ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ . 9
1.1. Молодежь на рынке труда: специфика и основные проблемы молодежной занятости 9
1.2. Нормативно-правовые основы предпринимательства в современной
России. Политика современной России по развитию
малогопредпринимательства 28
1.3. Предпринимательский потенциал молодежи, его развитие и виды
поддержки молодых предпринимателей 48
2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 61
2.1. Состояниемолодежного предпринимательства в Свердловской области в
оценке экспертов 61
2.2. Отношение молодежи к предпринимательству 73
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 90
3.1. Проблемы развития предпринимательского потенциала молодежи
Свердловской области 90
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию политики в области
содействия молодежным предпринимательским инициативам 94
3.3. Разработка и реализация программы проведения тренингов для
начинающих молодых предпринимателей Свердловской области 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А 122
Актуальность темы исследования определяется тем, что молодежь представляет собой наиболее активную часть общества, которая обладает высоким запасом сил, стремлений, желанием достигнуть успеха, материального благополучия, самореализации, то есть можно сказать, что потенциал молодежи в предпринимательской деятельности очень высокий, молодые предприниматели способы внести весомый вклад в социально - экономическое развитие региона, создавая новые рабочие места, сокращая безработицу, осуществляя выплаты налогов, создавая инновационные продукты, продвигая передовые технологии, развивая широту ассортимента товаров и услуг.
В настоящее время в Свердловской области предпринимательский потенциал молодежи развит слабо. Зачастую и сами молодые люди занимают пассивную позицию, опасаясь возможных трудностей, которые могут иметь место при организации собственного бизнеса. Молодежь зачастую не знает, с чего начать организацию своего дела, какие действия необходимо выполнить, чтобы соблюсти все требования законодательства, какие шаги предпринять, чтобы бизнес был успешным.
При этом даже молодежь, обучающаяся в ВУЗах на экономических и управленческих специальностях, которая обладает необходимой теоретической подготовкой, испытывает неуверенность в своих силах в области организации своего дела, хотя именно для данной группы созданы наиболее благоприятные стартовые условия для ведения
предпринимательской деятельности.
Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации определяется важностью развития предпринимательского потенциала в Свердловской области, необходимостью выявления инструментов, которые позволят максимально эффективно сформировать у молодежи желание и практические компетенции для начала собственного бизнеса.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования являются научные труды ученых, занимающихся изучением молодежного рынка труда, развитием предпринимательского потенциала
молодежи.
Изучением молодежного рынка труда, спецификой его функционирования занимаются такие ученые и исследователи, как Ю. С. Колесникова, А. В. Камашева, А. Л. Халиков, В. В. Кот, А. Г. Кузьмина, В. А. Гневашева и др.
К анализу предпринимательства обращались многие видные экономисты зарубежных стран, в их числе, как М. Вебер, П. Друкер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, Ф. Кенэ, И. Кирцнер, К. Маркс, А. Маршалл, Л. Мизес, А. Смит, Ж. Б. Сэй, А. Тюрбо, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и др.
Систематизация трактовок термина «предпринимательский потенциал» позволяет назвать те ключевые черты, которые в данном понятии выделяют российские исследователи А. Я. Степанов, Н. В. Иванов, А. Ю. Чепуренко, М. В. Грачев и др.
Объектом исследования выступает молодежное предпринимательство Свердловской области.
Предмет исследования - методы и средства развития потенциала молодежного предпринимательства Свердловской области.
Целью исследования - разработка рекомендаций по развитию предпринимательского потенциала молодежи Свердловской области.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
• раскрыть теоретико-методологические и правовые основы развития предпринимательского потенциала молодежи,
• специфику и основные проблемы молодежной занятости,
• изучить нормативно-правовые основы предпринимательства в современной России,
• изучить предпринимательский потенциал молодежи, а также виды поддержки молодых предпринимателей,
• провести анализ развития предпринимательства среди молодежи Свердловской области,
• выявить проблемы развития предпринимательства среди
молодежи Свердловской области,
• разработать рекомендации по развитию предпринимательского потенциала молодежи Свердловской области,
• разработать программу проведения тренингов для начинающих молодых предпринимателей Свердловской области.
Методы исследования определены исходя из поставленных задачи включают в себя: научные методы анализа, синтеза, сравнительный анализ, анализ статистических данных, метод экспертной оценки и опроса, изучение литературы по теме исследования и другие.
Информационная база исследования включает в себя законодательные, нормативно-правовые акты по теме исследования; учебную, научную литературу и периодические издания; данные социологических опросов, данные периодической печати, материалы конференций, данные сети Интернет по исследуемой теме.
