ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ЗАПАСОВ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 6
1.2 КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 20
1.3 СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ
ЗАПАСАМИ 33
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СФЕРЕ
ТОРГОВЛИ ЛЕГКОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ 42
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ
ДИЛЕРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 42
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УНИКАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
АВТОМОБИЛЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 61
2.3 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ ЗАПАСАМИ НА ДИЛЕРСКОМ
ПРЕДПРИЯТИИ 71
3 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ЗАПАСОВ НА
ДИЛЕРСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 86
3.1 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ ЗАПАСАМИ НА
ДИЛЕРСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 86
3.2 АПРОБАЦИЯ АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ДИЛЕРСКОМ
ПРЕДПРИЯТИИ 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОПРОС ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ ЛОГИСТИКИ НА ДИЛЕРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОПЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА ПО МОДЕЛИ SKODA RAPID 1.6 MPI АПП 150 Л.С. СО СРОКОМ ХРАНЕНИЯ ОТ 0 ДО 90 ДНЕЙ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО 141
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЧАСТОТА ПРОДАЖ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОПЦИЙ В АВТОМОБИЛЕ SKODA RAPID ЗА 2018 ГОД 144
Актуальность темы исследования. Управление запасами играет большую роль в жизнедеятельности любого предприятия. В условиях современной глобализации мировых рынков, растет уровень конкуренции во всех сферах, при этом жизненный цикл товаров уменьшается. Предприятию необходимо обеспечить должный уровень конкурентоспособности. Это возможно, в том числе и посредством грамотно выстроенных бизнес процессов в сфере управления запасами. Так, предприятия могут обеспечить наличие необходимых потребителю товаров с учетом не только сезонности и тенденций рынка, но и существенно сократить расходы на содержание склада путем сокращения срока оборачиваемости товара и подбора наиболее подходящих инструментов для оперативного контроля над эффективностью управления товарными запасами. Для автомобильного бизнеса, с учетом стагнации рынка этот вопрос особенно актуален в виду возросшего уровня потребительского экстремизма, больших объемов замороженных средств на складах дилера, высоких затратах на содержание склада, длинным производственным циклом и необходимостью строить управленческую деятельность в рамках строгих ограничений, установленных заводом изготовителем без возможности влиять на некоторые из них. При этом высок в отрасли и уровень неопределенности и риска, в условиях которого принимаются управленческие решения. Для минимизации издержек, которые могут возникать в процессе жизнедеятельности предприятия и успешного решения вышеуказанных вопросов, автомобильным дилерам необходимо выстроить внутри предприятия такую методику управления запасами, которая будет отвечать современным вызовам рынка и ограничениям, в которых работает организация.
Степень разработанности проблемы. Вопросами теории запасов и управления запасами на предприятии в разное время занимались следующие отечественные ученые: И. Д. Фасоляк, Ю. И. Рыжиков, Е. А. Хруцкий, Е. В.
Булинская, А. М. Гаджинский, А. Л. Денисова, В. В. Волгин и др. Среди зарубежных авторов исследованиями занимались: Д. Риккардо, В. Парето, Р. Уилсон, Ф. Харрис, Ф. Кларк и др.
Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса в сфере торговли легковыми автомобилями.
Предметом исследования являются механизмы управления запасами на предприятии.
Целью исследования является совершенствование управления запасами на предприятии.
Задачи:
• изучить понятие материальных запасов, их классификацию и методы управления запасами в литературе;
• провести социологический опрос на дилерских предприятиях, дать оценку текущему состоянию управления запасами на примере предприятия ООО «Компания «Авто Плюс Север» и исследовать влияние наличия индивидуальных специфических опций в автомобиле на сроки их реализации;
• разработать алгоритм заказа и отгрузки автомобилей с распределительных складов с учетом уникальных индивидуальных характеристик автомобиля.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых в области управления запасам, материалы научных статей.
Эмпирической базой исследования послужили данные предприятий, собственные эмпирические исследования автора, законодательство Российской Федерации.
Научная новизна заключается в разработке алгоритма заказа и отгрузки с распределительного склада автомобилей, который основан на учете коэффициента оборачиваемости, срока хранения и коэффициента вариации по результатам продаж, особенностью которого является учет индивидуального опционального оснащения в каждой заказанной единице товара, что позволяет
4
сократить срок хранения товара на складе, тем самым способствуя сокращению затрат предприятия на хранение запасов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, и 3 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 116 страницах и включает 47 рисунков и 22 таблицы.
Исследования, которые были проведены в диссертации, позволяют сформулировать определенные заключительные выводы. Во -первых, в соответствии с задачами, которые были поставлены в начале работы, было изучено понятие материальных запасов и их классификация на предприятии, также были изучены методы управления запасами в российской и зарубежной литературе. Согласно различным источникам, способов классифицировать материальные запасы существует большое количество, как и методов и различных концепций управления запасами на предприятии. Не существует единственного метода, применение которого решит любые вопросы, которые могут возникать в области управления запасами при различных факторах внутренней и внешней среды для предприятия из любой сферы экономической деятельности.
