Введение 3
ГЛАВА 1. Обзор литературы по проблеме исследования. 5
1.1 Понятие «Профилактика». 5
1.2 Анатомо-физиологические характеристики детей 8
старшего дошкольного возраста.
1.3 Общая характеристика заболеваний опорно- 14
двигательного аппарата, их классификация.
1.4 Средства физической культуры направленные на 20
профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
ГЛАВА Организация и методы исследования. 24
2.
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Методы исследования.
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рост и развитие, состояние здоровья детей, в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья населения и, в первую очередь сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это обеспечивается и регламентируется нормативно-правовыми документами как, Закон РФ «Об образовании» [1], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 07.05.2012г № 598, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и др.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях являются актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны, показателем эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом.
Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей обмена, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым. На первом месте среди морфофункциональных отклонений находятся отклонения со стороны костно-мышечной системы.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый житель планеты имеет нарушение функции суставов или предъявляет жалобы на боли в них. По статистике 70 % детей имеют нарушения осанки, а 10 % из них даже сколиоз и лордоз. К школьному возрасту у 65 % детей есть плоскостопие, а к 12 годам каждый второй ребёнок имеет этот диагноз [17].
Поэтому, очень большую роль играет просвещение детей в вопросах профилактики заболеваний ОДА средствами физической культуры. Необходимо объяснять значимость тех или иных действий и привычек, а главное - подавать собственный пример. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Предмет исследования: средства физической культуры в профилактике заболеваний ОДА детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность разработанной программы в профилактике заболеваний ОДА детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. разработать комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата;
3. выявить эффективность предложенного комплекса упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведённой работы по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста мы выявили, что с каждым годом сокращается количество здоровых и физически развитых детей. Материалы выпускной квалификационной работы позволяют сделать ряд выводов:
во-первых, в результате изучения литературных источников, мы выявили, что проблема профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста является весьма актуальной на сегодняшний день;
во-вторых, нами был разработан комплекс упражнений с использованием фитболов для профилактик заболеваний опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста;
в третьих, в ходе педагогического эксперимента, мы обобщили и систематизировали результаты исследования, выявили эффективность воздействия занятий фитбол-гимнастикой на развитие психофизических качеств воспитанников.
Решение данной проблемы требует осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Поэтому, большое внимание следует систематичности, доступности занятий, осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Необходимо, чтобы дети имели представление и отношение к своему здоровью. Заложенные знания и опыт с детских лет в плане профилактики заболеваний ОДА, преумножились с годами, предупредив многие заболевания в старшем и пожилом возрасте.
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации. М.: ТЦ Сфера, 2012
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Приказ Министерства образования и науки РФ. № 1155, 2013.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.- 2-е изд.испр.М.: Мозаика - Синтез.2014.336с.
4. Амосов Н.М.-Раздумья о здоровье. М., 1987.- 64с.
5. Асташина М.П., Шульпина В.П.- Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Омск.: Издательство «Сиб-ГУФК». 2007. 111с.
6. Аршавский И.А.- Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1982.- 270с.
7. Богина Т.Л.- Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез., 2006.- 112с.
8. Вайнер Э.Н.- Лечебная физическая культура: учебник. М.: Флинта: Наука., 2009.- 424с.
9. Васильева А.- Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. СПб.: ИК «Крылов», 2014.- 157с.
10. Власенко Н.Э.- Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс. 2015.112с.
11. Егоров Б.Б., Нестерюк Т.В.-Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста.: АПП «Джангар». 1999. 64с.
12. Крючек Е.С., Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие. М.:Терра- Спорт. Олимпия Пресс. 2015. 64с.
13. Либинтов М.А.- Советы специалиста. Не спешите стареть. М.: 2013.-192с.
14. Малахова А.А., Жихарь В.И.- Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. Минск. 2001.110с.
15. Маханёва М.Д. - Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.:РРКТИ. 2001. 208с.
16. Махроцкий Я.Л.- Валеология. Минск.: 2006.-288с.
17. Медик В.А., Токманцева М.С.- Статистика здоровья населения и здравоохранения: учебное пособие. М.: 2009.- 368с.
18. Мирская Н.Б., Коломенская, А.Н.- Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков (методология, организация, технология): учебное пособие. М.: Флинта: Наука., 2009.- 224с.
19. Морозов М.А.- Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Учебное пособие. СПб.: СпецЛит., 2012.- 167с.
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. Издательство «Русский язык».,1978.-846с.
21. Панов Г.А.- Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов: учебное пособие. М.: РУДН.: 2012.- 190с.
22. Полозов А.А.- Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового. М.: Советский спорт., 2011.- 390с.
23. Пономарёва Е.Ю. Программа по физическому воспитанию для детей 5-7 лет дошкольных образовательных учреждений с использованием средств фитнес-аэробики: учебно-методическое пособие. ЕГУ им. И.А Бунина. 2011. 41с.
24. Попков Н.В. Спортивная метрология: Курс лекций. - Омск: Изд-во СибГУФК,2004.-183с.
25. Сергиеаич А.А.- Самостоятельные занятия физкультурой при нарушениях опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. Омск.: Издат-во Ом.гос.ун-та.: 2011.- 84с.
26. Сергиенко Ю.В.- Лечение болезней позвоночника и спины методом Поля Брэгга. М.: РИПОЛ. классик.: 2008.-64с.
27. Хозяинова Д.А., Горская И.Ю.- Методика оценки и совершенствования координационных способностей: у девочек 14-15 лет средствами оздоровительной аэробики с учётом типа телосложений: Учебное пособие. Омск: СибГУФК.:2004.-115с.
28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.- Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. М.:ИЦ «Академия».: 2000.¬480с.
29. Чеснова Е.Л.- Физическая культура: учебное пособие. М.: «Директ- Медиа».:2013.-160с.
30. Шебеко В.Н.- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие. Минск.:Выш.шк., 2013.- 288с.
31. Хусаинов Р. Классификация ортопедических заболеваний. [Электронный ресурс] / Р.Хусаинов - СПб.Медицинский информационный журнал, 2013.- 35с. - www.medikalinsider.ru.
32. Медицинский словарь [Электронный ресурс] / 2008.- www.medslv.ru
33. Киенко М.Фитбол-гимнастика для детей. Методика проведения занятий [Электронный ресурс] / М.Киенко. - М.: 2013. - 72с.- www.tanci- palitra.com/ua