Научная новизна работы заключается в анализе и выявлении
факторов, влияющих на развитие молодежного предпринимательства.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на раскрытие потенциала молодежного предпринимательства в Свердловской области, которые могут быть внедрены в работу муниципальных и региональных органов власти, а также некоммерческих фондов, осуществляющих поддержку
предпринимательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенность современного молодежного рынка труда.
2. Малый бизнес нуждается в особой поддержке государства в силу своей объективной уязвимости в конкурентной борьбе с крупными игроками рынка.
3. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства выражается в функционировании Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, сети региональных и местных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторов, Федерального портала малого и среднего предпринимательства...
Целью магистерской диссертации ставилась разработка рекомендаций по развитию предпринимательского потенциала молодежи Свердловской области.
Исследование теоретико-методологических и правовых основ развития предпринимательского потенциала молодежи позволило сделать вывод, что анализ развития предпринимательства среди молодежи Свердловской области показал, что предпринимательский потенциал молодежи нашей страны в настоящее время задействован слабо.
Опираясь на итоги экспертной оценки состояния молодежного предпринимательства в Свердловской области, можно сказать, что предприниматели оценили предпринимательский потенциал молодежи как умеренный - 33,33% и крайне низкий - 33,3%. При этом государственные служащие более оптимистичны в своих оценках, так, большинство из них считают, что молодежь обладает средним предпринимательским потенциалом - 38,5%. Однако, много и тех, кто находит потенциал
умеренным - 34,6%.
Если анализировать общие данные, то в совокупности два ответа набрали равные проценты 34,4%, это ответы «средний» и «умеренный».
При этом эксперты считают, что предпринимательский потенциал молодежи за последние годы вырос. По мнению экспертов, негативное влияние на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи оказывают нестабильность ситуации в стране, непрозрачность и перегруженность законодательного регулирования, постоянные изменения в правовом регулировании ведения бизнеса.
Положительное влияние оказывают изменение типа мышления на экономическое, предприимчивое, развитие информационных технологий, открывших новые возможности для ведения бизнеса, возможности в сфере образования, доступность любой информации.
114
По мнению экспертовнаиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации предпринимательского потенциала молодежи присутствуют в сфере досуга, отдыха и туризма.
Преобладающее большинство экспертов считает, что государство должно оказывать поддержку и развивать предпринимательский потенциал молодежи.
Оценка состояния знаний и компетенций молодежи Свердловской области в области предпринимательства показывает, что в настоящее время данное направление развито недостаточно. В частности, образовательные программы высших и средних специальных учебных заведений не содержат достаточное количество теоретического и практического материала для развития предпринимательских качеств у молодежи, кроме того, скудной представляется и государственная поддержка молодых предпринимателей, которая зачастую носит формальный характер, ею сложно воспользоваться, есть определенные ограничения, не позволяющие молодежи, опираясь на поддержку власти, развивать свой бизнес. Исследование мнения молодежи относительно предпринимательства показало, что у молодых также есть интерес к открытию собственного бизнеса, но они зачастую испытывают неуверенность в своих силах, ощущают нехватку знаний, сталкиваются с проблемой получения финансирования своих бизнес-идей.
При этом были выделены следующие проблемы развития предпринимательства среди молодежи Свердловской области:
Макроэкономические: негативные тенденции развития мировой экономики, санкции, политическая нестабильность, ужесточение конкуренции, законодательные сложности, сложности взаимодействия с контролирующими органами, недостаточно эффективные учебные планы и программы;
Личностные: неуверенность в завтрашнем дне, психологическая неготовность к трудностям, нехватка практических знаний о ведении предпринимательской деятельности;
Микроэкономические: нехватка денежных средств, слабость и неразвитость государственной финансовой поддержки.
Для решения выявленных проблем были разработаны следующие рекомендации по развитию предпринимательского потенциала молодежи:
• организация выставок с результатами работы молодых предпринимателей,
• проведение тематических форумов для молодежи,
• безвозвратное финансирование перспективных бизнес-проектов молодежи,
• реализация программы обучения практическим аспектам ведения бизнеса для молодежи.
За счет безвозвратного финансирования перспективных бизнес- проектов молодежи прогнозируется создание за три года 97 новых рабочих мест, бюджет за три года получит налоговых поступлений в размере 2347 тыс.руб. При этом вложения в данное мероприятие составляют 1096 тыс.руб. Чистый экономический эффект, рассчитанный как разница между приростом налоговых доходов и затратами на мероприятие, составит 1251тыс.руб. в год.
Мероприятия «Проведение тематических форумов для молодежи» и «Организация выставок с результатами работы молодых предпринимателей» запланированы на 2021 год.