Во-вторых, был проведен социологический опрос дилерских центров по России, на основании которого были обнаружены следующие тенденции в управлении запасами на предприятиях торговли автомобилями. Так, респонденты отмечали высокий уровень конкуренции в отрасли, отсутствие утвержденной методики анализа товарных запасов, отсутствие практики применения статистических методов при заказе товара на склад, а также проблему регулярного замораживания денежных средств. В-третьих, была выдвинута и доказана гипотеза о том, что наличие в автомобиле индивидуальных опциональных характеристик влияет на прибыль за одну единицу товара и срок реализации такого товара и что при заказе новых товаров на склад, необходимо обязательно руководствоваться данными статистики по продажам прошлых периодов не самих единиц товара, а по опциональной разности таких единиц.
После проведения социологического опроса, была дана оценка текущему состоянию управления запасами на примере предприятия ООО «Компания «Авто Плюс Север». Было установлено, что предприятие несет большие издержки, связанные с затратами на хранение автомобилей, также, что средний срок хранения автомобилей на складе выходит за рамки установленного нормативного срока льготного периода по товарному кредиту, что также отрицательно сказывается на совокупности затрат предприятия на содержание склада. Как показали результаты исследования, около 9% от себестоимости товара на складе ежемесячно заморожено для выполнения поставленных задач по планам реализации продукции.
В-четвертых, на основе эмпирического исследования был разработан алгоритм заказа автомобилей на склад, которых учитывает не столько сами номенклатурные единицы, сколько их опциональное оснащение. Была предложена методика, благодаря которой дилеры могут выявить опции, который являются ключевыми для каждой модели, а также рекомендованные пороговые значения по заказу каждой из категорий товаров.
В-пятых, данный алгоритм успешно прошел апробацию на действующем дилерском предприятии и его внедрение оказало положительный экономический эффект на хозяйственную деятельность предприятия. Среднее количество товарных остатков уменьшилось на 44 автомобиля или на 32%. Затраты на содержание склада уменьшились на 9% или на 159 тысяч рублей. Доля замороженных средств на складе дилера уменьшилась на 11% по сравнению с базовым периодом. Выручка по отделу продаж возросла на 5 119 тысяч рублей или на 6% причем прогнозная способность предприятия к планированию выручки увеличилась на 7%. Прибыль предприятия возросла на 1 139 тысяч рублей или на 14%, а так же предприятие стало более способным качественно прогнозировать выручку. При том рентабельность от продаж увеличилась на 0,09 или на 9% по сравнению с предыдущим периодом. Коэффициент оборачиваемости товаров вырос на 13 дней или на 31% и составил 28 дней после апробации по сравнению с 41 днем до апробации.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - Москва : Русский язык, 1981. - 7 50 с.
2. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. - 15-е изд., перераб. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 472 с. - ISBN 978-591131-596-2.
3. ГОСТ Р 51303-99. Библиографическая запись. Торговля. Термины и
определения: дата введ. 2000-01-01. - Москва. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200003987 (дата обращения: 25.10.2019).
4. Денисова А. Л. Организация Коммерческой деятельности: управление запасами : учеб. пособие / А. Л. Денисова, Н. В. Дюженкова. - Тамбов : Изд-во Тамб. Гос. Техн. У-та, 2007. - 80с. - ISBN 978-5-8265-0607-3.
5. Волгин В. В. Склад : прак. пособие. - 2-е изд. - Москва : Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2001. - 315 с. - ISBN 978-5-394-01944-9.
6. Линдере М. Р., Фирон Х. Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. Спб. : Полигон, 2013. - 758 с. - ISBN 5-7931-0181-0.
7. Harris F. How many parts to make at once. Operations research. P. 135— 152.
8. Долгов A. П. Модель EOQ в историческом разрезе: проблема
идентификации авторства формулы // Логистика сегодня. - 2006. - № 5. - С. 270-282. - URL: https://grebennikon.ru/article-dcjh.html (дата обращения:
04.06.2018).
9. Григорьев М. Н. Коммерческая логистика. Теория и практика : учебник / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 507 с. - ISBN 978-5-9916-9019-5.
10. Глухов В. В. Математические методы и модели для менеджмента. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Лань, 2005. - 528 с. - ISBN 5-8114-0278-3.
11. Тюнин Д. К. Эволюция развития систем управления запасами.
Cyberleninka.ru: электронная библиотека : сайт. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/evolyutsiya-razvitiya-sistem-upravleniya zapasami/viewer (дата обращения: 04.06.2018).
12. Фасоляк Н.Д. Управление производственными запасами. - М. : Экономика, 1972. - 425 с.
13. Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. - М. : Наука, 1969. - 510 с.
14. Булинская Е. В. Стохастические модели теории запасов : спец. 01.01.05 «Теория вероятностей и математическая статистика»: автореф. дис. доктора физ.-мат. Наук / Булинская Екатерина Вадимовна ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1998. - 30 с.
15. Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управления запасами. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с. - ISBN 5-318-00073-8...