 с.
22. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин. - М. : ФиС, 1987. - 128 с.
23. Фомин, Н. А, Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 187 с.
24. Харре, Д. Учение о тренировке. 2гл цели задачи исходные приложения. [Текст] / Д. Харре.
25. Хедман, Р. Спортивная физиология [Текст] / Р. Хедман. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 234 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2000. - 310 с.
и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2000. - 345 с.
27. Построение спортивной тренировки [Электронный ресурс] // URL: http://biofile.ru/chel/14717.html
28. Спортивная тренировка [Электронный ресурс]// URL: http://site- c738598.umi.ru/sportivnaya trenirovka/
29. Координационные способности футболистов [Электронный
ресурс] http://www.dynamomania.com/blog/341148-koordinacionnye-
sposobnosti-futbolistov
30. Методические положения и принципы организации координационной тренировки футболистов [Электронный ресурс] http://bibliofond.ru/view.aspx?id=7 88631