Основная тематика форумов и выставок - молодежное предпринимательство. В рамках работы форумов организуются круглые столы, секции, лекции, экскурсия, мастер-классы и культурно-досуговые мероприятия. Молодые активисты учатся писать проекты и презентовать свои идеи экспертам. Форум является площадкой, на которой любой молодой человек или команда могут представить и защитить свой проект, найти единомышленников для его реализации и получить общественную и государственную поддержку. Выставка - это способ для молодежи поделиться своими успехами в предпринимательской деятельности, продвинуть свою фирму, свой продукт, представить ее широкой аудитории.
116
На мероприятия потребуется сумма 1630 тыс.руб., при этом за счет регионального бюджета будет профинансировано 60% - 978 тыс.руб., за счет спонсорских средств - 489 тыс.руб., за счет средств участников - 163 тыс.руб.
Результатом данных мероприятий станет повышение интереса молодежи к предпринимательской деятельности, продвижение перспективных идей молодых предпринимателей, привлечение инвесторов и спонсоров к новым идеям и проектам молодежи, популяризация предпринимательской инициативы, увеличение числа молодых предпринимателей, интенсификация деятельности общественных молодежных организаций.
Также была разработана программа проведения тренингов для начинающих молодых предпринимателей Свердловской области, которая состоит в обеспечении теоретической и практической базы для раскрытия предпринимательского потенциала молодежи Свердловской области.
Стратегический замысел проекта состоит в разработке и проведении тренингов, помощи в составлении бизнес-проектов, безвозмездном финансировании проектов. Реализации государственной программы реализуется на бесплатной основе для граждан Свердловской области от 18 до 29 лет.
Программа будет действовать 2 года: 2020 и 2021. Стоимость проекта: 350 000 рублей. Ответственным за проект является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
Результаты проекта: увеличение числа молодых людей, обладающих теоретическими и практическими знаниями в области организации и ведения предпринимательской деятельности, увеличение количества бизнес-единиц, созданных молодыми предпринимателями, создание новых рабочих мест в бизнесе молодых предпринимателей, пополнение бюджета за счет уплаты налогов молодыми предпринимателями.
1. Белокрылова О. С., Зайченко А. А. Занятость и рынок труда в переходной экономике: теория и практика :учеб. пособие / О. С. Белокрылова, А. А. Заиченко. - Ростов на Дону : ДГТУ, 2015. - 18 с.
2. МасловЕ. В.Управление персоналом предприятия : учеб. пособие / Е. В. Маслов. - Новосибирск: НГИ, 2019. - 8 с.
3. Кравченко А. И. История менеджмента : учеб. пособие / А. И. Кравченко. - Москва :Академ. проект, 2012. - 225 с.
4. Колесникова Ю. С., Камашева А. В., Халиков А. Л. Молодежный рынок труда и содействие трудоустройству : учеб. пособие / Ю. С. Колесникова, А. В. Камашева, 5. А. Л. Халиков. - Казань : КФУ, 2013. - 54 с.
6. Гневашева В. А. Молодежь России: особенности профессионального становления. : учеб. пособие / В. А. Гневашева. - Москва :МосГУ, 2012. - 97 с.
7. Павленок П. Д. Основы социальной работы :учеб. пособие / П. Д.Павленок. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 236 с.
8. Руденко Б. Все возрасту покорны : учеб. пособие / Б. Руденко. - Москва : 2006. - 11 с.
9. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало ХХ века : учеб.-практ. пособие / Н. И.Бабурина. - Москва :Художник РСФСР, 1988. - 29 с.
10. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи. Социальные проблемы общества. : учеб.-практ. пособие В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - Москва : ИСПР, 2014. - 86 с.
11. Колесникова Ю. С., Камашева А. В. Пути решения проблем молодежного рынка труда. Вестник экономики, права и социологии : учеб.пособие/ Ю. С. Колесникова, А. В. Камышева. - Казань : КФУ, 2012. - 47с.
12. Ядгаров Я. С. История экономических учений:учеб.пособие / Я. С. Ядгаров. - Москва : Инфра-М, 2016. - 301 с.
13. Белых С. В. Конституционно-правовое регулирование экономических процессов в отдельных государствах Европейско-Азиатского региона. Бизнес, Менеджмент и Право : учеб. пособие / С. В. Белых. - Санкт-Петербург :СпбГУ, 2016. -47 с.
14. Кирпичев А. Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики : монография А. Е. Кирпичев. - Москва : РГУП, 2017. - 34 с.
15. Власов В. С. Проблемы развития малого предпринимательства в России : учеб. пособие / В. С. Власов. - Москва : МИР, 2010. - 15 с...